Депрессия
Если предыдущая стадия имеет негативный исход, люди будут находиться в состоянии подавленности, депрессии, неуверенности в будущем и отсутствия энергии: «К чему попытки? Всё равно это ни к чему хорошему не приведет». В данном случае под депрессией мы понимаем защитную реакцию, а не психическое расстройство.
В компании признаками депрессии являются:
- общее настроение апатии;
- увеличение больничных и отсутствий на рабочем месте;
- повышение текучести персонала.
Задачи на этом этапе:
- признать существующие сложности и проблемы;
- устранить оставшиеся страхи, сомнения и нерешительность;
- помочь людям выйти из депрессивного состояния, поддержать любые попытки активных действий и обеспечить положительную обратную связь;
- показать сотрудникам личный пример вовлеченности в проект изменений;
Торг
Это попытка отложить неизбежное. Мы пытаемся «заключить сделку» с руководством или с собой, чтобы отдалить перемены или найти выход из ситуации: «Если я пообещаю это делать, ты не допустишь этих изменений в моей жизни?» Например, сотрудник начинает работать сверхурочно, пытаясь избежать грядущего сокращения.
Торг – это признак того, что люди уже начинают смотреть в сторону будущего
. Они еще не расстались со своими страхами, но уже ищут новые возможности и идут на переговоры.
Здесь очень важно:
- направлять энергию людей в позитивное русло, не отвергать их идеи;
- стимулировать мозговые штурмы, стратегические сессии;
- помогать сотрудникам оценить их карьеру и открывающиеся возможности по-новому.
Отрицание
На начальном этапе отрицания люди, как правило, боятся, что изменения будут негативными для них лично
: «Это может быть нужно компании, но это не нужно мне! У меня есть стабильные и привычные обязанности». Отрицание может проявляться в том, что:
- люди не приходят на собрания, посвященные проекту изменений, под любыми удобными предлогами;
- они не участвуют в обсуждениях;
- они равнодушны или демонстративно заняты рутинно-бюрократическими обязанностями.
Что можно сделать на этом этапе:
- предоставить максимально возможное количество информации по различным каналам коммуникации о целях и причинах изменений;
- дать людям время для понимания изменений;
- стимулировать обсуждения и участие людей.
Кризис: реакция и преодоление
Возникают и непредвиденные обстоятельства, например, тяжёлое заболевание, смерть родственника, предательство любимого человека, плановые сокращения в компании. Такие значимые события именуют «кризисами».
В зависимости от их серьезности различается и шквал эмоций, которые они вызывают. Но неизменным остаётся последовательность человеческого состояния: от неверия, что это могло произойти именно с ним до решения что-то в корне изменить.
«Кризисы» нейтральны, это ни хорошо, ни плохо. Но если не быть подготовленным, то можно схлопотать потери:
- потерю контроля над сложившейся ситуацией. Жизнь с выученной беспомощностью. Проблемы не стоят и внимания, но решить их не получается;
- потеря социальных связей. Жертва ведет себя отталкивающе, теряет друзей и знакомых;
- финансов. Можно набедокурить с тратами, растратить все остатки, не контролировать расходы;
- карьерного роста. Возникает профессиональный стресс – мешает развитию рабочих навыков;
- рабочего места.
С ними в человеческой психике включаются некоторые защитные механизмы, которые у большинства проявляются одинаково.
Каждого из нас в жизни может поджидать этап, когда кажется, что от проблем просто никуда не деться. Хорошо, если все они бытовые и решаемые. В этом случае важно не опускать руки и идти к намеченной цели, но существуют ситуации, когда от человека практически ничего не зависит — он в любом случае будет страдать и переживать.
Психологи называют такие ситуации кризисом и советуют очень серьезно отнестись к попыткам выхода из него. В противном случае его последствия не позволят человеку выстроить счастливое будущее и вынести определенные уроки из проблемы.
Каждый человек реагирует на кризис по-своему. Это зависит от внутренней силы, воспитания и часто от социального статуса. Предугадать, какова будет реакция какого-либо индивидуума на стресс и кризисную ситуацию, невозможно. Случается так, что в разные периоды жизни один и тот же человек может реагировать на стресс по-разному.
Над истиной смеются из-за гордости:
Насмешки, издёвки, колкие унижения — это первая абсолютно неконструктивная плотская реакция не «по сути истины», а просто «ни о чём», а-ля: «Как вообще можно быть уверенным в какой-то истине на 100%?» или «Неужели ты думаешь, что тебе открыто то, что не открыто нам!?» или «Да кто ты такой, чтобы учить нас этим вещам!?» или «Тоже мне, Лютер нашёлся…».
Именно так до сих пор мыслит в отношении христианских верований в очевидно-еврейского Мессию временно ослеплённый еврейский народ [2 Кор.3:14].
Примечания
- ↑ 123456789101112Кюблер-Росс Э.
О смерти и умирании. — М.: София, 2001. - Sarah M. Broom.
Milestones (англ.) // Time : magazine. — 2004-08-30. — ISSN 0040-781X. - Robert Kastenbaum, Christopher M. Moreman.
Photo Credits // Death, Society, and Human Experience. — Twelfth Edition. | New York : Routledge, 2020. | Revised edition of Death, society, and human experience, c2012.: Routledge, 2018-03-29. — С. 539—539. — ISBN 9781315232058. - Paul K. Maciejewski, Baohui Zhang, Susan D. Block, Holly G. Prigerson.
An Empirical Examination of the Stage Theory of Grief (англ.) // JAMA. — 2007-02-21. — Vol. 297, iss. 7. — P. 716. — ISSN 0098-7484. — doi:10.1001/jama.297.7.716. - Василюк Ф. Е.
Пережить горе. — О человеческом в человеке: сборник / ред. И.Т. Фролов. — М.: Политиздат, 1991.
Критика
Критика модели основывается на недостатке эмпирических исследований и данных, которые бы подтверждали стадии, описанные Кюблер-Росс. Также модель Кюблер-Росс — продукт определённой культуры и определённого времени, поэтому может быть неприменима к людям других культур. Эта точка зрения были высказаны профессором Робертом Дж. Кастенбаумом, экспертом в области геронтологии, старения и смерти. Кастенбаум говорил о следующих моментах[3]:
- Не было продемонстрировано существование стадий;
- Последовательный переход от первой стадии к последней не был доказан;
- Не были признаны ограничения метода;
- Граница между описанием и предписанием размыта;
- Не принимаются во внимание особенности среды, в которой находились пациенты.
В 2003 году Пол Мациевский из Йельского университета провёл исследование, в результате которого были получены как данные, согласующиеся с моделью Кюблер-Росс, так и данные, с ней не согласующиеся[4].
В российской психологии темой переживания горя занимался Ф. Е. Василюк, описавший пять фаз переживания горя[5].
Гнев
Именно на этом этапе важно понимать, что гнев у людей вызывают не изменения сами по себе, а те потери
, которые они несут за собой: «Это несправедливо! Нет! Я не могу это принять!»
В результате сотрудники на этом этапе могут:
- бесконечно жаловаться вместо того, чтобы работать;
- впадать в обвинения и критику;
- раздражаться больше обычного, цепляться к мелочам.
На самом деле открыто выражаемый гнев указывает на вовлеченность людей, и это хорошо! Это возможность для менеджеров дать сотрудникам «выпустить пар» сильных эмоций, и, в то же время, проанализировать высказываемый скептицизм и сомнения – они могут оказаться небеспочвенными.
Некоторые рекомендации на этом этапе:
- сначала выслушайте людей, не стараясь их разубедить, признайте их чувства;
- предложите способы восполнения потерь, которых боятся сотрудники, например, дополнительное обучение, переквалификация, гибкий график и т.д.;
- поощряйте людей направлять рабочую энергию на реализацию изменений вместо критики и пустословия;
- пресекайте откровенный саботаж, но не отвечайте агрессией на агрессию.