В последнее время все чаще можно услышать термин «клиповое мышление». Что же означает это понятие?
Слово «clip» в переводе с английского означает «фрагмент», «вырезка», «отрезок», «отрывок». Таким образом, этот феномен представляет собой такой тип мышления, при котором человек воспринимает окружающий мир, как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой образов.
Человек, обладающий клиповым мышлением, может эффективно работать только с короткими отрывками информации и ему трудно воспринимать большие и сложные объемы. Этому феномену, в той или иной степени, подвержены практически все современные дети и молодые люди.
Клиповое мышление – гипотеза
Клиповое мышление (от англ. clip – фрагмент, отрывок из фильма, клипа, вырезка из газеты) – особенность современного человека образно воспринимать информацию через короткую трансляцию, послания, промелькнувшие в новостях СМИ, интернета. Когда появился термин «клиповое мышление»? Первое упоминание в качестве «клиповой культуры» – явление описывается в книге американского футуролога Э. Тоффлера «Третья волна» как бесконечное мелькание информационных отрезков.
Признаки клипового мышления
Проблема клипового мышления приобретает масштабность, печальным становится тот факт, когда человек полностью «потерялся» в информационных дебрях, разучился мыслить и думать самостоятельно: «зачем, если можно спросить Google?». Определить человека с клиповостью сознания можно по следующим признакам:
- бедность мимики и эмоций;
- отсутствие эмпатии (сопереживания);
- поспешные суждения и выводы;
- скудный словарный запас, цитирование фразами из фильмов, афоризмов, мемов из соцсетей;
- проблемы с запоминанием.
Плюсы и минусы клипового мышления
Однозначно сказать, что феномен клипового сознания – это плохо, нельзя. Всегда есть веские причины для появления любого вида феноменов, и опасность клипового мышления проистекает при акценте на негативных аспектах явления. Чтобы понять чего следует опасаться, а что можно взять полезного на вооружение, важно осветить положительные и отрицательные стороны клипового мышления:
- быстрота реакции и оперативность в резко меняющихся условиях, при принятии важных решений;
- продуктивность в условиях многозадачности;
- быстрое переключение внимания;
- защита мозга от перегрузки избыточной информацией;
- интеллектуальный рост, поглощение разного вида информации, желание познавать мир.
Минусы:
- анализ информации заменяется ее потреблением, без «переваривания»;
- сниженная концентрация внимания на конкретной задаче (скачкообразное внимание);
- отсутствие глубокого усвоения знаний;
- подверженность чужому влиянию и манипуляциям;
- обеднение эмоционального интеллекта – в эпоху лавинообразного негатива (жестокости, насилия) транслирующегося СМИ, психика защищается, и чувства сопереживания, ответственности притупляются;
- в условиях сложной задачи – растерянность и неспособность ее решить.
Появление термина
Термин «клиповое мышление» или «клиповое сознание», зародился в психологии относительно недавно – в середине 90-х годов. Именно тогда на отечественном телевидении стали массово появляться различные музыкальные видеоклипы, сюжеты которых, как правило, представляют собой не целостный, законченный образ, а цепочку мало связанных между собой по смыслу видеокадров. Очень часто смысл звучащей песни оказывается логически не связанным с темой видеоряда, представленного зрителю.
В последующие годы все больше фильмов, мультфильмов и телешоу строятся именно по этому принципу: сюжет в них разделяется на короткие блоки информации, часто сменяющие друг друга и не имеющие особой логической связи. Еще одним ярким примером является телевизионная реклама: информация в ней преподносится очень быстро, кадры часто сменяют друг друга, даже не давая человеку до конца вникнуть в их смысл. Телевизионные новости тоже все больше перенимают этот принцип. Газетные и журнальные заметки становятся все более короткими, информация в них не несет глубины.
С появлением у людей возможности общаться сначала с помощью СМС по мобильному телефону, а затем в социальных сетях в интернете, проблема клипового мышления усугубилась еще больше. Люди привыкают общаться короткими сообщениями. Их мышление становится осколочным, фрагментарным. Такой человек начинает воспринимать окружающий мир, как своеобразный калейдоскоп разрозненных фактов и образов, у него появляется потребность все время получать новые порции информации, но при этом он не вникает в ее суть. Не осмыслив одной темы, человек переходит к другой, затем к третьей, быстро забывая увиденное и услышанное.
Клиповое сознание заставляет человека воспринимать жизнь не целостно, а как некий видеоклип – последовательность различных, не связанных друг с другом событий.
Клиповое и понятийное мышление
Клиповое мышление – феномен современности напрямую связан с цифровым миром и является продуктом адаптации человека в современных реалиях. Клиповое и понятийное мышление – оба вида присутствуют у человека и имеют свои особенности:
- Понятийное мышление – глубокое, проникновенное до сути, присущее людям точных наук (физики, математики). Клиповое или фрагментарное мышление – поверхностное, характерно для творчески мыслящих людей, бизнесменов.
- Понятийное мышление – это медленный процесс обработки информации, в сложных ситуациях доходящий до ступора, клиповое мышление характеризуется быстрым восприятием и анализом поступающей информации.
Образы, которые помогают нам понять мир, создают ошибки прогнозирования
Чтобы понять ситуацию и сделать вывод, разум инстинктивно использует когнитивную согласованность. Мы создаём мысленный образ, чтобы объяснить идею или понятие.
Пример. Чтобы понять, что надеть летом, мы вспоминаем образ летней погоды — солнце, зелёную листву, пляж.
Мы доверяем этим образам, даже когда статистическая информация расходится с ними.
Пример. Если летом метеорологи предсказывают прохладную погоду, вы всё равно можете надеть шорты и футболку − так подсказывает мысленный образ лета.
Мы излишне уверены в наших мысленных образах. Но можно преодолеть эту самоуверенность и научиться предсказывать.
- Используйте предсказание отсчётного типа. Вместо того чтобы основывать решения на общих мысленных образах, можно сделать более точный прогноз, используя конкретные примеры.
- Можно спланировать долгосрочную политику минимизации рисков − конкретные меры в случае успеха и неудачи в прогнозе. С их помощью вы сможете опираться на доказательства, а не на общие представления, и делать более точные прогнозы.
Клиповое мышление у детей
Клиповое мышление современных школьников – это проблема глобального масштаба, считают педагоги. Детям сложно излагать свои мысли, они не хотят читать и анализировать, писать сочинения и учить стихи наизусть. Подача информации от учителя к ученику всегда носила прямой устный характер, сегодня, клиповое мышление современных детей ставит преподавателя в другие условия передачи информации. Чтобы заинтересовать ребенка, важна образно-насыщенная подача уроков с минимум текста:
- яркая презентация;
- изображения по теме;
- запоминающиеся формулировки.
Развивать у детей понятийное мышление помогут:
- дискуссии по теме урока;
- специальные тренинги, обучающие сосредоточению внимания на одной задаче, цели, предмете.
Для родителей будет полезным:
- уделять детям больше внимания (совместное времяпрепровождение);
- побуждать ребенка больше говорить, высказывать свое мнение на разные темы.
Мы с трудом понимаем статистику и часто совершаем предотвратимые ошибки при прогнозировании
Чтобы спрогнозировать определённые события, нужно запомнить базовый коэффициент.
Пример. Представьте, что в таксопарке 20 % жёлтых машин и 80 % красных. То есть базовый коэффициент для жёлтого такси составляет 20 %, а для красного — 80 %. Если, заказывая такси, вы хотите угадать цвет машины, вспомните базовые коэффициенты, и прогноз будет вернее.
К сожалению, мы часто игнорируем базовую информацию, предпочитая ориентироваться на ожидаемые, а не на наиболее вероятные события.
Пример. Если мимо вас проехали пять жёлтых такси, очень высока вероятность того, что следующая машина будет красной (вспомним базовый коэффициент). Но вместо этого мы ожидаем увидеть жёлтое такси и нередко ошибаемся.
Игнорирование базовой информации — распространённая ошибка. Нам сложно запомнить, что всё стремится к среднему показателю.
Пример. Если футбольный форвард, в среднем забивающий пять голов в месяц, в сентябре забьёт десять голов, тренер будет в восторге; но если в октябре он забьёт всего один гол, тренер раскритикует его, хотя игрок просто регрессирует к среднему.
Как избавиться от клипового мышления?
То, что происходит с людьми наряду с развитием информационных технологий – это тоже ступень эволюции и конкретного ответа на вопрос: «Как бороться с клиповым мышлением?» – нет, потому как это неизбежность времени. Но то, на какую информацию тратить свое время – этот выбор человек совершает индивидуально. Оградить себя от ненужного информационного мусора можно соблюдая следующие рекомендации:
- перестать следить за новостями (кроме негатива и незначительных событий они не несут);
- любую сомнительную информацию подвергать критике и анализу;
- отписаться от соцсетей (для начала, если это тяжело, то от 1 – 2);
- начать читать книги в бумажном варианте, информация усваивается лучше на 25%, нежели чем с электронных носителей, как альтернативу можно слушать аудиокниги;
- 1 – 2 раза в неделю устраивать дни без гаджетов, насколько это является возможным.
Мы далеко не всегда сознательно контролируем свои мысли и действия
О чём вы подумаете, увидев слово с пропущенными буквами «М__О»? Вероятно, ни о чём. Но, услышав слово «ЕДА», вы дополните его до «МЯСО». Этот процесс называется праймингом: идея «ЕДА» даёт установку на «МЯСО», а идея «МЫТЬ» даёт установку на «МЫЛО».
Прайминг влияет не только на мысли, тело тоже может подвергаться воздействию.
Пример. Проводилось исследование, в котором испытуемые слышали слова, ассоциирующиеся с пожилыми людьми. После этого они бессознательно начинали двигаться медленнее.
Прайминг показывает, что мы не полностью контролируем свои действия, суждения и выбор. Нами управляют определённые социальные и культурные условия.
Пример. Согласно исследованию Кэтлин Вос, мысль о деньгах даёт установку на индивидуализм. Люди, которым показывали изображения денег, действовали более независимо и неохотно взаимодействовали с другими. Один из выводов исследования — жизнь в обществе, основанном на деньгах, может сделать наше поведение далёким от альтруизма.
Прайминг может влиять на выбор, решения и поведение индивида, что отражается на культуре и обществе, в котором мы живём.
Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления?
Клиповое мышление – психология этого феномена еще не раскрыта и подлежит наблюдению и исследованию. Но как оставаться сосредоточенным на текущих задачах в век клипового фрагментарного мышления, когда на человека обрушивается тонна информации исходящая с мониторов современных гаджетов. Итальянский психолог с 35-летним стажем Л.Д. Палладино в своей книге «Максимальная концентрация. Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления» делится простыми и работающими рекомендациями:
- При отвлечении внимания от дела на смартфон или новости в интернете важно начать осознанно наблюдать за собой и задать вопрос: «Чего я сейчас не делаю? – это помогает осознать беспокойство и избегание.
- Борьба с прокрастинацией.
- Начать развивать в себе уверенность.
- Развивать эмоциональный интеллект – клиповое мышление приводит к «скудности» эмоций.
- Воспитывать в себе и детях духовность, прививать непреходящие во времени ценности.
Принимая быстрые решения, разум использует эвристику
Для быстрой оценки ситуации разум создал ярлыки, помогающие понять окружающую обстановку. Они называются эвристикой. Зачастую разум злоупотребляет ею. Используя неподходящие к ситуации ярлыки, мы делаем ошибки.
Рассмотрим два типа эвристики:
1. Эвристика замены: мы упрощаем заданный нам вопрос.
Пример. «Эта женщина претендует на пост шерифа. Насколько успешной она будет в этой должности?». Мы автоматически упрощаем этот вопрос. Вместо того чтобы проанализировать опыт и принципы кандидата, мы спрашиваем себя: «Действительно ли эта женщина соответствует нашему представлению о хорошем шерифе?». При отрицательном ответе мы можем отказать этой женщине, даже если она является лучшим кандидатом на должность.
2. Эвристика доступности: мы склонны преувеличивать вероятность того, о чём часто слышим или легко запоминаем.
Пример. Из-за инсультов умирает больше людей, чем в авариях. Но 80 % опрошенных считают смерть от несчастного случая более распространённой. СМИ гораздо чаще говорят о таких смертях, они запоминаются и производят более сильное впечатление.
«Клиповое мышление» – фильм
В апреле 2014 г. режиссер Сергей Краус представил общественности «Клиповое мышление» – документальный фильм, вызвавший неоднозначные мнения среди зрителей: кто-то назвал просмотренное псевдонаучным бредом, другие увидели в этом фильме рецепт как быть успешным в 21 веке при огромном обилии информации, 90% которой «шлак». Гибкое сознание ребенка в этом информационном потоке пытается приспособиться и становится клиповым. Фильм достоин просмотра, особенно тем, кто хочет понять мышление современной молодежи.
Самое главное
В нашем сознании работают две системы. Первая действует инстинктивно и не требует особых усилий; вторая нетороплива и требует концентрации внимания. Наши мысли и действия зависят от того, какая из двух систем управляет нашим мозгом.
Нашему разуму присуща лень, поэтому мозг использует ярлыки для экономии энергии. Это происходит неосознанно, и мы часто совершаем ошибки. Зная о существовании лени, мы можем делать правильные выводы.
- Повторяйте сообщение! Сообщения более убедительны, если мы неоднократно повторяем их. Повторяющиеся события, не имевшие плохих последствий, считаются хорошими по определению.
- Не дайте эвристике доступности затуманить ваш взгляд. Мы часто переоцениваем вероятность различных бедствий из-за ярких образов, созданных СМИ.
- В хорошем настроении раскрываются творческие способности и интуитивное мышление. Хорошее настроение ослабляет контроль Системы 2 над разумом. Его бдительная и аналитическая часть передаёт управление интуитивной и быстро думающей системе, что раскрывает наши творческие способности.
Автор книги: Даниэль Канеман