Трудности в постановке диагноза
Психоз у детей не имеет ничего общего с громким плачем и катанием по полу, которое время от времени наблюдается почти у каждого малыша. Такое душевное расстройство характеризуется определенным набором симптомов. Чтобы поставить этот диагноз, пациента должны осмотреть доктора различных специальностей. Почему так сложно выявить психическое отклонение у несовершеннолетних? Дело в том, что свидетельством нарушения душевного равновесия являются проблемы с мышлением и речью. Так как эти процессы у маленьких пациентов сформированы слабо, доктору трудно определить характер отклонения. Единственным критерием диагностики будет поведение.
Специалисты не уверены в том, что надо разграничивать психоз у детей и у лиц пубертатного возраста. Некоторые доктора полагают, что подростковые душевные расстройства следует выделить в особую категорию. Их проявления будут отличаться от признаков поведенческих отклонений у малышей.
Еще одной трудностью диагностики считается схожесть симптоматики психоза, истерических черт личности и неврозов. В целом, все душевные расстройства приводят к отсутствию адекватного восприятия и трудностям в социальной жизни.
Психоз — симптомы
В жизни некоторых людей иногда случается горе: кто-то из их родственного окружения заболевает психозом, в результате чего, родственник превращается в совсем другого человека.
Психоз — симптомы и лечение
Все виды психозов имеют такие общие симптомы как:
- Аффективные реакции, отличающиеся странностью.
- Неадекватное поведение больного.
- Восприятие реальности, не соответствующие действительности.
- Трудности с восприятием действительности.
В случае возникновения психоза, необходимо обратиться к специалисту. Он должен объяснить родственникам больного, как можно избавиться от психотических симптомов и, при необходимости, назначить больному лекарства.
Алкогольный психоз — симптомы
Данный вид психоза являет собой нарушение в психической деятельности человека, проявляющееся на второй и третьей стадии алкогольной зависимости.
Различают следующие виды алкопсихозов:
- Алкогольный делирий (в народе более известен как «белая горячка»). Симптомы: пропадает влечение к спиртному, наблюдаются частые смены настроения, дрожь в конечностях, больной часто видит кошмарные сны, страдает от бессонницы, галлюцинаций.
- Галлюциноз. Симптомы: слуховые галлюцинации, мания преследования, нападение на людей (якобы с целью предотвратить их агрессию), пониженная эмоциональность.
- Псевдопаралич. Симптомы: умственная деградация, проявляется мания величия, в скором времени больной проявляет пассивность к окружающему миру, проявляется боль в конечностях.
- Энцефалопатия. Симптомы: нарушение обмена веществ. работы печени, наблюдается гиповитаминоз.
Реактивный психоз и его симптомы
Реактивный психоз проявляется в результате влияния факторов, что несут в себе особую значимость или угрожают жизни больного. Главная особенность этого психоза в том, что он исчезает, как только устранены причины возникшей проблемы.
К основным симптомам относят:
- Возбуждение и заторможенность (реакции с возбуждением выражена хаотичными движениями; с заторможенностью иначе: больной впадает в ступор, не может двигаться).
- Поведение сопровождается или громким смехом, или рыданиями.
- Нарушается правильное ориентирование во времени и месте.
Депрессивный психоз — симптомы
Данное заболевание протекает в форме депрессивных приступов, которые проявляются с перерывами. Их них больной выходит личностно целостным, без особых изменений.
- Подавленное настроение.
- Заторможенность в двигательных и мыслительных процессах.
- Гнетущее чувство безысходного состояния.
- Чувство, щемящее в области сердца.
- Апатия к близким.
- Скорбное выражение лица.
- Жизнь, с точки зрения больного, не имеет смысла, он не видит перспектив в будущем.
Психоз у детей и его симптомы
Детские психозы являют собой группу тяжелых расстройств. Наиболее распространенными являются: детская шизофрения и детский аутизм.
Часто проявляемые симптомы:
- Наблюдается склонность больного к нанесению самому себе каких-либо увечий.
- Замкнутость. сложность построения межличностных отношений.
- Интерес к неодушевленным объектам. Странные действия по отношению к ним со стороны больного ребенка.
- Нарушения речи.
- Повышенная тревожность.
- Нарушение моторики.
Параноидальный психоз — симптомы
Является бредовым расстройством. Основным симптомом является то, что больной утверждает, что на него очень сильно пытаются оказать влияние при помощи магии, высокоточной техники. Зачастую, этот психоз наблюдается при шизофрении.
Послеродовой психоз и его симптомы
Причинами возникновение этого психотического состояния являются осложнения, что возникли во время родов.
- Слуховые галлюцинации.
- Неадекватная самооценка.
- Мысли о самоубийстве, убийстве.
- Аномальное мышление. Неспособность грамотно изъясняться.
- Расстройство аппетита.
Важно помнить, что, чем раньше будет выявлен психоз, тем легче будет его преодолеть.
Какие факторы способствуют развитию патологии?
Сегодня у специалистов нет однозначного ответа на этот вопрос. Но есть данные о том, что признаки психоза у ребенка возникают из-за следующих обстоятельств:
- Употребление некоторых медикаментов.
- Нарушения гормонального баланса.
- Воспаление мозговых оболочек.
- Инфекционные патологии, которые сопровождаются значительным повышением температуры.
- Механические повреждения, полученные в процессе родов.
- Злоупотребление спиртными напитками матерью во время вынашивания плода и кормления грудью, прием препаратов.
- Психическое перенапряжение, травмирующие события.
- Плохая наследственность, проявление признаков душевных расстройств у кого-либо из членов семьи.
- Неправильные тенденции в воспитании (черствость, насилие как на физическом, так и на эмоциональном уровне).
Данное расстройство может начаться как в дошкольном, так и в более позднем возрасте. Как правило, патология, которая была спровоцирована каким-либо фактором (например, серьезным недугом), проходит сама по себе после исчезновения симптомов основного заболевания. Когда организм малыша восстанавливается, душевное равновесие тоже приходит в норму. В некоторых случаях психоз у детей возникает без воздействия обстоятельств внешней среды. Специалисты полагают, что это можно объяснить биохимическими нарушениями. Они развиваются в результате тяжелого родоразрешения, употребления матерью спиртных напитков или лекарств. Неблагоприятные обстоятельства лишь провоцируют симптоматику душевных расстройств, к которым пациент был предрасположен.
Самые распространенные нарушения психики у детей
Психические расстройства у детей – это своеобразная группа заболеваний, которые формируются вследствие нарушения эмоционального развития. К ним могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются корректированию, а также более серьезные процессы, ограничивающие жизнь крохи. Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга во многом зависит от возрастных особенностей малыша и от этапа, на котором была обнаружена проблема.
Зачастую психические отклонения остаются незамеченными и невылеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство явлений сопровождается постановкой на учет к психиатру, неврологу. Плюс то, что все это сопряжено с продолжительным периодом лечения и длительной тяжелой реабилитацией, а это влечет дополнительные затраты времени родителей и самого ребенка. На самом деле, чем быстрее будет обнаружено заболевание, тем более оперативно будут приняты меры по его лечению.
Список недугов, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка, является небольшим и включает в себя всего 4 класса отклонений. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику:
- умственную отсталость;
- ранний аутизм у детей;
- ЗПР;
- синдром недостатка внимания.
Чаще всего эти болезни характерны для ребят дошкольного возраста. Чем раньше они будут диагностированы, тем больше шансов на полноценное избавление от данных патологий. Для этого необходимо знать описание каждой из них.
Признаки патологии
При психозах у детей симптомы наблюдаются следующие:
- Галлюцинации, имеющие зрительный и слуховой характер. Пациент видит вещи, людей, животных или события, которых нет на самом деле. Он может рассказывать о звуках, прикосновениях или запахах, отсутствующих в реальном мире.
- Спутанный характер сознания. Данный симптом проявляется в процессе речи. Высказывания пациента бессмысленны, не связаны друг с другом.
- Импульсивная манера поведения. Это может быть безудержное веселье, гнев. Ребенок раздражается по пустякам, ломает предметы, жестоко обращается с домашними питомцами.
- Агрессия по отношению к людям, как к сверстникам, так и к взрослым. При посещении учебного учреждения пациент обзывается на ровесников, дерется.
- Колебания аппетита. Ребенок может постоянно испытывать голод, а через некоторое время совсем отказываться от пищи.
- Долгое нахождение в одинаковой позе, бедная мимика, застывшее или печальное выражение глаз.
- Лабильность эмоционального фона. Апатия и грусть сменяются возбуждением, злостью.
- Сильные проявления чувств. Данный симптом выражается в громком плаче, обидах, приступах испуга.
- Нарушения сна (повышенная активность ночью, разбитость в дневное время).
- Постоянные боли в голове, утомляемость без особых причин.
- Внешние признаки недуга (холодные кожные покровы, обильное истечение пота, сухость губ, увеличение объема зрачков). При виде такого пациента создается впечатление, что он страдает лихорадкой.
Психоз: что это такое, симптомы, признаки, лечение у женщин и мужчин
Психоз – это патологический процесс, сопровождающийся нарушением душевного состояния и характерным расстройством психической деятельности. У пациента отмечается искажение реального мира, у него нарушается память, восприятие и мышление.
Онлайн консультация по заболеванию «Психоз». Задайте бесплатно вопрос специалистам: Психотерапевт.
- Причины
- Проявления
- Виды психозов
- Послеродовой
- Массовый
- Параноидальный
- Старческий
- Алкогольный
- Реактивный
- Острый
- Шизоаффективный
Коротко о болезни
По большей части психозы эндогенны, то есть, причины их появления внутренние. По причине наследственности могут возникнуть шизофрения, заболевания аффективного характера (депрессивные нарушения), шизоаффективный психоз.
Такие болезни наиболее тяжелые и затяжные.
Нам представляется не совсем корректным отождествление психоза и шизофрении, поскольку первые могут наблюдаться при большом количестве душевных болезней, таких как эпилепсия, болезнь Альцгеймера, алкоголизм, слабоумие, олигофрения и т.п.
Преходящее психотическое состояние может быть спровоцировано как приемом лекарственных или наркотических препаратов, так и быть психогенным (реактивным) психозом, который вызывают сильные психические травмы или потрясения (смерть родственника или друга, угроза жизни).
Науке известны и другие виды и причины психозов: так называемые инфекционный (следствие инфекционной болезни), соматогенный (причина – тяжелые соматические поражения органов), интоксикационный (например, алкогольное психическое расстройство, называемое белой горячкой).
Психозы – весьма распространенные расстройства сознания. Так, эндогенные психозы диагностируются примерно у 5% населения. Но так как в разных странах приняты неодинаковые подходы к определению таких заболеваний, часто весьма сложных для диагностики, то статистические данные расходятся.
Также мы не располагаем точными данными о том, насколько много людей страдает экзогенными психотическими расстройствами (имеющими внешнее происхождение).
Это вполне объяснимо: большая часть таких патологий встречается у наркоманов и алкоголиков. В проявлениях психозов отражается безграничное богатство и многогранность психики человека.
Поэтому мы можем указать только наиболее часто встречающиеся проявления:
- Галлюцинации. Прежде всего, они подразделяются на слуховые, оптические, обонятельные, вкусовые и тактильные – в зависимости от анализатора. Также выделяют галлюцинации простые (шум, зов) и сложные (речь). Чаще всего это голоса, слышимые человеком и исходящие либо из внешнего мира, либо из головы самого пациента. Они настолько естественны, что больной нисколько не сомневается в их реальности. С этим связано следующая опасность. Поскольку они могут угрожать, обвинять или приказывать, человек воспринимает их либо как побуждение к действию (больной, повинуясь, может навредить себе или окружению), либо как эмоциональную оценку, что может усугубить психическое расстройство.
- Бредовые идеи. Это мысли и выводы, которые не соответствуют положению вещей в реальном мире. Они в полной мере овладевают сознанием человека, и нет возможности переубедить его, разъяснить ситуацию, скорректировать это состояние. Подобные идеи многообразны, но чаще всего бывают такими:
- бред преследования – пациент полагает, что за ним следят, чтобы навредить тем или иным способом: убить, опорочить, вовлечь в авантюру или заговор;
- бред воздействия – пациент считает, что на него оказывают влияние экстрасенсы, инопланетяне, излучение аппаратуры спецслужб, радиация, черная магия, колдовство, наведенная порча;
- бред ущерба – больному кажется, что его пытаются отравить, что у него воруют вещи, выживают из дома;
- ипохондрический бред – пациент диагностирует у себя очень тяжелое заболевание, часто смертельное, и не верит убеждающим его врачам, что совершенно здоров.
Кроме того, описаны бред ревности, уникальности, изобретательства, инородства, величия, любовный, реформаторства и другие.
- Двигательные расстройства. В этом случае пациент либо заторможен (находится в ступоре), либо слишком возбужден. В первом случае он мало движется, часто замирает в какой-то позе, не ест, взгляд прикован к одной точке. Если же пациент подвержен психомоторному возбуждению, он, не переставая, говорит, двигается, строит гримасы, дразнит людей; в своих действиях подвержен импульсу и сиюминутным желаниям, а затем не может объяснить свои поступки.
- Расстройства настроения, проявлениями которых являются депрессивные и маниакальные состояния. В случае депрессии у пациента настроение ухудшается, возникает тоскливое чувство, подавленность, движения заторможенные, снижается интеллектуальная деятельность, пропадает желание что-либо делать, человека гложет пессимизм, появляются суицидальные мысли. Если же у человека маниакальное состояние, то настроение немотивированно высокое, растет мышечная активность, ускоряется мыслительная деятельность, появляется завышенное самомнение, планы нереальные, даже фантастические, потребность в сне пропадает, а вот все влечения растормаживаются, и пациент может начать злоупотреблять алкоголем или наркотическими веществами, вступать в половые отношения со многими партнерами.
Это так называемые позитивные расстройства, получившие свое название из-за того, что указанные симптомы словно добавляются к психическому состоянию больного, каким оно было до недуга.
Нередко у пациента даже после полного исчезновения симптомов психоза начинают проявляться расстройства, называемые негативными – во многих случаях они становятся причиной весьма более серьезных социальных последствий, нежели непосредственно психотическое состояние.
Такое определение подобные расстройства получили из-за того, что у человека очень серьезно меняется характер, основные свойства личности, огромные пласты просто исчезают из психики. Такие люди теряют инициативность, в большинстве жизненных ситуаций вялые и пассивные.
Нередко отмечают, что энергетический тонус значительно снижен, пропадают желания и стремление к совершению каких бы то ни было действий, эмоциональное притупление увеличивается, человек словно отгораживается от социума, разрывает всяческие контакты с другими людьми.
Часто былые отзывчивость, тактичность, душевность сменяются ранее не присущими гневливостью, грубостью, нежеланием мирно сосуществовать с близкими. Мышление также претерпевает серьезные изменения: становится аморфным и теряет содержательность.
Такие состояния во многих случаях приводят к потере трудоспособности и, следовательно, к инвалидности.
Психоз у детей в возрасте 1 года
У младенцев душевные расстройства обнаружить очень трудно. Заподозрить отклонения можно при наличии аутистических тенденций в поведении. Малыш не улыбается, у него отсутствует проявление эмоций. Задерживается развитие процесса речи. Наблюдаются навязчивые действия (например, хлопки в ладоши). Младенец не интересуется окружающими предметами, не показывает привязанности к родственникам. Когда пациенты с таким отклонением становятся старше, диагностика психоза у детей не является столь сложной задачей для специалистов.
Симптоматика в зависимости от формы сбоя
Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:
- галлюцинации – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
- бред – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
- снижение ясности сознания, сложность ориентации в пространстве;
- пассивность, не инициативность;
- агрессивность, раздражительность, грубость;
- синдром навязчивости.
- отклонения, связанные с мышлением.
Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.
Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:
- причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
- обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
- симптомы зависят от характера травмы.
Ранний возраст
В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в аутистическом поведении малыша. Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.
Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.
Психические расстройства раннего периода проявляются в:
- фрустрации;
- капризности, непослушании;
- повышенной утомляемости;
- раздраженности;
- дефиците общения;
- дефиците эмоционального контакта.
Более поздний возраст вплоть до подросткового
Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.
В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.
В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:
- резкие перепады настроения;
- меланхолия, тревога;
- агрессивность, конфликтность;
- негативизм, противоречивость;
- сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
- шизоидность;
- отказ от принятых правил;
- склонность к философии и крайним позициям;
- непереносимость опеки.
Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:
- попытках суицида или само повреждения;
- беспричинном страхе, который сопровождается сердцебиением и быстрым дыханием;
- желании навредить кому-то, жестокости по отношении к окружающим;
- отказе от принятия пищи, приеме таблеток-слабительных, сильном стремление похудеть;
- повышенном чувстве тревоги, которое мешает жить;
- неспособности к усидчивости;
- принятии наркотиков или алкоголя;
- постоянных перепадах настроения;
- плохом поведении.
Проявление душевного расстройства в двухлетнем возрасте
Как правило, данное состояние связано с влиянием провоцирующих факторов. К таким обстоятельствам относятся различные инфекционные патологии, употребление медикаментов, высокая температура, плохая работа иммунной системы или нехватка полезных веществ. Важную роль играет генетика. Течение психозов у ребенка 2 лет может быть острым, при этом они возникают внезапно и ярко проявляются. Иногда болезнь имеет затяжной характер или периодически провоцирует ухудшение состояния.
Согласно отзывам, в некоторых случаях патология дает о себе знать на протяжении долгого времени.
У двухлетних пациентов заподозрить психоз можно при наличии апатии, расстройства сна, отказа от еды, приступов боли в голове и сильного сердцебиения. Так как недуг нередко связан с телесными заболеваниями, ребенка должны обследовать специалисты разных профилей. Например, нужно проверить, насколько правильно работают органы зрения, нет ли у малыша нарушений слуха и процесса речи.
Диагностика психоза у ребенка
В случае прогрессирования ЗПР личность малыша является крайне незрелой, а психика при этом развивается очень медленными темпами. Познавательная сфера, как и поведенческая реакция, является нарушенной. При установлении прогноза стоит обратить особое внимание на причины проявления недуга, а также уделить его некоторым признакам патологии.
Важно своевременно организовать обучающие и воспитательные мероприятия, что позволит сгладить основные симптомы недуга и привести состояние здоровья ребенка в норму. Особенно важно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, педиатра. Важную роль играет ежедневное поведение домашней работы с родителями для общего развития крохи.
Психические заболевания у детей имеют неизученную природу, поэтому назвать точные причины их возникновения проблематично. Тем не менее, есть несколько факторов, увеличивающих вероятность формирования нервно-психических расстройств у детей.
Расстройства эти такие:
- врожденные недуги головного мозга и центральной нервной системы;
- сложная патологическая беременность или повреждения во время родов;
- генетическая предрасположенность и наследственные факторы;
- неблагоприятный микроклимат в семье, в которой растет ребенок;
- наличие острых и хронических патологий у родителей;
- травматизм;
- отсутствие должного уделяемого ребенку внимания.
Как видно, причины возникновения могут быть самыми разными. При наличии этих факторов (а также в случае обнаружения у ребенка каких-либо проявлений недуга) родители должны показать малыша врачу.
Существует большое количество диагностических методик, которые помогут объяснить проявление тех или иных симптомов психических расстройств у детей.
Целевая функция ПМПК – комплексный подход к исследованию состояния здоровья ребенка, обеспеченный силами нескольких специалистов. К данной группе можно отнести социального работника, психолога, невропатолога, психиатра, дефектолога, логопеда, медсестру. При проведении мероприятий тщательно изучается анамнез юного пациента, и делаются соответствующие заключения.
Обследование
Это важный этап в общем механизме помощи ребенку, имеющему те или иные психические отклонения в развитии. Однако на практике в связи с отсутствием комплексного анализа при наличии таких заболеваний задача полностью не выполняется. Этот фактор негативно сказывается на дальнейшем терапевтическом процессе.
Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также для оценки неврологического, психического и соматического состояния малыша. Целью является оценка нервной системы и поиск способов воздействия на нее в случае отклонений.
Психический анализ
Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллектуальной картины.
Детский психоз – это сложное психическое заболевание, для которого характерно искажённое восприятие реальности, выражающееся в невозможности отделить фантазию от вымысла. Ребёнок склонен давать неадекватные реакции на некоторые бытовые ситуации, что затрудняет его повседневную жизнь. При организации мышления у таких детей происходит сбой, им становится труднее контролировать свои поступки, вписывать их в общепринятые стандарты, принимать адекватные решения и грамотно разговаривать. Психозы среди детей встречаются достаточно редко. Их подразделяют на раннюю (грудные младенцы, дошкольники и школьники) и позднюю стадию (подростки).
Предпосылками к возникновению детского психоза могут стать самые разные факторы:
- применение лекарственных препаратов;
- высокая температура;
- гормональные сбои;
- менингит;
- родовые травмы;
- интоксикация алкоголем;
- сильный стресс, психологическая травма;
- врождённые особенности и пороки развития организма.
При устранении физической причины заболевания (стресса, например), оно благополучно исчезает. Для этого может потребоваться некоторое время – в среднем, 1-2 недели, в течение которых ребёнок приспосабливается к условиям реальной жизни.
Психоз может выступать самостоятельным заболеванием и протекать отдельно от других болезней. Такая ситуация характерна для нарушений здоровья ребёнка вследствие родов, неконтролируемого приёма медикаментов, алкогольного отравления.
Дети, имеющие врождённые отклонения в физическом развитии, нередко испытывают психозы, причём ещё в раннем детстве.
Существует мнение, что не всегда внешние особенности поведения ребёнка обязательно свидетельствуют о наличии у него психоза, если он имел место в раннем возрасте малыша и носил симптоматический характер. Исследователи предпочитают полагаться на данные генетической природы данного явления.
Причинами для возникновения психоза могут являться кратковременные либо длительные состояния физического вида. К ним относятся приём лекарств, высокая температура, гормональный дисбаланс, менингит. Обычно приступ психоза, источником которого выступает физическая проблема, прекращается с её решением.
Наблюдаются случаи развития психозов у детей без наличия сопутствующих болезней. Существует экспертное предположение, что источником таких состояний служит отклонение биохимического характера. Данные отклонения считаются полученными при родах или приобретенными после злостного приема лекарств или алкоголя.
Дети, рожденные с тяжелыми отклонениями конституционного типа, страдают психозами, спонтанно проявленными ещё в раннем возрасте. Как правило, они сохраняют инвалидность на протяжении всей жизни. Многие медики не считают внешние факторы убедительными для психоза, если он проявлен симптоматически в раннем детстве. Исследования проверяют теорию генетического фактора, как источника болезни.
Диагностические мероприятия при подозрении у ребенка психоза занимают несколько недель или месяцев. Его должны тщательно осмотреть следующие врачи: специалист по болезням развития, отоларинголог, логопед, невропатолог. Проводят обследование физической и психологической направленности – длительно наблюдается поведение ребенка, тестируются способности ума, проверяется слух и речь. Возможна госпитализация для разного рода исследований нервной системы.
Если определяется, что психоз ребенка имеет в основе физическое заболевание, диагностика переключается на поиск его причины. Родители всегда имеют право на сомнения в правильном диагнозе и могут получить консультацию других специалистов.
Проявления в трехлетнем возрасте
Заболевание характеризуется отклонениями в поведении, отсутствием логики в высказываниях. Пациент совершает странные поступки. Психоз у ребенка 3 лет можно также заподозрить при наличии резких перемен настроения. Реакции на внешние обстоятельства у пациента неадекватны. Например, он может разозлиться на безобидное замечание, выдумать новые слова или смеяться в той ситуации, когда надо грустить. Кроме того, ребенок видит или ощущает то, чего нет.
Иногда родителям трудно отличить фантазии от галлюцинаций различного характера. Естественно, мальчик может играть в принца, который спасает красавицу от дракона. Однако, если пациент действительно видит монстра, он испытывает ярко выраженные эмоции, например сильный страх, и ведет себя соответствующим образом.
Приступы мании и депрессии у ребенка
Данное состояние крайне редко встречается у несовершеннолетних. До наступления подросткового возраста патологию трудно выявить ввиду отсутствия симптоматики. Чаще всего недуг проявляется в пубертатном периоде из-за изменения баланса гормонов.
Маниакально-депрессивный психоз у детей может развиваться под воздействием таких причин:
- Плохая наследственность.
- Возраст матери и отца (чем старше родители, тем выше вероятность возникновения патологии).
- Расстройства сна.
- Психическое перенапряжение, стрессовые ситуации.
- Патологии инфекционного характера.
У детей с данной болезнью нет признаков мании. Но наблюдаются такие отклонения, как:
- Повышенная активность.
- Чрезмерная веселость.
- Ранний интерес к сексу.
- Агрессия.
- Возбуждение.
Такие симптомы присутствуют на протяжении определенного времени, а затем сменяются другими:
- Чувством разбитости, заторможенностью.
- Повышенной сонливостью.
- Дискомфортом в разных частях тела. При этом пациент не может указать локализацию неприятных ощущений.
- Бессонницей.
- Страхами.
- Капризами, отказом от игровых занятий.
- Склонностью к суициду.
Психотические. Проявление и лечение разных форм психозов у детей Инфантильный психоз у детей
формы аутизма (инфантильный психоз и атипичный детский психоз эндогенный) необходимо также дифференцировать. Возможность разделения этих двух видов психозов находит отчетливое подтверждение в существенных различиях клинических параметров. Сходные по дезинтегративному диссоциированному дизонтогенезу и наличию кататонических нарушений в приступах, они различаются не столько по времени манифестации болезни [Башина В.М.,1999; 2009], сколько по присутствию или отсутствию регресса в приступах, стереотипий в ремиссии, продолжительности манифестных приступов, исходам [Симашкова Н.В., 2011; Garralda M.E., Raynaud J.P.,2012]. Кататонический синдром при ИП за-нимает основное место в структуре приступа, заменяется нажитым гиперкинетическим синдромом – в ремиссии. Кататонические нарушения при АДП проходят сквозным синдромом в приступе, ремиссии, на протяжении жизни в форме протопатических двигательных стереотипий. Для ИП характерна положительная динамика течения болезни, благоприятный исход – в 84% [«практическое выздоровление» – в 6%; «высокофункциональный аутизм» (не путать с синдромом Аспергера) – в 50%; регредиентное течение – в 28%]. Для АДП эндогенного характерно прогредиентное течение болезни с ранним формированием когнитивного дефицита в в 80% случаев (табл.2).
Значительно различаются при этих заболеваниях и функциональные характеристики ЦНС, оцениваемые по нейрофизиологическим параметрам. Наблюдается корреляция тяжести клинической картины и степени нарушения ЭЭГ. В клинической ЭЭГ отрицательным воздействием на биоэлектрическую активность мозга считается уменьшение мощности альфа-ритма и увеличение мощности медленных ритмов тета-дельта диапазонов. Тета-ри для тяжелых заболеваний с распадом высших психических функций и для больных детей со значительной задержкой развития. При АДП эндогенном наблюдается корреляция между количественной мерой тета-ритма и клиническим проявлением регресса – при улучшении состояния его выраженность уменьшается. У больных данной группы тета-ритм, как правило, сохраняется длительное время (совпадает с присутствием двигательных стереотипий в клинической картине болезни), является подтверждением неблагоприятного прогноза.
Таблица 2. Клиническая дифференциация психотических форм РАС
Инфантильный психоз
Атипичный детский психоз | ||
Дизонтогенез | Диссоциированный дизонтогенез | Ау тистический дезинтегративный дизонтогенез |
Кататонический синдром | Кататонический синдром с меняется нажитым гиперкинетическим в ремиссии и в последующем купируется | Кататонические нарушения при АДП в манифестных приступах сочетаются с регрессивными и сохраняются на протяжении жизни в форме двигательных стереотипий |
Течение | Положительная динамика в течении болезни | Прогредиентное течение с ранним формированием когнитивного дефицита, схизиса, ангедонии, алекситимии в 80% |
Исход | Благоприятный: в 6% — «практическое выздоровление», в 50%- «высокофункциональный аутизм», в 44% — регредиентное течение со смягчением аутизма | Неблагоприятный в 80%: сохраняется тяжелый аутизм, олигофреноподобный дефект |
Для более легкой психотической форме РАС – ИП с кататоническими расстройствами характерно отсутствие тета-ритма и присутствие регулярного альфа-ритма в приступе, что прогностически благоприятно. В качестве дополнительного маркера этого заболевания может выступать выраженный сенсомоторный ритм, который появляется в период ремиссии, когда кататонические расстройства замещаются нажитым гиперкинетическим синдромом.
По данным патопсихологических исследований, АДП и ИП имеют разные исходы когнитивных нарушений: сохранение стабильного когнитивного дефицита при АДП и частичную нивелировку когнитивного дизонтогенеза на фоне абилитации при ИП.
Атипичный детский психоз эндогенного генеза следует дифференцировать с АДП синдромальным. По поведенческому фенотипу на высоте регрессивно-кататонического приступа больных с АДП эндогенным сложно отличить от больных с синдромальными психотическими формами АДП (при синдромах Мартина– Белл, Дауна, Ретта и т.д). Указанные психозы имеют фенотипически сходную клиническую картину при разных нозологиях: общую последо-вательность смены этапов в приступах (аутистический – регрессивный – кататонический), неблагоприятный исход. Для уточнения синдромальной патологии больные в регрессивно-кататоническом психозе нуждаются в проведении молекулярно-генетических исследований. У больных с синдромальными формами РАС выделены определенные паттерны ЭЭГ с доминированием ритмической тета-активности на тех или иных этапах болезни (Горбачевская Н.Л., 1999, 2011; Якупова Л.П., 2005). Как указывалось выше, такой же паттерн был зарегистрирован при ЭЭГ-исследованиях АДП эндогенного в стадии регресса (Якупова Л.П., Симашкова Н.В., Башина В.М.,2006). Уменьшение регрессивных проявлений на фоне терапии сопровождалось частичной редукцией тета-ритма и восстановлением альфа-ритма. Это отличает АДП эндогенный от тяжелых синдромальных форм АДП, при которых альфа-ритм практически не регистрировался.
Атипичный аутизм (АА) или «умственную отсталость с чертами аутизма» при выделенных генетических синдромах (Мартина-Белл, Дауна, Вильямса, Ангельмана, Сотоса и др.), болезнях обменного происхождения (фенилкетонурии, туберозном склерозе и др.) следует дифференцировать с синдромом Каннера, при котором на протяжении жизни сохраняется тяжелый аутизм, нарастает когнитивный дефицит. Двигательные стереотипии при синдромальных формах АА фенотипически различаются. При непсихотических формах УМО с аутистическими чертами у больных детей и подростков в меньшей степени нарушено или совсем не нарушено эмоциональное отношение к окружающему миру. У больных с синдромальными формами АА в 20-30% случаев отмечается эпиактивность .
Дифференциальный диагноз РАС с другими нозологиями требует тщательного изучения анамнеза, выделения ведущего синдрома, катамнестического наблюдения с целью уточнения характера течения заболевания. РАС следует дифференцировать прежде всего с рано начавшейся детской шизофренией (ДШ),
при которой также отмечается диссоциированное дезинтегративное психическое развитие, нарушения социализации, стереотипии. Детская форма шизофрении (ДШ) в МКБ-10 (1994) не упоминается. В США детскую шизофрению крайне редко ставят до 14 летнего возраста, в странах Европы — ранее 9 лет. В процессе адаптации МКБ-10 в РФ (1999) был введен специальный раздел – «шизофрения (детский тип)» — F20.8хх3. В него вошли тяжелые формы шизофрении (кататоническая, гебефренная, параноидная) с прогредиентным, злокачественным течением болезни.
Типичная симптоматика РАС отличается от ДШ, но пересекается с ней. Генетические исследования показали повышенную частоту встречаемости шизофрении и других психотических расстройств у родителей, дети которых больны РАС. Остается спорным, является «ранняя детская кататония», описанная Леонгардом , первым проявлением шизофрении или одной из форм атипичного аутизма. В DSM-V(2013) выделена кататония, коморбидная с психическими расстройствами: шизофренией, РАС, биполярными, депрессивными расстройствами и др.
К тому же, в последнее время в России и ряде европейских стран среди расстройств аутистического спектра выделен атипичный детский психоз эндогенный (Башина В.М.,2009; Симашкова Н.В. с соавт, 2006,2013; Garralda M.E., Raynaud J.P., 2012; Meyer-Lindenberg A., 2011), занимающий в спектре аутистических расстройств 8-12%. К нему отнесены регрессивные формы аутизма с коморбидной кататонической симптоматикой и с ранним формированием олигофреноподробного дефекта. Разграничить указанные формы атипичного аутизма и детской шизофрении сложно. Выделенные в последние годы биологические маркеры, наряду с клиническими и патопсихологическими, могут внести весомый вклад в решение вопросов диагностики, дифференциации подбора индивидуальной терапии, мониторинга состояния пациентов.
РАС
следует дифференцировать с
дефектами органов чувств (зрения и слуха) и умственной отсталостью (УМО).
У последних на первом месте следует отметить равномерное тотальное недоразвитие. При УМО с аутистическими чертами у детей и подростков в меньшей степени нарушено или не нарушено совсем эмоциональное отношение к одушевленным или неодушевленным предметам окружающего мира. Двигательные нарушения в форме стереотипий имеют свои особенности и отличаются от двигательных стереотипий при детском аутизме.
РАС
нужно различать с
депривационным синдромом
, расстройствами привязанности в результате тяжелой педагогической запущенности. У этих детей тоже может нарушаться способность к контакту, но чаще в форме депрессивной симптоматики. Иногда отсутствует дистанция в поведении, но нет типичной триады РАС.
Обсуждая наличие коморбидности РАС с органическими заболеваниями головного мозга (эпилепсией, резидуальными проявлениями раннего органического поражения центральной нервной системы перинательного генеза, энцефалопатией, травмами мозга и т.д.), следует остановиться на приобретающей в последние годы популярность среди специалистов-неврологов концепции о патогенезе аутизма вследствие бессудорожной эпилептической энцефалопатии. При этой форме эпилепсии отмечаются когнитивные, аутистические и другие расстройства психического развития (Зенков и др., 2004; Зенков, 2007; 2008; Мухин и др., 2011; Tuchman & Rapin, 1997; Chez & Buchanon, 1997; Kim et al., 2006; Berney, 2000). В ЭЭГ таких больных обнаруживается выраженная эпилептиформная активность (электрический эпилептиформный статус) преимущественно в период медленноволновой стадии сна, однако клинической картины приступов не наблюдается. Считается, что выявленная в этих случаях эпилептиформная активность связана с врождёнными нарушениями процессов созревания мозга (Doose, 1989, 2003; Мухин и др., 2011). Утверждается, что именно после появления эпи-активности в определённый период онтогенеза наступает значительный регресс в когнитивной и психической сферах, который называют аутистическим эпилептиформным регрессом (Canitano, 2006; Characteristics of developmental regression in autistic children, 2010). В пользу данной теории приводятся факты, подтверждающие, что терапия бессудорожных энцефалопатий противосудорожными препаратами приводит к заметному улучшению состояния больных, и это решает вопрос каузального лечения РАС (Зенков и др., 2004; Зенков, 2007; Мухин и др., 2011; Lewine et al., 1999). Однако нельзя считать убедительно доказанной для всех форм РАС причинно-следственную связь событий, предложенную в вышеуказанной концепции. Например, при синдроме Ретта аутистические нарушения появляются намного раньше, чем эпилептическая активность.
Обсуждая вопрос о том, есть ли связь между эпилепсией и аутизмом, A.Berg и Plioplys (2012) подчеркивают, что такая связь наблюдается при когнитивных нарушениях, когда они существенно выражены у детей с эпилепсией или аутизмом. В тех случаях, когда интеллекту-альные нарушения отсутствуют, доказательств риска развития аутизма у детей с эпилепсией мало. К этому можно добавить, что и при тяжелых формах УМО (например, при синдроме Ретта) выраженность аутизма больше у тех больных, у которых меньше неврологических нарушений (в том числе и эпи-активности). Коморбидна ли эпилепсия аутизму, вызвана ли аутизмом или сама эпилепсия приводит к развитию РАС – ответить однозначно на данные вопросы на современном этапе развития науки сложно, и поэтому вопрос о взаимоотношении разных форм расстройств аутистического спектра и эпилепсии до настоящего времени нельзя считать решенным.
АБИЛИТАЦИЯ
Следует придерживаться единого профилактически-терапевтического подхода в терапии больных с РАС, целью которого является общее развитие детей, подростков и взрослых, страдающих аутизмом. Комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения (дефектологическая, психологическая, педагогическая, нейропсихологическая коррекция, психотерапевтическая социальная работа с пациентом и его семьей) является одним из основополагающих принципов курации аутистических расстройств у детей. Абилитационные усилия направлены на купирование позитивных симптомов болезни, уменьшение когнитивных нарушений, смягчение тяжести аутизма, социальное взаимодействие, стимуляцию развития функциональных систем , создание предпосылок к возможности обучения. В зависимости от ведущей причины усиления поведенческих расстройств, структура терапевтических мероприятий смещается в сторону либо преимущественно медикаментозной терапии, либо усиления коррекционно-педагогической и психотерапевтической составляющих комплексного лечения.
Основные направления лечения:
Воздействие на патогенетические механизмы развития заболевания;
Активация биологических и психологических возможностей больного;
Воздействие на коморбидные психические и соматоневрологические расстройства.
Принципы терапии:
Персонофецированный подход с учетом установленной или предполагаемой этиологии, всех звеньев патогенеза, клинических составляющих заболевания, наличия дополнительных по отношению к аутизму коморбидных расстройств;
Комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения;
«мультимодальность» с участием в команде специалистов: врачей-психиатров, педиатров, неврологов, психологов, логопедов-дефектологов, педагогов, социальных работников.
ПСИХОФАРМАКОТЕРАПИЯ
Раннее начало медикаментозной терапии имеет значение, как прогностический благоприятный фактор. Это обусловлено закономерностями развития головного мозга, положительными тенденциями онтогенеза при остановке активного течения болезни.
При разных видах РАС медикаментозная терапия кардинально отличается. Кроме того, медикаментозная терапия незаменима при действии внешних и внутренних неблагоприятных факторов (изменения в окружающей среде, микросоциальном окружении, критические периоды развития). Медикаментозная коррекция обязательно сочетается с развивающим обучением, принципы которого будут изложены далее. Существует корреляция между возрастом начала лечебно-коррекционных воздействий и клинико-социальным прогнозом
для больных с аутизмом. Для предотвращения формирования тяжелых личностных и олигофреноподобных дефектов, необходимы ранние и адекватные
профилактические мероприятия.
Лечение проводится с учетом психопатологической структуры обострения болезни, которая определяет выбор психотропных средств, а также с учётом особенностей терапевтической или спонтанной трансформации синдрома в процессе лечения, с чем может быть связана замена или присоединение других методов лечения. Выбор конкретного препарата осуществляют с учетом спектра психотропной активности антипсихотика и характера возникающих побочных эффектов, а также противопоказаний к применению и возможных лекарственных взаимодействий. Режим дозирования, средние и максимально допустимые суточные дозы и возможный путь введения конкретного нейролептика определяется характером и выраженностью имеющейся психопатологической симптоматики, соматическим состоянием и возрастом больного. Следует избегать полипрогмазии. Эффективность проводимой терапии оценивается на основании положительной динамики клинических проявлений. Основными показателями являются быстрота развития и стойкость эффекта, а также безопасность терапии.
В случае развития острого психоза с преобладанием неспецифических аутистических проявлений (фобии, тревога, психомоторное возбуждение, агрессивность следует прибегать к назначению нейролептиков с седативным компонентом действия (хлорпромазин, левомепромазин, хлорпротиксен, алимемазин, перициазин и др.), в том числе парентерально (убедительность доказательств В).
Дезингибирующие антипсихотики (сульпирид) назначают с учетом растормаживающего, активирующего действия (убедительность доказательств В).
Полиморфизм психопатологических расстройств, наличие симптоматики более глубоких регистров требует назначения нейролептиков с мощным общим антипсихотическим (инцизивным) действием (галоперидол, клозапин, рисперидон).
Фармакокинетика
Есть точные данные о механизмах действия препаратов. Важной задачей специалистов-медиков, занимающихся аутистическими расстройствами (главным образом детско-подростковых психиатров), является распространение этих знаний как среди врачей, так и среди других специалистов смежного профиля, а также среди родителей. Стойкое предубеждение против медикаментозного лечения не способствует улучшению состояния пациентов, страдающих аутизмом.
Антипсихотическое действие нейролептиков связывают преимущественно с блокадой D2-дофаминовых рецепторов и изменением дофаминергической нейротрансмиссии, что в свою очередь может вызвать экстрапирамидные расстройства и гиперпролактинемию. Развитие тех или иных клинических эффектов блокады D2 рецепторов зависит от воздействия на различные дофаминергические пути в ЦНС. Угнетение нейротрансмиссии в мезолимбической системе ответственно за развитие собственно антипсихотического эффекта, в нигростриальной области – за экстрапирамидные побочные эффекты (нейролептический псевдопаркинсонизм), а в тубероинфундибулярной зоне – за нейроэндокринные нарушения, в том числе гиперпролактинемию . В мезокортикальных структурах у больных аутизмом наблюдается снижение дофаминергической активности. Антипсихотические препараты не одинаково связываются с D2 рецепторами в разных структурах мозга. Одни вещества обладают сильным сродством и блокируют рецепторы на длительное время, другие, напротив, быстро высвобождаются из мест связывания. Если это происходит на уровне нигростриальной области и блокада D2 рецепторов не превышает 70%, то экстрапирамидные побочные эффекты (паркинсонизм, дистония, акатизия) либо не развиваются, либо выражены незначительно. Антипсихотики, обладающие антихолинергической активностью, реже вызывают экстрапирамидную симптоматику, поскольку холинергическая и дофаминергическая системы находятся в реципрокных отношениях, и блокада мускариновых рецепторов I типа приводит к активизации дофаминергической передачи. На том же механизме действия основана способность центральных антихолинергических препаратов (тригексифенидил, бипериден) корригировать нейролептические экстрапирамидные нарушения. Некоторые препараты в зависимости от применяемой дозы способны блокировать пресинаптические D2/3 рецепторы и парадоксально облегчать дофаминергическую нейропередачу, в том числе на корковом уровне (сульпирид). В клинике это может проявляться в виде дезингибирующего или активирующего эффекта.
Атипичные антипсихотики (нейролептики 2 типа) могут также блокировать 5-НТ2 серотониновые рецепторы, с чем связывают их способность уменьшать выраженность негативной симптоматики и когнитивных нарушений у больных с аутистическими расстройствами, поскольку серотониновые рецепторы 2 типа расположены преимущественно в коре головного мозга (особенно во фронтальных областях) и их блокада приводит к опосредованной стимуляции дофаминергической передачи. Назначение атипичных нейролептиков при лечении РАС в детском возрасте требует одновременного введения центральных антихолинергических препаратов (тригексифенидил, бипериден).
В настоящее время имеются существенные возрастные ограничения при назначении нейролептиков. Учитывая постоянную работу различных структур по внедрению современных препаратов в детскую психиатрическую практику возрастные ограничения на успешно применяемые лекарства у взрослых постепенно снимаются. При выборе препарата следует также руководствоваться современным состоянием психиатрии и рекомендациями фирм производителей в соответствии с законами РФ.
Для лечения психотических форм РАС применяются нейролептики следующих групп:
1. Фенотиазины и другие трициклические производные:
- Алифатические (алимемазин, промазин, хлорпромазин)
- Пиперидиновые (перициазин, пипотиазин, тиоридазин)
- Пиперазиновые (перфеназин, тиопроперазин, трифлуоперазин)
2. Тиоксантены (флупентиксол, хлорпротиксен)
3. Бутирофеноны (галоперидол)
4. Замещенные бензамиды (сульпирид, тиаприд)
5. Производные дибензодиазепина (клозапин)
6. Производные бензизоксазола (рисперидон)
Алифатические фенотиазины обладают сильной адренолитической и холинолитической активностью, что клинически проявляется выраженным седативным эффектом и мягким действием на экстрапирамидную систему. Пиперазиновые фенотиазины и бутирофеноны обладают слабыми адренолитическими и холинолитическими, но сильными дофаминблокирующими свойствами, т.е. наиболее выраженным глобальным антипсихотическим действием и значительными экстрапирамидными и нейроэндокринными побочными эффектами. Пиперидиновые фенотиазины, тиоксантены и бензамиды занимают промежуточное положение и обладают преимущественно средним антипсихотическим действием и умеренно или слабовыраженными экстрапирамидными и нейроэндокринными побочными явлениями. Отдельную группу составляют атипичные антипсихотики (рисперидон, клозапин), которые обладают достаточно выраженным общим антипсихотическим действием и дозозависимыми экстрапирамидными и нейроэндокринными побочными эффектами, что требует одновременного введения центральных антихолинергических препаратов.
Наиболее часто применяемые антипсихотики и другие лекарственные средства у больных РАС
При выборе препарата следует руководствоваться списком зарегистрированных лекарственных средств, разрешенных к применению у детей, и рекомендациями компаний-производителей в соответствии с законами РФ (см. табл. № 3-8).
Таблица 3.
Наиболее часто применяемые нейролептики у больных с РАС
Международное непатентованное название | Возраст разрешенного применения |
Алимемазин, табл. | С 6 лет |
Галоперидол, капл. | с 3-х лет |
Галоперидол, табл. | с 3-х лет |
Клопиксол | детский возраст, точных данных нет |
Клозапин, табл. | с 5 лет |
Левомепромазин, табл. | с 12 лет |
Перициазин, капс. | с 10 лет, с осторожностью |
Перициазин, капл. | с 3 лет |
Перфеназин | старше 12 лет |
Рисперидон, р-р для приема внутрь | с 5 лет |
Рисперидон, табл. | с 15 лет |
Сульпирид | с 6 лет |
Трифлюоперазин | старше 3-х лет, с осторожностью |
Хлорпромазин, табл., драже |
Последствия душевного расстройства
Данная патология не представляет прямую угрозу для жизни. Однако ее осложнения бывают весьма неприятными. Отзывы свидетельствуют, что ребенок становится отрешенным, необщительным, агрессивным, у него портится характер, нарушается интеллектуальная деятельность. Иногда родители списывают изменения в поведении на кризисы, которые проходят сами по себе. Однако такие отклонения не так безобидны, как может показаться. Психоз у ребенка 5 лет и старше плохо влияет на взаимодействие со сверстниками в учебных учреждениях (в детском саду, в школе).
Вспышки злости и неконтролируемые реакции затрудняют взаимодействие с окружающими.
Терапия
При психозе у детей лечение зависит от причины, в результате которой возникло расстройство, симптомов и степени их выраженности. Часто подобные отклонения развиваются у несовершеннолетних пациентов под влиянием травмирующих событий. В данном случае патология исчезает сама по себе. Чем больше времени проходит с момента появления стрессового фактора, тем лучше становится состояние больного. В подобном случае помогают занятия с психологом и создание спокойной обстановки. Если душевное расстройство вызвано телесной патологией, доктор должен обратить внимание на терапию основного недуга. Лекарства назначаются лишь в тех ситуациях, когда пациент проявляет злость.
Разновидности психотических отклонений среди детей
Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:
- ранний психоз;
- поздний психоз.
К первому типу относятся пациенты с психическими расстройствами грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).
В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:
- экзогенными – расстройства, вызванные воздействием внешних факторов;
- эндогенными – нарушения, спровоцированные внутренними особенностями организма.
В зависимости от типа течения психозы могут быть:
- реактивными , которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
- острыми – возникшие моментально и неожиданно.
Разновидностью психотического отклонения является аффективное расстройство. В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:
- депрессивные;
- маниакальные;
- шизоаффективные;
- органические.