Общая информация
В психологии инфантильность – это наличие незрелости в развитии у взрослых людей, сопровождающаяся сохранением детского поведения или во внешних отличительных чертах, имеющих сходство с предшествующими этапами развития.
Инфантильная личность содержит в себе доминантное неправильное поведение, при котором она не может взять ответственность за свои поступки и не умеет решать самостоятельно жизненные проблемы, также не имеет жизненной цели.
В период этого состояния, повзрослевший человек начинает вести себя схоже с ребенком. Людей с инфантильной чертой характера не редко можно встретить в кабинете психолога, так как из-за данного недуга проявляются иные неблагоприятные качества, мешающие нормальной жизни. Человек может побороть инфантильность, но для этого ему придется приложить большое количество усилий.
Можно заметить, что во время встречи зрелых людей с людьми, подверженными инфантильности, могут возникать конфликтные ситуации.
Инфантилы не имеют навыка адаптации под обстоятельства, из-за чего плохо сходятся в общении с окружающими. Чаще всего, инфантильные люди стараются придерживаться общения с людьми, которые по своему отношению походят на родителей инфантила. При общении с другими людьми, он рискует попасть в конфликтную ситуацию.
Когда образуется любовный период, инфантильная женщина или мужчина стараются найти себе партнера, который напоминает им отца, либо мать. Встречаются случаи, когда пару им создают родители. В основном, у инфантильных людей партнером является человек старше их по возрасту и более успешный. В такой ситуации появляется еще один нюанс, при котором биологические родители могут войти в конфликт с партнером своего ребенка, так как партнер начинает занимать их приоритетное место в жизни дитя.
Виды инфантилизма
Подразделяется по различным сферам жизнедеятельности.
- Физиологический. Инфантильные люди отстают в развитии физического тела.
- Психический. Задержка психо-эмоционального развития проявляется в отказе вести себя по возрасту.
- Половой. Отставание в сексуальном развитии гениталий или фригидности в более позднем возрасте.
- Социальный. Выражается в неприспособленности жизни в условиях окружающего социума.
- Правовой. Этот вид инфантильности означает то, что человек в своем стремлении достичь цели не считается с законами общества и общепринятыми правилами.
Сейчас читают: Как работает твоя интуиция согласно знаку Зодиака?
Психический инфантилизм
Впервые введен в 19 веке немцем Энтоном. Диагноз инфантилизм в этой сфере означает отставание в развитии психо-эмоциональной сфере человека. Причинами отклонений могут быть легкие мозговые травмы, в том числе и в утробе матери. Второй фактор формирования недуга – это издержки воспитания (гиперопека, деспотизм и тому подобное). Признаки этого вида:
- наблюдается большая внушаемость;
- присутствует несамостоятельность;
- получение удовольствия реализуется через игру;
- в характере есть беспечность;
- отсутствует чувства долга;
- синдром психического инфантилизма проявляется в неумении сдерживать эмоции;
- отмечается нежелание к подчинению.
Физиологический инфантилизм
Причины отставания в развитии физического организма человека могут быть следствием неправильного развития плода в утробе матери:
- переохлаждение;
- кислородное голодание;
- отравление плода.
Инфантил этого типа имеет следующие недостатки в развитии своего тела:
- мышечный тонус снижен;
- как следствие – несвоевременный переход на самостоятельное дыхание;
- иммунная защита ниже среднего значения;
- пяточный рефлекс слабый;
- могут присутствовать видимые дефекты строения тела.
Социальный инфантилизм
Характеризуется незрелостью человека, как члена общества. Отсталость развития в этом случае проявляется в следующих категориях:
- становление нравственных принципов;
- развитие самосознания;
- принятие и реализация жизненных решений и целей;
- адаптация в социуме.
Роль жертвы типична для инфантов такого типа. У них сильно развито чувство незащищенности. Они не способны критично относиться к своему поведению. С другой стороны – совсем не самостоятельны в решениях. Человек слабо ориентируется в социальной жизни общества. Он чрезмерно подвержен влиянию толпы, в некоторых случаях ложному. Типичный представитель, страдающий инфантильностью, это мужчина за 40 лет, который живет с матерью и никогда не имел своей семьи.
Сейчас читают: Эмоции стройности: ДРУГИЕ методы похудения
Причины инфантильности
Основной причиной возникновения инфантильных качеств у повзрослевшего человека, является проблемное воспитание в детском возрасте или родители человека были инфантильными личностями.
Кто такой инфантильный человек и что означает данный термин нам уже известно, но вот, что можно узнать о нем от психологов:
Психологи сходятся во мнении, что инфантильность берет начало с воспитательного процесса, в момент взросления от 8 лет до наступления 15-летнего возраста при нахождении в неблагоприятных условиях. Первой стадией будет бунтарство в отношении родителей, проявление истерики, манипуляции, безответственность к обучению.
- Копирование ребенком модели поведения своих родителей.
- Проявление чрезмерной опеки со стороны родителей. У ребенка отсутствует навык самостоятельного принятия решений.
- Чрезмерное контролирование, навязывание собственного мнения или точки зрения ребенку.
- Малое количество уделяемого времени воспитанию малыша, из-за работы или иных дел. Зачастую, замещение родительского воспитания происходит компьютером, социальными сетями, прослушиванием музыкальных треков и так далее… В этот период, ребенок принимает иллюзорный взгляд на жизнь всеобщей дозволенности. Он понимает, что имеет возможность к манипулированию окружающими.
- Есть теория о плохом влиянии на формирование детской психики нынешней системой школьного образования. В системе образования идет зацикленность на получении знаний, не уделяя должного внимания на воспитательный процесс. Ребенок взрослеет без понимания нравственности и морали, не понимает различий в том, что есть хорошо, а что плохо. Это, впоследствии, приводит к незрелости и проявлению инфантильности.
Важно! Родители, оказывающие сильное воздействие на ребенка в момент его взросления своим тотальным контролированием его поступков, чрезмерной опекой и беспокойством, не в состоянии прекратить данную модель поведения к своему чаду даже после его взросления. Глядя на своего взрослого ребенка, видят в нем малыша и ничего не могут с этим поделать. Они вмешиваются в его личную жизнь, достают постоянными звонками и на все его действия лезут с советами. Человек с инфантильной чертой не может противостоять подобным нападкам со стороны родителей, из-за страха ответственности и несамостоятельности в своей жизни.
Инфантилизм и представления о нем
Зачастую в представлении окружающих инфантильность – это не девиации поведения, а просто несоответствие ожиданиям критиков. Критерии оценки полностью субъективны. Люди ответственные и серьезные могут считать инфантильными представителей творческих профессий только на том основании, что их образ жизни выглядит хаотичным и неорганизованным. Старики часто полагают, что молодые люди, не торопящиеся создать семью, инфантильны и не хотят обременять себя ответственностью.
Но подобные претензии – всего лишь подтверждение неоправдавшихся ожиданий. У каждого человека есть собственное представление о том, каким именно должен быть взрослый. Вот только от объективности подобные шаблонные образы далеки. Основываются они исключительно на общем опыте и на существующих в обществе стереотипах.
Проявление инфантильности
Инфантильность проявляется разными способами и при разных ситуациях. Она воздействует на отношение человека к собственному здоровью, на мысли о создании семьи. Мышление инфантильного человека схоже с мышлением ребенка. Заметить незрелую личность можно как по его социальным навыкам, так и с психологической стороны. Характерные признаки инфантилизма показывают:
- Отсутствие навыка принятия решений без постороннего воздействия;
- Боязнь самостоятельности;
- Непредсказуемость;
- Проявление безответственности;
- Проявление эгоцентризма с эгоизмом;
- Нет жизненных стремлений;
- Проявление склонности к разному роду зависимостей;
- Неадекватность;
- Проблемы с воспитанием;
- Неумение адаптироваться под обстоятельства;
- Отсутствие социальных навыков;
- Проблемы с общением.
Также, инфантильный человек выделяется особенностями своего поведения:
- Данный тип людей не склонен к ответу за собственные действия. Они с удовольствием будут укрываться за спинами друзей и родственников при наступлении последствий.
- Инфант придерживается играющей жизни. Он увлечен шоппингом, посещает развлекательные мероприятия, подвержен игровой зависимости.
- Не владеет навыком самоанализа, является замкнутым человеком. Из-за подобной черты имеются проблемы в общении и понимании других людей, из-за разных взглядов на происходящее в жизни.
- Не учитывает интересы окружающих. Из-за подобного действия, часто сталкивается с трудностями в социуме. Для него сложно завязать новое знакомство и, вообще, контактировать с окружающими. Зачастую, от подобных лиц можно услышать такую фразу: меня никто не понимает.
- Напрочь отсутствуют какие-либо цели в жизни. Жить одним днем – является его девизом.
- Не обладает навыком планирования на будущее. Не умеет ставить цели и их добиваться. Подвержен радости за результаты, которые удовлетворяют его потребности здесь и сейчас.
- Инфанты в основном малообеспеченные люди и не имеют карьерного роста.
Чтобы полностью убедиться, что перед вами находится инфантильный объект, обратите внимание, как он общается со своими родными. При равноправии и проявленной к ним заботе, все в порядке. При наблюдении сильной опеки со стороны родителей, когда навязывается своя точка зрения, это показатель наличия у объекта инфантильных качеств.
Кто такой прокрастинатор: положительные и отрицательные качества
Инфантильный или просто другой?
Взрослый отличается от взрослого ребенка способностью признать себя главным виновником как успеха, так и провала. Вот только это качество внешне обычно никак не проявляется, поэтому сделать вывод о чьей-то инфантильности, опираясь только на критику его поведения, сложно.
Собственно, если оценивать внешнюю сторону поступков, то и царевич Гаутама, оставивший трон и дворец ради того, чтобы сидеть под деревом, дожидаясь просветления, тоже не слишком ответственный человек. Бросил работу – вверенный ему ответственный пост руководителя страны, оставил семью. И ради чего? Ради духовного роста? Разве это поступок взрослого серьезного мужчины?
Чтобы не допускать подобных ошибок в оценках, психологи используют тест на инфантильность. Точнее, тесты, потому что их много. Психолог может предложить посетителю ответить на вопросы, нарисовать картинку на заданную тему, рассмотреть бесформенные кляксы, рассказав о своих ассоциациях.
Мужчины
Каким образом инфантильность проявляется в мужчинах:
- Неготовность к созданию семьи или серьезным отношениям с соответствующими поступками.
- Можно наблюдать эгоцентризм и зацикленность на себе. Будет считать себя лидером в любой компании. Во время возникновения проблем, всю вину сложит на другое лицо.
- Неприспособленность к самостоятельности в быту. Такой мужчина не способен к работе по дому. Мытье посуды или проведение уборки сравнимо с трагедией.
- Уделяют играм большую часть времени.
- При выборе партнерши склоняются к выбору более старшей по возрасту, для получения чувства родительской заботы. При вступлении в отношения именно с такой дамой, мужчина обречен на пожизненную инфантильность.
- Отсутствуют стремления в жизни, довольствуется имеющимся.
- Не имеет увлечений и не стремится к саморазвитию.
TOP SECRET
Для тех, кто хочет начать системно работать над собой, проект «Будь лучше сегодня» дарит 7 дней бесплатного обучения — подробности здесь: https://vk.cc/6igoBI |
Проявления психического и психологического инфантилизма практически одинаковые. Отличие их, в том, что при психическом инфантилизме человек не может сознательно и самостоятельно изменить свое поведение, даже если у него появляется мотив. А при психологическом инфантилизме, человек может изменить свое поведение при появлении мотива, но чаще всего не меняет из желания оставить все, как есть. Давайте рассмотрим конкретные примеры проявления инфантилизма.
Человек добился успехов в науке или в искусстве, но в бытовой жизни оказывается совершенно не приспособленным. В своей деятельности он ощущает себя взрослым и компетентным, но абсолютным ребенком в быту и во взаимоотношениях. И старается найти кого-то, кто возьмет на себя ту сферу жизни, в которой можно оставаться ребенком.
Взрослые сыновья и дочери продолжают жить со своими родителями и не создают своих семей. С родителями все привычно и знакомо, можно оставаться вечным ребенком, за которого будут решаться все бытовые проблемы. Создать свою семью – это взять на себя ответственность за свою жизнь и столкнуться с определенными трудностями.
Предположим, что с родителями становится жить невыносимо, они тоже начинают что-то требовать. Если в жизни человека появляется другой, на которого можно переложить ответственность, тогда он уйдет из родительского дома, и будет продолжать вести тот же образ жизни, что и с родителями – ничего не брать на себя и не за что не отвечать.
Только инфантилизм может толкнуть мужчину или женщину бросить семью, пренебречь своими обязательствами ради попытки вернуть свою ушедшую молодость.
Постоянная смена работы из-за нежелания прилагать усилия или приобретения мифического опыта. Поиски «спасителя» или «волшебной таблетки», это тоже признаки инфантилизма.
Основным критерием можно назвать неумение и нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь, не говоря уже о жизни близких людей. И как написали в комментариях: «самое страшное быть с человеком и знать, что на него нельзя положиться в критический момент! Такие люди создают семьи, рожают детей и перекладывают ответственность уже на другие плечи!»
Как выглядит.
Не всегда можно с первого взгляда определить – инфантильный перед вами человек или нет. Инфантильность начнет проявляться во взаимодействии, а особенно в критические моменты жизни, когда человек как бы тормозит, не принимает ни какого решения и ждет, что кто-то возьмет за него ответственность.
Инфантильных людей можно сравнить с вечными детьми, которых ничего особо не заботит. Причем их не только не интересуют другие люди, но они и о себе не хотят (психологический инфантилизм) или не могут (психический) позаботиться.
Если говорить о мужском инфантилизме, то это однозначно поведение ребенка, которому необходима не женщина, а мама, заботящаяся о нем. Очень многие женщины попадают на эту удочку, а потом начинают возмущаться: «Почему все время должна делать я? И деньги заработать, и дом содержать, и за детьми ухаживать, и отношения выстраивать. И вообще есть ли рядом мужчина?» Сразу напрашивается вопрос: «Мужчина? А за кого вы выходили замуж? Кто был инициатором знакомства, встреч? Кто принимал решения, как и где провести совместный вечер? Кто все время придумывал, куда пойти и что делать?» Эти вопросы бесконечные. Если вы с самого начала брали все на себя, сами все придумывали и делали, а мужчина просто послушно выполнял, то разве вы выходили замуж за ВЗРОСЛОГО МУЖЧИНУ? Мне кажется, что вы выходили замуж за РЕБЕНКА. Только вы были так влюблены, что сразу этого не заметили.
Что делать.
Это самый главный вопрос, который возникает. Давайте его сначала рассмотрим относительно ребенка, если вы родители. Потом относительно взрослого, который продолжает оставаться ребенком по жизни. И последнее, если вы увидели в себе черты инфантилизма и решили все-таки что-то поменять в себе, но не знаете как.
1. Что делать, если у вас растет инфантильный ребенок.
Давайте рассуждать вместе – что вы хотите получить в итоге в результате воспитания ребенка, что вы делаете и что необходимо делать, чтобы получить желаемый результат?
Задача каждого родителя состоит в том, чтобы максимально приспособить ребенка к самостоятельной жизни без родителей и научить жить во взаимодействии с другими людьми, чтобы он мог создать свою счастливую семью.
Существует несколько ошибок, в результате которых развивается инфантилизм. Вот некоторые из них.
Ошибка 1. Жертвенность.
Проявляется эта ошибка тогда, когда родители начинают жить для детей, стараясь дать ребенку самое лучшее, чтобы у него все было, чтобы одет он был не хуже других, чтобы в институте учился, при этом отказывая себе во всем. Своя жизнь как бы становится не важной по сравнению с жизнью ребенка. Родители могут работать на нескольких работах, недоедать, недосыпать, не заботиться о себе и о своем здоровье, только бы у ребенка было все хорошо, только бы он выучился и вырос человеком (чаще всего так поступают одинокие родители). На первый взгляд кажется, что родители вкладывают всю свою душу в ребенка, но результат оказывается плачевным, ребенок вырастает неспособным ценить своих родителей и ту заботу, которую они давали.
Что же происходит на самом деле. Ребенок с малых лет привыкает к тому, что родители живут и работают только ради его благополучия. Он привыкает получать все готовое. Возникает вопрос, если человек привык получать все готовое, сможет ли он, потом сам, что-то делать для себя или будет ждать, что кто-то сделает за него? И при том не просто ждать, а требовать своим поведением, что вы должны, потому что опыта что-то делать самостоятельно нет, и именно родители не дали этот опыт, ведь все всегда было для него и только ради него. Он на полном серьезе не понимает, почему должно быть по-другому и как это вообще возможно. И ребенок не понимает, почему и за что он должен быть благодарен родителям, если так и должно было быть. Жертвовать собой – это как калечить свою жизнь, так и жизнь ребенка.
Что делать.
Начинать надо с себе, научиться ценить себя и свою жизнь. Если родители не будут ценить свою жизнь, ребенок примет это как данность и тоже не будет ценить жизнь родителей, а, следовательно, и жизни других людей. Для него жизнь ради него станет правилом во взаимоотношениях, он будет использовать других и считать это абсолютно нормальным поведением, ведь его так научили, по-другому он просто не умеет.
Задумайтесь, интересно ли ребенку с вами, если вам, кроме заботы о нем нечего дать? Если в вашей жизни ничего не происходит такого, что могло бы привлечь ребенка, чтобы разделить ваши интересы, чтобы почувствовать себя членом сообщества – семьи? И стоит ли потом удивляться, если ребенок будет на стороне находить развлечения такие, как выпивка, наркотики, бездумное гулянье и т.п., он ведь привык только получать то, что ему дают. Да и как он может гордиться вами и уважать вас, если вы ничего из себя не представляете, если все ваши интересы только вокруг него?
Ошибка 2. «Тучи разведу руками» или я все проблемы решу за тебя.
Проявляется эта ошибка в жалости, когда родители решают, что на век ребенка еще хватит проблем, и пусть хоть с ними он останется ребенком. А в итоге вечным ребенком. Жалость может быть вызвана недоверием, что ребенок в чем-то сам может о себе позаботиться. А недоверие опять же возникает из-за того, что ребенка не научили самостоятельно заботиться о себе.
Как это выглядит:
«Ты устал, отдохни, я доделаю».
«Успеешь еще наработаться! Давай я сделаю это за тебя».
«Тебе еще уроки делать, ладно, иди, я сама помою посуду».
«Надо договориться с Мариванной, чтобы она сказала кому нужно, чтобы ты без проблем поступил учиться»
И все в таком духе.
По большому счету родители начинают жалеть своего ребенка, он устал, у него большая нагрузка, он маленький, не знает жизни. А то, что родители сами не отдыхают и нагрузка у них не меньше, и сами не все когда-то знали, об этом почему-то забывается. Вся домашняя работа, устройство в жизни, ложится на плечи родителей. «Это же мой ребенок, если я его не пожалею, не сделаю что то для него (читай: за него), кто еще о нем позаботится? А через какое-то время, когда ребенок привыкает к тому, что за него все сделают, родители удивляются, почему ребенок ни к чему не приспособлен и им все приходится делать самим. Но для него это уже норма поведения.
К чему это приводит. Ребенок, если это мальчик, будет искать себе такую же жену, за спиной которой можно тепло устроиться и спрятаться от жизненных невзгод. Она накормит, обстирает и денег заработает, с ней тепло и надежно. Если ребенок девочка, то она будет искать себе мужчину, который будет выполнять роль папы, который будет за нее решать все проблемы, содержать ее и ничем не обременять.
Что делать.
Во-первых, обратите внимание, чем ваш ребенок занят, какие обязанности по дому он выполняет. Если ни каких, то в первую очередь необходимо, чтобы и у ребенка были свои обязанности. Не так сложно научить ребенка выносить мусор, мыть посуду, убирать за собой игрушки и вещи, содержать свою комнату в порядке. Но обязанности необходимо не просто вменить, а научить, как и что нужно делать и объяснить для чего. Ни в коем случае не должна звучать подобная фраза: «Ты главное хорошо учись, это твоя обязанность, а по дому я все сделаю сама».
За свои обязанности он должен нести ответственность. Устал ребенок, не устал, не важно, в конце концов, можно отдохнуть и выполнить свои обязанности, это его ответственность. Вы разве не так сами поступаете? За вас кто-то что-то делает? Ваша задача научиться не жалеть и не выполнять за него работу, если вы хотите, чтобы он не вырос инфантильным. Именно жалость и недоверие, что ребенок может что-то сделать сам хорошо и не дает возможности воспитать волевую сферу.
Ошибка 3.Чрезмерная любовь, выражающаяся в постоянном восхищении, умилении, возвышении над остальными и вседозволенность.
К чему это может привести. К тому, что он никогда не научится любить (а значит, и отдавать), и родителей в том числе. На первый взгляд будет казаться, что он умеет любить, но вся его любовь, она условна и только в ответ, а при любом замечании, сомнении в его «гениальности» или при отсутствии восхищения, будет «пропадать». В результате такого воспитания ребенок уверен в том, что весь мир должен им восхищаться, потакать. А если этого не происходит, то все вокруг плохие, не способные любить. Хотя именно он и не способен любить, его этому не научили. В итоге он выберет защитную фразу: «Я такой, какой есть и принимай меня таким, не нравится, не держу». Любовь других он будет принимать спокойно, как должное и, не имея внутри отклика, делать больно тем, кто его любит, в том числе и родителям. Часто это воспринимают как проявление эгоизма, но проблема намного глубже, у такого ребенка не развита эмоциональная сфера. Ему просто нечем любить. Находясь все время в центре внимания, он не научился доверять своим ощущениям и у ребенка оказался не развит искренний интерес к другим людям.
Еще один вариант, когда родители «защищают» своего ребенка, стукнувшегося о порог, таким образом: «У, какой порог не хороший, обидел нашего мальчика!». С детских лет ребенку внушается, что все вокруг виноваты в его бедах.
Что делать.
Опять необходимо начинать с родителей, которым тоже пора повзрослеть и перестать видеть в своем ребенке игрушку, предмет обожания. Ребенок – это самостоятельная автономная личность, которой для развития необходимо находиться в реальном, а не придуманном родителями мире. Ребенок должен увидеть и пережить всю гамму чувств и эмоций, не убегая и не подавляя их. А задача родителей – научиться адекватно реагировать на проявление эмоций, не запрещать, не успокаивать без необходимости, а разбирать все ситуации, которые вызвали негативные эмоции.
Совсем не обязательно, что кто-то другой «плохой» и поэтому ваш ребенок плачет, посмотрите на ситуацию в целом, что ваш ребенок сделал не так, научите его не зацикливаться на себе, а самому идти навстречу людям, проявляя к ним искренний интерес и находить выходы из сложных ситуаций, без обвинения других и себя. Но для этого, как я уже написала, родителям самим необходимо повзрослеть.
Ошибка 4. Четкие установки и правила.
Большинству родителей очень удобно, когда рядом растет послушный ребенок, четко выполняющий указания «делать это», «не делать то», «с этим мальчиком не дружить», «в этом случае поступать так» и т.п. Они считают, что все воспитание заключено в командовании и подчинении. Но совершенно не задумываются, что лишают способности ребенка мыслить самостоятельно и брать на себя ответственность за свои поступки. В итоге они воспитывают бездушного и бездумного робота, которому нужны четкие инструкции. А потом сами страдают от того, что если что-то не сказали, то ребенок и не сделал. Здесь подавляется не только волевая, но и эмоциональная сфера, потому что ребенку нет необходимости замечать эмоциональные состояния как свои, так и других людей, и для него становится нормой действовать только по инструкции. Ребенок живет в постоянной навязчивости действий и полном эмоциональном игнорировании.
К чему это приводит? Человек не учится думать и становится не способным размышлять самостоятельно, ему постоянно нужен кто-то, кто будет давать ему четкие указания что, как и когда делать, виноваты у него всегда будут другие, те, кто не «откорректировал» его поведение, не сказал что делать и как поступить. Такие люди никогда не проявят инициативы, и всегда будут ждать четких и конкретных инструкций. Не будут способны решать какие-то сложные задачи.
Что делать в таких случаях?
Учиться доверять ребенку, пусть он сделает что-то не так, вы просто потом разберете ситуацию и вместе найдете правильное решение, вместе, а не за него. Больше разговаривать с ребенком, спрашивать его, чтобы он высказывал свое мнение, не высмеивать, если его мнение вам не нравится. А главное, не критиковать, а разбирать ситуации, что было сделано не так и как можно было сделать по-другому, постоянно интересуясь мнением ребенка. Другими словами, ребенка необходимо учить думать и размышлять.
Ошибка 5. «Я сама знаю, что ребенку надо».
Эта ошибка является разновидностью четвертой ошибки. А заключается она в том, что родители не прислушиваются к истинным желаниям ребенка. Желания ребенка воспринимаются как сиюминутные капризы, но это не совсем одно и то же. Капризы – это мимолетные желания, а истинные желания это то, о чем мечтает ребенок. Цель подобного поведения родителей – реализация ребенком того, что не смогли реализовать сами родители (как варианты – семейные традиции, вымышленные образы будущего ребенка). По большому счету из ребенка делают «второго себя». Когда-то, в детстве, такие родители мечтали стать музыкантами, известными спортсменами, великими математиками и теперь они стараются свои детские мечты воплотить через ребенка. В итоге ребенок не может найти для себя любимое занятие, а если и находит, то родители воспринимают это в штыки: «Я лучше знаю, что тебе надо, поэтому ты будешь делать то, что я тебе говорю».
К чему это приводит. К тому, что у ребенка вообще никогда не будет цели, он так никогда и не научится понимать свои желания, и всегда будет находиться в зависимости от желаний других и вряд ли добьется каких-то успехов в реализации желаний родителей. Он всегда будет ощущать себя «не на своем месте».
Что делать.
Учитесь прислушиваться к желаниям ребенка, интересуйтесь, о чем он мечтает, что его привлекает, учите его высказывать свои желания вслух. Наблюдайте, что привлекает вашего ребенка, чем он с удовольствием занимается. Никогда не сравнивайте ребенка с другими. Помните, желание, что ваш ребенок станет музыкантом, художником, знаменитым спортсменом, математиком – это ваши желания, а не ребенка. Стараясь внушить свои желания ребенку, вы сделаете его глубоко несчастным или добьетесь обратного результата.
Ошибка 6. «Мальчики не плачут».
Неумение самих родителей выражать свои эмоции приводит к тому, что и эмоции ребенка начинают подавлять. Происходит запрет на сильные переживания положительных и отрицательных эмоций, соответствующих реальной ситуации, так как родители сами не знают, как на них реагировать. А если что-то не знаешь, то часто выбор делается в сторону ухода или запрета. В результате, запрещая ребенку выражать свои эмоции, родители по большому счету запрещают ребенку чувствовать, а в конечном итоге – жить полной жизнью.
К чему это приводит. Вырастая, ребенок не может понять себя, и ему необходим «поводырь», который будет ему объяснять, что же он чувствует. Он будет доверять этому человеку и полностью зависеть от его мнения. Отсюда и возникают конфликты между матерью и женой мужчины. Мать будет говорить одно, а жена – другое, и каждая будет доказывать, что именно то, что она говорит, мужчина и чувствует. В итоге мужчина просто отходит в сторону, предоставляя женщинам возможность «разбираться» между собой. Что же происходит с ним на самом деле, он не знает и последует решению той, которая победит в этой войне. В итоге он все время будет жить чей-то жизнью, но не своей, и когда не познакомится с собой.
Что делать.
Позвольте своему ребенку плакать, смеяться, выражать себя эмоционально, не спешите успокоить таким образом: «Ну ладно, ладно, все образуется», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребенок испытывает боль, не прячьтесь от его чувств, дайте понять, что вам в подобной ситуации тоже было бы больно, и вы понимаете его. Проявите сочувствие, пусть ребенок познакомится со всей гаммой чувств без подавления. Если он чему-то рад, порадуйтесь вместе с ним, если опечален, выслушайте, что его тревожит. Проявите интерес к внутренней жизни ребенка.
Ошибка 7. Перенос своего эмоционального состояния на ребенка.
Нередко родители переносят свою неустроенность и неудовлетворенность жизнью на ребенка. Это выражается в постоянных придирках, повышении голоса, а иногда просто в срыве на ребенке. Ребенок оказывается заложником неудовлетворенности родителя и не способным противостоять ему. Это приводит к тому, что ребенок «выключается», подавляет свою эмоциональную сферу и выбирает психологическую защиту от родителя «уход в себя».
К чему это приводит. Вырастая, ребенок перестает «слышать», закрывается, а нередко просто забывает, что ему говорили, воспринимая любые слова, обращенные к нему, как нападение. Ему приходится десять раз повторять одно и то же, чтобы он услышал или дал какую-то обратную связь. Со стороны это выглядит как безразличие или пренебрежение к словам других. Прийти к взаимопониманию с таким человеком сложно, потому что он никогда не высказывает своего мнения, а чаще этого мнения просто не существует.
Что делать.
Запомните: ребенок не виноват в том, что ваша жизнь не идет так, как вам хочется. То, что вы не получаете желаемого, это ваша проблема, а не его вина. Если вам необходимо «выпустить пар», найдите более экологичные способы – натрите полы, переставьте мебель, сходите в бассейн, усильте физическую нагрузку. Неубранные игрушки, не вымытая посуда – это не причина вашего срыва, а только повод, причина внутри вас. В конце концов, научить ребенка прибирать игрушки, мыть посуду – это ваша ответственность.
Я показала только основные ошибки, но их намного больше.
Главное условие, чтобы ваш ребенок не вырос инфантильным – признание его, как самостоятельной и свободной личности, проявление вашего доверия и искренней любви (не путать с обожанием), поддержка, а не насилие.
Татьяна Ушакова, «Мир женщины», profitpsy.net
Для тех, кто хочет начать системно работать над собой, проект «Будь лучше сегодня» дарит 7 дней бесплатного обучения — подробности здесь: https://vk.cc/6igoBI |
Женщины
Каким образом инфантильность проявляется в женщинах:
- Поведение характерно маленькой девочки, вызывающей к себе жалость и заботу от мужчин. Зачастую, можно встретить такие случаи, что уже состоявшиеся в жизни мужчины берут себе в отношения легкомысленных барышень. Они предоставляют им возможность расслабиться, и стараются изменить нынешний устой жизни.
- Предпочитают завести ухажера, который будет играть роль “папочки”. При поисках акцентируют внимание на обеспеченном, мужественном партнере.
- Постоянно попадают в какие-нибудь неприятные истории, из которых приходится ее спасать.
- Предпочитает спортивные костюмы или наряды, украшенные большим количеством блесток, принтов, страз и так далее…
- Обладает большим кругом друзей. Характер веселый и жизнерадостный. Парням с такой девушкой не бывает скучно.
- В некоторых случаях, изложенная модель поведения может оказаться вынужденной. Она используется для манипулирования партнером, изображение обиды в момент сильной озлобленности, пускание слез или проявление грусти. Таким образом, она представляет себя женщиной, нуждающейся в мужчине, теша его самолюбие и собственную значимость. В принципе, изображает ту, какой мужчина хочет ее и видеть, зависимой от него.
Вот вам и стало известно, что такое инфантильность и значение слова инфант с его признаками. У вас много знакомых инфантов? Поделитесь ответом в комментариях.
Как избавиться от недостатка?
Откуда же берется инфантильность? Причины этого явления кроются обычно в воспитании (конечно, кроме тех случаев, когда это результат заболевания).
Строгие родители, воспитывая хорошего мальчика или послушную девочку, даже не задумываются, что таким образом не решают проблемы, а создают их. Ребенок, не привыкший принимать решения, согласившийся с тем, что за его жизнь полностью отвечают другие люди, просто не сможет потом справиться с грузом ответственности.
И плоды такого воспитания трудно исправить. Пожалуй, даже труднее, чем излечить человека от алкоголизма. Пьющему, пусть и с трудом, но можно доказать, что такое поведение приносит вред и ему, и окружающим. Не всем, не всегда, но можно. А как избавиться от инфантильности, если главный ее постулат – отрицание ответственности? Но если уж такой вопрос возник, значит, первый шаг сделан. Потому что главное – это признать наличие проблемы. Инфантильный человек, который осознал свой недостаток, уже сделал шаг к самосовершенствованию. Все, что нужно потом – это учиться принимать решения самостоятельно и, в случае неудачи, не позволять себе перекладывать вину на других. Если рядом будет любящий человек, который сможет поддержать в трудную минуту, процесс запоздалого взросления пройдет намного легче и безболезненнее.