Тема 15: Сказкотерапия. Основные приемы работы со сказкой.

История возникновения

Сказкотерапия как отдельная ветвь психотерапии возникла в Санкт-Петербурге и ее основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она превратила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии, в целую ветвь науки. Затем многие отечественные психологи и психотерапевты использовали этот метод в своей практике (Э. Фромм, Вачков И.В, Лисина Е. и другие).

Сказки издревле использовались в качестве передачи информации. Сказочные истории обладают поистине огромной силой воздействия на сознание и подсознание не только детей, но и взрослых. В первую очередь для детей это способ познания мира и вырабатывания поведения в определенных ситуациях. Смешные и поучительные истории способствуют развитию мышления и аналитических способностей у ребенка. Также, в процессе анализа услышанного или прочитанного, у детей развивается фантазия, они учатся искать собственные выходы из различных ситуаций.

У взрослых эти механизмы также прекрасно работают. На многих семинарах и тренингах специалисты используют сказки в виде наглядных пособий или способов донести информацию кратчайшим путем. В индивидуальной работе, ориентированной непосредственно на клиента, сказки используются для глубокого анализа ситуаций и поиска новых выходов из сложившегося положения.

Формированию сказкотерапии предшествовали три этапа

  1. Этап спонтанного создания и передачи историй. Он продолжается и сейчас, поскольку человечество не перестает придумывать сказки.
  2. Этап научного осмысления метафорического материала. Собирать, систематизировать и исследовать фольклор в Европе начали братья Грим, Шарль Перро, Владимир Даль.
  3. Этап использования сказки «упаковки» основного инструментария психолого – педагогической работы. На этом этапе начали использовать сказку педагоги и психологи. Они активно создавали дидактические сказки, появилось само понятие сказкотерапии, начало развиваться это направление в психологии.

Типы сказок

Сказкотерапия подразумевает использование не столько уже существующих историй, сколько написание и создание новых. Для того, чтобы осознанно составить новую сказку, необходимо разбираться в их типологии.

Дидактическая сказка

Чаще всего именно этот вариант используется для работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста. С помощью нее можно передать новую информацию, навык или умение. Для развития аналитических способностей и закрепления информации в конце каждой сказки есть несложное задание в виде игры.

Спектр тем, которые могут быть обыграны, просто огромен. К ним относятся правила дорожного движения (как правильно переходить дорогу), важность поздравления родителей с праздниками, обучение самостоятельности и многое другое.

Такую сказку можно не только рассказывать, эту же цель могут выполнять мультики и небольшие сценки с одним сюжетом.

«Взрослая» сказкотерапия редко пользуется именно таким методом, так как взрослые люди относятся с большой долей скепсиса к подобным наглядным пособиям. Для ребенка же «впитывать» информацию в игровой форме наиболее естественный процесс, чем нередко пользуются в детском саду.

Психологическая сказка

С помощью психологической сказки врач пытается повлиять на развитие личности. Чаще всего такая история основана на реальных событиях, но имеет определенную долю вымысла. Информация передается в виде метафор и аллегорий.

Задача, которая выполняется при помощи психологической сказки, несколько отличается от цели сказки дидактической. В этом случае действия специалиста направлены на то, чтобы развить и укрепить определенные личностные качества пациента. Например, зачем доверять, зачем заботиться, зачем беречь себя. Это те вопросы, ответы на которые и позволяют личности формироваться.

Психокоррекционная сказка

Этот вид сказочных историй направлен на коррекцию определенной психологической проблемы и подходит для работы как со взрослыми, так и с детьми. В первую очередь с помощью истории демонстрируется неэффективный стиль поведения, а затем показываются альтернативные пути развития ситуации. Для этого можно использовать как события повседневной жизни, так и абсолютно сюрреалистические ситуации.

При этом во время сеанса большое значение имеет обсуждение услышанного или прочитанного. В первую очередь свое мнение высказывает пациент, а потом уже, на основании этого, говорит специалист. Интерпретация данных может многое прояснить и более полно раскрыть внутренний мир и проблему клиента.

Психотерапевтическая сказка

Сказкотерапия началась именно с нее. С помощью данных историй можно воздействовать на психику пациента, передавать ему знания и навыки. Они отличаются неприкрытой мудростью, затрагивают темы отношений человека с окружающим миром и самим собой.

Специалист с помощью психотерапевтической сказки старается вернуть веру пациента в себя, оказывает поддержку и помощь в определенной психологически трудной ситуации. В основе таких историй часто лежат притчи или буддийские сказания.

Медитативная сказка

Эти рассказы используются для снятия внутреннего напряжения, структурирования мыслей и создания позитивных мыслеобразов. Это наиболее сложный метод, который используется в сказкотерапии. Специалист, который берется осваивать эту методику, должен обладать не дюжим талантом рассказчика, уметь «уводить» словом и передавать точные образы.

Важно уметь создать правильное эмоциональное состояние у слушателей. Необходимо излагать материал так, чтобы любой мог четко увидеть передаваемый образ. Даже те, кто яблоко просто так не визуализирует! Медитативная сказка направлена на разговор с бессознательным, на передачу информации сразу на «подкорку». Поэтому важно уметь погрузить слушателей глубоко в рассказываемую историю.

Чтобы усилить эффект, необходимо в кабинете создать мягкую, спокойную обстановку. Для этого прекрасно подойдет приглушенное освещение, негромкая музыка, например, звуки природы. Голос рассказчика должен течь плавно, размеренно. История может не иметь четкого сюжета, но должна быть направлена на работу с архетипами.

Сказкотерапия

Для многих людей глубокие позитивные личностные изменения начинаются с изменения внешности. С другой стороны, человек, на­копивший внутри огромный потенциал и не знающий, как его реали­зовать, облачаясь в специально подбираемый сказочный костюм, «ма­териализует» скрытые доселе личностные тенденции и способности. Ведь часто для нового самоощущения старый костюм не годится — процесс трансформации целостен и затрагивает каждую клеточку че­ловека, каждую струну его Души и, конечно же, внешность.

С новым имиджем человек символически получает и новое про­шлое, настоящее и будущее. Прожив жизнь сказочного образа, он при­обретает дополнительную силу. Как мы бессознательно опираемся на свой Род, точно так же мы можем найти новую опору и в прожитой нами жизни сказочного существа1.

В сказочном образе человек может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни. Хрупкая, застенчивая девушка с сутулой спиной и не­уверенным взглядом, преображаясь в сказочную Королеву, проявляет совершенно не свойственный ей стиль поведения. Ее осанка исправ­ляется, подбородок горделиво приподнимается, в голосе появляются грудные ноты, движения становятся уверенными и мягкими. Мель­чайший полужест отражает в зеркале повелительницу. Бесшабашный молодой человек, преображаясь в Стража Волшеб­ной страны, на глазах приобретает основательность. Жеманная женщи­на, переодеваясь Художником, становится трогательно-романтичной.

Часто новый образ подчеркивает «естество» человека, то, что тща­тельно скрывается, ибо это и есть «самое трепетное и ранимое». Смотрясь в большое зеркало, человек общается со своим альтернативным «Я». Если представить, что внутри нас живет целое сказочное коро­левство, то в зеркале можно увидеть одного из его жителей и погово­рить с ним.

Немаловажен процесс сказочной имидж-терапии и для детей. Кто из солидных ныне женщин не переодевался в невесту или принцессу, мастеря костюм из старых вещей? Сам контекст сюжетно-ролевых игр предполагает метаморфозу2. Это легко и естественно укладывается в идею имидж-терапии. Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. В сказоч­ной среде они могут выбрать для перевоплощения любой персонаж. Можно предложить им ряд аксессуаров и костюмов (накидки, короны, шляпы, перья, игрушечные шпаги и мечи, корзинки, платочки, веера, украшения, ткани и пр.) для того, чтобы они, переодеваясь, перед зер­калом «собрали» свой образ. Можно изготовить большую короб­ку, из которой можно сделать Волшебный Сундук. Находясь в Сказоч­ной стране, дети могут вынимать из него различные предметы, примерять их перед зеркалом, создавая свой образ. Когда ребенок подберет себе костюм, можно пригласить его к большому «Сказочному Зеркалу». «Если бы сказочный художник рисовал твой портрет, в какой позе ты бы зас­тыл?» — спрашивает ведущий. Преображенному ребенку предлагается продемонстрировать, как ходит его персонаж, что он любит, что не лю­бит, какое у него любимое занятие, с кем он дружит и пр. Если сказоч­ная имидж-терапия проводится с подростками, можно расспросить о персонаже более подробно: счастлив ли герой (или героиня), какие у него планы на будущее, какова его история (откуда он родом, что предше­ствовало его появлению здесь и сейчас, что он намерен делать дальше, нуждается ли он в помощи и пр.). Задача ведущего — собрать как можно больше проективной информации о персонаже, в которого перевопло­тился человек. Таким образом выявляются личностные тенденции, мо­тивы, эмоциональные состояния, ценностные ориентации человека. Находясь в образе, он может, с одной стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть и усилить необходи­мые ему модели поведения. Безусловно, в этом контексте поклонники психодрамы найдут для себя новые творческие перспективы.

Методы

Сказкотерапия, как и любое направление арт-терапии, имеет свои методы. Специалист сам выбирает определенный метод для каждого конкретного случая, а также может их компоновать по своему желанию:

  • Рассказывание и сочинительство. Это самый простой и распространённый метод. Пациент может сам рассказывать сказку (уже существующую или придуманную им самим), а врач наблюдает за его поведением. Золотой правило психотерапии: «Чтобы пациент не говорил, он всегда говорит о себе». И здесь оно актуально как никогда. Также врач и пациент могут придумывать историю вместе, но ведущая роль все равно принадлежит больному. При работе с детьми, особенно дошкольного возраста, этот метод помогает выявить их эмоциональную нестабильность или внутренние проблемы;
  • Рисуем сказку. Этот метод включает в себя также другой компонент арт-терапии. Пациент с помощью красок, пластилина, глины или других подручных материалов выражает свои эмоции, расставляет акценты. Таким образом, он может полностью выразить свое беспокойство, передать чувство тревоги или страха;
  • Сказкотерапия также предполагает создание кукол. Это также медитативное занятие, ведь в данном случае на первый план выходит процесс, а не результат. Пациент в кукле реализует свои тайные мысли и желания, что отвечает основному постулату теории Зигмунда Фрейда.В процессе изготовления куклы пациент с помощью специалиста может увидеть проблемы и попытаться найти ее решение. Также такое времяпрепровождение способствует снятию нервного напряжения;
  • Диагностика. Сказкотерапия направлена не только на решение проблем, но и их уточнение. Такой способ психодиагностики отлично подходит для детей. Можно использовать гибких кукол, фарфоровых красавиц, разнополые игрушки. Данные игры позволяют определить проблемы с аутоидентефикацией, неполадки в семье или окружающем мире. Беседа и игры могут производиться как в присутствии родителей, так и без них.

Сказкотерапия имеет в своем арсенале множество других интересных методик. Опыт и навыки специалиста позволяют определить тот из них, какой лучше всего подойдет для решения проблем данного пациента. Ведь сказкотерапия в первую очередь является индивидуальной методикой.

Формирование эмоционального опыта дошкольника средствами сказки

Использование детских сказок является ведущим в дошкольном детстве. Персонажи сказок наделены яркими чертами, которые характеризуют их как положительных, либо отрицательных. Интересные исследования влияния сказок на душу ребенка описано американским психологом Бруно Беттельгейма «Психоанализ волшебной сказки.

О пользе волшебного». Автор подчеркивает, что развитие личности происходит поэтапно, и каждый этап обслуживается определенной сказкой. Сказка помогает ребенку сформировать свой внутренний мир так, чтобы подняться еще на одну ступеньку в своем развитии.

Сказку традиционно используют как терапевтическое средство. Отношение ребенка к сказке помогает распознать природу психической травмы и вылечить душевные раны. Люди и дети разного возраста воспринимают сказку по — разному. То есть сказочную информацию взрослый и ребенок воспринимают не одинаково.

НАПРИМЕР:

«Трое поросят»..

Взрослый осуждает легкомысленных поросят, которые не захотели строить дом надежный, а ребенок отождествляет себя со всеми персонажами и проживает жизнь вместе с ними. В этой сказке ярко показаны взросления личности. Еще один персонаж Волк. Каждому знакомо состояние ребенка, когда он злой и хочет сломать, разрушить что-то. Это «Волк», который живет в каждом из нас.

И сказка подсказывает: «Волк – неуправляемая, неконтролируемая агрессия, что карается. Отсюда влияние морали: учись управлять «волком» в своей душе. Отождествляя себя с каждым персонажем, ребенок не умом, а всем своим существом переживает эти важные для него этапы взросления.

Погружаясь в сказочный мир, ребенок воображает себя кем-то из героев: преодолевает препятствия, умирает. возрождается. Ценность сказки заключается в том, что он никогда не вкладывает готовую истину в голову ребенка, а побуждает к активной работе над собой.

Архетипические герои

«Архе» — значит древний. Архетипические герои встречаются в большинстве сказок, то есть являются самыми древними выразителями человеческих идей. Однако эти герои имеют прямое отношение ко дню сегодняшнему, так как многие люди строят свою жизнь в соответствии с этими моделями:

  1. Дурак. С виду неказист, однако оказывается умнее и находчивее всех.
  2. Богатырь. Борется с многочисленными врагами, бесстрашный защитник, герой.
  3. Иван Царевич. Призван выполнять некую опасную и сложную задачу, связанную с риском и геройством, проходит через испытания.
  4. Солдат. Верный товарищ, надёжный сосед, с готовностью помогает всем в борьбе со злым колдуном, мертвецом, нечистой силой и т. д.
  5. Царь. Часто олицетворяет социальное зло, притесняющее обычных людей.
  6. Василиса Прекрасная. Дарит главному герою любовь, но за неё нужно бороться.
  7. Золотая рыбка, серый волк и др. Волшебные помощники главного героя, справляются с любой сложной задачей.
  8. Чёрт. Олицетворяет нечистую силу, зло, совершает пакости, изводит людей.
  9. Мать (или Мачеха). Родная мать дарит любовь, тепло и заботу, мачеха же — полная её противоположность.
  10. Баба-яга. Носительница мудрости, власти, может преследовать героя.
  11. Кощей. Олицетворяет разрушение, насилие, человеконенавистничество, деструктивную социальную силу.

Как создать сказку, или теория сказкотворчества

Предлагаем три техники написания сказок:

Способ 1. 10 слов

Запишите любые 10 слов – существительных, которые приходят на ум. Не обдумывайте слишком долго, первые шесть секунд – это то, что дает нам бессознательное. Выберите из всего списка одно слово, которое будет главным, и вокруг него «выплетайте» свою сказку. Используйте абсолютно все 10 слов.

Способ 2. По картинке

Можно воспользоваться метафорическими ассоциативными картами. В карте отсутствуют всякие значения, и в этом есть большое преимущество написания истории. Вытащите карту из колоды. Задайте себе вопросы: «Согласны ли вы с вытянутой картой? О чем она хочет сказать? В чем вы отразили свою проблему?»

Преодоление внутренних противоречий с помощью сказки

Почти в каждой сказке наблюдаем перевоплощение героев. Однако для детей перевоплощение происходит не только в сказках.

«Вот мама обнимает своего ребенка, ласкает и ласкает… Но потом ругает, кричит – видимо ее заколдовал злой волшебник. В душе ребенка сталкиваются два сильные антагонистические чувства к одному человеку: любовь и ненависть. Но ведь маму нельзя ненавидеть, это плохо, такие чувства осуждает общество.

Преодолеть внутренние противоречия детям помогают сказки, в которых довольно удачно описано определенные трансформации личности.

Все сказки имеют счастливый конец. Это очень важно для ребенка – быть уверенным в том, что в его жизни все будет хорошо. Однако рано или поздно ребенок ставит себе немало сложных вопросов: сможет ли он научиться любить?

Чтобы преодолеть эти страхи, пригодятся сказки, где невеста или жених — животное, которое уродливое днем, а ночью становится прекрасным. Это дает понять, что в человеке сочетаются и животные инстинкты, и прекрасные величественные порывы. Учит принимать человека таким, какой он есть.

Как применять сказкотерапию: алгоритм действий

Применение сказкотерапии на практике происходит в несколько этапов:

  • Предварительная беседа. Специалист узнает о любимой сказке малыша, где и при каких обстоятельствах он ее услышал впервые, какие эмоции ощущает, как относится к персонажам.
  • Релаксация. Это упражнения на расслабление, которые ребенок выполняет с закрытыми глазами.
  • Представление образа. Ребенок визуализирует себя как персонажа сказки, о которой он говорил ранее.
  • Обсуждение. Озвученную сказку обсуждают, дают задание на дом изобразить рисунок, а на следующем занятии его обсуждают.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лечение души
Для любых предложений по сайту: [email protected]