Негативизм и негативный характер развития в психологии. Детский негативизм: что делать с маленьким «протестантом

4 3 232 0
Понятие негативизма очень широкое. Чаще всего о нем говорят в рамках темы детей и подростков. Но этот симптом проявляется при всевозрастных проблемах: кризисах, депрессиях, психических расстройствах. Им часто страдают алкоголики и наркоманы. Что такое детский негативизм? Это когда даришь ребенку игрушку, улыбаешься, а он ее тут же ломает и сыплет градом проклятий. З. Фрейд еще определял негативизм как примитивную психологическую защиту. Поскольку симптом имеет взаимосвязь с возрастом, кажется, что невозможно с этим что-то поделать. Но детский негативизм преодолевается до того, как пошли первые его проявления.

Понятие негативизма и его взаимосвязь с возрастом

Негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах:

  • упрямство;
  • замкнутость;
  • грубость.

Также различают три вида негативного проявления:

  • пассивный;
  • активный.

Пассивный вид характеризуется игнорированием, неучастием, бездеятельностью, иными словами, человек просто не реагирует на просьбы и замечания других людей.

Активный негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям наперекор, демонстративном поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто наблюдается в подростковом возрасте.

Детский негативизм — это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат ими как никакой другой этап. В целом с рождения до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:

  • новорожденный период;
  • годовалый возраст;
  • 3-х летний возраст — кризис «Я сам»;
  • 7-ми летний возраст;
  • подростковый возраст (от 11-15 лет).

Под возрастным кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности и упадком интеллектуальной деятельности. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского развития, чаще он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы детского негативизма:

  • 1 фаза – период 3-х лет;
  • 2 фаза – подростковый возраст.

При длительной неудовлетворённости жизненных потребностей развивается фрустрация, которая вызывает психологический дискомфорт личности. Для компенсации данного состояния человек прибегает к негативному эмоциональному проявлению, физической и вербальной агрессии, особенно в подростковом возрастном периоде.

Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название – «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое. В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс – воля. Ребёнок хочет выполнять самостоятельные действия, без участия взрослых, но чаще всего желания не совпадают с реальными возможностями, что приводит к появлению негативизма у детей. Малыш сопротивляется, бунтует, наотрез отказывается выполнять просьбы, а тем более приказы взрослых. В данном возрасте категорически запрещается противодействовать автономии, взрослым необходимо дать возможность побыть ребёнку наедине со своими мыслями и попробовать действовать самостоятельно, с учётом здравого смысла. Если родители зачастую противодействуют самостоятельным шагам своего чада, это грозит тем, что малыш перестанет стремиться делать что-либо сам. Проявление негативного отношения к взрослым является отнюдь не обязательным явлением в младшем детском возрасте, и в большинстве случаев зависит от особенностей семейного воспитания и от компетентности родителей в данном вопросе.

В возрасте 7-ми лет также может проявить себя такое явление, как негативизм, однако, вероятность его возникновения намного меньше, чем в 3-х годовалом и подростковом возрасте.

Подростковый возраст сам по себе является очень сенситивным периодом в жизни каждого ребёнка, у кого-то возрастной кризис проявляется чрезмерно, а кто-то почти не замечает негативных моментов. Негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой живёт ребёнок, от стиля семейного воспитания и от поведения родителей, которому подражают дети. Если ребёнок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, вредными привычками, агрессией и неуважением, то негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя покажет.

Кризис подросткового возраста проявляется в снижении интеллектуальной деятельности, слабой концентрации внимания, пониженной трудоспособности, резкой смене настроения, повышенной тревожности и агрессивности. Фаза негативизма у девочек может развиваться раньше, чем у мальчиков, однако, по продолжительности она меньше. Согласно исследованиям знаменитого психолога Л. С. Выготского, негативизм у девочек-подростков чаще проявляется в предменструальный период, и имеет чаще пассивный характер с возможными проявлениями вербальной агрессии. Мальчики же сами по своей природе более агрессивны, и характер такого поведения часто носит физический характер, проявляющийся в драках. Подросток изменчивв во всём: и в поведении, и в эмоциональном проявлении, ещё некоторое время назад он вёл себя демонстративно и был в приподнятом настроении, а через пять минут настроение упало и исчезло желание с кем-либо общаться. Такие дети не успевают в школе, грубят учителям и родителям, игнорируют замечания и просьбы. Негативизм у подростков протекает от нескольких месяцев до года или не проявляется вообще, длительность зависит от индивидуальных личностных особенностей.

Кризис трех лет: семизвездие симптомов

Ребенок в период с 1 до 3 лет учится очень многому – ходить, разговаривать, активно познавать окружающий мир. Мы, взрослые, ему в этом помогаем. Но с 2,5 – 3 лет с ребенком начинают происходить изменения – из ласкового и покладистого он превращается в строптивое и деспотичное существо. То есть, наступает «кризис 3-х летнего возраста». Давайте постараемся понять, что происходит в этот период с нашим ребенком, опираясь на книгу известного психолога Л.С. Выготского «Вопросы детской психологии».

Лев Семенович Выготский в своей книге указывает на семизвездие основных симптомов кризиса 3 лет:

1.
негативизм —
ребенок перестает делать то, что Вы просите не потому, что он не хочет делать это, а потому, что именно Вы (как взрослый) его об этом просите. Например, авторитарный взрослый говорит: «Это платье – черное». А ребенок в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно – белое». В ответ: «Оно – черное».
Здесь проявляется социальная тенденция — негативизм направлен против взрослого, который побуждает сейчас ребенка к тому или иному действию.
2.
упрямство —
малыш начинает настаивать на своем, не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал. Например: ребенка зовут со двора домой, но он отказывается. Ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался раннее, он и не идет. Мотив упрямства – ребенок связан своим первоначальным решением.
Здесь проявляется тенденция личностного отношения к самому себе.
3.
строптивость —
выражается в детском недовольстве «да, ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают.
Здесь – тенденция направлена против образа жизни, против норм воспитания, установленных и сложившихся для ребенка до 3 лет.
4.
своеволие —
ребенок стремится к самостоятельности, он все хочет делать сам.

5.
протест-бунт –
«война» со взрослыми, когда конфликты в семье становятся регулярными.

6.
деспотизм
– малыш достаточно жестоко и деспотично проявляет над всеми свою власть, диктуя, что он будет есть, что не будет, что он оденет, а что не оденет, можно маме уйти из дома или нет. То есть, ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. Ревность, когда есть другие дети в семье, — это та же тенденция к господству, деспотизму и власти.

7.
обесценивание
– ребенок трех лет перестает интересоваться тем, что было привычно и интересно раньше, чем дорожил малыш до кризиса трех лет (например, начинает ругаться).

Таким образом, кризис 3-х лет – это бунт и протест ребенка против авторитарного воспитания и взрослого, предлагающего опеку, образ жизни и нормы поведения, установленные на протяжении первых трех лет, и требующего самостоятельности. А кризис (внутреннее изменение личности ребенка) происходит в результате перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей. А нам, взрослым, родителям, нужно понять и принять, что кризис 3-х летнего возраста – это нормальное явление в развитии и становлении личности ребенка.

www.b17.ru

Вспышки раздражительности у детей

Они бывают время от времени почти у каждого двухлетнего ребенка. Даже у вполне здоровых детей они случаются довольно часто. Обычно такие приступы ярости начинаются примерно в годовалом возрасте и достигают своего пика в 2—3 года. Причиной для них могут стать разочарование, усталость, голод, злость и страх.

Темпераментные дети, склонные к упрямству и чувствительные к переменам, подвержены им в большей степени. Иногда родители замечают, как зарождается истерика, и упреждают ее, отвлекая внимание ребенка. В других случаях истерика начинается внезапно. Единственное, что остается делать родителям, — это переждать, пока буря утихнет.

Во время истерики лучше находиться рядом с ребенком, чтобы он не чувствовал своего одиночества. В то же время не следует сердиться на него, угрожать наказанием, уговаривать успокоиться или усиленно пытаться исправить ситуацию. Любая подобная реакция может привести к тому, что такие эпизоды будут возникать чаще и продолжаться гораздо дольше.

Когда же истерика миновала, следует переключиться на какую-нибудь приятную деятельность и оставить этот эпизод в прошлом. Сказанные между делом одобрительные слова: «Ты молодец, быстро успокоился» — помогут повысить самооценку ребенка и научат его быстрее приходить в себя в следующий раз.

Не забудьте похвалить и себя за то, что остались спокойны и сохранили самообладание. Это не так-то просто сделать, когда у двухлетнего малыша истерика.

Негативизм в психологии: что это

Термин «негативизм» используется в психологии для характеристики состояния человека, который сопротивляется любому проявлению внешнего воздействия. Следует обратить внимание на тот факт, что рациональное объяснение такой модели поведения, редко удается найти. Нередко люди, страдающие негативизмом, поступают вопреки собственным желаниям. В данном состоянии, человек негативно воспринимает окружающую действительность и испытывает необузданное желание совершать поступки, которые противоречат общепринятым нормам.

В педагогической сфере, данный термин используется для характеристики оппозиционной модели поведения, которая проявляется в виде отсутствия признания авторитета педагогов. Давайте рассмотрим, как проявляется негативизм в различных жизненных аспектах.

Негативизм (англ. negativism; от лат. negatio – отрицание) – сопротивление воздействию

Различные формы проявления сопротивления

В психологии, феномен негативизма подразделяется на две формы проявления: пассивная и активная. Активная форма этой поведенческой модели подразумевает проявление агрессии и резкого сопротивления, на попытки воздействия со стороны общественности. Негативизм имеет тесную связь с нонконформизмом, что заставляет человека совершать поступки, которые в определенных случаях противоречат его желаниям. Нонконформизм – это поведенческая модель, подразумевающая полную автономность и резкое осознанное сопротивление давлению социума. Разница между этими моделями поведения заключается в том, что негативизм часто проявляется в виде несознательных поступков.

Пассивная форма рассматриваемого феномена характеризуется полным отказом исполнять требования и просьбы окружающих людей. Существуют физиологические типы проявления данного личностного расстройства, которые проявляются в виде отказа от еды, сна, передвижений и контактов с окружающими миром. По мнению специалистов, негативизм является одной из неотъемлемых составляющих комплекса протестующего поведения. Помимо самого негативизма, в состав данного комплекса входит упрямство, имеющее обоснованные мотивы.

Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.

Негативизм в психологии — это состояние, при котором, человек отказывается придерживаться сложившихся социальных устоев и норм поведения. Подобный протест имеет определенное сходство с мутизмом. Под термином «мутизм» следует понимать психическое расстройство, которое заставляет человека отказаться от использования речи и жестикуляции для того, чтобы избежать общения с окружающими. Главным отличием этих состояний является то, что мутизм проявляется на фоне сильной эмоциональной травмы.

Заключительной составляющей комплекса протестующего поведения, является строптивость. В отличие от негативизма и упрямства, строптивость имеет направленность на различные общественные устои, включая важные события или саму систему человеческих ценностей.

Самой характерной чертой этого сопротивления является его необоснованность, отсутствие разумных для него оснований

Причина изменения модели поведения

Согласно мнению специалистов, негативизм является неотъемлемой составляющей сложных психических расстройств. К таким расстройствам относятся кататонический синдром, шизофрения, деменция и аутизм. Нередко, человек под влиянием затяжной депрессии, изменяет собственную модель поведения в сторону рассматриваемого феномена.

Если рассматривать негативизм в широком спектре проявления, то можно сказать о том, что главная причина его появления – состояние фрустрации.

Чаще всего данное состояние возникает на фоне длительного отсутствия возможности удовлетворить собственные потребности. В подобном состоянии человек негативно воспринимает окружающую обстановку и жизненные обстоятельства. На фоне подобного восприятия окружающего мира, человек испытывает психологический дискомфорт, который находит отражение в поведенческой модели.

Желание изменить общественные устои и отказ от соблюдения установленных норм, может возникнуть на фоне сложности интеграции в социум. Наличие данной проблемы приводит к гиперкомпенсаторной реакции, которая запускается на фоне коммуникативных сложностей. Рассматриваемая модель поведения может выражаться яростным упрямством на любую попытку оказать внешнее давление. Если человек с рассматриваемым расстройством ощущает, что требования общества значительно отличаются от его внутренних нужд, запустится своеобразная защитная реакция. Специалисты объясняют данный факт тем, что индивидуум нуждается в свободе самовыражения и возможности контролировать собственную жизнь.

Как взаимосвязаны негативизм и возраст

Перед тем как говорить о взаимосвязи возраста человека и его поведенческой модели, давайте уделим внимание вопросу, что такое нонконформизм, определение и проявление этого состояния. Под термином «нонконформизм» следует понимать модель поведения, которая подразумевает отстаивание личностных установок, которые прямо противоречат нормам, установленным в обществе. Ярким примером подобной модели поведения являются дети, которые относят себя к различным субкультурам (панки, готы и прочие неформалы).

Согласно статистическим данным, человек за свою жизнь сталкивается с несколькими возрастными кризисами. Этот период жизни ознаменует изменения в модели поведения и восприятии окружающего мира, что проявляется в виде частых эмоциональных перепадов. Во время возрастного кризиса, человек проявляет повышенную конфликтность, агрессивность и пессимистичное восприятие окружающего мира. В большинстве случаев, негативизм является неотъемлемой составляющей подобных изменений в восприятии. Чаще всего, рассматриваемый феномен встраивается в модель человеческого поведения под влиянием стрессовых факторов, которые оставляют индивидуума беззащитным против внешнего воздействия.

Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта

Согласно данным научных исследований, подавляющее большинство возрастных кризисов проявляются в возрасте от одного месяца до двадцати лет. Давайте рассмотрим самые распространенные кризисы:

  • кризис новорожденного;
  • кризис первого года жизни и трех лет;
  • школьный кризис;
  • кризис пубертатного возраста.

В более зрелом возрасте человек встречается лишь с двумя видами кризисных периодов. К таким периодам относятся достижение среднего возраста, и психологический стресс, вызванный выходом на пенсию.

Как проявляется негативизм в детском возрасте

Негативизм у детей чаще всего проявляется в возрасте трех лет, так как фундамент личностной модели поведения закладывается именно в этом возрасте. По достижению вышеуказанного возраста, дети начинают стремиться к самостоятельности, что приводит к появлению категоричности и упрямства. Данный период лучше всего можно описать с помощью словосочетания «Я сам». Желание самостоятельно познавать мир редко сопровождается наличием возможности самостоятельного исполнения желаемых действий. На фоне этого, развивается фрустрация, которая выступает в качестве неотъемлемой составляющей негативизма.

Молодым родителям следует уметь различать проявление рассматриваемого феномена с обычным непослушанием. Отказ от действий, которые малышу не хочется выполнять, является нормой для этого возраста. Рассматриваемый феномен проявляется в тех случаях, когда ребенок проявляет ярко выраженный отказ исполнять просьбы, озвученные взрослыми.

Клиническая картина

Негативизм является симптомом кризиса, вызванного переходом на определенную ступень человеческого развития. Помимо этого, данное состояние характерно для многих психических расстройств. Форма проявления данной модели поведения зависит от типа негативизма (пассивный или активный), и может выражаться как демонстративным неподчинением, так и пассивным сопротивлением. Многие люди, страдающие от этого расстройства, часто игнорируют рекомендации специалистов, что значительно осложняет процесс лечения.

Негативизм чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности

Негативизм проявляется в человеческой модели поведения в виде следующих признаков:

  1. Трудность создания коммуникативных связей и взаимодействия с окружающими людьми.
  2. Вспыльчивость, замкнутость и конфликтность.
  3. Недоверие и повышенная тревожность.
  4. Редкое желание идти на уступки вопреки собственному мнению.

Во взрослом возрасте проявления негативизма имеют большое сходство с нигилизмом. Нигилизм является определенной моделью мировоззрения, которая характеризуется как сознательный человеческий выбор. Люди с негативизмом в отличие от нигилистов, не обладают способностью контролировать собственное поведение.

Специалисты говорят о том, что описать внутреннее восприятие окружающего мира человека, страдающего негативизмом, крайне сложно, из-за того, что данная модель поведения воспринимается как норма. Охарактеризовать это расстройство можно, как наличие сложностей в формировании потребностей и желаний. Нередко развитие расстройства сопровождается внутренними конфликтами и агрессией, направленной на самого себя. При пассивной форме расстройства, у больных наблюдается заторможенность сознания, граничащая с равнодушием к происходящим вокруг событиям.

Как бороться с проблемой

Примеры нонконформизма часто встречаются в нашей жизни. Примерами подобного поведения в обществе могут стать различные государственные перевороты, когда люди несогласные с установленными порядками, пытаются навязать обществу собственные ценности. В отличие от нонконформизма, негативизм чаще проявляется в повседневной жизни, не связанной с общественностью. Наличие подобных расстройств у близких, является веским поводом для обращения к специалисту. Только психологическое воздействие опытного врача позволяет решить внутренний конфликт, который является первопричиной патологического упрямства.

В случае с детьми дошкольного возраста используются различные методики психической коррекции, построенные на формате игр и сказок. При появлении негативизма в подростковом возрасте, используются когнитивно-поведенческие методики. Очень важно, суметь найти необходимую нить, которая позволит выйти на контакт с подростком, замкнувшимся в собственном мире. Для того чтобы достичь необходимого результата, родители ребенка должны принимать непосредственное участие в лечении. Для корректировки поведения потребуется применить всю свою изобретательность, так как в противном случае, можно столкнуться с эмоциональным барьером, который построит подросток.

Родителям важно понимать, что давление в психологическом плане, оказываемое на ребенка, может привести лишь к ухудшению ситуации. Угрозы и физическое наказание заставят ребенка замкнуться в собственном мире. Специалисты рекомендуют использовать методику мягкого воздействия, которая основывается на компромиссах. Родителям следует стараться как можно реже становиться инициаторами конфликтов с детьми.

Основная задача терапии, научить ребенка правильно взаимодействовать с окружающим миром, благодаря прививанию позитивных моделей поведения. Достижение результатов в изменении собственной поведенческой модели должно сопровождаться похвалой и пониманием. Положительное подкрепление имеет важную роль для не до конца сформированной психики.

Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и в выполнении действий, противоположных требуемым

Профилактические методы

Конформизм и нонконформизм являются своеобразным балансом человеческой модели поведения. Преобладание одной из сторон этого феномена, может негативно сказаться на восприятии окружающего мира. Для того чтобы не допустить данного психического расстройства у близких, следует оказывать им поддержку и внимание. Чаще всего в подобной поддержке нуждаются люди, вступающие в кризисный возраст.

При проведении профилактики у детей, важно обучить их правильно адаптироваться в социуме. Пожилым людям, следует уделять особое внимание, так как часто по достижению старческого возраста, человек утрачивает коммуникационные связи с окружающими. Помните о том, что очень важно своевременно предотвратить развитие фрустрации, так как это состояние является основной первопричиной развития негативизма.

ktovdepressii.ru

Виды негативизма

Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.

Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят по лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.

Вместе с тем, негативизм нужно отличать от упрямства, так как упрямство имеет некие причины, а негативизм является немотивированным сопротивлением.

Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.

Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.

Психологическая коррекция детского негативизма

Наиболее эффективной в психотерапии детского негативизма является игра, так как данный вид деятельности является основным в этом возрасте. В подростковом же периоде можно применять когнитивно-поведенческую терапию, так как она богата разнообразными тренингами и помимо устранения самого негативизма, как явления, объясняет причины его возникновения.

Для детей младшего возраста и дошкольников достаточно эффективными являются следующие виды психотерапии: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия.

Психологи обозначили несколько приёмов, которые могут проводить родители. Рассмотрим основные правила для коррекции негативизма у детей:

  • осуждайте не самого ребёнка, а его плохое поведение, объясните, почему так поступать нельзя;
  • предложите встать ребёнку на место другого человека;
  • расскажите, как необходимо ребёнку поступить в конфликтной или неприятной ситуации, что ему говорить и как себя вести;
  • научите ребёнка просить прощение перед теми, кого он обидел.
  • Как избавиться от упрямства, как бороться? Всего 4 простых совета

    Учитесь быть гибкими

    Если к вам обращается человек с предложением или просьбой, не спешите сразу отказать. Даже если это предложение вам не выгодно и просьба заведомо невыполнима, подумайте, что сможете сделать для обратившегося к вам в качестве альтернативы. Поясните свою позицию, выскажите встречные пожелания или предложения.

    Найдите достойные примеры для подражания

    Как правило, упрямые люди считают себя главными, «самыми умными» и незаменимыми. Поэтому нужно объективно оценить собственные достижения, и, внимательно посмотрев по сторонам, найти достойную кандидатуру для подражания. Если такой человек имеется, обратите внимание на то, как он общается с людьми. Попытайтесь копировать его манеры, тембр голоса, стиль поведения.

    Если достойных примеров в вашем окружении не нашлось, обратитесь к классике. Почитайте мемуары знаменитых людей, посмотрите документальные фильмы о них.

    Детское нытье

    Детеныши многих видов млекопитающих зачастую скулят, чтобы привлечь к себе внимание и подать сигнал, что они голодны (вспомните, например, щенков). Это естественное явление, хотя порой оно может порядком действовать на нервы. В случае с новорожденным у вас нет другого выбора, кроме как попытаться угадать, что означает плач ребенка. Однако, когда малыш уже немного научился говорить, целесообразно настоять, чтобы он изъяснялся словами. Чаще всего достаточно твердо и без лишних эмоций сказать ему: «Скажи словами, я твое нытье не понимаю». Иногда, правда, это приходится повторять на протяжении нескольких месяцев, пока ребенок полностью не осознает смысл сказанного. Помните, что если вы поддадитесь на нытье (а соблазн сделать это бывает очень велик), то в дальнейшем вам будет значительно труднее искоренить эту привычку.

    Причины негативизма

    Негативизм, как черта характера, может сформироваться под влиянием разных факторов. Наиболее распространенными считаются влияние гормонального фона и генетическая предрасположенность. Вместе с тем, специалисты считают необходимым учитывать и ряд следующих психологических факторов:

    • беспомощность;
    • недостаток сил и умений для преодоления жизненных трудностей;
    • самоутверждение;
    • выражение мести и неприязни;
    • недостаток внимания.
    • Определить наличие этого состояния у себя человек может самостоятельно по наличию следующих симптомов:

    • мысли о несовершенстве мира;
    • склонность к переживаниям;
    • неприязненное отношение к людям с позитивным мировосприятием;
    • неблагодарность;
    • привычка проживать проблему, вместо поиска способа ее решения;
    • мотивация посредством негативной информации;
    • акцентирование внимания на негативном.
    • Исследования психологов позволили установить несколько факторов, на которых базируется негативная мотивация, среди них:

    • боязнь напороться на неприятности;
    • чувство вины;
    • страх утратить имеющееся;
    • недовольство своими результатами;
    • отсутствие личной жизни;
    • желание доказать что-то окружающим.

    При общении с человеком, у которого просматриваются признаки этого состояния, следует быть осторожным и не указывать ему в открытую на наличие данной патологии, так как у них возможно проявление реакции защиты, что еще больше укрепит их негативное восприятие.

    Вместе с тем, каждый человек способен самостоятельно проанализировать свое состояние и не дать себе «свалиться в негативизм».

    Как помочь негативисту

    Наталья Барложецкая дает такие советы родителям:

    • Четкие границы поведения. Нужно расставить все «можно» и все «нельзя» по ситуациям. Их баланс очень важен. Когда слишком много запретов, последует бунт.
    • Последовательность. Требования должны быть обязательными для всех: детей и взрослых. Несправедливость обостряет негативизм ребенка.
    • Режим дня. Его важность состоит в воспитании чувства порядка и безопасности. Когда знаешь, что будет дальше, чувствуешь себя комфортнее.
    • Поощрение. За обилием обязанностей нельзя забывать о правах ребенка. Поощрять позитивное отношение и подавать личный пример – ключ к успеху.
    • Фишка. Маленьким трюком может стать ведение дневника. Психолог Луиза Сандарараджан из Рочестерского психиатрического центра экспериментально доказала, что ведение дневника успокаивает и лечит. А создатель метода экспрессивного письма Джеймс Паннебейкер утверждает, что такое времяпровождение даже укрепляет иммунитет, улучшает сон и нормализует кровяное давление.

    Упрямый в любви

    Упрямство мы встречаем на всех этапах жизни: в детстве, в отрочестве, в зрелости и в старости. И на каждом уровне упрямство подтачивает наши жизненные силы. И больше всего негатива исходит от упрямства в отношениях. Своего или подруги — без разницы. Просто отношения являются той формой сосуществования, которая сопровождает нас практически круглосуточно. Вообще, если ты начал замечать в своих отношениях с подругой тень ослиного слабоумия, то надо бы тебе присмотреться к себе (в первую очередь!), а потом уже к ней. Есть вероятность, что упрямство одного из вас станет причиной многолетнего страдания обоих, и в конце не будет никакого хэппи-энда. Неудавшихся отношений больше, чем счастливых.

    Негативизм и возраст

    Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Именно на этот период приходится один из возрастных кризисов, который получил название «Я сам». Дети трех лет впервые начинают бороться за свою самостоятельность, они стремятся доказать свое взросление. Для возраста трех лет характерны такие признаки, как капризы, активное неприятие родительской помощи. Дети часто высказывают возражения на любые предложения. У детей трех лет проявлением негативизма является стремление отомстить. Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.

    Частым проявлением такого состояния у дошкольника является мутизм — речевой негативизм, который характеризуется отказом от речевого общения. В этом случае следует обратить внимание на развитие ребенка, чтобы исключить наличие серьезных проблем со здоровьем как психическим, так и соматическим. Речевой негативизм является частым проявлением кризиса трех лет. Редко, но возможно проявление подобного состояния в 7-ми летнем возрасте.

    Детский негативизм может свидетельствовать о наличии психической патологии или личностных проблем. Затянувшийся негативизм у дошкольника требует коррекции и особого внимания взрослых. Реакции протестного поведения характерны для подросткового возраста. Именно в это время негативизм у детей становится причиной частых конфликтов в школе и дома. Подростковый негативизм имеет более яркую окраску и проявляется в возрасте 15-16 лет. Постепенно, по мере взросления, эти проявления исчезают при грамотном подходе родителей. В некоторых случаях требуется коррекция поведения. С этой целью родители взбунтовавшегося ребенка могут обратиться за помощью к психологу.

    В настоящее время специалисты отмечают смещение границ возрастных кризисов у подрастающих поколений. В связи с этим, явления негативизма становятся типичными для молодых людей в возрасте 20-22 лет, что, несомненно, накладывает отпечаток на их социализацию. Негативизм может проявиться и в более зрелом возрасте, и у пожилых людей в период обострения личных неудач. Кроме того, он встречается при деменции и прогрессивном параличе.

    indepress.ru

    (печатается с сокращениями)

    Одна из ярких отличительных особенностей кризиса трех лет — негативизм, упрямство ребенка, желание во что бы то ни стало настоять на своем. Взрослые, как правило, расценивают эти «симптомы» только со знаком минус. Так ли это? Ведь отрицательность в скрытом виде присутствует во всех личностных проявлениях, поскольку без потенциала негативности нет свободы воли. Без возможности отрицательного действия невозможно позитивное, нормативное, социально одобряемое действие. В беспроблемном поле позитивное действие теряет характеристики личностного, внутренне свободного, индивидуального проявления человеческой сущности. Трехлетний ребенок будто бы знает: если он сейчас не сломает всю систему взаимоотношений со взрослым, не отстоит свое право действовать по-своему, даже если это не одобряется окружающими людьми, он не состоится как личность. Другое дело, что отрицательные деяния не должны перевешивать позитивные личностные проявления, не должны становиться самодовлеющими, не должны стать единственным способом проявления личностной индивидуальности, подменяя собой действительное творчество. В этом случае у человека развивается деструктивное, девиантное, даже преступное поведение. Поэтому способ разрешения кризиса трех лет невероятно важен для дальнейшего развития ребенка.

    По материалам Е.БЕРЕЖКОВСКОЙ и Е.КРАВЦОВОЙ

    М ы имеем три точки зрения, с помощью которых следует анализировать кризис трех лет.

    Во-первых, мы должны предположить, что все перемены, все события, совершающиеся в период этого кризиса, группируются вокруг какого-либо новообразования переходного типа. Затем мы должны рассмотреть, какая смена центральных и побочных линий развития здесь происходит. И, наконец, оценить критический возраст с точки зрения зоны его ближайшего развития, т.е. отношения к следующему возрасту.

    «Первый пояс» симптомов, или Cемизвездие кризиса трех лет

    Негативизм

    Рассмотрение надо начинать с симптомов возраста. Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, — возникновение негативизма. Когда говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка.

    Негативизмом мы будем называть такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. Тут происходит своеобразный сдвиг мотивировок.

    Девочка на 4-м году жизни, с затянувшимся кризисом трех лет и ярко выраженным негативизмом, хочет, чтобы ее взяли на конференцию, на которой обсуждают детей. Я приглашаю девочку. Но, так как я зову ее, она ни за что не идет. Она упирается изо всех сил. «Ну, тогда иди к себе». Она не идет. «Ну, иди сюда» — она не идет и сюда. Когда ее оставляют в покое, она начинает плакать. Ей обидно, что ее не взяли. Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию. Девочке хотелось бы пойти, но потому, что ей предложили это сделать, она никогда этого не сделает.

    При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном. Например, взрослый, подходя к ребенку, говорит авторитетным тоном: «Это платье черное», — и получает в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно — белое», ребенок отвечает: «Нет, черное». Стремление противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят, есть негативизм в собственном смысле слова.

    Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. В данном случае реакция при определенном действии ребенка мотивировалась не содержанием самой ситуации: хочется или нет сделать ребенку то, о чем его просят. Негативизм есть акт социального характера: он раньше всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем ребенка просят. И второй существенный момент — новое отношение ребенка к собственному аффекту. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции. По поводу отношения к аффекту напомню о раннем детстве до кризиса трех лет. Наиболее характерно для раннего детства, с точки зрения всех исследований, полное единство аффекта и деятельности. Ребенок весь находится во власти аффекта, весь внутри ситуации. В дошкольном возрасте появляется мотив еще и в отношении других людей, что непосредственно вытекает из аффекта, связанного с другими ситуациями.

    Второй симптом кризиса трех лет — упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство надо уметь отличать от настойчивости. Например, ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается, чтобы это было выполнено. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех лет. Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Скажем, ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался, он и не идет. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Только это и будет упрямством.

    Два момента отличают упрямство от обычной настойчивости. Первый момент — общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством. Например, он любит кататься на санках и поэтому будет стремиться целый день находиться во дворе.

    И второй момент. Если для негативизма характерна социальная тенденция, т.е. ребенок делает что-то наоборот по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе. Нельзя сказать, что ребенок от одного аффекта свободно переходит к другому, нет, он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится. Мы имеем другое отношение мотивировок к собственной личности ребенка, чем до наступления кризиса.

    Строптивость и своеволие

    Третий симптом считается настолько центральным для возраста, что и весь критический возраст получил название «возраст строптивости».

    От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость, скорее, направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем «да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до трех лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. Строптивость от упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.

    До кризиса ребенок был заласканным, послушным, его водили за ручку, и вдруг он становится строптивым существом, которое всем недовольно. Это противоположно шелковому, гладкому, мягкому ребенку, это нечто такое, что все время сопротивляется тому, что с ним делают.

    От обычной недостаточной податливости ребенка строптивость отличается тенденциозностью. Ребенок бунтует, его недовольное, вызывающее «да ну!» тенденциозно в том смысле, что оно действительно проникнуто скрытым бунтом против того, с чем ребенок имел дело раньше.

    Остается еще четвертый симптом — своеволие, своенравие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности. Этого раньше не было. Теперь ребенок хочет все делать сам.

    Второстепенные симптомы семизвездья

    Из симптомов анализируемого кризиса указывают еще на три, но они имеют второстепенное значение. Первый — протест-бунт. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом. С этим связан симптом обесценивания. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться. Ш.Бюлер образно описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка, что она дура, чего раньше он и сказать не мог.

    Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят. И наконец, указывают еще на двойственный симптом, обнаруживающийся в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Мать не должна уходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Ему должны достать все, что он требует; есть он этого не станет, а будет есть то, что он хочет. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: по отношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети. Здесь та же тенденция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревнивого отношения к другим детям.

    Симптомы второго пояса кризиса трех лет

    Благодаря изменениям социальных отношений ребенка, его аффективной сферы, всего, что наиболее для него дорого, ценно, что затрагивает его самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов, и очень часто мы имеем дело с невротическими реакциями детей. Эти реакции носят болезненный характер. У невропатических детей именно в кризисе трех лет мы нередко видим появление невротических реакций, например, энурез, т.е. ночное недержание мочи. Ребенок, привыкший к опрятности, при неблагополучном течении кризиса часто возвращается в этом отношении к ранней стадии. Ночные страхи, неспокойный сон и другие невропатические симптомы, иногда резкие затруднения в речи, заикание, крайнее обострение негативизма, упрямства, так называемые «гипобулические припадки», т.е. своеобразного вида приступы, которые внешне напоминают припадки, но, по сути дела, не являются болезненными припадками в собственном смысле слова (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками, ногами), а представляют собой крайне заостренные черты негативизма, упрямства, обесценения, протеста, о которых мы уже говорили.

    Позвольте привести пример из собственных наблюдений над совершенно нормальным ребенком с очень трудным протеканием кризиса трех лет. Ребенок на 4-м году жизни, сын трамвайного кондуктора. Деспотия проявлялась у ребенка чрезвычайно резко. Все, что он требовал, должно было полностью исполняться. Например, когда он по улице шел с матерью, он потребовал, чтобы она подняла лежащую на земле бумажку, хотя бумажка была ему совсем не нужна. Ребенок был доставлен к нам с жалобой на приступы. Когда отказываются исполнить его желание, он бросается на пол, начинает дико кричать, бить руками и ногами. Но это не патологические судороги, а форма поведения, которую некоторые авторы оценивают как возврат к реакции младенческого возраста, когда ребенок кричит и перебирает ручками и ножками. У наблюдаемого нами ребенка это припадки бессильной злобы, когда он не в состоянии иначе протестовать и устраивает скандал. Я привожу это как пример осложнений кризиса трех лет, которые составляют второй пояс симптомов: они не принадлежат к числу основных признаков кризиса, а представляют одну цепь — от трудного воспитания внутри семьи до того состояния, которое дает невротические, психопатические симптомы.

    О чем говорят симптомы?

    Попытаемся определить, какие же события происходят в развитии ребенка, какой смысл, какое значение имеют описанные симптомы.

    Нетрудно видеть, что кризис выступает главным образом такими чертами, которые позволяют распознавать в нем как бы бунт против авторитарного воспитания. Это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте.

    Ребенок, раньше не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становится трудным для взрослых. Из «беби», которого носили на руках, он превратился в существо строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее или деспотическое, так что сразу весь его облик в семье изменяется.

    Ребенок в раннем детстве — это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных отношений к окружающим, с которыми он связан. В кризисе трех лет происходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их со злости, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Все симптомы вращаются вокруг оси «я» и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяются отношения ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности.

    Т ак называемое «семизвездие симптомов кризиса» обнаруживает: новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Кризис протекает прежде всего как кризис социальных отношений ребенка.

    Что существенно перестраивается во время кризиса? Социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, к авторитету матери, отца. Происходит также кризис личности — «я», т.е. возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка, а не с данным мгновенным желанием, мотив дифференцирован от ситуации. Проще говоря, кризис протекает по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

    В общем, симптомы, взятые вместе, производят впечатление эмансипации ребенка: как будто раньше взрослые водили его за руку, а теперь у него появилась тенденция ходить самостоятельно.

    Я много раз обращал внимание на мысль Ч.Дарвина: ребенок с момента рождения физически отделен от матери, но ни его питание, ни передвижение невозможно без матери. Дарвин считает это выражением биологической несамостоятельности ребенка (у сумчатых животных существует морфологическое приспособление — сумка, в которой помещаются детеныши после рождения), его биологической неотделенностью. Продолжая мысль Дарвина, нужно сказать, что ребенок в раннем детстве биологически отделен, но психологически он еще не отделен от окружающих его людей. Ребенок до 3 лет социально не отделен от окружающих, и в кризисе трех лет мы имеем дело с новой стадией эмансипации

    .

    dob.1september.ru

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]