ДЦП – причины возникновения и основные симптомы: что это за болезнь и лечится она или нет


История выявления заболевания

ДЦП был выявлен и изучен в начале 19-го века британским врачом Литтлом, именно поэтому ДЦП еще называют «болезнью Литтла». Британский ученый и врач считал, что основная причина ДЦП заключается в патологической родовой деятельности, во время которой ребенок испытывает сильное кислородное голодание (гипоксию). Зигмунд Фрейд в свое время тоже изучал ДЦП. Он выдвинул предположение, что причина заболевания в повреждении центральной нервной системы ребенка во время внутриутробного развития. Это предположение было доказано в 1980 году. Но последующие исследования выявили, что осложненная родовая деятельность – наиболее распространенная причина ДЦП.

Что могут сделать родители?

Распознать ДЦП на первом году жизни нелегко, поскольку его симптомы часто становятся очевидны позже. Однако своевременно поставить диагноз — значит вовремя начать лечение и значительно облегчить дальнейшую жизнь больного малыша.

Если ваша беременность протекала неблагополучно, если вы знаете, что ваш ребенок перенес осложнения во время родов или в первые дни жизни, очень важно регулярно показывать его педиатру и невропатологу. Если что-то настораживает вас и врачей, осмотры могут проводиться ежемесячно, чтобы создавалась цельная картина его развития. Часто бывает так, что именно родители, на глазах которых проходит жизнь малыша, подвигают участкового педиатра на более тщательное наблюдение.

Инна Д.:Многие мамы детей с ДЦП, попав в такую беду, замыкаются в своей раковине, начинают комплексовать. А ведь нужно, наоборот, идти к людям. Я этого вначале не понимала. Пока моему сыну не исполнилось 2 года, я ни с кем из других мамочек не гуляла, все время была одна. А потом во мне что-то перегорело, отношение к себе и собственной жизни изменилось.

Теперь я выхожу во двор, вокруг моего ребенка играют здоровые дети, которые поначалу несколько сторонились его. А теперь ему рады, с ним обходятся совершенно нормально, хотя он и отличается от них. А он видит других детей и хочет все делать так же, как и они, тянется за ними. Если же начинаешь стыдиться себя и своего ребенка — к тебе и окружающие будут относиться соответствующим образом. Нужно научиться с этим жить и быть счастливым.

Наташа Е.:Я отношусь к своему ребенку так, как будто он здоров. Может, со стороны это и чудно кажется, но я стараюсь не зацикливаться на здоровье своего сына. Я пытаюсь проводить с ним столько времени, чтобы, с одной стороны, дать ему все от меня зависящее, а с другой стороны, чтобы не чувствовать себя оторванной от жизни.

Мы много времени уделяем занятиям в различных центрах по реабилитации детей, в которых разные методики дополняют друг друга. В то же время, хоть мой сын и домашний, а не детсадовский ребенок, я нашла возможность два раза в неделю ходить на работу. Это нужно именно мне, ведь по характеру я непоседа.

Конечно же, родители самостоятельно не смогут поставить диагноз. Тем не менее напомним о некоторых симптомах, которые могут свидетельствовать о неполадках в работе центральной нервной системы ребенка:

  • Существует определенная последовательность появления у грудных детей двигательных навыков. Так, например, к месяцу-полутора в положении лежа на животе ребенок должен устойчиво держать поднятой голову. Задержка в появлении двигательных навыков у ребенка и значительное отставание речевого развития являются серьезным поводом для беспокойства. Всем родителям можно порекомендовать вести дневник развития своего ребенка, в котором будут отмечаться главные достижения малыша (первая улыбка, держание головы, переворачивание, гуление, первый зуб и пр.).
  • Есть группа безусловных рефлексов, которые проявляются у ребенка после рождения, а затем постепенно угасают. Их так и называют — рефлексы новорожденных. Например, ладонно-ротовой рефлекс (при надавливании на ладошки новорожденного тот открывает рот) или рефлекс автоматической ходьбы (малыша, опирающегося на ножки, немного наклоняют вперед, и он делает шаговые движения). Как правило, эти рефлексы исчезают в 1 -2 месяца. Если они остаются до 4-6 месяцев, то следует подумать о нарушении работы центральной нервной системы.
  • Отсутствие интереса к игрушкам (обычно ребенок начинает тянуться к ним примерно с 4 месяцев).
  • Глазодвигательные нарушения, например выраженное косоглазие.
  • Ребенок на какое-то время замирает в какой-либо позе или совершает непроизвольные движения, кивки головой.
  • Ребенок не проявляет интереса к контакту с матерью, как результат этого — ранний отказ от кормления грудью.

Обнаружив эти симптомы, обязательно сообщите о них врачу.

Общая характеристика состояния

В настоящее время врачи утверждают, что ДЦП возникает сразу после рождения или в период беременности. Причин болезни множество. Но главным образом это повреждение ЦНС и связанные с этим проблемы неврологического характера. При болезни наблюдается самые разнообразные нарушения двигательных функций. Максимально поражаются мышечные структуры, проявляется это в нарушении координации. Двигательная активность нарушается вследствие поражения структур головного мозга. Локализация и объем этих поражений определяют форму, характер и тяжесть мышечных нарушений, которые могут быть единичными или в сочетании. Варианты основных мышечных нарушений:

  • Напряжение мышц.
  • Движения непроизвольного хаотичного характера.
  • Разнообразные нарушения походки.
  • Ограниченная подвижность.
  • Сокращения мышц.

Кроме нарушений двигательной функции, ДЦП может сопровождаться ухудшением слуха и речевой деятельности. Кроме того, очень часто болезнь сопровождается эпилепсией, отклонениями в психологическом и умственном развитии. Дети имеют нарушения в сфере ощущений и восприятия.

ДЦП не прогрессирует, так как повреждение головного мозга является точечным, оно не распространяется и не захватывает новые участки.

Исследования, которые помогают врачу поставить диагноз

  • Эхоэнцефалография — метод УЗ-диагностики, основанный на принципе эхолокации. Это исследование может проводиться с рождения. При целом ряде заболеваний ЦНС оно помогает выявить расширение желудочков головного мозга, несимметричность его полушарий.
  • Нейросонография может проводиться, пока позволяет размер большого родничка. Этот метод УЗ-диагностики позволяет уточнить строение головного мозга и определить размер его желудочков.
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод исследования деятельности головного мозга, основанный на регистрации биоэлектрической активности отдельных зон, областей, долей мозга. В некоторых специализированных клиниках это исследование проводится с 6-7 месяцев жизни, а при необходимости и ранее. При ДЦП выявляется выраженная возрастная незрелость головного мозга и некоторые другие состояния.
  • Компьютерная томография (КТ) и ядерно-магнитный резонанс (ЯМР) — самые информативные на сегодняшний день методы. КТ — метод лучевой диагностики, позволяющей получать серию поперечных изображений практически любой части тела человека. ЯМР — метод, основанный на резонансном поглощении радиоволн. Он позволяет получить двухмерные изображения исследуемого органа в любом сечении и преобразовывать их в объемные изображения. КТ и ЯМР показывают дефекты развития головного мозга, уточняя картину имеющихся нарушений.
  • Электромиография — довольно распространенный метод, изучающий электрическую активность мышц. Следует признать, что он малоинформативен с точки зрения постановки диагноза ДЦП и проводится в более поздние периоды жизни ребенка.

Причины

Детский церебральный паралич вызывается повреждением определенных участков мозга, которые развиваются. Это повреждение может произойти в период беременности, когда мозг малыша только начинает формироваться, в процессе родов, в первые годы жизни. В большинстве случаев точную причину установить очень сложно. В научной литературе причины развития ДЦП разделяют на несколько групп:

  • Генетические причины (повреждение хромосом матери или отца, может произойти из-за старения организма).
  • Кислородное голодание головного мозга (плацентарная недостаточность как во время родов, так и в период вынашивания малыша). Факторы развития кислородной недостаточности: отслойка плаценты, долгие или, наоборот, стремительные роды, обвитие пуповиной, неправильное предлежащие плода.
  • Инфекционные заболевания, например, энцефалит, менингит вызывают недуг ДЦП. Особо опасно, если инфекция протекает с высокой температурой.
  • Токсическое воздействие на ребенка (работа на вредном производстве, курение, наркотики, алкоголь).
  • Физическое воздействие (если на ребенка происходило воздействие рентгена или радиации).
  • Механические причины, следствие родовых травм.

Также факторами, которые порождают ДЦП – это:

  • Преждевременные роды.
  • Малый вес новорожденного.
  • Большой вес малыша или крупноплодие.
  • Хронические заболевания женщины.
  • Многоплодная беременность.

Риск развития заболевания возрастает, если воздействуют сразу несколько факторов, которые влияют на мозг малыша и его нервную систему.

Факторами развития заболевания в первые дни жизни может быть:

  • Гемолитическое заболевание (врожденный недуг, который развивается из-за несовместимости крови матери и ребенка).
  • Асфиксия ребенка в период родовой деятельности.
  • Попадание околоплодных вод в дыхательные пути плода.
  • Дифекты развития органов дыхания.

Детский ДЦП является следствием воздействия различных факторов, которые приводят к нарушению нормального функционирования головного мозга ребенка. Наибольшее влияние имеет кислородное голодание, которое развивается из-за преждевременной отслойки плаценты, ягодичном положении плода, быстрых или затянувшихся родов, обвитии пуповиной. Факторами риска является резус-конфликт мамы и малыша, инфекции.

Иногда причиной развития ДЦП считают различные патологии сосудистой системы. Это ошибочное мнение, так как сосуды ребенка эластичные и мягкие, они не могут разорваться без причины. Именно поэтому повреждение сосудов у ребенка может произойти только в результате сильной травмы.

Важно своевременно установить причину развития ДЦП, так как это определяет дальнейшую тактику работы с ребенком и его лечения.

Что такое детский церебральный паралич?

Что означает термин ДЦП?

Детский церебральный паралич (ДЦП)- группа заболеваний центральной нервной системы при ведущем непрогрессирующем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. ДЦП наступает в результате поражения незрелого головного мозга, находящегося в состоянии созревания во внутриутробном периоде или в период раннего возраста. Основанием для установления диагноза ДЦП после 6 месяцев жизни ребенка является тот факт, что двигательные расстройства этио-патогенетически связаны с поражением головного мозга в перинатальном и раннем постнатальном периоде и в своем развитии перешли в резидуальный (стационарный) период.

Причины возникновения ДЦП

Среди причин ДЦП преобладают вредоносные воздействия на мозг во внутриутробном периоде – до 95%, на втором месте стоят антенатальные (в процессе родов) вредности, затем следуют постнатальные (ранний послеродовый период) факторы. Повреждения мозга ребёнка во время родов вследствие асфиксии и внутричерепных кровоизлияний накладываются на имеющиеся явления дизонтоэмбриогенеза. Черепно-мозговые травмы в постнатальный период также могут вызвать ухудшение состояния ребёнка. Так же среди причин развития ДЦП следует отметить: глубокую недоношенность и гидроцефалию, пороки развития головного мозга, травматическое или гипоксически-ишемическое повреждение головного и спинного мозга, внутриутробное инфицирование плода (токсоплазмоз, хламидиоз, уроплазмоз, вирус герпеса, краснухи и т.д.), несовместимость резус фактора матери и плода –»резус-конфликт», аутоиммунный процесс, токсикозы беременности, инфекционные, эндокринные, хронические соматические заболевания матери.

Механизм возникновения ДЦП

В результате воздействия вредоносных факторов происходит разрушение нейронов основного центрального двигательно-пирамидного пути головного мозга, что приводит в дальнейшем к нарушению формирования условных двигательных и антигравитационных рефлексов. Наступает повреждение или разрушение клеточных структур мозга, отвечающих за двигательные, речевые или когнитивные функции, и возникают те или иные формы детского церебрального паралича. В результате ребёнок не может ходить, выполнять точные движения, говорить и т.д.

Основные клинические проявления ДЦП: В результате недоразвития или повреждения головного мозга при ДЦП в первую очередь поражаются двигательные пути головного мозга, а также происходит задержка и нарушение его созревания в целом. Поэтому у детей, страдающих ДЦП, встречаются разнообразные нарушения – двигательные расстройства (100%), которые могут быть единственным проявлением заболевания, а также интеллектуальные, речевые, расстройства высших корковых функций. Двигательные и сенсорные нарушения с первых дней жизни ребенка с ДЦП создают неблагоприятные условия развития познавательной и речевой деятельности, мотивационно-потребностной и личностной сферы.

Какие формы ДЦП бывают у детей?

Детский церебральный паралич объединяет следующие формы: двойная гемиплегия, ·спастическая диплегия, гиперкинетическая, атоническо-астатическая, гемипаретическая. Формирование разнообразных неврологических отклонений и форм ДЦП зависит от локализации и размеров очага повреждения в головном мозге. Например, фокальный, мультифокальный некроз и перивентрикулярная лейкомаляция нервных клеток чаще в дальнейшем переходит во множественные кисты, порэнцефалию, гидроцефалию, что приводит к гемипаретической и спастической формам ДЦП нередко в сочетании с парциальной эпилепсией, умственной отсталостью и т. д.

Какие методики лечения ДЦП применяются в настоящее время?

В настоящее время существует множество различных направлений в лечении ДЦП. Их можно условно разделить на несколько групп:

  • различные виды массажа и лечебной физкультуры: методики Бобата, Линденмана, Фрелиха, Войта, Кэбота, Фелпса, Бортзельда, императивно-коррегирующая гимнастика Блюма, массаж с надувными предметами Польского, занятия в костюмах «Адели», «Гравистат», иппотерапия и другие методики ( всего около 25);
  • оперативные методы лечения: подрезание сухожилий, поэтапное гипсование;
  • введение препаратов ботулотоксина и стволовых клеток;
  • обкалывание различными фармакологическими препаратами;
  • использование ортопедических приспособлений;
  • различные физиотерапевтические процедуры: баротерапия, криотерапия, кинезиотерапия, электростимуляция мыщц, мануальная терапия, иглорефлексотерапия,кислородотерапия и т.д.;
  • методики логопедической и психологической коррекции, музыкальная терапия, цветотерапия, образовательное воздействие, трудотерапия.

Какова эффективность этих методик?

Несомненно, что все практически существующие методики вносят определённый вклад в лечение ДЦП, но нужно иметь в виду, что все они являются не радикальными, а симптоматическими. Большинство имеющихся лечебных методов воздействуют на один или несколько симптомов ( снижение мышечного тонуса, коррекция патологических установок конечностей, коррекция псевдобульбарных расстройств) , не затрагивая причину заболевания. Таким образом, они не являются патогенетическими и это обусловливает их невысокую клиническую эффективность.

Существуют ли патогенетические методики лечения ДЦП?

Специалистами МЦ «CORTEX» разработанновый высокоэффективный методлечения ДЦП — БИОФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВАЦИЯ НЕЙРОМОТОРНЫХ СТРУКТУР (БФА) — основное патогенетическое нейроспецифическоелечение. Патогенетическую основу детского церебрального паралича составляет поражение нейронов основного центрального двигательно-пирамидногопути головного мозга, с нарушением формирования двигательных и антигравитационных рефлексов. При использовании основной патогенетической терапии двигательных расстройств – БФА — проводится щадящая стимуляцияпирамидного двигательного пути с использованием нейрофизиологического прибора, направленная на восстановление и поддержание утраченных и образование новых межнейронных связей в двигательных, сенсорных и психоречевых центрахкорыголовного мозга и центрах спинного мозга. Лечение проводится путем аппаратного воздействия на медиальный и латеральный пучки волокон задних корешков спинного мозга через проекционные зоны на теле пациента. Происходит непосредственное воздействие на центры головного и спинного мозга, ответственные за движение, координацию, чувствительность, речь. В процессе лечения ДЦП с использованием БФА активизируются не только нейроны, но и процессы, приводящие к восстановлению межнейронных рефлекторных связей. В результате происходит нормализация мышечного тонуса и регуляция равновесия тела, стабилизация центра тяжести, улучшение согласованной деятельности мышц-антагонистов.

При ДЦП зачастую бывают не только двигательные нарушения, но и речевые расстройства, а также психические и интеллектуальные отклонения. Как нужно их лечить?

БФА – непосредственно воздействует на головной мозг через проекционные зоны речи, праксиса, гнозиса; на артикуляционный аппарат, способствует их активации, стимулирует развитие стойких связей и улучшает работу первой и второй сигнальных систем мозга, которые осуществляют интеграцию всех сигналов из внешнего мира и формируют ответные осмысленные действия ребёнка, его речь, способствует его социализации. Лечебная методика базируется как на активации самих речевых центров (зоны Брока, Вернике, угловой извилины и др.), так и на восстановлении утраченных связей не только между центрами, но и межполушарных. Помимо этого, восстанавливаются разрозненные межнейронные связи речевых центров с другими областями мозга, участвующими в речевой функции.

Как мы отметили выше ДЦП часто характеризуется наличием сопутствующих синдромов, появление которых зависит от сочетания негативных факторов, влияющих на развитие и прогноз болезни. Поэтому важно знать причины появления неврологических отклонений и уметь их диагностировать.

В МЦ «Cortex» всем пациентам, поступающим на лечение, проводится комплексное обследование:

  • первичный осмотр детского невролога,
  • консультация педиатра,
  • тестирование речевых функцийлогопедом – дефектологом,
  • психологическое консультирование;
  • нейрофизиологическое обследование:компьютерная ЭЭГ, регистрация вызванных потенциалов – слуховые, зрительные, соматосенсорные, когнитивные,
  • высокоточное вирусологическое и иммунологическое исследование крови, серологическая и иммунохимическая диагностикана TORCH – синдром (нейроинфекции) с количественной оценкой клеточного и гуморального иммунитета, скрининговое исследование крови для исключения аутоиммунного демиелинизирующего процесса с процентным определением степени деструкции белого вещества головного и спинного мозга, а также количественная оценка степени повреждения нервной ткани в результате гипоксии.

Все вышеперечисленные методы диагностики позволяют прогнозировать дальнейшее течение заболевания и сформировать наиболее оптимальный лечебный комплекс для каждого пациента, а также подтвердить, уточнить или сменить диагноз.

Почему лечение делится на основное и вспомогательное?

Основное патогенетическое лечение воздействует на механизм (патогенез) возникновения и развития заболевания. Вспомогательное лечение закрепляет результаты основного лечения и воздействует на сопутствующие синдромы основного заболевания. Вспомогательные методы призваны усилить положительный эффект от основных методик лечения этой болезни. Поэтому БФА -основное патогенетическое лечение ДЦП обязательно проводится в комплексе с различными видами вспомогательного реабилитационного лечения.

Какие методики используются в комплексе вспомогательного лечения ДЦП?

Нейропротективная терапия : для регулирования интегративной деятельности мозга и восполнения дефицита энергетической системы мозга в нашем медицинском центре применяется лимфомежклеточная терапия, позволяющая применять малые дозы церебропротекторов, которые вводятся эндолимфатически и попадают в ткани головного мозга, минуя гематоэнцефалический барьер.

В качестве наиболее эффективного и практически безболезненного введения препаратов с нейротрофическим и антиокисдантнымдействием в центре используется методика эндоназального электрофореза кортексина, что позволяет вводить лекарственные препараты непосредственно в ткани головного мозга.

Для более эффективного выполнения физических упражнений и облегчения вертикализации пациентовв МЦ «CORTEX» успешно используется метод антигравитационной кинезотерапии с использованием нейро-ортопедического реабилитационного пневмо-костюма «Атлант», выполненного на основе высотно-компенсирующего летного костюма ВКК-6.

С целью нормализации мышечного тонуса используется лечебный дифференцированный массаж.

С целью регуляции стато-кинетической функции ЦНС (координация и точность движений) используется подошвенный имитатор опорной нагрузки «Корвит».Прибор позволяет имитировать показатели физического воздействия на стопу при ходьбе., что способствуетактивации опорной афферентации, отвечающей за нормализацию процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, уменьшению спастичности мышц, развитию и восстановлению координации движений.

Логопедическая коррекция включает диагностику степени речевых нарушений, ежедневные занятия, направленные на улучшение речевой функции и логопедический массаж для коррекции различных видов дизартрии и дисфагии (нарушения глотания).

Клинический психолог проводит комплекс патодиагностических и психокоррекционных мероприятий у пациентов, поступающих на лечение. После проведения психодиагностических мероприятий подбирается индивидуально-психологическая программа коррекции нарушений в той или иной сфере для конкретного ребенка и дальнейшие рекомендации.

Комплексное лечение способствует появлению новых и развитию имеющихся у детей моторных навыков – сидения, стояния, ходьбы, развитие мелкой моторики, координации движений, а также позволяет улучшить речь и когнитивные функции центральной нервной системы.

Признаки

Симптомы ДЦП делятся на поздние и ранние. К ранним ученые относят:

  • Отставание ребенка в физическом развитии (не держит голову, не ползает, не сидит, не ходит к положенному сроку).
  • Рефлексы, которые свойственны младенцам, сохраняются со взрослением ребенка (движение конечностей долгое время хаотические, хватательный рефлекс, рефлекс шаговый).
  • Ребенок пользуется только одной рукой, явно заметно это во время игры или в бытовых условиях.
  • Ребенок не интересуется игрушками.
  • Если ставить ребенка на ножки, он встает только на носочки.

Поздние признаки ДЦП — это:

  • Деформация скелета, на пораженном участке конечность гораздо короче.
  • Нарушение координации, малая подвижность ребенка.
  • Частые судороги конечностей.
  • Походка затруднена, в основном на носочках.
  • Проблемы с глотанием.
  • Слюнотечение.
  • Проблемы с речью.
  • Близорукость, косоглазие.
  • Заболевание органов желудочно-кишечного тракта.
  • Непроизвольная дефекация и мочеиспускание.
  • Эмоциональные и психологические проблемы.
  • Детям трудно писать, читать, считать.

Степень инвалидности зависит от уровня развития ребенка и усилий родных людей. Чем выше уровень интеллекта, тем меньше нарушений двигательных функций у малыша.

Ранние признаки патологии у новорожденных и грудничков

Заболевание связано с повреждением нейронов или глиальных структур под воздействием различных патогенных факторов.

При этом изменяется созревание и взаимодействие определенных уровней центральной нервной системы от среднего и промежуточного мозга до подкорковых структур и коры головного мозга.

Клинические проявления заболевания связаны с изменением нормального функционирования определенных областей центральной нервной системы, поэтому признаки болезни выражается по-разному у каждого отдельно взятого ребенка.

Первое – это анамнез беременности и родов – наибольшей вероятностью возникновения ДЦП относятся малыши с отягощенной беременностью, а также сочетание сложной беременности и тяжелых родов.

Эти дети входят в группу риска и за ними более пристально наблюдают педиатр, и детский невролог с обязательным контролем динамики физического и психоэмоционального развития.

Второе – у детей в период новорожденности в определенной последовательности появляются и угасают рефлексы.

При подозрении на ДЦП обратить внимание необходимо на следующие рефлексы:

  • защитный;
  • «ползанья»;
  • «опоры»;
  • хватательный;
  • рефлекс Моро;
  • ладонно-ротовой рефлекс.

Для каждого рефлекса есть время появления и его угасания – если у ребенка эти рефлексы сохраняются дольше – это повод для беспокойства, но уточнить вероятность возможной патологии может только специалист.

Третье – тревожные признаки.

Наиболее вероятными признаками развития ДЦП у новорожденных относятся:

  1. Изменение мышечного тонуса:
  • гипертонус – конечности ребенка находятся в неестественном вынужденном положении, отмечается спазм мышц, нарушение произвольных движений;
  • гипотония – значительное снижение тонуса мышц.
  1. Появление парезов или параличей с частичным или полным обездвиживанием конечностей.
  2. Болевой синдром, который проявляется в виде постоянного громкого или монотонного крика.
  3. Гиперкинезы (хаотичное движение конечностей), тремор конечностей и/или подбородка.
  4. Нескоординированные движения глазных яблок синдром «заходящего солнца», выраженное косоглазие.
  5. Патологические движения – неестественные позы, гримасы, повороты головы.
  6. Судороги.
  7. Нарушения глотания, сосания.

Характерными симптомами ДЦП у деток до года являются:

  1. Отставание в физическом развитии:
      малыш долго не держит головку, не переворачивается;
  2. в 4 месяца малыш не тянется за игрушкой, слабо реагирует на звук поворотом головы и не удерживает голову;
  3. при установке ребенка на ножки – упорно становиться на носочки, а не на полную стопу;
  4. ребенок не сидит самостоятельно после 7-8 месяцев.
  5. Отсутствуют осознанные движения в конечностях, отмечаются гиперкинезы или патологические движения.
  6. Отмечаются стойкие нарушения координации движений.
  7. Задержка психического развития, значительное отставание по возрастным показателям (не улыбается, не гулит).
  8. Отмечаются нарушения слуха (достаточно часто) или зрения (нарушения фиксации взгляда, косоглазие, нескоординированные движения глазных яблок).
  9. Нарушения сосания и глотания, по мере роста нарушается жевание, акт глотания сопровождается частыми поперхиваниями.
  10. Парезы и параличи.
  11. Вздрагивания, судороги, фиксация взгляда («зависания»).
  12. Повышенная нервная возбудимость или заторможенность с отсутствием интереса к окружающему миру.
  13. Стойкие нарушения сна.
  14. Эндокринные нарушения в виде дистрофии или ожирения, гипотиреоз, задержка роста.
  15. Асимметрия положения тела, вызванная гипотонией или гипертонусом определенной группы мышц.

Формы

Выделяют две классификации заболевания — первая основывается на возрасте малыша, вторая на форме нарушения.

По возрасту заболевание подразделяют:

  • Раннее – симптомы проявляются до 6 месяцев жизни малыша.
  • Остаточное начальное – болезнь выявляется с 6 месяцев до 2 лет.
  • Остаточное позднее – после 2 лет.

Относительно форм ДЦП классифицируют:

  • Спастическая тетраплегия — поражаются участки мозга, которые отвечают за двигательную функцию. Происходит это, как правило, во внутриутробном периоде развития ребенка из-за кислородной недостаточности. Этот вид ДЦП – одна из самых тяжелых и серьезных форм заболевания. Болезнь проявляется в виде проблем с глотанием, нарушения образования звуков и их воспроизведения, пареза мышц конечностей, проблем с вниманием, нарушениями зрения, косоглазием, задержкой умственного развития.
  • Спастическая диплегия – это самый распространенный вид заболевания, на него приходится около 75 % всех случаев. Как правило, выявляется у детей, которые родились в результате преждевременных родов. Болезнь проявляется в виде поражения нижних конечностей, задержки психического и умственного развития, проблем с речью. Но, несмотря на все проявления болезни, больные с ДЦП этого вида успешно учатся в школе, адаптированы в социуме. Они выполняют определенные виды работ.
  • Гемиплегическая форма чаще видны нарушения в движении верхних конечностей. Причина появления этой формы ДЦП – кровоизлияние в мозг или инфаркты в головном мозге. У таких деток хорошие способности к обучению, они могут выучить целый ряд действий, но скорость их будет не большая. У детей, которые страдают, этой формой болезни, часто встречается задержка умственного развития, отставание в речевом развитии, проблемы с психикой, частые эпилептические припадки.
  • Дискинетическая форма – причина в гемолитической болезни (врожденное заболевание, которое развивается при резус-конфликте крови матери и малыша). У таких детей непроизвольные телодвижения, проявляются парезы и параличи во всех частях тела. Положения конечностей не являются нормальными. При этом данный вид ДЦП считается наиболее легкой формой. Дети могут обучаться в школе, не уступать в интеллектуальных способностях своим сверстникам, они могут окончить высшее учебное заведение, жить нормальной жизнью в обществе.
  • Атаксическая форма — основные причины заболевания — это гипоксия плода или травмы лобных долей мозга. Признак этой формы парез голосовых связок и мышц гортани, дрожание конечностей, непроизвольные движения. Как правило, дети страдают умственной отсталостью. При правильной работе с ребенком он может научиться стоять и даже ходить.
  • Смешанная форма – когда у больного присутствуют симптомы нескольких форм заболевания.

Следует отметить, что у новорожденных тяжело достоверно диагностировать форму ДЦП, характерные признаки выявляются к 6 месяцам жизни малыша.

Особенности развития

У грудничка ДЦП почти не имеет ярких проявлений (во всяком случае – до 3-4 месяцев). После этого малыш начинает стремительно отставать в развитии от своих здоровых сверстников.

Детям с ДЦП сложно даются координированные движения. Став старше, ребенок будет стараться их избегать. Если при этом сохраняются интеллектуальные способности, то малыши растут «замедленными», они все делают очень медленно, неторопливо.

Некоторые формы ДЦП настолько «деформируют» личность, что ребенок может стать замкнутым, озлобленным, агрессивным (без видимых на то причин). Однако неверно было бы списывать все только на форму болезни. Очень важную роль в формировании характера ребенка играют его родители. Если они настроены позитивно, беззлобно, поощряют достижения чада, то вероятность получить агрессивного ребенка сведена к минимуму.

Рефлексы (Моро, хватательный и другие), которые свойственны всем новорожденным, исчезают для того, чтобы уступить место новым навыкам. У деток с ДЦП эти врожденные рефлексы часто сохраняются, и это обуславливает сложность обучения новым движениям.

Многим детям с ДЦП свойственны недостаточная масса тела, минимальный жировой подкожный слой, слабые (часто чернеющие и искривленные) зубы. Индивидуальные особенности развития определяются единственным фактором — сохранением интеллектуального потенциала. Если он имеется, то многое можно скорректировать и исправить.

К таким устройствам относят специальную мебель, столы и стулья, некоторые вертикализаторы, лангеты, велосипед, тренажеры и сложную ортопедическую обувь. Вся мебель оснащается регуляторами положения тела, ремнями безопасности. Она может представлять собой один предмет (стул или стол) или целый комплект, где каждый элемент комбинируется и сочетается с другим.

Такой велосипед оснащен креплениями для кистей рук, для голеней и стоп, а также тростью, которая позволяет родителям толкать устройство с ребенком вперед, если чадо не может самостоятельно крутить педали.

Использование велосипеда позволяет неплохо подготовить ребенка к обучению хождению, тренирует мышцы ног, попеременные движения.

Тренажеры

Современная медицинская промышленность шагнула далеко вперед, и детям с ДЦП сегодня доступны не только самые привычные велотренажеры, но и настоящие экзоскелеты, которые возьмут всю «работу» мышц на себя. При этом ребенок будет совершать движения вместе с экзоскелетом, за счет чего начнет формироваться рефлекторное правильное движение.

Костюм Адели очень напоминает наряд космонавта-добровольца из фантастического фильма, но пугать это не должно, Средний курс лечения в таком наряде — около месяца. При этом ребенку (от 3 лет) придется ходить, сгибаться и разгибаться, приседать (при возможности) в этом костюме по 3-4 часа в день.

После таких курсов, которые можно пройти на базе реабилитационного центра, дети чувствуют себя более уверенными, они легче контролируют собственные руки и ноги, у них укрепляются своды стоп, появляется более широкий шаг, они осваивают новые навыки. Врачи говорят, что риск развития «окаменелости» суставов снижается в несколько раз.

И дома, в реабилитационном центре можно использовать тренажер Гросса. Его очень просто закрепить и на даче, и в квартире, и на улице, и даже в бассейне, чтобы ребенок мог заниматься в воде. Тренажер представляет собой подвижный блок с натянутым тросом, эластичные тяги, кольца для рук, за которые ребенок будет держаться. Предусмотрены страховка и специальный рычажно-карабиновый механизм.

Занятия на таком несложном тренажере (по данным Минздрава) дают удивительные результаты — каждый пятый малыш с ДЦП развивает навыки самостоятельного перемещения ножками, около трети детей с таким диагнозом после систематических занятий смогли посещать специализированные школы и учиться.

В половине случаев улучшается речевое развитие. Более чем у половины детей значительно улучшилась координация движений, у 70% ребят появились предпосылки для приобретения новых навыков — они смогли научиться сидеть, вставать, делать первые шаги.

Детям от 1 года можно играть в специальные игрушки для «особых» малышей, они включают в себя наборы для мелкой моторики с маленькими подвижными и надежно закрепленными деталями. Производством специальных игрушек для медицинской реабилитации таких детей занимаются в Санкт-Петербурге, они выпускаются под маркой «Тана-СПб». К сожалению, стоимость наборов достаточно высока. Полный комплект стоит около 40 тысяч рублей, но есть возможность купить одну или две игрушки из набора (по 1500-2000 рублей за каждую).

Эти моторные игрушки отлично подходят и для детей с выраженным отставанием в психическом развитии, они стимулируют не только моторику, но и многие другие функции детского организма.

Симптомы детского церебрального паралича зависят от отделов поражения в головном мозге.

К причинам, вызвавшим развитие ДЦП во внутриутробном периоде, относятся:

  • внутриутробные (TORCH) инфекции (токсоплазмоз, цитомегаловирусная, герпетическая инфекция, гепатит, краснуха, хламидиоз);
  • тяжелые формы гемолитической болезни (резус – конфликт или печеночная недостаточность у плода на фоне распада гемоглобина);
  • токсические воздействия на плод (билирубиновая энцефалопатия, злоупотребление алкоголем, никотином, наркотическими средствами, стойкая нефропатия);
  • инфекционные заболевания в первом и втором триместре (краснуха, грипп, ветряная оспа, инфекционный мононуклеоз, распространенный герпес или токсоплазмоз);
  • прогрессирование различных специфических инфекций (сифилис, туберкулез);
  • сложные соматические заболевания у беременной (сахарный диабет, пороки сердца, почечная недостаточность, гипертоническая болезнь с высокими цифрами артериального давления, аритмии);
  • прием лекарственных средств, особенно транквилизаторов и антидепрессантов;
  • выраженная и длительная фетоплацентарная недостаточность со стойким кислородным голоданием плода;
  • угроза прерывания беременности;
  • сильный токсикоз;
  • переношенная или многоплодная беременность;
  • угроза прерывания беременности;
  • травмы в период беременности.

В 10% развитие ДЦП связано:

  • с родовыми травмами на фоне выраженной асфиксии на фоне тугого обвития пуповиной или отслойки плаценты с единичными или множественными кровоизлияниями в вещество мозга, мозжечок, желудочки или в подоболочечное простран­ство;
  • патологическими родами (при нарушении положения плода, стремительные роды);
  • роды, ранее 33 недели гестации – мозг еще незрелый и возможны изменения во время и после родов;
  • активными инфекционными заболеваниями после родов со стойкой интоксикацией, спровоцировавшей поражения нейронов;
  • воздействиями лекарств или токсических факторов после родов;
  • сложные травмы головы после рождения.

Важно знать, что в большинстве случаев малыш уже рождается с предпосылками формирования ДЦП и чем раньше замечены первые симптомы заболевания, тем легче форма болезни сформируется у ребенка.

Многих проблем можно избежать, если заниматься лечением как можно раньше.

Поэтому важно знать какие первые признаки проявляются у новорожденных и грудничков при ДЦП.

Диагностика состояния

Болезнь диагностируется на основании выявленных характерных признаков. Проверяются условные рефлексы и тонус мышц, кроме того, делают МРТ мозга. Если есть подозрение на поражение мозга, проводят ЭЭГ и УЗИ.

Своевременно поставленный диагноз очень важен для маленького пациента. Важно распознать расстройство. Осматривать детей должны еще в роддоме, особое внимание врачи уделяют детям:

  • С небольшим весом.
  • Родившиеся преждевременно.
  • Имеющие пороки и аномалии развития.
  • С диагнозом «желтуха новорожденного».
  • Появившиеся на свет в результате тяжелых и продолжительных родов.
  • С инфекционными заболеваниями.

ДЦП диагностирует невролог, но он дополнительно может назначить другие анализы, чтобы уточнить диагноз.

Медикаментозный способ лечения ДЦП

Лечится ли ДЦП у взрослых и детей? Основополагающим моментом в терапии подобного заболевания является прием тех или иных медикаментов.

При развитии ДЦП могут быть использованы следующие категории лекарственных препаратов:

  • С целью снижения спастичности пациентам показаны средства, которые способствуют расслаблению напряженных мышечных тканей. Как правило, их назначают всем людям с таким диагнозом, так как спастика характерна для всех форм патологии («Баклофен» или «Мидокалм»).
  • При развитии судорожного синдрома используют противосудорожные препараты (например, «Фенобарбитал» или «Бензонал»).
  • С целью развития тканей мозга, а также строения связей между нейронами и улучшения их работы, назначают такие средства, как «Сомазина» или «Гаммалон». При этом крайне важно помнить, что некоторые из этих медикаментов противопоказаны при судорожном синдроме.
  • После расслабления мышечных тканей пациенту рекомендуют ввести средства, которые способствуют нормализации проведения импульса с нервов на мышечную ткань. К подобным лекарствам относят «Прозерин» или «Галантамин».
  • С целью улучшения кровообращения в мозге назначают «Кавинтон» и «Трентал».
  • Особенности детей с ДЦП

    Главная причина ДЦП – это изменение структуры головного мозга, а основными симптомами являются нарушение двигательной активности. Расстройства движений происходят из-за нарушения передачи сигналов от головного мозга к мышцам. ДЦП характеризуется наличием речевых, двигательных, эмоциональных, умственных расстройств. Они связаны с повреждением разных групп мышц и тканей головного мозга.

    Сложности развития таких детей обусловлены огромными трудностями во время выполнения сложных или координированных движений. У таких деток ограниченная самостоятельность, возможность свободно двигаться, и только частичная способность к самообслуживанию.

    Любые движения детей замедленные, именно поэтому возникает диспропорция между мышлением и представлением об окружающей действительности. Логическое мышление и абстрактные знания у таких детей формируется отлично, а представление об окружающем мире формируются только в условиях постоянного движения ребенка, в результате которых вырабатывается мышечная память.

    Дети, больные ДЦП, не способны заниматься продолжительное время, они усваивают меньший объем информации, по сравнению со сверстниками. У этих деток трудности со счетом, им очень тяжело усвоить математические действия.

    В эмоциональном плане они ранимые, впечатлительные, очень привязаны к родителям и опекунам.

    У них, как правило, расстройство речи, из-за чего всегда ограничен круг общения со сверстниками.

    Что такое ДЦП

    Детский церебральный паралич – многофакторное заболевание, и точное определение причины его развития в каждом конкретном случае сложно.
    Чаще всего это обусловлено выраженной незрелостью и/или повреждением структур головного мозга с нарушением их взаимодействия, вызванные воздействием на ЦНС плода или новорожденного различных патологических агентов.

    И в то же время доказано, что ДЦП – не передается по наследству, им невозможно заразиться или заболеть неожиданно.

    ДЦП – это группа разных неврологических синдромов, возникающих в результате нарушения структур головного мозга плода или новорожденного.

    Они отвечают за координацию распределения мышечного тонуса и формирование рефлекторных механизмов, отвечающих за сохранность равновесия тела.

    Лечение и реабилитация ДЦП

    Цель и главная задача всех лечебных мероприятий – уменьшение проявлений признаков и симптомов заболевания. Полностью вылечить недуг невозможно, но можно при правильно выбранной методике добиться того, чтобы ребенок приобрел необходимые навыки и умения для жизни.

    Для выбора характера лечения врачу нужно знать форму ДЦП, сопутствующие заболевания и тяжесть недуга.

    В качестве медикаментов, как правило, назначают противосудорожные препараты, расслабляющие.

    В настоящее время не существует универсальных методов лечения ДЦП. Хорошо зарекомендовали себя следующие методы:

    • Массаж.
    • Лечебная физкультура.
    • Медицинские лекарственные препараты, которые направлены на нормализацию тонуса мышц («Диспорт», «Мидокалм», «Баклофен»).

    Обладают положительным эффектом в лечении заболевания такие методы и приемы:

    • Бобат-тарапия.
    • Метод Войта.
    • Нагрузочный костюм «Гравистат» или «Адели».
    • Пневмокостюм «Атлант».
    • Логопедические занятия.
    • Вспомогательные устройства (кресло, ходунки, вертикализаторы, тренажеры, велосипеды).

    Успешно применяется бальнеотерапия, водолечение в бассейне. В воде ребенку легче двигаться, он сначала учится ходить в воде, после этого ему легче выполнять те же действия на земле. Водные процедуры завершают гидромассажем.

    Хорошим эффектом обладает грязелечение, которое оказывает стимулирующее воздействие на нервные клетки и снимает тонус мышц. Кроме того, гипертонус хорошо нормализуется при помощи электрофореза, магнитотерапии, парафинотерапии.

    Если изменения структуры мышц не удалось исправить, то прибегают к хирургическому лечению ДЦП. Операции направлены на выполнение пластики мышц и сухожилий. Если есть возможность исправить нарушения в тканях нервной системы, то проводят нейрохирургические вмешательства, стимуляцию спинного мозга, удаление поврежденных участков.

    Согласно отзывам, ДЦП необходимо лечить как можно раньше, так как состояние может ухудшаться из-за постепенного развития ортопедической проблемы. Это может быть искривление позвоночника, плоскостопие, косолапость, дисплазия бедренного сустава, и другие. Если упустить время придется лечить не только ДЦП, но и исправлять ортопедические нарушения, надевая распорки, лангеты, шины.

    Лечение

    В настоящее время нет причинного лечения церебрального паралича, то есть не существует эффективных лекарств, которые могут обратить вспять существующие повреждения и восстановить здоровую ткань мозга. Тем не менее, существует возможность проведения реабилитационных мероприятий, благодаря которым ребенок может добиться наилучших результатов в той степени, в которой это позволяет повреждение мозга. На практике это означает, что результаты лечения зависят не только от выбранного метода реабилитации, но и в первую очередь от степени повреждения функции мозга.

    Можно представить очень длинный список используемых методов. Важно, чтобы ребенок находился под систематическим, многопрофильным уходом, проходил лечение, адаптированное к его потребностям и возможностям, проводимое в долгосрочной перспективе. С одной стороны, терапией не следует пренебрегать, а с другой – нельзя допускать чрезмерной перегрузки ребенка слишком большой работой. Лучше всего, если у больного ребенка будет постоянный лечащий врач, предпочтительно педиатр, врач по реабилитации или невролог, который координирует терапию и оценивает ее результаты.

    В реабилитации детей с церебральным параличом используются различные методы, такие как метод Бобат-терапии (нейроразвивающая терапия), метод Войта-терапии, ортопедическое оборудование (утяжелители, обувь, коляски, сиденья, вертикализаторы), введение ботулинического токсина, упражнения с использованием спецодежды, методы гидротерапии и ортопедической хирургии.

    Церебральный паралич – это хроническое заболевание, которое сопровождает пациента на протяжении многих лет и ухудшает его подвижность. Качество жизни пациентов зависит от степени независимости, которой они достигли. При тяжелых формах заболевания больные представляют собой людей, которым нужна помощь в обычных повседневных делах. В более легких формах и с хорошим интеллектуальным развитием пациенты могут жить полноценно.
    Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии у ребенка данного заболевания обязательно проконсультируйтесь с врачом!

    Принципы работы с детьми

    С детьми, которые болеют ДЦП, необходимо заниматься как врачам, так и педагогам. Начинать работать лучше с раннего возраста детей — от 1 года до 3. Необходимо их водить на занятия, на которых будут обучать говорить, выполнять повседневные действия, обучат навыкам самообслуживания. Такие учебные центры ДЦП развивают способности взаимодействовать и общаться со сверстниками.

    В работе с такими детками, большое внимание уделяют развитию речи и поведению в обществе. К каждому ребенку индивидуальный подход, который учитывает возраст, форму патологии. Обучение детей, как правило, проводится в группах в форме игры, которой руководит грамотный специалист. За движениями каждого ребенка внимательно наблюдают, неправильные движения корректируют, а верные – поощряют.

    Для развития правильных навыков движений применяются специальные устройства и приспособления, предназначенные для поддержки головы, конечностей, туловища в нужной позе. Ребенок тренируется и изучает окружающее пространство.

    Можно ли предотвратить ДЦП?

    На этот вопрос пока нет однозначного ответа. Можно сказать «нет», ведь далеко не всегда можно предотвратить, скажем, острую гипоксию плода в родах. Но можно сказать и «да». Для профилактики ДЦП у детей необходимы те элементарные, обязательные для всех мероприятия, о важности которых мы порой даже не задумываемся.

    Это планирование беременности, излечение от хронических инфекций, своевременная вакцинация против краснухи, регулярные посещения акушера-гинеколога, предельно бережное отношение к себе и к ребенку, исключение контактов с больными вирусными заболеваниями, контроль артериального давления и уровня антирезусных антител во время беременности, профилактика преждевременных родов.

    ЛФК и массаж

    Массаж при ДЦП начинают проводить с 1,5 месяцев. Проводит курс только специалист, который может оценить тонус мышц, частоту сеансов, степень воздействия. Не рекомендуется делать массаж самостоятельно.

    Лечебная физкультура включает в себя комплекс терапии, занятия должны быть регулярными. Сложность упражнений устанавливается для каждого ребенка индивидуально, с учетом возраста, способностей, уровня умственного и эмоционального развития. Нагрузка должна увеличиваться постепенно, по мере улучшения состояния ребенка.

    Как правило, при ДЦП выполняют следующие упражнения:

    • Растяжка.
    • Уменьшение тонуса мышц.
    • Укрепление отдельных групп мышц.
    • Упражнения на выносливость.
    • На равновесие.
    • На увеличение сил в мышцах.

    Оперативное вмешательство

    Лечится ли ДЦП хирургическим путем? Оперативное вмешательство представляет собой один из множества способов лечения этого заболевания. Основной задачей хирургического вмешательства является то, чтобы дать ребенку возможность передвигаться. Если же у пациентов нет такой перспективы, то операции могут снизить боли, облегчить умения при проведении гигиенических процедур, помочь сесть и пр.

    Как правило, в процессе операции по поводу ДЦП врачи выполняют перенос или удаление сухожилий. Также специалист способен скорректировать сколиоз, изменить неправильное положение конечностей, поправить расположение тазобедренных суставов, снять дисбаланс спастических мышц.

    Сегодня при ДЦП активно используют способы функциональной нейрохирургии, а именно:

  • дорзальную ризотомию;
  • введение «Баклофена» в спинномозговой канал;
  • эпидуральную хроническую электростимуляцию.
  • Инвалидность

    Инвалидность при ДЦП присваивается в зависимости от тяжести и форм заболевания. Дети могут получить статус «ребенок-инвалид ДЦП», а после 18 лет – первую, вторую или третью группу.

    Для получения инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу, в результате которой устанавливается:

    • Степень и форма заболевания.
    • Характер поражения опорно-двигательной системы.
    • Характер речевых нарушений.
    • Степень и выраженность психических поражений.
    • Степень умственной отсталости.
    • Наличие эпилепсии.
    • Степень потери зрения, слуха.

    Родители ребенка-инвалида могут получать необходимые средства реабилитации и путевки в санатории за счет государственного бюджета.

    Народные способы

    Лечение ДЦП при помощи народных средств является вспомогательным. Перед такой терапией следует обязательно проконсультироваться с врачом.

    Самыми популярными средствами нетрадиционной медицины при ДЦП являются следующие:

  • Настой клевера красного (повышает жизненный тонус, справляется с авитаминозом, восстанавливает силы после сильных нагрузок).
  • Отвар из полыни обыкновенной и корня валерианы.
  • Ванны из череды, крапивы двудомной, лавровых листьев, шалфея, омелы белой, пижмы, березовых почек, веток розмарина, ягод можжевельника (убирает спастичность).
  • Настойка пастушьей сумки (облегчает проявления ДЦП).
  • Настойка из софоры японской (борется со спазмом мышц).
  • Лечебные ванны с шиповником (помогают устранить некоторые проявления паралича).
  • Специальные средства, которые облегчают жизнь ребенка

    Такие приспособления и спецсредства можно получить за счет государственного бюджета. Это возможно только, если врач внес их перечень в специальную реабилитационную карту, а комиссия МСЭ при подтверждении инвалидности зафиксировала все средства как необходимые для реабилитации ребенка.

    Такие приспособления делятся на 3 группы:

    • Гигиенического назначения: кресла-туалеты, кресла для купания. Эти приспособления оснащены специальными сидениями, удобными ремнями для фиксации ребенка.
    • Приспособления, предназначенные для перемещения: инвалидные коляски для детей с ДЦП, параподиум, ходунки, вертикализаторы. Все эти приспособления позволяют ребенку перемещаться в пространстве и изучать его. Ребенку, который не способен ходить самостоятельно, понадобится коляска (ДЦП — тот диагноз, при котором этот предмет зачастую крайне необходим), причем не одна. Для перемещения по дому – домашний вариант, а для прогулок по улице, соответственно, уличный. Прогулочная коляска (ДЦП), например, «Стингрей» наиболее облегченная, оснащена съемным столиком. Есть очень удобные и комфортные коляски, с электроприводом, но цена у них достаточно высокая. Если ребенок может ходить, но не умеет удерживать равновесие, ему понадобятся ходунки. Они хорошо тренируют координацию движений.
    • Приспособления для развития ребенка, лечебных процедур, тренировки: лангеты, столы, тренажеры, велосипеды, специальные игрушки, мягкие валики, мячи.

    Кроме того, ребенку с ДЦП понадобятся специальная мебель, обувь, одежда, посуда.

    ДЦП – симптомы заболевания

    Симптомы ДЦП обычно сложно не заметить, и проявляются они не только в двигательной функции. Часто у ребенка нарушается речь, зрительная функция. Дети не могут нормально ориентироваться в пространстве, начинают по-другому воспринимать окружающий мир, могут формироваться психические расстройства, слабоумие. Порой возникают проблемы с мочевыделительной системой и желудком.

    Сложнее всего заметить ДЦП в первые месяцы жизни малыша. Обязательно нужно показать ребенка врачу, если присутствуют следующие симптомы:

    • новорожденный ребенок не моргает при громком звуке;
    • к 4 месяцам малыш не двигает головой, когда слышит голос матери или другие звуки;
    • спустя 6-7 месяцев от рождения ребенок не может самостоятельно сидеть;
    • когда малышу исполнился год, все действия он делает одной рукой, не говорит, не ходит;
    • появились судороги, косоглазие;
    • движения ребенка либо очень медленные, либо наоборот чрезмерно резкие.

    Полноценно жить

    Многие дети с ДЦП успешно адаптируются в обществе, некоторые проявляют себя в творчестве. Так, например, семилетний мальчик с ДЦП (тяжелая форма), который совершенно не может ходить, но очень любит петь, стал настоящей звездой. Интернет буквально взорвало видео, где он сделал кавер на трек «Минимал» рэпера Элджея. ДЦП-диагноз совершенно не препятствует занятиям творчеством и самореализацией. Этого талантливого ребенка посетил сам рэпер, их совместный снимок пользуется огромной популярностью среди поклонников как Элджея, так и мальчика Сергея.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]