Детская ранняя шизофрения: причины, проявления и методы лечения

Детская ранняя шизофрения – психическое расстройство, начинающееся у детей в возрасте до трех лет, проявляющееся прогрессирующим распадом психических функций.

Известный советский психиатр В.М. Башина в своем труде «Ранняя шизофрения детская. Статика и динамика» делит заболевание на следующие возрастные этапы:

  • раннего детства — до 3 лет;
  • преддошкольную — от 3 до 5 лет;
  • дошкольную — от 5 до 7 лет.

По наблюдениям Башиной, в большинстве случаев (69%), дебют шизофрении у детей приходится на первые три года жизни.

Причины развития шизофрении у детей

В детском возрасте наряду с причинами, предполагаемыми у взрослых, большое значение играют время начала заболевания и провоцирующие (пусковые) факторы. Общие причины:

  • наследственность – высокий риск при наличии заболевания в роду;
  • токсическое воздействие на эмбрион в пренатальный период – лекарственное, наркотическое, алкогольное, ионизирующее излучение, химические вещества;
  • стрессы, инфекционные, соматические болезни, черепно — мозговые травмы матери в период беременности;
  • неблагоприятно протекающий интра- и постнатальный период – родовые травмы, гипоксия, внутричерепное давление, инфекционные болезни новорожденных;
  • позднородящие матери (после 35 лет).

Пусковыми факторами могут служить сильный испуг маленького ребенка, нервно-психическое перенапряжение, длительные соматические патологии, эндокринные нарушения, неграмотно выполненные прививки (с нарушением сроков, без учета побочных действий и противопоказаний).

Патогенез

В патогенезе детской ранней шизофрении играют роль следующие механизмы развития:

  • кислородное голодание клеток головного мозга, особенно сказывающееся в период роста и развития тканей и органов нервной системы ребенка;
  • генетические изменения вследствие токсических воздействий на эмбрион – в первую очередь, мутации в коротком плече 6 хромосомы;
  • дисфункции нейромедиаторов – повышение активности дофамина, снижение активности глутаматных рецепторов.

Формы шизофрении у детей

У детей раннего возраста преобладает непрерывная форма течения шизофрении, которая делится на злокачественную, вялотекущую, параноидную. Чаще встречается вялотекущий вариант.

Одной из особенностей протекания шизофрении в детском возрасте является присоединение неврозоподобной симптоматики, которая нередко наводит на ложный след при диагностике, маскирует клиническую картину.

Отсутствие продуктивной симптоматики (бреда, галлюцинаций) обусловливает редко встречающуюся приступообразно — прогредиентную форму у маленьких детей. Эта форма характерна для школьников, причем бред носит рудиментарный, монотематический, систематизированный характер. Развернутая картина наблюдается в подростковом возрасте.

Также почти не наблюдается реккурентное течение (лишь в 5% случаев).

По клиническим проявлениям в раннем детском возрасте наблюдается кататоническая и простая шизофрения. Гебефреническая типична для пубертатного периода. Параноидная – в редких случаях диагностируется у учащихся средних классов.

Причины возникновения

Однозначно ответить на вопрос: откуда у детей берутся психические расстройства, такие, как шизофрения, медицина ответить пока не может.

Официальной версией считается комплекс различных факторов, оказывающих влияние на развитие личности:

  1. Биологических (индивидуальные особенности развития заболевания). Есть мнение, что вероятность развития патологии напрямую связана с вирусами (герпес; Эпштейна-Бар, краснухи). Сюда же относят генетическую предрасположенность, иммунные и аутоиммунные особенности. Отравление каннабиодами по мнению ученых также одна из причин шизофрении.
  2. Психологических. Если маленький человек чрезмерно сосредоточен на себе, замкнут, нелюдим, чрезмерно неряшлив, пассивен, необоснованно чего-то боится, не может связано изложить события — это повод для обращения к психиатру.
  3. Социальных (напряженная обстановка внутри семьи, жизнь в больших городах провоцируют психические патологии).

Нельзя судить о наличии болезни по одному или даже двум факторам. На патологию указывает целый ряд явлений. По мнению медиков, практически каждый предрасположен к той или иной психической патологии.

Но это совсем не означает, что он гарантированно заболеет. И наоборот, человек может пережить тяжелейшие потрясения, но так и не испытать приступов шизофрении, поскольку не предрасположен к ней.

Немаловажную роль играет наследственность.

Признаки у младенцев

Диагностировать заболевание у младенцев очень сложно, ввиду неразвитости речевых, коммуникативных навыков, схожести проявлений с другими симптомокомплексами, отсутствии классических признаков, характерных для взрослых, завуалированности эмоциональными расстройствами.

Первые признаки шизофрении могут проявляться уже в 9–12 мес. Наблюдаются:

  1. Внезапная смена двигательной активности – вялые или обычные дети вдруг пытаются ползать, ходить, прыгать, вскакивать на ноги. Их невозможно уложить.
  2. Наряду с чрезмерным двигательным возбуждением эмоции уплощаются – реакция на мать становится слабой, ребенок не радуется ее появлению, не выделяет ее среди других. Наоборот, может проявляться негативизм – малыш отталкивает мать, отказывается от груди, кусается.
  3. Приобретенные навыки исчезают, наблюдается их регресс.
  4. Снижается аппетит, нарушается сон.

Состояние продолжается от нескольких недель до полугода. Со стороны может показаться, что ребенок активный, подвижный. Но если присмотреться, становится заметна стереотипия (повторяемость движений), монотонность, быстрая смена вялостью. При присоединении эмоционального безразличия к окружающему – матери, другим людям, новым играм, игрушкам и регрессе навыков опытный врач может поставить диагноз.

Двигательное возбуждение у младенцев выражается в виде:

  • гиперкинезов наподобие судорог;
  • тиков – зажмуривании, подергивании глаз, жевании, кивании, потирании рук, запрокидывании головы;
  • бесцельного пробегания вперед (пропульсий).

Основная информация[править | править код]

Шизофрения характеризуется тяжёлыми психотическими симптомами, такими как галлюцинации, бред, расстройство мышления, дезорганизованное поведение, неадекватный или уплощённый аффект. Чаще всего у детей, страдающих детской шизофренией, встречаются именно слуховые галлюцинации (около 80 % случаев при наступлении болезни до 11 лет)[9]. У 40—60 % детей — зрительные галлюцинации, расстройства мышления и бред[10][11][12]. Нарушение логического мышления, галлюцинации и бред с трудом диагностируются у больных в возрасте до 7 лет. Г. Е. Сухарева общими характеристиками детских шизофренических психозов считала аутизм, изменение аффекта в сторону монотонности и утрату единства личности[2].

Слуховые галлюцинации являются наиболее распространёнными «позитивными симптомами» у детей. Позитивные симптомы означают психопатологические расстройства, которые активно выражаются, в таких формах, как бред, галлюцинации, расстройство мышления и т. д.). Слуховые галлюцинации ребёнка могут включать в себя «голоса», которые разговаривают друг с другом или голоса, которые говорят непосредственно с самими детьми. Многие дети с слуховыми галлюцинациями считают, что, если они не прислушиваются к голосам, голоса будут вредить им или кому-то ещё. Тактильные и визуальные галлюцинации относительно редки. Дети часто приписывают галлюцинаторные голоса различным существам, включая членов семьи или других людей, злым силам («Дьяволу», «ведьме», «духу»), животным, персонажам из фильмов ужасов (Кровавая Мэри, Фредди Крюгер) и менее чётко узнаваемым источникам («плохим вещам», «шёпотам»)[13]. Императивные галлюцинации были распространены и испытаны более чем ½ группы в ходе исследования в Детском психиатрическом стационарном отделении больницы Центра Бэллвью[13]. И голоса повторяются и повторяются: «убей кого-нибудь!», «убей её, убей!»[13]. Бред сообщаются более чем у половины детей с шизофренией, но он обычно менее сложен, чем у взрослых[13]. Бред часто связан с галлюцинаторными переживаниями[13]. В исследовании бреда в большинстве своём наблюдался бред преследования, но некоторые дети сообщали о бреде овладения[13]. Многие говорили, что они подвергались пыткам со стороны существ, вызывающих их зрительные и слуховые галлюцинации, некоторые думали, что если они не послушают эти голоса, то им будет нанесён вред[13]. Некоторая степень расстройства мышления наблюдалась в контрольной группе детей в больнице Бэллвью. Они проявляли нелогичность, резонёрство (серьёзное нарушение в процессе ассоциативного мышления) и ослабление ассоциаций.

Для диагностики шизофрении у детей можно использовать те же критерии шизофрении, что и для взрослых[10]. Шизофрения у детей и взрослых большинством психиатров рассматривается как единое заболевание. Психотические симптомы при детском типе шизофрении те же, что и у взрослых, но отличаются рудиментарностью, мимолётностью клинических проявлений[14]. Продуктивная симптоматика менее разнообразна, чем у взрослых, и обычно исчерпывается патологическим фантазированием, страхами, расстройствами двигательной сферы и речи. Могут присутствовать расстройства сна и аппетита, расстройства поведения, кошмары, симптомы вегетативной дисфункции[14]. Часто наблюдаются необычные фантазии, в частности, игровые перевоплощения, могут наличествовать тики, нарушения самоосознавания, стёртые аффективные нарушения (расстройства настроения), стереотипии поведения[14].

В начальной (инициальной) стадии болезни у ребёнка могут проявляться проблемы с учёбой, сном, концентрацией внимания, он может начать избегать общения[10]. Во время психоза возможно появление галлюцинаций, бреда, речь ребёнка может стать бессвязной, мысли могут перескакивать с одной на другую без какой бы то ни было логической связи[10].

У детей могут возникнуть любые формы (типы) шизофрении, даже параноидная, которой свойственно проявляться обычно в зрелом возрасте[2]. При параноидной шизофрении у детей наблюдается лишь больший полиморфизм и рудиментарность (недоразвитость форм) психопатологических синдромов, однообразие и бедность и аффективных проявлений[2]. Может наблюдаться бредоподобное фантазирование, которое затем может прогрессировать, превращаясь в бред воображения, иногда с психическими автоматизмами и псевдогаллюцинациями[2]. Галлюцинации при параноидной шизофрении у детей нестойки, рудиментарны и фрагментарны[2]. К примеру, при галлюцинациях ребёнок «видит» горящие глаза, чёрную руку, уродливое лицо и т.д[2]. Самая редкая форма шизофрении у детей — рекуррентная шизофрения (5 % всех случаев детской и в 15 % случаев подростковой шизофрении)[2].

Редко встречается бред воображения, в основе которого вымыслы патологического воображения и конфабуляции, данное явление называется «ретроградной мифоманией»[2]. Ретроградная мифомания встречается обычно у детей 9—10 лет[2]. В целом бред при детском типе шизофрении беден по систематизации и логической проработке, беден по структуре и словесному оформлению. Содержание бреда отражает наивность и детские интересы[2].

При очень раннем начале шизофрении (до 6 лет). Галлюцинации элементарны, а вместо бреда обычно бредоподобное фантазирование. У детей с шизофренией 3—6 лет простые и эпизодичные галлюцинации обычно возникают в просоночном состоянии, реже в дневное время, при этом они чувствуют тревогу, страх, либо безотчётный ужас[15]. Слуховые галлюцинации обнаружены впервые у детей 3—4 лет в форме акоазмов: «стук», «петушиный крик», «бой часов»[15]. У детей 5—6 лет слуховые галлюцинации уже чуть сложнее: «говорят непонятное», «кто-то плачет», двое детей услышали «в ушах разговор» — «голос», который сказал «ты умрёшь».

А. В. Снежневский отмечал, что единство νόσος и πάθος отчётливо видны при детском типе шизофрении, так как её клинические проявления включают не только в сущности шизофренические расстройства, но и признаки задержки или даже остановки психического развития[2].

Признаки и симптомы детской шизофрении

Клинические проявления различаются в зависимости от формы заболевания и стадий физиологического развития ребенка.

В возрасте 1–3 года часто диагностируется синдром Каннера – ранний детский аутизм. Мнения ученых до сих пор не сходятся: является ли аутизм Каннера проявлением детской ранней шизофрении или это самостоятельное заболевание. В Международной классификации болезней МКБ -10 аутизм Каннера отнесен в рубрику «Нарушения психологического развития» (F84), а ранняя шизофрения – в разделе «Шизофрения» (F20). Но по клиническим проявлениям эти два заболевания у маленьких детей практически идентичны.

В течение первого года у малышей наблюдаются:

  • нарушения инстинктов – сна, аппетита;
  • беспричинный плач и повышенная возбудимость.

Такие проявления характерны для любой патологии, а зачастую на них вообще не обращают внимания. Должно насторожить неадекватное эмоциональное поведение – отсутствие «комплекса оживления» при виде матери, удовольствия, радости.

В конце первого года и на втором году жизни формируются двигательные стереотипии – перебирания, перекатывание, сгибание пальцев рук, раскачивания. Малыши подпрыгивают, кружатся, бегают на цыпочках, взмахивают руками. У большинства детей к 5–8 годам стереотипные движения уменьшаются или исчезают, а в пубертатном возрасте не наблюдаются ни у кого.

У детей 2–3 лет на первый план выходит отставание в психомоторном развитии – не развиты навыки самообслуживания (не могут самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет), неловкая походка, сочетание точных движений с хаотичными, множество движений, присущих новорожденным.

Особенности речи у малышей этого возраста:

  • дети не задают вопросов, и не отвечают;
  • говорят о себе в третьем лице;
  • эхолалии (повторение последних слогов, слов), скандирование, штампованность, незавершенность фраз;
  • неестественные интонации, вычурность, лепет;
  • нарушение грамматического и синтаксического построения предложений.

Игры носят странный, неестественный характер. Дети не обращают внимание на игрушки, перебирают какие — то предметы (например, крышки от кастрюль), перекладывают их, постукивают, пересыпают песок или крупы. Действия бесконечно повторяются, не сопровождаются эмоциями. При попытке оторвать ребенка от такого занятия, он становится агрессивным.

Дети с аутизмом Каннера негативно реагируют, когда нарушается привычный уклад жизни – меняется распорядок дня, расположение вещей в комнате, надо ехать в незнакомое место, появляется посторонний в доме, пойти гулять по другой дороге.

Непрерывно-злокачественная форма

Начало внезапное. Проявляется в 2–4 года. Прежде активный ребенок вдруг становится безучастным, ничто не доставляет ему удовольствия, пропадают желания, стремления. Ребенок может подолгу сидеть, уставившись в одну точку, совершать длительные стереотипные движения – раскачиваться, катать машинку, постукивать. Появляются хаотичные движения, характерные для более раннего возраста.

Постепенно нарастает уплощение аффекта – негативные реакции (протест, недовольство, агрессия) тоже исчезают, сменяясь отрешением от всего, уходом в себя. Дети не реагируют на наказания, повышенная потребность в родительском тепле, наблюдающаяся в начале болезни, сменяется на отчужденность, холодность. Утрачивается интерес к общению со сверстниками, способность к эмпатии (сопереживанию).

В речи наблюдаются неологизмы (новые слова), эхолалии, повторения одних и тех же слов. Ребенок говорит о себе в третьем лице. Речь становится бессвязной, переходит в бормотанье. Контакту ребенок недоступен – не реагирует на обращенную речь.

Утрачиваются навыки самообслуживания, опрятности. Нарастание шизофренической симптоматики, заканчивающееся дефектом, при этой форме происходит на протяжении 3–6 мес, стремительно.

Непрерывная форма с неврозоподобным и кататоническим компонентом

Неврозоподобный вариант. Начинается с тиков, заикания, стремления к аутоагрессии (дети бьют, кусают, царапают себя). Становятся придирчивы к мелочам, раздражительны. В ответ на требования, устраивают истерики – показывают демонстративное поведение, валяются по полу, стараются обратить на себя внимание, кричат, дерутся, плюются.

Характерна гиперестезия – повышенная чувствительность к яркому свету, шуму, посторонним звукам, запахам, тактильным прикосновениям. Дети становятся брезгливыми, в том числе и к еде. Может наступить полный отказ от пищи вплоть до истощения. Нарушается сон. Возникают ночные кошмары с фантастическим ужасающим сюжетом. У некоторых детей бывают раптоидные состояния – внезапные приступы страха как в ночное, так и в дневное время, во время которых они в приступе ужаса, паники мечутся, бегут, куда глаза глядят, могут напасть на посторонних людей, попасть в ДТП.

Постепенно происходит нарастание дефицитарной симптоматики, которая «перекрывает» неврозоподобную, что ведет к формированию шизофренического дефекта.

Кататонический вариант. Проявляется преобладанием возбуждения. Ступор наблюдается у младших детей реже, он характерен для подростков. Кататоническое возбуждение проявляется отсутствием усталости – ребенок почти не спит, не ест, беспрерывно мечется, хаотично двигается. Такое состояние ведет к резкому истощению вплоть до летального исхода.

Кататонический мутизм трудно дифференцировать с распадом речевых функций вследствие регресса. При дифдиагностике надо учитывать понимание речи при кататонии, выражающееся в эхолалиях в ответ на обращенную шепотную речь.

Непрерывная вялотекущая форма

Невозможно определить возрастной диапазон дебюта этой формы из — за маскированности неврозоподобными и психопатоподобными нарушениями. Для этой формы характерно отсутствие кататонических проявлений, а также бреда и галлюцинаций в более старшем возрасте. Шизофренический дефект формируется с самого начала, параллельно с аффективными и поведенческими расстройствами.

Дефект проявляется в виде искаженного типа развития (аутистических симптомов, нарушения мышления). Течение медленное, равномерное, без усиления или ослабления симптоматики. В подростковом возрасте возможна смена неврозоподобных признаков на психопатоподобные.

Приступообразно-прогредиентная форма

Встречается, в основном, в более старшем возрасте, но иногда дебютирует в первые три года. Приступ характеризуется внезапностью, пронзительным криком, плачем, страхами. Состояние может длиться до 1 года, прерываясь кратковременными ремиссиями. Позже присоединяется кататоническая симптоматика.

Через 4–5 лет после манифестации болезни формируется дефект – распад психических функций. В старшем возрасте может перейти в непрерывную форму течения или проявляться классическим чередованием приступов галлюцинаторно — бредового синдрома и ремиссий.

Понятие и характеристика недуга

Под шизофренией понимают тяжелое расстройство психики, возникающее по причине нарушений логической связности умственной деятельности и ведущее к отмиранию личности.

Дети страдают этим расстройством гораздо реже, нежели взрослые.

Всего лишь один процент малышей из ста подвержен шизофрении. Тем не менее, появление необычных моментов в развитии и деятельности ребенка не должно оставаться без внимания.

Особенно это касается чрезмерной замкнутости, необоснованных страхов, а то и бреда и галлюцинаций. Все это неминуемо тормозит и искажает развитие растущей личности.

Диагностика

Диагностика ставится на основании анамнеза (вероятность наследственной предрасположенности, особенности протекания беременности и родов), жалоб родных и тщательного наблюдения за ребенком. Точный диагноз детской ранней шизофрении зачастую возможно поставить только с помощью динамического наблюдения (на протяжении определенного промежутка времени).

Дифференциальную диагностику проводят с:

  • умственной отсталостью – отсутствие изменений на ЭЭГ, МРТ, частичная обратимость психических функций, вычурность в поведении, характерные стереотипии, эхолалии подтверждают шизофрению;
  • судорожным синдромом – шизофренические гиперкинезы (отсутствие потери сознания, смена возбуждения вялостью, регресс навыков, безразличие к родным говорят за шизофрению);
  • неврозами – неврозоподобный компонент (эмоциональная холодность, особенности поведения, речи подтверждают шизофрению).

Прогноз

Прогноз при непрерывной злокачественной форме крайне неблагоприятный. Распад психических функций наступает за 2–3 года. Форма заканчивается формированием тяжелого дефекта или летально вследствие физического истощения.

При других формах течения возможны несколько типов развития:

  1. Астенический – ребенок не может правильно ориентироваться в окружающей действительности в силу аутистических наклонностей, он живет в своем мире, нерешительный, робкий, зависимый от окружающих.
  2. Депрессивный – следствие перенесенных страхов, другой неврозоподобной симптоматики. Человека мучают депрессивные и ипохондрические мысли, навязчивости, он постоянно подавлен и озабочен чем — то.
  3. Анэтический – расторможенность влечений, психопатоподобное поведение, чреватое совершением антисоциальных действий, лишением свободы или летальным исходом.

При любом варианте развития детской ранней шизофрении ребенок — подросток — взрослый не может адаптироваться в окружающем мире, ему требуется постоянная помощь и поддержка.

Лечение

Большинство нейролептиков, рекомендуемых для лечения шизофрении у взрослых, маленьким детям противопоказано. Назначаются седативные средства на растительной основе, расслабляющие и успокоительные ванночки, чаи.

При истощении ребенка госпитализируют, проводят интенсивную терапию в отделении реанимации. Для профилактики формирования дефекта применяются ноотропные препараты, витамины, микроэлементы.

Большое значение придается психотерапии, направленной на коррекцию неврозоподобных и аффективных расстройств. Сеансы проводятся как индивидуально, так и в группах. У маленьких детей – это игровая, песочная, арт-, сказкотерапия, терапия общения с животными (дельфинами, лошадьми). Родственникам малыша рекомендована семейная психотерапия, на которой им объясняют суть заболевания, как надо правильно вести себя с ребенком, что делать при приступах.

Автор статьи: Вейц Алина Эмильевна, врач — психиатр, кандидат психологических наук

Осложнения

Успешность лечения шизофрении, впрочем, как и всякой другой болезни, обусловлено своевременностью обращения за квалифицированной психиатрической помощью. При ее отсутствии болезнь прогрессирует, ведет к социальной дезадаптации.

По мере роста маленького человека возникают другие проблемы — это и склонность к бродяжничеству, и к злоупотреблению алкоголем, наркотиками. Школьник, даже прежде хорошо учившийся, начинает запускать учебу и прогуливает уроки.

Явственно проявляются чрезмерное стремление к уединению, одержимость бредовыми идеями, часто такие дети уходят из дома, бродяжничают, становятся девиантными.

Повышается риск суицида. Лечение запущенных стадий гораздо сложнее и не всегда ведет к удовлетворительному результату. Пациент превращается в инвалида.

Как определить когнитивное развитие ребенка? Ответ узнайте прямо сейчас.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]