Классический тест на аутизм очень простой и его легко провести в домашних условиях без помощи каких-либо специалистов или сложных программ. Тест предназначен для определения у детей так называемой модели сознания.
Модель сознания или модель психического состояния человека — это способность понимать эмоции, желания, представления и намерения других людей, что позволяет прогнозировать и объяснять их поведение.
Необходимый информационный минимум
Согласно современному определению, аутизм – это расстройство социального взаимодействия. Раньше определения были другими, а диагнозы были конкретнее. Сейчас все они объединены в расстройства аутистического спектра (РАС), и в результате в одной категории оказались как люди, которым с огромным трудом, но удалось добиться социализации, так и люди с тяжелой инвалидностью, совсем не такой интересной, как показывают в кино.
Из-за изменения терминологии значительно выросло количество детей с диагнозом «аутизм». Но до 1988 года такой диагноз в принципе считался тяжелым и связанным со снижением интеллекта. Современная наука знает, что это не так. В этом и проблема взрослых аутистов, которые смогли социализироваться: внешне они могут выглядеть обычными, чуть замкнутыми, но общение дается им с огромным трудом.
То, что для обычных людей просто, как дышать, для людей с аутизмом требует обдумывания каждого слова и жеста. Как начать разговор? Что делать, если возникла пауза? Как заговорить с незнакомцем, даже если это продавец в магазине? Как понять, чего от меня хотят другие? Каждый из этих вопросов требует от аутичного человека серьёзной работы. Как же понять, в чем источник проблем? Существуют некоторые критерии, общие для всех расстройств аутистического спектра. Это:
- выраженные сложности в коммуникации, отсутствие интереса к общению с другими людьми;
- неумение понимать настроение и намерения других людей по их мимике, жестам (отсутствие эмпатии);
- склонность к распорядку, ритуалам, в некоторых случаях – к навязчивым движениям;
- глубокий интерес к отдельным узким темам.
В остальном РАС очень разнообразны. Только некоторые из его форм врачи единогласно считают заболеванием, в основном же это – особенности развития нервной системы.
Современное общество не умеет взаимодействовать с особенными людьми. И проблема аутистов решается в первую очередь социально, а не препаратами: их порой не от чего лечить.
XII. Невербальная коммуникация
1. Использование невербальной коммуникации соответствует возрасту и ситуации.
2. Использование невербальной коммуникации нарушено в легкой степени. Незрелое использование невербальной коммуникации, ребенок может нечетко показывать или добиваться того, что хочет, в ситуациях когда ребенок того же возраста могут указать или использовать более специфический жест, чтобы показать что он/она хочет.
3. Использование невербальной коммуникации нарушено в средней степени. В основном, ребенок не может выразить свои потребности или желания невербальным способом и не может понять невербальную коммуникацию других людей.
4. Использование невербальной коммуникации нарушено в тяжелой степени. Ребенок использует только странные и необычные жесты, которые не имеют очевидного значения, либо не проявляет понимания жестов и выражения лица других людей.
Диагностика аутизма: проблемы и решение
Диагностика аутизма в России находится в стадии становления. Дети поневоле проходят стандартные ступени социализации: поликлиника, детский сад, школа. Если у малыша есть расстройства аутистического спектра, на него скорее всего обратят внимание специалисты и сообщат родителям о необходимости консультаций детского невролога и психиатра. Именно в этом, а не в учащении случаев аутизма, причина так называемой эпидемии: стали чаще выявлять, но это не означает, что раньше аутистов было меньше.
Если в детстве аутизм не разглядели, в подростковом возрасте выявить его сложнее: гормональная буря переходного возраста делает обычными перепады настроения у всех тинейджеров, а не только у аутистов.
Сложнее всего со взрослыми. Причину их проблем ищут в чем угодно, только не в аутизме, и виной тому – устоявшийся стереотип, что РАС – детская болезнь и с возрастом проходит. Во-первых, не всегда болезнь, а во-вторых, не проходит. Научиться танцевать на протезе не равно отрастить новую ногу. В результате аутизм взрослых – это проблема их самих. С детьми и подростками тоже всё не так гладко: надежда на специалистов порой не оправдывается. И тогда исключить (или подтвердить) аутизм – задача родителей.
Заподозрить аутизм и как можно быстрее обратиться к врачу, который специализируется именно на этой особенности развития, поможет тестирование и самодиагностика.
Подборка полезных видео о РАС, признаках и диагностике (английский язык, но многое понятно без слов):
Реабилитация
Обычно аутические расстройства диагностируются еще в детстве, но бывает и иначе, когда клиническая картина стертая, пациент может жить до взрослого и даже зрелого возраста, не зная о своей психопатологической особенности. По статистике примерно трети аутистов с болезнью Аспергера никогда не ставился подобный диагноз.
Незнание болезни способствует серьезным проблемам во всех сферах жизни пациента от семьи и до профессиональной деятельности. К ним зачастую относятся как к странным, психически нездоровым людям или вовсе подвергают дискриминации. Поэтому такие больные стараются избегать общества, выбирая одинокую жизнь.
В специализированных учреждениях аутисты могут пройти реабилитацию, которая поможет сократить проявления тревожности, повысить внимание и концентрацию, нормализовать психофизическую форму и пр. Сюда можно отнести музыкальную терапию, гидротерапию, занятия с логопедом или театральный кружок
Чем раньше приступить к коррекции, тем выше будет социализация больного во взрослом возрасте. В спецшколах подростков совершенствуют в самообслуживании и самостоятельности действий, планировании своей деятельности, социальных умениях. Они занимаются по специальным программам вроде АВА, FLOOR TIME, RDI, система TEACH и пр.
В некоторых государствах даже практикуется создание специальных квартир, где больным будут помогать опекуны, но и самостоятельности при этом пациенты лишаться не будут. Если же недуг развился в полную силу, то за таким пациентом понадобится постоянный уход родственников, поскольку на самостоятельную жизнь они не способны.
Проблемы самодиагностики аутизма у детей и взрослых
Главный вопрос – когда необходимо прибегнуть к самодиагностике. Ответ на него зависит от того, у кого вы подозреваете это состояние – у ребенка или у себя.
Одним из признаков аутизма с сохранным интеллектом считаются способности Саванта – значительный прогресс в какой-то из областей (запоминание, рисование, счет, чтение и так далее) по сравнению с детьми того же возраста. Именно это порой дезориентирует родителей. С их точки зрения у ребенка все хорошо, он многое делает лучше сверстников, знает больше, чем они. Часто встречающиеся при этом трудности с речью списывают на холерический темперамент, позднее обращение к логопеду, смену зубов, а основной проблемы не замечают: не хватает знаний.
Модели поведения
Для пациентов подросткового возраста с рассматриваемым диагнозом свойственно несколько моделей поведения.
- Большинство подростков с таким заболеванием являются очень тихими. Они не могут понять, зачем необходимо общаться с людьми и налаживать связи со сверстниками, поэтому не стремятся к этому. У подростков заторможенная умственная активность, речь может быть не развита. Однако аутисты успешно используют жесты для общения.
- При другой форме заболевания, подростки ведут гиперактивный образ жизни. Они не знают, как нужно правильно проявлять свои эмоции в обществе, поэтому часто бывают раздражительными и агрессивными. Такие больные сложно переносят изменения привычного распорядка дня.
- Некоторые подростки страдают тяжелой формой болезни. Такие дети могут быть одержимы определенной идеей или повторяют определенные последовательные действия. Когда они испытывают волнение, то могут совершать, несвойственные здоровому ребенку движения: покачивание телом, махи руками, топтание на месте и другие.
Подборка тестов на аутизм для прохождения онлайн
Тестирование детей
Родителям следует заподозрить у малыша аутизм, если:
- у него не налаживается зрительный контакт с матерью;
- малыш почти не интересуется игрушками;
- если что-то его не устраивает, он проявляет агрессию к другим и к себе, например, стремится ударить других либо бьется головой о стены или об пол;
- случаются истерики как ответ на смену деятельности;
- мимика не соответствует ситуации;
- возникают проблемы с подражанием;
- есть нарушения речи: повторения одного и того же, жестикуляция вместо разговора;
- утрата навыков речи либо медленное, не по возрасту их развитие;
- высокая потребность в размеренности действий, ритуалах.
На определенных этапах развития каждый из этих признаков может быть нормой. Насторожить должно проявление сочетания этих признаков уже в 2-3 года и ухудшение ситуации с возрастом – до 6-7 лет. Затем их выраженность постепенно снижается.
Хорошо зарекомендовал себя тест M-CHAT-R (The Modified Checklist for Autism in Toddlers), позволяющий выявить риск аутизму у детей в раннем возрасте (от 16 до 30 месяцев). На вопросы теста отвечают родители. Тест содержит всего 20 вопросов, можно воспользоваться адаптированной онлайн версией на русском языке или оригиналом.
Также можно оффлайн версию для изучения особенностей и правил тестирования расстройств аутистического спектра с помощью M-CHAT-R (на англ. языке).
На сегодняшний день наиболее объективным считается тест «Шкала оценки детского аутизма». Он включает в себя 45 вопросов, на каждый из которых можно дать 4 варианта ответа. Заполняется родителями или теми, кто помнит поведение обследуемого в раннем возрасте (даже в том случае, если тест проходится для взрослого или подростка).
Тесты для подростков
Хорошо зарекомендовал себя скрининговый тест ASSQ. Это короткий опросник, который позволяет выявить, конечно же, не сам аутизм, но подобные ему черты характера. Он поможет обратить внимание родителей на то, что, возможно, их ребенок нуждается в помощи больше, чем когда бы то ни было: аутизм в подростковом возрасте переживается тяжело. Для того, чтобы уточнить результаты, родителям стоит заполнить и «детские» тесты.
Тестирование взрослых
У взрослых, которым не диагностировали в детстве аутизм, признаки сходные. В силу того, что социальная адаптация с возрастом все же происходит, проявляются они чуть по-другому. Признаками могут быть:
- перфекционизм: каждая вещь должна лежать на своем месте и в строго определенном положении, иначе возникает дискомфорт;
- склонность к планированию: спонтанные решения и резкие перемены вызывают страх вплоть до паники;
- вызывают раздражение вплоть до физиологических реакций резкие звуки, яркий свет, сильные запахи;
- повышенное внимание к мелким деталям;
- привлекательность повторяющихся явлений, действий, изображений;
- буквальное понимание сказанного, неумение считывать настроение собеседника по интонациям, жестам, мимике.
Поскольку аутизм очень разнообразен, нельзя в одной статье перечислить все его признаки. Главный критерий продолжения диагностики (для взрослых в первую очередь – самодиагностики) – это проблемы, которые возникают в жизни из-за черт характера, свойственных расстройству.
Для оценки вероятности аутизма у взрослых существует тест аутистических черт (AQ, Aspie Quiz). В сочетании с тестами коэффициента эмпатии () и уровня систематизации () можно получить довольно точные результаты. Для взрослых разработано еще множество тестов, которые помогают уточнить, идет речь об аутизме или о пограничных состояниях.
Для первичной самодиагностики аутистических черт у взрослых может использоваться и скрининговый тест ASS с теми же ограничениями, что у детей и подростков.
Для того чтобы оценить динамику развития пациентов, у которых диагноз аутизм был поставлен ранее, можно воспользоваться тестом АТЕК, его надо проходить ежемесячно, а результаты записывать для дальнейшего анализа. Пройти его в режиме онлайн можно здесь.
Тест АТЕК предназначен для оценки динамики развития пациентов. Рекомендуется проходить тест и фиксировать результаты каждый месяц.
IX. Ответ и использование обоняния, осязания и вкуса
1. Нормальное использование обоняния, осязания и вкуса. Ребенок исследует новые объекты соответствующим возрасту образом, в основном получая ощущения и разглядывая. Когда это нужно, используется обоняния и вкус. Если ребенок испытывает обычную несильную боль, он выражает дискомфорт, но проявляет сверх реакции.
2. Легкая степень нарушения использования обоняния, осязания и вкуса. Ребенок может отказываться помещать объекты в рот, может нюхать или пробовать на вкус несъедобные предметы, может игнорировать, либо проявлять избыточную реакцию на несильную боль в ситуациях, когда для обычного ребенка свойственно проявлять лишь дискомфорт.
3. Средняя степень нарушения использования обоняния, осязания и вкуса. Ребенок может быть озабочен ощупыванием, обнюхиванием, опробованием на вкус предметов или людей. Реакции ребенка могут быть либо слишком сильными, либо слишком слабыми.
4. Серьезная степень нарушения использования обоняния, осязания и вкуса. Ребенок занят ощупыванием, обнюхиванием, опробованием на вкус предметов в большей степени, нежели нормальным изучением или использованием предметов. Ребенок может полностью игнорировать боль, либо очень сильно реагировать на легкий дискомфорт.
Интересные факты в плоскости тестирования и самодиагностики РАС
Аутизм – это диагноз, который должен ставить ребенку не тест, а консилиум специалистов. Учитывая путаницу в терминологии, на вопрос о том, заболевание это или особенности характера, нужно отвечать в каждом конкретном случае.
Но если вы взрослый человек и задумываетесь, нет ли у вас аутичных черт – это повод заняться собой и обратиться к специалисту. Сложность в том, чтобы найти нужного. Если тесты показали высокие баллы, то начинать лучше с тех психотерапевтов и психиатров, которые специализируются на работе с такими пациентами. Таких специалистов немного, а опытных среди них еще меньше.
Уже существуют, во всяком случае в крупных городах, группы взаимопомощи для людей с аутизмом. Там можно встретить тех, кто подскажет, куда лучше обратиться для подтверждения или опровержения ваших подозрений. С ними же можно обсудить результаты ваших тестов.
Чаще всего люди с расстройствами аутистического спектра стараются проконсультироваться минимум с двумя специалистами. Это совершенно нормально и правильно: врачи тоже люди и могут ошибаться, а расстройство, как не раз говорилось, очень разнообразно.
Помочь найти свое место в социуме задача близких
Ниже представлены отзывы родителей, которые воспитывают подростков-аутистов.
С чем пришлось столкнуться при воспитании подростка с РАС Положительный опыт Негативный опыт
Ирина. В возрасте 14 лет, мой сын стал почти неуправляемым. Он демонстративно не слушал меня, переговаривался и огрызался. С возрастом, и после посещения психотерапевта, все вернулось в норму.
Татьяна. Сейчас сыну 16. Стал не просто замкнутым, а почти отшельником. Как приходит со школы — сразу в комнату. Диалога со мной нет вообще. Учительница сказала, что в школе его не принимают, обижают. И хочется мне его поддержать, но как это сделать, учитывая, что он даже слушать меня не хочет, я не представляю.
Светлана. Воспитываю дочку. Когда начались месячные, она почему-то постоянно это рассказывала всем подряд. Почти хвасталась
Пришлось объяснять важность хранить всякие «девичьи» секреты в тайне. Да и успеваемость стала хромать
Но, как сказала нам психолог, это нормально даже для обычных подростков.
Аня. У нас обострились проблемы с речью. Ребенок говорит так, будто пластинку зажевало. Медленно, тихо и невнятно. Плюс, сын плохо спит, стал тревожным и агрессивным. Пришлось обращаться к психологу.
Вывод Риск того, что признаки аутизма у подростков 15-16-ти лет обостряться, всегда есть. Однако не стоит впадать в панику
Важно вовремя поддержать ребенка и научить его справляться с жизненными трудностями, как на бытовом, так и социальном уровне. Ведь первое место, где он может получить поддержку – это его семья
Резко выросло число подростков с РАС как же им помочь
Резкий рост аутизма в 1990 году отметили Американские медики. Если ранее, подобный диагноз считался редкостью, то за последние десятки лет картина сильно изменилась. Сейчас родители в разы более информированы относительно помощи своим детям. Так, Шанталь Сайсиль-Кира, мать аутиста, написала ряд книг, главной темой которых является помощь подросткам с РАС. По ее мнению, родители иногда могут находить диагноз там, где его нет.
Например, если ваш ребенок стал плохо управляемым, то это может быть лишь проявление переходного периода. Если же диагноз подтвержден, то, как говорит автор книги « Подростки в спектре аутизма», ребенку нужно дать почувствовать себя действительно самостоятельным.
Можно составить ему распорядок дня с указанием тех задач, которые ему необходимо будет выполнить. Затем поместить этот список на видное место. Это позволит подростку принимать самостоятельные решения, без постоянных напоминаний о важных делах родителями. Если вдруг что-то пойдет не так, ответственность за свои решения он будет нести самостоятельно, что поможет выработать в нем понимание причинно-следственных отношений.
Не нужно пытаться исправить своего ребенка. Необходимо помочь ему ладить с самим собой, проще вступать в контакт и учиться управлять своей жизнью. Тогда будучи взрослым, он будет успешно распоряжаться собственными финансами, строить здоровые отношения и вести полноценную жизнь.
Статья в тему: Как сняли диагноз аутизм. Реальный пример
III. Сенсорные навыкиПознавательные способности
1. Откликается на собственное имя:ДаИногдаНет | 2. Реагирует на похвалу:ДаИногдаНет |
3. Смотрит на людей и животных:ДаИногдаНет | 4. Смотрит на картинки (и телевизор):ДаИногдаНет |
5. Умеет рисовать, раскрашивать, мастерить:ДаИногдаНет | 6. Правильно играет с игрушками:ДаИногдаНет |
7. Выражение лица соответствует ситуации:ДаИногдаНет | 8. Понимает происходящее на телеэкране:ДаИногдаНет |
9. Понимает объяснения:ДаИногдаНет | 10. Осознает окружающую среду:ДаИногдаНет |
11. Осознает опасность:ДаИногдаНет | 12. Проявляет воображение:ДаИногдаНет |
13. Проявляет инициативу:ДаИногдаНет | 14. Умеет самостоятельно одеваться:ДаИногдаНет |
15. Проявляет любопытство, заинтересованность:ДаИногдаНет | 16. Смелый — исследует окружающее:ДаИногдаНет |
17. Адекватно воспринимает окружающее, не уходит в себя:ДаИногдаНет | 18. Смотрит туда, куда смотрят другие:ДаИногдаНет |
Источники
- https://baragozik.ru/4-6-let/kak-vyyavit-autizm-u-detej-do-6-let-priznaki-testy.html
- https://7psihozov.ru/autizm/diagnostika-i-testy.html
- https://onevroze.ru/test-na-autizm-kak-samostoyatelno-proverit-sostoyanie-rebyonka.html
- https://med-explorer.ru/psixologiya/test-na-autizm-u-vzroslyx.html
- https://apicorrection.com/test-na-autizm-atek