Семья и семейные отношения на разных этапах жизненного цикла

В предыдущей части мы успели рассмотреть два первых этапа жизненного цикла семьи. Это стадия монады, одиноко и самостоятельно проживающего молодого человека, и диады – встречи с будущим брачным партнером, создания пары и начало совместной жизни. Мы говорили о том, как важно для создания зрелых отношений завершить психологическое отделение от родителей. И о том, что незавершенная сепарация заведомо предопределяет проблемы в уже собственной семье.

«Модель семьи» родом из детства

Для начала расскажу печальную историю своих одноклассников. Поженились они сразу после школы, души друг в друге не чаяли, купили квартиру в ипотеку, ездили отдыхать вместе. И вот…развод. Как гром среди ясного неба для всех друзей и родителей пары. Я уговорила Аню записаться к психологу на приём. Специалист причину распада семьи увидела сразу же.

Отец Ани злоупотреблял спиртным, часто поднимал руку на дочь и жену. Девочке всю жизнь не хватало нормального папы, который бы защищал, а не обижал, за которым можно было бы спрятаться от всех жизненных невзгод. Соответственно, и в муже она подсознательно искала кого? Правильно, прежде всего, отца.

Вадик же сам нуждался в жене-маме. Родная мать бросила его в возрасте 2 лет, отдала на воспитание бабушке. Первое время молодожёны пребывали в эйфории, ну а потом стали примерять модели поведения в родительских семьях друг на друга. И вот тут -то и начались притирки, придирки, которые в конечном счёте называют общей фразой «не сошлись характерами».

Психология семейных отношений строится сразу на нескольких «китах», и главный из них — модель семьи, которая сформировалась с детства. Поэтому, милые мамы, будьте хорошим примером для своих деток, именно от вас зависит их будущее семейное счастье.

Для этого я и провожу сегодняшний ликбез. Хотя уверена, большинство сегодняшних истин вы давно и так знаете, только вот не примеряете их на собственный брак. А делать это нужно, как и просвещаться в этом направлении. Кстати, рекомендую прочитать книги по семейной психологии Лидии Шнейдер . Она, как и известная автор-практик, Ольга Карабанова, в основу своих трудов положила семейное консультирование. Обязательно почитайте на досуге, уверяю, найдёте много для себя полезного.

Ну а пока давайте я, пусть не так научно и умно, попробую разложить по полочкам, из чего же состоит успешный брак. А вы сравнивайте со своими отношениями и ставьте «галочки», над чем нужно бы поработать.

Психология биэтнических семейных отношений (З. И. Айгумова, 2016)

Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения проблемы семейных отношений в контексте культур

Значимость влияния семьи на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливает большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.

По мнению исследователей, семью создает отношение родители – дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей.

А. И. Антонов определяет семью как основанную на единой общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, представленная в триединстве отношений супружества – родительства – родства. Выпадение одного из этих звеньев характеризует фрагментарность семейных групп. Целостное представление о семье дают нам взаимоотношения по типу: муж – жена; муж – дети; жена – дети; дети – родители; дети – дети. Эти структурные характеристики семьи, имея относительную независимость, представляют ее социально-психологическое единство. Следовательно, могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений [21].

Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного. Так, брак и семья возникли в разные исторические периоды: брак есть исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности, а семья – институированная общность, складывающаяся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Согласно общепринятому определению семья – это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Жизнь семьи детерминирована условиями развития конкретного общества. Эти условия определяют функции семьи и обобщены в юридических и моральных нормах, а это, в свою очередь, сказывается на семейных позициях, ролях и преломляется в особенностях взаимоотношений в семье.

«Семья – это открытая система, подверженная внешним воздействиям… она должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия» [226]. Следуя за этим определением, семья – это сложное многоаспектное образование, которому характерно следующее:

• семья – ячейка (малая социальная группа) общества;

• семья – важнейшая форма организации личного быта;

• семья – супружеский союз;

• семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т. д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Автор, вслед Л. Б. Шнейдер, придерживается взгляда, что семья – это системно-функциональное объединение эмоционально-близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства.

Подходы.

Значимость семьи, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи. Так, в своих исследованиях Л. Б. Шнейдер выделяет несколько подходов: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентиз [226].

Эволюционный подход.

Наибольший вклад в историческую реконструкцию семейных отношений принадлежит швейцарскому историку И. Я. Баховену [34], выпустившему в свет в 1861 г. книгу «Материнское право. Исследования гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы», а также шотландскому юристу Дж. Ф. МакЛеннану, опубликовавшему в 1865 г. исследование «Первобытный брак». Оба автора подчеркивают идею изменчивости форм брака. На ранних стадиях общественного развития существовала беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения.

Уже в античные времена имелись представления как о «патриархальности» семейного уклада, так и о наличии беспорядочной половой связи, получившей название «промискуитета».

Отцом «патриархальной» теории называют Платона. Он полагал, что идея патриархальности отвечает природе человека и служит исходной ячейкой государства. В дальнейшем эти идеи в своих трудах последовательно развивал Аристотель. В средние века и в эпоху Просвещения патриархальная теория царствовала безраздельно.

Идея же группового брака о Геродота, который указывал на общность жен у целого ряда народов: группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин [72].

И. Я. Баховен разработал концепцию гетеризма, через который прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье, основанной на материнском праве и высоком положении женщин в обществе («гинекократия») [34]. Идеи матриархата и исторического развития семьи нашли поддержку у Дж. Леббока, И. Колер, М. М. Ковалевского, Л. Штернберга, Л. Г. Моргана, Ф. Энгельса.

Исследователи пришли к мысли, что первой формой рода оказывается материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и экзогамно-эндогамных брачных отношениях (эндогамия – свободные связи внутри рода; экзогамия – запрет браков внутри своих родов, необходимость вступать в него с членами других общностей), хотя наблюдались и парные союзы.

В качестве основной причины изменчивости семейных отношений, связанной с переходом от материнского рода к отцовскому и возникновением моногамной семьи, считают разложение коллективной собственности, обретение хозяйственной самостоятельности и появление частной собственности и наследования.

С появлением моногамии связывают появление чувства ревности. По мнению специалистов, ревность появилась и стала известна человечеству сравнительно недавно – примерно 3 тыс. лет назад. При групповом браке она не могла существовать по определению. Таким же неизбежным спутником единобрачия является проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь подобным правом, освящал супружество. Великой честью считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.

Таким образом, у эволюционистского подхода следующие базовые установки:

• почти у всех исследованных народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу;

• на первичной ступени половых отношений, наряду с временными моногамическими сношениями, господствует широкая свобода брачных сношений;

• эволюция брака состояла в постепенном ограничении этой свободы половой жизни;

• эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

Согласно эволюционизму семейные отношения развиваются в прогрессивном направлении: от низших форм к высшим. Подчеркивается их социальная обусловленность, историческая предопределенность и репрезентированность в семейной жизнедеятельности и системе родства.

Но существует и другая точка зрения на эволюцию брака, где развитие семейных отношений рассматривается через призму «упадка» культуры и общества. Ее сторонники подчеркивают негативные тенденции в развитии семейных отношений: ослабление союза родителей и детей, супругов и распад семейного хозяйства.

Функциональный подход.

Согласно функциональному подходу семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Родоначальник структурно-функционального направления изучения семьи Э. Дюркгейм изучал механизмы сплоченности семьи, роли каждого члена семьи в семейной жизни, взаимосвязь разводов и самоубийств. Он обратил внимание на то, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачивается под влиянием урбанизации [91].

Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. Смена исторических форм семьи, возникновение экзогамии выводится из табу инцеста (запрета на кровосмешение). Табу рассматривалось как средство функциональной интеграции семейных отношений. Подчеркивается влияние добровольности брака (взамен брака по договору родителей) на его нестабильность, а уменьшение количества современной семьи на семейную солидарность. Функционалистам принадлежит разработка проблем материнства и отцовства.

В функциональном подходе большое внимание уделяется анализу исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам. В функциональном подходе, в отличие от эволюционистского, ключевым моментом выступает проблема ответственности как во внутрисемейных отношениях, так и в контексте общественных отношений, которая задает динамику семейных отношений.

Этологический подход.

Истоки этого направления относят к появлению книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», впервые переведенная в России в 1873 г.

Представители этого подхода оперируют главным образом методами сравнительной этологии, разбираясь в скрытых, часто рудиментарных инстинктивных основах поведения человека. Сторонники этологического подхода отвергают промискуитет как изначальную форму брачных отношений, так как он противоречит инстинктивной потребности детей иметь родителей и материнскому (родительскому) инстинкту взрослых.

Согласно этологическому подходу исторический период застал человечество с четырьмя системами брачных отношений: групповым браком, полигинией (один мужчина и несколько женщин), полиандрией (одна женщина и несколько мужчин) и моногамией (один мужчина и одна женщина); последняя в двух формах – пожизненная и допускающая развод. Этологи констатируют естественный характер всех перечисленных форм брачно-семейных отношений и их изменчивость. С биологической точки зрения многообразие брачных отношений – это удивительный факт, ведь брачная система – видовой признак и является константой.

Необычность этологической точки зрения заключается в предположении изначальной моногамности предков человека, утверждении того, что затем на каком-то этапе эволюции предки человека свернули к групповому браку с заботой пра-мужчин о пра-женщинах. Существование программ моногамного и группового брака было длительным. Причем, в дальнейшем люди могли при необходимости переходить от одной формы брачных отношений к другой. Например, земледельцам в Европе более всего подходила моногамия, а скотоводам-кочевникам – полигиния.

В рамках этологического подхода установлено, что моногамия – не идеал с точки зрения естественного отбора, обнаружена кардинальная разница в биологических мотивах брачного поведения полов, открыты явления инверсии доминирования в период брачных отношений, избыточная гиперсексуальность человека. В самый разгар биологической эволюции человек вышел из-под действия естественного отбора потому, что главным условием успеха стала не генетически передаваемая информация, а не генетически передаваемые знания и необходимость в социализации [225].

Эмпирический подход.

Его возникновение связано с появлением в XIX в. эмпирических исследований эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов. Внутри этого подхода семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, нравственная жизнь.

Основателем эмпирического подхода считают Ф. Ле Пле, который, исследуя историческую динамику развития семейных отношений, констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.

Научный подход.

В рамках данного подхода семейные отношения рассматриваются во взаимосвязи личности и общества. К создателям и сторонникам этого подхода относят У. Джемса, Ч. Кули, У. Томас а, Ф. Знанецкого, Ж. Пиаже, З. Фрейда и др.

Межличностные отношения, значимый характер близких отношений, семья как «единство взаимодействующих личностей» – это ключевые моменты теорий научной социально-психологической направленности [225].

Кроме перечисленных подходов к истории изучения психологии семейных (значимых) отношений существует немало других. Что же касается современных исследований семейных отношений, то здесь можно назвать Ю. А. Алёшину, Т. В. Андрееву. В. Н. Дружинина, Е. А. Елизарова. О. А. Карабанову, С. В. Ковалева, А. С. Спиваковскую, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллера. В их работах подчеркивается, что на семье прямо и косвенно отражаются все изменения, происходящие в обществе, хотя она и обладает относительной самостоятельностью и устойчивостью.

Основные функции семьи.

Семья как социальный институт приняла на себя ряд функций. В настоящее время ученые, обсуждая функции семьи, предлагают свое видение этой проблемы. Так наиболее подробный анализ основных функций семьи содержится в работе А. Н. Елизарова, он выделил следующие:

• порождение и воспитание детей;

• сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала;

• удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви;

• создание условий для развития личности всех членов семьи;

• удовлетворение сексуально-эротических потребностей;

• удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга;

• организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь;

• удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними;

• удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании и самореализации в детях;

• социальный контроль за поведением отдельных членов семьи;

• организация деятельности по финансовому обеспечению семьи;

• рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие стрессовых состояний [95].

При этом А. Н. Елизаров считает, что здоровые отношения в семье возможны в том случае, когда семья порождает и воспитывает детей. По мнению А. Г. Харчева, также главной функцией семьи является «детопроизводство», остальные же функции являются внешними, дополнительными, к которым семья, так сказать, принуждена. С. В. Ковалев особое место отводит психотерапевтической функции семьи, подчеркивая, что общение супругов обязано выполнять психотерапевтическую функцию – быть средством разрядки и успокоения.

Специалисты семейной психологии считают, что в настоящее время семья выполняет следующие функции:

• Хозяйственно-экономическая функция. Эта функция связана с организацией жизни и быта семьи: благоустройство жилища, общее ведение домашнего хозяйства, приобретение и содержание имущества, создание домашнего уюта и т. д.

• Репродуктивная функция. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения к проблеме деторождения и самим детям.

• Регенеративная функция. Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения.

• Образовательно-воспитательная функция (социализация). Она состоит в удовлетворении в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека; семья, что немаловажно, влияет на формирование психологического пола ребенка (первые три года являются определяющими); семья играет большую роль в умственном развитии ребенка (образовательный уровень семьи, интересы ее членов в дальнейшем сказываются на стремление ребенка к обучению, саморазвитию); семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами; также в семье формируются базовые ценностные ориентации человека.

• Рекреативная функция. Она связана с отдыхом, организацией семейного досуга, заботой о здоровье и благополучии домочадцев.

• Психотерапевтическая функция семьи. Она появилась относительно недавно и связана с установлением в семье тесных эмоциональных отношений, семья выступает надежной защитой и поддержкой как в кризисные периоды для ее членов, так и повседневной жизни.

Если рассматривать семью как социальный институт и малую группу, можно заметить, что представления о семье отходят от безусловно признанных функций, заданных обществом, и все более приближаются к образу семьи как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. Специфические особенности, присущие каждой семье, отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В семье формируются и развиваются брачно-семейные отношения как отражение многообразных межличностных контактов, всей системы ценностей и ожиданий социально-психологического аспекта.

Малой группой в социальной психологии называется общность людей, объединенных формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, которые проявляются в любви и привязанности. Малая группа является не только проводником, корректирующим влияние общества на индивида, но и той ареной, где осуществляется отдача личности обществу, где личность реализует усвоенные социальные идеалы. Малая группа, в частности семья, – это не просто любые контакты между людьми, но контакты, в которых реализуются определенные социальные связи и которые опосредованы совместной деятельностью этих людей.

Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей, характерных только для нее:

• наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;

• частичное различие в интересах и установках членов семьи;

• наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;

• включенность в нее представителей разных поколений и гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами, чем в других группах;

• семья не связана совместной деятельностью в том смысле, как совместная деятельность других групп;

• многосторонность и значимость семейных отношений, и их взаимосвязь;

• особая открытость, уязвимость членов семьи.

Помимо психологических особенностей, семье также присущи определенные социально-психологические процессы. Одним из таких процессов является общение, так как именно в нем раскрываются, реализуются семейные и межличностные отношения. Общение является реализацией всей системы внутрисемейных отношений человека.

Внутрисемейное общение характеризуется посредством выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися членами семьи. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися членами семьи, то есть в обмене не только знаниями, но и действиями. Перцептивная сторона означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальной жизни семьи каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других [96].

Другой аспект социально-психологических процессов, присущих семье, представлен такими явлениями, как феномен группового давления или «конформизм», групповая сплоченность, психологическая совместимость.

Феномен «конформизма» присущ не столько процессу формирования семьи, сколько «подключения» к ней нового члена. Например, когда в «обычную» семью вливается совершенно новый человек в результате образования молодой семьи. Однако в отношении семьи целесообразно говорить о конформности, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции всех остальных членов семьи, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного семье, меру его «подчинения» внутрисемейному давлению.

Семейная соподчиненность – психологическая характеристика единства и взаимосвязанности индивидов в семье. Это динамическая характеристика процесса развития внутрисемейных связей проявляется на трех уровнях:

• поверхностный или межличностный уровень (отражает эмоциональную привлекательность членов семьи, психологическую совместимость);

• уровень отношений членов семьи к ее функциям, целям и перспективам (он представляет ценностно-ориентационное единство семьи);

• уровень выявления сущности сплоченности семьи (показывает устойчивость семьи к деструктивным, разрушающим ее воздействиям).

Важнейшими критериями оценки уровня сплоченности семьи являются:

• степень единства деятельности (согласованность, сотрудничество, творческое единение);

• нравственно-психологическое единство (соответствие личных и семейных устремлений, совпадение взглядов, сходство норм и ценностей);

• уровень развития личностных качеств супругов (контактность, стрессоустойчивость);

• содержание социально-психологического климата (преобладающие настроения, степень уступчивости друг другу, доверия и благожелательности, наличие внимания и заботы друг о друге).

Традиционно «ядром» семьи считают супружескую пару с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. В настоящее время отдельные, простые или нуклеарные семьи – преобладающая форма среди всех семей.

«Нуклеарная» – от слова «нуклеа» – ядро, то есть главная часть, основа. Этим подчеркивается, что нуклеарная семья представляет собой отдельно живущую (без родителей и родственников) супружескую пару (ядро, главную часть) с детьми или без детей. Основная форма нуклеарной семьи – малодетная нуклеарная семья. В отличие от многопоколенной разветвленной семьи, она более проста, демократична, мобильна, свободна от регламентирующего влияния старших поколений и, таким образом, более приспособлена к современным условиям жизни.

Жить отдельно от родителей хотели бы многие молодые семьи. Сказывается стремление к независимости, к самостоятельности, желание по-своему строить семейную жизнь. В целом атмосфера и условия жизни молодых нуклеарных семей больше способствуют самовыражению, проявлению способностей, личных качеств супругов, и качеств не только положительных.

Отношения между людьми в системе психологического знания понимаются как, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей, во-вторых, оценка субъектом самих этих взаимодействий и контактов, а также участвующих в них партнеров. Эти аспекты – объективный и оценочный – представляют два аспекта реальности семейной жизни. Для семьи частота контактов, их содержание определяются тем, как члены семьи относятся друг к другу, то есть эмоциональный компонент межличностных отношений субъективно и объективно определяет состояние и развитие взаимодействия.

Эмоциональные отношения многосторонне изучены Л. Я. Гозманом, значимые – А. А. Кроником и Е. А. Кроник, однако авторы решали задачу по прояснению закономерностей возникновения, развития, стабилизации и распада эмоциональных и значимых отношений.

Согласно М. Фуко, супружеские узы как искусство жить в браке определяют отношения, дуальные по форме, универсальные по значению и специфические по интенсивности и силе. Дуальность семейных отношений обусловлена половым диморфизмом, с одной стороны, и двойственностью целей брака – продолжением рода и дружной совместной семейной жизнью, с другой. Универсальность брака и семьи связана с долгом всякого человеческого существа, желающего жить сообразно природе, и, одновременно, с обязанностью индивидуума, который намерен вести жизнь, полезную для окружающих и человечества в целом. Матримониальная связь представляет собой универсальный закон. Уникальность брака и семьи кроется в их эмоциональном и кровно-родственном потенциале. Понимаемые как наиболее важные и тесные из всех возможных отношений, супружеские узы определяют весь способ существования, который отличает определенное искусство быть вместе.

Брак как психологическое отношение, согласно К. Юнгу, имеет ряд особенностей:

• цель и содержание брака выступают как осознание бессознательных мотивов и влияний;

• неизбежность создания счастливого брака через превращение бессознательных мотивов в осознаваемые;

• возможность установления психологических отношений в браке только во второй половине жизни;

• взгляд на конфликтную атмосферу как непременное предусловие осознавания.

На взаимоотношения в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относят совокупность материальных и духовных условий, существующих в данном обществе. Это и определяет межличностные отношения в обществе, трудовом коллективе, в семье.

Действия и проявления внутренних факторов наблюдаются на уровне межличностных отношений через реализацию (или наоборот) взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенности процессом взаимоотношений. К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности супругов: это интеллектуальные, характерологические и социально-психологические особенности супругов.

Особую значимость в развитии семейных отношений приобретают жизненные стратегии супругов: внутренний контроль – внешний контроль; эгоизм – социоцентризм (альтруизм); ориентация на общественные нормы – на себя; принятие противоречий – их неприятие; чувство собственного достоинства – неверие в себя.

К настоящему моменту сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространенные из которых следующие:

• Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается. Хотя, если семья существует лишь как экономическая единица, ощущение эмоционального взлета полностью теряется. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов – максимальная, а личная вовлеченность – минимальна.

• Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб супругу(е). Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).

• Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из будущих супругов «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости, наконец, соглашается на компромисс. В подобных случаях сложно говорить о глубоком чувстве: со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак, наконец, заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье, здесь абсолютно исключено.

• Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. В определенном возрасте люди приходят к выводу, все вокруг замужем и что настало время создавать семью. Это – брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам. В таких семьях не часто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.

• Брачно-семейные отношения, освященные любовью. Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, – сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга, для остальных членов семьи. Брачно-семейная форма таких отношений построена на доверии, на большем уважении к человеку, чем к общепризнанным нормам.

В истории человечества сменилось немало форм организации брачных отношений, соответствующих определенному уровню социально-экономического развития общества. Вместе с тем не только сами формы брака вариативны, но и взгляд на брак и семью в современном обществе претерпевает кардинальные изменения. Центр изучения семьи постепенно перемещается с экономических факторов на личностно-психологические, нравственно-эмоциональные факторы.

Во всех странах уровень урбанизации влияет на структуру семьи. Реже встречаются пространные семьи. Уменьшается численность детей в семье. В современных городах резко возрастает свободный выбор партнера. Увеличивается возраст молодых людей, вступающих в брак. Снижается власть родителей над детьми и власть мужчин над женщинами. Усиливаются миграционные процессы, в которые попадает современная семья.

И. С. Голод подчеркивает, что структурные изменения семьи происходят в течение столетия, функциональные – с начала XX в., а активизация личностного взаимодействия супругов – лишь последние несколько десятилетий. Если ограничиться последними годами европейской цивилизации, то можно отметить, что семья строится вокруг супружеских отношений, а не в угоду кровным; растет тенденция членов семьи к индивидуализации; возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.

Исследования отечественных и зарубежных авторов (О. А. Карабанова, Б. Н. Кочубей, Г. Навайтис, В. Сатир, Д. Скиннер, Л. Д. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и др.), посвященные проблемам семьи и брака, перестали быть редким явлением. В большинстве работ нашли отражение функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии. Круг психологических работ, в которых предметом изучения были семейные отношения, детерминированные культурной спецификой, существенно ограничен.

Таким образом, в основе нашего исследования – идея о зависимости семьи, ее внутренних отношений от характера исторически складывающихся институтов [247]. Семья представляет собой сложную систему отношений, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей, мы придерживаемся взгляда, что семья – это системно-функциональное объединение эмоционально-близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства. Жизнь семьи детерминирована условиями развития конкретного общества.

Полочка №1. Семейные отношения психология

Не секрет, что мы притягиваем в свою жизнь именно таких людей, которых достойны. Поэтому если вам кажется, что соседский муж и хозяйственный, и любящий, и работящий, с вашим не сравнить, то, скорей всего, там и жена под стать. В отношениях нужно, прежде всего, следить за собой, а уж потом пенять на партнёра. Если вы увидели в супруге отрицательные качества, то, скорее всего, они есть и у вас.

Один мудрый человек сказал: «То, что вы видите во мне — это не моё, это ваше. Моё — то, что я вижу в вас».

Согласны с этими словами? Гармония в семье может сложиться не сразу, на протяжении многих лет партнёры «проникают» друг в друга, лепят, создают, чтобы в один прекрасный день взглянуть друг на друга, как в зеркало, и сказать: «Вот это и есть моя вторая половинка».

Когда наступает кризис в отношениях и какие тому причины

Когда чаще наступает кризис

После свадьбы

Как правило, после свадьбы пары начинают жить семейной жизнью, которая со временем имеет все меньше общего с теми отношениями, которые были до вступления в брак. Нередко улетучивается атмосфера романтики, и далеко не все супруги легко справляются с бытовыми испытаниями.

Впрочем, даже если до свадьбы влюбленные уже жили вместе, штамп в паспорте заставляет некоторых супругов иначе посмотреть на отношения. Если мужчина или женщина были на самом деле не готовы к официальному браку, то он их вгоняет в депрессию – один из супругов начинает считать, что его свобода потеряна, он утратил привлекательность для противоположного пола и так далее.

После появления ребенка

Многие семейные пары мечтают о появлении на свет малыша, однако не все они осознают, с какими трудностями в итоге приходится столкнуться. Особенно это относится к паре, у которой родился первенец, и которая ранее не имела четкого представления о том, каково это – ухаживать за младенцем. Если ребенок оказывается беспокойным, то это становится серьезным испытанием для молодых родителей.

Измены

Далеко не каждый супруг в состоянии смириться с изменой партнера. Даже если муж или жена прощает своего избранника (избранницу) и соглашается заново строить отношения в браке, все же не всегда это удается реализовать. Впоследствии былые обиды то и дело дают о себе знать, и в итоге все-таки приводят к кризису.

Возможные причины

  • Нехватка денег. Некоторые психологи убеждены, что ссоры из-за денег возникают в семьях, в которых преобладает расчет или же муж и жена имеют неоправданные ожидания друг от друга. Тем не менее, очевидно, что сложно сохранять гармонию в отношениях, если не хватает денег на элементарные нужды, вроде, простого питания, оплату коммунальных услуг. Одно дело, если эта проблема временная, и совсем иное – если ситуация давно затянулась.
  • Нехватка времени на себя. Когда семейные обязательства и работа отбирают практически все время одного из партнеров, и у него совсем не остается времени на себя (тщательный уход за собой, встречи с друзьями или родственниками, хобби), то впоследствии это может перерасти в хроническую усталость и серьезный конфликт.
  • Обыденность. Вступая в брак, большинство пар уверены, что сумеют сохранить легкость отношений, но с месяцами, а уж тем более с годами, этот запал ослабевает. Безусловно, некоторым партнерам все-таки удается поддерживать романтические отношения, делая друг другу различные маленькие и большие сюрпризы. Однако, таких пар намного меньше, нежели тех, которые начинают жить обыденно и даже скучно.
  • Быт. К сожалению, многие семьи распались из-за такой банальной проблемы, как некорректное распределение бытовых обязанностей, либо игнорирование их. Нередко одному из супругов приходится взять на себя львиную долю домашних забот, с которыми он в итоге попросту не справляется, что ведет к нервному срыву, проблемам в отношениях. Бывает и так, что кто-то из партнеров периодически игнорирует возложенные на него обязанности, что вызывает недовольство и возмущение его второй половины.

Полочка №2. Бумеранг всегда возвращается

Ваше отношение к мужу определяет и его отношение к вам. Впрочем, этот закон действует и с другими людьми, которые встретятся вам по жизни. Вы утром проснулись не в настроении и буркнули: «Хватит шуметь, детей разбудишь! Когда же ты уже соберёшься на свою работу?». Муж собрался, но к ужину вечером сильно опоздал. Улавливаете связь?

А вот другой сценарий того же утра. Не выспались, какая ерунда. Делаем наскоро простой и сытный завтрак, подаём супругу свежую рубашку и бельё, чтобы он не рылся в шкафу полчаса, провожая, целуем в дверях со словами: «Хорошего дня, любимый! И поспеши вечером домой, тебя ждёт сюрприз!». Как думаете, поторопится? Только мы сами пишем сценарий, по которому развиваются наши отношения в семье.

Полочка №3. О любви в отношениях

Настоящая любовь начинается там, где ничего не ждут взамен. Если вы погладили мужу брюки в надежде, что он купит вам новые бусики, это никакая не любовь, а расчёт и корысть. В браке нужно уметь отдавать и отдавать свою нежность, тепло, заботу, бескорыстно и безоглядно. Отношения жены и мужа — это не выгодный бартер, а понимание и уважение.

Учитесь любить, и тогда в вашей семье будет по-настоящему уютно. Дети будут спешить к вам после школы, супруг предпочтёт проводить вечера дома, а не с друзьями в баре. Ведь он знает, что его ждут не упрёки, ревность, претензии и ругань, а тихая спокойная гавань, где он сможет расслабиться и отдохнуть.

Женская психология в отношениях с мужчиной

Львиную долю посетителей всевозможных тренингов по «прокачиванию» отношений составляют женщины. Они по природе своей более склонны к постоянным попыткам воздействовать на чувства избранника приемами, почерпнутыми у психологов, на форумах и у подруг. Психология женщины в отношениях базируется на чувстве любви и привязанности. Она не может столь скоропалительно, как ее партнер, разорвать длительную связь из-за того, что внезапно осознала, что любовь прошла. Благодаря жалостливости девушек становятся возможными мучительные романы с изменами и ссорами.

Психология жертвы в отношениях с мужчинами

Иногда жалость и страх перед переменами играют с представительницами прекрасного пола настолько злую шутку, что они становятся участницами жертвенного сценария. Психология жертвы в отношениях предполагает, что жена или девушка подсознательно боится сожителя и ощущает беспомощность, неспособность дать отпор. Часто ее осуждает семья или общество, настаивая на том, что «она сама виновата» — это только усугубляет положение.

Причин этому может быть несколько:

  • трудное детство;
  • опыт общения с манипулятором;
  • серьезные проблемы с самооценкой.

Мириться с поведением тирана ни в коем случае не стоит и при первых проявлениях тирании нужно предпринимать решительные действия:

  1. Сразу после возникновения ситуации, во время которой появляется ощущение психологического давления, можно мягко дать понять близкому человеку, что больше не намерены его терпеть.
  2. Мужчину, занявшего позицию начальника во взаимоотношениях, но уважающего жену, нужно вернуть к равноправию. Придется запастись терпением: только так можно изменить сложившееся положение к лучшему.
  3. Если эмоциональное насилие приобретает крайние формы, придется задуматься о расставании.

Отношения с разведенным мужчиной — психология

Психология отношений с мужчиной, недавно оформившим развод, предполагает жизнь с человеком, столкнувшимся с тяжелой душевной травмой. Как бы он не пытался выказать свое безразличие, потребуется время для того, чтобы эмоциональное напряжение действительно исчезло. Будьте готовы к тому, что партнер способен надеть маску женоненавистника или бабника, скрываясь от страха повторения неудачного брака.

Специалисты уверены, что мужская психология в отношениях окончательно стабилизируется спустя два года после расставания с бывшей женой. В течение этого времени женщине, находящейся рядом с ним, желательно избегать в обсуждении тем, связанных с разводом. При наличии общего ребенка с экс-супругой постарайтесь не препятствовать желанию мужчины видеться с ним.

Отношения с женатым мужчиной — психология

Любовь к чужому мужу считается запретной, но это не мешает огромному количеству девушек ввязываться в общение с теми, кто давно и удачно официально состоит в браке. Действительно удачно, потому что мужа «налево» толкают не угасающие чувства, а поиск новизны в сексе, желание утвердиться или отомстить. При этом, психология отношений между мужчиной и любовницей часто включает в себя образ вредной или тяжело больной жены, от которой муж якобы боится уйти. Любовнице придется смириться с положением «второй жены», выслушивающей подобные оправдания и проводящей праздники в одиночестве.

Полочка №4. Слово-тяжеловес: психология общения

О драках и рукоприкладстве в семье говорить не будем, надеюсь, до таких крайностей у вас не доходит. А вот словесное битьё — очень распространённый приём, и действует он не хуже кулаков. В ссорах порой всплывают такие нелицеприятные вещи, после которых смотреть в глаза друг другу сложно, а вам ещё жить под одной крышей и стараться быть счастливыми. Вы ведь этого хотите?

С родными людьми нужно быть терпимыми и аккуратными в выражениях. Они уязвимы намного больше, чем посторонние. Старайтесь мыслить позитивно, даже ругаясь и выясняя отношения, не допускайте, чтобы в голову закрались брань и оскорбления, иначе, сами того, не заметите, сорвутся с языка.

Полочка №5. Ничего, кроме правды

Уточню. Вы не должны рубить правду-матку, как на судебном заседании. Речь скорее об искренности. В семье, где нет доверия и искренних отношений, рано или поздно наступит разлад. Если у вас накопились подозрения относительно того, почему муж так часто задерживается на работе, не стоит уличать его в измене. Сядьте и поговорите вечером за чашкой чая. «Дорогой, у тебя стало так много работы в последнее время, ты, наверное, устаёшь», — именно так заведёт разговор мудрая женщина. Глупая же начнёт тыкать замотанному к вечеру супругу снятым с его рубашки длинным женским волосом и кричать: «Что это такое? Как ты посмел?!»

И будьте сами максимально искренними, только этим вы расположите партнёра на ответную честность. Вспомните «полочки» №1 и 3. Итак, доверяем и говорим правду.

Полочка №6. Касаемо касаний

«Трогательные» моменты в отношениях очень важны, так же, как и близость душевная. Потребность в физическом контакте заложена в нас с детства. Я, само собой, говорю не о сексуальных прикосновениях, а об обычных объятиях, касаниях руки, поглаживании по голове, плечу. Не зря маленькие детки так любят нежности, «обнимашки».

Ну а мы, становясь взрослыми, забываем, что когда-то тоже в этом нуждались, но внутри остаётся и нерастраченная нежность и потребность в ответной. Пришёл муж с работы, встретьте его в дверях, обнимите, после ужина помассируйте плечи, не забывайте чаще проявлять свою любовь физически. Это на пользу вам обоим, и привяжет вас друг к другу ещё сильнее.

Сложный период в отношениях бывает у каждой пары

Важно осознать, что подобные проблемы случаются у многих пар. Первое время кризис может даже сплотить партнеров, однако если его не удается преодолеть в течение года, то это, чаще всего, оборачивается еще более серьезными проблемами – отношения начинают ассоциироваться у супругов с трудностями, выживанием, борьбой и в итоге вызывают чувства отторжения и негативные эмоции.

Многие психологи указывают на то, что если у партнеров отсутствуют общие ценности, ради которых можно объединиться, то, вероятнее всего, они расстанутся – им проще разорвать союз, так как оказывается, что решать трудности вместе тяжелее, нежели по одному.

Кризис в отношениях, зачастую, оказывается своеобразной проверкой для любой пары – если супруги не выдерживают эту проверку, то это не всегда плохо. Нередко после расставания они переоценивают свое отношение к партнеру и сходятся вновь, с учетом всех своих былых ошибок. Также может быть и так, что разрыв отношений идет на пользу обеим сторонам – они все же убеждаются в том, что по одному им лучше, чем вместе. Однако, если семье удалось справиться с проблемой, то в дальнейшем это, как правило, положительно сказывается на отношениях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]