Что такое внушение?
Внушение — это обмен мыслями с другими. Это невольное принятие идей других людей. Если мы принимаем чужие идеи после осознанной аргументации и обсуждения, это не внушение.
Многие психологи дали свои определения внушению:
- Макдугалл: внушение — это процесс общения, который приводит к принятию без суждения сообщенного предлога в отсутствие логически адекватных оснований для его принятия.
- Сэр Т.П.: внушение — это невольное следование чьей-то идее.
- Окдон: внушение — это когнитивный аспект стадного инстинкта.
- Олпорт: внушение — это необоснованное принятие.
- Стерн: внушение — это пробуждение подобного ментального отношения посредством внутреннего подражания.
Если мы обобщим приведенные выше определения, то придем к следующим признакам внушения:
- Для внушения нужны два человека: один дает, а другой — получает.
- Процесс не связан с желанием человека, получающего идеи.
- Процесс может быть преднамеренным со стороны лица, которое внушает.
- Человек, который получает идеи, принимает их как свои собственные, не замечая того, что они приходят извне.
- Нет логически достаточных оснований для принятия этих идей.
- Внушение может быть как хорошим, так и плохим. Марк Антоний получил внушение от Кассия о том, что Цезарь — тиран, и это привело к убийству Цезаря. Александр получил внушение от Аристотеля, что его миссия — править миром.
- Внушение — это форма общительного инстинкта в его познавательном аспекте. Это бессознательная имитация на когнитивном уровне.
В процессе внушения срабатывает эффект самоуничижения и чувства неполноценности со стороны субъекта (человека, получающего внушение) и инстинкт самоутверждения со стороны лица, дающего внушение.
Ребенок получает внушения от родителей, старших товарищей и учителя. Взрослый получает внушение от людей, находящихся в более высокой должности, социальному положению, или тех, кто старше, опытнее и умнее.
Внушение мыслей на расстоянии другому человеку
5 июня 2020 в 13:44
О силе мысли человечеству известно с древнейших времен. Конечно, мы говорил не о той силе мысли при помощи, которой можно передвигать предметы, это под силу только магам, а о том, что мысли можно передавать на расстоянии другому человеку. То, что наши мысли материальны, учеными уже доказано, но вот как научиться внушать мысли обычному человеку, без паранормальных способностей?
Как научиться внушать мысли
1.
Откройте себя миру, и мир откроется Вам на встречу. Обратитесь к опыту предыдущих поколений в этом вопросе, почитайте книги, посмотрите передачи и т. д. Вера в свои силы – это уже половина успеха.
2.
Вера в свои силы – это уже половина успеха. Залог успеха в обучении передачи мыслей на расстоянии является вера. Необходимо верить, что это возможно и что именно у Вас это обязательно получиться.
3.
Тренировки. Обязательным условием обучения тому, как научиться внушать мысли на расстоянии является постоянная тренировка. Для того чтобы тренироваться вовсе не нужно какое-то определенное место или постоянный объект.
Представляю Вашему вниманию несколько простых упражнений, с помощью которых можно научиться внушать мысли.
Неважно где Вы в данный момент находитесь, дома у окна, на работе, на улице или в магазине. Для выполнения упражнения необходим лишь объект: это может быть обычный прохожий или коллега по работе. Сосредоточьте свой взгляд на выбранном объекте, сконцентрируйте свои мысли на том, что хотите от него (чтобы он встал, сел, повернулся, почесался и т. д. ) При ежедневных тренировках это упражнение дает хороший результат. Нужно помнить, что лучше всего внушению поддаются родственники и близкие по возрасту или духу люди.
Внушить мысли человеку можно и по фотографии. Для этого необходимо взять фото объекта и выбросив из головы все лишнее, сконцентрировать все силы на передачу послания человеку на фото.
Одно из самых эффективных упражнений, это процесс угадывания карт. Усадите объект напротив себя и возьмите в руки несколько карт из колоды. Постарайтесь держать карты так, чтобы одновременно можно было смотреть и на человека и на карты. Сосредоточьтесь и мысленно скажите человеку, какую карту он должен вытащить. Это упражнение очень простое, но достаточно эффективное.
Выполняя эти упражнения постоянно, вы вскоре заметите что у Вас начало получаться и возможно что вскоре для того чтобы что-то сказать человеку находящемуся далеко от Вас даже не придется звонить по телефону.
Как внушить человеку свои мысли и привлечь его на свою сторону
Современная жизнь диктует нам свои требования и для того, чтобы добиться успеха в бизнесе или карьере часто бывает необходимо привлечь собеседников на свою сторону, убедить их в своей правоте и даже внушить им собственные мысли, чтобы они могли взглянуть на дело именно вашей точки зрения. Причем для этого вовсе не обязательно владеть искусством гипноза. Существуют определенные психологические техники, которые помогут справиться с этой нелегкой проблемой, благодаря чему вы сможете убеждать в своей правоте даже самого скептически настроенного оппонента.
Методы внушения. Прямое внушение
Психологическая наука привыкла выделять два вида внушения. Первый – это прямое внушение, которое тоже может быть разным.
В том случае, если вы имеете дело с людьми со слабым интеллектом, следует прибегать к тому способу, который называется «вдалбливать в голову». Особенно убедительным оно бывает в сочетании с усиленной жестикуляцией или повышенным тоном голоса.
Однако такое давление совершенно не работает и даже более того – категорически противопоказан в том случае, если вы имеете дело с интеллектуально развитым собеседником. Здесь лучше действовать, опираясь на положительные эмоции. Повелительный тон допускается, только если вы видите, что человек не уверен в собственных силах или находится в подавленном состоянии. Хорошо также действует в этом случае активная жестикуляция или мимика, а фразы должны быть короткими, резкими, но не запугивающими, иначе вы можете просто подавить человека, вместо того, чтобы побудить его к действию.
Если же вы видите, что ваш собеседник наоборот, перевозбужден или вы видите, что его что-то сильно беспокоит, то тон вашего голоса должен быть успокаивающим, даже убаюкивающим, а фразы – мягкими, обволакивающими, длинными.
Прибегая к методу прямого внушения своих мыслей, старайтесь выстраивать фразы так, чтобы они казались неопределенными, и собеседнику самому хотелось закончить их за вас, таким образом, он будет уверен в том, что высказывает собственные мысли.
Впрочем, нужно сказать, что данный метод не всегда оказывается действенным.
Методы внушения. Косвенное внушение
Давайте рассмотрим, как внушить человеку свои мысли при помощи вида внушения, который называется косвенным. Внутри этого вида тоже существует разделение на подвиды
Информационное косвенное внушение, это внушение собственных мыслей под видом ссылки на какой-то авторитетный информационный источник. В сущности, все дело в том, что в обычном разговоре вы ссылаетесь на информацию, которая уже получила общественное одобрение, а стало быть, настороженность вашего собеседника будет подавлена.
Метод аффектационного косвенного внушения заключается в том, что вы намереваетесь внушить свои мысли человеку, когда он находится под влиянием аффекта или же сложной жизненной ситуации, может быть, даже чрезвычайной, а стало быть, наиболее уязвим для внушения. В такие моменты воля человека бывает подавлена и он наиболее склонен к подражательному поведению. Особенно действенным окажется, если вы будете разговаривать с собеседником успокаивающим понимающим тоном, в форме дружеского совета.
Образное косвенное внушение предполагает, что вы начинаете рисовать перед человеком заманчивые перспективы, которые обещает ему ваше предложение.
Комплиментарное косвенное мышление лучше всего обрисовано в басне Крылова «Кукушка и петух». Как правило, люди не готовы критически относиться к тем, кто расточает им комплименты.
Если вы будете использовать в спорах эти нехитрые с виду приемы, правильно применяя их, в зависимости от конкретной ситуации, то вам без труда будет удаваться внушать человеку свои мысли и выходить победителем из любой спорной ситуации.
© Автор: Цаплева Лера
Сила внушения
Сила внушения зависит от степени внушаемости. Наиболее сильной она бывает в гипнозе — в гипнотическом трансе субъект с готовностью принимает мысль от гипнотизера.
Было проведено несколько экспериментов на внушаемость:
- Подопытному дали кусок провода и попросили его почувствовать тепло провода, когда по проводу пустят электрический ток. Выключатель находится вне поля его зрения. Испытуемый сообщил о тепле, когда загорелась лампочка, хотя электричество через провод в руке не пропускалось.
- Экспериментатор дает детям несколько картинок и задает наводящие вопросы: Что делает царь? Что хочет сказать нищий? Дети принимают предположение, что хорошо одетый человек на картине — царь, а человек, одетый в лохмотья — нищий.
- Гипнотизер предлагает субъекту расслабиться и уснуть, говорит, что он будет слышать только голос гипнотизера и ничего больше. Это внушение фактически усыпляет его.
Внушаемость
Внушаемость — это степень принятия внушений человеком. Дети, а также слабые и менее интеллектуальные взрослые больше склонны к внушению. У некоторых людей сопротивление внушению может быть большим — они не так легко внушаемы.
Внушаемость может быть измерена путем проведения эксперимента. Мы даем ряд внушений человеку и выясняем, сколько из внушений он принял.
Если В.В. — количество выданных внушений, П.В. — количество внушений, принятых субъектом, то C — коэффициент внушаемости можно рассчитать по следующей формуле:
С = П.В. / В.В.
Если мы дадим 20 внушений ребенку, а он примет 12, коэффициент внушаемости будет 12/20 или 0,6.
Внушаемость зависит от ряда факторов:
- Возраст. Дети более внушаемы, чем подростки, а подростки более внушаемы, чем взрослые. Внушаемость снижается с возрастом, опытом и зрелостью.
Дети более внушаемы, потому что:
- им не хватает опыта;
- им не хватает разума;
- им не хватает способности к критике новых идей;
- они знают о своей несостоятельности;
- они не получают удовлетворительного ответа на свои вопросы;
- они смотрят на старших, как на высших существ.
- Интеллект. Чем выше уровень интеллекта, тем меньше внушаемость. Слабо развитые дети легко внушаемы. Дети с превосходными способностями начинают сомневаться и спорить.
Придумайте сказку или историю о привидениях и расскажите умному ребенку. Он поставит под сомнение существование фей и возможность полета. Более глупый ребенок примет все, что ему скажут.
- Пол. Мальчики считаются менее внушаемыми, чем девочки.
- Знания. Чем больше объем знаний, тем меньше внушаемость. Люди знания — просвещенные люди, и у них есть критическое отношение, которое вызывает сопротивление внушению. Следовательно, внушаемость обратно пропорциональна количеству знаний.
- Вера. Лица, сформировавшие убеждение по какому-либо вопросу, сопротивляются внешнему внушению по этому вопросу. Трудно внушить коммунисту проголосовать за либерала. Гораздо легче внушить обычному жителю деревни (у которого нет никаких убеждений) голосовать за кого угодно.
- Интерес. Если внушение относится к области интересов, оно обычно очень сильно. Предложите абитуриенту любой краткий метод подготовки к экзамену и он примет его с готовностью. Человек с хроническим заболеванием принимает всевозможные советы от «целителей».
Безработный человек отвечает на все объявления и принимает любые предложения кого-либо относительно возможности трудоустройства.
- Темперамент. Некоторые люди внушаемы по своей природе. Они принимают без критики все, что им говорят. Такие доверчивые люди усваивают урок очень поздно.
- Эмоции. Внушение встречает сопротивление при логическом мышлении, но оно сработает гладко в измененном эмоциональном состоянии. Возбудите сначала эмоции человека, а потом внушите. Это хорошо работает.
- Физиологическое состояние. Подсказка лучше работает в состоянии усталости, сонливости, нервного напряжения, интоксикации и психической депрессии. Она встречает сопротивление в состоянии бодрости и физической свежести.
Внушение отлично работает в состоянии гипнотического транса, а также в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь парализует центральную нервную систему и блокирует критическое суждение и психическое равновесие. В состоянии низкой способности различения внушение не встречает никакого сопротивления.
- Тип личности. Интроверты менее внушаемы, поскольку у них есть твердые убеждения. Экстраверты по своей природе, связанной с зависимостью от других, более склонны принимать чужие внушения.
- Источник предложения. Сила внушения зависит от человека, который внушает. Для детей — родители, старшие товарищи и учителя являются авторитетами и, следовательно, сильным источником внушения.
Начальник, политический лидер, ученый являются авторитетами, и их слово является общепринятой доктриной. Внушения от великих людей также имеют большой эффект. Даже слова учителя или тексты книг оказывают сильное влияние на детей.
Внушаемость зависит от источника внушения и наиболее сильна, когда это:
- великий или авторитетный человек;
- популярный человек;
- большая группа;
- напечатанный текст или мотивированная реклама.
Страница 1
Приемы скрытого внушения в настоящее время находят широкое применение в медицинской практике, рекламе, частично используются в педагогической деятельности. После соответствующей адаптации они могут успешно применяться и в отдельных формах управленческого общения [15].
Трюизм — это очевидная истина, банальность. Однако высказывание такой очевидной истины в ходе беседы с подчиненным оказывает внушающее воздействие, потому, что происходящие в окружающем мире события люди склонны воспринимать на «свой счет», так, как будто все нацелено на них.Ценность этого приема заключается еще и в том, что, воспринимая банальность как адресованную себе, подчиненный не имеет возможности возражать. Однако в конкретной ситуации она автоматически предоставляет возможность конкретному руководителю дать вполне определенное задание данному исполнителю [15].
Очень эффективным приемом внушения является предоставление иллюзии выбора. Сущностью этого приема является констатация чего-либо посредством предоставления иллюзии выбора. Целесообразно использовать иллюзию выбора для предотвращения конфликтов, оптимизации психологического климата в общении руководителя и подчиненного [15].
Более сложным является метод предоставления всех вариантов, когда руководитель перечисляет или предоставляет все возможные варианты действий подчиненному, но мимикой, экспрессивными характеристиками голоса выделяет наиболее желательный ход событий. Этим методом, также как и в предыдущем, во-первых, констатируется или предполагается то, что подчиненный предпринимает какие-то действия. А во-вторых — на подсознательном уровне внушается наиболее целесообразный вариант этих действий [15].
Не представляет труда использование такого метода внушения как увязывание действительного и желаемого. В самом названии заложена схема его использования [15].
Ясно, что эти скрытые методы внушения, как и все остальные, не действуют автоматически, но они значительно расширяют коммуникативный арсенал руководителя и, следовательно, повышают эффективность управленческого общения [15].
В других источниках [1] предлагается следующая классификация приёмов внушения.
Большой привлекательностью и ценностью обладает то, что труднодоступно или редко встречается, иначе говоря – мнимый запрет. Желая привлечь внимание сотрудников к чему-либо обыденному, руководитель может умышленно драматизировать ситуацию, подчеркнуть трудность и рискованность достижения цели, ограниченность возможностей для удовлетворения заявок и т.п [1].
Отступление – это приём внушения, который предусматривает, во время конфликта, возможность обличающей стороне излить недовольство, высказать публично свои жалобы, нелишне дать некоторое послабление, в особенности если действительно режим труда был напряженным, а также признание вины руководителя и наказание виновных. В ситуации же запущенного конфликта, при наличии негативного лидера, заинтересованного в дестабилизации положения в коллективе, необходимо прибегать к более тонким мерам. Нужно нейтрализовать негативного лидера и расшатать единство негативной группы. Сделать это можно путем противопоставления ему другого лидера и другой группы, правильно отражающей линию руководства. Эти же сотрудники должны развенчивать действия вожака [1].
Выжидание – приём, также использующийся в ситуации конфликта, неподчинения, противоборства сил, когда отсутствует необходимая информация о состоянии противной стороны и желательно получить дополнительную информацию о подчиненном. Ожидание, отсутствие видимых действий со стороны руководителя создают ситуацию неопределенности. Подчиненный, находясь в напряжении, связанном с каким-либо нарушением, конфликтом с руководством, ждет развязки с неблагоприятным для себя исходом и в этой ситуации совершает какое-то действие. Последнее представляет для руководства информацию о реальном состоянии подчиненного, о его мотивах и целях. Если выжидание становится слишком затяжным, то начальник может сам стать инициатором действий, пойти на обострение или на некоторые незначительные уступки, чтобы тем самым вызвать действие противоположной стороны [1].
В другом случае выжидание бывает целесообразным по другой причине. Видя, например, что сотрудник, совершивший поступок, подготовил приемлемую для него версию оправдания, начальник не спешит с разговором и разбирательством, а дает ему возможность разочароваться в своей версии и убедиться в бесполезности своей системы защиты [1].
Страницы: 1
Другие материалы:
Соотношение понятий «культура», «психологическая культура», «детская субкультура» Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой общественного развития. [38] В образовании, как явлении цивилизации, происходит также ориентация на индивида, на развитие личности, что прев …
Вывод На основе тестирования группы ИСТ-212 не удалось выявить некую закономерность в реакциях и проявлении личностных качеств (кроме самых общих, как например: отсутствие полной реакции при выборе 5 или более портретов данного типа с однотипны …
Психологическое влияние Человек – существо общественное, его всегда окружают другие люди и вольно или невольно он вынужден прислушиваться к их мнению и считаться с ним. В зависимости от силы характера, особенностей воспитания, социального и материального положен …
Типы внушений
Внушение можно классифицировать по ряду критериев, например:
По источнику внушения
- самовнушение;
- противопоставление;
- экспертное внушение;
- массовое внушение.
В таких случаях внушение бывает:
- позитивное внушение;
- отрицательное внушение;
- положительное самовнушение;
- отрицательное самовнушение.
Исходя из объекта внушения, бывают разные его формы, связанные с различными областями:
- эстетическое внушение;
- религиозное внушение;
- моральное внушение;
- интеллектуальное внушение.
Форма внушения
Церковная проповедь дает религиозное внушение. Политическая партия дает политическое внушение. Моралист дает моральное внушение. Красиво украшенное место — эстетическое. Ученый — интеллектуальное.
Школа может дать различные формы внушения. Если она красиво оформлена, и если классные комнаты, вестибюли и территория имеют эстетичный вид, ученики обязаны развить эстетическую чувствительность. Моральные внушения можно дать на утреннем собрании. Библиотека (книги) дает интеллектуальное внушение.
Самовнушение
Иногда человек получает внушение от себя, от своей внутренней сущности. В этом случае податель и получатель внушения — это одно и то же лицо. Это называется самовнушением.
Больной может сказать себе: «Мне становится все лучше и лучше день ото дня». Политический деятель внушает себе: «Я буду победителем на выборах». Студент внушает себе: «Я обязательно сдам экзамен».
Во всех этих примерах человек мыслит оптимистично и стремится улучшить свои слабые стороны. Он добавляет уверенности себе. Это случаи положительного самовнушения.
В отрицательном самовнушении человек говорит: «Я не смогу сдать экзамен», «У меня плохая память», «Меня не любят другие», «Я не пользуюсь популярностью» и т. д. Таким образом, человек недооценивает себя, и наполняется пессимизмом.
Положительное самовнушение очень полезно. Оно придает уверенности в себе. Индийская армия с позитивным самовнушением «Мы храбрые джаваны» продемонстрировала превосходные качества и совершала подвиги в военных конфликтах с Китаем и Пакистаном.
Учитель должен способствовать положительному самовнушению в классе. Это вселяет в учеников оптимизм, уверенность в себе и позитивное отношение к жизни.
Отрицательное самовнушение опасно. Оно может привести виновного человека к ощущению совершения глубокого греха и преступления, слабого человека к апатии и депрессии, отстающего ученика к повторным неудачам и так далее.
Психологи и педагоги Востока и Запада всегда пользовались позитивным самовнушением во всех необычных ситуациях и состояниях психического расстройства.
Известный индийский философ Патанджали подчеркивает важность позитивного самовнушения для поддержания крепкого психического здоровья. Он говорит, что всякий раз, когда человек чувствует слабость, пусть он скажет себе: «Я сильный». При болезни пусть скажет: «Я здоров».
На самовнушении основан и известный в медицине эффект Плацебо.
Таким образом, он будет контролировать свои тревожные мысли. Их можно контролировать с помощью противоположных позитивных мыслей, пропускаемых через себя.
Приемы прямого внушения
Введение
Внушение (суггестия) – форма непосредственного психического воздействия, связанная с ослаблением сознательного контроля; выступает как стихийный компонент повседневного общения или как специально организуемый вид коммуникации, рассчитанный на некритическое восприятие информации. Внушение – один из механизмов воздействия на массовое и индивидуальное сознание, широко используемое в массовой коммуникации, рекламе, распространении моды и в политическом манипулировании.
В настоящее время не подлежит сомнению, что внушение является составной частью нормального человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально-психологические функции: содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в сознание сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, норм деятельности и поведения; направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них. Следует отметить, что в процессе общения воздействию внушения противостоит процесс контрвнушения. Его механизм формируется в процессе общего развития личности под влиянием воспитания. Он включает мыслительный, эмоциональный и волевой компоненты.
Общая характеристика понятия внушение
Внушение – воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение осуществляется посредством вербальных и невербальных средств. Общаясь, люди постоянно воздействуют друг на друга, внушая или навязывая, друг другу свои мнения, оценки, настроения. Сила внушения увеличивается во время стихийных бедствий (землетрясений, наводнений), а также под влиянием целенаправленной рекламы, значимости передаваемой информации, авторитета говорящего.
Особенностью внушения является его адресованность не к логике и разуму личности, не к её готовности мыслить и рассуждать, а к готовности внутренне принять передаваемые сведения, указываемые сведения. Внушение, отмечал Бехтерев, действует путём непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике.
По В. М. Бехтереву, внушение есть не что иное, как вторжение в сознание (или прививание к нему идеи), происходящее без участия и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания (религия, гипноз).
Некоторое время в отечественной психологии, педагогике игнорировали внушение, как метод воспитания. Считалось, что внушение подавляет волю, снижает критичность мышления до слепой веры и только убеждением можно воспитывать сознательных идейных борцов. В то же время в психотерапии использование внушения в бодрствующем состоянии и в гипнозе имеет длительную историю, и показало значительную эффективность.
Согласно концепции А. М. Сводяща, объясняющей механизм внушения, в мозгу человека протекают процессы верификации информации, т.е. определение ее достоверности. Из значительного количества обрушивающейся информации более сложная информация, подвергается логической переработке и оценке. Большая же часть ее подвергается автоматической неосознаваемой оценке с точки зрения достоверности и значимости. Благодаря этому, организм не загружая сознание, ограждается от неадекватного реагирования на сигналы, которые к нему либо не имеют отношения, либо несут несущественную или ложную информацию.
Воздействие внушением заключается в организации и доведении до объекта информации в таком виде, чтобы она не вызывала сомнения в ее ценности, значимости и усваивалась без анализа.
В процессе общения всегда имеет место внушение, когда наблюдается эффект первого впечатления, актуализируются стереотипы, предрассудки; возникают аффекты и неустойчивое психическое состояние участников общения; отмечается внешнее сходство ситуации, облика и поведения людей с прошлым опытом общения и состоянием.
При внушении у личности, подвергающейся внушению, могут возникать определённые барьеры. Болгарский психотерапевт Г. Лозанов утверждает, что с возрастом у человека формируются три барьера: критическо-логический, интуитивно-эффектный и этический. Все, что не содержит впечатления добронамеренной логической выдержанности, доверия и чувства уверенности, все, что противоречит этическим принципам личности, как правило, отбрасывается.
В этой связи Г. Лозанов предлагает такие преодоления данных барьеров:
1.авторитет источника воздействия,
2. инфантилизация (создание атмосферы раскрепощенности, подлаживания, игривости, подобно той, что царит в детских играх),
3.двуплановость (подключение дополнительных раздражителей: мимики, пантомимики, декорации),
4. интонации,
5.ритм,
6.псевдопассивность (налаживание спокойного отношения, доверия к источнику информации, снятие страха перед возможной неудачей).
Виды внушения
Внушение — это внедрение каких-либо идей, чувств, эмоций без возможности критической оценки и логической переработки, т.е. в обход сознания. При внушении все передаваемые идеи воспринимаются и исполняются «слепо».
Внушение используют, чтобы блокировать нежелательное поведение или мышление человека, склонить к желательному действию или поведению, распространить полезную информацию и слухи.
Внушения приобретают силу путем повторения. Человек может отвергнуть предложение, сделанное один раз, но если послушает одно и то же некоторое время – примет его. Кроме того, внушение может не произвести заметного действия сразу, а проявиться через определенное время. Когда сознание заинтересовано и отвлечено, подсознание остается без защиты и впитывает все, что ему говорят.
Основным инструментом внушения является слово, а также эффектом внушения обладает взгляд.
Существуют следующие виды внушения:
1. Прямое – воздействие словами.
· а) команды и приказы. Носят авторитарный, директивный характер. Это резкие, короткие фразы, сопровождающиеся соответствующей мимикой, жестами, интонацией. Обычно фразы повторяются несколько раз.
· б) наставления, влияющие на эмоции, установки и мотивы поведения. Это мягкие убаюкивающие фразы, они повторяются несколько раз спокойным тоном.
2. Косвенное – скрытое, замаскированное внушение. Используются промежуточные действия или раздражитель с целью усиления эффекта, например, таблетка, не имеющая лечебных свойств («эффект плацебо»). Усваивается косвенное внушение неосознанно, непроизвольно, незаметно.
Внушение может происходить как намеренно, так и не намеренно.
1. Намеренное внушение, когда внушающий человек старается достичь конкретной цели, знает что и кому хочет внушить, прилагает усилия для достижения поставленных целей.
2. Внушение ненамеренное, когда внушающий человек не ставит перед собой цель внушить что-либо внушенному человеку и не прилагает никаких усилий.
По содержанию внушение может быть положительным и отрицательным.
1. Положительное прививает положительные психологические свойства, качества, состояния (уверенность в себе, вера в излечение).
2. Отрицательное прививает отрицательные психологические свойства, качества, состояния (леность, неуверенность в себе, нечестность).
Приемы внушения
Приемы внушения, которые можно подразделить на три группы:
1. Приемы прямого внушения — совет, предложение, внушающее наставление, команда, приказ.
2. Приемы косвенного внушения — намек, одобрение, осуждение, «обманутое ожидание» и др.
3. Приемы скрытого внушения — трюизм, иллюзия выбора, предоставление всех вариантов, увязывание действительного и желаемого.
4. Приемы прямого внушения.
Приемы прямого внушения
Совет и предложение – эти приемы наиболее эффективны в том случае, если объект проникся доверием к внушающему. Приемы прямого внушения требуют различной постановки голоса, интонации предложений, жестикуляции. Так, при использовании совета для внушения, тон должен быть мягкий, доброжелательный. В то же время, исследования психологов показывают, что многие люди не знают своих интонационных особенностей. В результате этого очень часто совет подается менторским тоном, естественно вызывающим внутренний протест у внушаемого. Чтобы избавиться от этого недостатка, нужно целенаправленно тренировать интонирование речи с использованием видеозаписи, магнитозаписи голоса.
Внушающее наставление характеризуется тем, что обращение руководителя, выраженное в императивной форме, без аргументации, обуславливаетисполнительское поведение подчиненного. Словесными формами внушающего наставления являются повеление, указание, распоряжение, запрещение. Внушающее наставление поддерживается более эмоциональной интонацией и вселяющими уверенность жестами. Построение фразы и интонации не должны допускать критического восприятия. Текст произносится с чувством непреклонной уверенности, что подчиненный выполнит распоряжение. В отличие от команд и приказов, которые рассчитаны на срабатывание уже имеющегося навыка, внушающее наставление создает целостную установку деятельности. Чаще всего внушающее наставление применяется как индивидуальное средство, в целях выработки у подчиненных уверенности в себе, корректировки уровня притязаний, ослабления негативных привычек, изменения образа поведения. Условиями эффективности внушающего наставления в управленческом общении является прежде всего авторитет руководителя, а также отсутствие конфликтности в его отношениях с подчиненным, благоприятный микроклимат в коллективе фирмы, стиль и форма словесного выражения этого суггестивного приема.
Команды и приказы, как вид прямого внушающего воздействия, требуют точного и быстрого исполнения. Они рассчитаны на автоматизм поведения и представляют собой особый вид вербального воздействия, выраженный в краткой форме, точно определяемый существующими нормативными положениями или традициями. Команды отдаются твердым, спокойным голосом и повелительным тоном. Важно, чтобы указания проникали в подсознание сотрудников, по возможности, глубоко и однозначно. Тогда формируется глубокое комплексное восприятие.
К группе приемов прямого внушения, вероятно, следует относить и повторение. Большинство исследователей сходятся на том, что стимул, многократно направляемый реципиенту, дает эффект, которого невозможно достигнуть при едино-кратном использовании. Для достижения внушения часто недостаточно бывает подать внушаемое один раз. Чтобы добиться результата, его надо повторять. Но, повторяя воздействие, следует стремиться к тому, чтобы внушаемое входило в сознание слушателей или читателей каждый раз по-новому, с помощью разных факторов, чтобы изменился способ подачи содержания. Сила внушения в таких случаях увеличивается, во-первых, за счет повторения воздействия внушаемой мысли.
Во-вторых, изменение способа воздействия внушаемой идеи гарантирует от пассивного и скрытого противодействия слушателей. Повторение не дает эффекта при отсутствии интереса у слушателя к информации. Оно также безрезультатно, если сообщение слишком легко усваивается или вызывает резкое сопротивление. Повторение не должно быть механическим. Стереотипное воспроизведение информации оказывается малополезным для суггестивного воздействия.
Повторение, как прием внушения, нужно осуществлять с учетом того, что повторное восприятие представлений, образов неизменно вызывает ассоциативное действие психики. С повторением информационных сообщений первичные ассоциации дополняются новыми на основе пространственных, временных, количественных, причинно-следственных отношений, отношений последовательности и т.д., которые возникают в сознании индивидов той или иной аудитории. В конечном итоге формулировавшиеся ассоциативные ряды и цепи закрепляют в психике полученную информацию. Чем больше таких ассоциаций, тем вероятнее, что сообщения будут приняты сознанием реципиентов.
Противопоставление
Если источником внушения является человек, не похожий на субъекта, оно дает противоположный эффект. Ребенок, который не доверяет учителю или своим родителям, отказывается принять внушение просто потому, что оно исходит от нелюбимого человека.
Он не просто не соглашается, но и действует наоборот. Предположим, что его просят оставаться в определенном месте, но указание от учителя, который не нравится ему, заставит ребенка покинуть это место.
Это противопоставление работает не только среди детей, но и среди взрослых. Почему Адам и Ева попробовали фрукт? Это было запрещено, и, следовательно, противопоставление сработало.
С образовательной точки зрения следует избегать любых ситуаций противопоказаний. Когда дети теряют веру в учителя или родителя, когда у них есть внутреннее недовольство, когда они не приспособились к окружающей среде, они проявляют отрицательное отношение, вызывающее противоречие.
Большинство случаев недисциплинированности в школе происходят из-за противопоставлений. Таким образом, учитель должен относиться к учащимся с тактом и сочувствием, внушать доверие к себе, чтобы его предложения были легко приняты.
Глава двенадцатая. Постгипнотическое внушение
Внушения, осуществляемые после гипноза. – Как делаются послегипнозные внушения. – Субъект извиняется за свое поведение. – Закрепление внушения. – Когда эти внушения не удаются. – Внушения могут быть отвергнуты. – Длительность времени, в течении которого могут иметь силу эти внушения. – Так называемый «мгновенный гипнотизм». – Как преодолевается сопротивление субъекта. – Почему гипнотизер должен иметь успех при продолжении опытов. – В чем заключается опасность. – Как поступать в таком случае. – Важность внушений, долженствующих осуществиться после гипноза. – важность внушений, долженствующих осуществляться после гипноза.
ВНУШЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ПОСЛЕ ГИПНОЗА.
Из всех проявлений гипнотизма ни одно не возбуждает такого удивления и такого смущения в уме наблюдателя, как известное под именем «послегипнозное внушение». Однако же необходимо прежде весьма основательно изучить на практике предыдущие опыты над внесознательной памятью, так как только с их помощью можно найти ключ к последующему удивительному явлению. Явление это исключительно зависит от силы памяти, проявляющейся во внесознательном рассудке.
* * *
КАК ДЕЛАЮТСЯ ПОСЛЕГИПНОЗНЫЕ ВНУШЕНИЯ.
Для осуществления внушений, исполняемых после гипноза, гипнотизер обращается к спящему глубоким сном медиуму и говорит:
«Спустя десять минут после того, как я вас разбужу, у вас появится сильнейшее желание надеть шляпу и вернуться домой. Вы возьмете шляпу, наденете ее и тотчас забудете, что вы намерены были делать. Вы останетесь сидеть в своем кресле и говорить со мной, оставивши свою шляпу на голове. Но вы не будете сознавать, что я внушил вам все это сделать».
В назначенное время, то есть спустя десять минут после пробуждения, медиум станет оглядываться, чтобы найти свою шляпу. Найдя ее, он ее тотчас наденет и останется сидеть в кресле. Если к нему обратиться с вопросом, он с уверенностью скажет, что не вставал со стула, и что шляпы у него нет на голове; если вы снимете шляпу и покажете ему, он на минуту изумится, потом одумается и скажет: «Да, я был намерен пойти домой».
* * *
СУБЪЕКТ ИЗВИНЯЕТСЯ В СВОЕМ ПОВЕДЕНИИ.
Он предпочтет сказать вам это, чтобы вы не подумали, что ваше внушение могло иметь на него такое огромное влияние и заставило его без всякого сознания послушаться вас. Хоть он ничего не помнит, из того, что вы ему сказали, но видя, что он по вашему внушению сделал что-то смешное, он будет обижен тем, что как машина должен был повиноваться вашему приказанию.
Это проявится как в данном, так и в других случаях. Поэтому он начнет всячески вывертываться из неловкого положения и извиняться, уверяя, будто знал, что делал. Этот род внушения допускает множество опытов, некоторые из которых мы и рассмотрим здесь.
* * *
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВНУШЕНИЯ.
Чтобы усилить действие послегипнозного внушения, советуем связать его с каким-нибудь из своих собственных действий. Так, например, предположим, что вы скажете спящему субъекту:
«Как только вы увидите, что я выйду из комнаты, вы встанете с кресла и подвинете стрелку часов на полчаса назад; но вы не должны помнить, что это сделали»,
Вы значительно облегчаете осуществление послегипнозного влияния, поставив его в соотношение с вашим выходом из комнаты. Если припомнить упорство внесознательной памяти, то станет вполне понятным, что, как только вы вышли из комнаты, наше предварительное внушение уже в бодрствующем сознании субъекта перешло в побуждение, так как первое внушение не было устранено.
* * *
КОГДА ЭТИ ВНУШЕНИЯ НЕ УДАЮТСЯ.
Субъект только в том случае не приводит в действие послегипнотических внушений, если он их отвергнет в самом начале; и это – единственный случай, когда подобные внушения не удаются. Если внушение принято, и на осуществление его изъявлено внутреннее согласие, то оно всегда исполняется пунктуально, точь-в-точь как было приказано. Если же вы стараетесь навязать внушение, действующее на субъекта отталкивающим образом, или противоречащее основам нравственности, то он его отвергнет, и оно никогда не произведет полного впечатления на его внесознательный разум, так как натолкнется на сопротивление.
* * *
ВНУШЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ ОТВЕРГНУТЫ.
Чтобы внушение было действенно, данный субъект должен твердо в него верить и внутренне воспринять его. Конечно, случается, что он принимает противные его натуре внушения и принужден бывает против своей воли совершать поступки, которые он в бодрствующем состоянии никогда бы не совершил. Однако в послегипнотических внушениях субъект отвергает те, которые его отталкивают, как бы настоятельно не принуждал его к этому экспериментатор. Правда, еще в присутствии гипнотизера он иногда выполняет внушенные приказания, даже когда они касаются действий, которых бы он не исполнил в бодрствующем состоянии, но в отсутствие его, когда, собственно, и должны быть выполнены постгипнотические внушения, он е исполнит того, что ему неприятно или противоречит его характеру. Этот факт значительно упрощает описанный способ и ставит его на твердые нравственные основы.
* * *
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО МОГУТ ИМЕТЬ СИЛУ ЭТИ ВНУШЕНИЯ.
Воспринятое субъектом постгипнотическое внушение может быть приведено в действие через неделю, месяц, даже через год после того дня, когда оно было сделано, и большей частью такие внушения непременно исполняются пунктуально и в назначенное время. Этот факт также объясняется необычайной способностью внесознательного мышления помнить прошлое.
* * *
ТАК НАЗЫВЕМЫЙ «МГНОВЕННЫЙ ГИПНОТИЗМ».
Этот род гипнотизма представляет весьма частую форму постгипнотического внушения, наиболее употребляемую без всяких изменений на публичных сеансах. Вы, например, говорите уже загипнотизированному субъекту:
«Как только я войду в комнату и воскликну: Спите! – что бы вы ни делали, моментально бросите свое занятие и заснете».
Действие бывает таково, что чем бы ни был занят субъект, он тотчас же может впасть в глубокий сон, как только гипнотизер войдет в комнату и прикажет заснуть.
* * *
КАК ПРЕОДОЛЕВАЕТСЯ СОПРОТИВЛЕНИЕ СУБЪЕКТА.
Случается, что субъект оказывает сопротивление гипнотизеру. Это является пробным камнем для последнего, смотря по тому, знает ли он хорошо свое дело или же растеряется. Если гипнотизер приобрел достаточно опытности и знания, он постарается тотчас же подействовать на пациента словесным внушением. он не должен давать ему времени на размышления и должен авторитетно запечатлеть в его уме уверенность, что все слова его незыблемо исполняются на деле. Предположим, например, что пациент отвергает внушение, в знак чего качает головой и говорит:
«Я не усну! Вы не имеете силы заставить меня спать!»
В таком случае не следует стоять и повторять внушение сна, а надо положить руку на лоб гипнотизируемого, а другой рукой закрыть его глаза и сказать:
«Вы не можете бодрствовать, если бы даже попытались; у вас есть потребность в сне: вы чувствуете себя сонным и тотчас же уснете. Спите же крепко, пока стоите на ногах!»
Если экспериментатор поступит, как здесь показано, и два-три раза проведет по лбу пациента, то последний уснет так же несомненно, как дважды два – четыре.
* * *
ПОЧЕМУ ГИПНОТИЗЕР ДОЛЖЕН ИМЕТЬ УСПЕХ ПРИ ПРОДОЛЖЕНИИ ОПЫТОВ.
Мальчики вообще сомнамбулисты, то есть они весьма восприимчивы к внушениям. Мальчик, которого раньше гипнотизировали, легко снова поддается гипнозу; если его сопротивление преодолено, то дело гипнотизера только уметь запечатлеть в его мозгу свои внушения. Каждый может уже однажды загипнотизированного им субъекта загипнотизировать во второй раз. Единственное исключение из этого правила бывает тогда, когда при неумелом ведении дела и плохом выборе внушений в испытуемом возбуждается страшная нервозность, причем уже ни первый гипнотизер и никто другой не могут его загипнотизировать. Неудачный результат всегда происходит от нервной раздражительности, вызванной плохим исполнением опыта.
* * *
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОПАСНОСТЬ.
Во всех случаях, когда гипнотизер не может разбудить субъекта, вина опять-таки на стороне гипнотизера, а не на стороне субъекта. Как только экспериментатор пытается внушить субъекту мысль, противную его натуре, и с которой он не согласился бы наяву, происходит один из двух результатов: или субъект тотчас же просыпается, или, наоборот, впадает в такой глубокий сон, что внушения уже вообще не могут иметь на него влияния. Тогда субъект окончательно воспротивиться приказанию проснуться, и все усилия разбудить его обычными средствами останутся тщетными.
* * *
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОМ СЛУЧАЕ.
Если в вашей практике произойдет такой случай, то остается только одно средство помочь делу: предоставить пациента самому себе. Он должен сам побороть свой сон и проснуться, когда ему этого захочется. Не следует его будить, наоборот, следует сказать уверенным тоном:
«Вы спите и не хотите теперь просыпаться. Так и спите спокойно, пока чувствуете в том потребность. Когда же проснетесь, вы будете вполне хорошо себя чувствовать и освободитесь от всякой нервозности. От вашего сна не будет никаких дурных последствий, и вы можете проснуться, когда вам этого захочется».
Когда вы оставите испытуемого одного, к нему придет на помощь его собственная природа и перенесет его, так сказать, из глубин внесознательной жизни на поверхность сознания. Это может послужить ему только на пользу.
* * *
ВАЖНОСТЬ ВНУШЕНИЙ, ДОЛЖЕНСТВУЮЩИХ ОСУЩЕСТВИТЬСЯ ПОСЛЕ ГИПНОЗА.
Внушения, исполняемые после гипноза, заслуживают наибольшего внимания из всех проявлений гипнотизма, так как они оказывают наиболее продолжительное влияние на внесознательную область. Строго говоря, и обыкновенные внушения, как, например: «после пробуждения вы будете совершенно здоровы и это улучшение продлится», точно так же ничто иное, как постгипнотическое внушение, поскольку здесь дело идет о душевном состоянии, которое должно наступать по окончании гипноза. Отсюда, понятно, вытекает чрезвычайная важность послегипнозных внушений, а их превосходное действие станет понятным для читателя этой книги.
Авторитетное внушение
Престиж или авторитет помогают обеспечить постоянное принятие идеи. Мы обычно принимаем внушения от старших, которыми мы восхищаемся и которых уважаем. Мы также принимаем советы от тех, кто превосходит нас в знаниях, опыте, престиже и статусе.
Чем объясняется внушение авторитета?
Росс говорит: «Если один человек почтительно относится к другому, он с готовностью примет его убеждения, мнения и взгляды, и это верно для всех внушений, будь то в гипнозе или в нормальном состоянии. Мы все склонны принимать внушения от авторитетных лиц, от людей, которыми мы восхищаемся, и от печатной страницы».
Таким образом, первое объяснение — отношение различия. Есть еще одно объяснение такой позиции. У нас такое отношение к другому, когда нам не хватает знаний и подготовки, чтобы противостоять его взглядам.
В основе этого отношения лежит отношение к другим. Дети подчиняются родителям и учителям, так как считают их превосходящими себя.
Простые люди подчиняются лидерам и ораторам на политической платформе, поскольку они смотрят на них с большим уважением.
Это также объясняется и тем, что некоторые люди впитывают и сохраняют привычное отношение уважения и послушания к другим (родителям, старшим, начальствам и лицам, находящимся у власти).
Неграмотные люди — это люди слабые, которые всегда будут подчиняться авторитетным и находящимся у власти.
Образовательные последствия престижных внушений очень важны:
- Учитель, будучи старшим по возрасту, знаниям и опыту, находится в положении, позволяющем делать внушения своим ученикам, которые могут принимать их неосознанно. Школьные преподаватели могут бессознательно воспитывать среди учеников заветные идеалы и гражданские качества.
- Учебники, пользующиеся авторитетом печатных слов, не должны содержать ничего, что могло бы дать неверное отношение ученикам. Неправильные высказывания, сделанные в учебнике, могут стать серьезным опровержением правильным высказываниям учителя.
- Учитель должен помнить, что его внушения будут приняты только тогда, когда он пользуется уважением и авторитетом. Когда авторитет теряется, все его прямые или косвенные наставления нивелируются.
Массовое внушение
Человек в группе очень похож на загипнотизированного, так как он склонен подчиняться большому количеству людей. Он принимает определенные взгляды, когда большое количество людей вокруг него придерживаются этих взглядов.
Внушение здесь зависит от простой силы числа, и оно называется «коллективное внушение». Групповое внушение играет большую роль в формировании индивидуального поведения.
Из-за боязни общественного мнения Рама бросил свою любимую жену Ситу. Вдовы в древней Индии жертвовали собой в погребальном костре своих мужей. Каждый мужчина или женщина, выбирая определенный образ действий, принимает во внимание социальное одобрение или неодобрение этих действий, думая «что люди скажут?»
Когда несколько человек внушают одно и то же (правильное или неправильное), человек принимает это без аргументов.
В «Панчатантре» есть история о том, как брахман был одурачен некоторыми злодеями, которые один за другим говорили ему, что ягненок, которого он нес с собой, был собакой, и бедный брахман вынужден был в это поверить.
Если одно и то же слышится через разные источники, например, друзей, прессу и радио, это принимается безоговорочно.
Реклама зубной пасты производится через ряд агентств и СМИ, и это влияет на людей. Предвыборная агитация также проводится через несколько источников только для того, чтобы создать коллективное внушение.
Массовые митинги, шествия и агитация работают именно по этому принципу. Кампании по сбору подписей проводятся таким образом, чтобы масса людей, изначально не желающих присоединяться к определенному движению, подвергалась влиянию множества подписей.
Правительства также беспокоят массовые протесты.
Массовое внушение имеет ряд образовательных последствий:
- Класс — это организованная группа. Если весь класс или большинство учащихся приходят к определенному решению, это влияет на отдельного ученика. Группа теперь обладает властью. Если большинство учеников сбиваются с пути, остальные также склонны следовать за большинством. Учитель должен быть осторожен с этим.
- Учитель должен с пониманием относиться к классу. Он должен завоевать симпатии большинства. Если он не сможет завоевать их доверие, то может оказаться не в состоянии противостоять классу.
- Когда учитель наказывает одного или двух учеников, он должен видеть, что большинство студентов на его стороне. В противном случае сработает массовое внушение, и может взбунтоваться весь класс.
- Учитель должен создавать хорошие традиции в классе. Новичок автоматически приспосабливается к этим традициям. Таким образом, престиж класса или всей школы повышается.
- Большинство — это авторитет. Если большинство учеников (студентов) придерживаются определенной традиции, все остальные должны следовать той же традиции.
Пример 1: В Мадрасе был проведен эксперимент в отношении школьной формы. Директор опасался, что закрепить форму не получится, поскольку родители, принадлежащие к среднему и низшему классам, будут возражать против этого.
Директор воспользовался массовым внушением. Он сумел обеспечить тридцать процентов учеников (которые были бедными) бесплатной формой. Когда они пришли в школу в форме, многие другие, которые могли себе позволить, последовали их примеру.
В течение некоторого времени от 20 до 30 процентов учеников не приходили в форме. Но со временем массовое внушение сработало и у них в голове, и они заставили своих родителей приобрести форму. Школа помогла лишь небольшому количеству семей, которые не могли купить сами.
Пример 2: Директор колледжа хотел сократить период каникул в интересах студентов. Если бы он созвал собрание персонала и сделал предложение, он бы проиграл. Но он лично убедил большинство членов коллектива, прежде чем он созвал собрание персонала.
Когда большинство сказали «согласен … согласна», несогласные участники собрания, которые оказались в меньшинстве, были озадачены и молчали.
Тренировки, рекомендации
Повысить результативность внушения можно с помощью тренировок, а также выполнения ряда простых рекомендаций
Обратить внимание на все это стоит еще до первых попыток загипнотизировать кого-либо
Тренировки
Многие отчаиваются и не понимают, как мысленно воздействовать на человека, находящегося очень далеко. Если попытки внушить свою мысль не приносят успеха, стоит потренироваться особыми методами. Они научат оказывать более стабильное и крепкое воздействие на суггерента
Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно, но важно не перенапрягаться, чтобы не столкнуться с негативными последствиями
Наиболее эффективные варианты тренировок:
- Образное представление. Нужно вспомнить любого своего знакомого и постараться максимально сосредоточиться на его внешности, действиях, мыслях, ощущениях. Делать все это нужно с закрытыми глазами, не отвлекаясь ни на что. Усложнить задачу можно, выбрав для образа незнакомца.
- Тренировки на ближайших людях. Следует постараться сконцентрироваться на человеке, находящемся поблизости. Нужно максимально прочувствовать его и начать давать приказы. Например, «подойди ко мне, ты должен это сделать, встань и иди сюда». Фразы в голове могут быть любыми, но они должны оставаться краткими и ясными.
Таких простых упражнений достаточно, чтобы научиться управлять людьми. Нужно лишь придерживаться правильности выполнения, сделав их обязательной частью своего дня.
Рекомендации
Если выполнять простые рекомендации, то достичь результата удастся намного раньше. Но эти советы будут полезными даже для тех, кто уже успел научиться влиять на людей
Поэтому стоит уделить им особое внимание
Основные рекомендации:
- Во время проведения процедуры внушения обстановка в помещении должна быть максимально спокойной, тихой и уютной. Свет следует приглушить.
- Нужно верить, что вскоре результат будет достигнут, а приказ дойдет до суггерента. Сомневаться в эффективности внушения нельзя.
- При внушении нужно дышать медленно, делая глубокие вдохи и выдохи. Причем на выдохе следует представлять, как мысли выходят из 3 глаза, отправляясь к суггеренту.
- Проводить гипноз на расстоянии лучше всего в вечернее или ночное время суток. При дневных тренировках результативность будет несколько ниже.
- Следует ежедневно пытаться повлиять на какого-либо человека. Нельзя пропускать тренировки, позволяя сознанию отвлечься от целей.
- Нельзя проявлять негативные эмоции при внушении, нужно отказаться от мыслей о недовольстве собой или результатами.
- Свободное время нужно разбавить занятиями йогой. Она научит правильно дышать, а также концентрироваться на одной мысли.
- Выбирать внушаемого следует правильно. Не стоит брать для тренировки образ сильного человека, который добился больших успехов или обладает крепкой психикой.
- На фоне при тренировках должна играть легкая расслабляющая музыка. Ее громкость нужно сделать умеренной.
- Специальные тренировки образного мышления с помощью классических упражнений окажут положительное влияние на итоговый результат внушения.
Выполнять все 10 рекомендаций стоит тем, кто решил достичь максимального результата за короткое время. Остальным же можно исключить из списка советы о занятиях йогой и тренировках образного мышления. Другие пункты крайне важны к выполнению.
Положительные и отрицательные внушения
Внушения через позитивные высказывания называются позитивными.
Отрицательные внушения, такие как «не говори неправды, не кури, не воруй», иногда используются родителями и учителями, чтобы отучить детей от определенных действий. Это негативные внушения.
«Говори правду» дает позитивное внушение, а «не ври» дает отрицательное внушение.
Психологи утверждают, что отрицательные внушения работают неправильно. Ребенок вместо того, чтобы следовать внушению, действует вопреки ему.
- Во-первых, он не понимает, почему он не должен делать этот поступок.
- Во-вторых, даже зная, что ему не следует совершать определенный поступок, он не знает, что именно ему следует делать.
- В-третьих, простое упоминание о неправильном действии дает дополнительное внушение. Следовательно, вместо того, чтобы подчеркивать то, что делать «не надо», следует говорить, что нужно «делать».
Привлекайте внимание детей к правильным вещам, а не к неправильным.