Все функции нашего организма регулируются головным мозгом. Функционально и структурно левое и правое полушария отличаются друг от друга. В этом заключается межполушарная асимметрия головного мозга. Это правило работы головного мозга не только у людей, но и у животных.
Данную асимметрию также называют функциональной. Функциональная межполушарная асимметрия мозга – главнейшая физиологическая и психологическая особенность головного мозга.
Асимметрия эта не врожденная и формируется до 10-15 лет. Она имеет свои возрастные особенности и в различных отделах головного мозга реализуется по–разному. Этот процесс называется латерализация.
Особенности правого и левого полушарий
Особое внимание в изучении головного мозга уделяется взаимосвязи межполушарной асимметрии и психических процессов. Межполушарная асимметрия психических процессов – это способность головного мозга для реализации одного вида психических функций отводить главную роль правому полушарию, другого – левому.
Изучение речи показало, что словесная характеристика находится под контролем левого полушария, а голосовые интонации, тембр – под контролем правого. Также левое полушарие отвечает за укрепление условных рефлексов и за абстрактное мышление, определение целей, последовательную обработку информации аналитическим методом.
В свою очередь благодаря правому полушарию вырабатываются условные рефлексы, реализуются задачи, осуществляется единовременная обработка информации, восприятие признаков предметов. И если говорить об эмоциях, то именно эта часть мозга признана более «эмоциональной»: негативные или яркие эмоции находятся под его контролем, а левое полушарие отвечает за слабые и положительные.
Функциональная асимметрия мозга очень показательна при зрительном восприятии: левое полушарие воспринимает образ детально, отдельно анализируя цвет, размер и др.; правое – наоборот, оценивает образ целиком.
Рекомендуем: Интуиция — это
Моторное различие проявляется в том, что за работу мышц рук, ног, тела, например, с правой стороны отвечает участок коры левого полушария. И лишь отдельные лицевые мышцы находятся под контролем обоих полушарий.
История возникновения
Первые предположения о том, что конечный мозг не является сплошной однородной массой, состоящей из нервных клеток, высказал немецкий ученый Ф. Галль на рубеже 18-19 веков. Анатом считал, что нервный аппарат речи расположен в передних долях мозга. Однако исследователя приняли за шарлатана, и все его предположения были отвергнуты. В дальнейшем похожие попытки предпринимали такие умы, как Буйоне, Буйо и Дакс, но их не воспринимали всерьез – различные исследования и доклады теоретиков и врачей не получали должного внимания научного сообщества.
Первым, кто получил признание, был французский невролог Брока. Врач предположил, что центр речи располагается в лобной извилине, а именно в левой (в последующем эта область мозга была названа в честь открывателя). Вторым важным шагом в изучении асимметрии была работа ученика Брока Вернике. Его доклад посвящался нарушению понимания речи при повреждении левых височных долей.
Тем временем российская неврологическая школа строила фундамент для изучения мозга. Первый московский научный неврологический институт был основан А.Я. Кожевниковым. Ученый ставил себе и своим сотрудникам задачу изучить билатеральную организацию психических функций мозга.
В дальнейшем научный вклад привнесла молодая наука – нейрохирургия. Ученые изучали функцию отдельных участков при их повреждении, а точнее: при поражении определенной области мозга, исследователи следили за тем, какая именно функция мозга выпадает.
К середине 20 века нейронаука накопила достаточно сведений и теорий, дающих возможность представлять взаимоотношение между полушариями и их специализацию. В дальнейшем проводились, и проводятся сейчас исследования на тему творчества. Ученых интересует то, какая именно область или какое полушарие отвечает за создание и созидание. В современном представлении функция творчества объясняется как результат совместной работы обоих полушарий.
Связи между полушариями и их свойства
В настоящий момент проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия является одной из самых важных в естествознании. Впервые этот вопрос был затронут еще Гиппократом, а в 19 веке собралось достаточное количество фактов, подтверждающих межполушарные различия.
Становление теории межполушарной асимметрии шло в несколько стадий. Поначалу считалось, что левое полушарие полностью доминирует над правым. Потом появились предпосылки полагать, что каждое из них может доминировать в зависимости от выполняемых функций.
Рекомендуем: Амбидекстр — кто это?
Сейчас данный вопрос изучается в аспекте актуальности участия каждого полушария головного мозга в реализации психических функций. Участие каждого из них в выполнении разных функций имеет не тотальный, а парциальный вид. Выявлено, что полушария головного мозга принимают не одинаковое по виду и неравноценное по важности участие в реализации психических функций.
Сенсорная латерализация заключается в следующем: один орган чувств (парный) сильнее реагирует на стимуляцию. Так, доминантный глаз отличается лучшим зрением, ухо – более острым слухом и т.п.
Латерализация высших психических функций проявляется в том, как принимается, перерабатывается и хранится информация, как выбирается план поведения в той или иной ситуации.
Таким образом, индивидов, для которых типична левополушарность, отличают рациональность, логичность, обстоятельность. В свою очередь для правополушарных характерны непоследовательность, отсутствие склонности к анализу.
Рекомендуем: Безусловные рефлексы — что это?
Можно выделить следующие свойства функциональной асимметрии :
- Доминантность. Активируются зоны одного полушария в момент определенной деятельности. Это стабильная характеристика.
- Переключаемость. Если меняется состояние организма, то происходит и смена активации полушария.
- Пластичность. Некоторые особенности, объясняемые асимметрией, меняются и закрепляются под влиянием определенных факторов.
Благодаря последним работам в этой области также выявлено, что в отдельных областях деятельности асимметрия между полушариями стационарна. Но иногда проявляется ее динамичность, когда латерализация происходит длительное время.
Основные межполушарные различия были замечены ученым Р. Сперри. Для лечения эпилепсии им была разработана операция по рассечению мозолистого тела. Таким образом появилась возможность изучать работу полушарий мозга в их некоторой изоляции друг от друга.
Наблюдение за пациентами, перенесшими данную операцию, показало у них очень серьезные нарушения в работе мозговой организации высших психических функций, которые были названы синдромом «расщепленного мозга».
У данных пациентов не изменились темперамент, интеллект, но были выявлены феноменальные нарушения высших психических функций, которые явились следствием операции.
Например, когда больного попросили собрать конструкцию по схеме правой рукой, то было отмечено большое количество неточностей. Это произошло потому, что левое полушарие взаимосвязано с правой частью тела. Таким образом было обнаружено, что большие полушария – это единый орган, и только при их взаимодействии мозг правильно функционирует.
Типы асимметрий
Слово асимметрия
в данном случае обозначает отсутствие симметрии мозговых полушарий.
Билатеральная асимметрия
— это такой тип асимметрии, при которой правый и левый объекты подобны друг другу, но их невозможно совместить путем обычных перемещений в пространстве. Каждый из таких зеркальных
(энантиоморфных)
объектов несет в себе черты, отличающие его от другого зеркального объекта только при сравнении с этим другим (рис. 4.1).
Типология асимметрий предполагает несколько оснований для классификаций. У млекопитающих различают две формы асимметрии: межполу-шарную,
т. е. доминирование активности структур одного полушария, и
функциональную
— специализацию каждого полушария при выполнении отдельных функций.
По характеру проявления можно выделить три вида асимметрии: моторную, сенсорную и психическую. Моторная асимметрия
проявляется в неравенстве участия правой и левой половин тела в движении. Так, по включенности той или иной руки в деятельность различают праворуких и левору-ких людей (правшей и левшей). В английском языке, кроме термина handed-ness (“рукость”), есть слово, имеющее значение “ногость” (legness), что подразумевает превалирование в движении одной из ног.
Под сенсорной асимметрией
понимается функциональное неравенство парных органов чувств Например, роль правого и левого глаз в бинокулярном зрении различна. Ведущий глаз первым устанавливается на предмете, и его изоб-
Рис. 4.4.
Горизонтальный разрез через мозг человека на уровне височной доли (Kalat, 1992)
ражения преобладают над изображением подчиненного. Подобные закономерности характерны и для уха. Выявлено, что острота слуха ведущего уха выше. Порог обонятельной чувствительности также неодинаков. У большинства (70 %) людей он выше справа, у 13 % — слева, у остальных симметричен. Оценивая доминирование полушарий в сенсорной и моторной сферах, можно описать профиль функциональной сенсомоторной асимметрии, т. е. выявить у человека ведущие руку, ногу, глаз, ухо.
Психическая асимметрия
обусловлена наличием у человека двух полушарий мозга. Левое полушарие контролирует сенсорную и моторную сферу правой половины тела, а правое — аналогичные сферы левой (рис. 4.2). Для слуха и зрения полушарный контроль несколько сложнее описанной схемы. Информация, попадающая на назальную (ближе к носу) и височную
(темпоральную)
половины
92
Рис. 4.2.
Перекрест сенсорных и моторных путей, связывающих тело и мозг (Спрингер, Дейч, 1983).
Рис. 4.3.
Характер разделения волокон, несущих информацию в мозг от разных полей зрения (Спрингер, Дейч, 1983).
Рис. 4.5.
Расположение передней и гиппокампальной комиссуры в трехмерной перспективе (Kalat, 1992).
сетчатки глаза, направляется к разным отделам мозга: от височной половины сетчатки проекции идут в то же (ипсилатеральное)
полушарие, от назальной — в противоположное
(контралатеральное).
Таким образом, сигналы из правых половин обоих глаз (левое поле зрения) идут в правое полушарие, а из левых половин (правое поле зрения) — в левое (рис. 4.3). Полушария связаны друг с другом несколькими комиссурами (пучками волокон), самая большая из которых — мозолистое тело (corpus callosom) (рис. 4.4,4.5).
В настоящее время получены данные об асимметрии мозга у птиц, крыс, мы-
шей, антилоп, кошек, собак, приматов, а также ископаемых животных, существовавших полмиллиарда лет назад. Асимметрия может проявляться на анатомическом, сенсорном, моторном и когнитивном уровнях, а ее характер зависит от гормонального статуса, уровня развития и средовых влияний (Bradshow, 1990).
Взаимосвязь развития мозга и пола
На текущий момент есть наблюдения, подтверждающие связь пола человека и скорости, с которой созревает мозг. К моменту появления на свет у девочек наиболее сформированным оказывается левое полушарие, а у мальчиков – правое. Такое отличие объясняется связью межполушарной асимметрии с гормонами.
Это происходит потому, что на центральную нервную систему андрогены оказывают замедляющее действие. В свою очередь эстрогены, как и прогестерон, влияют на ЦНС наоборот, в качестве активизатора.
Отчасти в этом кроется причина того, что девочки раньше мальчиков начинают говорить, читать и делают они это, как правило, лучше.
Многочисленные исследования показывают, что мозг у мужчин в своей организации более асимметричный, нежели женский; также у сильной половины человечества чаще встречается преобладание левого полушария над правым.
Рекомендуем: Процесс забывания в психологии
Благодаря исследованиям стало ясно, что при дефектах левого полушария (травма, опухоль, операция) у мужчин гораздо чаще, по сравнению с женщинами, страдает вербальная функция. Это как раз и доказывает симметричность женского мозга в сравнении с мужским.
Психологические различия в зависимости от пола также тесно связаны с неодинаковой латерализацией. Речь, ее скорость и беглость, грамотность – здесь женщины опережают мужчин. А вот способности к геометрии, географии, шахматам, изобретательству, как правило, выше у мужчин.
Функциональная роль полушарий лишь относительно дает возможность и право называть их доминантными и субдоминантными. Некоторые функции человек осуществляет с помощью левого полушария, другие – с помощью правого. Но психическая деятельность невозможна без тесного взаимодействия и сотрудничества их обоих.
Исследования в области межполушарных различий продолжаются и в наши дни. Не исключено, что нынешние знания в будущем станут неактуальными и устаревшими, а ученые окончательно постигнут все тайны головного мозга. Автор: Яна Глухова
Краткая история изучения проблемы
В 1836 году врач Марк Дакс выступил с докладом на заседании медицинского общества. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария у наблюдавшихся больных с потерей речи. Случаев потери речи при поражении правого полушария ему выявить не удалось. 1844 год: А
Ваган привлек внимание общественности, написав «Трактат о двойственности мозга». Он считал человека существом двойственным
«Рассогласованность в работе двух полушарий ведёт к помешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идея асимметрии ещё не возникла). В середине XIX века отмечено бурное развитие афазиологии (науки о нарушениях речи). Идея Франца Галля: разные функции контролируются разными областями мозга. Джордж Буйо связывал афазию при поражении левого полушария с правшеством у большинства людей. 1861 год: Обуртен повторил утверждение Галля о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Через несколько месяцев Поль Брока сформировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения. В этом же году Брока исследовал больного с грубым нарушением речи — пациент понимал, но ничего не говорил (моторная афазия). У наблюдаемого была разрушена в левом полушарии моторная зона, отвечающая за речь. Брока посчитал, что открыл центр речи. 1869 год: Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария: «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона». 1874 год: Немецкий психиатр Карл Вернике первым зафиксировал иной вид афазии — сенсорную афазию. Это был случай, противоположный случаю Брока: больной мог говорить, но ничего не понимал.
Примечания
- ↑ Бианки В. Л. (1985) Асимметрия мозга животных. Л.: Наука. 295 с
- ↑ Walker S.F. (1980) Lateralization of Functions in the Vertebrate Brain. Brit. J. Psychol. 71
P. 329—367. - Westen et al. 2006 Psychology: Australian and New Zealand edition
. John Wiley p.107 - Аршавский В.
(недоступная ссылка). SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS (2007). Дата обращения 7 июня 2020. - Геодакян В. А. (1993) Асинхронная асимметрия. Журн. высшей нервной деятельности. 43
вып. 3. С. 543—561. - Геодакян В. А. (1992) Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга. Докл. РАН. 324
№ 6. С. 1323—1326. - Геодакян В. А., Геодакян К. В. (1997) Новая концепция леворукости. Докл. Акад. Наук. 356
№ 6. С. 1-5. - Геодакян В. А. (2003) Homo sapiens на пути к асимметризации (Теория асинхронной эволюции полушарий и цис-транс трактовка левшества). Антропология на пороге Ш Тысячелетия. Москва, 1
с. 170—201. - Виктор Дольник, «Непослушное дитя биосферы»
- Там же, глава «Путешествие в мир предков».
- Gazzaniga, M. S., & Hutsler, J. J. Hemispheric specialization. In R. A. Wilson & F C. Keil (Eds.), The MIT encyclopedia of the cognitive sciences (pp. 369-372). Cambridge, MA: MIT Press. 1999
- ↑ McGlone J. (1978) Sex Difference in Functional Brain Asymmetry. Cortex. 14
P. 122—128. - ↑ McGlone J. (1980) Sex Difference in the Human Brain Asymmetry: a Critical Survey. Behav. and Brain Sci. 3
No. 2. P. 215—263. - ↑ Спрингер С., Дейч Г. (1983) Левый мозг, правый мозг. М.: Мир. 256 с
- Buffery A., Gray J. (1972) Sex differences in the development of spatial and linguistic skills. Gender differences, their ontogeny and significance / Ed. C. Ounsted L Edinburg, P. 123—158.
- Harris L.J. (1978) Sex Differences in Spatial Ability. Asymmetry of the Function of the Brain. (Ed. Kempbel). L.: Cambridge.
- Maccoby E., Jacklin C. (1974) The Psychology of Sex Difference. Stanford.
- Wada J. A., Clark R., Hamm A. (1975) Cerebral hemisphere asymmetry in humans. Arch. Neurol. 32
P. 239—246. - ↑ Levy J. (1978) Lateral differences in the human brain in cognition and behavioral control. Cerebral correlates of conscious experience. № 1.
- Witelson S. F. (1976) Sex and the single hemisphere. Science. 193
P. 425—427. - Lenneberg E. Н. (1967) Biological foundations of language. N. Y. Wiley.
- Waber D. (1976) Sex differences in cognition: a function of maturation rate. Science. 192
P. 572—573.