Умственная отсталость легкой степени: причины, симптомы, лечение и прогноз


Описание

Олигофрения – это недоразвитие психологических функций из-за действие неблагоприятных факторов во время внутриутробного развития либо после рождения.
Выделяют три степени олигофрении: идиотия, имбецильность, дебильность.

Идиотия — самая тяжёлая степень недоразвития интеллекта. Пациенты с идиотией не способны к самообслуживанию, выражают только примитивные эмоции (крик, плач), не способны узнавать родных и близких, некоторые не способны ходить, совершают лишь стереотипные движения, такие как покачивания вперёд назад, существует тенденция к копированию эмоций и мимики окружающих пациента людей. Такие пациенты из-за нужды в постоянном контроле и уходе содержаться в психоневрологических интернатах и иных специальных учреждениях соцобеспечения. Как правило пациенты с идиотией не доживают до периода зрелости, т.к. помимо психологических отклонений этому заболеванию сопутствуют множественные дефекты внутренних органов, как следствие иммунная система несовершенна. В итоге организм не способен регулировать свои соматические функции, что приводит к снижению его защитных свойств. Такие пациенты чаще погибают от интеркуррентных заболеваний (острые заболевания, которые развиваются на фоне имеющегося хронического заболевания).

Имбецильность – это одна из форм олигофрении, характеризующаяся тяжёлой умственной отсталостью и неспособностью пациента к абстрактному мышлению. У человека с имбецильностью плохая артикуляция, наблюдаются заикания. Словарный запас скуден, что мешает пациенту строить длинные сложные фразы. Больной с диагнозом имбецильность способен выучить буквы, но проводить разбор слова по буквам или выстраивать из букв слово не может. Пациент правильно называет предметы, знает, как эти предметы использовать. Человек с имбецильностью часто бывает привязан к своим близким. Пациенты способны обучиться ухаживать за собой: надевать и снимать одежду, есть ложкой, ходить в туалет, проводить гигиенические мероприятия. Человек с имбецильностью способен повторять простые трудовые действия за окружающими людьми, не без пристального контроля пациент быстро начинает отвлекаться и перестаёт работать. При должных занятиях с пациентом возможна его адаптация к узкому кругу людей, также возможно обучение лёгкому труду. Как правило люди с диагнозом имбецильность живут в своих семьях.

Дебильность – это умственная отсталость лёгкой степени, с тенденцией к конкретно-ситуационному мышлению. Пациенты с диагнозом дебильность характеризуются плохой памятью, нормальным словарным запасом, высокой способностью к подражанию, полной сохранностью моторных функций, хорошей внятной речью. Больной человек прекрасно повторяет за окружающими их действия, способен к физическому труду, обучается счёту. Однако такие люди лишены понимания их действий, то есть пациент может помыть посуду без моющего средства, добавить в суп неочищенную курицу, купить абсолютно ненужную вещь в магазине, пойти в школу за несколько часов до начала занятий. Обучение в обычном классе для пациента с диагнозом дебильность неэффективно по причине отсутствия абстрактного мышления. В специализированных классах ребёнок может обучиться письму, чтению, простым математическим вычислениям (вычитание, сложение, умножение, деление), получить базовые знания об окружающем мире. Пациент хорошо чувствует и понимает своё отличие от других людей в социуме. Поэтому такие люди стараются заучивать термины, применяемые в разных сферах жизни, чтобы казаться умным, но пациенты с диагнозом дебильность могут вставлять эти термины невпопад. Они очень доверчивы, легко попадают под влияние других людей. Такие люди могут вести самостоятельную жизнь, в некоторых случаях возможно окончание профессионально-технического училища, могут освоить профессию и работать под контролем наставника.

По вызвавшему фактору выделяют следующие типы олигофрении:

  1. Эндогенные, генетические: к ним относятся хромосомные абберации (синдром Дауна), наследственные недостаточности ферментов (фенилкетонурия, синдром Марфана, галактоземия), сочетанные поражения центральной нервной и костной систем.
  2. Эмбриопатии и фетопатии (fetus – плод): перенесённый инфекционные заболевания во время беременности (краснуха, сифилис, токсоплазмоз), приём алкоголя и нерекомендуемых лекарственных средств в период вынашивания.
  3. Родовые травмы, асфиксия при родах, перенесённые тяжелые инфекции в раннем возрасте (энцефалит, менингоэнцефалит), эпилепсия в постнатальном периоде.

Причины

Основные факторы, влияющие на динамичное развитие заболевания у плода, также оказывают непосредственное влияние и на организм будущей матери.

Также болезнь может развиться в первые месяцы жизни ребенка на фоне интоксикации организма, травм мозга, инфекционных недугов.

Условно все причины подразделяются на генетические (грубые хромосомные нарушения, а также генные мутации) и внешние (перинатальные, пренатальные и постнатальные).

Главными причинами умственной отсталости являются:

  • воздействие токсинов и ядов на организм беременной женщины;
  • инфекционные болезни, перенесенные во время беременности, среди которых тяжелые формы гриппа, краснуха и т.п.;
  • заражение плода простейшими, которые находятся в организме будущей матери;
  • нарушение обмена веществ матери;
  • травмы ребенка во время его вынашивания;
  • тяжелая родовая деятельность (наложение щипцов, вакуум, выдавливание, гипоксия, асфиксия);
  • генетическая предрасположенность у обоих родителей;
  • воспаление и травмы головного мозга у ребенка после рождения;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • употребление матерью алкоголя, наркотических веществ, курение;
  • алкоголизм одного из родителей.

Симптомы

Фото: kp.ru
Олигофрения является расстройством вследствие органического поражения головного мозга, т.е. связано с нарушением его структуры.

Одним из самых явных симптомов олигофрении является нарушение высших проявлений интеллекта (например абстрактного мышления). Это проявляется в невозможности обучения ребёнка в общеобразовательной школе. В педагогической практике, говоря о таких детях, используют термин задержка психического развития (ЗПР). Также из-за невнимательности, неспособности к запоминанию дети с данным расстройством плохо обучаются даже элементарным вещам, в том числе и уходу за собой. Пациент с олигофренией не способен понимать скрытый смысл происходящего, зачастую не понимает собеседника. Человек с данными расстройствами пытается выйти из неудобного для него положения пустыми размышлениями (при лёгких формах олигофрении).

В эмоциональной сфере также отмечаются расстройства. Пациент не способен понимать и воспроизводить высшие эмоции (стыд, сочувствие, совесть, нравственность, сопереживание, ответственность). Эмоции у таких людей являются простыми и непосредственными, поэтому будучи даже в зрелом возрасте эмоционально они похожи на детей.

Характерно затруднение приобретения элементарных навыков, особенно при тяжёлых формах олигофрении. Это связано не только с неспособностью запомнить и понять действия наставника, но и с невозможностью воспроизведения координированных произвольных движений.

Степень проявления этих симптомов зависит от степени тяжести расстройства, коих выделяют три: идиотия, имбецильность, дебильность.

Профилактика

В период планирования потомства необходимо пройти тщательное обследование организма, исключить вирусные и бактериальные инфекции. Обязательно стоит проконсультироваться у специалиста в области генетики и планирования семьи. Обследование необходимо проходить не только матери, но и отцу будущего ребенка.

Будущей матери рекомендовано:

  • отказаться от вредных привычек;
  • в период беременности регулярно проходить консультацию у гинеколога;
  • сдавать анализы, проходить УЗИ в каждом из трех триместров беременности, делать скрининги;
  • оградить себя от воздействия неблагоприятных экологических факторов;
  • избегать рисков травм плода.

После рождения ребенка необходимо регулярно проходить обследование у педиатра, начиная с первых месяцев жизни, периодически сдавать анализы. Родители должны быть особенно внимательны к ребенку, отмечая все подозрительные симптомы. При появлении любых сомнений срочно обращаться к педиатру или неврологу.

Диагностика

Фото: proaist.ru

Советским психиатром Сухаревой Г. Е. в 1965 г. были выдвинуты критерии диагностики олигофрении:

  1. Своеобразная психопатологическая структура слабоумия с преобладанием слабости абстрактного мышления при менее выраженных нарушениях предпосылок интеллекта и относительно менее грубом недоразвитии эмоциональной сферы.
  2. Непроцессуальный непрогредиентный характер интеллектуального дефекта
  3. Замедленный темп психического развития индивида, нарушение онтогенеза (развития организма начиная от оплодотворения яйцеклетки)
  4. Необратимый характер расстройств

При тяжёлых формах олигофрении также могут быть выявлены органические поражения при обследовании пациентов с использованием рентгеновского компьютерного томографа (РКТ), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), магнитного резонансного томографа (МРТ): дополнительные полости в головном мозге, большой объём системы желудочков мозга, нарушение соотношения белого и серого вещества, микроцефалия. При сильных органических поражениях возможно и изменения формы черепа.

Классификация

Олигофрения подвергается различной классификации. Рассмотрим ее:

  1. По степени выраженности (традиционная классификация):
  • Дебильность – когда симптомы слабо выражены.
  • Имбецильность – когда симптоматика проявляется на среднем уровне.
  • Идиотия – когда уровень симптомов очень высокий и делает человека абсолютно несамостоятельной личностью по жизни.
  1. Классификация по МКБ-10:
  • Легкая – уровень интеллекта достигает 50-70 баллов.
  • Средняя – уровень интеллекта у индивида достигает 35-50 баллов.
  • Тяжелая – уровень интеллекта у больного достигает 20-35 баллов.
  • Глубокая – уровень интеллекта еле дотягивает до 20 баллов.
  1. Классификация по М. С. Певзнер:
  • Олигофрения неосложненная.
  • Нарушение нейродинамики, которая может проявляться в трех формах: слабость основных нервных процессов, превалирование возбуждения над торможением, превалирование торможения над возбуждением.
  • Недостаточность лобных долей.
  1. Классификация по М. С. Певзнер, которая была усовершенствована:
  • Олигофрения неосложненная.
  • Олигофрения с лобной недостаточностью.
  • Нарушение нейродинамики (возбудимые и тормозные).
  • Умственная отсталость с психопатоподобными поведенческими нарушениями.
  • Олигофрения при нарушении различных анализаторов.

Диагностика

Олигофрению трудно диагностировать. Основной упор делается на симптоматику, которая должна проявляться у больных людей. Диагностика проводится по следующим принципам:

  1. Наблюдается недоразвитость личности на эмоциональном, волевом, интеллектуальном и прочих психических уровнях, которые не дотягивают до нормы, присущей тому или иному возрасту.
  2. Умственная отсталость, сопровождающаяся другими соматическими или психическими нарушениями.
  3. Нарушение адаптивного поведения, которое можно исправить, если этому поспособствовать и создать соответствующие условия.
  4. Наблюдение поведенческих нарушений при отсутствии психических отклонений.
  5. Прохождение теста IQ, который показывает определенный уровень развития.

Е. Богданова предложила следующие критерии диагностики:

  • Малопродуктивная память.
  • Низкий интеллект.
  • Нарушение внимания, когда человеку трудно сосредоточиться, быстро переключается, неустойчив.
  • Недоразвитость речи общего характера.
  • Конкретность, некритичность мышления.
  • Отсутствие познавательных процессов.
  • Восприятие нарушено, что отмечается во фрагментарности, замедленности, низком объеме восприятия.
  • Неадекватность эмоций, отсутствие навыков контроля своих чувств, отсутствие воли.

Лечение

Фото: narkolog-psihiatr.ru

Лечение лекарственными средствами взрослых пациентов не позволяет улучшить интеллект. Но большую роль играют выявление и предупреждение олигофрении в младенчестве. Раннее выявление инфекций (сифилиса, листериоза, токсоплазмоза) позволяют начать лечение при отсутствии органических поражений головного мозга. При выявленных энзимопатиях (недостаточность ферментов) назначают специальные диеты (при фенилкетонурии исключают продукты с содержанием фенилаланина), что способствует предупреждению развития расстройств интеллекта. При раннем выявлении олигофрении назначаются препараты, которые могут смягчить последствия расстройств (об это подробнее в разделе “Лекарства”).

Важным аспектом в терапии олигофренов с лёгкой степенью поражения интеллекта является социальная терапия. Такие пациенты способны к подражанию. Необходимо трудоустраивать олигофренов в учреждения, где за ними будет постоянный контроль со стороны наставника, иначе в силу своей тенденции к отвлечению пациент быстро перестаёт работать.

Коррекция

Вылечить полностью умственную отсталость даже в легкой форме невозможно, так как органические поражения мозга необратимы. Но она легко поддается коррекции, которой занимаются детские психиатры и педагоги специализированных школ. Разработаны специальные программы, основанные на конкретно-наглядных методиках, помогающие детям получить несложные навыки и способность проявлять компенсаторные возможности.

Обучение проходит в медленном темпе, привычном больному. Как результат, пациент может свободно адаптироваться в окружающем пространстве и должным образом реагировать на его изменение.

Программа нейрокоррекционной помощи учитывает нейропсихологические особенности ребенка, его сильные стороны. Она позволяет развить:

  • мелкую моторику, координаторные и моторные навыки;
  • зрительно-моторную координацию – укрепить мышцы глаз и прослеживающие движения последних, что необходимо для чтения и письма, установить коммуникацию между глазом и рукой;
  • устойчивые связи между полушариями головного мозга для увеличения скорости обработки сенсорной информации;
  • внимание, самоконтроль;
  • функции мышления, пространственного восприятия, умения строить связную речь и логико-грамматическую конструкцию;
  • понятие неправильного поведения;
  • слуховое восприятие речи и неречевых звуков, умение дифференцировать темпо-ритмические рисунки.

В некоторых случаях для достижения поставленных целей может возникнуть необходимость в логопеде, дефектологе, неврологе.

Лекарства

Фото: popmech.ru

При раннем обнаружении расстройств интеллекта назначают неспецифические метаболические средства, которые способствую восстановлению, развитию и укреплению центральной нервной системы. Применяются следующие препараты:

  1. Ноотропы (пирацетам, пиридитол, семакс, фенибут)
  2. Витамины группы В
  3. Аминокислоты и их предшественники (глутаминовая и янтарная кислота, церебролизин)

У людей с расстройствами интеллекта выявляется тенденция к беспокойствам, нарушениям поведения и сна. В силу высокой чувствительности мозга с органическими поражениями к нейролептикам стремятся назначать препараты с минимальными побочными эффектами (неулептил, сонапакс, терален, хлорпротиксен). Однако при излишней буйности пациента приходится назначать более сильные препараты (аминазин, галоперидол).

Каким бывает биполярное расстройство

В зависимости от того, какие эпизоды случаются чаще (маниакальные или депрессивные) и насколько ярко они выражены, биполярное расстройство делят на несколько типов Types of Bipolar Disorder .

  1. Расстройство первого типа. Оно тяжёлое, чередующиеся периоды мании и депрессии сильны и глубоки.
  2. Расстройство второго типа. Мания проявляется не слишком ярко, зато депрессией накрывает так же глобально, как и в случае первого типа. К слову, у Кэтрин Зеты-Джонс было диагностировано именно оно. В случае актрисы спусковым крючком для развития болезни стал рак горла, с которым долго боролся её муж — Майкл Дуглас.

Вне зависимости от того, о каком типе маниакально-депрессивного психоза идёт речь, заболевание в любом случае требует лечения. И желательно — побыстрее.

Народные средства

Фото: venskayadacha.com

Народная медицина не в силе восстановить интеллект пациента

Однако можно усмирить страдающего человека расстройствами интеллекта при вспышках буйности и агрессии. Предлагается следующий сбор трав: приготовить по одной столовой ложке руты душистой и корней валерианы, залить этот сбор кипятком, дать настояться 30 минут. Давать пить человеку в течение дня, перед употреблением процедить.

При бессоннице принимают ванную с такими травами как календула, мята, душица. Также для улучшения сна прибегают к отварам корня валерианы (на 2 столовых ложки корня валерианы заливают 1,5 стакана кипятка, 15 минут необходимо нагревать на водяной бане. Принимать после еды 3 столовые ложки перед сном).

Информация носит справочный характер и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.

Что такое биполярное расстройство

На первый взгляд, ничего страшного. Просто скачки настроения. Например, с утра вам хочется петь и плясать от радости, что вы живёте. В середине дня вы вдруг срываетесь на коллег, которые отвлекают вас от чего-то важного. К вечеру на вас накатывает тяжкий депресняк, когда даже руку поднять невозможно… Знакомо?

Грань между сменами настроения и маниакально-депрессивным психозом (так звучит второе название этого заболевания) тонка. Но она есть.

Мироощущение тех, кто страдает биполярным расстройством, постоянно скачет между двумя полюсами. От экстремального максимума («Какой же кайф просто жить и что-то делать!») к не менее экстремальному минимуму («Всё плохо, мы все умрём. Так, может, нечего ждать, пора наложить на себя руки?!»). Максимумы называются периодами мании. Минимумы — периодами депрессии.

Человек осознаёт, насколько его штормит и как часто эти штормы не имеют поводов, но ничего не может с собой сделать.

Маниакально-депрессивный психоз выматывает, ухудшает отношения с окружающими, резко снижает качество жизни и в итоге может довести до суицида.

Источники

  1. Руководство по психиатрии. В 2 томах. Т.1/А. С. Тиганов, Р 84 А. В. Снежневский, Д. Д. Орловская и др.; Под ред. А. С. Тиганова. — М.: Медицина, 1999. — 712 с: ил.,[2] л. ISBN 5-225-02676-1
  2. Н. Н. Иванец, Ю. Г. Ткшышн, В.В. Чирко, М. А. Кинкулышна: Психиатрия и наркология. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006.-832 с.
  3. В. П. Самохвалов: Психиатрия. – учебник для медицинских вузов.: 2002 г.- 324 с.
  4. Основы психиатрии: наглядные материалы к курсу лекций для 0-75 студентов, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология» / сост. А. И. Горбачев. – Минск : БГУ, 2014. – 73 с.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]