Особенности физиологического вида стресса
Ритм жизни современного человека ускоряется с каждым годом. Сегодня женщина — это не только мать и хранительница очага, но и бизнесвумен, спортсменка, комсомолка и просто красавица.
Мужчины тоже не ограничиваются добычей мамонта — они обязаны помогать по дому, воспитывать детей, заниматься спортом, своим развитием, бизнесом и так далее. По мере все увеличивающихся обязанностей у многих стали появляться навязчивые стрессовые состояния.
И поэтому сегодня стресс — это не привилегия мнительных барышень, а серьезный психологический и физиологический диагноз.
Стресс преследует почти каждого современного человека
Что такое физиологический стресс
Физиологический стресс — это реакция организма человека на любые отрицательные внешние раздражители (стрессоры). Функция стресса — это мобилизация, которую испытывает организм, переносящий стресс.
И в небольших количествах такое состояние действительно полезно — человек начинает активнее мыслить и действовать. Однако если стрессовых ситуаций возникает больше, то силы организма, брошенные на решение проблем, попросту истощаются.
Причем это относится как к психологическим ресурсам, так и к физиологическим.
Ученые всего мира давно признали силу воздействия стресса на организм. Было проведено множество исследований, написано огромное количество статей и книг по психофизиологии, и все они посвящены одному явлению — физиологии стресса.
Казалось бы, этот процесс изучен вдоль и поперек. Но психофизиологические механизмы его возникновения, этапы развития и последствия влияния стрессоров на психику и здоровье человека настолько сложны, что практически для каждого являются уникальными.
Хотя есть и общие симптомы.
Структура развития физиологического стресса
Любое стрессовое состояние при возникновении проходит три этапа: тревога, адаптация, истощение. Эти процессы являются физиологическими механизмами стресса.
Первая реакция, которой сопровождается физиология стресса, – это состояние тревоги. Здесь непосредственное участие в процессе принимает вегетативная нервная система, которую человек не способен контролировать самостоятельно. Она немедленно реагирует на все изменения окружающей среды, и степень изменения в ее работе зависит от силы возникающей реакции.
Именно благодаря воздействию вегетативной нервной системы наш организм способен приспосабливаться к внешним факторам. Так, в темноте расширяются, а при ярком свете сужаются зрачки, отдергивается рука от горячей поверхности и так далее. Далее в процесс «включается» эндокринная система, именно она позволяет вырабатывать гормон адреналин.
Этот гормон «сохраняет» возникшие изменения.
Следующий этап более длительный. Эта реакция происходит уже с участием головного мозга, повышается количество глюкозы в крови, увеличивается производство энергии и многое другое.
Возможны два варианта завершения данного этапа — либо организм адаптируется к новым реалиям, либо ресурсы подойдут к концу, и начнется третий этап — период истощения.
Эта фаза развития стресса как раз и вызывает все неприятные изменения. Силы на исходе, сопротивляемость снижена, возникают физические последствия стресса.
Если не устранить раздражитель на данном этапе, возможен летальный исход.
Связанные со стрессом реакции происходят в мозге человека
Причины стресса
Причиной возникновения стресса (стрессором) может оказаться что угодно, любые психологические или иные изменения. В основе лежат совершенно разные особенности, компоненты и реакции. Кто-то с трудом переживает проблемы в личной жизни, а кто-то убивается из-за потери нужной вещи.
Стрессоры подразделяются на внешние и внутренние. К внешним относят смерть близкого человека, потерю работы и т. п. К внутренним — низкую самооценку, глубокое и постоянное самокопание, несоответствие идеалов реальности.
Если же указанные причины возникают относительно редко, то большинство людей переживает их легко. Стресс подключает потайные силы, поэтому человек способен справиться даже с очень серьезными трудностями. Главной и общей причиной возникновения именно негативных последствий стресса является постоянное возникновение раздражителей.
Виды стресса
Благодаря многочисленным изысканиям в области психофизиологии выделяют два вида стрессовых состояний — эустресс и дистресс.
Эустресс — положительный. Он запускает необходимые для устранения раздражителя изменения в организме, повышает умственную и физическую активность, ускоряет реакцию. Когда нужно добежать марафон, то открывается «второе дыхание».
Или при подготовке отчета сотрудник способен работать большее количество времени и гораздо эффективнее.
Следует помнить, что ресурсы, потраченные на такой «марафон», необходимо восстановить, иначе велик риск возникновения второго вида стресса.
Дистресс — отрицательный. Появляется тогда, когда организм больше не в силах бороться с внешними раздражителями (хронический недосып или бесконечные проблемы в семье, как бы вращающиеся вокруг своей оси, конфликты на работе).
Именно такое состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся « в состоянии стресса ». Именно из-за него многие люди пьют антидепрессанты, алкоголь или обращаются за помощью к специалистам. Обычно, говоря о возникновении стресса или депрессии, подразумевают именно его.
Симптомы
Чтобы избежать негативного влияния стресса на свой организм как в психологическом, так и физическом отношении, стоит внимательно относиться к себе и своим близким. К первым симптомам неспособности справиться с трудностями самостоятельно можно отнести:
- постоянную усталость, раздражительность даже по мелким поводам;
- неспособность адекватно реагировать на людей и события;
- плохой сон;
- невосприимчивость к положительным событиям в жизни, отсутствие живого интереса к происходящему;
- невозможность «забыть» на время про свои проблемы и отдохнуть;
- низкую активность.
Если кто-то стал замечать за собой или близкими подобные проявления стресса, стоит насторожиться и обязательно разобраться в причинах, а после максимально их устранить и восстановить силы. Последствия вовремя не выявленных признаков стресса могут быть серьезными, ведь в организме происходят необратимые процессы.
Если возникает резко негативное отношение к собственной работе или начальнику, многие принимают это как должное, от этого никуда не деться, ведь иметь заработок — жизненно необходимо. Постепенно накапливаются раздражение и усталость. Как следствие, может пошатнуться здоровье, ухудшатся или вовсе разрушатся отношения в семье. А ведь стоило лишь поискать новую сферу деятельности.
Плохой сон — симптом стресса
Методы борьбы со стрессом
Самым эффективным методом для борьбы со стрессом является крепкий здоровый сон, поэтому необходимо тщательно подготовиться к этому процессу. Существует масса методик, техник и рекомендаций для улучшения качества сна: от проветривания помещения до засыпания в одной позе. Безусловно, это первое и самое простое, что можно сделать.
Некоторые люди в борьбе со стрессом прибегают к алкоголю, наркотическим веществам, азартным играм и многому другому.
На первоначальном этапе такие «антидепрессанты» действительно способны немного облегчить состояние, но действие их очень кратковременно.
Однако именно они способны развернуть человека вокруг собственной оси на 180 градусов и из стрессового состояния привести к состоянию болезненной зависимости, от которой также неимоверно трудно избавиться.
Главное — это баланс и обязательное стремление трезво оценивать свою жизнь и свои возможности.
Большинство проблем можно решить достаточно быстро лишь немного набравшись терпения. Это позволит остановить развитие стресса, и жизнь придет в норму.
Источник: https://urazuma.ru/stress/fiziologiya.html
Стресс и фрустрация
Теории эмоций
Эмоциональные процессы
План
Лекция. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие — печалят, третьи — возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. Размещено на реф.рф — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека ксамому себе и- к окружающему его миру.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие,получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.
Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект — сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция ивоздействующие раздражители осознаются недостаточно — и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием).
Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Οʜᴎ способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, в случае если ей во-время не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.
Собственно эмоции, вотличие от аффектов, — более длительные состояния. Οʜᴎ — реакция не только на события совершившиеся, но ина вероятные или вспоминаемые. В случае если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Οʜᴎ носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека.
Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Οʜᴎ, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т. е. передаются другим людям, сопереживаются.
Чувства— высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Οʜᴎ связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства— еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. К примеру, человек не в состоянии испытывать чувство любви, в случае если у него нет объекта привязанности. Учитывая зависимость отнаправленности чувства делятся на моральные(переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные(чувства, связанные с познавательной деятельностью), эстетические(чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы), практические (чувства, связанные с деятельностью человека)».
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Οʜᴎ всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо принято называть страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.
Настроение— самое долгое эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые — астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров ʼʼнаслаждения, раяʼʼ и ʼʼстрадания, адаʼʼ.
Страсть— еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личностиможно выделить три сферы:
— ее органическую жизнь;
— ее интересы материального порядка;
— ее духовные, нравственные потребности.
Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства.
К аффективно-эмоциональнойчувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.
Предметные чувствасвязаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Οʜᴎ проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.
Мировоззренческие чувствасвязаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
2. Впервые эмоциональные выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На базе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций,согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.
Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П. К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.
Рассмотрение эмоций с биологической точки зрения (П. К. Анохин) позволяет признать, что эмоции закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах ипредупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата͵ несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям.
Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида.
Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели.
Хотя наличие потребности — обязательное условие возникновения эмоции, оно вряд ли является единственным и достаточным. Это положение было стартовой позицией для построения П. В. Симоновым информационной теории эмоций. Согласно П. В. Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.
П. В. Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически крайне важно й для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая должна быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой Э = П (Н — С).
Из данной формулы следует, что:
1) эмоция невозникает, в случае если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности — если система вполне информирована;
2) при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации;
3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, формула эмоций отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональной реакции от силы потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информации, крайне важно й для достижения цели (удовлетворения потребности).
П. В. Симонов показал, что эмоции возникают при рассогласованиимежду жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения,т. е. при недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели, а степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, крайне важно й для удовлетворения этой потребности. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.
Эмоцияможет рассматриваться как обобщенная оценка ситуации.Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно быть выполнено в данных условиях. Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает. Понимание того, что страх должна быть следствием недостатка информации, позволяет его преодолеть. Реакцию удивления можно рассматривать как своеобразную форму страха, которая пропорциональна разнице между предвидимой и фактически полученной дозой информации. При удивлении внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе — на предвосхищении угрозы. Понимание родства удивления и страха позволяет преодолеть страх, в случае если перенести акцент с результатов события на анализ его причин.
Согласно теории американского психолога Джеймса, тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, в состоянии мышц (мимика), позволяет предположить, что эмоции представляютсобой суммутолько органических ощущений,вызываемых этими изменениями. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. В случае если человек примет зажатую скованную позу с опущенными плечами и головой, то вскоре у него появится и чувство неуверенности, подавленности, грусти. И наоборот, поза с развернутыми плечами, поднятой головой, улыбкой на губах вскоре вызовет и чувство уверенности, бодрости, хорошее настроение. Частично эти наблюдения справедливы, но все же физиологические проявления не исчерпывают существа эмоций. Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма,так, к примеру, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей испособствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, т. к. создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные ислабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов ипр.
Итак, в случае если вы хотите подольше сохранить молодость, то не выходите из душевного равновесия по пустякам, чаще радуйтесь и стремитесь удержать хорошее настроение.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Джеймс инезависимо от него Ланге предложили ʼʼпериферическуюʼʼ теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением
—
осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта͵ вызванного эмоциогенным раздражителем.
Другими словами, эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, включает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: ʼʼМы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожимʼʼ.
В данном аспекте представляет интерес концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (к примеру, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. В случае если Джеймс говорил ʼʼмы боимся, потому что мы дрожимʼʼ, то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.
Теория Джеймса—Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания.
Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая воспринимается как ее прямое производное.
Далибор Биндра после критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией,
между соответствующими типично видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами внешней среды, а мотивации — только изменениями внутренней среды организма. Нет оснований признавать существование какого-либо единого специфического церебрального процесса в качестве ʼʼэмоционального процессаʼʼ, постулируемого рядом теорий. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не должна быть полностью отделена от других явлений — ощущения, восприятия, мотивации и т. п. Она не является также ʼʼпромежуточной переменнойʼʼ, связывающей отдельные компоненты поведенческой реакции в целостный акт.
Биндра выдвигает собственную концепцию о ʼʼцентральном мотивационном состоянииʼʼ
—
комплексе нервных процессов, возникающем в результате действия комбинации побудительных стимулов определенного типа.
Развитие ʼʼцентрального мотивационного состоянияʼʼ создает избирательное внимание к определенному классу побудительных стимулов и реактивную склонность в пользу определенного класса типично видовых действий.
3. Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Οʜᴎ представляют из себяглавные ʼʼфакторы рискаʼʼ при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический(т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование,который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, должна быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройкеили в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. В случае если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.
Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — должна быть одинаковым.
Деятельность, связанная со стрессом, должна быть приятной или неприятной. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т. е. стать стрессором.При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта͵ ожиданий, уверенности в себе и т. д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.
Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей стем, что от него требуется, и т. д.
К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрации. Сам термин в переводе с латинского означает обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.
Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях.
Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, в случае если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).
Отступление иуход. В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (к примеру, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто.
Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации.В случае если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания — никаких эмоциональных проявлений.
4. Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места͵ его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования. Можно выделить три физиологических механизмаподобного стресса.
В первую очередь, в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта͵ которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения нужно ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не помешает иметь какое-то хобби, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ открывает путь положительным эмоциям.
Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция — возбуждается одна из глубинных структур мозга — гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу — гипофиз — выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно ʼʼвыскакиваетʼʼ из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становится чаще дыхание). В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек, в отличие от первобытного, вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, в связи с этим у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь — физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.
В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, нужно снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации. Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса — полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. В случае если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта͵ к примеру, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них можно охарактеризовать словом ʼʼзатоʼʼ. Суть его — суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения — доказать себе, что ʼʼмогло быть и хужеʼʼ. Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем (ʼʼа другому гораздо хужеʼʼ) позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу ʼʼзелен виноградʼʼ: подобно лисице из басни сказать себе, что ʼʼто, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не нужноʼʼ.
Один из лучших способов успокоения — это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, ʼʼизлить душуʼʼ, т. е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.
Иногда однажды пережитый сильный страх в какой-либо ситуации закрепляется, становится хроническим, навязчивым — возникает фобия на определенный круг ситуаций или объектов. Для устранения фобий разработаны специальные психологические приемы (в рамках нейролингвистического программирования).
Эмоционально окрашенное отношение к делу способствует его результативности, но при чересчур сильной заинтересованности в результатах человек испытывает волнение, тревогу, излишнее возбуждение, неприятные вегетативные реакции. Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для исключения неблагоприятных последствий перевозбуждения желательно снять эмоциональную напряженность на базе концентрации внимания не на значимости результата͵ а на анализе причин, технических деталях задания и тактических приемах.
Важно заметить, что для создания оптимального эмоционального состояния нужны:
1) правильная оценка значимости события;
2) достаточная информированность (разноплановая) по данному вопросу, событию;
3) запасные отступные стратегии — это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы. В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу ʼʼне очень-то и хотелосьʼʼ. Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья. Не случайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: ʼʼГосподи, дай мне мужество, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другогоʼʼ.
Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца.
Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в данный момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его. Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того, чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку. Для экстренного понижения уровня напряжения должна быть использовано общее расслабление мускулатуры; мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства. Методы релаксации, аутогенной тренировки очень полезны, когда нужно быстро, за 5—10 минут, привести себя в спокойное хорошее состояние. Эмоциями можно управлять и путем регуляции внешнего их проявления: если хотите легче переносись боль, старайтесь ее не демонстрировать.
Важный способ снятия психического напряжения — это активизация чувства юмора. Как считал С. Л. —
Рубинштейн, суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, ᴛ.ᴇ. суметь отнестись к чему-то волнующему как малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Спех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что Франк называл его даже ʼʼстационарным бегом трусцойʼʼ.
Физиология стресса у человека, физиологические механизмы и изменения – Гармония внутри
статьи
- 1 Виды
- 2 Физиология стресса
- 3 Значение для человека
- 4 Лечение
Физиологический стресс представляет собой неспецифическую реакцию человеческого организма на определенные внешние раздражители, которые специалисты называют стрессорами или стресс-факторами.
Холод, жара, ветер, большая физическая нагрузка или механические повреждения тела, жажда или голод способны нарушить природное равновесие организма человека и привести к стрессу.
Такое состояние характеризуется сильным физическим дискомфортом, что может проявляться различными реакциями, которые свидетельствуют о нейрогуморальной и вегетативной активации.
Виды
По причине возникновения выделяются различные виды стресса:
- Химический, который проявляется негативными реакциями в организме, вследствие, недостаточного поступления кислорода, повышенной влажности, загазованности окружающей среды.
- Биологический, который развивается на фоне болезней.
- Физический, возникающий на фоне больших физических нагрузок, как правило, такое состояние характерно для профессиональных спортсменов в период усиленных тренировок.
- Механический, который возникает после травм и хирургических вмешательств.
В последнее время отдельным физиологическим стрессом считается состояние, возникающее на фоне диеты, которая используется для похудения. Не получая требуемое питание со стороны, организм человека начинает «поглощать» собственные жировые запасы и это является для него стрессом. В результате стресса могут развиваться серьезные расстройства желудочно-кишечного тракта.
Физиология стресса
Физиологические механизмы стресса изучал канадский ученый Г. Селье. Он связал их с рядом определенных нервных и нейроэндокринных процессов, которые запускаются в организме человеке, как реакция на появление внешних раздражителей. Чтобы понять физиологические механизмы стресса нужно знать этапы развития патологического состояния.
Первый этап связан с реакцией вегетативной нервной системы на появившиеся внешние стрессоры. Для него характерно возникновение чувства тревожности. Организм человека мобилизуется и проявляется это тем, что задействуются резервы всех систем, обеспечивающих жизнедеятельность.
Чем сильнее стрессор, тем ярче и сложнее реакция вегетативной нервной системы. К примеру, при механических повреждениях запускаются процессы, направленные на ускорение восстановления тканей. Но на фоне этого подавляются те функции организма, которые в наименьшей мере влияют на выживание в конкретной ситуации.
Это объясняет, к примеру, тот факт, что у женщин нарушается менструальный цикл или пропадает молоко.
Физиологические основы стресса выражаются такими проявлениями:
- Учащением пульса, что позволяет обеспечить жизненно важные органы дополнительной кровью, а, следовательно, улучшить их работу.
- Увеличением выработки глюкозы, которая необходима для обеспечения усиленной работы мышц.
- Расширением зрачков, что повышает зрительную активность.
- Ускорением обмена веществ.
- Учащением дыхания, что увеличивает количество кислорода для снабжения кислородом внутренних органов.
На основе выше названных симптомов и возникает внутреннее состояние тревожности, которое, как правило, может сохраняться от нескольких часов до пары дней. Если раздражающие факторы исчезают, то, в большинстве случаев происходит восстановление природного состояния, то есть, стресс не успевает навредить организму.
При более длительных стрессорах по истечению нескольких дней начинается этап противостояния. В этот период включаются механизмы, которые запускают процессы борьбы с возникшей опасности или позволяют убежать от нее. Другими словами, это изменение в организме человека связано с запуском процессов, которые позволяют адаптироваться к длительно воздействующим внешним раздражителям.
На втором этапе возможности сопротивляемости организма достигают своего пика. То есть, человек способен действовать на грани своих физических способностей. К примеру, при негативных условиях окружающей среды, значительно повышается физическая выносливость. Именно поэтому в экстремальных условиях человек болеет очень редко.
Но если стрессор сохраняется длительное время и при этом успешной адаптации не произошло, то начинается этап истощения. Сопротивляемость организма человека резко снижается, что вызывает индивидуальные непредсказуемые последствия, вплоть до развития инфаркта или других опасных заболеваний.
Чаще всего страдает иммунитет и органы и пищеварительной системы. На данном этапе практически всегда нужна помощь специалистов, человеку справится справиться со стрессом при постоянно действующих внешних раздражителях очень трудно. Иногда требуются кардинальные перемены в жизни.
К примеру, если человек не может приспособиться к климату в месте проживания, то нужно задуматься о переезде.
Значение для человека
Физиологические стрессы относятся в физиологии к неконтролируемым процессам. То есть, они часто возникают неожиданно и могут иметь различную продолжительность.
Кратковременный стресс физиологического характера, по мнению специалистов, не представляет угрозы для здоровья человека. Более того, отмечается его положительное влияние, так как он заставляется организм приспосабливаться к определенным внешним раздражителям.
А это значит, что физиологические проявления стресса кратковременного характера усиливают сопротивляемость человеческого организма в целом.
Как пример, можно привести процедуру обливания холодной водой, которая вызывает стресс физиологический. Но если к обливаниям приучать ребенка с детства, то можно закалить организм, что позволит впоследствии взрослому человеку легко адаптироваться к изменениям условий окружающей среды. Полезно сочетать процедуры закаливания с умеренными физическими нагрузками.
Если внешние негативные раздражители длительное время воздействуют на организм человека, то это становится причиной развития серьезных деструктивных процессов.
Поэтому, когда при стрессе появляются опасные симптомы, связанные со сбоями в работе сердечно-сосудистой или эндокринной системы, а также происходит обострение имеющихся хронических заболеваний, то нужно принимать срочные меры.
Физиологические симптомы со времени могут вызвать психические изменения. То есть, физиологические и психологические симптомы стресса всегда взаимосвязаны.
Лечение
Изучением влияния физиологических стрессов на организм человека занимается физиология. В силу сложности строения человеческого организма единого подхода к лечению данных стрессовых расстройств не существует. Более того многие психологи утверждают, что нет необходимости проводить лечение.
Но если при стрессе признаки, свидетельствующие об изменении состояния организма, проявляются очень явно, то нужно применить способы, которые позволят успокоиться, к примеру, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов.
Кроме этого полезно будет заняться любимым делом, чтобы отвлечься от возникающих в организме реакций.
Также уменьшить или снять симптомы стресса можно следующими способами:
- Организацией правильного сбалансированного питания. Это касается случаев, когда возникновение психофизиологических сдвигов связано с диетой для похудения.
- Медитацией. Данный метод позволит убрать чувство тревожности, которое является одним из основных признаков стресса. Во время медитации важно принять удобную позу и сосредоточится на позитивных мыслях.
- Релаксацией. Для полного мышечного и эмоционального расслабления, которое позволит убрать дискомфортные проявления стресса, необходимо лечь и расслабить ноги и руки. Следует сосредоточиться исключительно на дыхании и на собственном теле. Важно почувствовать все мышцы, поочередно напрягая и расслабляя их.
Сильнодействующие лекарства для борьбы с психологическим стрессом не рекомендуется использовать. Если возникают незначительные психологические расстройства на фоне возникновения чувства тревожности, то допускается использовать седативные лекарственные препараты, к примеру, барбовал или валериану. Помогут успокоиться также народные средства:
- Травяные чаи, приготовленные из мяты или мелиссы.
- Настойка пустырника.
- Отвары из душицы и ромашки.
- Хвойные расслабляющие ванны.
Если от проявлений стресса не удается избавиться самостоятельно, то нужно обратиться к психологу. Специалист на сеансах научить понимать собственную физиологию и по возникающим симптомам правильно реагировать на внешние раздражители.
Важно понимать, что каждый человек является индивидуумом. Вследствие этого жестких рекомендаций специалистов по поводу того, как бороться со стрессами, нет.
Поэтому каждый человек должен научиться бороться со сдвигами, вызванными внешними стрессорами, самостоятельно.
Источник: https://mii-info.ru/psihologiya-obshheniya/fiziologiya-stressa-u-cheloveka-fiziologicheskie-mehanizmy-i-izmeneniya.html
Физиологические и психологические механизмы стресса
Содержательный план курсовой работы:
Введение
Раздел 1 Теоретический анализ физиологических и психологических механизмов стресса.
1.1 Анализ физиологических механизмов стресса.
1.2 Анализ психологических механизмов стресса.
1.3. Изучение основных причин возникновения стресса.
Раздел 2 Диагностика психологической среды на предприятии и описание способов борьбы со стрессом.
2.1 Практическая диагностика психологической среды на предприятии.
2.2 Описание основных способов борьбы со стрессом на предприятии.
Заключение
Список использованных источников
Введение
Исследование посвящено проблеме стресса на предприятии и способам борьбы с ним. Данная проблема является актуальной, так как уровень работоспособности сотрудников, а значит и результат деятельности зависят от эмоционального состояния, преобладающего в данной среде. А стресс является довольно серьезным фактором, способным повлиять на личности сотрудников, на уровень работоспособности, на особенности внутрисоциальных взаимодействий.
Исследование проводилось на базе крупной Интернет компании. База для исследования была выбрана не случайно, так как данный вид работы – а именно создание сайтов связан с эмоциональными и психическими перегрузками, требует постоянной точности, сосредоточенности и собранности. Из этого можно сделать вывод, что данная ситуация способна вызвать повышение уровня стресса среди сотрудников, что в свою очередь сказывается на всех сферах их жизни, а не только на результатах труда.
Поэтому необходимо в результате исследования выработать систему правил, которые помогут снизить уровень стресса и напряженности, наладить психологический климат на предприятии.
Целью исследования
является создание рекомендаций по снижению уровня стресса на предприятии.
Предметом
является состояние стресса.
Объектом исследования
является уровень стресса среди сотрудников предприятия.
Задачи
: 1) исследовать психологические механизмы стресса;
2) исследовать физиологические механизмы стресса;
3) провести исследование на выяснение уровня стрессоустойчивости в коллективе.
4) изучить опыт организации профилактической работы на практике.
Гипотеза
: если учитывать в работе предприятия уровень стресса среди сотрудников, а также использовать советы по повышению стрессоустойчивости то можно увеличить качество полученных результатов, а также улучшить психологический климат.
Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: «Стресс — это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое». При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация. Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.
С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма — стрессовое напряжение, его основные признаки и причины. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции. Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Тот тип стресса, который мы рассмотрим в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение.
Раздел 1
Теоретический анализ физиологических и психологических механизмов стресса
1.1 Анализ физиологических механизмов стресса.
Вегетативная нервная система — отвечает целиком и полностью за любой процесс приспособления: расширение зрачков в темноте, сужение на ярком свете, она обеспечивает отдергивание руки от горячей сковородки, в общем как может оберегает организм.
Реакция тревоги: получив информацию о том, что где-то что-то изменилось вегетативная система, еще не зная, что изменилось и как это будет оценено, уже готовит ресурсы для реакции на окружающую среду. Для любой реакции, независимо от того, позитивная она или негативная, нужна энергия. Соответственно, вегетативная система запускает реакцию повышения обмена веществ, увеличивается подача кислорода к жизненно важным органам, в том числе к мозгу. На этом действие нервной системы оканчивается.
В числе прочих, вегетативная система будит эндокринную, то есть систему, которая регулирует процессы в организме за через гормоны. Дальнейшие действия осуществляет именно эта система. Эндокринная система, разбуженная вегетативной системой, сохраняет изменения, происшедшие в организме. с помощью выделения гормона адреналина. Этот гормон выделяют надпочечники в кровь. Адреналин поддерживает изменения, сделанные вегетативной системой. это реакция средней продолжительности — от нескольких секунд до 10-15 минут.
На этом реакция тревоги завершается и переходит в реакцию адаптации.
Если воздействие среды слабое — то реакция тревоги может развиваться медленно, в течение нескольких часов или даже суток.
Реакция адаптации: это уже наиболее длительная стадия стресса. Это цепочка изменений, происходит она с участием головного мозга (конкретно — гипоталамуса). Все действия направлены на приспособление к окружающим условиям. На этом этапе происходят такие изменения как увеличение содержания глюкозы в крови (обеспечение повышенного запаса энергии), увеличение количества клеточных структур, которые синтезируют энергию и так далее. Реакция адаптации может быть длительной и нет, все зависит от состояния организма и силы и длительности воздействия стрессора. Реакция адаптации имеет два исхода: либо организм приспосабливается к новым условиям и живет дальше, либо силы организма подходят к концу и тогда начинается стадия истощения.
Реакция истощения — это период развития стресса, когда силы организма уже не в состоянии противостоять воздействию стрессора и организм начинает медленно гибнуть. Первой страдаем иммунная система, пищеварительная система. Если стрессовый фактор не прекратится — организм погибает.
Примером неспецифического участия эндокринной системы в приспособительных реакциях организма являются изменения ее деятельности при стрессе. Состояние стресса возникает как следствие действия на организм любых сильных, в том числе экстремальных и повреждающих, раздражителей. При действии на организм экстремальных факторов неспецифические реакции стресса прежде всего направлены на стимуляцию энергетического обеспечения приспособительных процессов. Ведущую роль в этих неспецифических реакциях играют катехоламины и глюкокортикоиды, в значительных количествах мобилизуемые в кровь. (Рис.1)
Активируя катабо-лические процессы, эти гормоны ведут к гипергликемии — одной из начальных реакций субстратного энергообеспечения.
Как следствие гипергликемии на некоторое время повышается в крови уровень инсулина. Метаболические перестройки при таком гипергормональном профиле связаны, прежде всего, с активацией в печени фосфорилазы и гликогенолизом, а поступающая в кровь глюкоза под влиянием инсулина интенсивно утилизируется тканями, прежде всего скелетными мышцами, что увеличивает их работоспособность и повышает теплообразование в организме. Жиромобили-зующий эффект глюкокор-тикоидов и катехоламинов способствует повышению в крови второго важнейшего энергетического субстрата — свободных жирных кислот. Однако подобный «форсированный» режим функционирования эндокринной системы из-за ограниченности функциональных резервов не может длиться долго, вскоре содержание инсулина в крови уменьшается, что носит название «функциональный транзиторный диабет». Это необходимое условие для усиления жиромобилизующего эффекта глюкокортикоидов и активации глюконеогенеза. Важнейшим источником глюкозы как энергетического материала в этот период становится глюко-неогенез, но на образование глюкозы расходуется дефицитный пластический материал — аминокислоты. Необходимым условием длительно повышенного энергоснабжения является переключение энергетического обмена с углеводного типа на липидный, тем более что углеводные резервы в виде гликогена достаточно быстро оказываются практически исчерпанными. Постепенно снижается продукция глюкокортикоидов, устанавливается новое гормональное соотношение: нерезко повышенный уровень глюкокортикоидов при более значительном снижении уровня инсулина. Этот новый уровень функционирования эндокринной системы способствует восстановлению равновесия между катаболическими и анаболическими процессами, расходы белка на энергетические нужды снижаются. Жиромобили-зующий эффект гормональной перестройки и образование транспортной формы эндогенного жира — липопротеинов очень низкой плотности — приводят к тому, что растет использование клетками липидов как источников энергии. Жирные кислоты интенсивно окисляются в скелетных мышцах, миокарде и печени. Образующиеся при этом кетоновые тела усиленно окисляются в мышечной ткани, почках, а также сердце и мозге. Особенно резко ограничивается потребление углеводов мышечной и жировой тканью, что экономит глюкозу для углеводзависимых тканей — головного мозга, кроветворной ткани и эритроцитов, в некоторой степени — миокарда. Таким образом, происходящие при стрессе гормональные и метаболические перестройки обеспечивают длительное неспецифическое повышение энергообеспечения приспособительных процессов.. Схема участия эндокринной системы в компенсаторных реакциях при стрессе: чрезмерные, часто повреждающие воздействия среды, раздражая рецепторы, вызывают мощный поток афферентных импульсов в центральную нервную систему, что ведет к активации гипоталамических центров. Быстрым следствием этих процессов является симпатическая активация и поступление в кровь из надпочечников катехол-аминов, что вызывает срочные адаптивные реакции. Одновременно возрастает ней-росекреция кортиколиберина, обусловливающая повышение активности гипоталамо-аденогипофизарно-надпочечниковой оси регуляции, способствующей реализации компенсаторных реакций за счет активации их энергообеспечения. (Рис. 3)
Стресс как неспецифическая реакция приспособления и компенсации нарушенных функций может при резкой выраженности сопровождаться и активацией гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы, приводя к росту в крови уровня тиреоидных гормонов. Физиологический стресс, например эмоциональное напряжение, напротив, характеризуется снижением гормональной активности щитовидной железы. Гиперфункция щитовидной железы в ответ на повреждение тканей является неспецифической реакцией компенсации, поскольку тиреоидные гормоны, благодаря стимуляции синтеза белков, способствуют клеточным регенеративным процессам и репарации поврежденных структур. Активация гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы может носить и черты специфической компенсации, например в условиях холодового стресса, как компенсация термического угнетения метаболизма.
Стресс при экстремальных состояниях сопровождается активацией и других гормональных систем — гипоталамо-гипофизарно-андрогенной и гипоталамо-нейрогипофизарной. Повышение активности системы гонадолиберины—гонадотропины—андрогены (одним из проявлений является повышение либидо) и избыточно секретируемые при этом андрогены за счет анаболического эффекта способствуют репаратив-ным процессам.
При хирургическом и эмоциональном стрессе повышается секреция вазопрессина. Компенсаторное значение активации секреции вазопрессина заключается в облегчении консолидации процессов памяти, формирования аналгезии, потенцировании эффектов кортиколиберина на секрецию кор-тикотропина, восстановлении нарушенной при кровопотере гемодинамики. Избыточная секреция вазопрессина при травмах является примером опережающей перестройки эндокринных механизмов компенсации, реализующей избыточный гормональный сигнал для предотвращения возможности потери организмом воды при кровотечении. Реакция гипоталамо-нейрогипофизарной системы может быть и специфической компенсацией возникших в организме нарушений водно-солевого и осмотического гомеостазиса (осмотический стресс).
Можно выделить три физиологических механизма стресса.
Во-первых, в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотркинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не мешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.
Физиология стресса – психология
Физиологический стресс – это внутренние изменения, происходящие в результате реакции на изменение обстоятельств с целью адаптации. Стрессоры могут быть самыми разными. Физиологический стресс формируется по цепи: тревожность-адаптация-истощение.
Стресс опасен своими последствиями
Механизм формирования стресса
Физиологические стрессоры подразделяют на 2 группы.
- Внешние – переохлаждение, перегрев.
- Внутренние – переизбыток эмоций, жажда, голод, болевой шок.
Тревожность – это первая реакция на раздражитель. ЦНС подаёт организму сигнал и приводит его в полную боевую готовность, обостряя все чувства и обеспечивая мощный выброс гормонов в кровь.
За такую реакцию отвечает симпатический отдел ЦНС, на который человек не может повлиять. Этот отдел реагирует молниеносно на все изменения внешней среды. Чем масштабнее изменение, тем сильнее реакция.
Тяжелее и её последствия для организма в целом.
Тревожность
Как только поступает информация об изменениях любого плана, вегетативная система начинает активно действовать, ещё не разобравшись, что именно произошло. Для обеспечения любой реакции организма нужна энергия.
Вегетативная система ускоряет обмен веществ для выработки её большего количества. Резко увеличивается поступление кислорода в кровь, что обеспечивает ускоренную работу мозговых центров.
На все эти действия симпатический отдел затрачивает доли секунд и на этом его дело закончено.
Стадии стресса
Следующие действия производит эндокринная система, возбуждённая ЦНС. Она контролирует все процессы в организме посредством выработки гормонов. Поддерживает все изменения, активированные нервной системой при помощи адреналина. Выработкой этого гормона занимаются надпочечники. Процесс может занять от нескольких секунд до 15 минут.
На этой стадии реакция тревоги завершена. Далее наступает период адаптации к сложившимся обстоятельствам.
Адаптация
Эта стадия занимает наиболее длительный период. Процесс происходит при активном участии гипоталамуса, он направлен на приспособление организма к условиям.
Чтобы обеспечить организм энергией, происходит повышение уровня глюкозы в плазме, увеличивается количество клеток, занимающихся синтезом.
Длительность периода адаптации будет полностью зависеть от психофизического состояния организма, интенсивности и длительности действия стресса.
- Полное истощение.
- Полная адаптация к сложившейся ситуации.
Истощение
На этой фазе можно наблюдать физиологические симптомы стресса:
- ослабление защитных функций организма;
- нарушения в работе систем органов;
- развитие онкологических заболеваний;
- разлад психики.
Если не устранить стрессовый фактор, то организм может погибнуть. Длительные мелкие стрессы приводят к отмиранию нейронов, что, в свою очередь, ведёт к необратимым изменениям в работе мозга: нарушению памяти, фобическим расстройствам, навязчивым мыслям и т. д. Психофизиология стресса – это сложнейший процесс.
При постоянном воздействии стрессоров на организм человек нуждается в квалифицированной медицинской помощи.
Динамика развития стресса
Физиология развития стресса
Психофизиологические механизмы стресса позволили человеку сохраниться как виду. Физиологические реакции на стресс у человека сходны с теми, что имеют животные. В момент изменения условий окружающей среды организм готовится к бегству или атаке.
Однако если в древние времена эти особенности помогали выжить и прекратить воздействие раздражителя, то сегодня стресс продолжителен, т. к. связан он с другими факторами.
События, которые заставляют животных нервничать, всегда связаны с попытками выжить, приспособиться к другому климату; у человека же стресс очень редко является следствием стремления выжить.
Таким образом, получается, что ЦНС многократно активизирует защитные механизмы зря. Частая активация организма вызывает разлад реакций. И стрессоры являются меньшим злом для организма, чем сама реакция.
Физический стресс – это работа 2 базовых систем реакции на стрессор. Они могут быть активированы или не включены в контроль в зависимости от интенсивности и длительности проявления влияния стрессового фактора. Для начала тело должно идентифицировать тип стрессора.
Для этого мозгу нужно задействовать функции восприятия и памяти. При идентификации угрозы ЦНС интегрирует информацию о ней, в результате чего лимбическая система (гиппокамп и мозжечок) стимулирует эмоциональную реакцию.
Она формирует поведенческую линию, необходимую для выживания.
Реакция на стресс
Лимбическая система приводит в действие гипоталамус, который контролирует гармонию физических реакций с эмоциональным состоянием. Он же осуществляет контроль продуцирования стрессовых реакций симпатоадреналовой системой и гипофизарно-надпочечниковой стрессовой осью. Обе они регулируют работу сердечной системы.
Признаки стресса
Физиологические признаки стресса появляются далеко не самыми первыми. Чаще всего наблюдаются следующие изменения в поведении пациента, которые заметны окружающим:
- агрессивность, неспособность адекватно оценивать ситуацию: человек не может подолгу находиться на одном месте (поведение обусловлено защитной реакцией организма на происходящее);
- пассивность, нежелание видеть людей, общаться с ними: постепенно эти признаки становятся более явными и приближают человека к стойкой клинической депрессии;
- у человека проявляются одновременно и первый и второй симптомы: его мозг находится на пределе, кажется, он вот-вот сорвётся, но пациент резко отвергает все попытки помочь, старается избегать общения, т. к. навязчивые мысли и образы не дают мозгу расслабиться ни на секунду.
Влияние стресса на организм
Виды симптомов стресса
К физиологическим проявлениям стресса относят несколько типов признаков:
- когнитивные;
- эмоциональные;
- поведенческие;
- физические.
Первая группа симптомов наименее заметна. Проявляются они в неспособности сконцентрировать внимание на одном предмете, постоянных навязчивых мыслях, тревожности, которая не проявляется внешне. Прежде всего это снижает работоспособность мозга.
Психологический стресс имеет довольно яркие симптомы. Человек не может расслабиться, его организм постоянно находится в напряжении, что отлично видно окружающим. Проявляется внешне в капризности, нервозности, постоянной раздражительности, чрезмерной вспыльчивости. В некоторых случаях имеет место частая смена настроения или же пассивность.
Поведенческие симптомы стресса включают в себя нарушения в питании, т. е. недоедание или переедание. Наблюдаются нарушения сна, злоупотребление алкоголем. Проявляются симптомы, явно свидетельствующие о нервном расстройстве: подёргивание ногой, отстукивание такта ручкой, щёлканье пальцами и т. д.
Проявиться физические симптомы могут в виде диареи, запора, рвоты, головокружения, потери сознания, головных болей, тахикардии, повышения или снижения АД, снижением либидо. Общее состояние здоровья значительно ухудшается, обостряются хронические заболевания или появляются новые.
Физиологические признаки стресса
Методы повышения стрессоустойчивости
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу поддаётся корректировке. Очень важно научить людей правильно противостоять нервам. Мы не можем полностью оградить себя от стрессоров, но скорректировать линию поведения и своё отношение к ним можно.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу повышается посредством социальной адаптации. Этот процесс представляет собой активное приспособление индивида к окружающему его обществу. Производится обучение правильному общению и подаче себя.
Процесс предполагает работу над осознанием себя как полноценного члена общества, своего статуса, поведения.
Предусматривается организация совместной деятельности, принятие норм и ценностей общества, в котором находится человек, без ущемления своих интересов.
Методы нейтрализации
Следующий этап – определение адаптационного потенциала и умение его применять. Адаптационный потенциал полностью связан с предыдущим этапом. Внешние стрессоры значительно его снижают.
При встрече с потенциально опасным стрессором в таком состоянии может возникнуть дезадаптация, которая приведёт к плачевным последствиям.
Поэтому очень важно заниматься укреплением здоровья и обеспечивать своему организму качественный отдых, питание.
Заключение
Кратко охарактеризовать физиологические проявления стресса можно так: комплекс изменений в организме, которые проявляются в виде различных симптомов, как физических, так и эмоционально-когнитивных. Особенности стрессоустойчивости у каждого индивида будут разными.
Более ранимым людям следует обязательно повышать свою стрессоустойчивость, выполняя выше приведённые рекомендации. Хорошей профилактикой появления неврозов является физическая и эмоциональная разгрузка. Этого можно достичь путём занятий спортом.
Двадцатиминутная пробежка после или перед работой прекрасно очищает мозг, а контрастный душ после – дарит заряд энергии на целый день.
Физиология стресса предполагает не отказываться от общения с людьми, даже если очень не хочется с ними видеться, а искать альтернативные методы и подходы в разговоре.
Источник:
Физиологический стресс: симптомы и проявления
статьи
- 1 Виды
- 2 Физиология стресса
- 3 Значение для человека
- 4 Лечение
Физиологический стресс представляет собой неспецифическую реакцию человеческого организма на определенные внешние раздражители, которые специалисты называют стрессорами или стресс-факторами.
Холод, жара, ветер, большая физическая нагрузка или механические повреждения тела, жажда или голод способны нарушить природное равновесие организма человека и привести к стрессу.
Такое состояние характеризуется сильным физическим дискомфортом, что может проявляться различными реакциями, которые свидетельствуют о нейрогуморальной и вегетативной активации.