Депривация сна спасает от депрессии в 50 процентах случаев

Определение

В психологии депривация — это потеря или лишение. Это понятие происходит от английского термина «Deprivation», который обладает ярким негативным смыслом и отрицательной направленностью, неся в себе не просто утрату, а именно лишение чего-то жизненно необходимого.
Другими словами, в психологии депривация – это недостаток сенсорных возбудителей и социальных мотивов, лишение живых ощущений, общественных контактов и природных впечатлений. Данное понятие, с точки зрения содержательно-психологического смысла, является родственным с термином «фрустрация». По сравнению с фрустрационной реакцией, депривированное состояние является более тяжелым, болезненным и нередко даже разрушающим личность.

Изучением разнообразных сторон и форм развития психики в неблагоприятных условиях занимается такая наука, как специальная психология. Депривация является одним из факторов нарушений в развитии человека, который выступает объектом данной науки. Кроме того, особый научный интерес специальной психологии связан с так называемым «запасом прочности» развития, то есть устойчивостью психики во время реализации основных функций по отражению окружающего мира. Проблема депривации в специальной психологии является неотъемлемой частью изучения того самого «запаса прочности».

Психологические последствия недосыпа

Хронический недосып становится причиной многих изменений и патологий в организме. Все проблемы начинаются из-за возбуждения нервной системы. Среди психологических проблем можно отметить потери памяти, раздражительность, изменение в поведении, неврологические патологии.
Плохой и короткий сон чреват снижением концентрации внимания, головными болями, отечностью и краснотой глаз. В течение дня хочется спать, из-за чего главные задачи остаются в стороне.

Риск депрессии

Депрессия — это психическое расстройство, связанное с подавленностью, ухудшенным настроением, плаксивостью. Такое нарушение приводит к непоправимым поступкам, занижению самооценки и даже суициду. При неполноценном сне возникает депрессия из-за невозможности регенерации клеток головного мозга, которые обновляются во время сна, когда организма находится в состоянии спокойствия. Риск депрессии появляется, если спать меньше 6 часов в сутки длительное время.

Раздражительность

Отсутствие сна нарушает работу нервной системы, и у человека теряется психическое равновесие. Человек становится злым и раздраженным, нервничает и кричит. Это приводит к нервным срывам, нарушению сердцебиения, повышению артериального давления.

Провалы в памяти

В результате недосыпа организм начинает компенсировать сон во время бодрствования. Из-за этого человек выключается на ходу. В медицине это называется микросон. В этот момент головной мозг отключается и не воспринимает окружающую среду. Как результат — непонимание происходящего и провалы в памяти.

Такие микросны могут привести к летальному исходу не только засыпающего но и других людей. Например, по статистике 8% всех смертельных ДТП происходит из-за того, что водитель уснул за рулем.

Неуклюжесть

Хронический недосып приводит к нарушению координации. Сонный человек с виду выглядит пьяным. У него нарушается походка, он может проходить мимо нужной двери или поворота. Также недосып приводит к потере точности движений, из-за чего человек, например, не может с первого раза взять какой-то предмет или попасть на кнопку. Из-за этого снижается работоспособность, снижается квалификация. А выполненную работу придется переделывать из-за допущенных ошибок.

Снижение либидо, импотенция

При недостатке сна накапливается усталость, снижается влечение к сексу. Последствия недосыпания у женщин кроется в отсутствии либидо. Недосыпание у мужчин чревато частичной импотенцией. Кроме того, во время занятия сексом тратится много энергии, которой в организме просто нет из-за недосыпания.

Причины

В научных кругах понятие получило более широкое распространение в начале 20 века. В то время активно проводились физиологические исследования, направленные на изучение функционирования человеческого организма в условиях лишения, например, пищевой или двигательной депривации. Для психологии основным результатом таких исследований стало то, что человек, лишенный возможностей удовлетворять собственные нужды, испытывает сильный психологический и физический дискомфорт.

Депривация сна составила отдельную область исследований. Опыты, проведенные на людях, доказали, что при недостаточном количестве сна или полном его отсутствии происходят некие изменения сознания, снижение воли, возникновение слуховых и зрительных галлюцинаций. Таким образом, депривация сна, также как и лишение организма пищи, является способом вызвать противоестественное состояние сознания человека, хотя в некоторых мистических практиках до сих пор существует ошибочное мнение, что подобные лишения – это путь к «очищению».

у человека в состоянии сенсорной депривации возникают неправдоподобные ощущения, которые можно идентифицировать как галлюцинации. Исследования в данной области проводятся с помощью специально построенных аппаратов. Так, существует особая камера, обустроенная шумоизоляцией. В нее помещается испытуемый, движения которого также сковываются.

Как показали эксперименты, реакция людей на подобного рода изоляцию от внешних стимулов может быть очень разной, но практически никогда испытуемые не испытывали никаких приятных ощущений, а в последствии и вовсе отказывались от участия в аналогичных экспериментах, так как сенсорная и социальная депривация – это путь к деградации личности и мыслительных процессов.

В современной психологии о депривации говорят в несколько ином ключе. Данным термином обозначается нехватка социальных и сенсорных стимулов, способная привести торможение нормального интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Методы терапии и психокоррекция

В большинстве случаев, справиться с депривационным синдромом можно самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. В данном вопросе имеет важное значение уровень понимания и поддержки, оказываемой близкими. Для того чтобы избавиться от депривации, необходимо увеличить свой кругозор с помощью различных инструментов. В качестве таких инструментов могут выступать различные кружки по интересам. Эмоциональный дефицит общения можно компенсировать частыми встречами с друзьями и походами в различные увеселительные заведения. Недостаток тактильного контакта обычно восполняется заведением близких отношений с противоположным полом.

Важно обратить внимание, что для преодоления тяжелой формы депривации, человек нуждается в более глобальной помощи. Для того чтобы избавиться от детской социальной депривации, ребенок должен посещать специализированный реабилитационный центр. Именно в таком заведении, ребенок сможет восполнить недостаток внимания к себе и дефицит общения. Следует сказать о том, что проблема социальной депривации должна рассматриваться на государственном уровне.

Наиболее часто депривационный синдром имеется у пенсионеров, вынужденных проживать старость в одиночестве и изоляции. Социальные службы придают этому вопросу важное значение и часто организовывают различные мероприятия для пенсионеров на безвозмездной основе. Психологии используют для борьбы с депривационным синдромом совершенно другие методики.

Одно из важных направлений коррекции — кардинальная смена образа жизни и попытка компенсировать при помощи самореализации в других сферах. Следует обратить внимание на то, что при наличии тяжелых эмоциональных лишений, справиться с проблемой можно только при помощи специалиста.

Формы

Депривация имеет два вида форм: явные и скрытые. Очевидным характером обладает психическая депривация, которая выражается явным отклонением от устоявшихся в социуме норм. Скрытая депривация имеет менее выраженный характер, так как зарождается при благоприятных на первый взгляд обстоятельствах, не позволяющих все же удовлетворить фундаментальные потребности личности.

Таким образом, депривация в психологии – это многостороннее понятие, затрагивающее различные области жизнедеятельности человека. Теперь более предметно познакомимся с проявлениями депривации, которые встречаются в современном обществе чаще всего.

Меры предосторожности

Депривация сна (особенно продолжительная) предъявляет жесткие требования к безопасности. В это время *категорически* запрещается садиться за руль и пользоваться станками и механизмами, способными нанести увечье. Не рекомендуется выходить из дома (особенно на проезжую часть), а также заниматься деятельностью, требующей повышенного внимания.

Перед началом экспериментов следует выспаться и выкроить достаточный промежуток свободного времени, в течение которого нет никаких неотложных дел.

Депривация – это не волшебная палочка. Это ретивый необъезженный конь, которым еще предстоит научиться управлять!

Смена Фаз:

Известно,что люди делятся на «жаворонков» и «сов», причем, программистам по роду своей деятельности часто приходится менять ночную фазу работы на дневную. Существует понятие «мягкой» и «жесткой» смены фазы. При жесткой смене человек, находящийся, допустим, в ночной фазе, не спит всю ночь и весь последующий день, выдвигаясь на топчан только с наступлением темноты и просыпаясь уже в дневной фазе, в результате чего продолжительность бодрствования составляет ~24 часа (классический пример депривации).

При мягкой смене фазы человек после пробуждения засыпает в «положенное» время, сокращая режим бодрствования до 6 часов. Считается, что мягкая смена фазы легче переносится организмом, но на деле это всегда индивидуально. Для мягкой смены фаз характерны проблемы с засыпанием, обычно решаемые путем применения снотворного (в этих случаях официальная медицина рекомендует применять мелаксен, отпускаемый в аптеках без рецептов). Действительно, трудно взять и заснуть спустя всего лишь шесть часов после пробуждения. «Перестройка» организма на новую фазу в этом случае занимает намного больше времени, на протяжении которого человек ощущает постоянную сонливость. Жесткая смена фаз, напротив, способствует раскрытию творческого потенциала, но это, опять-таки, зависит от человека.

Существует еще и «плавающий» режим, практикуемый рядом фрилансеров и позволяющий выжать из суток максимум имеющегося Времени. Суть в том, что человек намеренно отказывается от привязки своих внутренних биоритмов к суточному циклу и засыпает не по часам, а тогда, когда действительно хочет и выполнил все запланированные дела. При вхождении в плавающий режим продолжительность сна представляет собой константу Ts. Согласно закону вероятности, в какой-то из дней текущей работы окажется больше, чем вчера, и потому продолжительность бодрствования увеличится на Ta, следовательно, завтра мы проснемся не в момент X, а в (X — Ta). Поскольку система действует преимущественно в одном направлении (мало причин, по которым мы бы могли лечь спать раньше, но вот отставание от графика и задержка сна – явление вполне нормальное), мы получаем следующее: час пробуждения X непрерывно перемещается по циферблату, при этом происходит постоянная смена фаз «жаворонок»/«сова». Основная проблема – приучить себя засыпать на рассвете, особенно, когда восходящее солнце бьет прямо в глаза, насквозь простреливая даже плотные портьеры.

Будь осторожен, никто не знает, как твой организм отреагирует на частичный или полный отказ от сна.

Окончательная обработка и закрепление информации происходят главным образом во сне, поэтому изучение нового материала во время депривации невозможно или неэффективно.

Депривация, подавляя кратковременную память, лишает нас возможности формировать даже простые логические построения, следовательно, решения нетривиальных задач требуют значительных усилий.

Депривация активирует декларативную и процессуальную память – мы вспоминаем все то, чему учили нас ранее.

Виды Депривации-

Классификация

Если классифицировать понятие депривация, то она бывает абсолютная и относительная. Об абсолютной форме депривации речь идет тогда, когда индивид в силу каких-либо социальных или материальных факторов не способен удовлетворить свои насущные потребности в пище, жилье, получении образования и т.д. А вот понятие относительной депривации находится между вариантом нормы и патологией.

На сегодняшний день ученые выделяют следующие виды депривации:

  • Сенсорная (стимульная). Сенсорная депривация заключается в невозможности удовлетворить потребности во впечатлениях. Сюда относится зрительная, слуховая, осязательная, сексуальная и другие формы;
  • Когнитвная. По сути, это отсутствие у человека возможности эффективно и рационально познавать мир, сюда же входит культурная форма депривации;
  • Эмоциональная. В эту группу входит так называемая материнская депривация (родительская), а также любые другие типы лишений, связанные с ограничением возможности в установлении эмоциональных связей или их разрыв, к примеру, в случае смерти близкого человека. Патернальная форма депривации часто возникает тогда, когда ребенок воспитывается в неполной семье;
  • Социальная. Это понятие означает, что личность лишена возможности выполнять собственную социальную роль, вследствие социальной изоляции. Социальная депривация возникает у заключенных в тюрьмах, воспитанников детских домов и т.д.

Понятие и виды депривации

В настоящее время термин «депривация» активно используется в психологической и медицинской литературе. Однако в определении содержания этого понятия отсутствует единство.

Термин «депривация» образован от английского слова deprivation, которое в буквальном переводе означает лишение, потерю. В основе его лежит латинский корень privare, что значит «отделять». Префикс de передает усиление значения корня (можно сравнить: лат. pressare– «пресс», «давить» и англ. depression – «депрессия», «подавление»).

В англоязычной литературе понятие «депривация» обозначает потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения и имеет пагубные последствия. При этом речь идет не о физических лишениях, а о недостаточном удовлетворении именно психических потребностей, следовательно, психической депривации. Именно психологическая сторона этих последствий существенна потому, что вне зависимости от того, ограничена ли двигательная активность человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишён ли с раннего детства материнской любви, проявления депривации психологически схожи [36]. Они могут охватывать широкий диапазон изменений личности от легких странностей, совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень грубых поражений развития интеллекта и характера [32].

Депривация тем более патогенна, чем младше ребенок и чем больше потребностей она охватывает [15].

Наиболее полное и развёрнутое определение психической депривации дали Й. Лангмейер и З. Матейчек: «Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [18].

При этом в число «основных (жизненных)» потребностей, которые во всех человеческих культурах признаются приблизительно одинаковыми, авторы включают [18]:

1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде стимулов;

2) потребность в основных условиях для действенного учения;

3) потребность в первичных общественных связях (особенно с матерью или лицом её заменяющим), которые обеспечивают возможность действенной основной интеграции личности;

4) потребность в общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями.

В качестве синонима психической депривации используется термин «госпитализм». Госпитализм ограничивается описанием ситуации, при которой происходят лишения в учреждениях – в большинстве случаев это больничная среда, однако больничная ситуация может сопровождаться и иными влияниями, помимо депривации (большая возможность заражения, перемена режима, недостаток сна, повышенная возможность для конфликтов при жизни в коллективе и т.д.). Но стоит отметить, что при благоприятных условиях депривация в учреждениях может совсем не возникнуть [24].

Кроме термина «госпитализм» используются понятия «сепарация» и «изоляция», употребляющиеся как равнозначные. Но их можно скорее определить как условие самой депривации или же, как условие, способствующее возникновению депривационной ситуации, то есть такой жизненной ситуации, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей [18].

Так же следует отметить определение депривации, данное социологами: депривация есть любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами), или с интернализованным набором стандартов. Ощущение депривации может быть сознательным, когда индивиды и группы, переживающие депривацию, могут понимать причины своего состояния. Но возможно и такое развитие ситуации, когда депривация переживается как что-то иное, то есть индивиды и группы воспринимают свое состояние в превращенной форме, не сознавая его подлинных причин.В обоих случаях, однако, депривация сопровождается острым желанием ее преодолеть. [13]

Довольно близкое к понятию депривации понятие фрустрации, но их нельзя употреблять как тождественные.

Фрустрация определяется как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности и сопровождающееся различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. по этому поводу. [9]

Одно из наиболее важных отличий фрустрации от депривации заключается в осознанности субъектом невозможности удовлетворения потребности. Депривация же может какое-то время частично или даже полностью не осознаваться. Следовательно, её последствия могут ассоциироваться с самыми различными причинами. Так же она представляет собой значительно более серьезное и тяжелое состояние, чем фрустрация. Й. Лангмейер и З. Матейчек приводят такой пример: фрустрация происходит, если у ребенка отнимают его любимую игрушку и ему предоставляется возможность играть с чем-либо, что ему нравится меньше. Депривация же возникает, если ребенку вообще не предоставляется возможность играть вообще [18].

А. Маслоу в контексте сопоставления понятий угрозы, фрустрации и депривации выделяет две разновидности последней: депривацию небазовых потребностей и угрожающую депривацию. Депривация небазовых потребностей является несущественной для организма, легко замещаемой и не вызывает серьезных последствий. Угрожающую депривацию можно определить как угрозу личности, она угрожает жизненным целям индивидуума, его защитным системам, самооценке, препятствует его самоактуализации, то есть делает невозможным удовлетворение базовых потребностей [25].

Значение объекта-цели для индивидуума двойственно: это может быть значение истинное, или внутреннее, а может быть символическое. А. Маслоу приводит такой пример: двое детей захотели мороженого, но не получили его. Первый ребенок, услышав отказ матери купить мороженое, почувствовал, что просто лишился удовольствия съесть мороженое, тогда как второй в большей степени воспринял отказ как невозможность удовлетворить свою потребность быть любимым, для него мороженое стало символом материнской любви, оно приобрело психологическую ценность. Так, в первом случае депривация вряд ли может считаться угрожающей и иметь серьёзные последствия. Если же отказ воспринимается ребенком как отказ в любви (второй случай), то такая депривация рассматривается как фрустрирующая [25].

Таким образом, депривация может иметь серьезные последствия для личности в том случае, если целевой объект является символом любви, престижа, уважения или другой базовой потребности. Дети, которые постоянно чувствуют любовь и заботу родителей, дети, у которых сформировано базовое чувство доверия к миру, могут достаточно легко переносить случаи депривации, дисциплинирующий режим и т.п., они не воспринимают их как фундаментальную угрозу, как угрозу своим главным, базовым потребностям [25].

Некоторые исследователи при определении понятия депривации проводят аналогию между психической и биологической недостаточностью. Серьёзные нарушения развития и функционирования организма возникают как при дефиците питания, недостатка витаминов, кислорода, так и в случае психического дефицита – недостатка социальных контактов, сенсорной стимуляции и т.п. Так, Д. Хебб определяет депривацию как биологически адекватную, но психологически ограничиваемую среду [2].

Итак, рассмотрев основные подходы к определению понятия депривации, следует отметить, что все они сходны в одном центральном моменте: депривация есть лишение или ограничение возможностей удовлетворения потребностей. В зависимости от того, чего именно лишён человек, выделяют различные её виды. Так Й. Лангмейер и З. Матейчек выделяют четыре основных вида психической депривации. [18]

1) Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

2) Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

3) Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

4) Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли.

Большинство других авторов также преимущественно выделяют именно эти виды депривации, определяя их содержание примерно одинаковым образом.

Раскрывая более подробно приведённые выше виды депривации, следует отметить следующие моменты.

Сенсорная депривация иногда описывается понятием «обеднённая среда», то есть среда, в которой человек не получает достаточное количество зрительных, слуховых, осязательных и прочих стимулов [2]. Это понятие использовал в своих работах Д. Хебб, который выдвинул и эмпирически доказал гипотезу о том, что если сильно ограниченная среда приводит к нарушениям развития и нормального функционирования организма, то среда, богатая сенсорными стимулами, напротив, стимулирует развитие. Следовательно, сложное сенсорное окружение – важное условие благоприятного развития маленького ребенка [37].

Известный отечественный психолог Л.И. Божович выдвинула положение о том, что у детей при переходе их от периода новорожденности к младенческому возрасту возникает особая потребность, а именно потребность в новых впечатлениях. Она выражается в появлении у детей зрительного сосредоточения, которое в свою очередь изменяет все их поведение и характер их эмоциональных переживаний. Эта потребность является базой для формирования других социальных потребностей, в том числе и социальной по своей природе потребности в общении ребенка с матерью [8].

Когнитивная (информационная) депривация препятствует созданию адекватных моделей окружающего мира. Если нет необходимой информации, представлений о связях между предметами и явлениями, человек создает «мнимые связи» (по И.П. Павлову), у него появляются ложные убеждения. Дефицит информации в профессиональной деятельности приводит к ошибкам, препятствует принятию продуктивных решений. Влияние информационного голода на психику особенно ярко проявляется в экстремальных условиях деятельности [2].

С эмоциональной депривацией могут столкнуться как дети, так и взрослые. Первая, наиболее важная эмоциональная связь устанавливается между младенцем и матерью или тем, кто заботится о ребёнке. Установлением этой связи удовлетворяется потребность в любви и признании. Выраженный дефицит общения ребёнка с матерью, то есть материнская депривация, приводит к целому ряду нарушений психического здоровья ребёнка. Например, дети, потенциально способные к установлению эмоционального контакта, но лишённые его в ранний период развития (вследствие нейтральности или даже эмоциональной неприязни окружающих), теряют способность к такому контакту в будущем [36]. Наиболее яркое выражение последствий этого вида депривации наблюдается у детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, а также в социально не защищённых и неполных семьях, когда ребёнок воспитывается с одним из родителей, который не уделяет ему должного внимания и не обеспечивает необходимым в жизни. Также ситуация эмоциональной депривации способствует развитию феномена отчуждения, и именно это продуцирует отсутствие любви, тепла в отношении ко второму, третьему поколению в семье (как некая последовательная цепь поколений, прервать которую бывает достаточно сложно). [24]

Социальная депривация в литературе трактуется достаточно широко. С ней сталкиваются и дети, живущие или обучающиеся в закрытых учреждениях, и взрослые люди, которые по тем или иным причинам находятся в изоляции от общества или имеют ограниченные контакты с другими людьми.

Классическим примером здесь являются так называемые дети-маугли, которые с самого раннего детства лишены контактов с социумом и не имеют возможности развиваться в культурном плане.

Помимо указанных выше видов депривации существуют и другие. Например, когда возникает резкое ограничение движения (в результате болезни, травмы и др.) можно говорить о двигательной депривации. Особенно тяжелы её последствия для детей: наблюдается запаздывание не только в моторном развитии, но и в развитии речи, социальных навыков и эмоциональной экспрессии. Дети, двигательная активность которых в силу медицинских причин в течение длительного времени была сильно ограничена, подвержены депрессивным состояниям, которые могут сменяться взрывами ярости и агрессивности [36].

В современной психологии и смежных гуманитарных науках выделяют некоторые виды депривации, имеющие обобщенный характер либо связанные с отдельными аспектами существования человека в обществе: образовательная, экономическая, этическая депривация и др.

Кроме видов, существуют различные формы проявления деприваций – явные или скрытые.

Явная депривацияносит очевидный характер: длительное пребывание человека изолированно от общества, воспитание ребёнка в детском доме и т.п. [2]

Скрытая депривация(по Г. Харлоу), или частичная (по Дж. Боулби) возникает в том случае, когда даже при внешне благоприятных условиях нет возможности удовлетворения значимых для человека потребностей. Дж. Боулби говорит о частичной депривации там, где не произошло прямой разлуки матери с ребенком, однако их отношения по какой-либо причине обеднены и неудовлетворительны. В дополнение к этому Г. Харлоу различие между нарушенным и между недостаточным отношением матери к ребенку [18].

Выделяют также экзистенцианальную депривацию, которую можно понимать как депривацию экзистенциальных потребностей. К экзистенциальным относят потребности, связанные с попыткой понять смысл существования человека, разобраться в вопросах жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества, понять свое предназначение и т.п. [2]

Социологи Ю.Г. Волков и В.И. Добреньков изначально рассматривали депривацию не только как психический феномен, то есть основой для выделения её видов для них было понятие не психической депривации, а депривации вообще. [13]

Авторы выделили пять видов депривации:

1) экономическая депривация проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп;

2) социальная депривация объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни;

3) организмическая депривация связана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека – физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.д.;

4) этическая депривация связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп;

5) психическая депривация возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума, то есть отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь.

Таким образом, депривация представляет собой сложное, многоаспектное явление, имеющее отношение к различным сферам человеческой жизни, и в ней различные виды депривации обычно встречаются не изолированно друг от друга, а образуют довольно сложные переплетения. Некоторые из них могут объединяться, одна может быть следствием другой, но все они предполагают фрустрирующую ситуацию, которая требует от человека выдержки и терпения.

Воздействие любого вида депривации влечёт за собой негативные последствия для психики человека, но в зависимости от его врождённых качеств (например, тип нервной системы) степень воздействия оказывается различной.

Сенсорная депривация

Стимульная (сенсорная) депривация в психологии – это частичное или полное лишение анализаторов или органов чувств воздействий из вне. Среди простейших искусственных средств, который вызывают состояние утраты восприятия можно отметить повязки на глаза или ушные затычки. Существуют и боле изощренные механизмы, способные отключить сразу несколько сенсорных систем, к примеру, осязательную, обонятельную, вкусовую и температурную.

Стимульная депривация нашла широкое применение в нетрадиционной медицине, психологических экспериментах, медитации, БДСМ играх и пытках. Короткие периоды сенсорной депривации обладают релаксирующим эффектом, так как активируют внутренний подсознательный анализ, упорядочение и сортировку информации, самонастройку и стабилизацию психологической деятельности.

В 50-х годах прошлого века ученые университета Мак-Гилла предложили добровольцам провести время в камере, которая оградит их от воздействий извне. Испытуемых поместили в небольшое замкнутое пространство, в котором все звуки перебивались шумом кондиционера, и попросили их принять лежачее положение. При этом глаза испытуемых закрыли темными очками, пропускающими только слабый свет, а руки вставили в картонные муфты.

Большинство людей, не смогло выдержать данный эксперимент более трех суток. В положении, в котором они находились, сознание, лишенное привычных раздражителей, начинает обращаться к глубинам подсознательного. В результате в голове у испытуемых возникали причудливые образы и ложные ощущения, напоминающие галлюцинации. Мнимые восприятия пугали участников эксперимента, и вскоре самые психологически слабые из них начали просить о возвращении к нормальной жизни.

При дальнейших исследованиях ученные выяснили, что появление перечисленных симптомов связано не столько с фактом депривации, сколько с отношением испытуемых к потере сенсорных восприятий. Лишение воздействия на анализаторы извне не столь страшно для взрослого индивида – это всего-навсего смена среды, под которую организм способен перенастроиться.

К примеру, лишение пищи вызовет неприятные ощущения лишь у тех, кого заставили голодать насильно, или тех, для кого это слишком непривычно. Люди, которые осознанно прибегают к практике голодания, уже на третий день лучше себя чувствуют и без проблем переносят 10-дневное голодание.

У детей раннего возраста сенсорная и эмоциональная депривация проявляется в дефиците либо отсутствии возможности установить эмоционально-интимное отношение с другим человеком, или же разрыве уже устоявшихся отношений. Дети, которые оказались в детском доме, больнице либо интернате, из-за обедненной среды испытывают сенсорный голод. Такая среда вредна для всех, но для детей она особенно губительна.

Психологические исследования доказали, что одним из важнейших условий здорового формирования мозга в раннем возрасте, является достаточное количество впечатлений из внешнего мира, так как именно во время переработки поступившей извне информации, тренируются анализаторные системы мозга.

Материнская психическая депривация

Бывают в жизни ситуации, когда по некоторым причинам ребенок оказывается без матери. Например, мать умерла или же она отказалась от малыша после его рождения. Это классические варианты потери матери, которые оказывают депривационное воздействие на развитие человека. Но и другие варианты разлуки с мамой могут стать катализатором для развития отклонений. Среди них самые распространенные такие:

  • вследствие тяжелых родов ребенка отлучают на время от родительницы;
  • мать вынуждена уехать на определенный срок без малыша (в командировку, на учебу и т.п.);
  • мама слишком рано выходит на работу поручая воспитание ребенка бабушкам и няням;
  • кроху отдают в детский сад в том возрасте, когда он к нему еще психологически не готов;
  • вследствие заболевания ребенка помещают в больницу без матери.

Вышеуказанные случаи — это открытая материнская психическая депривация. Существует еще и скрытая форма. Она характеризуется психологическим напряжением в отношении матери к ребенку при ее физическом присутствии. Это неправильно выстроенные отношения. В каких случаях они могут наблюдаться?

  • когда в семье рождаются дети с маленькой разницей в возрасте, и мать просто физически не в состоянии уделить внимание старшим так, как это нужно;
  • если женщина страдает физическим или психическим недугом, который не дает возможности полноценно ухаживать за малышом и общаться;
  • когда в семье между родителями царит атмосфера напряженности или враждебности;
  • если мать чрезмерно увлекается научным подходом в воспитании ребенка и абсолютно не прислушивается ни к своей интуиции, ни к индивидуальным особенностям своего малыша.

Материнскую депривацию всегда переживают дети, которые родились в результате нежелательной беременности, что повлияло на формирование отношения к ним.

Психологи отмечают, что основы развития патологических состояний часто закладываются у детей в возрасте до 3 лет. Это тот период, который особенно важен для налаживания эмоционального контакта с матерью. Если этого не произошло, повышается риск аутоагрессии, депрессии и не восприятия внешнего мира. В подростковом и зрелом возрасте такой человек не воспринимает самого себя и не в состоянии выстраивать нормальные социальные отношения с другими людьми. Существует версия, что материнская психическая депривация может лежать в основе и ряда заболеваний аутистического спектра.

Немного о каждом виде болезни

Сенсорная депривация может быть спровоцирована как некими экстремальными обстоятельствами, так и физическими недостатками человека. Отдельно рассматривается материнская депривация, способствующая психической и физической отсталостью в первые годы жизни детей по причине нехватки общения с матерью или другими взрослыми. Подобная сенсорная и эмоциональная депривация приводит к нарушениям развития психики и эмоциональному обеднению.

Социальная депривация возникает вследствие вынужденной, принудительной или добровольной изоляции. Однако границы данного типа лишений довольно широки, так как могут включать в себя, в том числе, и педагогический дефицит. В условиях вынужденной изоляции человек оказывается оторванным от привычного окружения не по своей воле, например, заблудившись в глухих лесах тайги и т.д.

Принудительная изоляция подразумевает целенаправленное помещение индивида в закрытые группы (больницы, исправительные учреждения и т.д.). Встречаются и такие личности, которые выбирают для себя добровольную изоляцию, становясь отшельниками. Стоит подчеркнуть, что даже полная социальная изоляция не означает, что человек действительно чувствует себя несчастным вследствие фатальных лишений.

С точки зрения различных наук, определенный интерес представляет такое явление, как депривация сна. Недостаточное или отсутствующее удовлетворение потребностей во сне часто возникает тогда, когда на организм оказывают влияние такие факторы, как бессонница, различные психические нарушения, приводящие к расстройствам сна и т.д.

Также существует теория, согласно которой депривация сна может быть использована в качестве весьма эффективного метода лечения депрессии. Ранее лишение человека сна использовалось в качестве способа пыток на допросах. В любом случае, следует понимать, что добровольная или принудительная депривация сна может привести к истощению организма и другим крайне негативным последствиям.

Сенсорная, эмоциональная, материнская депривация, как и остальные ее типы могут быть явными и скрытыми. Так, явные лишения можно наблюдать у всех заключенных в тюрьмах или воспитанников детских домов, а вот о скрытой депривации можно даже не догадываться, так как возникает она при внешне благоприятных обстоятельствах. Также один человек может испытывать на себе сразу несколько лишений.

Эмоциональная депривация

Эмоции играют важную роль в формировании личности. Они формируют характер поведения и помогают адаптироваться в социуме. На протяжении своего развития индивидуум меняется в эмоциональной сфере, приспосабливаясь к различным обстоятельствам. Эмоции помогают человеку понять свою роль в жизни и оказывают влияние на сознание, мышление и восприятие.

Эмоциональная депривация приводит к тому, что личность не воспринимает всю полноту социальной сферы, область познания становится ограниченной. Такие факторы не могут не влиять на нормальное психологическое развитие.

Среди психологов существует мнение, что основополагающим моментом для формирования позитивного отношения к жизни является осознанное желание родителей иметь малыша. В таком случае рождается любимый кроха, в подсознании которого уже заложено правильное восприятие себя и окружающих.

Следующим важным этапом формирования личности становиться период раннего детства. Если в это время он окружен людьми, которые не могут достаточно проявлять правильные эмоции, возникают предпосылки для развития депривационных нарушений. Здоровая психологическая атмосфера в семье, эмоциональная связь между родителями и ребенком — залог формирования позитивного отношения к окружающим вещам и обстоятельствам. Эмоциональная депривация характерна для тех людей, которые воспитывались в слишком эмоционально изменчивой среде. Это приводит к социальной гиперактивности и трудности к установлению стабильных межличностных отношений.

Если же в детстве личность была обделена эмоционально, формируется другой вид отклонения. Развиваются различные комплексы, появляется чувство тоски и одиночества. Эмоциональный голод истощает организм и физически. Такой малыш начинает отставать в развитии. Если же в его жизни появится человек, с которым наладится тесная эмоциональная связь, появится ощущение привязанности, ситуация может кардинально измениться. Ярким примером могут стать малыши из детского дома, которые попадают в семью, где царит здоровый психологический климат. Если на этапе вынужденной изоляции от социума и недостатка внимания они испытывают сенсорную депривацию, то в случае приобретения полноценных родителей со временем происходит исцеление. Улучшаются физические и умственные показатели, меняется их восприятие и отношение к миру.

Социальная депривация

Социальная депривация в психологии – это отсутствие или недостаток возможности общаться с окружающими и быть частью общества. При нарушении личностных контактов с социумом у человека происходит нарушение психики, служащее патогенным фактором и приводящее к развитию болезненных симптомов.

Социальная депривация бывает нескольких видов: вынужденная, добровольная, принудительная и добровольно-вынужденная. Все зависит от лица, которое ее инициирует.

Вынужденная изоляция – отрыв человека или группы людей от общества в силу непреодолимых внешних обстоятельств. Эти обстоятельства не зависят от их воли и воли социума. Примером такой изоляции может послужить попадание команды морского корабля на необитаемый остров вследствие крушения их судна.

Принудительная депривация в психологии – это изоляция индивида или группы индивидов от социума независимо от их воли, а зачастую и вопреки ей. Примером такой депривации является тюремное заключение или участие в закрытых социальных группах, которое не предполагает смену социального статуса личности (армия, детский дом и прочее).

Добровольная социальная депривация в психологии – это дистанцирование индивидов от общества по их собственной воли. Примером людей, прибегнувших к такой изоляции, являются монахи сектанты и так далее.

Добровольно-вынужденная депривация имеет место тогда, когда для достижения определенной цели, человек или группа людей прибегают к сужению контактов с обществом. Отличным примером такой изоляции служат спортивные школы-интернаты.

Почему этот метод работает

Наш организм функционирует в соответствии с определенными биологическими ритмами: суточными, месячными, сезонными, годовыми. Так, например, 24-часовому суточному ритму подчинен режим сна, изменения аппетита, температуры тела, частоты сердечных сокращений, артериального давления, изменения обмена. Подробнее про циркадные ритмы >>>

У здорового человека все периодически протекающие процессы между собой строго согласованы, синхронизированы. А в состоянии депрессии нормальный ритм многих периодически протекающих процессов оказывается нарушенным: — характерным симптомом депрессии часто является бессонница; — у женщин обычно возникают нарушения менструального цикла; — суточные изменения психического состояния при депрессии тоже, как правило, имеют свой характерный ритм: чаще всего по утрам тоска и заторможенность выражены сильнее, больше снижен апетит, а к вечеру выраженность депрессивной симптоматики обычно снижается.

Все это позволяет предположить, что одним из патогенетических механизмов депрессивного состояния является рассогласованность, десинхронизация циклически протекающих биохимических и физиологических процессов. Лишение сна — это попытка восстановить их согласованность, ресинхронизировать, изменяя порядок следования важных биологических ритмов. И эта попытка очень часто увенчивается успехом.

………………………………..

Все статьи > Нарушения сна > Нарушения сна и депрессия

…………………………………Депрессия и нарушения сна >>>Причины депрессии и сон >>>

Общие проявления

Депривация подразделяется на разные виды, но все они имеют общие признаки:

  1. Повышение тревожности.
  2. Обострение неудовлетворенности собой.
  3. Снижение активности.
  4. Резкие смены настроения.
  5. Немотивированная агрессия и так далее.

Несмотря на то, что существует немало различных типов депривации, все они имеют некоторые общие проявления:

  • повышенная тревожность;
  • обостренное чувство неудовлетворенности собой;
  • снижение жизненной активности;
  • частая смена настроения;
  • немотивированная агрессия и т.д.

Стоит также принимать во внимание, что эмоциональная депривация и любые другие ее формы могут иметь различную степень выраженности. Как правило, в большинстве случаев человеку удается однонаправленное ее воздействия с помощью удовлетворения своих прочих потребностей.

Детская депривация всегда переживается наиболее остро, чаще становится предметом изучения и нуждается в коррекции специалистов.

  1. у детей большее количество базовых потребностей, чем у взрослых;
  2. ребенок не имеет возможности «перетерпеть» или найти компенсацию, альтернативу неудовлетворенной потребности;
  3. эмоционально-волевая сфера у малышей еще не сформирована, все переживания происходят ярче и сильнее, чем у взрослых людей.

Ребенок полностью зависит от находящихся с ним родителей или иных замещающих их лиц. В этой связи, все детские депривации влияют на течение последующей жизни.

Сильнейшее деривационное воздействие может оказать на малыша разлука с матерью:

  • в случаях, когда мама изначально отказывается от ребенка;
  • если мать или малыш заболевают и вынуждены находиться раздельно;
  • когда ребенок длительное время проживает у других родственников;
  • в случаях поступления в ясли в слишком раннем возрасте.

Подобных ситуаций может быть множество, но суть одна — любая разлука с матерью, это стресс для ребенка.

В психологии выделяются случаи скрытой материнской депривации, когда мама находится рядом с малышом, но не может дать ему достаточно любви и внимания.

Это могут быть такие ситуации, как:

  • большое количество детей в семье, уделять время каждому родители не в состоянии физически;
  • мама ограничена в возможностях по состояния здоровья (больна, инвалид);
  • мама нестабильна с психологической точки зрения: находится в депрессии, постоянно испытывает стресс и т.д.;
  • семья алкоголизирована, социально неблагополучная.

Недостаток любви получают нежеланные дети, ребятишки, в семьях, где родители относятся без уважения друг к другу и т.д.

Депривация сопутствует и детям, воспитанным без отца. С определенного времени ребенок осознает, что папа должен быть и он есть у других ребят.

Для несовершеннолетних также важно и общение со сверстниками. Лишение этой потребности приводит к социальной депривации. Известны примеры, когда дети обеспеченных и известных родителей были лишены общения с своими ровесниками. Они получали прекрасное образование и воспитание, но в обществе адаптировались хуже детей из традиционных семей.

Внешне лишение потребности у детей проявляется аналогично тому, как у взрослых, только более непосредственно и ярко.

Гнев и ярость

Ситуация знакома каждому: ребенку не купили игрушку или конфету в магазине. Он может начать кричать, плакать. В наиболее тяжелых случаях малыш закатывается в истерике и рвет на себе волосы.

В любом случае, депривации переживаемые в детстве, переносятся тяжелее и имеют более глубокие последствия, чем лишения, возникающие у взрослых людей.

Как проявляется депривация?

В зависимости от типа расстройства могут наблюдаться различные признаки. Но есть ряд общих симптомов, которые указывают на заболевание:

  • постоянное чувство неудовлетворенности;
  • агрессия;
  • повышенная тревожность;
  • депрессивные состояния;
  • снижение активности;
  • потеря интереса к привычным вещам.

Само по себе лишение человека привычных для него благ не провоцирует расстройство. Депривация вызывается отношением конкретной личности к определенным обстоятельствам. Например, если ограничить в принятии пищи человека, который практикует голодание или специальную диету, то для него это не станет стрессом. Но если то же самое проделать с индивидуумом, который непривычен к таким вещам, это вызовет у него физические или эмоциональные страдания. Депривация — это психологическая невозможность личности приспособиться к обстоятельствам, которые изменились.

Особенности проявления у детей и взрослых

Гнев и ярость

Важнейшая проблема, рассматриваемая в психологии и педагогике – это депривация детей. Безусловно, человек является самым развитым существом нашей планеты, но даже он, в период младенчества крайне беспомощен, ввиду отсутствия готовых поведенческих форм.

Депривация детей в раннем возрасте приводит к тому, что их успешность в понимании социума снижается, появляются затруднения в коммуникации с окружающими, что в дальнейшем сильно влияет на эффективность жизнедеятельности человека.

Социальная депривация сирот активизирует формирование в них нежелательных черт: инфантилизм, иждивенство, неуверенность в себе, заниженная самооценка, несамостоятельность. Все это затормаживает процесс социализации ребенка.

Дефицит условий, предметов или средств может быть хроническим, частичным, периодическим и спонтанным. Длительная депривация ребенка, задерживает его развитие. Из-за недостатка сенсорных раздражителей и социальных стимулов, умственное и эмоциональное развитие ребенка искажается.

Для того чтобы ребенок формировался полноценно, ему нужны постоянные побудители, дефицит которых приводит к стимульной депривации.

Из-за неудовлетворительных условий для обучения и освоения новых навыков, а также беспорядочного обустройства внешней среды, не дающего ребенку возможности постигать и управлять происходящим, возникает когнитивная депривация.

Контакт со старшим окружением, главным членом которого является мать, приводит к формированию здоровой личности, а его дефицит – к эмоциональной депривации. Под действием эмоциональной депривации, ребенок становится малоактивным, теряет ориентировочную активность, не стремиться к развитию и ослабевает физически.

Материнская депривация в психологии – это губительный процесс, который сохраняет свою силу на всех этапах детского развития. Она может привезти к заниженной самооценке ребенка и утрате возможности установления его здравых взаимоотношений с социумом.

Результат нарушения или замедления развития ребенка, который возникает вследствие того или иного вида депривации, называется госпитализмом.

Депривация в детском возрасте

Вышеперечисленные виды депривации имеют наиболее острое проявление в детском возрасте, из-за наличия у детей большого количества различных потребностей. К тому же, развитию этого состояния способствует недостаток возможности компенсировать собственные лишения. Очень важно обратить внимание на тот факт, что наличие рассматриваемой проблемы в детском возрасте может напрямую отразиться на развитии ребенка.

Выйдя из младенческого возраста, ребенок начинает испытывать те же потребности, что и взрослый человек. Одна из самых простых потребностей, имеющих важное значение в развитии личности – общение. Именно благодаря общению, человек приобретает различные навыки, развивает собственное восприятие окружающего мира и повышает уровень интеллекта. Именно поэтому психологи акцентируют внимание на важности для ребенка общения с ровесниками. Дефицит общения наблюдается у детей, которые не посещают детский сад, что в дальнейшем может привести к проблемам, связанным с адаптацией в социуме. Данное явление обозначается при помощи термина «социальная депривация».

Существует и педагогическая депривация, которая проявляется в виде отсутствия интереса к обучению. Многие дети испытывают трудности с обучением в школе, из-за низкого влечения к точным наукам и сложности в освоении различных навыков. Наличие этой проблемы может привести к серьезному расстройству личности в будущем. Именно в школьные годы закладываются основы личности, такие как стремление, настойчивость и терпение.

Возможные осложнения

Последствия лишений и ограничений могут быть весьма разнообразными. Сенсорная депривация влечет за собой бессонницу, агрессию, потерю аппетита и, в конечном счете, истощение организма. Аналогичными осложнениями чревата эмоциональная депривация и депривация сна. Жесткая изоляция может привести к психическим расстройствам.

Практически всегда человек, находящийся в условиях ограничений, склонен к агрессии, которая может быть направлена как на окружающих, так и на его самого. Отсюда возникают попытки суицида и аутоагрессия, выражающаяся во вредных привычках и соматических заболеваниях.

Последствия, которые могут быть вызваны различного рода лишениями и ограничениями, довольно разнообразны. Сенсорная депривация нередко приводит к немотивированной агрессии, бессоннице, потере аппетита и, как следствие, истощению организма. Аналогичными последствиями чревата и депривация сна, и эмоциональная депривация, и прочие ее типы.

В наиболее тяжелых случаях, когда человек вынужден находиться в жесткой изоляции, может сильно пострадать психическая сторона здоровья. Так, к примеру, заключенные одиночных камер, люди, находящиеся в неких экстремальных условиях, нередко страдают от истерических и бредовых расстройств, психозов, депрессии.

Практически всегда у человека, находящегося в условиях лишения, возникают всплески агрессии, которые могут распространяться на окружающих или же самого себя. Это может выражаться в попытках причинить себе вред, совершить суицид, а также в скрытой форм аутоагрессии, проявляющейся во вредных привычках, зависимостях, соматических заболеваниях (гипертонии, язвенной болезни т.д.).

Интересно, что социальная депривация и некоторые другие ее типы способны запустить в организме человека своеобразные защитные механизмы. Так, если индивид длительное время будет находиться в одиночестве, вполне вероятно, что он станет говорить сам с собой. Галлюцинации в таких ситуациях часто становятся способом компенсации сенсорной депривации.

Примечания

  1. 123
    Сенсорная депривация // Советская военная энциклопедия. — М.: Военное издательство Минобороны СССР, 1980. — Т. 7. — С. 325.
  2. Stuart Grassian Psychiatric effects of solitary confinement, September 1993, Madrid v. Gomez, 889F.Supp.1146.
  3. Karen Franklin Segregation Psychosis Архивировано 5 октября 2010 года.
  4. Harold I. Schwartz, Death Row Syndrome and Demoralization: Psychiatric Means to Social Policy Ends J Am Acad Psychiatry Law 33:2:153-155 (2005)
  5. Leave no Marks. Enhanced Interrogation Techniques and the Risk of Criminality. — Human Rights First & Physicians for Human Rights, 2007. — ISBN 1-879707-53-5.
  6. Сенсорная депривация: как повысить свой творческий потенциал и очистить разум? (рус.). lpgenerator.ru. Проверено 4 июля 2020.
  7. Что такое Сенсорная депривация? Сенсорная депривация — это… Самопознание.ру. samopoznanie.ru. Проверено 4 июля 2020.
  8. 12
    Сенсорная депривация — описание. psyfactor.org. Проверено 4 июля 2017.
  9. Сенсорная депривация: что это такое, симптомы и лечение (рус.). depressio.ru. Проверено 4 июля 2020.

Когда станет лучше после депривации

Улучшение состояния происходит постепенно на протяжении первой же бессонной ночи, но начало позитивных изменений может пройти незамеченным.

Максимум освобождения от депрессивной симптоматики приходится обычно на 9-12 часов утра, т. е. на то время, которое обычно для больных депрессией является самым тяжёлым. Возвращается ощущение жизни, исчезает речевая заторможенность, человек становится общительным и активным. Но в течение нескольких последующих часов постепенно возвращается прежнее депрессивное состояние. У некоторых это может произойти резко — «как рубильник включили».

Вечером после депривации засыпание обычно происходит легко, на следующее утро проявления депрессии меньше, чем обычно — и они будут постепенно уменьшаться по мере повторения процедуры. Первые признаки улучшения — нарастание выраженности суточных колебаний, потом увеличение продолжительности «светлых промежутков», а затем и окончательная редукция депрессивных проявлений. Улучшается аппетит и сон, появляется интерес к труду и происходящему.

Тревожность отступает медленнее, более длительное время сохраняются нарушения моторики. Наиболее стойкими оказываются идеаторные проявления, хотя характер их существенно меняется: идеи малоценности, самообвинения, безнадёжности уступают место мыслям и высказываниям, содержащим тревожные опасения, неуверенность в будущем, застревание на сложных житейских ситуациях, что иногда внешне носит характер навязчивости. В дальнейшем состояние полностью нормализуется, появляется полноценная критика к прошлым депрессивным переживаниям.

Это идеальный вариант, который будет не у всех. А иногда после первой депривации и на следующий день после первого сна после бессонной ночи депрессивные симптомы могу немного усилиться. В этом нет ничего страшного и это не значит, что вам этот метод не подходит. Спустя несколько бессонных ночей начнется улучшение.

Противопоказания к депривации

Метод практически не имеет противопоказаний, но не рекомендуется во время острых или обострения хронических заболеваний, а также при повышенном (более 200 мм рт.ст.) артериальном давлении.

Правила проведения процедуры

Подавляющему большинству людей, переживающих депрессию, приходится страдать от бессонницы, поэтому их организм испытывает постоянную нехватку полноценного ночного отдыха. Лишение таких пациентов даже нескольких часов сна вызывает сильный стресс, в ответ на который увеличивается выработка катехоламинов — особых веществ, отвечающих за регуляцию важнейших физиологических процессов в организме и поддерживающих эмоциональный тонус. Его повышение неизбежно влияет и на общий психологический настрой человека, благодаря чему можно справиться с угнетенным состоянием и тоской.

Перед процедурой нужно хорошенько выспаться — но только в обычное время вашего сна

Таким образом, депривация сна — это один из самых эффективных способов выведения человека из депрессивного состояния, позволяющий при точном соблюдении всех установленных правил избавиться от симптомов хандры и апатии за короткий промежуток времени. Сама процедура искусственного лишения сна выглядит следующим образом:

  1. За сутки до начала депривации следует отказаться от приема лекарств и народных средств с седативным эффектом.
  2. Если речь идет о тотальном лишении сна, в день проведения процедуры пациенту необходимо проснуться в привычное для себя время и не ложиться спать в течение всего дня, ночи, а затем и следующего дня.
  3. Во время депривации следует забыть даже о кратковременном сне, что проще сделать, чередуя активную и пассивную деятельность. При этом от телевизора и книг лучше отказаться, особенно глубокой ночью (с полуночи до 2 часов) и в утреннее время (с 4 до 6 часов). Сохранить активность при этом можно, включив в комнате все осветительные приборы, чтобы полумрак или полная темнота не навевали сон.
  4. Ночью можно устроить легкий перекус, но от употребления большого количества углеводов, а также чая или кофе необходимо отказаться.
  5. На следующий день, чтобы справиться с приступами сонливости и небольшой заторможенности, можно совершить прогулку на свежем воздухе или заняться легкими физическими упражнениями.
  6. Очередной ночной сон должен наступить в обычное время и продлиться около 10-12 часов, так как бодрствование, продолжающееся более 38-40 часов может обернуться неблагоприятными последствиями для здоровья в виде симптомов неострого психоза.

Кроме этого, перед самой процедурой лучше постараться основательно выспаться, чтобы у организма было достаточно сил на ее реализацию.

Традиционные методы лечения бессонницы

Нормальный сон является неотъемлемой частью правильной работы всего организма. Затяжная бессонница истощает организм. Человек, страдающий нарушениями, может перестать различать грань между сном и реальностью.

Важно! Лечить бессонницу нужно начинать с ее первопричины – депрессии. Как правило, подход к лечению должен быть комплексным

Улучшаем сон действенными снотворными

Лекарства, которые направлены на улучшение засыпания, имеют четкую цель – побороть тревожность, снять напряжение, стресс и хроническую усталость. При правильном приеме нормализуется работа НС, упорядочивается пульс, повышается настроение и мягко расслабляется весь организм.

Список безрецептурных снотворных препаратов:

Стоит отметить, что различают несколько видов бессонницы (эндрогенная, тоскливая, скрытая, апатическая, тревожная), и каждому виду назначается отдельный препарат.

Выше приведен список медикаментов для тех, у кого бессонница является нечастым гостем

Если же вы перепробовали многие препараты и вам ничего не помогает, тогда нужно обратить внимание на более сильные снотворные (Корвалол, Аминазин)

Растительные препараты

Этот метод лечения также доступен всем, так как средства основаны на растительных компонентах и находятся в свободной продаже. Есть много различных медикаментов нового поколения, применяемые сегодня для нормализации сна наиболее активно.

Рассмотрим самые действенные:

Средства практические не имеют побочных действий. Однако бывают случаи, когда при неправильном приеме проявляются такие симптомы, как диарея, рвота, тошнота. В таких случаях принимать лекарство нужно прекратить.

Транквилизаторы

Транквилизаторы направлены не только на улучшение засыпания, они также избавляют от тревоги, беспокойства, напряжения и нарушений НС.

Применять следует назначенное врачом средство строго по инструкции или рекомендациям специалиста.

Антидепрессанты

Бессонница является одним из симптомов депрессии, поэтому существуют некоторые антидепрессанты, которые не только улучшат качество сна, но и устранят стресс, тревогу, переживания, причинами которых является именно депрессивное состояние.

Важно! Антидепрессанты назначает психотерапевт, так как любое лекарство имеет свои побочные действия и чтобы не ухудшить состояние самолечением, лучше обратиться за помощью к врачу

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лечение души
Для любых предложений по сайту: [email protected]