Дыхательный невроз отражает нарушение функции дыхания, взаимосвязанное с расстройством регуляции дыхательной деятельности. Состояние, когда становится тяжело дышать от нервов, приводит к снижению трудоспособности и социальной дезадаптации. В момент панической атаки больным кажется, что они умирают, что усугубляет дыхательные расстройства. Патология чаще выявляется среди женщин.
Характеристика
Дыхание – жизненно важная функция организма. Расстройство дыхательной функции сопровождается нарушением гомеостаза, развитием сопутствующих синдромов и заболеваний. Одышка при неврозе, известная так же как нейрогенная гипервентиляция – избыточно углубленное дыхание, обусловленное ощущением недостатка воздуха и неудовлетворенностью дыхательным процессом.
Больному нужно совершить несколько дыхательных движений – сделать глубокий вдох или несколько вдохов, чтобы получить достаточно воздуха. Одышка при невралгии протекает в пароксизмальной (симптоматика появляется в период приступов) или перманентной (проявления наблюдаются постоянно) форме.
Гипервентиляционный синдром в клинической практике рассматривают отдельно от панических атак. Однако у 50% пациентов с диагностированным паническим расстройством наблюдается синдром гипервентиляции, у 25% больных с нарушением дыхательной функции возникают панические атаки. Патология протекает в острой и хронической форме.
Дыхательная гимнастика при панических атаках
Важно понять, что упражнения следует начинать не в момент острой панической атаки, а на фоне полного благополучия. Когда нагрянет буря адреналина, учиться дыхательным упражнениям будет некогда, а хорошая тренировка накануне обеспечит благоприятный выход из ситуации.
Дыхательная гимнастика при панических атаках при ВСД не только поможет снять отвратительные симптомы криза, но, при регулярной практике, даже начнёт срубать эти атаки на корню. Конечно, не все упражнения подойдут для публичной демонстрации, но не забывайте: на войне все средства хороши.
Кстати, в основе дыхательной гимнастики йогов лежит тот же принцип: нормализация газовой пропорции в организме, избавление от гипервентиляции лёгких. Вот самые действенные и в то же время простые упражнения, которые должен освоить каждый ВСДшник.
» alt=»Правильное дыхание при панических атаках»>
Причины возникновения
В патогенезе респираторного невроза ведущая роль отводится психологическим факторам. Причины состояния, когда сбивается дыхание в покое или в результате физической активности, связаны с психическими расстройствами – тревожными (неврозы), тревожно-депрессивными, посттравматическими стрессовыми, реже истерическими.
Психические расстройства дезорганизуют дыхательную функцию и провоцируют гипервентиляцию. Система дыхания отличается автономностью, однако на ее работу влияют эмоциональные состояния, особенно повышенная тревожность. В патогенезе участвуют нарушения обменных процессов, особенно расстройство метаболизма кальция и магния.
Дисбаланс минералов вызывает сбои в продукции дыхательных ферментов, что взаимосвязано с нарушением дыхания. Перенесенные в детском возрасте стрессы, длительное депрессивное состояние приводят к расстройству цикла дыхания. При этом сбивается ритм и частота дыхательных движений.
Усиление легочной вентиляции ассоциируется со стойкими биохимическими сдвигами, взаимосвязанными с ускоренным выведением из организма углекислого газа. Развивается гипокапния – уменьшение концентрации углекислого газа на фоне увеличения концентрации кислорода в крови. Параллельно развивается респираторный алкалоз – сдвиг кислотно-щелочного баланса в сторону повышения показателей рН (увеличение объема щелочных фракций).
Алкалоз провоцирует развитие гипофосфатемии (пониженная концентрация фосфата в сыворотке крови) и гипокальциемии (дефицит кальция), что запускает механизм тетании (неконтролируемое болезненное сокращение мышц). Психические расстройства усугубляются как следствие нарушения биохимических процессов, сопровождающихся помрачением сознания, сбоями в работе вегетативной системы, аллергическими реакциями и расстройством чувствительности.
Сопутствующие симптомы
Причины сбоя дыхания у взрослых связаны с перенесенными эмоциональными потрясениями. Часто психогенная одышка выявляется у бывших участников военных действий. Сопутствующие жалобы пациентов включают:
- Немотивированную усталость.
- Расстройство ночного сна.
- Боли умеренной выраженности разной локализации.
- Мышечные спазмы.
- Парестезии (расстройство чувствительности, проявляющееся ощущением жжения, покалывания, онемения).
- Головокружение, нарушение двигательной координации.
В структуре так называемых «военных синдромов» расстройство дыхательной деятельности занимает главенствующие позиции наряду с нарушением сердечной функции. Усиление дыхательной деятельности ассоциируется с мышечно-тоническими расстройствами. Выраженность симптомов дыхательного невроза коррелирует с физическими усилиями и нервным напряжением.
Симптомы одышки, развивающейся на нервной почве, включают нестабильность дыхания, изменение периодичности, длительности вдохов и выдохов, нарушение соотношения между периодами вдохов и выдохов. Невроз, сформировавшийся путем физических и психоэмоциональных перегрузок на фоне острого недостатка отдыха, сопровождающийся нарушением дыхательной деятельности, проявляется признаками:
- Необоснованные, беспочвенные опасения (неуверенность в завтрашнем дне, невозможность сосредоточиться, переживания по поводу вероятных будущих неудач).
- Двигательное напряжение (ажитация, суетливость, неспособность расслабиться, головные боли, связанные с напряжением).
- Гиперактивность вегетативного отдела нервной системы (усиленное потоотделение, тахикардия – учащение сердечного ритма, дискомфортные ощущения в эпигастральной зоне, сухость в ротовой полости, головокружение).
У 25-55% пациентов прослеживается коморбидность (наличие нескольких заболеваний, протекающих одновременно и связанных едиными патогенетическими механизмами) неврозов с приступами депрессии, паническими атаками, обсессивно-компульсивными расстройствами, фобиями. Нехватка воздуха при неврозе сочетается с другими симптомами нарушения дыхательной деятельности:
- Затруднения при совершении вдоха и выдоха.
- Нарушение автоматизма дыхательных движений.
- Компоненты гипервентиляционного синдрома (вздохи, зевота, сухое покашливание).
Нейрогенная тетания проявляется судорожными приступами (карпопедальные спазмы – непроизвольное сокращение мышц в зоне стоп и кистей). У больных выявляется синдром Хвостека, отражающий повышенный уровень нервно-мышечного возбуждения. Проба выполняется путем раздражения (постукивания) участков лица, на которые приходится проекция лицевого нерва.
В результате происходит неконтролируемое сокращение мимических мышц. Другой признак – положительный результат пробы Труссо, которая отражает нарушение кальциевого метаболизма. Тетанический синдром, сопутствующий расстройству дыхания, коррелирует с алкалозом, нарушающим работу нервной системы, что проявляется усилением передачи импульсов в нервной и нервно-мышечной ткани. Порядок проведения пробы Труссо:
- Наложение на плечо пациента пневматической манжеты или артериального жгута на период 5-10 минут.
- Поддержание показателей давления внутри манжета на 10 мм. рт. ст. выше, чем значение систолического давления пациента.
- Появление карпопедальных спазмов после снятия манжета по истечении вышеуказанного периода (стадия после ишемии), что подтверждает высокий уровень нервно-мышечного возбуждения.
Если ведущий признак – ощущение нехватки воздуха, больным трудно дышать. Состояние усугубляется в ситуациях стресса (публичные выступления, сдача экзаменов, семейные конфликты, проблемы, связанные с профессиональной деятельностью). Пациентам тяжело дышать, когда они нервничают, реже проявления сохраняются в состоянии душевного равновесия. Больные, неудовлетворенные вдохом, дышат часто и глубоко, стараются везде открыть форточку, не переносят пребывания в душном помещении.
Расстройство автоматизма дыхательной деятельности сопровождается ощущением остановки дыхания и асфиксии (удушья). Больные задыхаются, когда нервничают, не могут совершить вдох. Если при неврозе происходит расстройство автоматизма, пациенты следят за процессом дыхания, активно участвуют в его регуляции.
Синдром затрудненного вдоха проявляется ощущением «кома», застрявшего в горле, дыхательные движения совершаются напряженно. При вдохе возникает чувство, что воздух не проходит в легкие. Состояние получило название «атипичная астма». Характерные признаки – нарушение ритма вдоха-выдоха, усиленные, интенсивные движения грудной клетки на фазе вдоха. Пациент выглядит беспокойным, напряженным.
Сбивчивое дыхание, возникающее вследствие невроза, не связано с органическим повреждением органов дыхательной системы. Инструментальная диагностика не подтверждает наличие патологии легких. Приступы удушья на нервной почве усугубляются в период панических атак, что приводит к развитию гипервентиляционного криза.
При гипервентиляционном кризе на фоне невроза и сопутствующих нарушений в работе легких больной боится умереть от нехватки воздуха, что можно связать с чувством страха смерти, инициирующим приступ панической атаки. В момент панической атаки судорожное дыхание сопровождается симптомами, отражающими сбои в работе вегетативного отдела нервной системы. В их числе:
- Учащенное сердцебиение.
- Усиленное потоотделение.
- Гиперемия или бледность кожных покровов.
- Болезненные ощущения в области сердца.
- Дезориентация в пространстве, помрачение сознания.
- Тошнота, иногда рвотные позывы, усиление перистальтики, вздутие живота.
Страх задохнуться ассоциируется с усилением проявлений невроза. Больной начинает задыхаться, его лицо краснеет или бледнеет, на лице выступает обильный пот. Параллельно наблюдается скованность пальцев рук, возникает предобморочное состояние.
Особенности течения у детей
Дыхательная функция связана с эмоциями. Дыхательный невроз у детей развивается на фоне психосоматической патологии. Дыхательный центр расположен в стволовых структурах мозга. На работу аппарата дыхания влияют другие отделы мозга, в том числе таламус, гипоталамус, корковые структуры, лимбическая система. Несогласованность в управлении дыхательной мускулатурой приводит к появлению расстройств – покашливания, дополнительных вздохов, зевания.
Если у ребенка началась одышка, могут появиться сопутствующие симптомы – неустойчивость в положении стоя, слабость, головокружение, мышечные спазмы в области рук и ног. Гипервентиляционный синдром у детей коррелирует с такими заболеваниями, как вегетососудистая дистония, аллергический риноконъюнктивит, бронхиальная астма. Для выявления степени выраженности психических нарушений проводится тестирование, применяется шкала тревожности (CMAS).
Дыхание животом
Самое простое, что можно сделать — это перейти на дыхание животом и увеличить время выдоха. Для этого не нужно знать принципов дыхательной гимнастики, вести счет при вдохе-выдохе. Но глубокое дыхание с длинным выдохом уже помогут успокоиться.
Положите одну руку на живот, а другую на грудь, чтобы понять, как вы сейчас дышите. Задача состоит в том, чтобы двигался именно живот, а не грудь — округлялся на вдохе и втягивался на выдохе.
При спокойном глубоком дыхании кислород распределяется в организме равномерно, нервная система расслабляется, гормональная система посылает сигналы безопасности. После нескольких минут глубокого дыхания возвращается способность мыслить рационально.
Диагностика
Диагноз ставят на основании данных анамнеза и результатов инструментального обследования. Для постановки диагноза неровное, прерывистое дыхание, а также другие типичные признаки должны наблюдаться на протяжении не меньше 3 месяцев. Другие условия:
- Отсутствие заболеваний – соматических, неврологических, которые могут провоцировать дыхательные расстройства.
- Сдвиг показателей pH крови в сторону увеличения щелочных фракций.
- Наличие признаков тетании.
Гипервентиляционная проба показывает проблемы с дыханием, возникающие на нервной почве. Больному предлагают дышать более часто и глубоко, что приводит к появлению или усилению патологической симптоматики. Инструментальное обследование в формате МРТ, КТ проводится для изучения мозговых структур и определения состояния легких, чтобы исключить другие причины, из-за которых может затрудняться дыхание.
Электрокардиография показывает состояние сердца, электроэнцефалография – биоэлектрическую активность мозга. Рентгенография органов, расположенных в зоне грудной клетки, проводится в рамках дифференциальной диагностики. Пульсоксиметрия показывает уровень насыщения крови кислородом. Сатурация (насыщение) кислородом крови при гипервентиляционном синдроме достигает отметки 100%.
Дыхание 4-7-8
Дыхательных упражнений существует много. Одно из них, помогающее справиться с тревожностью — это упражнение «4-7-8». Оно имеет несколько полезных свойств:
- снижает тревожность, страх, агрессию
- помогает спокойно уснуть
- уменьшает тягу к эмоциональным перекусам
Чтобы выполнить упражнение, сядьте в удобное положение, расслабьте мышцы лица. Для этого нужно прижать язык к небу, а кончик к верхним передним зубам, разомкнуть губы.
Порядок действий:
- Полностью выдохнуть, освободить легкие
- Вдохнуть через нос, считая до 4х
- Задержать дыхание на 7 счетов
- Выдохнуть с силой через рот на 8 счетов (как будто задуваете огонь или дуете на горячее)
Повторять не меньше 4х раз. Эффект от упражнения будет лучше, если закрыть глаза и представлять картинки, которые вас успокаивают.
Методы лечения
Лечение дыхательного невроза направлено на устранение нервного и физического перенапряжения, коррекцию психических расстройств, устранение дисбаланса минеральных веществ. В рамках комплексной терапии проводится обучение пациента правильному дыханию.
Лечение детей в период обострения патологии направлено на устранение проявлений тревожности и страха, что ассоциируется с уменьшением степени выраженности симптоматики и улучшением самочувствия пациента. Программа терапии включает лечебную гимнастику, арт-терапию (изобразительное творчество), игровую терапию.
При появлении сильной одышки, судорожных вздохов на фоне симптомов невроза и панической атаки лечение сводится к оказанию экстренной помощи для уменьшения выраженности проявлений. Пациенту предлагают дышать внутрь бумажного или полиэтиленового пакета. Купирование приступа в этом случае обусловлено блокированием процесса респираторного алкалоза.
Больной дышит своим выдыхаемым воздухом с повышенным содержанием углекислого газа, что приводит к выравниванию кислотно-щелочного баланса крови и устранению симптомов. Чтобы избавиться от проявлений патологии, делают специальные упражнения, что взаимосвязано с необходимостью регуляции таких характеристик, как частота и глубина вдохов. Основные принципы дыхательной гимнастики:
- Переход на диафрагмальное (с вовлечение брюшной полости) дыхание, что приводит к торможению активности структур ретикулярной фармации мозгового ствола, ответственных за автоматическую регуляцию циклов вдоха-выдоха. В результате происходит расслабление мышц и психическая релаксация.
- Поддержание определенного ритма – короткий вдох и удлиненный выдох (длительность выдоха больше в 2 раза, чем продолжительность вдоха), сокращение количества циклов вдох-выдох (редкое дыхание).
- Регулярность занятий. Первые занятия длятся несколько минут. Постепенно продолжительность тренировки увеличивается. На фоне регулярных тренировок формируется устойчивый психофизиологический паттерн правильного дыхания.
Гимнастику делают на фоне положительных эмоций, отсутствия нервного и мышечного напряжения. Параллельно лечащий врач назначает такие процедуры, как аутогенная тренировка, психологическая коррекция (психотерапия). Инструментальное лечение включает БОС (биологическая связь обратного типа). В ходе процедуры БОС у пациентов формируются навыки саморегуляции и самоконтроля.
Медикаментозная терапия
Гипервентиляционный синдром коррелирует с состояниями, когда больной сильно волнуется или понервничает, что подтверждает участие механизмов нервной регуляции (вегетативного отдела) в патогенезе. Врач проводит диагностику и по результатам обследования оказывает больному помощь в возможности вернуться к спокойной жизни, основные лекарства, которые назначает психотерапевт, обладают успокаивающим действием.
При коррекции тревожного расстройства препаратами первого выбора являются антидепрессанты, которые по данным клинических исследований отличаются большей эффективностью, чем анксиолитики (транквилизаторы). Анксиолитики уменьшают чувство эмоционального напряжения, тревоги, беспокойства. Основные препараты: Амитриптилин, Флувоксамин, Миртазапин. Психотропная терапия проводится курсом около 3-6 месяцев.
Параллельно назначают препараты магния и кальция. Дефицит магния усугубляется как следствие стрессов, что приводит к увеличению нервно-рефлекторной возбудимости, ухудшению когнитивных функций. Показаны витамины группы B. Медикаментозная терапия пациентов детского возраста предполагает назначение лекарственных средств на основе растительных экстрактов с успокаивающим действием.