Гештальтпсихология возникла в двадцатых годах двадцатого века и носит ярко выраженный интегративный характер. М. Вертгеймер, В. Кёлер и К. Коффка (основатели нового направления) решили, что поведение человека, его сознание невозможно изучать отдельно, это тупиковый путь. Сознание человека собирает части опыта в некую целостную структуру, которую назвали гештальтом. Если назвать предмет, которым занимается гештальтпсихология, кратко, это и будет сам гештальт.
Целое не является просто суммой своих частей. Задачей психологов ставится не изучение отдельных процессов восприятия, а объяснение, по каким принципам эти части группируются. Это знание используется терапевтом, чтобы объяснить пациенту его поведение, помочь стать более гармоничной личностью.
Структурные закономерности восприятия
Гештальтпсихологам удалось открыть несколько принципов, согласно которым организуется восприятие человека. Вот они:
- Схожесть. Вместе воспринимаются те объекты, которые схожи: по форме, цвету или очертаниям.
- Целостность. Мы упрощаем сложные объекты, объединяя их в знакомую форму.
- Близость. Объекты, расположенные рядом, привычно группируются.
- Замкнутость. Чаще всего нам хочется завершить фигуру, чтобы она имела целостную форму.
- Завершенность. Наш мозг умеет дорисовывать, заполнять пробелы, чтобы предмет обрел цельный вид.
- Фигура и фон. При восприятии объекта он выступает фигурой, остальное – фон, на который мы не обращаем внимания. В связи с этим принципом есть ряд картин, которые мы можем воспринять как одним, так и другим образом.
Восприятие, конечно, штука интересная, но как мы можем на практике применить эти знания? Для чего они могут пригодиться?
Общая характеристика гештальтпсихологии
Гештальт психологическое направление в психологии возникло в начале 1920-х гг. в Германии. Его создание связано с именами М. Вертгеймера (1880-1943), В. Келера (1887-1967), К. Коффки (1886—1941) и К. Левина (1890—1947), заложившими методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии — «Экспериментальные исследования видимого движения» была опубликована в 1912 г., однако окончательное оформление нового направления произошло уже после Первой мировой войны.
Гештальт психология, как уже отмечалось, исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. Таким образом, в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальт психологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.
Тем не менее, оставив практически в неприкосновенности предмет психологии, гештальтпсихология существенно трансформирует прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процессов. Главная идея этой школы — в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры — гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалась новая идея — познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они видели доказательства правильности своих постулатов.
Идеи, развиваемые гештальт психологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа является одной из первых, которая существенное внимание обращала на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Это была и первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.
Методологический подход гештальт психологии базировался на нескольких основаниях — понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие «поле» было заимствовано ими из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальт психологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются му, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).
Психические гештальты изоморфны физическим и психофизическим, т.е. процессы, которые происходят в головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как взаимно-однозначные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.
Субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход был заимствован гештальт психологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. С этим связано и в результатах исследования между бихевиористами и гештальт психологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», т.е. влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным, в которых вводилось понятие «временная перспектива», правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.
В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить весь процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления. Таким образом, когнитивная психология XX в. во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе.
Методы гештальттерапии:
- Ролевые игры, техника «пустого стула». Пациенту предлагается увидеть оппонента, сидящим на стуле и высказать ему все, что накипело. Это помогает избавиться от негатива, а также увидеть новое решение проблемы.
- Анализ сновидений. Чаще всего человеку предлагают записывать все свои сновидения, а потом выбрать наиболее значительное, разыграть его в жизни. Это позволяет соединиться с тем прошлым, которое пациент отрицал.
- Битье дивана палками – забавно звучит, но работает, чтобы выпустить пар.
- Техника «Я знаю, что я…» повышает уровень осознанности, приближает к самости, позволяет оставаться в настоящем.
Советую один из методов попробовать самостоятельно. Навредить не должно! Спасибо за внимание, делитесь статьей в социальных сетях, и до новых встреч!
С уважением, Александр Фадеев!
Биография
Макс Вертгеймер (1880-1943), создатель гештальтпсихологии, родился в Праге. Он был вторым из двух сыновей Вильгельма и Розы Цвиккер Вертгеймер. Отец являлся основателем очень успешной и инновационной бизнес-школы под названием Handelsschule Wertheimer, а мать была профессиональной пианисткой хорошо образованной в культуре, литературе и искусстве. С раннего возраста мама учила его игре на фортепиано, а став постарше Макс получал уроки игры на скрипке. В подростковом возрасте сочинял камерную музыку и даже писал симфонии. Родителям казалось, что он свяжет свою жизнь с музыкой, станет профессиональным музыкантом.
Благодаря искусству Макс Вертгеймер налаживал социальные отношения, к примеру, с Альбертом Эйнштейном. Они довольно часто играли камерную музыку и обсуждали философские и научные проблемы. Друзья и ученики Макса вспоминали, как он любил импровизировать на фортепиано, а затем просил угадать, что он описывает этой музыкальной композицией — человека или событие. Также он любил использовать примеры из произведений различных композиторов в своих лекциях и работах, чтобы продемонстрировать концепцию структуры.
Знакомство с трудами Спинозы
Вертгеймер познакомился с социальной и философской мыслью своего деда по материнской линии Якоба Цвиккера, который был так доволен зрелостью внука, что в десятый его день рождения подарил ему кое-что из произведений Спинозы. Полное поглощение Макса Вертгеймера книгой, подаренной дедом, привело к тому, что его родители ограничили чтение. Это не помешало читать Спинозу тайно, пользуясь добротой горничной, которая прятала книгу от родителей в своем сундуке. Спиноза не был чем-то приходящим, он оказал влияние на Вертгеймера на всю жизнь.
Университеты Макса
Вертгеймер, окончив гимназию (в возрасте 18 лет), не мог определиться, какую специализацию выбрать. Тем не менее, остановил свой выбор на юридическом факультете Пражского университета. В нем изучал закон и право. К моменту окончания университета, его больше интересовала философия права, чем практика. Ему не нравилось, что проходившие судебные процессы не искали истину, а были больше заинтересованы в защите и обвинении. Его же интересовали пути достижения истины, и это заставило его работать в психологии показаний.
В 1901 году Макс продолжает учебу в Берлинском университете, где изучает психологию и проводит исследования с Карлом Штумпфом и Фридрихом Шуманом. Но круг его интересов был шире основного предмета обучения, поэтому он включает в курс обучения еще историю, музыку, искусство и физиологию. В 1903 году он учится в университете Вюрцбурга, у Освальда Кюльпе и получает степень доктора философии. Диссертация была посвящена детектированию вины преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов.
Ранние гештальт-теории
Работая в Вене, Вертгеймер формулирует идеи, ставшие важными компонентами гештальтпсихологии. Что такое гештальтпсихология? Это раздел психологии, который концентрируется на вопросах объяснения восприятия и мышления личности, при этом ключевым является — как личность воспринимает информацию.
Максу Вертгеймеру казалось, что психология оторвалась от конкретных реалий повседневной жизни: проблемы в центре академической психологии имели малое сходство с реальным поведением человека. По словам Вертгеймера, необходимо было разработать методы, которые отвечали бы строгим научным стандартам.
Докторские исследования
Его докторские исследования включали изобретение детекторов лжи, которые он использовал как объективный способ изучения свидетельств. Другим аспектом его работы был метод словосочетания, который он создал до того, как К.Дж.Юнг разработал его как диагностический метод.
Поскольку Макс Вертгеймер был финансово независимым, ему не нужно было занимать какую-либо академическую должность, и он мог посвятить себя независимым исследованиям в Праге, Берлине и Вене. Он продолжал работу, связанную с достоверностью свидетельских показаний, а также в нейропсихиатрической клинике Венского университета работал с анамнезами пациентов с нарушениями речи и теми, у которых произошли нарушения в чтении, при поражении различных отделов коры левого полушария. Им были разработаны новые диагностические методы, которые показали, что нарушение речи связано с потерей способности воспринимать неоднозначные и сложные визуальные структуры. Эта работа является связующим звеном между гештальтпсихологией и теорией неврологов Адемара Гельба и Курта Гольдштейна.
Наследие
Гештальтпсихология Макса Вертгеймера радикально отличалась от психологии Вильгельма Вундта, который стремился понять человеческий разум, идентифицируя составляющие части человеческого сознания так же, как химический состав, который можно разложить на элементы. Сложному подходу Зигмунда Фрейда в психопатологии, был предложен альтернативный метод, изложенный Максом Вертгеймером. Вклад в психологию Ветргеймера и его коллег подтверждается знакомством с именами их учеников в литературе психологии, среди которых Курт Левин, Рудольф Арнхайм, Вольфганг Мецгер, Блюма Зейгарник, Карл Данкер, Герта Копферманн и Курт Готтшальдт.
Книгами Макса Вертгеймера в настоящее время пользуются студенты, врачи, психологи. К ним можно отнести:
- «Экспериментальные исследования восприятия движения».
- «Законы организации в перцептивных формах».
- «Теория Гештальта».
- «Продуктивное мышление».
«Невероятные сложности человеческой мысли связаны с чем-то большим, чем сумма его частей, тем нечто, в котором части и целое связаны друг с другом», — говорил Макс Вертгеймер.
Работа трех психологов
Макс Вертгеймер и два его помощника: Вольфганг Кёлер и Курт Коффка, используя свои наработки и исследования, сформировали новую школу гештальт, убедившись в том, что сегментированный подход большинства психологов к изучению поведения человека был недостаточным. Как результат экспериментальных исследований, выходит статья Вертгеймера «Экспериментальные исследования в восприятии движения».
Первая мировая война прервала совместную работу гештальтпсихологов. Только после её окончания они продолжили свои дальнейшие исследования. Коффка вернулся во Франкфурт, а Кёлер стал директором Психологического института в Берлинском университете, где уже работал Вертгеймер. Используя заброшенные комнаты Императорского дворца, они основали известную в настоящее время аспирантуру, в тандеме с журналом под названием «Психологическое исследование».