Я имею диплом фельдшера. Но не работала по специальности более 5 лет.

Ты закончила ВУЗ, и ищешь работу, но подходящие варианты трудоустройства по профилю никак не попадаются? Или уволилась с надоевшей скучной работы и хочешь попробовать себя в чем-то другом? А может, ты давно мечтала освоить новую область деятельности? Тогда выход один – устраиваться на работу не по специальности! Это не так сложно, как кажется, и ты вполне можешь претендовать на успех! А как этого добиться – расскажет Красивая и Успешная!

А стоит ли пробовать, если ты никогда раньше этим не занималась?

Птица создана для полета, рыба – для плавания, а ты… неужели для одного-единственного вида деятельности, которому тебя обучили в ВУЗе? Конечно же, нет!

Психологи давно разработали множество тестов в помощь профориентации.

Так вот, пройдя любой из них, ты никогда не получишь в качестве результата конкретный ответ «Быть тебе маляром-штукатуром».

Все профессии условно разделены на группы: «Работа с людьми», «Работа с художественным образом», «Работа со знаковой системой», «Работа с живой природой», и т.п.

Причем полным результатом тестов считают не одну группу профессий, а 2-3, потому, что многие профессии сочетают в себе разные предметы работы – например, актер работает и с людьми, и с художественным образом, писатель — и с художественным образом, и со знаковой системой (буквами текста), и т.д.

Можешь пройти такой тест, если не знаешь, какой конкретно работой не по специальности хотела бы заняться, а можешь просто подумать, к чему ты склонна – считаешь ли себя «гуманитарием» или «техником», имеешь управленческие амбиции или тебе спокойнее быть подчиненной, хотела бы стать фрилансером, получив возможность самой строить рабочий график, или хочешь без лишних нервов приходить в офис с 9 до 5?

А может, у тебя есть хобби, которое можно превратить в источник дохода? ( О том, как заработать на хобби, сайт sympaty.net уже писал)

Главное – иметь желание осваивать новую специальность, а знания и умения можно получить всегда: пойти на курсы, пройти стажировку, изучить литературу по данному вопросу, найти опытного человека, который согласится тебя обучить, и т.д.

Как заработать, не выходя из дома

Зачем ходить на работу, если можно перенести работу в дом! Существует масса способов заработать, не выходя из дома.

Можно заниматься даже торговлей, создав интернет-магазин и управляя им со своего личного компьютера, планшета или смартфона. Можно шить, вязать, клеить и валять на заказ различные изделия, если, конечно, у вас есть соответствующие профессиональные навыки.

А если вы – продвинутый пользователь персонального компьютера, для вас всегда найдется масса предложений на биржах фриланса.

Превратите свое хобби в источник прибыли. Выращиваете цветы на подоконниках? Продавайте их, постепенно увеличивая рынок сбыта.

Поддерживаете форму регулярными тренировками? Откройте кружок аэробики или шейпинга – та же тренировка, только в компании, да еще и деньги приносит.

Работаете с полимерной глиной? Вы можете продавать не только украшения и безделушки, но и собственные мастер-классы.

Профессии, для которых не нужен диплом

Первое, что приходит на ум, когда говорят о работе не по специальности, которой нигде не учат? Дворник, грузчик, домработница?

Такой ответ был бы актуален лет 20 назад, но сейчас этот унылый перечень дополнился очень интересными, хорошо оплачиваемыми, востребованными профессиями!

Например, работа не по специальности может быть связана с творчеством: веб-дизайнер, фотограф, копирайтер (автор текстов), организатор массовых мероприятий… Нельзя сказать, что этому совсем нигде не учат – понятное дело, определенная подготовка нужна.

Однако при трудоустройстве на подобные должности первым делом спросят не о дипломе!

Если работодателю понравится твое портфолио (под этим словом понимают «презентационный набор» примеров твоих работ – например, твоих фотографий, сделанных тобой сайтов, опубликованных под твоей фамилией текстов и т.д.), то ему будет абсолютно безразлично, где ты выучилась такому мастерству – дома по самоучителю или на дорогущих курсах!

Поэтому очень важный шаг для трудоустройства на такую работу не по специальности – составить хорошее портфолио, максимально раскрывающее твои таланты. Для этого сначала иногда нужно пойти на то, чтобы сделать что-то очень дешево или вовсе бесплатно (например, опубликовать свое эссе на бесплатном сайте, сделать бесплатную красивую фотосессию подруге и т.д.).

Зато в результате появятся примеры работ, а заодно можно попросить твоих первых клиентов оставить тебе письменные рекомендации для будущих работодателей.

Еще один вариант работы не по специальности – профессии, которым можно выучиться «на месте», пройдя стажировку или испытательный срок, совмещенный с обучением.

Например, так часто нанимают мерчендайзеров, продавцов-консультантов, операторов компьютерного набора, аниматоров на детских праздниках и т.п. Иногда на стажировку берут нескольких кандидатов на вакантное рабочее место: тогда твоя цель – показать лучший результат того, чему тебя учат, и ни в коем случае не врать на собеседовании, что ты и так все это умеешь!

Что может заменить специальное образование?

Ты знаешь, какой работой не по специальности хотела бы заняться, но понимаешь, что имеющегося багажа знаний и умений для трудоустройства недостаточно.

Где приобрести недостающие навыки?

  • Курсы по переподготовке, профессиональные курсы. Как правило, найти такие курсы не проблема. За несколько месяцев в режиме нескольких занятий в неделю ты получишь реальные профессиональные знания и умения, дополненные документом об окончании курсов (он может стать весомым аргументом при трудоустройстве). Однако прежде чем становится курсисткой, уточни – рассчитан ли курс на обучение профессии «с нуля» или же идет речь о переподготовке на базе какого-либо образования (к примеру, курс «Логистика» на основе экономического образования)?
  • Самообучение. По книгам. Так, к примеру, можно освоить определенную компьютерную программу, и вот ты уже можешь величать себя дизайнером 3D-графики, или редактором настольных издательских систем, или программистом на языке Java… Однако, чтобы быть полностью уверенной в своих силах, неплохо сочетать «книжную» самоподготовку с практикой, да и советы разбирающегося в этом деле специалиста не помешают!
  • «Разведка боем». Можно попробовать сразу заняться… выбранной работой не по специальности! Не с целью получить хорошее рабочее место с высоким окладом, а с целью на практике понять, что и как. Когда поймешь, что разобралась с новым делом – уволишься и поищешь более перспективные варианты, уже имея небольшой опыт работы! Например, прежде чем становиться модным фотохудожником, к которому записываются на фотосессию за полгода, поработай в простом фотосалоне, щелкая людей «на паспорт» — поймешь, как выставлять свет, как обращаться с аппаратурой, как редактировать снимки в «фотошопе» и т.д.

Диплом на полку: Почему почти каждый второй в России работает не по специальности

Не та профессия

Почти половина опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) жителей России на сегодняшний день работает не по специальности. Лишь 51% респондентов трудятся в той профессиональной области, которой обучались, 58% при этом имеют высшее образование. Напротив, среди людей со средним специальным образованием доля работающих не по специальности составила 55%, приводит данные ТАСС.

Составители опроса также поинтересовались, в чём заключается причина несовпадения сферы деятельности и полученной профессии. Почти треть (30%) указывают на невозможность устроиться по своему профилю ввиду нехватки рабочих мест либо отсутствия работы как таковой. 24%, то есть почти каждый четвёртый, выбрал должность в другой профессиональной области, но с более высоким уровнем оплаты труда. 20% опрошенных «нашли себя» в других сферах, выбрав их вне зависимости от заработка.

28% участников опроса вообще никогда не работали по специальности. Относительно долго (более пяти лет) в полученной в учебном заведении профессии трудились 48% респондентов, ещё 16% – от одного года до пяти лет, 6% бросили её менее чем за год.

Также ВЦИОМ выяснил, каким образом граждане России уходят в другую сферу деятельности, какие шаги для этого предпринимают. 37% решивших сменить профессию обучаются на курсах профессиональной переподготовки. Ещё треть постигают её самостоятельно. В 29% случаев никакие новые знания не понадобились.

Почему так происходит

Фото: www.globallookpress.com

Обучение в университете в среднем длится около пяти лет. Это довольно большой промежуток времени, в течение которого студенты упорно готовятся к своей будущей профессии, ещё не догадываясь о её «подводных камнях». В этом случае речь идёт о тех, кто самостоятельно выбрал специальность перед поступлением в высшее учебное заведение, поскольку следующая категория выпускников относится к тем, за кого всё решили родители. Вот они и поступают на такие «клишированные» направления, как юриспруденция, экономика, менеджмент и так далее. Уже в конце девяностых годов на бирже труда кадров с такими специальностями стало слишком много, и они просто утратили свою ценность.

Вторая причина – культ высшего образования, которое вроде как гарантирует светлое будущее и работу на желаемой должности. На самом деле даже красный диплом далеко не всегда открывает все двери, как и не даёт гарантий получения работы по специальности. Нередко всё упирается в отсутствие практики и стажа. Распространённая жалоба молодых специалистов: «Как найти работу, если без опыта никуда не берут?» Некоторые компании, конечно, соглашаются сотрудничать со стажёрами, что дает тем возможность решить вопрос с получением опыта, но таких организаций катастрофически не хватает.

Возникает и такой вариант, когда выпускник через какое-то время просто теряет интерес к полученной профессии; в этом случае он может найти себе работу в другой отрасли без каких-либо усилий, либо ему приходится переучиваться в другом направлении. Однако смена профессии – не самое быстрое решение, поэтому в наше время существуют многочисленные школы для ускоренной подготовки специалистов.

Третья причина, которая в последнее время набирает всё большую «популярность» – страх перед ЕГЭ. Так происходит, когда на желаемую специальность может быть набор достаточно сложных предметов, что становится непростой задачей для школьников. Неуверенность в своих силах толкает их на более «безопасный путь», то есть выбор другого направления, куда легче поступить.

Ещё одна причина кроется непосредственно в результатах опроса ВЦИОМ. Люди понимают, что могут зарабатывать больше в других сферах. От момента поступления в вуз до решения о смене профессиональной сферы может пройти 10, 15 и более лет. За это время ситуация на рынке труда неизбежно меняется. Появляются новые виды бизнеса, которыми начинают заниматься, чтобы заработать. И неважно, что по образованию ты строитель, а открываешь свой барбершоп или службу доставки суши. С развитием интернета способов получения дохода становится всё больше, и люди предпочитают их.

Фото: www.globallookpress.com

Что делать?

В 2014 году начались разговоры о том, что Госдума примет закон, который постепенно обяжет всех выпускников работать по специальности. Планировалось, что с 2020 года это коснётся служащих госсектора, а с 2020-го – всех остальных. Однако позже выяснилось, что речь шла лишь о новых профстандартах, которым должны соответствовать работники. Но кардинальным образом на ситуацию это повлиять не может. Очевидно, что врачом не может стать человек без медицинского образования, и за штурвал самолёта кто угодно не сядет.

Необходимо, чтобы у школьника к моменту поступления в вуз сформировалось максимально адекватное представление о будущей профессии. Выпускник не должен получать высшее образование исключительно ради диплома, тем более за счёт государства. Законодательно запретить работать не по полученной специальности, конечно, можно, но в условиях современного мира это вряд ли даст необходимый эффект. В Белоруссии предприняли такую попытку – оплачиваешь родной стране годы своего обучения и идёшь на все четыре стороны. Однако насколько эффективен такой работник, у которого денег не нашлось, и он трудится на том или ином предприятии из-под палки – большой вопрос.

Значит, нужно создать все условия, чтобы у самого учащегося появилось или сохранилось желание работать по специальности. И тут мы снова упираемся в качество образования, которое, к сожалению, только снижается. Также большую роль может сыграть и производственная практика, однако нередко студенты занимаются ею для галочки.

Диалог бизнеса и вузов

Немаловажный момент, о котором сейчас говорят всё больше, – вузы должны «услышать» бизнес, а для этого нужно наладить постоянный контакт. Система образования не поспевает за рынком труда. Да, её инерционность неизбежна, современные технологии развиваются стремительно. Что говорить, если доля преподавателей, использующих материалы на иностранных языках в разных регионах, колеблется от 2 до 7%? Большинство их них сами работали ещё на аналоговом оборудовании, а студентам предстоит столкнуться с цифровым. Двадцать первый век на дворе. Почти лет двадцать как.

Фото: www.globallookpress.com

Если подходить к вопросу глобально, то полученная ВЦИОМ статистика не говорит о какой-то катастрофе. В 2013 году Джейсон Абел и Ричард Дитц из Федерального резервного банка в Нью-Йорке провели исследование, результаты которого показали, что лишь 62,1% американских работников трудятся там, где вообще имеет значение какой-то диплом. При этом по специальности работают чуть более 27%. Так что российские показатели далеко не самые плохие. А вот качество работы даже тех, кто не стал менять род деятельности после вуза, нередко оставляет желать лучшего. В том числе из-за того, что высококлассные специалисты уходят в бизнес, в более денежные сферы. Этот отток также нужно снизить до минимума.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]