Три любопытных способа заставить свой мозг учиться быстрее


Роль мышления в познании: мышление образами обязательная составляющая познания

Как любое живое существо состоит из клеток, так и познание нами окружающего мира складывается из отдельных мыслей. Такова роль мышления в познании. Но что есть мысль? Где она начинается и где заканчивается? Ответить на эти вопросы невозможно. Процесс познания окружающего мира постепенно выстраивается из отдельных частичек, независимо осознаем мы это или нет.

Познание – это процесс получения, обработки и усвоения информации из окружающего мира, посредствам органов чувств. Выделяют чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание

Данный тип фиксации образов принято разделять на три основные формы:

  • Представление. Представление, как форма чувственного познания, выражается посредствам манипулирования образами предметов, которые были восприняты ранее, с помощью органов чувств. Представления не всегда бывают реальными, иногда они формируются на основе описаний. Например, при прочтении книги вы представляете себе, как выглядел тот или иной предмет, лишь на основании краткой характеристики автора. Отсюда следует, что образ предмета, возникающий подобным способом, для каждого человека будет различен, в зависимости от количества описанных деталей;
  • Восприятие. Восприятие более прямой процесс, это непосредственное отражение ощущаемого в данный момент. В зависимости от используемого органа чувств, можно говорить о том, что мы видим деревья, слышим шум ветра, чувствуем запах хвои и так далее. Посредствам восприятия в нашем сознании формируются целостные образы окружающей действительности.;
  • Ощущение. И самой простой формой является ощущение. Данный тип познания формирует отдельные характеристики воспринимаемых объектов, будь то цвет, звук, вкус или запах.

Рациональное познание

Но сами по себе эти процессы лишь дают качественные и образные характеристики предметов и явлений, но никак не объясняют сути. И именно здесь мы можем говорить о рациональном познании, или мышлении. Имея только набор отдельных фактов и образов, мы не сможем, проанализировать ситуацию, а значит, не будет никакой адекватной реакции.

Презентация: “Психология познания”

Именно способность к рациональному познанию и является основой человеческого интеллекта, как явления. Однако нельзя сказать, что оно сама суть мышления, поскольку без фактического материала, невозможно развивать мысль и строить умозаключения.

Здесь мы можем сказать, что чувственное познание, как сложный ребус, состоящий из отдельных кусочков, ключом, к сбору которого и будет способность мыслить.

То есть, познаем мы окружающий мир, пользуясь воспринимаемыми образами.

Мышление и его особенности

Мышление – сложнейший процесс, обеспечивающий все социальные реакции человека. Познавая окружающую действительность, мы всегда стремимся докопаться до сути вещей, ответить на сложные вопросы, решить простые и сложные жизненные задачи.

Сложно переоценить роль мышления в познании, опираясь на некоторые свойства рационального типа интеллекта, мы можем говорить, об огромной роли мысли как в жизни отдельного человека, так и в истории цивилизации.

Мышление, как и любой другой процесс, имеет свои особенности:

  • Оно всегда опосредованно. Когда человек определяет взаимосвязь между вещами, основой для этого служит предыдущий опыт, а не только конкретные образы и ощущения, получаемые в конкретный момент времени. Такая обособленность мыслительных процессов четко проявляется в моменты, когда, пересекаясь со следствиями, мы находим причину. Примером может служить простая жизненная ситуация, в которой бывали все. Проснувшись утром видим на улице лужи, на основании увиденного ранее, можем сделать логический вывод о том, что ночью шел дождь;
  • Опорой мышления служат знания, которыми владеет человек. В основе построения логических умозаключений лежат фундаментальные знания, полученные человеком в течение жизни. Например, увидев пар, поднимающийся над кастрюлей, мы можем сделать вывод, что вода в ней закипела. Во-первых, мы опирались на ранее полученный опыт в этой области, а так же на знание о том, что достигнув определенной температуры молекулы воды начинают переходить в газообразное состояние, образуя тот самый пар;
  • Мысль всегда существует в обобщенном виде. Процесс познания строиться на основе простых наблюдений, но не сводиться к ним. Это значит, что наблюдая за конкретным явлением, мы соотносим все его свойства со свойствами всех предметов виденных нами ранее. То есть, мы мыслим от частного к общему и, таким образом, абстрагируемся от конкретного явления, пытаясь увидеть суть вещей. Именно это свойство мышления позволяет нам отделять существенное от несущественного;
  • Процессы мышления всегда протекают в словесной форме. Речь имеет очень тесную связь с мышлением, поскольку слова и есть те самые структурные его компоненты. Думая «зеленый» мы проговариваем это слово у себя в голове и перед мысленным взором возникает сам цвет или предметы, имеющие характерную окраску. Именно обличение образов в слова и облегчает нам работу с абстракциями. Слова уже есть обобщение нескольких явлений, поэтому умение ими манипулировать и создает в последствии полную картину происходящего;
  • Мысль на органическом уровне связана с действием. Она является таким отражением происходящего, которое в точности будет соответствовать решению стоящей в данный момент задачи.

В результате можно сделать вывод, что процесс мышления происходит отвлеченно от частных понятий и обобщает в группы предметы однородные по своей сути, выделяет самое главное и выявляет связи как внутри одной группы, так и между ними.

https://www.youtube.com/watch?v=XXUePIW7mho

Отсюда вытекает, что процесс мышления есть более высоко организованная форма умственной деятельности, нежели чувственное познание действительности.

Однако нельзя представить себе мысль, образованную на «пустом месте». В основе каждого мыслительного процесса лежит некоторое количество фактов, которые были получены путем сенсорного восприятия окружающей действительности.

Мышление есть совокупность процессов объясняющих взаимосвязь отдельных фактов и явлений, и в основе его лежит познание, как поставщик необходимой информации.

Можно рассматривать мышление как наивысшую форму биологической эволюции, как особенную структуру наивысшей организации, которая способна посредствам идеальных образов представлять картину реальности.

Однако возникло мышление не только, как биологический процесс, оно формировалось под влиянием социальных факторов, таких как труд и речь. И именно поэтому свойственен этот процесс только человеку, как биологическому виду.

Отличительной чертой мышления, является то, что окружающую действительность, оно отражает в абстракциях. Эта его способность и возводит этот тип интеллектуальной деятельности в ранг наивысшей организации.

Ведь опираясь только на чувственное восприятие, нельзя дать характеристику причинно-следственным связям. Основными формами мышления являются суждение и умозаключение.

Суждение есть отражение реальных объектов с их связями и взаимодействиями.

Для того чтобы решить поставленную перед человеком задачу, посредствам мышления выстраивается цепочка из логически взаимосвязанных суждений, именно такой вид умственной деятельности и будет называться умозаключением. Посредствам умозаключений возможно выведение новых логических связей и открытие новых взаимодействий.

Понимая мышление, как основной процесс познавательной деятельности, можно сказать, то именно этот процесс обеспечивает открытие знаний недоступных при любых иных способах восприятия. Мышление помогает тогда, когда познание посредствам органов чувств становиться неэффективным. Без мышления не может быть познания, оно есть обязательная его составляющая.

  • TonusMozga
  • Распечатать

Источник: https://tonusmozga.ru/poznanie/mir-poznaniya/rol-myshleniya.html

Почему мозги такие морщинистые

Как мы обсудили, эволюция нашего мозга двигалась изнутри, добавлялись новые прикольные штуки поверх существующей модели. Но строительство изнутри имеет свои минусы, потому что потребность человека появляться на свет через влагалище накладывает ограничение на размер головы.

Поэтому эволюции пришлось ухитриться. Поскольку кора очень тонкая, она масштабируется с увеличением площади поверхности — то есть, если создавать много складок (то есть обе стороны укладываются в пространство между двумя полушариями), можно утроить область поверхности мозга, не увеличивая сильно в объеме. Когда мозг только-только появляется в утробе, он гладкий — складки образуются в последние два месяца беременности.

Если извлечь кору из мозга, можно расстелить 2-миллиметровый квадратный лист мозга площадью 48 х 48 сантиметров. Салфетка для ужина.

Эта салфетка — место, где происходит большинство действий в вашем мозгу, — именно поэтому вы можете думать, двигаться, чувствовать, видеть, слышать, помнить, говорить и понимать язык. Шикарная салфетка, как ни крути.

И помните, что вы желейный шар? Когда вы пытаетесь себя осознать, все это происходит в коре. То есть вы не желейный шар, вы — салфетка.

Магия складок в увеличении размера салфетки очевидна, когда мы помещаем остальной мозг поверх нашей снятой коры.

Так что, хоть и не идеально, современная наука приобрела определенное понимание общей картины, когда речь заходит о мозге. В принципе, мы неплохо понимаем и меньшую картину. Давайте проверим?

Неокортекс – это то, что делает человека человеком

Неокортекс – красивое слово.

Но что оно означает в переводе с латинского языка? Наверное, каждый из нас в детстве, при поносе и расстройстве кишечника принимал растительное вяжущее и закрепляющее средство – кору дуба, или Cortex Querkus.

Кортекс – означает «кора», корковое вещество. Ну а «neo» – означает новый, и только в фильме братьев Вачовски «Матрица» имя персонажа «Нео» несет другое, сакральное значение – «избранный».

Неокортекс, neocortex – это новая кора мозга человека. В некотором смысле, ее значение для нашей цивилизации действительно избранное. Другое ее название – плащ, pallium, или изокортекс.

Она покрывает однородным серым плащом все белое вещество больших полушарий головного мозга, которое представляет собой проводящие пути, «провода», лишенные самостоятельной возможности генерировать импульсы.

Когда употребляют термин brain– мозг, то имеют в виду именно эту часть центральной нервной системы.

Название изокортекс – изос – одинаковый, равный – свидетельствует о том, что весь мозг покрыт примерно одинаковой толщины корой, состоящей из шести слоев нейронов. Эта система занимает большую площадь, чем можно занять, будучи гладкой, поэтому изокортекс формирует борозды и извилины.

Зачем нужна новая кора

По большому счету, все жизненные функции можно прекрасно осуществлять и без влияния новой коры. Неокортекс для этого совсем не нужен. Мы сможем дышать, питаться, размножаться, получать удовольствие и даже греться на солнышке.

Но мы не сможем читать, писать, рисовать, заниматься политической деятельностью. Мы не сможем двигать науку и технику, играть на музыкальных инструментах, не сможем зажечь огонь и посадить семечко в землю. Неокортекс – это именно то, что делает нас человеком.

Это мышление, эмоции и конечные отделы чувствительных анализаторов. Именно в новой коре лежат первые нейроны произвольных и высококоординированных движений.

Без связей новой коры с мышцами была невозможна мелкая моторика, и мы совершали только грубые, автоматизированные движения: прыжки, захват, жевание, совокупление.

Скажем больше: новая кора – это то, что отличает млекопитающих, то есть животных от своих непосредственных предшественников – рыб, земноводных и пресмыкающихся.

Конечно, и у этих, более примитивных существ в составе головного мозга есть отделы, которые отвечают за обучение и эмоции, но нет специфической системы, которая освобождена от занятия «хозяйством», то есть от контроля дыхания, кровообращения и других витальных функций.

Об эмоциях и стереогнозе

Неокортекс человека способен выполнять чудесные вещи, которые на нашей планете выполнить больше не может ни один вид живых существ, даже приматы. Выполним простой опыт. Закройте глаза, подойдите к письменному столу или к тумбочке, и возьмите правой рукой любую вещь.

Не подглядывая, определите, что это на ощупь. Теперь назовите вслух что это, и посмотрите на предмет. Это может быть монета, ключ, флакон духов, сотовый телефон, спичечный коробок.

Просто? Конечно! А теперь посмотрим, что для этого потребовалось нашему организму выполнить за секунду:

  • волевой импульс заставил клетки моторной зоны неокортекса послать двигательный импульс вниз, в белое вещество;
  • импульс распределился на ядра мозжечка, который поддержал равновесие, и вы могли встать и пойти;
  • контролирующий сигнал достиг системы среднего уха и полукружных каналов, которые отдали информацию в мозжечок, что вы начали двигаться, сохраняя нужное положение;
  • часть сигналов достигла мышц ног, и вы начали движение;
  • поскольку вы двигаетесь с закрытыми глазами, включилась система статокинеза. Это мышечное чувство, которое передает в мозг информацию о положении отдельных частей тела в темноте. (Например, при поражении задних столбов спинного мозга человек может ходить, только видя свои ноги, в темноте он падает);
  • ощутив тумбочку, чувствительные тактильные импульсы понеслись вверх в таламус, где находится первичная подкорковая система анализа ощущений;
  • таламус «отрапортовал», что боли не выявлено, и импульс передается дальше, в кору.

Таковы подготовительные, и далеко не полные этапы, а ведь мы еще не начали выполнять опыт!

Теперь мы берем в правую руку спичечный коробок. Как мы догадаемся, что это именно он? По звуку. Он шуршит. В работу включается анализатор слуха, переключаясь через подкорковые центры анализа звуковых раздражителей.

Активируется височная доля неокортекса. Далее барорецепторы и тактильные рецепторы дают информацию о плотности, весе, температуре, формах предмета.

Вся эта информация устремляется в кору больших полушарий головного мозга, где осуществляется суммация полученных знаний.

Функция узнавания предметов на ощупь называется системой стереогноза. Зона, ответственная за стереогноз, находится в верхней теменной дольке, и занимает совсем незначительную часть новой коры больших полушарий.

А теперь самое интересное: если вы определяли предмет, находящейся в правой руке, то «занималась» стереогнозом левая теменная долька, кзади от центральной извилины. Это значит, что многие функции в коре перекрещены.

Чтобы назвать предмет, требуется функция моторной речи: в работу включается речедвигательная зона Брока, находящаяся в заднем отделе нижней лобной извилины коры больших полушарий головного мозга.

Затем импульс достигает вокальных мышц, языка, верхнего неба, и вы произносите нужное название. Небольшая особенность: если вы никогда не держали в руке этот предмет раньше, функция стереогноза не работает: в коре нет накопленного опыта. И назвать предмет вы можете по его качествам: гладкий, тяжелый, теплый и так далее.

Кроме таких элементарных для нас функций, изокортекс полностью является источником мышления и всей эмоциональной жизни человека.

О древней коре

Тем не менее, если есть новая кора, то самое «серое вещество», то, значит, и есть старая кора. Куда она делась и чем отличается по функции от неокортекса?

Древние зоны коры находятся в глубине головного мозга, в области гиппокампа.

Они перестали выполнять высшие функции, свойственные рептилиям и рыбам, и приняли на себя более примитивные функции, тем не менее, плотно интегрировавшись в единое неделимое целое в работу коры и головного мозга в целом. Одним из таких глубоко лежащих образований является лимбическая, или лимбико-ретикулярная система.

В ее состав входит более 12 структур, подлежащих изокортексу, например, обонятельный треугольник, гипоталамус, который является первичным анализатором боли, и ретикулярную формацию, которая считается одним из регулирующих центров сна.

Лимбическая система помогает организовывать речь, принимает участие в формировании механизмов памяти, с ее помощью оформляются поведенческие реакции и эмоции.

В данном случае, лимбическая система находится на полном контроле у коры больших полушарий, но обладает в значительной части автономностью.

Стоит напомнить, что есть и более глубокие и автономные центры, лежащие ниже лимбической системы, перешедшие к нам по наследству от амфибий и рыб. К ним относится продолговатый мозг, которому «не до эмоций». Он занимается только жизненно важными функциями: регуляцией кровообращения, дыхания, и его повреждение, в отличие от поражения областей коры может привести к смерти.

Нейрофизиология – очень интересная наука. Она отвечает на вопрос, откуда мы получили такой мозг, который является самой тонкой и высокоорганизованной структурой в изученной нами части вселенной.

Мозг – это материя, склонная к самопознанию, абстрактному мышлению и объяснению бытия.

Но, согласно теореме Гёделя о неполноте формальных систем, доказательство нуждается в рамках метатеории, которая лежит вне рассматриваемой системы.

Кто знает, может быть, и самопознание человека возможно только при выходе за пределы нашего бытия? Наука, в отличие от материального мера, бесконечна, хотя и является порождением «серого вещества».

Погребной Станислав Леонидович, невролог

Оцените эту статью:

Всего : 150

4 150

Источник: https://mozgius.ru/stroenie/neokorteks.html

Практические выводы из модели Маклина

Знание теории трех систем мозга позволяет ответить на все вопросы, обозначенные во вступлении к статье. Здесь мы приведем ответы в общем виде, а с конкретными примерами, методами и способами вы сможете ознакомиться в соответствующих статьях нашего сайта. Главное, что выводы из этой теории позволят вам понять, с чем связано то или иное явление и как с ним можно бороться.

Три системы мозга: вербальная vs невербальная коммуникация

Например, почему говорят, что невербальные сигналы достовернее слов? Потому что за невербальные сигналы отвечает лимбический мозг

, а за слова – неокортекс. Как мы говорили выше, неокортекс поддается нашему контролю, тогда как лимбический мозг – практически нет. Поэтому если на словах человек отвечает положительно, а его жесты выдают отрицательный ответ, это весомый повод усомниться в правдивости речи.

Умение считывать жесты других людей – безусловно полезный навык, который может дать много полезной информации. Однако в любом хорошем издании, посвященном этой теме, вам обязательно напишут: не ставьте на человека ярлыки прежде, чем выясните все обстоятельства

. Например, считается, что если человек притрагивается к носу, значит, он врет. В некоторых случаях это так, но возможны и другие варианты. Скажем, 15 минут назад у этого человека внезапно пошла кровь из носа, и теперь он инстинктивно проверяет, все ли в порядке.

Противостояние лимбического мозга и неокортекса

Что касается прокрастинации, боязни нового, а также энтузиазма в теории и ничегонеделания на практике, то эти, как и другие подобные ситуации, объединяет противостояние неокортекса и лимбического мозга

. Напомним, что последний не любит изменений, стремится оградить нас от эмоциональных травм и предпочитает сиюминутные удовольствия. Поэтому мы часто прокрастинируем задачи, которые в прошлом уже приводили к неудачам (лимбический мозг защищает нас от неприятных эмоций). Из-за него же порой нам так тяжело дается выход из зоны комфорта: никто не знает, что может там ожидать, и лимбический мозг заранее настраивает нас против такого шага и против изменений (даже положительных).
С противоречием между этими двумя частями мозга связан и тот факт, что мы часто даем себе обещания, а потом не выполняем их
. Дело в том, что обещания, цели и планы – прерогатива неокортекса. Но все это ведет к изменениям и/или откладывает сиюминутное получение удовольствия, что вызывает протест со стороны лимбической системы мозга. Вот вам что больше хочется: смотреть сериальчик или убираться? Кушать скучную полезную еду или лакомиться пиццей и шоколадным тортиком? Лимбический мозг бастует, и большинство из нас так или иначе поддается на его провокации. Поэтому мы зависаем в Сети с чипсами вприкуску, вместо того чтобы заняться уборкой и придерживаться диеты.

С другой стороны, неокортекс способен вдохновить нас, заразить энтузиазмом

, чтобы мы начали что-то делать, и это ощущение распространяется и на эмоциональный мозг. Но, когда энтузиазм и вдохновение уходят, лимбическая система вспоминает о том, что пора бы расслабиться, и нас снова тянет к сиюминутным удовольствиям. Вот почем наше бодренькое начало скатывается все к тем же прокрастинации и ничегонеделанию.

Учитывая, что лимбический мозг отвечает за эмоции, а новая кора – за логику, противостояние этих двух систем прослеживается и в ситуациях, когда «умом человек понимает, что к чему, а сердцем чувствует по-другому». Только в таком контексте это должно звучать: «Неокортексом понимаю, но лимбическая система заставляет меня думать другому».

Какой вывод можно сделать?

Впрочем, все описанное выше еще не значит, что единственное, что нам остается – идти на поводу у лимбического мозга. Просто, чтобы добиться большего успеха за более короткое время, стоит учесть данное противоречие. Одна из самых частых рекомендаций – по возможности успокоить лимбический мозг, не вгонять его в панику

.
Например, именно из-за его протестов у многих из нас не получается начать новую жизнь с понедельника или с 1 января. Резкие изменения (и страх неудачи) совершенно не нравятся лимбическому мозгу, и далеко не всем хватает силы воли противостоять его искушениям.
Поэтому часто эффективнее выходить из зоны комфорта постепенно и также постепенно бороться с прокрастинацией

(если, конечно, у вас есть для этого соответствующие возможности). Небольшие шаги не вызовут столь яркого протеста лимбической системы. Кроме того, незначительные изменения, как правило, предполагают, что вы ставите перед собой такие цели, которых можно достичь в краткосрочной перспективе (например, «Учить каждый день по 10 новых иностранных слов»). Если вы их достигнете, это станет отличной мотивацией к тому, чтобы дальше двигаться в выбранном направлении. В то время как долгосрочные цели («Выучить иностранный язык») не дадут быстрых результатов, а значит, не станут мотиватором для лимбического мозга, ведь он хочет положительных эмоций здесь и сейчас, а не когда-то там в будущем.

Рептильный мозг: притуплен, но не забыт

Обратимся и к рептильному мозгу. В современном мире он охраняет нас, но активен далеко не в полной мере. Его бОльшая активность была необходима тогда, когда человек выживал в суровой природе. Сейчас он нам тоже, безусловно, нужен, но на него сваливается не так много работы, как раньше. Между тем иногда слишком активная его работа приводит к психологическим проблемам

. Скажем, порой именно ему обязаны сильным страхам, всепоглощающей ярости и другим предельно ярким, но не всегда продуктивным чувствам.

Роль неокортекса в восприятии окружающего мира и мышлении

Человек это единственный вид на земле, который способен кроме удовлетворения потребностей продиктованных инстинктами, осуществлять эмоциональную, творческую и мыслительную деятельность.

Уникальность людей заключается в наличии у них обширных, высокоразвитых и сложно построенных областей головного мозга, которые имеют обобщенное название неокртекс.

Поэтому в изучении человека, как вида находящегося на верхней ступени эволюции, основными направлениями являются вопросы о строении и выполняемых функциях данного участка центральной нервной системы.

Общие сведения

Неокортекс (новая кора, изокортекс или лат. neocortex) представляет собой области коры головного мозга, занимающие порядка 96% поверхности полушарий и имеющие толщину 1.5 – 4 мм, которые отвечают за восприятие окружающего мира, моторику, мышление и речь.

Новая кора состоит из трех основных типов нейронов – пирамидальных, звездчатых и веретенообразных. Первые, наиболее многочисленная группа, которая составляет порядка 70-80 % от всего количества в мозгу. Доля звездчатых нейронов находится на уровне 15-25 %, а веретенообразных – порядка 5 %.

По своей структуре неокортекс практически однороден и состоит из 6 горизонтальных слоев и вертикальных колонок кортекса. Слои новой коры имеют следующее строение:

  1. Молекулярный, состоящий из волокон и небольшого числа мелких звездчатых нейронов. Волокна образуют тангенциальное сплетение.
  2. Наружный зернистый, образованный мелкими нейронами разнообразной формы, которые связаны с молекулярным слоем по все площади. В самом конце слоя располагаются небольшие пирамидальные клетки.
  3. Наружный пирамидальный, состоящий из малых, средних и больших пирамидальных нейронов. Отростки этих клеток могут быть связаны как с 1 слоем, так и с белым веществом.
  4. Внутренний зернистый, который состоит в основном из звездчатых клеток. Данный слой характеризуется не плотным расположением в нем нейронов.
  5. Внутренний пирамидальный, образованный средними и большими пирамидальными клетками, отростки которых связаны со всеми другими слоями.
  6. Полиморфный, основу которого составляют веретенообразные нейроны, связанные отростками с 5 слоем и белым веществом.

Кроме того новая кора делиться по областям, которые в свою очередь подразделяются на поля Бродмана. Выделяют следующие области:

  1. Затылочная (17,18 и 19 поля).
  2. Верхняя теменная (5 и 7).
  3. Нижняя теменная (39 и 40).
  4. Постцентральная (1, 2, 3 и 43).
  5. Предцентральная (4 и 6).
  6. Лобная (5, 9, 10, 11, 12, 32, 44, 45, 46 и 47).
  7. Височная (20, 21, 22, 37, 41 и 42).
  8. Лимбическая (23, 24, 25 и31).
  9. Островковая (13 и 14).

Колонки кортекса представляют собой группу нейронов, которые располагаются перпендикулярно коре головного мозга. В пределах небольшой колонки, все клетки выполняют одинаковую задачу. Но гиперколонка, состоящая из 50-100 миниколонок, может иметь как одну, так и множество функций.

Функции neocortex

Новая кора отвечает за выполнение высших нервных функций (мышление, речь, обработка информации с органов чувств, творчество и др.). Клинические испытания показали, что каждая область коры головного мозга, отвечает за строго определенные функции.

Например, человеческая речь управляется левой лобной извилиной. Однако, при повреждении какой либо из области, выполнение ее функции может взять на себя соседняя, правда для этого необходим длительный период времени.

Условно выделяют три основных группы функций, которые выполняет неокортекс – сенсорная, моторная и ассоциативная.

Сенсорная

Данная группа включает в себя, набор функций, при помощи которых человек способен воспринимать информацию с органов чувств.

Каждое чувство анализируется отдельной областью, но при этом учитывается и сигналы с других.

Сигналы с кожи обрабатываются задней центральной извилиной. Причем информация с нижних конечностей поступает на верхний отдел извилины, с тела – на средний, с головы и рук – на нижний. При этом задней центральной извилиной обрабатывается лишь болевые и температурные ощущения. Осязание же контролируется верхней теменной областью.

Зрение контролируется затылочной областью. Прием информации происходит в 17 поле, а в 18 и 19 она обрабатывается, то есть происходит анализ цвета, размера, формы и других параметров.

Слух обрабатывается в височной области.

Обаяние и вкусовые ощущения управляется гиппокампальной извилиной, которая в отличие от общего строения неокортекса имеет только 3 горизонтальных слоя.

Стоит отметить, что кроме зон непосредственного приема информации с органов чувств, рядом с ними находятся второстепенные, в которых происходит соотношение полученных образов с хранящимися в памяти. При повреждениях данных участков мозга, у человека полностью теряется возможность распознавания поступающих данных.

Моторная

К этой группе относятся функции новой коры, при помощи которых осуществляется любое движение конечностей человека. Моторика управляется и контролируется предцентральной областью.

Нижние конечности зависят от верхних отделов центральной извилины, а верхние – от нижних. Кроме предцентральной, в движении участвуют лобная, затылочная и верхняя теменная области.

Важной особенностью выполнения моторных функций является то, что они не могут производиться без постоянных связей с сенсорными областями.

Ассоциативная

Эта группа функций неокортекса отвечает за такие сложные элементы сознания как мышление, планирование, эмоциональный контроль, память, эмпатию и многие другие.

Ассоциативные функции выполняются лобной, височной и теменной областями.

В данных участках мозга происходит формирование реакции на данные поступающие от органов чувств и отправка командных сигналов в моторные и сенсорные зоны.

Для получения и управления все сенсорные и моторные участки коры головного мозга, окружены ассоциативными полями, в которых и происходит анализ полученной информации.

Но при этом, стоит учитывать, что данные приходящие в эти поля, уже первично обработаны в сенсорных и моторных участках.

Например, при нарушении в работе такого участка в зрительной области, человек видит и понимает, что есть предмет, однако не может его назвать и соответственно принять решение о дальнейшем своем поведении.

Кроме того, лобная доля коры очень жестко связана с лимбической системой, что позволяет ей контролировать и управлять эмоциональными посылами и рефлексами. Это дает возможность состояться человеку как личность.

Выполнение ассоциативных функции в неокортексе возможно благодаря тому, что нейроны этого участка центральной нервной системы способны сохранять следы возбуждения по принципу обратной связи могут сохраняться длительное время (от нескольких лет до всей жизни). Это способность и является памятью, при помощи которой строятся ассоциативные связи получаемой информации.

Роль неокортекса в эмоциях и стереогинезе

Эмоции у человека изначально появляются в лимбической системе головного мозга. Но в этом случае они представлены примитивными понятиями, которые попадая в новую кору, обрабатываются при помощи ассоциативной функции. Вследствие этого человек может оперировать эмоциями на более высоком уровне, что дает возможность ввести такие понятия как радость, печаль, любовь, гнев и др.

Также неокортекс имеет возможность гасить сильные всплески эмоций в лимбической системе, благодаря посылу успокаивающих сигналов в области с высоким возбуждением нейронов. Это приводит к тому, что у человека главенствующую роль в поведении играет разум, а не инстинктивные рефлексы.

Отличия от старой коры

Старая кора (архикортекс) является более ранним появившимся участком коры головного мозга, чем неокортекс. Но в процессе эволюции новая кора стала более развитой и обширной. В связи с этим архикортекс перестал играть главенствующую роль и стал одной из составных частей лимбической системы.

Если сравнивать старую и по выполняемым функциям, то первой отведена роль исполнения врожденных рефлексов и мотивации, а второй – управления эмоциями и действиями на более высоком уровне.

Кроме того по неокортекс значительно превышает по размеру старую кору. Так первая занимает порядка 96% процентов от общей поверхности полушарий, а размер второй – не более 3%. Такое соотношение, показывает, что в архикортексе не может выполнять высшие нервные функции.

Восприятие мира

Почему мы, обладая одними и те ми же чувствами восприятия окружающего мира, воспринимаем его по-разному?…

Восприятие мира и органы чувства

Современная наука традиционно говорит о пяти видах восприятия окружающего мира:

  1. зрение;
  2. слух;
  3. осязание (тактильное);
  4. вкус;
  5. обоняние.

Так же замечено, что у каждого человека существует ведущий анализатор восприятия мира, которым может выступать один из вышеуказанных органов восприятия, участвующий в построении перцептивного образа (модальности восприятия). Но, как правило, это следующая схема взаимодействия чувств при восприятии мира:

Тем не менее, можно заметить, что восприятие мира, даже у людей с одинаковой модальностью восприятия, очень избирательно: психологи приводят в пример простой опыт, который может провести каждый из вас самостоятельно:

На стол помещают яблоко. Затем приглашают испытуемых по очереди, подводят к столу и задают один и тот же вопрос: «Что Вы можете сказать об этом?».

Дети отвечают прямо и однозначно: «Это яблоко», иногда добавляют: «…оно зелёное». Некоторые добавляют: «…наверное, оно кислое».

Взрослые же отвечают следующим образом, от простых ответов: «Это — яблоко», «Зеленое яблоко», «Яблоко на столе», «Стол с яблоком на нём», до более сложных и объёмных — «Это простейший натюрморт из двух предметов — деревянного столика и зеленого яблока», «Я вижу луч ослепительного солнечного света, падающий на зеленое яблоко из открытого настежь окна. Это замечательно и аллегорично: солнечный свет в виде луча; свет, превратившийся в яблоко; и свет, воплотившийся в дерево, из которого человек сделал стол», — до грубости: «За что вам, идиотам, деньги платят?».

Таким образом, физическое видение Мира для каждого человека хоть и одинаково, поскольку все видят одни и те же объекты и явления, но восприятие этих самых явлений и событий уникально и неповторимо для каждого человека в частности.

А ведь мы, пока, ничего не сказали о принципиальных психо-физических различиях в восприятии Мира, которые связаны с физиологией мужчин и женщин, юношей и девушек, детей и взрослых, аборигенов, народов Запада и Востока, здоровых людей и людей больных, зрячих и незрячих, нормальных зрячих и дальтоников, гигантов и лилипутов…

Более того, для людей, у которых органы чувств работают иначе или вообще не работают, мир представляется совершенно иным, не такими, каким его видят, скажем, обычные люди. Но, есть люди, у которых чувства сильнее развиты, их мир ещё ярче и красочнее…

Но это вовсе не значит, что влияние внешнего мира полностью субъективно: большинство явлений и предметов оказывают влияние и воспринимаются одинаково всеми.

Например, исследования показывают, что наша эмоциональная реакция на цвета не зависит от их восприятия.

Так, синий цвет, как правило, имеет успокаивающий эффект на человека, что связано с короткой длиной волны света, попадающей на сетчатку, а более длинные волны — желтый, оранжевый и красный цвета — делать нас более внимательными.

Внечувственное восприятие мира

Таким образом, мы приходим к выводу, что полученное физическое восприятие реальных объектов мира начинает осубъективляться в процессе пропускания их через логику каждого индивида, где он через призму своего мышления и уровня сознания, приходит к определённым выводам и получает определённое субъективное видение ситуации.

Подводя небольшой итог, можно сказать: не смотря на то, что мы все живём на одной планете, в одной стране и, даже, на одной улице того же самого города, каждый существует в мире своего собственного восприятия.

Проще говоря, весь воспринимаемый нами мир — это не более, чем своего рода голограмма, которая выстраивается в сознании человека на основе информации, полученной от органов восприятия и пережитых эмоций, базируясь на его:

  • предшествующем опыте
  • знаниях
  • уровне сознания
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]