Предисловие
Настоящее руководство по психотерапии представляет собой результат работы, проводившейся в разное время на базе отделения неврозов Клиники психиатрии Военно-медицинской академии, кризисного отделения Клиники неврозов им. академика И.П. Павлова, Санкт-Петербургского Городского психотерапевтического центра, Клиники психологического консультирования и психотерапевтического лечения.
Системная поведенческая психотерапия близка к психотерапевтическому направлению, которое получило название «когнитивно-поведенческая психотерапия». Однако последняя в методологическом смысле является искусственным образованием: две теоретически отличные друг от друга научные парадигмы – бихевиоральная и когнитивная – были механически объединены в рамках одной системы психотерапевтических практик. Системная поведенческая психотерапия, в отличие от когнитивно-поведенческой, основывается на единой теоретической базе – науке о поведении, которая предельно точно и полно изложена в трудах отечественных ученых И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, П.К. Анохина и других. В этом смысле задача системной поведенческой психотерапии заключалась только в том, чтобы воспринять науку о поведении как целостную и непротиворечивую теоретическую систему, а затем представить возможности психотерапии как таковой (систему ее практик) в рамках этой целостной научной парадигмы.
Для более полного и точного понимания системной поведенческой психотерапии необходима психотерапевтическая модель психопатологии в «малой» психиатрии (общая психопатология пограничной психиатрии) в рамках науки о поведении. Очевидно, что эффективное использование психотерапевтического инструментария без четкого представления о феномене «болезни» в области невротических расстройств представляется крайне затруднительным. Отсутствие психотерапевтических диагнозов или – что было бы, возможно, даже более правильным – отсутствие психотерапевтического понимания психиатрических диагнозов существенно тормозит развитие нормальной, эффективной и жизнеспособной медицинской специальности, которой, вне всякого сомнения, является психотерапия. Исследования в этом направлении уже проведены и в настоящее время готовятся к изданию отдельной книгой – «Психотерапевтическая диагностика».
Авторы надеются, что «Руководство» станет интересным и главное – полезным практическим пособием для врачей-психотерапевтов и клинических психологов.
Поведение присуще только живым существам, а жизнь — ϶ᴛᴏ пластичное приспособление внутренних изменений к изменениям внешним, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ принято называть термином адаптация.
Различают три вида адаптации и дезадаптации, связанных между собой: физиологическую, психологическую и социально-психологическую.
Физиологическая адаптация
— ϶ᴛᴏ свойство организма человека целесообразно перестраивать свои функции в соответствии с требованиями среды. Примером, поясняющим это явление, может служить адаптация глаза, скажем, через час пребывания в темноте, световая чувствительность глаза может стать в 200 000 раз больше первоначальной, а после засвета глаза несколько секунд человек ничего не видит. Эта и любая другая физиологическая дезадаптация проявляются в более или менее резко выраженной психологической дезадаптации и отклоняющемся поведении.
Психологическая адаптация.
Психологическую адаптацию отчетливо можно увидеть в случае проявления психологической дезадаптации. Примером этого бывают явления напряженности, или стресса, – состояния, проявляющиеся как отклоняющееся поведение и как синдром физиологических (вегетативных и двигательных) и психических отклонений, вызванных новизной или сложностью условий деятельности. Как писал И. П. Павлов ʼʼДело тут не столько в силе воздействующих раздражителей, сколько в новизне их. Это видно и в наших лабораторных опытах, главная реакция пассивно оборонительного рефлекса имеется не на силу, а на новизну. Раздражение должна быть слабым, но оно должно быть новымʼʼ.
Необходимо отметить, что, во-первых, проблема напряженности и адаптации к вызывающим ее факторам существенна для психодиагностики, а во-вторых, она изучена в условиях обучения полетам лучше, чем в других видах деятельности, и полученные данные бывают использованы в любых других условиях.
Социально-психологическая адаптация
— ϶ᴛᴏ адаптация личности к общению с новым коллективом Легкость и эффективность, полнота этого вида адаптации, зависят от особенностей коллектива. При этом, как показали исследования Г. С. Васильева, в не меньшей, а иногда и в большей степени они зависят от
коммуникативных способностей личности
как совокупности свойств личности, обеспечивающей эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности.
Г. С. Васильев в структуре коммуникативных способностей выделяет три основные подструктуры и одну на них основную для всех трех, элементами которой являются коллективизм, профессиональность, стремление к общению, доброжелательность, скромность, требовательность к себе, опыт общественной деятельности, стеничность эмоций, активность, самообладание, сообразительносгь, организованность.
Первая основная подструктура — ϶ᴛᴏ гностическая способность как способность человека понимать других людей. Ее элементы – стремление к пониманию других, умение слушать партнера по общению, наблюдательность.
Вторая подструктура — ϶ᴛᴏ экспрессивная способность как способность к самовыражению своей личности. Ее элементы – стремление быть понятым другими, правдивость, культура речи, доверие к партнерам.
Третья подструктура — ϶ᴛᴏ интеракционная способность как способность адекватно влиять на партнеров общения. Ее элементы – требовательность, вежливость, такт, дисциплинированность, решительность.
Надо отметить, что плохое развитие коммуникативных способностей, хотя бы у части членов коллектива, а также наличие у них психологической несовместимости — ϶ᴛᴏ предпосылка конфликтов.
Конфликт – это вид общения, проявляющегося в виде отклоняющегося поведения его участников, в базе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в различной мере осознанные противоречия в целях общающихся личностей при попытках их разрешения на фоне эмоциональных реакций и состояний.
Наличие или отсутствие конфликтов – основной фактор, определяющий качество психологического климата коллектива.
Говоря о свойствах личности, затрудняющих адаптацию
или определяющих
дезадаптацию
и тем приводящих к отклоняющемуся поведению, крайне важно отметить, что развитие отечественной авиационной и космической психологии определило внимание к условиям деятельности, получившим название экстремальных, т. е. вызывающих в силу своей необычности для человека реакции и организма и личности, находящиеся на грани патологических нарушений.
К данному времени хорошо изучено влияние таких экстремальных условий как гипоксия, пониженное и повышенное давление воздуха, ускорение, невесомость, повышенная и пониженная температура, сенсорный голод.
Все эти условия деятельности человека являются факторами различных форм его отклоняющегося поведения, имеющих общее, определяемое различными степенями помрачения сознания, особенное, определяемое спецификой и степенью выраженности каждого фактора; единичное, определяемое особенностями организма и личности каждого индивида.
Исследования адаптации к экстремальным условиям заострило внимание к явлению реадаптации, как вторичной адаптации к исходному состоянию.
К примеру, у космонавтов есть индивидуально-различный период адаптации к невесомости и столь же, а иногда и более различный период реадаптации после возвращения на Землю. Еще более сложна реадаптация водолаза после подъема с глубины, требующая постепенности, нарушение которой трагично. Это примеры физиологической реадаптации к экстремальным условиям
При этом реадаптация должна быть и психологическая, и социально-психологическая, притом сугубо индивидуальная. Примером первой являются различные темпы включения в привычную деятельность, скажем, утром, после сна, после отпуска. Примером второй, иногда называемой ресоциализацией, является включение в трудовой коллектив больного после его реабилитации или вышедшего па свободу по исполнении срока заключения.
В качестве примера влияния на адаптацию и реадаптацию личности являются гипнотренировки в условиях внушенной невесомости, осуществленные и описанные Л. П. Гримаком.
Следует отметить, что трудность, замедленность и неполнота адаптации
личности (а иногда и организма) к измененным, и тем более к экстремальным, условиям проявляются у человека в форме дезадаптированного отклоняющегося поведения. А стойкая адаптация к длительным экстремальным или даже только к резко отличным от обычных условиям жизни и деятельности требует при возвращении к ним соответствующей
реадаптации.
В условиях дезадаптированного поведения отчетливо проявляются психосоматические взаимодействия, скрытые в норме.
Теоретический раздел
Часть первая Системная поведенческая психотерапия
Первая часть «Руководства» посвящена трем основным вопросам:
· во-первых, необходимо дать развернутое определение системной поведенческой психотерапии (СПП);
· во-вторых, представить концептуальную модель системной поведенческой психотерапии (КМ СПП);
· в-третьих, рассмотреть методологические проблемы психотерапевтической науки.
Глава первая Определение системной поведенческой психотерапии
Системная поведенческая психотерапия
– это система практик, которая основана на КМ СПП и реализуется пациентом под руководством психотерапевта, с непосредственным участием психотерапевта, а также самостоятельно пациентом, для коррекции дезадаптивного поведения, приводящего к субъективному снижению качества жизни человека, обращающегося за психотерапевтической помощью.
Раскроем понятия, используемые в настоящем определении.
Методы профилактики дезадаптации
В настоящее время в России продолжает оставаться актуальной проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних. Безнадзорность, беспризорность, преступность детей и подростков опасны как для них самих, так и для окружающих. Неотъемлемой чертой повседневной жизни постсоветской России стали беспризорные и безнадзорные дети. По данным правительства их число на 2010 г. в стране составило 1 млн. 130 тыс. человек, а по оценкам Совета Федерации и независимых экспертов около 3-4 млн. В 2010 г. по данным Министерство образования и науки России, более 300 тыс. детей не посещали образовательные учреждения. Точный учёт таких детей в Российской Федерации затруднён тем, что многие родители далеко не всегда подают заявления в соответствующие органы. Наличие большого количества дезадаптированных детей – детей, лишенных семьи, надлежащего ухода, воспитания, детей с отклонениями в развитии, детей, ведущих асоциальный образ жизни, детей, совершающих правонарушения и преступления, — представляют угрозу для будущего страны.
В России, как и во всем мире, проблемы детей изучаются и решаются представителями конкретных областей знаний: учителями, врачами, работниками правоохранительных органов, работниками социальных служб и т.д. Все они выполняют свои профессиональные функции. Их усилия, как и результат, направлены не на помощь и поддержку ребенка как субъекта, а на решение поставленных перед ними обществом задач. Например, учителя и преподаватели заняты обучением детей. Однако нередко они делают это без учета особенностей их здоровья, психики. Это ведет к повышенной утомляемости учащихся, перегрузкам, нервным срывам, ухудшению их здоровья. И, следовательно, самым непосредственным образом это влияет на развитие детей, а в последующем и на состояние всего общества.
Положение и развитие детей определяется многими факторами. Наиболее значимые из них: здоровье, образование, отношение к ребенку в семье, материальное благосостояние и нравственность.
Таким образом, для предотвращения дезадаптацию детей и подростков необходимо радикально менять воспитательную работу с ними по всем тем направлениям, по которым осуществляется становление личности и социализация детей и подростков: семья, школа, досуг, трудовая занятость, здоровье. И начинать надо с семьи, так как именно здесь закладываются основные ценностные установки и жизненная ориентация.
Нестабильность социально-экономической и политической жизни, совокупность факторов социального, психологического, психосоматического характера значительно увеличивают количество дезадаптированных несовершеннолетних в России.
Не одна реабилитация не будет эффективной, если не будет проведена работа с семьёй ребёнка. Родителей обучают правильному взаимодействию с детьми, через познание ю особенностей взросления детей, обучение правильному общению, разрешение конфликтов. Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих котклонений в поведении детей и подростков, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, организационно-воспитательных, правовых, педагогических и психологических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.
В 1999 году вступил в действие Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ. Это создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности.
Сегодня сложилась ситуация, когда число семей с дезадаптированными детьми увеличивается в геометрической прогрессии. Что же делать? Какие меры предпринять, чтобы остановить этот процесс?
Пути выхода есть из сложившейся ситуации, но сами семьи не в состоянии правильно оценить своё положение, и помочь себе. Выражение «спасение утопающих — в руках самих утопающих» неприемлемо в данной ситуации, поэтому нужны специалисты, которые готовы взять под контроль эти семьи, их детей и комплексно с ними работать по определенным направлениям.Сегодня проблема «семей риска» и, как следствие, дезадаптация детей и подростков имеет актуальное значение. Необходимо создание системы, охватывающей семью, образовательные учреждения, административные органы, государственные и негосударственные центры по работе с детьми и подростками, ориентированные на заботу о детях, на их воспитание, предупреждение и преодоление дезадаптации несовершеннолетних. Необходим комплексный подход в решении данной проблемы, которую на сегодняшний день можно назвать государственной. Практика оказания социальной помощи и поддержки детям за рубежом и в России показывает, что сегодня остро стоит проблема создания и поиска новых типов учреждений и изменения содержания работы в них с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в этой помощи. Сегодня можно констатировать, что постановка социальной защиты детей и подростков в России постепенно выходит из кризиса на новый профессиональный уровень. Во многих регионах создается и функционирует разветвленная система социальных служб, в которых трудится многочисленный квалифицированный штат социальных работников, педагогов и психологов.
Во многих социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних сложилась ситуация, когда специалисты участковой социальной службы вынуждены уговаривать родителей привести ребенка в Центр, и не всегда это им удается. Это значит, что сегодня социальные службы еще не в полной мере проявили себя, что не заработали авторитет среди населения, и многие семьи готовы жить впроголодь, отказываясь от помощи государственного учреждения, что приводит к дезадаптации несовершеннолетнего.
Но, тем не менее, потребность в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних не снижается, возрастает их роль в жизнедеятельности детей, защите их законных прав и интересов.
В настоящее время на федеральном уровне нет органа, который занимался бы проблемами детей и детства. Вопрос о создании такого федерального органа, в обязанности которого входили бы разработка и осуществление стратегии деятельности государства в интересах детей, настаивать на том, чтобы финансирование детства рассматривалось как одна из самых важных национальных государственных задач.
Дезадаптация
Дезадаптация
психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации. С.А.Беличева в зависимости от природы, характера и степени нарушений социальной адаптации выделяет: 1) патогенную дезадаптацию, возникающую при отклонениях психического развития и нервно-психических заболеваниях, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы; 2) психосоциальную дезадаптацию, связанную с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащегося (кризисные явления, акцентуации характера, особенности эмоционально-волевой, познавательной и мотивационной сфер). Эти особенности обусловливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях семьи, учебного заведения и других социальных учреждений; 3) социальную дезадаптацию, выражающуюся в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. При нарушении процесса социализации наблюдается такое явление, как учебная дезадаптация учащегося, которая выражается в его стойкой учебной неуспешности, разрывом связей с учебным заведением, ведущей к несформированности у личности познавательных мотивов, интересов и учебных навыков
Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓
Источник: Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»