Тема 3. Защитное поведение личности. Психологическая защита.

Механизмы психологической защиты. Статья о психологических защитах для того, чтобы начинать разбираться, что это и как это работает

Психика функционирует как целостная энергетически наполненная система. Для того, чтобы описать, как именно работает психика, вводят понятие защитных механизмов психики или “психологические защитные механизмы”. Если вы пошли учиться на психолога, то на одном из занятий преподаватель выдаст вам листочек с перечислением механизмов психической защиты и их описанием. В редких случаях на семинаре вам дадут какие-либо примеры, метафоры, или нарисуют что-то наподобие шлюза на реке – это уже уровень PhD в психологии. Зачастую понимание этих механизмов не дает никакой пользы, то есть – неприменимо на практике. Цель этой статьи – прояснить, что такое, как работают, и совсем немного – для чего применяются в практической психологии знания о психических защитах.

На картине Дали: защиты в в виде рогаток поддерживают “личность”.

Впервые выделил их работу и описал их Зигмунд Фрейд. Замечая повторяющиеся особенности поведения пациентов, психоаналитик определяет, какие именно защитные механизмы главенствуют в психике пациента. Защитные механизмы позволяют сопротивляться терапии, с одной стороны, а с другой – служат информацией о том, как именно продолжать работу с пациентом. Какой именно защитный механизм актуализируется – мы можем понять из коммуникации с человеком, по его речи, мимике, по жестикуляции. Из психоанализа защитные механизмы психики с изменениями их смысла перекочевали в теорию гештальт-терапии и стали называться “способами прерывания контакта”.

Психические защиты – это не хорошо и не плохо, так как в модели психики они служат определенными барьерами, позволяющими регулировать эмоции, чувства и переживания как сознательно, так и бессознательно, то есть – автоматически. Осознавая свои защитные механизмы, мы можем регулировать эмоции, повышая устойчивость к стрессу, повышая эффективность своего функционирования в общении с людьми и в одиночестве.

Если какой-либо механизм психической защиты работает неправильно, психика будет испытывать эмоциональные перегрузки, или будет функционировать в “тлеющем”, слабом режиме – как бывает в депрессии, или, точнее, в астеническом состоянии.

Если механизмы психологической защиты функционируют нормально – мы говорим, что человек адекватен.

В бытовом понимании механизм – это что-то неизменное, постоянное. Защитные механизмы психики не постоянны, их функция меняется, в зависимости от ситуации – в общении с любимыми, например, их функции ослабевают. Это все значит, что защитные механизмы – не отражающий содержания термин – в строгом смысле – это защитные функции. Одновременно, – и функция, и механизм, волна и частица, как в квантовой механике. В математической метафоре, защита это, может быть, производная от определенного эмоционального напряжения.

В агрессивном и возбужденном состоянии на защиту психики человек направляет мускулы, руки и ноги – психике иногда приходится защищаться, активно применяя части тела. У маленького ребенка защиты психики слабы, их функции в большей мере исполняет родитель, и в случае, если родитель имеет здоровые механизмы психических защит, то и у ребенка формируются со временем свои защитные механизмы психики.

Механизмы психологической защиты личности это, на первый взгляд, синоним словосочетанию механизмы психологической защиты. Но этот синоним, а также его формулировки в преподавании общей психологии могут сбивать с толку. Например, механизм идентификации родственен ли слиянию (конфлюэнция в теории гештальт-терапии) и каково его место в регрессии? В каком соотношении находятся феномены, которые стоят за этими словами? На первый взгляд – это родственные понятия. Но регрессия – это общее смещение функционирования всех психологических защит в более раннее по возрасту человека состояние, это не самостоятельный, отдельный механизм, а ослабление работы всех механизмов психической защиты, их переход к примитивному состоянию, в ситуации переживания насилия, или сильного стресса, например. Откройте любой паблик для астеников: – пледик, чаёк, шоколадка, ну, вы поняли.

Что такое психологические защитные механизмы

Начать стоить, пожалуй, с определения психологических защит. Они представляют собой определенные бессознательные механизмы, служащие тому, чтобы справиться с неприятными, травмирующими переживаниями и для перенаправления импульсов, возникающих в связи с событиями, которые психика не может эффективно переработать. В результате негативные переживания подавляются, внутренний конфликт или конфликт между эмоциональными реакциями стирается за счет искажения и деформации восприятия.

Защитных механизмов психики существует большое количество, и мы о них писали раньше. Например, на нашем блоге есть хорошие материалы о сублимации, аутоагрессии и других поведенческих механизмах защиты. Их все объединяет то, что с их помощью эго отводит от себя опасные желания и импульсы, которые могут привести к болезненным чувствам тревоги, депрессии или стыда. Спусковыми крючками для психозащит могут быть как внутренние, так и внешние раздражители, то есть, интернализированные внутренние запреты либо же события внешнего мира. У человека часто есть один или два-три основных психологических защитных механизма, но он может пользоваться и другими, причем абсолютно неосознанно. К счастью, психологические защиты динамичны и обратимы.

Определив понятие психозащит, давайте рассмотрим их модель в рамках Индекса жизненного стиля (ИЖС) и системы Плутчика-Келлермана-Конте, а также саму эту методику психической диагностики.

Характеристики

Психоаналитики Кэлвин Холл (англ.)русск. и Гарднер Линдсей (англ.)русск. выделяли две основные характеристики защитных механизмов:

  1. отрицание или искажение реальности;
  2. действие на бессознательном уровне.

Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности: «„Я“ может защищать себя и незнанием о существовании определённых нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов»

[4]. Для психотерапии особенно важна первая характеристика, так как именно она может приводить к социальной дезадаптации и другим проблемам.

Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе. Кроме того, большинство людей имеют склонность «предпочитать» одни защиты другим, как если бы их применение происходило по привычке.

Индекс жизненного стиля и модель механизмов психологических защит Плутчика-Келлермана-Конте

В модели Плутчика, Келлермана и Конте считается, что защитные механизмы психики формируются для того, чтобы помочь индивиду справляться с внутренними и внешними напряжениями, и они тесно связаны с первичными эмоциями и острыми переживаниями. Именно для совладания с одной из восьми основных эмоций развивается свой механизм защиты. Таким образом, насчитывается 8 психозащит. Им свойственны сходства и полярности, и подобно бинарным парам эмоций, можно выделить противоположные пары защитных реакций психики. Человек может использовать любую комбинацию защит, но часто бывает, что есть одна или две главные, и, определив их, возможно определить тип личности или диспозицию.

В этом заключается суть методики психической диагностики ИЖС – выявить тип личности и свойственные индивиду эмоции вместе с защитными механизмами. Привычные поведенческие механизмы и непозволяемая себе эмоция проливают свет на особенности психоэмоционального устройства человека, степень его зрелости и осознанности. Сам тест выглядит как список утверждений о себе, с которыми индивид должен согласиться или не согласиться. После ответов на все утверждения подсчитывается количество положительных ответов.

Выявленным механизмам присваиваются количественные значения в зависимости от проявленности, интенсивности защитной реакции эго. Так, определяется напряженность защиты – чем с большим количеством утверждений по данной психозащите согласился человек, тем выше этот показатель. При общей напряженности всех защит выше 50% (человеку свойственна половина всех высказываний опросника), можно говорить о том, что у человека имеются неразрешенные внутренние и внешние конфликты. Наиболее адаптированные и зрелые люди используют наименьшее количество защитных механизмов, а людям дезадаптированным к жизни и инфантильным, внутренне незрелым, свойственно пользоваться защитными механизмами в гораздо большей степени.

Итак, всего есть 8 защитных реакций психики, каждая из которых «оберегает» ее от болезненного проживания какой-то конкретной базовой эмоции. Давайте теперь перейдём к рассмотрению защитных механизмов, того, что каждый из них собой представляет и как может проявляться в поведении.

Введение

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся со стрессовыми ситуациями. Поэтому с самого детства формируются особые механизмы, способные защитить нашу психику и соответственно нас самих от травм, которые могут причинить ей реальные жизненные ситуации. Но вместе с тем эти механизмы мешают человеку осознавать свои заблуждения относительно собственный черт характера и мотивов поведения, что зачастую затрудняет эффективное разрешение личных проблем.

Вследствие всего вышесказанного необходимо знать сущность этих механизмов, чтобы не допустить необратимых последствий.

От каких эмоций оберегает каждая из психологических защит

Повторим суть защитного механизма: при возникновении опасного стимула, грозящего разрушить душевное равновесие, понятие о себе и мире, самоуважение или последовательность взглядов, психика обороняется от него. Эмоции, вызываемые импульсом, и сопутствующий этому сильный конфликт между собственными частями либо же с внешним миром выталкивается и перенаправляется. Защитная реакция эго и служит гашению нежелательной эмоции и сохранению целостности своего восприятия. В процессе этого информация значительно искажается и человек подстраивается под ситуацию через переопределение происходящего и удобные для психики интерпретации. А естественный импульс не находит своего выхода, переплавляясь в нехарактерное защитное поведение.

Вкратце защитные психические механизмы для ведущих реакций выглядят подобным образом:

1

Отрицание

При этом механизме нежелательные и фрустрирующие обстоятельства, эмоции, факты отрицаются и не признаются. Та часть информации, которая нарушает внутренний покой и баланс или вызывает тревогу и боль, не пропускается и не воспринимается человеком. Происходит разрыв с реальностью и четкое искажение каких-то ее аспектов.

Например, для человека может быть очень болезненно принять подлые или жестокие проявления близких людей, так как они идут вразрез с его устоявшимися идеалами и верованиями, и для защиты психики человек прибегает к отрицанию «неудобных» фактов.

2

Вытеснение

Похожий на отрицание защитный механизм, при котором неприемлемые внутренние импульсы, желания, чувства, мысли вытесняются в подсознание и становятся полностью неосознаваемыми и бессознательными. Однако, несмотря на это, внутренний конфликт остается, и ему сопутствуют психоэмоциональное напряжение, неприятные переживания и телесные реакции. Нежелательные и непозволительные эмоции, мысли и качества абсолютно не осознаются индивидом, но внешне проявляются в виде эмоциональных, невротических и соматических симптомов.

Так, человек может вытеснять из сознания какие-то свои порывы или качества характера, которые считает плохими, недопустимыми, нежелательными, однако его психоэмоциональная структура и физическое тело переживают этот конфликт и выдают заметную окружающим реакцию.

3

Регрессия

Данная психозащита представляет собой возврат к более раннему этапу или состоянию, когда угрожающих и тревожащих стимулов не было, к тому, что воспринимается как безопасный и подконтрольный срез реальности. Может выражаться как отчетливое «проваливание» в детство, инфантильность, беспомощность и поиск поддержки у окружающих, «взрослых». В таких случаях человек может начать говорить детским голосом, использовать слова, мимику и движения, использовавшиеся в детстве.

Также регрессия может проявляться как замена сложных задач, стоящих перед человеком и выбивающих его из колеи, на более простые, знакомые и понятные. Например, человек может начать заниматься чем-то другим, механистическим и несложным, как например, убираться на столе или в квартире вместо того, чтобы заниматься насущной проблемой. Или же он может прибегнуть к импульсивным действиям, пытаясь справиться с тревогой, фрустрацией или другим сильным переживанием, отдаваясь своим пристрастиям, легким удовольствиям, простым доступным занятиям.

К примеру, столкнувшись с серьезной проблемой на работе или конфликтом с важным человеком, человек не разбирается с этой ситуацией и не ищет решения, а перенаправляет свою энергию на шопинг, быструю езду или получение поддержки и позитивных эмоций через переписку и чаты.

4

Компенсация

Данный механизм защиты человек может применять, когда хочет сгладить свой недостаток, нежелательное качество или чувство каким-то другим. Часто в таких случаях заимствуются чужие мысли, черты, качества характера, модели поведения и ценности, но они не переосмысливаются и не интегрируются в личность. Они не становятся «родными», инкорпорированными в личность, а остаются чуждыми элементами.

Другой вариант компенсации случается, когда человек восполняет какие-то свои слабые стороны или фрустрации в чем-то одном достижениями, компетенцией или лидирующей позицией в другом. Примерами могут быть ситуации, когда слабый и болезненный подросток чрезмерно развивает свой интеллект или острый язык, или же случаи, когда, не будучи в состоянии устроить карьеру, человек бросается головой в семейную жизнь, духовные поиски или сотворение своего идеального тела.

5

Проекция

В основе проекции лежит приписывание другим людям тех качеств, мыслей, импульсов и чувств, которые индивид считает неприемлемыми и недостойными. С помощью этого защитного механизма эго оберегается от признания в себе таких негативных свойств и последующих за этим неприятных эмоций. В результате все подобные «плохие» качества и проявления замечаются в других (вне зависимости от их объективного наличия у них) и осуждаются. Образ себя хорошего и благостного при этом сохраняется.

Еще один вариант проекции имеет место быть, когда людям из близкого окружения приписываются резко позитивные свойства, ценности, мысли и чувства, и за счет этого человек возвышается. «Раз я дружу с такими замечательными людьми, какой я сам замечательный!» может думать человек с таким видом проекции.

6

Замещение

В случае таких неодобряемых эмоций и порывов как агрессия, гнев, ярость, человек может перенаправить их с источника на более доступный и безопасный объект. В итоге человек смещает приложение этих эмоций на невиновного человека, кто неопасен и не даст отпор. Этот метод психологической защиты часто можно наблюдать, когда люди проявляют необоснованную агрессию к случайным людям и как-то ещё снимают свое эмоциональное напряжение за счет тех, кто к нему отношения не имеет. При этом проблема не решается и человек не адаптируется к стимулу, вызвавшему сильные негативные эмоции.

7

Интеллектуализация

Более известный под названием «рационализация», данный механизм защиты характеризуется тем, что человек находит интеллектуальные, разумные, логические доводы и установки, чтобы успокоить себя. С его помощью человек может снижать значимость того, что не в состоянии получить, и сглаживать внутренний конфликт.

Разрешение неприятной фрустрирующей ситуации ведется на умственном, абстрактном уровне и уводит от испытываемых чувств, фрустраций и боли. При таком механизме защиты человек может логически обосновывать себе, что, к примеру, работа у него не такая и плохая, другим приходится ещё хуже, и надо быть благодарным, уходя от внутреннего конфликта и истинных чувств – неудовлетворения и разочарования в своей работе.

8

Реактивное образование

Тип психологической защиты, где неприятный и неприемлемый импульс, качество, мысль или чувство обращаются в противоположность и переразвиваются. Так, агрессивность и безразличие могут породить подчеркнутую вежливость и учтивость. Излишняя общительность иногда может являться реактивным образованием по отношению к естественной замкнутости.

Таковы 8 защитных механизмов в модели ИЖС. Все они, хоть и представляют способ приспособления к ситуации и раздражителям, показывают степень дезадаптации и инфантильности личности. Чем больше человек полагается на свои психологические защиты и чем ограниченнее его способы реагировать на фрустрирующие и стрессовые обстоятельства, тем выше степень его дезадаптации в жизни и личностной незрелости.

Правила поведения людей в защитных

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 6Следующая ⇒

Сооружениях

Укрывающиеся обязаны выполнять требования внутреннего распорядка защитного сооружения, а также оказывать коменданту помощь в поддержании порядка и в решении вопросов жизнеобеспечения.

Укрывающиеся обязаны иметь при себе средства индивидуальной защиты (СИЗ), запас продуктов питания в полиэтиленовой упаковке, туалетные принадлежности и другие самые необходимые вещи (медикаменты по потребности). СИЗ каждый обязан содержать в готовности к использованию.

Запрещается: приносить в защитное сооружение легковоспламеняющиеся и сильно пахнущие вещества; приводить животных; ходить без надобности, шуметь, курить, пользоваться открытым огнем; выходить из защитного сооружения без разрешения коменданта.

Каждый находящийся в защитном сооружении, несмотря на сложность обстановки, обязан проявлять психологическую устойчивость и оказывать помощь в этом другим. В значительной мере этому способствует информация об окружающей обстановке, которую люди получают из вне по радиотрансляции.

Прием пищи и воды в защитных сооружениях производится организовано. При длительном пребывании в защитных сооружениях комендантом организуется посменный отдых людей на местах лежания.

Выход людей из защитного сооружения осуществляется по сигналу оповещения или по команде с ПУ объекта. При их отсутствии решение о выходе людей может принять комендант защитного сооружения, оценив общую обстановку.

Выход людей происходит в следующем порядке. Первым выходит химик -дозиметрист с приборами. Он производит измерения и осмотр окружающей территории. По результатам измерений комендант принимает решение о порядке вывода людей. Сначала на поверхность выходит несколько человек для оказания помощи тем, кто не может самостоятельно двигаться, затем выходят дети, престарелые, затем все остальные.

Решение о дальнейших действиях укрываемых на данный момент принимается в соответствии со сложившейся обстановкой.

Наименование сооружений и транспортных средствКосл
1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЗДАНИЯ
Производственные одноэтажные здания (цехи)
Производственные и административные здания, многоэтажные с большой площадью остекления
2. ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ
Каменные дома:
§ одноэтажные
§ двухэтажные15 — 20
§ трех-пятиэтажные20 — 40
§ многоэтажные40 — 70
Деревянные дома: § одноэтажные2 — 3
§ двухэтажные7 — 9
3. ПОДВАЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Подвалы каменных домов:
§ одноэтажных
§ двухэтажных
§ многоэтажных
Наименование сооружений и транспортных средствКосл
Подвалы деревянных домов:
§ одноэтажных
§ двухэтажных
4. ПРОСТЕЙШИЕ УКРЫТИЯ
Открытые щели, траншеи (недезактивированные)
Открытые щели, траншеи (очищенные от радиоактивной пыли)
Перекрытые щели
Погреба, подземные хранилища40 – 50
5. ЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Противорадиационные укрытия50 и более
Убежища1000 и более
6. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Автомобили, автобусы, троллейбусы
Железнодорожные платформы1,5
Крытые грузовые вагоны
Пассажирские вагоны
Кабины бульдозеров, тракторов, экскаваторов
Бронетранспортеры
Танки

Средства индивидуальной защиты.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначаются для защиты человека от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных веществ, отравляющих веществ и бактериологических средств

.

Средства защиты органов дыхания, глаз и кожи лица

К СИЗ органов дыхания, глаз и кожи лица относятся:

· фильтрующие противогазы: для взрослого населения — ГП-5, ГП-7, ГП-7В, гп-7Б и др.;

· для детей школьного возраста — ПДФ-Ш и ПДФ-2ш;

· для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет — ПДФ-Д и ПДФ-2д;

· для детей в возрасте до 1,5 года предназначена камера защитная детская типа КЗД-1, КЗД-2, КЗД-4(5,6);

· изолирующие противогазы типа ИП-4 и ИП-46, кислородно-изолирующие приборы типа КИП-5 и КИП-8;

· респираторы типа ШБ-1 («ЛЕПЕСТОК»), Р-2, Р-9 и др.;

· простейшие средства защиты органов дыхания: противопыльные тканевые маски (ПТМ) и ватно-марлевые повязки (ВМП).

Принцип действия фильтрующего противогаза

НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ФИЛЬТРУЮЩЕГО ПРОТИВОГАЗА ГП-7 И ГП-7В.

Фильтрующий противогаз ГП-7

Предназначен для защиты органов дыхания, глаз и кожи лица от ОВ, РВ и БС,

ГП-7В, кроме того, обеспечивает прием воды в зараженной атмосфере.

Комплектность ГП-7:

· лицевая часть (1),

· фильтрующе-поглощающая коробка (2),

· защитный трикотажный чехол (3),

· незапотевающие пленки ,

· сумка для ношения противогаза.

ПРОТИВОГАЗ ГП-7Б: обеспечивает защиту органов дыхания, глаз и кожи лица человека от аэрозолей, паров и газов боевых токсических химических веществ (БТХВ), радиоактивных веществ (РВ) и биологических аэрозолей (БА), а также аварийно химически опасных веществ (АХОВ), в том числе аммиака и органических соединений с температурой кипения менее 65°С (органических низкокипящих мало-сорбирующихся веществ).

По своей конструкции и техническим характеристикам он

является аналогом противогаза ГП-7.

Масса противогазы (в сборе, без сумки)не более 950 грамм

ПОДГОТОВКА ПРОТИВОГАЗА К РАБОТЕ:

· подбор лицевой маски,

· проверку комплексности и осмотр,

· сборку противогаза, подгонку противогаза,

· проверку герметичности,

· укладка в сумку.

ГП-5 Для подбора необходимого роста шлем-маски нужно измерить голову по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок. Измерения округляются до 0,5 см. При величине измерения до 63 см берут нулевой рост, от 63,5 до 65,5 см — первый, от 66 до 68 см — второй, от 68,5 до 70,5 см — третий, от 71 см и более — четвертый.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯФИЛЬТРУЮЩИМ ПРОТИВОГАЗОМ

«ПОХОДНОЕ» «НАГОТОВЕ» «БОЕВОЕ

»

Снятие противогаза производится по команде: «ПРОТИВОГАЗЫ

СНЯТЬ!»

Дополнительный патрон ДПГ-3предназначен для защиты от АХОВ, используется с гражданскими противогазами ГП-7, ГП-5, ПДФ-Д и другими.

Время защитного действия ДПГ-3

⇐ Предыдущая4Следующая ⇒


Эмоции и свойственные им защитные механизмы

Как мы знаем, вышеперечисленные защитные механизмы укладываются в психоэволюционную модель эмоций по Плутчику. Более того, каждая из защит «отвечает» за то, чтобы справляться с конкретной эмоцией. Давайте познакомимся с этой стороной теории поближе.

Взаимосвязь эмоций и защитных механизмов образует систему:

  1. Радость – перевод этой реакции в иную, часто ее противоположность, подавление приятных ощущений от объекта и ситуации (реактивное образование). Например, это может быть запрет на приятные переживания или удовольствие, отвращение. Переоценка стимула «Все, связанное с этим, отвратительно».
  2. Печаль (от потери значимого объекта или самооценки) – компенсация, например в виде фантазий или экспансивного поведения. Интерпретации и переосмысление «Зато я… Все равно я… Когда-нибудь я…»
  3. Гнев – замещение. Может принимать форму перенаправленной агрессии, аутоагрессии, деструктивного поведения. Интерпретация «Вот кто во всем виноват».
  4. Страх – подавление, избегание. Стимул переоценивается в «Мне это незнакомо».
  5. Предвкушение/ожидание – интеллектуализация, то есть рационализация, стремление к контролю через логические объяснения, анализ и самоанализ – «Все объяснимо».
  6. Удивление – регрессия, то есть возврат к более раннему психологическому состоянию, инфантилизм. Интерпретация «Вы обязаны мне помочь».
  7. Отвращение – проекция, перенос собственного непозволимого свойства или неполноценности на других. Выражается в особой критичности, требовательности, враждебности. Переоценка стимула «Все люди порочны».
  8. Принятие – отрицание, игнорирование определенных фактов, входящих в конфликт с собственными ценностями, идеалами, восприятием, душевным равновесием, что позволяет продолжать принимать других.

Резюмируя, можно сказать, что система «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI), представленная в 1979 году, является рабочим инструментом диагностики психоособенностей личности и типичных для нее механизмов психозащит. В этой модели, созданной Плутчиком, Келлерманом и Конте, выделяются 8 основных психологических защит. Они соотносятся с 8 базовыми эмоциями по Плутчику и развиваются для наилучшего переживания доминирующей или сильной эмоции. Индивиду может быть свойственно любое количество защитных механизмов, которые являются своеобразными способами адаптации к ситуации.

Примечания

  1. Freud S., «The neuro-psychoses of defence
    »
  2. Фрейд А., «Психология Я и защитные механизмы», глава 4: «Защитные механизмы»
  3. Никольская И. М., Грановская Р. М.
    Психологическая защита у детей. — М.: Речь, 2006. — С. 10. — 342 с. — ISBN 5-9268-0457-4.
  4. Hall C. (англ.)русск., Lindsey G. (англ.)русск..Theory of Personality
    . — New York: John Wiley, 1957. — P. 11.
  5. Мак-Вильямс Н.
    глава 5: «Первичные (примитивные) защитные процессы» и глава 6: «Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы» //
    Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе
    = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. — М.: Класс, 1998. — 480 с. — ISBN 5-86375-098-7.

Подводя итог

Несмотря на всю свою сложность и запутанность, модель защитных механизмов Плутчика, Келлермана и Конте может быть хорошим практическим инструментом для большей осознанности и эффективности по жизни. Предлагаем вам еще раз пройтись по списку возможных психологических защит и ответить на вопросы:

  1. Какие из защитных механизмов вы у себя замечали?
  2. Есть ли среди них такой, который вы используете чаще других?
  3. Какие из подобных реакций вам бывает сложно контролировать и отдавать себе отчет, когда вы к ним прибегаете?
  4. И самое главное, какие иные способы справиться с неприятными событиями, чувствами или своими недостатками существуют? Как еще можно отреагировать и повести себя? Какой подход или поведение будет наиболее эффективным и благоприятным в долгосрочной перспективе?

Чем лучше вы осознаете свои бессознательные психологические защиты, тем меньше они управляют вами и являются автоматическими. Так возможно не только выбирать самый оптимальный вариант поведения, но и стать хозяином своих реакций и своей жизни. Если же вам интересно развить навыки осознания и управления своими эмоциями, обращаем ваше внимание на онлайн-программу «Психическая саморегуляция». Данный курс обучает умению контролировать и гармонизировать свои психические состояния, что делает качество жизни лучше.

Желаем вам удачи!

Советуем также прочитать:

  • Рефрейминг своей темной стороны
  • Терапия Хакоми
  • Психосоматика или влияют ли наши эмоции на здоровье
  • Психологические триггеры
  • Теория эмоций Роберта Плутчика
  • Сублимация в психологии
  • Основы нейроэкономики: как мы принимаем решения?
  • Интеллект: определение, развитие и деградация
  • Защитные механизмы психики
  • Поведенческие механизмы

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Психорегуляция

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]