Девочке 11 лет, проблемы в общении со сверстниками в классе, устраивают забостовки,общаются компаниями, доходит часто до слез. Классная и школьный психолог не справляются. Подскажите что нам делать?

Подростковый период

— жизненный этап, на котором происходит превращение девочки во взрослую женщину и становление ее личности. Другое название этого периода —
юность
. В юности происходит формирование индивидуальности и основных жизненных понятий.
Юные девушки
— уже не девочки, но еще и не взрослые женщины. Они представляют собой своего рода гибрид, в котором сочетаются предвкушение взрослой жизни и остатки только что закончившегося детства.

Для развивающихся подростков это сложный критический момент.

Характеристика подросткового периода

Во время подросткового периода девушки быстро растут и развиваются. Эти процессы начинаются обычно в возрасте 11 лет. Гормональная перестройка, лежащая в основе данных изменений, происходит на несколько лет раньше. Это может быть причиной повышенной тревожности и плохого настроения девочек. У них половое созревание начинается раньше, чем у мальчиков, поэтому, кажется, что они развиваются гораздо быстрее. Совсем юные девушки физически могут не отличаться от своих матерей и даже способны иметь собственных детей. Неудивительно, что у некоторых девочек такой ход событий вызывает озабоченность и даже подавленность, особенно если они растут и меняются не так быстро, как их подруги.

Девушки-подростки начинают по-другому думать и чувствовать. В это время у них зарождаются близкие отношения вне семейного круга, как правило, со сверстниками. Внутрисемейные отношения также трансформируются. Когда у подростков начинается своя жизнь, родительская забота отходит на второй план.

Первые разочарования также, как правило, приходятся на подростковый период. В это время у молодых людей начинает формироваться свое мировоззрение, часто совсем не такое, как у родителей. Чтобы почувствовать себя самостоятельными личностями, подростки стремятся больше времени проводить вне дома или подолгу общаются с друзьями по телефону. Подобное поведение может раздражать родителей, однако, для подростков, это важный способ формирования собственного «я» и независимости от семьи. Через такое общение с друзьями взрослеющая девушка учится понимать, как взаимодействовать с другими людьми.

В этот период одежда, мода и внешность в глазах подростка приобретают особое значение. Они используются как в качестве средства выражения своего единения с друзьями, так и демонстрации все возрастающей независимости от семьи.

Подростковый период, или юность, стадия жизненного цикла, не имеющая четких временных границ

. Всемирная организация здравоохранения определяет юность как период развития, протекающий с 10 до 19 лет и включающий два этапа:

— раннюю юность (10-14 лет),

— позднюю юность (15-19 лет).

Подростковый период начинается во время полового созревания

, когда происходит ряд необычайно быстрых физических и физиологических изменений организма, которые завершаются окончательным развитием половых органов и способностью вступать в сексуальные отношения и иметь детей. Однако юность не сводится лишь к этим изменениям. Для этого периода также характерны важные психологические и социальные перестройки, происходящие с девушкой.

Родители часто чувствуют себя отверженными собственными детьми, и в какой-то мере так оно и есть. Такое временное отделение от семьи необходимо юной девушке, чтобы стать взрослой, сформировавшейся личностью. Несмотря на то, что стычки и конфликты между младшим и старшим поколениями могут происходить часто, подростки, как правило, придерживаются высокого мнения о родителях. Споры и разногласия обычно не направлены конкретно против родителей. Подростки провоцируют их, скорее чтобы доказать свою независимость именно от своей семьи. Это особенно важно, если в дальнейшем они будут жить отдельно от родителей.

Помимо того что подростки стараются стать как можно более независимыми, у них появляются новые увлечения и цели. Им не всегда удается самостоятельно справиться с проблемами: часто, столкнувшись с трудностями, они готовы списать неудачу на отсутствие опыта. Это может приводить к быстрым изменениям самооценки и поведения. Потеряв уверенность в себе, молодые люди способны вести себя по-детски. Это чаще проявляется в перепадах настроения и повышенной раздражительности, чем в ссорах и разногласиях.

Несмотря на то что, поведение подростков может внушать опасения родителям, в семье должна быть атмосфера терпимости.

Психологические изменения

Мы уже говорили о том, какие физиологические изменения могут наблюдаться в переходном периоде, теперь пришла пора рассмотреть симптомы, описывающие пубертат с психологической точки зрения.

  1. Формирование комплексов. Непропорциональная фигура, недостаточный или излишний размер груди, появление подкожной жировой клетчатки, проблемная кожа — все это может сильно снизить самооценку девушке. Также она может начать комплексовать из-за запаха изо рта или пота. Может появиться чувство дискомфорта из-за менструаций, которые несколько пугают.
  2. Слабость и утомляемость. Все дело в неспособности организма успеть соответствовать внутренним изменениям. Не нужно думать, что девочка просто лениться, не хочет что-либо делать, она действительно испытывает сильную слабость.
  3. Скачки настроения. В связи с изменением гормонального фона у девочки появляется нестабильное эмоциональное состояние. Апатия может сменяться повышенным возбуждением, наблюдаться раздражительность и вспыльчивость, также девочка может быть плаксивой, не исключена унылость, ненависть и ярость без контроля, даже к самым близким людям.
  4. Отрицание и негативизм. При общении с девочкой — подростком можно часто услышать, что она хочет ощутить свою независимость, не желает прислушиваться к чьему-либо мнению.
  5. Снижение интеллектуальных способностей. У барышни может ухудшаться память, исчезает способность формировать собственные мысли. Всему виной перестройки в гормональном фоне.
  6. Самоидентификация. Девушка осознает, что может ослушаться совета мамы с папой, если их мнение не совпадает с ее взглядами. Своими действиями она испытывает родителей, отношения с ними на прочность.

Сексуальное развитие девушки в юности

В юности появляется способность мгновенно и страстно влюбляться. Особенности юношеской влюбчивости объясняются деликатностью отношений между людьми этого возраста.

В ранней юности девушка может влюбиться буквально с первого взгляда. Обычно она вовсе не рассчитывает на взаимность, подчас объект страсти даже не знает о том, что он кому-то понравился. Любимым становится идеализированный образ, кинозвезда, известный спортсмен и т. д., то есть тот, кто обладает качествами человека, способного в какой-то степени заменить девушке родителей.

Во время подросткового периода сексуальные отношения с людьми противоположного пола случаются чаще, чем об этом обычно говорят, хотя, как правило, они носят характер тренировочных упражнений и исследований. Известно, что в юности сексуальное развитие обычно начинается с аутоэротизма

. На этом этапе познание противоположного пола осуществляется через танцы, спорт, игры, ласки, а также через весьма распространенный среди мальчиков-подростков интерес к порнографическим журналам.

В поведении девушек иногда могут наблюдаться мужские черты, у юношей — женские. Как правило, это нормальное проявление еще не до конца сформированной сексуальности.

Девушки в это время склонны идеализировать мать. Они видят в ней положительные, яркие качества, учатся у нее женским хитростям и оценивают себя, добавляя себе позитивные черты своей мамы. Нечто похожее происходит и у мальчиков-подростков в их отношениях с отцами.

Если подросток понимает суть происходящих в его организме изменений, адекватно воспринимает появление у него типично женских или мужских признаков, у него формируется нормальная сексуальность и правильное понимание связанной с ней ответственности.

13. Изменение личности у девочек в подростковом возрасте

Сообщение впервые представлено на заседании Американской Ортопсихиатрической Ассоциации

При анализе взрослых женщин с невротическими расстройствами или трудным характером нередко обнаруживаются два типичных варианта развития

Рассмотрим характерные черты каждого из них:

1. Первые изменения личности произошли в подростковом возрасте, хотя во всех случаях конфликты, породившие их, имели место в раннем детстве. Часто у девочек-подростков не было внешних проявлений, тревоживших окружающих и производящих впечатление патологии, представляющей опасность для будущего девочки или требующей лечения. Эти проявления воспринимались окружающими как преходящие трудности, естественные в этот период, или даже как желательные и многообещающие признаки.

2. Начало психопатологических изменений приблизительно совпадало с началом менструаций. Эта связь не была явной, так как пациентки или не осознавали совпадения, или, даже если они видели совпадение по времени, то не придавали ему значения, потому что не заметили или «забыли» тот психический смысл, который имела для них менструация. Изменение личности, в отличие от невротических симптомов, развивается постепенно, и это также маскировало реальную связь. Обычно только после того, как пациентки осознавали, какое эмоциональное влияние на них оказало начало менструаций, они внезапно начинали видеть эту связь. Исходя из этого, я склонна выделить четыре типа изменений личности:

а) — девочка вовлекается в сублимационную активность; у нее развивается отвращение к эротике;

б) — девочка вовлекается в эротическую сферу (помешана на мальчиках); теряется интерес и способность к работе;

3 — девочка становится эмоционально обособленной, приобретает установку «наплевать на все», ни во что не вкладывает душу;

4 — у девочки развиваются гомосексуальные тенденции.

Моя классификация неполна

И не включает, конечно, целый ряд существующих возможностей (например, развитие проститутки и правонарушительницы), и касается только тех изменений, которые я имела возможность наблюдать непосредственно или могла реконструировать у взрослых пациенток, которые приходили для лечения. Кроме того, это деление произвольно, как неизбежно будет всякое деление по типу поведения, подразумевающее фиктивный «чистый тип поведения», тогда как реальность всегда допускает любую смесь черт и любые промежуточные состояния. Девочки первой группы проявляли естественный интерес к анатомическим и функциональным различиям полов и к загадкам размножения. Этих девочек влекло к мальчикам и они любили с ними играть. Ко времени пубертата они неожиданно углубляются в размышления, в религию, этику, искусство или науку, теряя интерес к эротической сфере. Обычно девочка, проходящая через такие изменения, в это время не приходит для лечения, потому что семья в восторге от ее серьезности и отсутствия желания флиртовать. Трудности еще не очевидны. Они проявятся позже, особенно после замужества.

Патологическую природу таких перемен легко проглядеть по двум причинам:

1 — от человека в эти годы ждут именно интенсивного развития интереса к умственной деятельности;

2 — сама девочка по большей части не осознает, что действительно испытывает отвращение к сексуальности — она только чувствует, что теряет интерес к мальчикам и ей больше не нравятся танцы, вечеринки, флирт и она постепенно уходит от этого.

Вторая группа дает почти противоположную картину. Очень одаренные, многообещающие девочки теряют интерес ко всему, кроме мальчиков, не могут сосредоточиться и бросают любую умственную деятельность, едва занявшись ею. Они полностью вовлекаются в эротическую сферу. Такую перемену, как и противоположную ей предыдущую, тоже считают «естественной» и защищают с помощью похожей рационализации: для девочки в этом возрасте «нормально» переключиться на мальчиков, танцы и флирт. Это, конечно, так, но как насчет вот таких наклонностей? Девочка судорожно влюбляется в одного мальчика за другим, реально не интересуясь ни одним, и после того, как уверится в том, что мальчик завоеван, бросает его или провоцирует его бросить ее. Она чувствует себя ужасно непривлекательной, несмотря на все доказательства противоположного, и обычно уклоняется от реальных сексуальных отношений, выставляя в качестве рационализации общественные запреты, хотя реальная причина — ее фригидность, что выясняется, если она наконец рискнет сделать такой шаг.

Она впадает в депрессию или ждет несчастья, когда вокруг нет мужчин, чтобы ею восхищаться. С другой стороны, ее небрежное отношение к работе вовсе не является «естественным» следствием того, что в связи с сосредоточенностью на мальчиках другие интересы отодвинулись на задний план, как это подразумевает ее защита. Девочка на самом деле очень честолюбива и страдает от чувства неспособности что-то завершить. У третьего типа девочек запреты касаются как работы, так и любви. Это не всегда легко заметить. Поверхностному наблюдателю девочка может показаться хорошо приспособленной к жизни. У нее нет трудностей в установлении контактов, она дружит с девочками и мальчиками, очень развита, откровенно разговаривает на сексуальные темы, делает вид, что у нее совсем нет никаких затруднений, и иногда вступает в те или иные сексуальные отношения, не вовлекаясь в них эмоционально.

В некотором роде, она — отстраненный наблюдатель над самой собой, зритель в собственной жизни

Она может не признаваться себе в своем равнодушии, но, по крайней мере иногда, она остро сознает, что у нее нет глубокой, настоящей эмоциональной привязанности ни к кому и ни к чему. Ничто для нее не имеет значения. Есть сильное противоречие между ее витальностью, одаренностью и ее замкнутостью. Обычно она чувствует, что жить ей и пусто, и скучно. Четвертую группу характеризовать легче всего. В нее входят девочки, отвернувшиеся от мальчиков полностью и пылко дружащие с девочками. Сексуальный характер этой дружбы может быть сознательным, а может и не быть таковым. Если девочка осознает сексуальный характер своих наклонностей, она может страдать от сильного чувства вины, ощущая себя преступницей. Ее отношение к учебе или работе обычно изменчиво. Она честолюбива и временами проявляет большие способности, но ей часто не хватает напористости или она впадает в «нервное расстройство» в промежутках между двумя периодами продуктивности. Перед нами четыре очень разных типа, но даже поверхностный наблюдатель, если будет достаточно точным, увидит, что у всех четырех есть одна общая тенденция: неуверенность в себе, как в женщине, конфликтные или антагонистические отношения с мальчиками и неспособность «любить» — что бы ни подразумевалось под этим словом.

Если они не отказываются от женской роли совсем, они бунтуют против нее или превозносят ее — преимущественно в саркастической форме. Во всех случаях с сексуальностью связано больше вины, чем признается: «Не тот свободен, кто смеется над своими цепями» (Шиллер). Психоаналитические наблюдения обнаруживают еще одно поразительное сходство этих типов женщин, настолько сильное, что оно заставляет забыть на время о всех их различиях. Они чувствуют вражду ко всем людям вообще, хотя и различно проявляющуюся по отношению к мужчинам и женщинам. В то время, как враждебность к мужчинам может быть разной интенсивности и мотивации, и проявляется вовне сравнительно легко, враждебность к женщинам абсолютно деструктивна, а потому глубоко скрыта в подсознании. Они сами могут лишь смутно догадываться об этой вражде, но никогда не осознают ее силы и разрушительности ее последствий. У всех четырех групп женщины имеется сильнейшая защитная установка по отношению к мастурбации. В процессе анализа им лишь иногда удается вспомнить, что они вроде бы занимались этим в раннем детстве, но чаще — вообще отрицается, что это могло когда-либо быть. Они довольно честны на этот счет на сознательном уровне.

Они, как правило, не мастурбируют в зрелом возрасте или делают это в сильно замаскированном виде, и, обычно, на сознательном уровне, не чувствуют желания мастурбировать. Как будет показано ниже, мощные импульсы такого рода существуют, но полностью отделены от остальной части их личности и связаны с сильнейшим чувством вины и страха, а потому их всегда трудно выявить. Чем объясняется чрезвычайная враждебность к женщинам? Только отчасти она объяснима историей их жизни. Да, матери предъявляются упреки — в недостатке тепла, защиты, понимания, в предпочтении брата, в чересчур суровых пуританских сексуальных запретах. Все это более-менее подтверждается фактами, но и сами женщины чувствуют, что существующая подозрительность, пренебрежение и ненависть к женщинам несоразмерны «проступкам» матери. Реальная подоплека выясняется из их отношения к женщине-аналитику.

Опуская технические детали, опуская не только индивидуальные различия, но также различие в видах защиты, характерных для обсуждаемых типов, мы постепенно получаем следующую картину: каждая пациентка считает, что аналитик ее не любит, что на самом деле она полна злобных намерений, что она мешает ей быть счастливой и достичь успеха, и, в особенности, что она осуждает ее сексуальную жизнь и вмешивается в нее или хочет вмешаться. По мере того, как обнаруживается, что все это — реакция на чувство вины и выражение страха пациентки, постепенно приходит понимание, что у нее есть причина бояться, потому что ее реальное поведение в процессе анализа диктуется сильнейшим противодействием и желанием нанести поражение аналитику, даже если это будет ее собственным поражением. Поведение пациентки является, однако, выражением враждебности, существующей лишь на уровне реальности. Полный объем враждебности выясняется, только если последовать за пациенткой в ее фантастическую жизнь — в сновидения и мечты. Там ее враждебность сохранилась в самых жестоких архаических формах.

Грубые, примитивные импульсы, сохранившиеся в фантазиях, позволяют понять глубину чувства вины перед матерью и материнским образом

Более того, эти фантазии в конце концов позволяют понять, почему мастурбация была полностью прекращена и даже в настоящее время все еще окрашена ужасом. Как правило, оказывается, что злобные фантазии неизменно сопровождали мастурбацию и таким образом возбудили связанное с ней чувство вины. Другими словами, чувство вины касалось не физического процесса как такового, а фантазий. Однако прекращен мог быть только физический процесс и подавлено стремление к нему. Фантазии продолжали жить в глубине и, вытесненные в раннем возрасте, сохранили свой инфантильный характер. Пациентка не осознает существования этих фантазий, но продолжает отвечать на них чувством вины. Однако физическая сторона мастурбации также важна. От нее исходят сильнейшие страхи, суть которых — страх, что мастурбация нанесла невосполнимый ущерб, травму, от которой нельзя поправиться. Содержание этого страха никогда не было у пациенток сознательным, но оно нашло многочисленные выражения в разнообразных ипохондрических проявлениях, касающихся всего тела с головы до пят — страхов, что с тобой что-то не в порядке, как с женщиной, страхов, что ты не сможешь выйти замуж и иметь детей, и наконец, общего во всех случаях страха — что ты непривлекательна.

Хотя эти страхи восходят непосредственно к физической мастурбации, они могут быть поняты только исходя из ее психологического содержания. Страх говорит: «У тебя были жестокие разрушительные фантазии о твоей матери и других женщинах. Поэтому ты должна бояться, что и они хотят разрушить тебя точно таким же образом: «Око за око, зуб за зуб». Тот же самый страх возмездия ответствен за то, что пациентка вначале не чувствует себя спокойной и с аналитиком. Вопреки в большинстве случаев сознательно существующей вере, что доктор — добрая и заслуживает доверия, она не может избавиться от глубокого убеждения, что меч, висящий над ней, должен упасть. Она не может не думать о том, что аналитик, по ее представлениям, злобен и хочет лишь мучить ее. Ей приходится идти по узкой тропе между угрозой вызвать неудовольствие аналитика и опасностью обнаружить свои собственные враждебные побуждения.

Так как для нее характерен страх фатальности нападения, легко понять, почему она чувствует жизненную необходимость защищаться. Так она и поступает, становясь уклончивой и пытаясь одержать победу над аналитиком. Враждебность, таким образом, во всяком случае, в верхнем слое представляет собой защиту. Подобным же образом, большая часть ее ненависти к матери тоже представляет собой чувство вины перед ней и желание оградить себя от страха, связанного с виной, путем упреждающего нападения. Когда этот слой наконец аналитически прорабатывался, главные источники вражды к матери становились эмоционально доступными для вербализации. Но их следы были видны с самого начала: за исключением пациенток второй группы, которые все же вступали в соревнование с другими девочками, хотя и с ужасным пренебрежением, все пациентки тщательно избегали соревнования. Когда бы они появлялась на сцене другая женщина — они немедленно уходили со сцены. Убежденные в собственной непривлекательности, они чувствовали себя хуже всех других. Из сражения с этими другими они вынесли склонность избегать открытого соревнования, которую можно было наблюдать и в отношении к психоаналитику.

Реально существующая борьба мотивов прячется у них за чувство заведомого проигрыша

Даже если в конце концов они не могут не признать своих соревновательных намерений по отношению к аналитику, они делают это только в отношении интеллекта и способности к работе, избегая сравнений, которые указали бы на соревнование с ней как с женщиной. Они, например, упорно вытесняют пренебрежительные мысли о внешности аналитика или ее одежде и приходят в страшное замешательство, если такого рода мысли всплывают на поверхность. Необходимость избегать открытого соревнования появляется именно потому, что в детстве имело место особенно сильное соперничество с матерью или старшей сестрой.

Чрезмерное усиление естественной соревновательности дочери с матерью или старшей сестрой обычно было вызвано одним из следующих факторов: преждевременное сексуальное развитие и знакомство с половой жизнью; запугивание в детстве, не давшее развиться чувству уверенности в себе; супружеские конфликты между родителями, вынуждавшие дочь встать на сторону одного из них; открытое или замаскированное отвержение матерью; демонстративная сверхпривязанность отца к маленькой девочке — от окружения искренней заботой до открытых сексуальных посягательств. Если схематично обобщить факты, мы увидим, как возникает порочный круг: ревность и соперничество с матерью или сестрой, — враждебные импульсы, постоянно оживающие в фантазиях — вина и страх нападения и наказания, — защитная враждебность — усиление страха и вины. Как я уже говорила, вина и страх, идущие из этих источников, наиболее сильно закреплены в фантазиях, связанных с мастурбацией.

Эти вина и страх, однако, не ограничиваются фантазиями, но распространяются в большей или меньшей степени на все сексуальные стремления и сексуальные отношения. Они окружают половые отношения атмосферой вины и ожидания несчастья. И именно они в значительной степени ответственны за то, что отношения с мужчинами остаются неудовлетворительными. Есть и другие причины такого результата, непосредственно связанные с отношением пациенток к мужчинам вообще. Я упомяну о них только кратко, потому что не они являются главной темой этой статьи. У женщины вообще может сохраняться обида на мужчин, идущая от детского разочарования, и тайное желание отомстить. Впоследствии, из-за ощущения собственной непривлекательности, они предчувствуют отвержение со стороны мужчин и, естественно, реагируют враждебностью. В той степени, в которой они отвернулись от слишком конфликтной женской роли, они часто развивают маскулинные стремления и переносят свою установку на соперничество с собственным полом на отношения с противоположным полом, меряясь теперь силами более с мужчинами, чем с женщинами. Если женщина, в которой возникают все эти импульсы, действительно стремится к маскулинной роли, то у нее может развиться сильная зависть к мужчинам одновременно с пренебрежительным отношением к их мужским способностям. Что происходит, когда девочка такого склада вступает в пубертат?

В течении всего пубертата идет нарастание либидонозных напряжений — сексуальные желания становятся все настойчивее и неизбежно наталкиваются на стену вины и страха. У подростка уже есть реальная возможность приобрести опыт сексуальных переживаний. Это усиливает чувство вины и страха. В это время начинаются менструации, которые для девочки, страшащейся травматических последствий мастурбации, на эмоциональном уровне означают подтверждение того, что она действительно причинила себе ущерб. Теоретическое знание того, что такое менструация, ничего не меняет, потому что знание лежит на поверхности, а страх — в глубине, и они не соприкасаются. Ситуация обостряется. Желание и искушения сильны, не менее силен и страх. Жить под напряжением сознательной тревоги невыносимо: «Я лучше умру, чем буду все время бояться», — говорят пациенты. Таким образом, в подобной ситуации жизненная необходимость вынуждает человека искать средства защиты, то есть он автоматически пытается изменить свою жизненную позицию таким образом, чтобы избежать тревоги или чтобы надежно оградиться от нее. Все четыре обсуждаемых типа различным путем ограждают себя от тревоги в связи со своими базисными конфликтами.

Различие путей объясняется различием типов

У разных типов развиваются противоположные черты характера и противоположные склонности, хотя цель у них у всех общая — оградить себя от одной и той же тревоги. Девушка из первой группы защищается от страха, уклоняясь от соревнования с другими женщинами и почти полностью избегая женской роли. Ее потребность состязаться отрывается от исходной почвы и пересаживается на почву интеллектуальную. Соревнование за самый лучший характер, самые высокие идеалы, за то, чтобы быть самой лучшей студенткой — настолько удалено от соревнования за мужчину, что ее страхи значительно ослабевают. Ее стремление к совершенству одновременно помогает ей преодолеть чувство вины.

Такое радикальное решение дает колоссальные временные преимущества. Она годами может чувствовать себя удовлетворенной. Обратная сторона медали обнаруживается, когда она наконец соприкасается с мужчинами и особенно, если выходит замуж. Часто можно наблюдать, как при этом рушится ее чувство самодостаточности и самоуверенность, и неожиданно веселая, способная и независимая девушка превращается в глубоко неудовлетворенную женщину, потрясенную ощущением своей ничтожности, легко впадающую в депрессию и не желающую ни за что брать на себя ответственность (прежде всего — в семье).

Она оказывается сексуально фригидной и вместо любовного отношения к мужу начинает с ним соревноваться. Девушка из второй группы не отказывается от соревнования с другими женщинами. Ее всегда готовый вырваться наружу протест против всех других особей женского пола стимулирует ее желание победить их, и, в противоположность девочке из первой группы, она постоянно испытывает довольно сильную тревогу. Ее типичный способ оградить себя от тревоги — вцепиться в мужчину. В то время, как первая бежит с поля битвы — эта, вторая, ищет союзников. Ее ненасытная жажда мужского восхищения вовсе не указывает, что ей от природы нужнее сексуальное удовлетворение.

Фактически, в реальных сексуальных отношениях она тоже оказывается фригидной. Мужчины служат для нее только средством успокоения, и это становится очевидно, как только у нее разладятся отношения с мальчиком, или позднее — с мужчиной. Ее тревога выходит наружу, ей становится неспокойно: она чувствует себя одинокой, брошенной всеми сразу и потерянной. Завоевание мужского восхищения служит, вдобавок, средством избавления от страха, что она «ненормальная».

Я уже говорила об этом чувстве, как о прорвавшемся страхе перед ущербом, нанесенном себе мастурбацией. С сексуальностью у нее связано слишком много вины и страха, чтобы позволить ей построить удовлетворительные отношения с мужчиной. Таким образом, только новые и новые «победы» могут успокоить ее[139].

Четвертая группа девушек, потенциально гомосексуальная, пытается решить проблему своей деструктивной враждебности к женщинам с помощью сверкомпенсации. Силу их страстей лучше всего выражает почти парадоксальная формула: «Я не ненавижу тебя, я тебя люблю». Можно описать эту перемену как полное, слепое отрицание ненависти. Насколько далеко это зайдет, зависит от индивидуальных обстоятельств. сновидения девушек из четвертой группы обычно отражают высшую степень насилия и жестокости по отношению к девочке, к которой они чувствуют сознательную привязанность. Неудача в отношениях с девушками приводит их в отчаяние и часто доводит чуть ли не до самоубийства, что указывает на обращение агрессии вовнутрь.

Подобно девушкам из первой группы, они отрицают свою женскую роль полностью, создавая фикцию мужественности

На внесексуальном уровне их отношения с мужчинами часто свободны от конфликтов. Более того, в то время, как первая группа совсем отрекается от сексуальности, эти девушки отказываются только от гетеросексуальных интересов. Решение, к которому стремится группа номер три, фундаментально отличается от остальных. Цель остальных — избавиться от страха, привязавшись эмоционально к чему-либо, к достижениям, к мужчинам, к женщинам. Путь девушек из третьей группы — заглушить свои чувства вообще и тем самым заглушить свой страх. «Не вовлекайся эмоционально, и тебе не будет больно», — этот принцип разъединения, возможно, самая эффективная и самая прочная защита от тревоги, но и цена ее, по-видимому, слишком высока, потому что обычно это сочетается с общим снижением жизнерадостности и спонтанности, и значительным уменьшением жизненной энергии. Каждый, кто знаком с невероятной сложностью психических мотивов и сил, ведущих к тем или иным результатам, сил, которые только кажутся простыми, естественно, не примет эти четыре типа изменений личности за полное раскрытие картины побудительных мотивов.

И я полностью соглашусь с ними. Я вовсе не намеревалась дать полное «объяснение» явлениям гомосексуальности или разъединенности, а попыталась только описать их с единой точки зрения, в основе которой лежат представления о различных вариантах решения или псевдорешения сходных внутренних конфликтов. Выбор решения или псевдорешения чаще всего не зависит от воли девушки, как это подразумевает слово «выбор» — он достаточно жестко предопределен специфическим объединением значимых событий ее детства и ее реакциями на эти события. Влияние обстоятельств может быть настолько непреодолимым, что становится возможным только единственное решение.

Тогда мы встречаемся с тем или иным типом в его чистой, четко очерченной форме

В остальных случаях специфический жизненный опыт девушек будет подталкивать их или во время пубертата, или после него, то на один путь, то на другой. Девушка, представляющая, например, женский вариант Дон-Жуана, какое-то время спустя может стать аскетом. Более того, можно обнаружить, как разные попытки решения предпринимаются одновременно. Например, девочка, помешанная на мальчиках, может в тоже время проявлять склонность к эмоциональной разъединенности, хотя это и никогда не проявляется так резко, как третьей группе. Или может иметь место незначительный отход от первой группы в сторону четвертой и наоборот.

Изменение картины и смешение типических проявлений не представляет особой трудности для понимания, если нам понятны базисные черты различных установок, как они представлены в «чистом» типе поведения. Несколько замечаний о профилактике и лечении. Я надеюсь, даже из этого достаточно грубого и поверхностного очерка очевидно, что любая профилактика, начатая только в пубертате, например, просвещение по поводу менструаций, уже опоздала.

Просвещение воспринимается на интеллектуальном уровне и не захватывает уровня глубоко укоренившихся инфантильных страхов. Профилактика может быть эффективной только если начинается с первых дней жизни. Я думаю, что мы можем сформулировать ее цель так: научить ребенка быть храбрым и выносливым, вместо того, чтобы его запугивать. Однако, такие общие формулировки больше запутывают, чем помогают, потому что все зависит от выводов, которые могут быть сделаны, а это, конечно, нужно обсуждать применительно к каждому конкретному случаю. О лечении. Малые затруднения обычно легко проходят сами собой при благоприятных жизненных обстоятельствах.

Я сомневаюсь, что психотерапевт, используя менее деликатный инструмент, чем психоанализ, может чем-нибудь помочь в случае выраженных изменений личности. В отличие от отдельных невротических симптомов, эти нарушения обычно указывают на достаточно шаткий фундамент всей личности. Мы не должны забывать, однако, что даже в этом случае — жизнь нередко оказывается лучшим лекарем.

Примечания:

1

На основании своих наблюдений (около 1900 года) Фрейд постулировал, что первичное установление отсутствия пениса девочкой и осознание своей неидентичности мальчику у которого есть нечто, чего у нее нет — это своеобразный критический период, определяющий формирование личности будущей женщины. Именно на этой основе в последующем сформировались представления о «комплексе кастрации». Характерно, что как и большинство психических травм, это «открытие» и эмоциональная реакция на него, как правило, полностью вытесняются из памяти (инфантильная амнезия), причем этот «пробел» приходится как раз на возраст, когда функция памяти является безусловно основной

13

Понятием «Эдипов комплекс» объединяются специфические проявления психосексуального развития и полоролевые ориентации личности, формирующиеся в процессе третьей фазы, именуемой фаллической. Одновременно с этим понятием «Эдипов комплекс» (или — «Эдипова ситуация») нередко используется для характеристики всей совокупности отношений в семейном «треугольнике»: мать — отец — ребенок. В конце фаллического периода (неосознанно) объектом либидо становится один из родителей, как правило, противоположного с ребенком пола: мальчик «влюбляется» в мать и высказывает идеи о том, что «когда вырастет, женится на ней» (комплекс Эдипа), дочь — в отца (комплекс Электры). Эдипальные отношения и связанные с ними фантазии порой оказываются достаточно стойкими и удерживаются даже в период латентной фазы психосексуального развития, а иногда — даже дольше, приобретая характер своеобразного «психического инцеста» (например, когда дочь с особым волнением и гордостью рассказывает о том, что увидев ее с отцом, некто принял ее за его жену).

Для мальчиков чаще характерен позитивный Эдипов комплекс, то есть любовь к матери, в основе которого лежит неосознаваемая направленность либидо на нее при одновременной более или менее выраженной ревности и даже инфантильной ненависти к отцу с оттенком желания «устранить» его как соперника. Реже встречается негативный Эдипов комплекс — любовь к отцу и отвергание матери. (Аналогичные — позитивные и негативные комплексы развиваются и у девочек). В последующем отвержение либидонозной направленности ребенка со стороны матери и подсознательное признание им превосходящей силы «соперника» — отца создают стойкий блок либидонозным импульсам, которые подвергаются вытеснению из памяти и их сознания. Адекватным выходом из Эдиповой ситуации (или Эдипова конфликта) является идентификация себя с «конкурирующим» родителем. Фактически — выход из Эдиповой ситуации является одним из условий формирования «Супер-Эго» или морального «Я» и создает предпосылки для активного подавления сексуальных влечений. Однако, такое развитие характерно лишь для нормального течения психосексуальной дифференциации, которая может чрезвычайно широко варьироваться

139

Более точное описание «плана», имеющегося у этого типа женщин, дано в статье «Переоценка любви».

Оглавление

Изменения, происходящие в юности у девушек

Эмоциональная нестабильность

и неустойчивость представлений о самой себе. Эти изменения происходят в подростковом возрасте без видимых причин. Иногда подростки кажутся полными энергии, иногда они как будто впадают в летаргический сон.

Беззащитность

. Девушка-подросток находится в своем собственном мире, она уже не ребенок, но еще не чувствует себя взрослой. Несоответствие целей, которые она себе ставит, со средствами и опытом, необходимыми для их достижения, обескураживает ее. Иногда ей кажется, что она постоянно терпит поражение.

Юность — период личной беззащитности. Изменения, которые происходят с девушкой в это время, ее увлечения, порой перерастающие в настоящую страсть и составляющие часть ее собственного мира, могут вызывать у нее чувство беззащитности, особенно перед будущим. Однако она хочет справиться с этим своими силами.

Но несмотря ни на что, это время, когда девушка очень нуждается в искренней любви и поддержке.

Ее реакции могут быть прямо противоположны друг другу, но они всегда преувеличены. Несформированная личность девушки-подростка часто действует, прикладывая количество усилий, непропорциональное возникшим перед ней трудностям. Это способно привести к тому, что она будет самоутверждаться назло родителям

. Такие реакции приспособительны — как известно, нападение — лучшая защита.

Отсутствие определенности

. Девушке-подростку многие дела кажутся слишком трудными, и она может впасть в уныние, столкнувшись с житейскими проблемами. Она с энтузиазмом посвящает себя тому, что интересно именно ей, и прилагает огромные усилия, чтобы достичь своей цели. Как правило, подростки хотят достичь всего за очень короткое время. Их прельщает немедленное удовлетворение своих желаний, хотя начисто отсутствует терпение, чтобы закончить начатое.

Сексуальность

. Более половины девушек- подростков получают первый сексуальный опыт, не достигнув 16 лет. Те, кто начинает вести половую жизнь так рано, сильно рискуют столкнуться с нежелательной беременностью и проблемами со здоровьем, например, заразившись заболеваниями, передающимися половым путем. Более того, девушки-подростки могут быть не до конца уверены в своей сексуальной ориентации и испытывать сомнения, какой пол привлекает их сильнее.

Склонность к нахождению в обществе.

Отличительные знаки, особенный жаргон — приспособительные механизмы, дающие девушке-подростку чувство причастности к сообществу и единения со сверстниками-друзьями. Кроме того, членство в той или иной группе или группировке способствует общению с представителями противоположного пола и развитию более простых отношений с ними. Девушки ищут таких друзей, которым смогли бы рассказать все, что они чувствуют и чего хотят. Лишь очень небольшое количество людей будут удостоены этого.

Время перемен

. В подростковый период девушка замечает, что с ее телом, душевным состоянием и чувственностью происходят изменения, и не знает, как со всем этим разобраться. Она испытывает новые для себя инстинктивные желания, но еще не умеет осмысливать их или как-то им противостоять.

Итоги

Самопознание – основа подросткового возраста. У девочек ведущую роль занимает планирование будущей семейной жизни, поиска потенциального мужа, создание своего идеала. Свою успешность девочка оценивает через успешность в межличностных отношениях.

Весь подростковый возраст можно описать как критичный. Не усугубляйте ситуацию. Больше всего девочка-подросток ждет от вас мудрого совета, поддержки, понимания.

Подростковый возраст во многом схож у мальчиков и девочек, потому в дополнение рекомендую прочитать статью «Переходный возраст у мальчиков – советы психолога». Там же вы найдете дополнительные рекомендации по взаимодействию со своей юной леди и отсылки к литературе.

Будьте тем, кем вы хотите видеть своего ребенка! Ведь он все равно скопирует с вас основные черты.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, во сколько переходной возраст у девочек начинается. Вы узнаете, какие изменения происходят в организме подростка. Выясните, какими способами можно облегчить этот период в жизни девочки, как ей помочь.

Советы родителям

Подросткам надо показать, что на ошибках можно учиться и даже извлекать из них пользу. Вместо того чтобы устраивать допрос, который может лишь рассердить их, гораздо лучше задать, например, такие вопросы: «Как ты думаешь, почему ты ошиблась

?», «
Как, по-твоему, следовало поступить?
».

Не стоит давать подросткам инструкций, как действовать в той или иной ситуации. Лучше дать им самим почувствовать ответственность за свои действия. Подходящий вопрос: «Как ты думаешь, что сейчас нужно сделать, чтобы выйти из положения?

»

Избегайте заставлять подростков делать что-то именно так, как это делают родители. Вместо того чтобы убеждать, дайте им возможность подумать и сделать выбор самим — например, при покупке одежды.

Помогите подросткам проявить их лучшие качества. Убедите, что их ценят за то, какие они есть, а не за то, что на них надето или чем они владеют.

Дайте молодежи возможность извлечь собственный опыт из ситуаций, не представляющих большого риска Можно, например, выделить подростку определенную сумму денег, которой он сможет распорядиться по собственному желанию.

Убедитесь, что у вас в семье установлены четкие правила и что ваш ребенок знает их, а также то, для чего они существуют. Эти правила должны быть ясными и убедительными. Ребенок, например, должен знать, что он обязан выполнять их ради своей же безопасности.

Следите за тем, что ваш ребенок читает и смотрит. Хорошенько подумайте, прежде чем прибегнуть к наказанию. Вы можете, к примеру, сходить с ним в кино или вместе посмотреть телевизионную передачу, а затем обсудить их и дать им оценку. Это поможет подростку сформировать правильные представления.

Эмоции у девушки-подростка

В подростковом периоде у большинства девушек наблюдается склонность к меланхолии

. Столкнувшись даже с небольшой проблемой, они часто ставят крест на всех своих начинаниях и доходят почти до фатализма. Причиной расстройства могут быть прыщи на лице, лишний вес, задержка в росте и т. д. Часто подросток ведет личный дневник, который представляет собой разговор с самим собой о том, что, по его мнению, он не может доверить больше никому.

Вступление в разнообразные молодежные движения и создание собственных — это выражение желания приобрести известность и стать узнаваемыми личностями, получить одобрение и понимание, столь необходимые в юности.

Психология юности. Юность

Геба — богиня юности

Ю́ность — период развития человека, предшествующий зрелости . Социально-возрастная группа, определяемая этим периодом — юношество (молодёжь).

Нет единого общепринятого мнения о временных рамках этого периода. Периодизация возрастных границ , существующая в обществе система возрастной стратификации , зависит от культуры и меняется со временем. В одной культуре в одно и то же время существуют различные подходы к определению рамок, в которых рассматривается юность. Так, подростковый возраст обычно считается отдельным от юности, предшествующим ей этапом. Однако некоторые определения включают подростковый возраст как часть юности. Существуют и возрастные периодизации, вводящие между юностью и зрелостью дополнительный этап (молодость, взросление).

Представление о юности, как об отдельной переходной стадии в жизни человека не является общим для всех культур, в некоторых культурах переход от детства к зрелости заключается в коротком « ритуале посвящения ».

Средневековое понимание юности, как и других возрастных этапов, больше ориентировалось на социальное положение. Так, холостяк мог считаться «юношей» независимо от возраста. В XVIII веке рост индивидуализма, индивидуального самоопределения, в противоположность приспособлению к существующим порядкам, способствовал появлению нового, романтического, понимания юности, как эпохи «бури и натиска», «второго рождения». Книгу «Эмиль, или О воспитании» Жан-Жака Руссо (1762), где эти идеи были подробно изложены, называют «открытием» или «изобретением» юности.

Одним из вариантов определения юношеского возраста выступает период от 11 лет до 21 года. Многие периодизации проводят верхнюю границу юности в районе 22—23 лет.

В границах юности могут выделяться ранняя юность (старший школьный возраст), и поздняя юность, соответствующая периоду жизни после окончания школьного обучения.

Происходящее изменение хронологических границ юности, её удлинение, связано, с одной стороны, с ускорением физического и полового созревания ( акселерация ), и с другой стороны, с удлинением периода обучения. Новые поколения молодёжи позже, чем в прошлом, начинают самостоятельную жизнь.

К концу юношеского периода завершается общее физическое созревание и половое созревание организма, достигается физическая зрелость. Юноши и девушки достигают максимального роста (в среднем к 21 и к 17 годам, соответственно).

В психологическом развитии в этом периоде важную роль играют процессы самосознания и самоопределения, решаются задачи обретения самостоятельности, вступления во взрослую жизнь, профессионального самоопределения. Формируется целеполагание (способность строить жизненные планы), мировоззрение, общественная позиция. При нормальном развитии, в юности достигается социальная зрелость.

В юности уменьшается и преодолевается свойственная предшествующим этапам развития зависимость от взрослых. В отношениях со сверстниками увеличивается значение индивидуальных контактов и привязанностей по сравнению с коллективными формами общения, на фоне расширения круга общения и ощущения групповой принадлежности.

    М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017. М.: Просвещение , 1979. — 175 с.

Что на уме у девушек-подростков?

• Желание обрести независимость от родителей.

• Формирование личности.

• Сексуальное поведение, развитие сексуальной индивидуальности.

• Тенденция к общению в группах.

• Важность общения с подругами и необходимость их одобрения.

• Отношения с приятелями приобретают все большее значение.

• Способность влюбляться.

• Возможность построения длительных дружеских отношений.

Основные факторы риска для подростка

• Проблемы в семье.

• Плохая успеваемость в школе, пропуск занятий.

• Нарушения питания.

• Прием алкогольных напитков и употребление наркотиков.

• Заболевания, передающиеся половым путем. Их появление связано с безответственным поведением.

• Нежелательная беременность.

Строение половых органов у девушек

• Наружные половые органы (вульва)

. Расположены на дне тазовой области. Ниже лобка — области, покрывающейся волосами в период полового созревания, — начинаются две пары половых губ, идущих к анальному отверстию.

• Большие половые губы

. Окружают и защищают выходные отверстия мочевыделительной и репродуктивной систем, клитор и малые половые губы, расположенные за ними и имеющие меньший размер.

• Клитор

. Наиболее чувствительная область женских половых органов. Напоминает небольшой бутон, длина которого колеблется от 0,5 до 2,5 см. Клитор образован двумя тонкими складками рыхлой ткани. Во время полового возбуждения они увеличиваются в размерах и становятся тверже.

• Мочеиспускательный канал

, или уретра. Наружное мочеиспускательное отверстие, через которое моча удаляется из мочевого пузыря, расположено между клитором и входом во влагалище.

• Влагалище

. Представляет собой очень эластичный мышечный орган длиной 10-15 см. Вход во влагалище частично прикрывает девственная плева, которая, как правило, разрывается, когда женщина начинает вести половую жизнь. Во время соития во влагалище располагается половой член мужчины. Кроме того, через влагалище ребенок появляется на свет во время родов.

• Матка

. Расположена позади мочевого пузыря и спереди от прямой кишки. Это полый мышечный орган грушевидной формы с толстыми эластичными стенками. Его длина составляет 7-8 см. Нижний конец матки, называемый шейкой, достигает влагалища. Функция матки — сохранение и питание развивающегося эмбриона до родов. Окончательных размеров матка достигает к 15-летнему возрасту, после наступления менопаузы она уменьшается.

Яйцеводы

, или фаллопиевы трубы. Отходят от верхнего края матки, по одному с каждой стороны, и продолжаются до яичников. Фаллопиевы трубы представляют собой каналы около 10 см длиной. Их функция заключается в захвате вышедшей из фолликула яйцеклетки и направлении ее в матку. Внутренний слой клеток этих органов содержит микроскопические реснички, которые, вибрируя, обеспечивают продвижение яйцеклетки в полость матки. Во время этого путешествия происходит оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом.

Яичники

. Представляют собой женские половые железы, содержащие яйцеклетки и продуцирующие половые гормоны. Это овальные образования размером около 4 см, расположенные на конце фаллопиевых труб. В течение жизни женщины половые клетки в ее организме не образуются: к моменту ее рождения яичники уже содержат около 400 тысяч ооцитов — незрелых половых клеток, которые хранятся в фолликулах. Примерно 400 из них достигнут зрелости во время репродуктивного периода женщины, начинающегося во время полового созревания и завершающегося с наступлением менопаузы.

Особенности переходного возраста у девочек

С рождения и до полного взросления ребенок переживает несколько переходных периодов, но самым серьезным из них считается пубертатный (период полового созревания). Четких возрастных границ здесь нет, у девочек чаще всего это происходит в диапазоне с 8 до 14 лет. Случаются и исключения (15, 16 и даже 17 лет). В это время у ребенка меняется модель поведения – детская уходит, а на смену ей приходит взрослая. Он начинает критически все воспринимать. Пытается анализировать, давать вещам собственную оценку. Начинает присваивать те или иные моральные принципы и ценности, предложенные социумом. У девочек переходный возраст всегда сопровождается сильными физиологическими изменениями. А именно:

• интенсивной выработкой эстрогенов яичниками;

• появлением первых внешних признаков взросления (волосы на лобке и подмышечных впадинах, выступающие соски);

• началом менструаций;

• непропорциональным ростом (быстрее растут лицевые кости, кисти рук и стопы);

• формированием женского типа фигуры.

Пугающие физиологические процессы в свою очередь провоцируют психологические перемены:

• возникший дискомфорт вызывает чувство тревоги, приводит к сильному перенапряжению и физической усталости;

• из-за постоянных внутренних и внешних конфликтов появляется эмоциональный дисбаланс;

• утрата старых ориентиров и отсутствие новых порождает чувство растерянности;

• подросток неспособен самостоятельно находить выход из сложных ситуаций, поскольку социальные навыки у него пока не сформированы, он не имеет большого жизненного опыта;

• внутренняя дисгармония делает взрослеющего ребенка конфликтным и агрессивным, усиливает негативное восприятие всего, что с ним происходит;

• девочка-подросток замыкается в себе, становится жертвой различных комплексов, проблемы решает единственным способом – бегством;

Все это усугубляет и без того тяжелый период взросления. В наихудшем варианте переходный возраст может убить в человеке личность.

Заболевания, передающиеся половым путем (ЗПП)

ЗПП

(или ЗППП, инфекции, передающиеся половым путем) — эти заболевания распространяются при беспорядочной половой жизни, что часто наблюдается среди подростков.

Сексуальный партнер может выглядеть абсолютно здоровым, но при этом быть носителем, инфекции, способным передавать ее при половом контакте. Опасность большинства самых распространенных и легко поддающихся лечению заболеваний заключается в том, что они могут привести к развитию воспалительных процессов з органах малого таза и спровоцировать необратимые последствия, такие как неспособность иметь детей.

Некоторые заболевания, передающиеся половым путем, вызываются:

• гонококками,

• хламидиями,

• вирусом папилломы человека,

• трихомонадами.

Другие, например, сифилис (поддающийся лечению), гепатит В и вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) вызывают серьезные нарушения здоровья у их носителя, а также у плода, если речь идет о беременной женщине.

Сексуальность в подростковом возрасте. Беременность у подростков

Для сексуальности подростков-девочек

характерны любопытство и беспокойство по отношению к их стремительно развивающемуся и меняющемуся телу, а также к резкому увеличению уровня половых гормонов, сексуальных отпущений и возникновению полового влечения. В результате таких изменений подростки начинают прибегать к мастурбации. Таким образом, мастурбация имеет под собой чисто биологические причины.

Стоит отметить, что мастурбация

— отдельная область сексуального развития подростка. Она вполне естественна. Подростки очень любознательны. Во многих случаях их любопытство приводит к раннему началу половой жизни, однако часто это становится не демонстрацией свободы, а, напротив, ее лишением

Нежелательная беременность

— одна из главных опасностей, подстерегающих подростков, которые ведут половую жизнь. Далее перечислены некоторые факторы, увеличивающие риск возникновения нежелательной беременности:

Отсутствие правильной информации

. Более 70% подростков считают, что они хорошо осведомлены в области секса. Однако среди молодежи до сих пор широко распространены некоторые мифы. Это не вызывает удивления, поскольку почти половина подростков черпает знания от друзей, а также из журналов и фильмов. С другой стороны, многие подростки, желающие получить боле точную информацию по вопросам половой жизни, не знают, куда обратиться, или стесняются этого.

Недостаток социальных навыков

, самоконтроля и безуспешные просьбы контролировать себя, обращенные к партнеру. Мнение, что для молодежи иметь половые отношения — это абсолютно нормально, очень широко распространено. Подростки чувствуют давление, как со стороны своих друзей, так и телевизионных программ с участием молодых сексуально активных актеров. Это называется
психологическим групповым давлением
и может принести к тому, что подростки начинают совершать поступки, в правильности которых они до конца не уверены, полагаясь лишь на мнение остальной части труппы. Так, они готовы следовать принципам поведения, которые выбирают другие, хотя сами не имеют четкой позиции по этому вопросу.

Неоднозначное отношение к беременности

. Они воспринимается как плод прекрасной идиллической любви. К этому примешиваются страсть к риску и низкая самооценка, характерные для подростков. Все это помотает понять чувства множества девушек, результатом действий которых является нежелательная беременность.

ПСИХОГИГИЕНА

Область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Некоторые авторы, давая определение П., относят ее не только к гигиене, но и к психиатрии. Другие (например, Мягер В. К., 1976) включают в задачи П. предупреждение возникновения и развития психических заболеваний, сближая П. и первичную психопрофилактику. Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков (1976) выделяют П. в самостоятельный раздел медицинской науки. П. является комплексной дисциплиной, тесно связанной не только с психиатрией, но и с медицинской психологией, медицинской социологией, валеологией (Петленко В. П., 1997) и др.

П. как направление возникла на рубеже XIX и XX вв. В России ее зарождение связывают с состоявшимся в 1887 г. I съездом отечественных психиатров, на котором И. П. Мержеевский, С. С. Корсаков, И. А. Сикорский обратились к психиатрам, врачебной общественности, а также ко всем передовым людям страны с идеями и программами предупреждения психических и нервных заболеваний.

В зарубежной литературе возникновение П. связывают с движением, основанным Биерсом (Beers M.). Этот страховой служащий, в течение двух лет находившийся в психиатрическом стационаре, опубликовал после госпитализации в 1908 г. книгу «Разум, нашедший себя», вызвавшую интерес во всем мире. Затем он создал психогигиеническое общество, много путешествовал, читая лекции и пропагандируя положения о необходимости совершенствования психиатрической помощи, пытаясь привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с психическими болезнями. В Балтиморе был создан психиатрический госпиталь под руководством ведущего американского психиатра Майера (Meyer А.). В 1917 г. психогигиеническое общество возникло в Канаде, в 1918 г. — во Франции. Вопросами П. занимались такие видные психиатры, как Крепелин (Kraepelin Е.), Форель (Forel А.), Блейлер (Bleuler E.) и др.

Перед началом Второй мировой войны во многих странах Европы и Америки уже существовали психогигиенические организации и общества, издававшие журналы, координирующие деятельность по изучению причин возникновения психических нарушений, внедряющие П. в медицинское и общее образование, осуществляющие санитарное просвещение населения. В послевоенные годы были созданы отдел психического здоровья при ВОЗ и Всемирная федерация психического здоровья. Во многих странах ведется преподавание П.

Поскольку с начала психогигиенического движения отдельные его задачи (в частности, связанные с распространением психологических знаний) среди населения уже осуществлялись, в последние десятилетия П. в большей степени ориентирована на решение социальных и экологических проблем, имеющих отношение к психическому здоровью. Основной целью П. является сохранение психического здоровья, душевного равновесия. Поэтому среди ее направлений особое место занимает изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека, и разработка мероприятии по их устранению или уменьшению в случае их патогенной роли. К таким факторам можно отнести все еще существующее неправильное отношение к лицам, страдающим психическими заболеваниями, злоупотребление лекарственными средствами, напряженные условия работы в некоторых видах деятельности, неблагоприятные экологические факторы и др. П. призвана помогать человеку избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]