Все или ничего – уверен человек с синдромом отличника

Бывает так, что ребенок от природы опережает своих сверстников в развитии — он знает и понимает больше, чем ребята с его двора или группы детского сада, сам, без помощи родителей обучается грамоте, осваивает математические правила, рассуждает как взрослый. В гениальных способностях таких ребят нет никаких сомнений. В школе они учатся на «отлично», наука и грамота затягивает их, и они не теряют к ней интереса.

Часто в телевизионных передачах и интеллектуальных викторинах мы наблюдаем детей, которые знают больше чем взрослые о космосе, законах физики и математики, говорят на иностранных языках, разбираются в сложных схемах и научных теориях. Маленькие гении — так говорят о них взрослые.

Наверное, многие родители мечтают о том, чтобы их дети обладали блестящими умственными способностями. Ради этого они создают условия для их развития заранее: записывают в обучающие кружки, развивают память, речь и внимание специальными игровыми методиками, стараются перед поступлением в первый класс, научить не только читать и писать, но и решать уравнения.

Ребенок, когда ему интересно учиться, быстро усваивает новый материал. Родители поощряют его, хвалят, подпитывают самооценку словами о том, что он должен быть самым умным, лучшим, первым учеником в классе. Так, ребенок, сам того не замечая может приобрести «синдром» отличника.

Что отличает таких детей от их сверстников? У них всегда выполнено домашнее задание, они не стремятся гулять с друзьями, если приготовили не все уроки. Выбирая между книжкой и прогулкой во дворе, эти дети предпочтут книжку, потому что получать знания для них важнее — это приоритет в жизни, который был сформирован родителями. Они всегда получают пятерки, если оценка оказывается ниже на балл, могут очень сильно переживать, плакать, не спать ночами, пока не исправят ее. Как живется таким детям и что происходит с их детством, можно узнать, прочитав эту статью.

Общие сведения о синдроме

Синдром отличника – это неоднородное явление. В нем совмещаются стремление добиться признания в любом деле и крайняя неуверенность в себе. Желание заслужить любовь, одобрение родителей с помощью хороших оценок комбинируется с постоянным страхом быть наказанным из-за плохих отметок. Привести это может к развитию психологических проблем и комплексов, например, комплекса неполноценности.


Синдром отличника – это неоднородное явление

Что делать, если у вашего ребенка уже есть этот комплекс?

Психологический тренинг для подросткаЧтобы помочь самому себе или своему ребенку, для начала необходимо понять причины синдрома отличника. У детей синдром отличника чаще всего возникает из-за недостатка внимания или любви со стороны родителей. Хорошими оценками ребенок бессознательно пытается заслужить лишнюю похвалу.

Видя болезненную реакцию школьника на его оценки, старайтесь проявлять свою любовь открыто. Чаще интересуйтесь не оценками, а самим процессом учебы — что проходили на биологии, какую книжку обсуждали на литературе, как прошла экскурсия в музей и почему учитель английского дал такое большое задание.

Проявляйте искренний интерес к ребенку и его взаимодействию со сверстниками, учителями, слушайте его. Если ребенок хочет вам что-то рассказать, хвалите, если чувствуете гордость за достижения своего сына или дочери, но лучше — не за оценки, а за стремление, за попытку, даже если она не увенчалась успехом. Учите ребенка, что в жизни нужны не только победы, ведь неудачи — это прекрасный способ узнать свои слабые и сильные стороны, понять над чем еще можно поработать.

Если же ребенок сам стремится продемонстрировать свой успех — «смотри, мама, у меня сегодня две пятерки» — старайтесь все равно избегать похвалы именно за высокий балл. «Ты такая старательная, я видела, как ты вчера три часа учила стихотворение, здорово, что учитель литературы тоже это оценил!» — хвалите самого ребенка, его трудолюбие, старание и усердие, а не цифру в дневнике.

Очень важно напоминать и себе и ребенку, что время, проведенное в кругу семьи, замечательно уже само по себе. Даже если вы просто смотрите фильм по телевизору или лежите в траве, разглядывая облака. Учите ребенка проявлять интерес к окружающему миру и любить то, что у него уже есть.

Симптомы: как проявляется синдром у взрослых и детей

У детей синдром отличника проявляется в виде таких признаков:

  • изменчивая самооценка. Малыш думает о себе хорошо, если его хвалить, и плохо, если порицать;
  • ребенок старается получить высокую оценку во что бы то ни стало. В ход может пойти и ложь, и сокрытие плохих отметок;
  • злорадное отношение к неудачам других детей и ревность к их успехам;
  • неадекватная эмоциональная реакция на отсутствие похвалы – малыш может заплакать, если выполненная им работа не вызовет одобрения;
  • страх ошибиться. Ребенок может бросить диктант или контрольную в любой момент из-за небольшой помарки, сводящей, как ему кажется, все дальнейшие усилия на нет.

Как побороть синдром отличницы и изменить всё

Почти каждый школьник слышал фразу «Надо хорошо учиться». Для кого-то «хорошо учиться» значит быть отличником, а для кого-то — участвовать в профильных олимпиадах и ездить на сборы и слёты. Наш блогер Даша Деденко рассказывает, как она поборола комплекс отличницы и как профильные лагеря помогли ей узнать больше о мире.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

В любом классе каждой школы можно найти на первых партах ребят, которые всегда отвечают на вопросы учителя, стараются делать всё идеально и ни в коем случае не пропускают школьные занятия! Если вы не нашли такого человека в классе, значит, скорее всего, этот человек — вы.

Отличники — люди ответственные, организованные и исполнительные, имеют высокую успеваемость, предпочитают делать всё идеально. Их превосходным оценкам завидуют многие в классе, ну и, конечно, хотят оказаться на их месте.

На протяжении всей начальной и средней школы я сама стремилась стать отличницей. Получить похвальный лист за отличную учёбу на заключительной линейке по итогам года было заветной мечтой. С первого класса мне говорили, что я могу и должна быть «идеальной ученицей», но на протяжении всех девяти лет обучения мне не хватало до заветной цели совсем чуть-чуть. В начальной школе досадным недоразумением была четвёрка по математике, а в средней школе «идеальную картинку» испортили четвёрки по физике с химией.

Вспоминаю свои ощущения и понимаю, что я чувствовала постоянное напряжение и недовольство собой. Как будто я участвую в каких-то бесконечных олимпийских играх и постоянно занимаю обидное четвёртое место.

В тот момент я боялась пропускать школу: вдруг что-то упущу и не смогу догнать потом по программе? Что подумают родители?! Они ведь так хотят видеть золотую медаль «за успехи в обучении» у меня на груди. Хотела ли этого по-настоящему я сама? В девятом классе я поняла, что красный аттестат так и останется для меня недостижимой мечтой, а в 11-м и золотой медали мне не видать.

Признаюсь честно, я сдалась. По большей части из-за новых условий для получения золотой медали «за успехи в обучении»

Теперь её могут получить только те, кто сдают профильную математику на ЕГЭ! Эх, ладно если бы просто сдать, но нужно ведь на 75 баллов! Реально оценив свои силы, я приняла решение не сдавать профильную математику, а значит, и мечта о медали так и останется нереализованной.

Раньше я мечтала видеть в табеле исключительно высшие баллы, из-за этого панически боялась заболеть и пропустить школу. Можно сказать, что первый шаг по пути к избавлению от «синдрома отличника» был сделан в конце седьмого класса. Я приняла участие в конкурсном отборе на участие в смене во Всероссийском детском , смена начиналась в конце мая, а выезжать нужно было ещё раньше. Даты выезда совпадали с датами итоговых годовых контрольных работ. Попереживав, я пошла сдавать все работы раньше намеченного срока. Внезапно оказалось, что в этом нет ничего страшного.

Причины возникновения синдрома отличника

У ребенка сидром отличника может проявиться по нескольким причинам:

  • Из-за того, что родители хвалят свое чадо только за пятерки.
  • Родители могут пытаться реализовать в детях свои неисполненные мечты и компенсировать таким образом свои неудачи.
  • К проявлению синдрома склонны чаще дети с низкой самооценкой.
  • На малыша может повлиять учитель, выделяя только успешных детей и игнорируя достижения остальных.
  • Также важна атмосфера детского коллектива – как другие дети относятся к оценкам, как относится к ребенку лидер из компании, так и сам ребенок будет реагировать на свои отметки.

У взрослых комплекс отличника берет истоки из детских лет, но не всегда. К нему может привести череда последовательных неудач. Человеку может начать казаться, что если бы он больше старался, то и большего бы достиг. И, хотя не все в нашей жизни зависит от нас самих, в сознании таких людей закрепляется связка: неудача из-за несовершенства.

Откуда появляется такой синдром отличника?

Чаще всего его взращивают у ребенка сами родители, предъявляя завышенные требования. «Почему у тебя по математике четверка? Должна быть пятерка!», «единственная возможная оценка — это пять», — все подобные фразы транслируются школьником как «я хороший, только если получаю отличную оценку». И хотя большинство взрослых прекрасно знают, что оценки часто имеют мало общего с реальными знаниями, они продолжают настаивать, чтобы в дневнике был только высший балл — а то, мол, совсем расслабился — возвращаясь тем самым в свои детские воспоминания и в свои взаимоотношения со своими родителями.

Иногда пятерка и успешная учеба — это единственный способ для ребенка быть замеченным и признанным в семье. Для него хорошие оценки становятся способом получить кусочек внимания от самых дорогих ему людей, потому что без отличных баллов в дневнике его просто никто не замечает.

Значит ли это, что у всех отличников так или иначе формируется этот синдром? Вовсе нет. Дети, уверенные в себе и не зависимые от мнения окружающих, тоже вполне могут знать предмет «на отлично». Но от обладателей «синдрома отличника» здоровых отличников отличает то, что они не будут рыдать над дневником с тройкой и умолять учителя не ставить оценку в журнал и назначить пересдачу.

Как справиться с синдромом отличника?

В первую очередь стоит понять, а нужно ли избавляться от комплекса отличника. Ответ – да. Комплекс может иметь у детей такие последствия:

  • Неумение выделить основное и трата времени на мелочи. Ребенок занимается тем, чтобы задача была правильно записана в тетради и не успевает ее решить.
  • Боязнь начать новое дело, если нет уверенности в успехе. В дальнейшем это очень сузит круг возможностей человека.
  • Отсутствие свободного времени и высокие запросы по отношению к другим детям могут оставить ребенка без друзей, разучить его нормально общаться.
  • Постоянное перенапряжение – ребенок все время трудится, доводя себя до физического и морального изнеможения.
  • Депрессии из-за нехватки похвалы. Отличников хвалят реже, чем троечников, отчего они и страдают.

В подростковом, а особенно взрослом возрасте все эти последствия усугубляются, обрастая новыми и новыми эффектами:

  • Максимализм, при котором человек боится совершить ошибку и для снижения груза ответственности отказывается от повышения или личной жизни.
  • Потеря собственной индивидуальности из-за следования выбранному образцу.
  • Люди с синдромом постоянно пытаются других индивидов научить, как правильно жить. Такое поведение приводит к конфликтам.
  • Время тратится на пустяки, а важное – личная жизнь, семья, уходит на третий план.
  • Возникают сложности со здоровьем: головные боли, различные неврозы и психические проблемы (например, анорексия), усталость, бессонница.

Многие из этих последствий – очень серьезные и могут значительно навредить человеку.

При таком заболевании могут возникать головные боли

Как мотивировать и не обесценивать

Фото с сайта protvoysport.ru

— Какие слова или действия могут спровоцировать у ребенка «синдромом отличника»?

— Например, когда всякий раз заявляют ребенку: «Вот когда ты принесешь пятерку, — ты молодец, будет тебе тортик!» При этом транслируется, что, например, четверка – вообще не результат. И так обесцениваются любые старания ребенка.

Наказание лишением сладкого или планшета, если нет пятерки, — тоже провокация.

Бывает, что после получения плохой отметки ребёнка игнорируют, чтобы, приходя домой, он сталкивался с мамой — Снежной королевой.

ля большей надежности ребенка пугают: «Будешь плохо учиться — станешь дворником!» При этом четко связывается успешность учебы с дальнейшим успехом в жизни и карьере.

Бывает, что за пятёрки родители дают ребенку деньги на карманные расходы, здесь принцип «пятёрка любой ценой» включается быстрее всего.

— А как правильно мотивировать ребенка на учебу?

— Не нужно делать акцент на суперрезультате, не нужно говорить: «Ты должен быть первым, лучшим, тогда мы будем тобой гордиться». Пусть ребёнок не получил первое место в соревнованиях — надо радоваться тому, что он в них честно и в меру своих сил участвовал. Поощрять нужно за любые хорошие оценки, и за четвёрки тоже.

У меня есть одноклассник, который сейчас преподает в Сколково и учит бизнесменов зарабатывать миллионы. Он успешный бизнес-тренер, регулярно ездит в Силикатную долину. Так вот в школе он был троечником. То есть, прямой связи между оценками ребенка в школе его дальнейшим жизненным успехом не существует.

Важно говорить с ребенком о любви без повода, чтобы он понял, что его любят, потому что он есть, а не за то, что он принес отличную отметку.

У меня дочь – первоклассница, оценки им не ставят, но дают наклейки. И вот она приходит из школы и рассказывает: «У нас у одной девочки 20 наклеек, а у меня 15, а я тоже хочу 20!» И я уже чувствую, куда дует ветер, и говорю ей: «Подумай о ребятах, у кого 5 наклеек или ни одной. От этого они, что, стали хуже?»

То есть я всё время проговариваю: «Мне очень приятно, что у тебя так много наклеек» (не обесцениваю успех). Но при этом стараюсь, чтобы она поняла:

отметка не равна человеку. В человеке – много всего. Один на пятерки учится, а другой на лошади верхом скачет или поет, как Орфей.

Иначе получается цепная реакция: на работе ты должен начальнику, в семью нужно приносить больше денег; дома нужно быть идеальной хозяйкой, дети должны идеально учиться…

Как только в семье появляется один человек с «синдромом отличника», духом внутренней конкуренции оказывается поражена вся семья.

Мы клеймим внутри себя неудачника, и он в нас кричит: «Прими меня, расслабься, перестань со мной бороться!» Это как с грехами — мы боремся-боремся, а изменения начинаются только тогда, когда мы примем себя, в том числе, отверженными и немощными.

Когда ребёнок получил плохую отметку, не ругайте его и не произносите фразу «в следующий раз получишь лучше». Расскажите про то, как вы получили двойку, вспомните, что тогда чувствовали. Скажите, что прекрасно понимаете, как он сейчас расстроен. Что ваши отметки не помешали вам состояться в жизни, устроиться на нынешнюю работу, создать семью, родить его.

Есть прекрасная английская поговорка – «не воспитывайте детей, воспитывайте себя». Не мучайте ребенка директивами, просто подавайте ему личный пример.

Но если родитель рассуждает о пользе здорового образа жизни с сигаретой в руке, ребёнок очень быстро понимает, что существуют двойные стандарты.

Кроме того, постарайтесь разнообразить занятия ребенка, не ограничивайте его только школой. Старайтесь подмечать способности ребенка с детства. Если он рисует, отдайте его в кружок рисования, но даже эти увлечения не развивайте директивно. Если ребёнок сегодня не хочет идти на секцию, не надо вести его насильно.

Если ребёнок пошел на секцию, а через месяц передумал, не надо его ругать — детям до пятнадцати лет нормально менять свои решения и интересы.

Так ребёнок прощупывает границы своих возможностей и способностей, это нормально.

И вообще, помните о том, что критерии оценки со временем могут меняться – «то, что русскому хорошо, немцу – смерть», или то, что ценилось вчера, сегодня оказывается совершенно бесполезным.

Помощь ребенку с синдромом отличника

Родители самостоятельно могут помочь побороть комплекс ребенку. Для этого им нужно придерживаться таких рекомендаций:

  • Снизить уровень требований к школьнику, если он не соответствует его способностям. Родителям также стоит понять, что оценки важны, но не они определяют будущее чада, а его способность учиться и открывать для себя что-то новое.
  • Показывать, что вы любите ребенка не из-за отличных оценок, а потому что он есть. Оценивание само по себе не меняет детей в лучшую или худшую сторону.
  • Не сравнивайте своего малыша с теми, кто кажется вам умнее и лучше, это вызовет лишь комплексы и обиду.
  • Расскажите чаду, что ошибаться – не только не страшно, но и нормально.
  • Развивайте у школьника оптимизм и чувство юмора. Так ему не только будет легче воспринимать критику, но и находить общий язык со сверстниками.

У детей мало свободного времени

Обычно дети, развитием которых взрослые занимались чуть ли не с пеленок, и которые привыкли быть самыми лучшими — в классе, на школьном мероприятии, в кругу сверстников — быстро привыкают к тому, что учеба становится их главным занятием. Они плохо чувствуют себя, если что-то мешает им вовремя приготовить уроки, испытывают чувство вины, когда по какой-то причине не сделали их вовремя. Целью их жизни с раннего возраста становится успешное обучение.

Поэтому дети с синдромом отличника почти не имеют свободного времени, чтобы посвятить его общению с друзьями, играм, чтению детских книг и другим детским занятиям. Все это они считают пустой тратой времени, для них главнее — быть самыми лучшими и самыми умными.

Ребенок, если он посвящает все свое время учебе, лишается детства. С ранних лет такие дети напоминают маленьких взрослых. Они не умеют спонтанно радоваться, дурачиться, смеяться просто так, придумывать шалости. Они могут быть лишены той нескончаемой активности, которая присуща детям.

Учиться на «отлично» — это замечательно и возможно, необходимо. Но стоит помнить о том, что естественная детская среда — это не бесконечные уроки и гонки за медалями первенства, а игры, крики, смех, бег, прыжки, лазание по деревьям, исследование укромных уголков двора, мячи, велосипеды, споры с приятелями и настоящая дружба. Позволить детям в детском возрасте быть собой — это одно из самых важных условий, которое могут и должны создать им родители, если хотят, чтобы они были по-настоящему счастливы.

Как избавить себя от комплекса отличника?

Для того чтобы помочь себе самому, следует прислушаться к таким советам:

  • позволить себе иногда небольшую небрежность. Маленькие недоделки никто не увидит, и вы убедитесь, что вас не критикуют и не осуждают постоянно – вы делаете это сами;
  • научитесь получать удовольствие от работы, а не от движения к цели. Любимое дело всегда ходит лучше;
  • отдайте кому-то часть своих обязанностей на работе и дома, не тяните все на себе, учитесь расслабляться;
  • находите даже в критике поводы похвалить себя, не зацикливайтесь на неудачах;
  • развивайте в себе навыки работы в команде. Снисходительнее смотрите на работу товарищей, не пытайтесь ее переделать. Еще лучше – если это будет происходить в незнакомой обстановке или новой сфере деятельности.

Любите себя, и результат не заставит себя ждать. А от отличного результата самого по себе самооценка не вырастет. Да и никто не может нравиться абсолютно всем, так почему бы не начать первым относиться к себе хорошо.

чем опасен синдром отличника методическая разработка на тему

Памятка для родителей

Чем опасен синдром отличника

и как помочь ребенку

от него избавиться.

Уважаемые родители!

Это хорошо, когда ваш ребенок — лучший во всем, в том числе и в учебе. Но чтобы этого добиться, вы, чаще всего, предъявляете к своим отпрыскам весьма жесткие требования, а в качестве подтверждения успешности своих детей, желаете видеть в их дневниках только хорошие оценки. Но так ли важны высокие балы и отличная учеба, как это может показаться на первый взгляд?

Бесспорно, если ребенок тянется к знаниям, проявляет послушание, не отлынивает от уроков и приносит домой отличные оценки – это очень хорошо. Однако среди таких детей достаточно часто можно встретить тех, которые подвержены так называемому «синдрому отличника», воспринимающийся многими родителями, как настоящий подарок, а не как проблему.

Основные признаки синдрома отличника:

  • Болезненно воспринимает любую критику и замечания;
  • Проявляет ревность, когда другие получают отличные оценки или похвалу.
  • С легкостью, жертвует ради успехов в учебе развлечениями, увлечениями или общением с друзьями.
  • В случае неудачи в учебе, у ребенка появляется апатия. Он может замкнуться в себе и впасть в депрессивное состояние.
  • Отличается нестабильной самооценкой. Похвалили — она сильно завышается, стоит покритиковать – значительно снижается.
  • Если ребенка забывают похвалить, он очень сильно расстраивается и может даже заплакать.
  • Ради получения отличной оценки, вполне может обмануть или схитрить.
  • Главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, а также вызвать одобрение и восхищение окружающих.

Проблемы, к которым может привести синдром отличника:

Для детей с комплексом отличника, учеба является смыслом всей жизни, а оценка — показателем «правильности». При этом они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверенны, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно. Это порождает у них неумение концентрироваться на главном. Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение конкретно поставленного задания, а расходуется на правильность выполнения второстепенных мелочей.

Из-за огромной боязни ошибиться, школьный отличник никогда не решится взяться за дело, если не будет твёрдо уверен, что сможет с ним справиться идеально. Следовательно, в будущем круг его возможностей значительно сужается. Люди, имеющие опыт неудач, намного легче и быстрее справляются с жизненными сложностями, чем те, которые не смогли его получить.

Часто бывает, что отличники имеют проблемы в общении со сверстниками, им трудно заводить знакомства и близких друзей. Это происходит потому, что такие дети предъявляют слишком высокие требования не только к себе, но и к другим. Также отсутствие друзей может быть следствием большой занятости или слишком высокой самооценки. Все это обязательно отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве, может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом.

Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Такие люди очень болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых обычно опускают руки и впадают в глубокую депрессию.

Синдром отличника у ребенка может появиться из-за:

  • Низкой самооценки или комплекса неполноценности. Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой.
  • Природной потребности в признании и одобрении. Обычно, это является врожденными особенностями характера, которые необходимо вовремя заметить и стараться их несколько сглаживать.
  • Желания заслужить любовь родителей.
  • Страха быть наказанными. Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать своих родителей или учителей.

Как бороться с

синдромом отличника:

  • Некоторые из родителей сами придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то очень ценное, и передают такое отношение и своим детям. Вследствие чего, ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит практически все. Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с поставленной задачей, боязнью разочаровать родителей. Основная задача родителей таких детей – это понять самим и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью.
  • Не нужно требовать от ребенка того, с чем он просто не в состоянии справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Совсем не обязательно чтобы ребенок был успешным во всем, лучше обратите внимание, к чему он проявляет наибольшие способности, и помогайте ему развиваться в этом направлении.
  • Не нужно постоянно убеждать ребенка в его уникальности, далеко не для всех детей эти слова являются поддержкой, некоторым это может причинить и вред.
  • Дайте понять ребенку, что вы будете его любить всегда, и на это не повлияют никакие оценки, что ему не нужно прилагать сверх усилия только для того, чтобы добиться вашего расположения.
  • Если ребенок полностью погружен в учебу, научите его отдыхать и расслабляться. Для этого отпускайте его гулять, приглашайте детей к себе в дом. Больше времени проводите вместе с ним, гуляйте в лесу, в парке, посещайте детские развлекательные центры.
  • Видя, что ребенок старается, не забывайте его подбадривать и хвалить, даже если у него не все получается. Пусть он знает, что для вас, в первую очередь, важны его желание учиться и старание, а не конечный результат. Если же он поставит перед собой цель стать круглым отличником только для того чтобы заслужить похвалу, вряд ли, это приведет к чему-то хорошему.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]