Накачать мозги. Четыре научно обоснованных способа стать умнее
2020-02-16T08:00
2020-02-16T08:07
https://ria.ru/20200216/1564798980.html
Накачать мозги. Четыре научно обоснованных способа стать умнее
https://cdn21.img.ria.ru/images/152451/99/1524519902_0:3:1036:586_1036x0_80_0_0_e6c3e0afd9dc3a5c44ef47eea39485d7.jpg
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
МОСКВА, 16 фев — РИА Новости, Альфия Еникеева. Аэробика укрепляет память и улучшает когнитивные функции в любом возрасте, заявили на днях исследователи из Колумбийского университета (США). И чем старше человек, тем полезнее спорт для мозга.
Ранее ученые уже показывали, что нейрогенезу — увеличению количества нейронов и улучшению работы синапсов — способствуют не только физические упражнения. Среди потенциально полезного — йога и даже правильно подобранные продукты питания.
Как еще можно улучшить работу мозга — в материале РИА Новости.
Много бегаешь, лучше думаешь
Эксперименты на лабораторных животных еще несколько лет назад показали, что регулярные физические нагрузки улучшают умственные способности. Так, у крыс, которых в течение семи недель заставляли ежедневно заниматься бегом, увеличилось число нейронов гиппокампа — области мозга, отвечающей в том числе за обучение и память.
Причем длина дистанций, пробегаемых грызунами, прямо коррелировала с количеством новых нервных клеток в их мозге. А вот упражнения с утяжелением хоть и способствовали увеличению мышечной массы зверей, такого эффекта на гиппокамп не оказывали.
Согласно данным американских и ливанских ученых (они тоже заставляли мышей бегать), во время тренировок в организме животных выделяется больше нейротрофического фактора мозга BDNF. Этот белок отвечает за нейрогенез и играет важную роль в процессах формирования долговременной памяти. Именно он, вероятно, способствует появлению новых нейронов в мозге животных.
Кроме того, занятия аэробикой делают гиппокамп более эластичным — в нем улучшается кровоснабжение и практически не бывает воспалительных процессов, что благотворно сказывается на умственных способностях.Проверка памяти, концентрации внимания и целеполагания у 132 добровольцев, проведенная учеными Колумбийского университета, это подтвердила.
После полугода регулярных тренировок у всех участников эксперимента наблюдались когнитивные улучшения. Причем, чем старше были волонтеры, тем больший эффект спорт оказывал на состояние их мозга.Впрочем, с физическими занятиями не стоит перебарщивать, предупреждают французские нейробиологи. Многочасовые изнурительные тренировки, наоборот, негативно сказываются на функциях мозга и заставляют людей принимать необдуманные решения.
Йога для мозгов
Согласно работе американских ученых, йога влияет на мозг аналогичным образом — усиливает его структуры, связанные с памятью и управлением эмоциями. Результаты 11 исследований показали, что при занятиях медитацией и специальными дыхательными упражнениями увеличивается объем гиппокампа.
Кроме того, у людей, регулярно практикующих йогу, по сравнению с остальными более развиты префронтальная и поясная кора головного мозга, а также миндалевидное тело. Эти области связаны с планированием и принятием решений, вниманием, памятью, обучением и эмоциональной регуляцией.
Изучение мозга 42 пожилых женщин, часть из которых в течение 15 лет регулярно занималась йогой, подтвердило: у сторонников этих практик увеличена толщина левой префронтальной коры. Причем по сравнению с теми, кто никогда не медитировал и не выполнял дыхательных упражнений, разница была значительная.
По мнению авторов исследования, благодаря этому у любителей восточных практик больше шансов сохранить ясный ум в преклонном возрасте.Кроме того, занятия медитацией помогают остановить деградацию серого вещества и уменьшение количества нервных связей у людей, страдающих от постоянных болей.
У йогов со стажем фиксируется также значительное увеличение количества нейронов в области островковой коры — области мозга, играющей важную роль в толерантности к болевым ощущениям.
Рисование улучшает память
В 2014 году британские и бельгийские исследователи обнаружили, что у профессиональных художников повышено количество нейронов в областях мозга, отвечающих за мелкую моторику и визуализацию образов. Ученые предположили, что эта особенность может быть врожденной, хотя и не исключали воздействия внешних факторов, в том числе воспитания и регулярных занятий рисованием.
По мнению немецких нейробиологов, именно постоянная художественная практика приводит к увеличению числа нервных клеток и улучшает нейронные связи. Они попросили 28 добровольцев, чей средний возраст около 64 лет, пройти десятидневные курсы рисования или посетить несколько картинных галерей. Перед экспериментом и сразу после него всем волонтерам провели МРТ-сканирование.
Оказалось, что у участников из первой группы увеличилась функциональная плотность нейронных связей в префронтальной и теменной коре — областях, связанных с принятием решений и планированием сложного когнитивного поведения. Иными словами, нервные клетки в этих зонах мозга стали лучше взаимодействовать друг с другом.
По данным ученых из Дрексельского университета (США), рисование улучшает кровоток в мозге и активирует в префронтальной коре центр удовольствия. Причем совершенно неважно, что и насколько профессионально изображает человек. Кроме того, рисование может значительно улучшить память.
По крайней мере, студенты, чертившие во время экспериментов геометрические фигуры и незамысловатые узоры (им в это время читали лекции), демонстрировали лучшее запоминание рассказанного материала.
Пища для ума
Согласно сразу нескольким исследованиям, на работу мозга могут влиять продукты, содержащие природные антиоксиданты флаваноиды. Прежде всего речь идет о кофе и горьком шоколаде. Так, в эксперименте австралийских ученых участники, которые ели шоколад хотя бы раз в неделю, легче справлялись с различными заданиями на память и внимание. В случае с кофе флаваноиды защищают мозг от преждевременного старения и скопления в его структурах белков, которые могут привести к болезни Альцгеймера. А кофеин, в свою очередь, улучшает память.
Источник: https://ria.ru/20200216/1564798980.html
Реализация плана
Для того чтобы получить конкретный результат, человеку мало просто оценивать исходные данные и видеть образ того, что он хочет получить. Ему нужно иметь план достижения цели, пошаговую инструкцию, составленную для него мозгом. При этом речь необязательно идет о решении важных и сложных задач.
Например, испытав чувство голода, человек может осознать, что тарелка с горячим супом – хорошее решение возникшей проблемы. Но если он не способен составить для себя алгоритм действий: пойти на кухню, открыть холодильник, приготовить еду, то его способность знать, что ему необходимо, абсолютно бесполезна.
Что такое Префронтальная кора. Вентромедиальная префронтальная кора головного мозга
Анатомически префронтальная кора располагается в лобных долях больших полушарий. Область включает в себя 3 зоны:
- заднебоковую;
- срединную;
- орбитофронтальную.
Взаимосвязи
Она имеет наибольшее количество связей с другими отделами головного мозга. Особо много связей лобный участок имеет с промежуточным мозгом: таламусом, гипоталамусом. Также передняя кора сообщается со структурами ствола и другими участками коры: с затылочной, теменной и височной.
Задняя область коры преимущественно связана с зонами, отвечающими за внимание, мыслительные процессы и двигательные акты. Внутренняя сторона префронтальной коры сообщается с лимбической системой, которая отвечает за низшие и высшие эмоции человека.
Передняя кора имеет сообщения со стволовыми строениями головного мозга. Больше всего – с ретикулярной формацией (структура, отвечающая за энергетический баланс и активацию коры). Поэтому префронтальная область зависит от состояния ствола, регулирующего активацию и торможение коры мозга.
Функции
Префронтальная кора головного мозга отвечает за высшие когнитивные функции человека. Эта область мозга относится к третьему функциональному блоку по Лурии, и носит название «программирование, регуляция и контроль». Кора ответственна за течение сознательной жизни человека, за протекание психических процессов.
В ней происходит формирование моделей поведения, адаптация к ситуации и подбор к ней поведенческих паттернов. К примеру, человек в течение жизни обретает опыт – модели поведения в определенной ситуации.
Если он попал в незнакомую обстановку или обстоятельства, префронтальная кора начинает «искать» прежние паттерны, подходящие для ситуации, или формирует совершенно новые, которые подойдут для незнакомых условий.
Специфические функции:
- Эмпатия – сложная эмоция, доступная лишь человеку. Эмпатия формируется за счет комплекса поступающих извне сигналов от другого человека. В этот комплекс входит: мимика, жесты, тон голоса, скорость, обстоятельства. Префронтальная кора синтезирует эту информацию в единый образ и формирует эмпатию к другому человеку.
- Контроль эмоций и уравновешенность. Эмоции порождаются подкорковыми структурами в промежуточном мозге. Префронтальная кора позволяет осмыслять эти эмоции и контролировать аффект – то, чего не могут животные. Эта область выступает фильтром и регулятором чувств.
- Реакция на стимул: промежуток между действием раздражителя и ответом на него – латентный период, во время которого информация об источнике «осмысливается».
- Самосознание и возможность осознавать предыдущий и настоящий опыт. Планирование будущего, постановка целей и формирование мотивации. Кроме того, префронтальная кора не просто сохраняет опыт, но и связывает различные звена между прошлым, настоящим и будущим. Здесь хранится автобиография о самом себе.
- Интуиция – возможность проникать в сущность ситуации посредством инсайта (внезапное озарение). Интуиция имеет физиологическое обоснование, так как это – предыдущий опыт, хранящийся в подкорке. А за счет крупных связей между префронтальной корой и подкорковыми структурами интуиция может реализовываться как часть планирования поведения или целей.
- Мораль. Дэниел Сигел, профессор психиатрии в медицинской школе Лос-Анджелеса говорит, что за вопросы, связанные с нравственностью и моральными ценностями отвечает префронтальная кора.
- Волевой контроль за поведением.
- Прогноз будущих событий и последствий своих деяний.
В префронтальной коре располагается 9, 10, 11, 12, 46 и 47 поле по Бродману.
9 поле отвечает за:
- Кратковременную память и оценку давности событий, то есть человек может чувственно представить и составить мыслительный образ того, насколько давно это было. К примеру, мы можем представить временную разницу между вчерашними событиями и событиями десятилетней давности.
- Слуховое восприятие слов.
- Идентификацию других людей, определение их намерений и прогноз поведения.
- Пространственное мышление. Когда в уме мы представляем многомерные фигуры, активизируется 9 поле.
10 поле отвечает за:
- Принятие решений и планирование поведения.
- Установление логической цепочки событий, между теориями, гипотезами и предположениями.
- Оперативную память. Это явление можно сравнить с оперативной памятью компьютера, отвечающая за выполнение нескольких задач одновременно и параллельное хранение информации о них.
11 поле ответственно за осмысления обоняния, придание ему смысла. Эта зона позволяет, учуяв определенный запах, вспомнить событие из жизни. Благодаря 11 полю с запахами ассоциируются эмоции.
12 поле помогает лобной коре контролировать подкорковые структуры.
46 и 47 поля ответственны за сочетание одновременного поворота глаз и головы в сторону, за пение и модуляцию движений речевого аппарата, что позволяет четко произносить речевые звуки.
Источник: https://GolovaNeBoli.ru/nevralgiya/prefrontalnaya-kora-golovnogo-mozga-trenirovki.html
Эмпатия
Эмпатия – термин, который зачастую ошибочно трактуется как способность сочувствовать и сопереживать, но на самом деле это чувство имеет более важное значение. Оно позволяет видеть и чувствовать, как к тебе относятся окружающие.
В современном цивилизованном мире эмпатия имеет лишь социокультурный аспект, но для первобытного человека умение быстро распознать врага или друга являлось залогом сохранения его жизни. Поэтому можно смело утверждать, что префронтальная кора головного мозга несет в себе охранную функцию.
Вентромедиальная префронтальная кора головного мозга
29.05.2018
Префронтальная кора – это та часть мозга, которая делает человека человеком в психологическом и социальном смысле. Высшие сложные поведенческие функции и способность к мышлению обеспечивается именно этим участком больших полушарий. Можно сказать, что человек может думать благодаря префронтальной коре.
Префронтальная кора
Анатомически префронтальная кора располагается в лобных долях больших полушарий. Область включает в себя 3 зоны:
- заднебоковую;
- срединную;
- орбитофронтальную.
Как можно тренировать префронтальную кору
Тренировка префронтальной коры заключается в чтении, счете и письме. Существует методика, пункты которой необходимо выполнять каждый день. В среднем выполнение всего алгоритма не занимает больше 5 минут в день:
- Вспоминание вчерашних событий. Для этого в течение нескольких минут нужно вспоминать вчерашнюю деятельность: с кем был разговор, как собеседник был одет, какая погода была, что читали и какие слова произносили. В общем, задача состоит в том, чтобы вспомнить как можно больше за вчерашний день.
- Чтение вслух. Читать можно любую небольшую простую статью, которая попадется на глаза. Суть: после прочтения колонки нужно записать время, потраченное на чтение, после чего нужно осмыслить информацию и пересказать себе вслух. Уже через месяц ежедневной тренировки свойства памяти улучшаются до 20%.
- Написание слов. Писать нужно не на клавиатуре, а ручкой. На бумаге можно записывать свои мысли, прочтенную статью или расписывать планы на последующую неделю.
Префронтальная кора естественным образом атрофируется по мере старения человека. С этим фактом связывают старческую деменцию или слабоумие, могущее перейти в болезнь Альцгеймера. Медицинский факт: люди, чей образ жизни связан с интеллектуальным занятием, менее подвергаются инволюционным изменениям коры головного мозга.
По мере атрофии ухудшается память. Человеку труднее вспомнить события из жизни, понижается скорость мышления, замедляется закрепление ассоциаций.
Также данная кора выполняет функцию забывания. Это естественный процесс освобождения гиппокампа от «мусора» – один из защитных механизмов человеческой психики.
Дорсолатеральная префронтальная кора
Этот участок, дорсолатеральная префронтальная кора, или заднелатеральная область, является органическим субстратом оперативной или кратковременной памяти. В исследовании 1936 года показано, что у высших приматов, у которых эта часть мозга подверглась разрушению, ухудшилась кратковременное запоминание.
Дорсолатеральная зона учавствует в формировании произвольного внимания (способность к концентрации, устойчивости и переключаемости). Здесь происходит фильтрация неактуальных мыслей и ощущений.
Всем знакомо понятие, когда пытаешься сконцентрироваться на одной вещи, а в голову «лезут» не те мысли – это недоскональность работы дорсолатеральной области.
Однако при активизации этого участка человек сохраняет способность работать над одной идеей или мыслью в течение долгого времени, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Данный участок формирует у человека чувство справедливости. Этот участок дал возможность человеческому виду сформировать понятие о справедливости, чувстве вины и обвинении других людей, о назначении приговора за содействие в неправоверных действиях.
Источник:
За эмоциональную составляющую морально-этических оценок людей отвечает определённый участок коры головного мозга
Источник: https://mozgi-doc.ru/terminy/ventromedialnaya-prefrontalnaya-kora-golovnogo-mozga.html
Критичность
Один из важнейших диагностических факторов, которыми пользуются психиатры, – это способность человека к критичности. При этом важно оценивать с адекватным уровнем критичности как происходящие вокруг события, действия других людей, так и свои собственные поступки.
Как правило, люди, которые имеют психические заболевания либо у которых нарушено развитие префронтальной коры, не способны к самокритике, оценивают свое поведение как соответствующее норме даже при самых безумных поступках.
Самоконтроль
Понятие самоконтроля очень тесно связано с эмоциями, уровнем критичности и планированием поступков. Например, если человеку внезапно захотелось громко спеть песню посреди улицы, его префронтальная кора, вероятнее всего, не даст ему это сделать, притормозив порыв, который воспринимался бы окружающими как поступок не контролирующего себя индивида.
Но когда у человека есть аддикция, то есть сильная зависимость от какой либо привычки, контроль префронтальной коры может ослабевать. Например, заядлый курильщик может прикурить сигарету в помещении, несмотря на запрет, потому что ядро головного мозга требует получить свою дозу наслаждения.