Каждый из нас в той или иной мере склонен к сочувствию по отношению к другим. Не удивительно, что мы стремимся хоть как-то облегчить боль другого человека, если видим, что он или она действительно эмоционально страдает в результате какого-то разрушительного события. Однако между сочувствием к проблемам других и сопереживанием этих проблем есть существенная разница. Сопереживая, мы с пониманием относимся к проблемам человека, стремимся помочь и пытаемся сделать все возможное, что в наших силах. Кроме того, сопереживание предполагает умение почувствовать внутреннее состояние другого человека, образно говоря, поставить себя на его место и увидеть проблему его глазами. Поэтому для того, чтобы действительно помочь кому-то, мало одного сочувствия, нужно еще сопереживать его проблемам вместе с ним. Однако как сделать это правильно? Как выразить свое желание помочь так, чтобы не обидеть чувства человека? Что именно мы должны сказать? Должны ли мы просто ограничиться словами «мне так жаль…» или «я тебе сочувствую» и оставить человека наедине со своими чувствами, или нужно сделать нечто большее? Сочувствие и сопереживание не являются синонимами, хотя люди часто используют их как взаимозаменяемые понятия. Когда вы сопереживаете кому-то, вы чувствуете, в какой ситуации он находится. Вы понимаете это. Это ментальный процесс, который требует определенных эмоций. Не удивительно, что это навык, который не является врожденным, но приобретается с возрастом и зрелостью. А сочувствие не требует каких-либо знаний или эмоционального чувства связи и во многом зависит от яркости психического восприятия. Вот почему даже собака или кошка могут почувствовать, когда вам грустно, и всячески пытаться приласкаться к вам, чтобы отвлечь от печальных мыслей. Даже животные способны к сочувствию, но сопереживать могут только люди. Даже герои кинофильмов могут вызывать у нас сочувствие. Вы можете испытывать сочувствие к кому-то, чей жизненный опыт совершенно чужд для вас. А сопереживать человеку можно только в том случае, если и вы в своей жизни уже сталкивались с чем-то подобным ситуации, из-за которой страдает он. Американский психолог Т. Сингер утверждает, что сочувствие и сопереживание следует рассматривать как отдельные процессы, в частности, потому, что каждый из них зависит от различных нейронов и отдельных частей мозга. Проявления сочувствия характерны даже для младенцев. Ученые установили, что «заразный» плач новорожденных малышей в родильных домах объясняется именно этой эмоцией. Когда от страха, голода или боли плачет один младенец, другие начинают ему вторить. Маленькие дети, чьи умственные способности еще не полностью развились, уже способны проявлять сочувствие. Таким образом, можно утверждать, что способность испытывать сочувствие к другим заложена в нас самой природой. А вот способность к сопереживанию появляется у человека после получения жизненного опыта, различных жизненных ситуаций. Как сказал один замечательный психолог, сопереживание – это умение ощутить чужую боль. Поэтому развивайте в себе эти способности, помогайте другим, когда они переживают тяжелые времена, ведь именно это качество и делает нас человечными.
Сопереживание — внутреннее отождествление себя с другим человеком, способность к состраданию, являющаяся даром свыше. Среди своих родных и друзей такой человек ценится тем, что способен понять каждого. Что это за качество, каким образом оно проявляется, рассказывается в статье.
В религии
В буддизме
В буддизме сострадание — это желание, чтобы другие были свободны от страданий и их причин[1]. Далай-лама XIV положительно оценил явление сострадания. Он характеризовал его как источник счастья, как то, что способствует лучшей работе ума и дает внутреннюю силу.[2] Он так же обозначил три типа сострадания:
- направленное на родственников и любимых, основанное на привязанности;
- направленное на страдающих существ и основанное на сочувствии им;
- беспристрастное, основанное на понимании и уважении[3].
Тринле Тхае Дордже указывал, что лама «должен обладать качествами подлинного сочувствия», что «настоящее сочувствие выражается и физически, и умственно», главной современной проблемой человечества он видит «недостаток сочувствия», указывая:
У людей, родившихся в этом мире, есть все средства, навыки и даже мудрость. Если нам удастся добавить к этому больше сочувствия, то, я думаю, мы сможем воплотить в жизнь все мечты. Будущее человечества зависит от того, что мы делаем сейчас. Его определяют наши поступки и намерения. Поэтому ключ — это сочувствие и мудрость.
— [4]
.
В индуизме
Святой Рамалинга Свамигал писал:
О, Высочайшее Бытие! Ты указало мне на то, что Путь Сострадания есть единственный путь, ведущий к Просветлению, В то время как остальные пути ведут во Тьму Невежества. О, Высочайшее Существование!
Ты указало мне на то, что исключительной силой сострадания является ее способность совершать Могущественные Деяния.
— [5]
.
В христианстве
Преподобный Иоанн Дамаскин относил сострадание к одному из неудовольствий:
«Неудовольствие бывает четырех видов: горесть, грусть, зависть, сострадание. Горесть есть неудовольствие, производящее потерю голоса; грусть — неудовольствие, стесняющее сердце; зависть — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих благ; сострадание — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих несчастий.
»
Точное изложение православной веры, глава XIV. Св. Иоанн Дамаскин.
Библия, которая является основанием веры и жизни каждого христианина, побуждает всех последователей учения Иисуса Христа к состраданию ближнему.
«…будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32). «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор.12:26).
Практическая же сторона сострадания была видна в делах милосердия Самого Иисуса Христа и иллюстрируется Им в известной притче о добром самарянине:
«…некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он [некий законник] сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лук.10:30-37).
Психология и педагогика. Тест 17
1. Бессознательный перенос на себя чувств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя – это проекция рационализация идентификация вытеснение
2. Какое из данных понятий не является свойством психических состояний человека целостность подвижность общественное настроение устойчивость
3. Какая из систем воспитания не приемлет принцип «кнута и пряника» авторитарная либеральная демократическая попустительская
4. Как называется свойство, соответствующее определению «постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека» рефлексия эмпатия амнезия суггестия
5. Какие учебные действия позволяют создать новый продукт , придумать задачу, преобразовать продукт в новый , сформулировать новую цель репродуктивные мыслительные контролирующие продуктивные
6. Органы чувств ребенка начинают функционировать до рождения с момента рождения в первые недели после рождения в первый год
7. Какая из форм чувствительности является наиболее древней органическая форма (боль) контактная форма (осязание, обоняние) слуховая зрительная
8. ________- способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний Эмпатия
9. За счет чего, по мнению Дж. Уотсона, у человека формируется явно вредные формы поведения, например алкоголизм, курение за счет создания ошибочных с точки зрения адаптации условно-рефлекторных связей за счет слишком жесткого воспитания за счет наследственной предрасположенности все ответы верны
10. Как можно охарактеризовать нейропсихологию – одну из самых бурно развивающихся в последние годы областей знаний междисциплинарная специальная отрасль психологии прикладная отрасль психологии фундаментальная специальная отрасль психологии отрасль психофизиологии
11. Какое из понятий соответствуют определению «уменьшение напряжения, расслабление, снятие стресс сомнамбулизм релаксация атрогения самоанализ
12. Что такое стресс состояние радостного ожидания достояние нервно-психической напряженности состояние влюбленности релаксация
13. Какое определение соответствует понятию «сила воли» умение мобилизовать возможности для длительного преодоления трудностей умение тормозить действие, мешающие осуществлению решения степень волевого усиления для достижения цели нет правильного ответа
14. Мы ориентируемся в днях недели или в расположении слов в словаре благодаря пространственной ориентации последовательной ориентации ассоциативной ориентации иерархической ориентации
15. Каким из видов памяти является плач актрисы, вызывающей у себя слезы двигательная музыкальная эмоциональная нет правильного ответа
В философии
Теме сострадания уделял некоторое внимание Фридрих Ницше. В работе «Антихрист. Проклятие христианству» отрицательно оценивал это явление, считая его деструктивным:
Сострадание противоположно тоническим аффектам, повышающим энергию жизненного чувства; оно действует угнетающим образом. Через сострадание теряется сила. Состраданием ещё увеличивается и усложняется убыль в силе, наносимая жизни страданием. Само страдание делается заразительным через сострадание; при известных обстоятельствах путём сострадания достигается такая величина ущерба жизни и жизненной энергии, которая находится в нелепо преувеличенном отношении к величине причины ( — случай смерти Назореянина). Вот первая точка зрения, но есть ещё и более важная. Если измерять сострадание ценностью реакций, которые оно обыкновенно вызывает, то опасность его для жизни ещё яснее. Сострадание вообще противоречит закону развития, который есть закон подбора. Оно поддерживает то, что должно погибнуть, оно встаёт на защиту в пользу обездоленных и осуждённых жизнью; поддерживая в жизни неудачное всякого рода, оно делает саму жизнь мрачною и возбуждающею сомнение. […] Шопенгауэр был прав: сострадание отрицает жизнь, оно делает её более достойной отрицания, — сострадание есть практика нигилизма.
А. А. Чанышев отмечал, что с точки зрения Канта, сострадание имеет ограниченную моральную ценность по причине того, что слепо, неразумно, а потому неморально[6].
Для чего это нужно
Преимущественно люди, которые способны сопереживать, являются простыми и наивными. Но не стоит принимать это за правило. Эмпат вполне может раскрыть внутренние качества какого-то человека с определённой целью. Например, выявить слабые стороны конкурента фирмы, в которой работает.
Но не стоит считать его профессиональным психологом. Он способен выпутаться из сложной ситуации, увидеть всё многогранно, но не знает научного обоснования происходящего, и чёткий логический план в его поведении отсутствует.
Люди, способные сопереживать и сострадать, способны организовывать поддерживающие группы. Смысл создания такой структуры во взаимопомощи. Но в подобных случаях мало кто учитывает, что смысл группы исчерпывается после прорабатывания объединившей ситуации. Участники становятся чужими людьми, не имеющими общих тем.
Это качество может помогать в семье, дружеских отношениях, на работе, в непредвиденных ситуациях, со случайными прохожими. В принципе, уметь проявлять чувство сопереживания, не выходя за грань дозволенного — тоже способность свыше. Ведь собеседники, видя искренне понимающее лицо, часто склонны раскрываться и рассказывать ему множество своих проблем.
Примечания
- Д-р Александр Берзин – Что такое сострадание?
- Его Святейшество Далай-лама XIV — Сострадание как источник счастья. Ноттингем, Англия, 24 мая 2008
- Его Святейшество Далай-лама XIV — Сострадание, основанное на биологическом факторе и разуме. Прага, Чехия, 11 октября 2006 года
- Ключ — это сочувствие и мудрость — Мандала йога
- Рамалинга Свамигал — Свет Высшей Милости. Песнь Четвертая — Сайт посвященный Рамалинге Свамигалу
- Чанышев А. А.
Страдание // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
Эмпатия у детей
Чтобы проверить готов ли ваш малыш сочувствовать другим, понаблюдайте за поведением ребенка. Как он реагирует, если у сверстника поломалась игрушка. Есть три варианта развития событий: малыш расплачется или погладит «страдальца», не обратит внимания, или посмеется в ответ. Последние две реакции говорят о том, что чувство эмпатии вашему ребенку неизвестно. Возьмите на заметку и после достижения ребенком 3 лет, начинайте действовать.
Эмпатия у детей проявляется по-разному. Сочувствующий ребенок обратит внимание на слезы, расстроится или также заплачет. Детки, способные сострадать, реагируют на интонацию родителей, мимику. Эмпатия способствует развитию полезных навыков ребенка: адекватной эмоциональной оценке происходящего, заботе о природе, близких людях. Эти качества необходимы для формирования зрелой и успешной личности.
Характеристика
Эмпатия свойственна всем здоровым людям, поэтому она носит нейтральный характер. Но глубина проявления состояний контролируемого сопереживания может носить позитивный или негативный характер. Всё зависит от ситуации.
Проявление эмпатии осуществляется за счёт различных сигналов:
- поступков,
- речи,
- мимики,
- жестов.
Плюсы
Эмпатия необходима для полноценной социализации. Чувство контролируемого сопереживания формируется в детстве, когда ребёнок видит причастность к своему состоянию взрослого человека, родителя или другого близкого. Такое поведение перенимается. Эмпатические состояния позволяют легче находить общий язык, ощущать себя причастным к жизни семьи, общины, окружающих, страны, нации.
Существенную пользу владение эмпатией приносит в профессии. Умение подстраиваться под состояние собеседника важно при проведении переговоров, осуществлении профессиональных продаж, налаживании связей и контактов.
Минусы
Высокий уровень эмпатии часто оказывает негативное влияние на самого носителя этого чувства. Так, отмечено, что острое сопереживание повышает вероятность развития депрессивных процессов, стрессов, психических расстройств и фобий.
Низкий уровень эмпатии существенно осложняет жизнь в социальной сфере. Люди, имеющие заниженный ее уровень, чаще других сталкиваются с проблемами в общении, выстраивании близких отношений.
Почему важно уметь сопереживать?
Сострадание проявляется по-разному. На уровень эмпатии влияет, кто перед нами – близкий или незнакомый человек. Сопереживающая личность принимает боль и проносит через себя. Вспомните, как вы реагируете на трогательные моменты в фильмах. Многие не способны . Подобные переживания снимают напряжение, помогают .
Описанное состояние называют эмоциональной эмпатией. Такие люди остро реагируют на положительные и печальные события. Теракт в другой стране вызывает слезы, победа на олимпийских играх – радость и смех. Реагируя на беды, происходящие во всем мире, человек не контролирует эмоции, его покидает душевное равновесие.
В любом вопросе требуется золотая середина. Почему важно уметь сопереживать?