Как измерить уровень креативности и можно ли разбудить эту способность в себе


Сложно представить менее оригинальный способ заявить о себе, чем сказать о своей креативности. Этим качеством переполнены вакансии или резюме. Работодатели требуют креативность от своих сотрудников, при этом скептически относясь к упоминанию о ней в послужном списке. Выходит так, что креативность – это камень преткновения, о который сломало ноги уже немало народу. Как же быть в таком случае? Как понять, что такое креативность? Стоит ли ее развивать? Как проходит развитие креативности? Можно ли ее улучшить самостоятельно? Поговорим креативно о креативности.

Креативность с точки зрения психологии

По мнению Элиса Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путём вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.[источник не указан 3297 дней

]

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить:

  • вербальную креативность
  • образную креативность
  • отдельные креативные способности: беглость — этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий.
  • гибкость — этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.
  • оригинальность — этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
  • способность видеть суть проблемы.
  • способность сопротивляться стереотипам.

Творческий процесс и его этапы

Креативность имеет определенный творческий процесс

, повторяющийся каждый раз при получении уникального результата.

Суть творчества

заключается в использовании личного таланта и воображения для решения проблем, достижения целей и реализации предназначения. Результатом творческого процесса является новый, уникальный элемент, позволяющий улучшить его создателя или окружающую среду и дающий новые возможности.

Творческий процесс состоят из следующих этапов:

Подготовка

Формулируется проблема и возникает намерение ее решить. Сознание наполняется знаниями из всех доступных источников (память, книги, журналы, Интернет…). Выдвигаются гипотезы и предположения. За небольшой промежуток времени выполняется попытка решить проблему на основе имеющихся возможностей сознания.

Обработка

Если возможностей оказалось недостаточно, то выполняется временное отвлечение на другую проблему или дело. В это время решение проблемы переходит на обработку от сознания к подсознанию. Начинают выполняться подсознательные процессы, незаметные для человека и выполняющие автоматическую генерацию новых идей до получения приемлемого решения проблемы.

Вдохновение

После генерации идеи, возможно позволяющей решить проблему, она передается от подсознания к сознанию – появляется вдохновение. Обычно это происходит абсолютно неожиданно для сознания и в совершенно случайных ситуациях.

Оценка

Получив идею, сознание оценивает ее на возможность использования для решения проблемы. Для этого оно выполняет анализ и сравнение идеи с личным опытом и определяет, можно ли ее реализовать в текущих условиях окружающей среды.

Реализация

Если противоречия не найдены, то принимается решение реализовать идею. Формируется план реализации и выполняются фактические действия. Результатом является инструмент, метод или технология, позволяющие решить исходную проблему.

Проверка

После реализации идеи и применении полученного результата проверяется, решена ли проблема или нет. Выполняется доказательство или опровержения выдвинутых гипотез и предположений. Если проблема не решена, то процесс начинается сначала. Если проблема решена, то выполняется переход к решению следующей проблемы.

Критерии креативности

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 30 января 2011 года

.

Критерии креативности:

  • беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
  • удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Последствия выполнения творческой деятельности

Использование креативности на практике может повысить риск

нанесения вреда. Это происходит, потому что недостаточно опыта использования новых, неиспытанных идей и средств для решения определенной проблемы или достижения цели. Но с опытом и развитием креативности придет понимание, какие оригинальные идеи являются полезными, а какие вредными.

Некоторые люди, у которых креативность развивалась неосознанно

, чувствуют себя неуверенно, некомфортно из-за своего нестандартного творческого мышления. Важно объяснить таким людям, что они очень полезны, и направить их в нужном направлении. Кроме развития креативности им следует также развивать и уверенность в себе.

С развитием креативности появляется вера

в то, что любая, даже самая абсурдная и нереальная идея, поможет достичь определенной цели. Эта вера является одним из мотивов, подталкивающих к реализации революционных идей и созданию новых, огромных систем, решающих глобальные проблемы. Как сказал Генри Форд: «
Вы можете верить, что можете. Вы можете верить, что не можете. В обоих случаях вы правы
«.

Многие успешные люди утверждают, что 30-50% успеха

их проектов и компаний приносят именно креативные, оригинальные идеи, сгенерированные ими самими, либо специально нанятыми профессионалами с хорошо развитой креативностью. Также они отмечают замкнутый круг — креативность дает новые успехи, а они, в свою очередь, являются источником креативности и вдохновения. Это говорит о том, что
человек и творчество
являются единым целым, что не может существовать друг без друга.

Поэтому постоянно уделяйте личное время на развитие творчества

и своих креативных способностей. Это всегда будет оказывать полезное влияние на успешность. Не прекращайте заниматься творческой деятельностью, ведь она – главное средство в реализации предназначения.

ХОТИТЕ УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ ЕЩЕ БОЛЬШЕ?

Тогда прочитайте книгу

Гипотезы происхождения креативности

Имеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве.[источник не указан 2832 дня

]

По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном из Стэнфордского университета, появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад[1].

Креативность, качество – врожденное или приобретенное

Креативность — это дар, талант, если хотите. С этим качеством рождаются все люди, вот только с годами эта способность может угаснуть, под натиском правил, шаблонов, констант и людского непонимания.

Предположим, живет в каком-то городке замечательный писатель Василий. Он создает прекрасные пьесы о пятнистом динозавре Малинчике, но со временем автор понимает, что эта его работа очень плохо продается, а вот авторские стишки на Новый год и дни рождения пользуются большим спросом.

Тогда Василий начинает штамповать стихотворения пачками, просто меняя местами слова «желаю», «счастье», «здоровье» и «любовь». Уже через год Василию будет очень сложно вернуться к динозавру Малинчику и придумать какое-то необыкновенное приключение, связанное с ним. Он растеряет всю свою креативность.

Литература

  • Азарова Н. М.. Креативность как слово и как концепт. // Критика и семиотика, 21 (2014).
  • Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
  • Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002.
  • Дружинин В. Н. Диагностика общих познавательных способностей. — М.: «ИП РАН», 1997.
  • Дружинин В. Н. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) — СПб.; Питер,2007.
  • Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. М. 1997.
  • Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.
  • Станислав Райх «Психодиагностика креативности (обзорная статья)» Киев. 2011 — 6 с.
  • Одаренность: способности, мотивация и творчество : пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования / Н. Д. Алексеев, А. С. Исаенко, Т. И. Кузей – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 88 с.
  • Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rewiew . 1969. № 2.
  • Torrance E. P. Guiding creative talent — Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, 1964.
  • Torrance E. P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.
  • Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity — intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. № 33.

Содержание

  • Что такое креативность
  • Креативность, качество – врожденное или приобретенное
  • От чего зависит креативность
  • Ваш внутренний критик
  • Польза креативности
  • Как развить навыки креативности

Здравствуйте, дорогие читатели. Сейчас люди вроде бы немного успокоились с «креативностью». Еще не так давно этим словом нас прямо замучили. Кто-то искал креативщиков, другие предлагали свои креативные услуги, третьи обещали нестандартный креативный подход. Нельзя было и дня прожить, чтобы не услышать как минимум три раза это слово.

А между тем, этот термин вызывает массу вопросов, по крайней мере у меня, как у психолога. Уверена, что думающие читатели озадачены не меньше. Креативность — что это такое в принципе? Можно ли ее измерить? Как понять креативный перед тобой плод труда или просто ерунда какая-то?


Креативная картина, пример.

Сразу вспоминается эпизод из фильма «О чем говорят мужчины», когда герой рассказывает о музее, в котором непонятно туалет действительно закрыт на ремонт или это всего лишь новомодная инсталляция.

Что ж, давайте разбираться вместе. Что означает понятие креативность в психологии, зависит ли это качество от интеллекта или других свойств человека, можно ли ее развить и еще много всего интересного.

Упражнения ↑

Существуют такие виды упражнений на развитие творческих и интеллектуальных способностей:

  • Писатель-фантаст. Возьмите любой словарь или книгу и с помощью случайности выберите два разных слова или словосочетания. Затем попытайтесь придумать между ними взаимосвязь, например, объединив их в забавную историю. Отличное упражнение для развития мышления;
  • Безумный художник. Все, что вам понадобится – это чистый лист бумаги и фломастеры или карандаши. Теперь попробуйте изобразить животное, которого еще нет в природе. Не забудьте придумать название для своего творения;
  • Сумасшедший архитектор. Теперь ваша задача изобразить дом самой необычной конструкции. Представьте, что в нем, например, все должно быть разной геометрической формы: крыша круглая, окна треугольные и т.п. А теперь вообразите, как это все будет выглядеть в реальности;
  • Оригинальный нейминг. Постарайтесь каждому привычному предмету дать новое название. Например, апельсин – цитрусин, форточка – окнушка и т.д.;
  • Новое решение. Во время общения с друзьями, коллегами, постарайтесь постоянно придумывать что-то новое. Например, при обсуждении планов на выходные выдвигайте все идеи, которые придут вам в голову, даже самые нереальные;
  • Монолог в одиночестве. Находясь наедине с собой подумайте над какой-либо проблемой. Затем ответьте на такие вопросы: Что я вижу? Что слышу? Что чувствую? Что обозначают мои мысли?

Упражнений и тренингов для развития творческих способностей существует еще огромное множество. Какие бы техники вы ни выбрали главное, чтобы они заставляли ваше мышление работать в разрез со стереотипами и общепринятым мнением.

Примечания

  1. Гальперин П. Я., Данилова В. Л. Воспитание системного мышления в процессе решения малых творческих задач/ Вопросы психологии. 1980, №4, стр.31-36
  2. Креативность — Психологос (рус.). www.psychologos.ru. Дата обращения 3 мая 2020.
  3. История возникновения тестов креативности (неопр.)
    . lektsii.com. Дата обращения 3 мая 2020.
  4. 7.2. Дивергентное мышление как креативная способность (рус.). StudFiles. Дата обращения 3 мая 2020.
  5. Творческие способности человека — это генетические мутации: Psychology OnLine.Net

Ваш внутренний критик

Чтобы быть креативным, достаточно просто творить, придумывать, фантазировать. Со временем на это уходит все меньше времени. Вы приучаете свой мозг работать быстрее.

К сожалению, если у вас есть некоторые проблемы с креативностью, то могут возникнуть и трудности в плане придумывания идеи для творчества. А что выбрать? Может быть стоит порисовать или полепить из пластилина? Писать или фотографировать?

Я прекрасно вас понимаю. Однажды ко мне пришел молодой парень, которого на 2 минуты вывела из этого мира просьба: «Представьте перед собой любой фрукт». Он действительно был сильно озадачен, а затем начал задавать наводящие вопросы: «А это должен быть спелый фрукт?», «А какого цвета?», «А это… Наш, отечественный фрукт?».


Творческий процесс.

Внутри каждого из нас живет критик. Именно он и не дает нашему творческому потенциалу раскрыться полностью. Такой вот критик мучал парня «с фруктом» 2 минуты, он шептал ему: «Ты можешь ошибиться», «Ты выберешь не правильный фрукт», «Ядрена сосиска, ну разве банан – это подходящий фрукт? Ты разочаруешь женщину, сидящую перед тобой!».

На самом деле, во внутреннем критике нет ничего плохого. Это он заставляет нас ставить запятые в тексте, не выставлять в Инстаграм фотографии с красными глазами и так далее, вот только иногда критику нужно немного помолчать. Единственный способ научить его это делать и не быть слишком строгим — подружиться.

Просто делайте что-то, творите, говорите ему и себе: «Я попробую, а потом посмотрим что из этого выйдет». Дайте шанс высказаться о вашей идее еще кому-то. И делайте это систематически, чтобы повышались ваши умения, оттачивались навыки и увеличивалась уверенность в своих силах. Вам может пригодиться публикация: «Как понять когда нужно бороться с ленью, а когда отбросить излишнюю требовательность к себе».


Необычный «макияж».

Хотя, мы же с вами еще не затронули очень важный вопрос, а зачем вообще это делать?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]