Верны ли следующие суждения о потребностях человека?


Содержание

  • 1 Проявления
  • 2 Появление
  • 3 Связь с другими понятиями
  • 4 Особенности потребностей человека 4.1 Опредмечивание
  • 5 Классификации потребностей человека
      5.1 По сферам
  • 5.2 По объекту
  • 5.3 По функциональной роли
  • 5.4 По происхождению
  • 5.5 По субъекту потребностей
  • 5.6 Иерархия потребностей
  • 5.7 По видам поведения
  • 6 Философия
      6.1 Диалектический материализм
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • Проявления

    Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

    Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью[1].

    Социальная группа — это…

    Группа — это объединение взаимодействующих друг с другом индивидов. Она формируется из людей, объединяющим фактором для которых являются общая цель и вид деятельности. Например, группы взаимопомощи включают в себя людей, нуждающихся в сторонней поддержке — материальной, физической, психологической. В них объединяются выпускники детских домов, матери-одиночки, инвалиды и другие.

    Есть профессиональные объединения и по интересам: любителей рукоделия, искусства, спорта, путешествий, цветоводства (кружки, клубы, секции). Зачастую организуются мероприятия, проводимые в социуме — праздники, выставки, лекции.

    В социальных группах происходит интенсивное общение, обмен опытом. Ее члены находят удовлетворение своим потребностям в участии в общественно полезных делах, в признании, в полезном досуге, находят единомышленников и друзей.

    Появление

    По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет утверждать, что потребности безграничны. Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворённости, когда человеку недостаёт того, что требуется. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае её удовлетворения — положительными. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые могут удовлетворить его потребности. В течение жизни потребности человека меняются и возрастают.

    Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального)[2], которые являются побудителями и мотивацией активности человека. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера человека.

    Почему возникают социальные группы

    За всю свою жизнь человек бывает членом многих социальных групп. В одни он попадает невольно (семья, школьный класс, производственный коллектив), в другие вступает сознательно. Почему? Если его личные потребности и интересы совпадают с такими же у других людей, то это сближает с ними, образуется взаимный интерес в общении, времяпрепровождении. Индивидуальные потребности становятся потребностями социальной группы:

    • потребность в коллективном общении и неформальных контактах;
    • в сотрудничестве на благо общества;
    • во взаимопонимании, поддержке, помощи, признании;
    • в организации коллективного досуга;
    • в обмене жизненным и профессиональном опытом;
    • в самоутверждении и самореализации каждого индивида, в общественном признании значимости деятельности всей группы.

    В дружных группах обязательно складываются не только деловые, но и эмоциональные привязанности, чувство защищенности. Общие цели и задачи стимулируют творческий поиск методов их решения.

    Связь с другими понятиями

    Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования[3].

    Желание (конкретизированная потребность)

    — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии[1]:

    • с культурным уровнем и личностью индивида
    • с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

    Врождённый драйв, первичный драйв

    (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма[1].

    Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага[4].

    Степенью удовлетворения определённых потребностей человека является благосостояние

    [5].

    Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение

    [1].

    Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт

    (как совокупность связей и отношений)[6].

    Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение

    [7].

    Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация

    [8].

    Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека[9].

    Потребность

    — состояние, присущее живым организмам, выражающее их зависимость от объективных условий существования и развития, которое выступает источником различных форм их активности.

    Потребности растительных форм жизни

    минимальны — для жизнедеятельности и построения своих тел им, в большинстве случаев, необходимы — свет, вода и минеральный субстрат.

    Потребности животных

    более сложны. Однако в большинстве случаев, биологическую основу потребностей животных можно свести к базовым инстинктам живой материи — питание, сон, размножение, страх (или замещающие в его отсутствие другие чувства).

    Потребности человека

    представляют собой самую неоднозначную категорию исследования и обуславливаются, помимо общей с животными первой сигнальной системы, наличием сложной психической организации, представленной второй сигнальной системой — мышлением и речью.

    Понятие и виды потребностей

    Социальными являются потребности в ощущении себя как личности, принадлежности к какой-то группе людей, необходимости общения и свободного обмена информацией в любое время.

    Виды социальных потребностей:

    • «жизнь для себя» – власть, самооценка, выделение себя;
    • «для других» – любовь, дружба, альтруизм;
    • «жизнь вместе с обществом» – независимость, права, справедливость и т.д.

    Удовлетворение этих потребностей крайне важно практически для каждого из нас. В противном случае человек может себя чувствовать ущербным, не таким, как все. У меня есть много примеров из жизни, когда отвергнутые группой людей индивидуумы получили моральную травму, в результате которой уже не смогли вести привычный образ жизни.

    Внимательно перечитывая виды социальных потребностей, мы можем обнаружить, что у каждого из нас они присутствуют. И это вполне нормально. Каждый из нас хочет выделиться и реализовать себя в профессиональном плане. Жаждет быть альтруистом или чтобы ему встречались альтруисты (люди, которые делают хорошие дела без вознаграждения), желает мира на Земле. Это логично, ведь все мы воспитаны одним и тем же обществом.

    Особенности потребностей человека

    Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с её объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

    Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счёт общественно обусловленного развития их предметов.

    Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от её предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая её сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

    По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.

    Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворённости, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

    Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае её удовлетворения — положительными.

    Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А. А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у неё произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.

    Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорождённый — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.

    Различные учёные по-разному объясняли сущность человеческих потребностей:

    Подход (потребность как …)Суть подходаАвтор
    нуждаСостояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие.С. Л. Рубинштейн
    отношениеПотребность – это система отношений между субъектом и средой обитанияД. А. Леонтьев
    отклонение от уровня адаптацииПотребность есть результат отклонения внешней или внутренней реальности от сложившихся ожиданий субъекта по поводу этой реальностиД. К. Мак-Клелланд
    состояниеПод потребностью понимается динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определённым действиям. Это напряжение «разряжается» при удовлетворении потребности. Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряжённости.Курт Левин
    программа поведенияПотребности — это основные программы поведения, посредством которых реализуется функционирование (жизнедеятельность) субъекта.Б. И. Додонов
    психопатияПотребность есть вынужденное субъективное страдание психики, являющееся основной причиной всех неврозов.В. В. Монастырский

    Опредмечивание

    При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.

    На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворённости, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с её предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности. Самим актом опредмечения потребность преобразуется — становится определённой, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это явление известно как запечатление (импринтинг).

    Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив ещё определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.

    В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:

    1. первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
    2. быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем её предмете

    Классификации потребностей человека

    Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности[1]:

    • по сферам деятельности: потребности труда
    • познания
    • общения
    • отдыха
  • по объекту потребностей:
      материальные
  • биологические
  • социальные
  • духовные
  • этические
  • эстетические и др.
  • по значимости:
      доминирующие/второстепенные
  • центральные/периферические
  • по временной устойчивости:
      устойчивые
  • ситуативные
  • по функциональной роли:
      естественные
  • обусловленные культурой
  • по субъекту потребностей:
      групповые
  • индивидуальные
  • коллективные
  • общественные
  • По сферам

    Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).

    Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности

    • биологические,
    • трудовые,
    • познания,
    • общения,
    • отдыха;

    Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определённые инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определённой деятельности.

    ИнстинктЕго проявление
    1Пищевой инстинктГолод
    2Инстинкт самосохранения (страх)Бегство
    3Стадный инстинктСтремление к общению
    4Инстинкт приобретательстваЖадность
    5Инстинкт продолжения родаПоловое влечение
    6Родительский инстинктНежность
    7Инстинкт созиданияСтремление к активности
    8ОтвращениеНеприятие, отторжение
    9УдивлениеЛюбознательность
    10ГневАгрессивность
    11СмущениеСамоуничижение
    12ВоодушевлениеСамоутверждение

    Психологическое понятие лень является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил[10].

    Список мотивационных факторов Гилфорда

    1. факторы, соответствующие органическим потребностям: голод,
    2. общая активность;
  • потребности, относящиеся к условиям среды
      потребность в комфорте, приятном окружении,
  • педантичность (потребность в порядке, в чистоте),
  • потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
  • потребности, связанные с работой:
      честолюбие,
  • упорство,
  • выносливость;
  • потребности, связанные с социальным положением:
      потребность в свободе,
  • независимость,
  • конформизм,
  • честность.
  • социальные потребности:
      потребность находиться среди людей,
  • потребность угождать,
  • потребность в дисциплине,
  • агрессивность;
  • общие интересы:
      потребность в риске или, наоборот, в безопасности,
  • потребность в развлечениях.
  • Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей[11]:

    1. акизитивные (потребность в накоплении, приобретении),
    2. альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия),
    3. гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности),
    4. глорические (потребность в признании собственной значимости),
    5. гностические (потребность в познании),
    6. коммуникативные (потребность в общении),
    7. праксические (потребность в результативности усилия),
    8. пугнические (потребность в соревновании),
    9. романтические (потребность в необычном, неизведанном),
    10. эстетические (потребность в прекрасном).

    Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:

    1. доминантность — стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
    2. агрессия — стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
    3. поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
    4. отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения;
    5. автономия — стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
    6. пассивное повиновение — подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
    7. потребность в уважении и поддержке;
    8. потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремлённым;
    9. потребность быть в центре внимания;
    10. потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
    11. эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
    12. социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
    13. потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
    14. потребность оказания помощи;
    15. потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
    16. потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
    17. потребность преодоления поражения, неудачи — отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
    18. потребность избегания опасности;
    19. потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
    20. потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлечённость «вечными вопросами», и пр[12].

    По объекту

    Разделение в связи с тем, на какой объект направлена потребность.

    • биологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.),
    • материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п),
    • социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.),
    • духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.),
    • этические,
    • эстетические,
    • другие;

    По функциональной роли

    • доминирующие/второстепенные,
    • центральные/периферические,
    • устойчивые/ситуативные;

    По происхождению

    Существует деление на две большие группы — естественные и культурные

    . Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

    По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на:

    • врождённые;
    • простые приобретённые;
    • сложные приобретённые.

    Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

    По субъекту потребностей

    • индивидуальные,
    • групповые,
    • коллективные,
    • общественные.

    Иерархия потребностей

    Пирамида потребностей по Маслоу
    Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их удовлетворения они уступают первенство другим потребностям.

    Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

    • К биологическим
      можно отнести стремление человека поддерживать своё существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
    • К социальным
      потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми, к принадлежности к определённой группе, в лидерстве и признании.
    • Духовные
      потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

    Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

    • Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.
    • Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
    • Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).
    • Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
    • Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.

    Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции (пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к низменным витальным.

    Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей — уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

    По видам поведения

    Ф. Н. Ильясов, в рамках этологического подхода, выделяет основные виды поведения (потребности), описывающие жизнедеятельность высших животных и человека. Их всего шесть: 1) пищевое, 2) половое (сексуально-репродуктивное), 3) статусное (коллективное, социальное), 4) территориальное, 5) комфортное, 6) ювенильное (игровое). В рамках этологического подхода (то есть дающего самый «низкий» уровень описания) допустимо полагать, что приведённые шесть потребностей способны исчерпывающим образом описывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решается через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей. Даже обыденный опыт подсказывает нам, что есть субъекты с доминированием различных видов поведения — полового, пищевого, статусного и др. Возможно построение типологии на основе ранжирования важности потребностей с точки зрения субъекта. Вопрос этот, безусловно, требует эмпирического обоснования, однако, не исключено, что достаточно полно отражать поведение могут 2-3 доминирующие потребности.

    Пирамида потребностей Маслоу

    Маслоу в свое время составил , которая более чем актуальна уже на протяжении многих лет. Она строится по возрастанию из таких пунктов:

    • – еда, одежда;
    • потребность в безопасности – жилье, материальные блага;
    • социальные потребности – дружба, принадлежность к единомышленникам;
    • собственная значимость – самооценка и оценка окружающих;
    • собственная актуальность – гармония, самореализация, счастье.

    Как видим, социальные потребности находятся в середине пирамиды. Основные – физиологические, так как на голодный желудок и без крова над головой ни о каком желании самореализоваться не может быть и речи. А вот когда эти потребности удовлетворены, тогда у человека возникает острое желание удовлетворить социальные. Их удовлетворение напрямую влияет на гармоничность личности, степень ее реализации и эмоциональный фон на протяжении всех лет жизни.

    Для сформированной личности социальные потребности более значимы и существенны, нежели физиологические. К примеру, почти каждому из нас приходилось видеть, как студент вместо сна берется за учебу. Или когда мать, которая сама не отдохнула, не выспалась и забыла поесть, не отходит от колыбели своего ребенка. Часто мужчина, желающий понравиться своей избраннице, терпит боль или прочие неудобства.

    Дружба, любовь, семья – первоначальные социальные потребности, которые большинство из нас старается удовлетворить в первую очередь. Нам важно проводить время в обществе других людей, иметь активную социальную позицию, играть определенную роль в коллективе.

    Личность никогда не сформируется вне общества. Общие интересы и одинаковое отношение к важным вещам (к правде, уважению, заботе и т.п.) формируют тесные межличностные связи. В рамках которых и происходит социальное формирование индивидуума.

    Философия

    Диалектический материализм

    Ещё философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой. Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека. К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению». Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века. Обобщённо потребность можно определить как нужду, необходимости в чём-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Большинство учёных сходится только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Однако ни полного единодушия, ни однозначности в толковании этого понятия нет.

    Расслабление

    Труд – это важно, но ещё к социальным потребностям относится потребность в отдыхе. Причем на это имеются причины как духовного, так и физиологического характера.

    Итак, жизнедеятельность организма обусловливается обменом веществ. И его интенсивность зависит от уровня активности человека. Тяжелый труд влечёт большие нервные и энергетические затраты. Чтобы восстановить ресурсы и избавиться от утомления, нужно отдыхать.

    Но! Важно делать это правильно. Пассивный отдых – это сон. Человек спит, просыпается, идёт на работу, возвращается, снова спит. Следствие – рутина, гнёт, отсутствие желания что-либо делать, так как всё одно и то же. Нужно отдыхать так, чтобы времяпрепровождение приносило эмоции. Жизнь создана для удовольствий! Человек должен себя вознаграждать и радовать. Тогда у него будет желание осуществлять свою деятельность, добиваться новых вершин и улучшать свой социальный статус.

    Примечания

    1. 123456
      Потребность // glossary.ru
    2. по Гельвецию
      • Хайнд Р.
        (англ.) Поведение животных. — М.: Мир, 1975. — п. 8.1
      • Berridge Kent C.
        Motivation concepts in behavioral neuroscience. Physiology & Behavior 81 (2004) 179—209.

    3. Блага
    4. Благосостояние
    5. Быт
    6. Влечение
    7. Депривация
    8. Физиология человека. / Под ред. В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько. — М.: Медицина, 2007. — (Серия: Учебная литература для студентов медицинских вузов) — ISBN 5-225-04729-7
    9. Воробьёва В. В., Якиманская И. С.
      Психология лени: постановка проблемы.
    10. В. И. Гинецинский.
      Пропедевтический курс общей психологии (Учебное пособие). — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — ISBN 5-288-01848-0
    11. А. Слепцова.
      Психодиагностика персонала. — ISBN 5-222-16897-2

    Литература

    • Беляев И. А.
      Ограничение и компенсация способностей и потребностей целостного человеческого существа // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 2 (96), февраль. — С. 24-30.
    • Беляев И. А.
      Способности и потребности как континуум системных свойств человеческой целостности // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 1 (95), январь. — С. 9-13.
    • Беляев И. А.
      Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей : монография. ― Оренбург : ОГИМ, 2011. ― 360 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=18513947
    • Беляев И. А.
      Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей : опыт типологизации : автореф. дис. … докт. филос. наук : защищена 16.02.2012 : утв. 18.10.2012. — Челябинск, 2012. — 55 с.
    • Ильясов Ф. Н.
      Потребность в детях и репродуктивное поведение // Мониторинг общественного мнения. 2013. № 1. С. 168—177.
    • Ильясов Ф. Н.
      Соотношение структуры потребностей и структуры цен /
      Ильясов Ф. Н.
      Статусная теория цены (базовые подходы к формированию концептуальной модели). — М.: Институт социологии РАН, 1993.
    • Фрейджер Р., Фейдимен Дж.
      Личность: теории, эксперименты, упражнения. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.- С. 487—494. — ISBN 5-93878-241-4
    • Щербатых Ю. В.
      Общая психология. — СПб.: Питер, 2008. — С. 171—177. — ISBN 978-5-388-00230-3
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Лечение души
    Для любых предложений по сайту: [email protected]