Характерологическую особенность человека, которая проявляется в чрезмерной чувствительности к явлениям окружающего мира, в психологии называют сензитивностью. Люди, подверженные такому явлению, обычно обладают повышенным чувством тревоги, ограждают себя барьерами в социальном общении, боятся новых ситуаций, незнакомых ощущений и даже незначительных испытаний. У разных людей данная особенность может проявляться по-разному, в зависимости от ее вида и характера.
Определение сензитивности в психологии
Сензитивность в переводе с латыни дословно означает «чувство».
В психологии этот термин применяется для описания характера человека, его акцентуации. В таком понимании слово иногда приобретает негативную окраску, подразумевая болезненную чувствительность, которая мешает нормально жить в социуме.
В другом контексте сензитивность – это способ активного действия, восприятие действительности с особой точностью, повышенная чувствительность к окружающему миру и людям. Это качество, которым можно управлять, оно необходимо хорошему психологу, писателю, художнику, музыканту. Нормальная сензитивность важна для обычного человека, который хочет жить в гармонии с собой и окружающей действительностью.
Что такое сензитивные периоды
Понятие сезитивность используют для описания периодов развития малыша. Это явление считается универсальным, то есть проявляется в жизни всех детей, и в то же время индивидуальным. Момент его начала и окончания для каждого отдельного субъекта можно предсказать только теоретически.
Сензитивный период – наиболее благоприятное время для совершенствования определенных психологических навыков, приобретения новых знаний.
Подробное описание этого феномена можно встретить в трудах Марии Монтессори. Ее педагогическая методика свободного воспитания основана на помощи ребенку в овладении определенными навыками и знаниями.
Особенно бурное развитие происходит от рождения и до 6 лет, когда ребёнок преодолевает сразу несколько сензитивных периодов, он учится:
- говорить;
- ходить;
- двигаться и действовать;
- общаться в социуме;
- воспринимать порядок и окружающую действительность.
Характер и свойства личности
Сензитивный тип характера описывает чрезмерную, болезненную чувствительность человека ко всему происходящему. На такую личность любые внешние факторы очень сильно действуют – громкий звук, яркий свет, резкая речь. Для чувствительного человека любое грубое слово – это психологическая травма. Сильный звук и свет становится потрясением, он не может выносить чрезмерных нагрузок на работе и во время учебы, мучается и страдает.
Психологическая работа для таких людей всегда чрезмерна, они не выносят высокой требовательности, им очень тяжело жить. Если в семье такой родственник сосуществует рядом с эмоционально-вспыльчивым типом, то очень страдает. Сензитивные люди предпочитают во внешней жизни полутона, и это касается эмоций, нагрузок, отношений. Такие особенности нужно понимать и знать родным и близким.
Частой спутницей повышенной чувствительности является тревога. Страх всего нового, закрытость от незнакомых людей, опасения по поводу предстоящих испытаний – все это свойственно сенситивному человеку с меланхолическим темпераментом.
Другие черты характера:
- стеснительность;
- склонность к длительным переживаниям;
- низкая самооценка;
- заниженный уровень притязаний;
- робость;
- впечатлительность;
- повышенная моральная требовательность к самому себе.
При помощи сознательных усилий и психологических тренингов сензитивности излишне ранимый и уязвимый характер сглаживается. Это происходит благодаря формированию умения справляться с ситуациями, вызывающими тревогу.
Различные типы людей по особенностям характера
Сензитивность темперамента у холериков характеризуется неуравновешенностью и излишней возбудимостью. У таких людей нередко наблюдается цикличность поведения. Их интенсивная деятельность может резко уйти на спад. Это происходит из-за снижения психических сил или потери интереса. Такие люди отличаются от остальных резкими и быстрыми движениями, а также яркими выражениями чувств в мимике речи. Незначительная сензитивность наблюдается у сангвиников. Эти люди легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке. Именно поэтому внешние факторы отрицательное влияние на их поведение оказывают не всегда.
Сензитивной ригидностью отличаются флегматики. У таких людей происходит медленное течение психологических процессов. Явление возбуждения у флегматиков уравновешивается сильным торможением. Именно поэтому такие люди способны сдерживать свои импульсы.
Повышенной ранимостью и эмоциональной чувствительностью отличаются меланхолики. На внезапное осложнение обстановки они реагируют весьма болезненно. В опасных ситуациях у них возникает чувство сильного страха. В общении с незнакомыми людьми меланхолики чувствуют себя очень неуверенно.
Возрастная чувствительность
Признаки возрастной чувствительности лучше исследовано у детей. Это явление, которое возникает на определенном этапе жизни, выражает различный уровень восприимчивости к влиянию внешних факторов.
Возрастная сензитивность характеризуется ограниченной продолжительностью. Определенный промежуток, когда проявляется это свойство наиболее ярко, называют сензитивным периодом. Начало и окончание этого промежутка времени не зависит от желания индивида и успешности усвоения знаний. Даже если необходимый навык и был развит, с возрастом происходит угасание способностей.
Родители не в силах ускорить наступление периода повышенной чувствительности у ребенка или отсрочить его окончание. Но, создав благоприятные условия для обучения в нужное время, они помогут реализоваться заложенному от природы потенциалу.
Некоторые исследователи (Кольцов, Эльконин, Ананьев) считают, что благоприятные периоды повышенной чувствительности сопровождают человека на протяжении всей жизни, при этом имеют волнообразный характер – время активного развития сменяется спадом.
Поведение в обществе
Все виды чувствительности реализуются в контакте с внешним миром или другими людьми.
Сенситивность, возникающая в период такого соприкосновения – это свойство личности, которое помогает быть внимательным к окружающим, уметь прогнозировать их поступки, поведение и реакции.
Выделяют 4 основных типа такой сензитивности:
- Наблюдательная с. – это способность видеть, слышать, созерцать другого человека. Умение запоминать внешнюю форму и высказывания, жесты, облик, делать определенные выводы и прогнозы на основе полученной информации.
- Теоретическая с. – имеет отношение к работе специалистов, которые помогают людям. Навыки связаны с выбором и использованием определенных теорий, наиболее подходящих для анализа конкретных случаев.
- Номотетическая с. – способность воспринимать других людей, как представителей социальных групп, к которым они принадлежат. Это позволяет определить круг общения, потребностей и интересов наблюдаемых личностей.
- Идеографическая с. – способность замечать отличительные черты характера и поведения других особ. Возможность прогнозировать дальнейшие действия и эмоции конкретного человека.
Повышенная чувствительность к внешнему миру и самому себе, как сознательно управляемый навык, полезна и достойна развития. В психологической практике популярны тренинги для совершенствования этого качества.
Сензитивные типы реакции являются обратной картиной экспансивных. Основное направление жизненной установки астенично, однако при наличии контраста строго стеничного противоположного полюса. Люди, склонные к подобным реакциям, обнаруживают, с одной стороны, необыкновенную душевную мягкость, слабость и нежную уязвимость, с другой — примесь соединенного с осознанием своей ценности честолюбия и упрямства. Для них характерны углубленная душевная жизнь, замыкающая в себе продолжительные напряженные аффекты, утонченное самонаблюдение и самокритика, скрупулезная этика и способность к подлинно альтруистическому восприятию. Это серьезные люди, робкие и скромные. Их основной конституциональный тон является, таким образом, тонко-шизотимным, гиперэстетическим, часто с примесью циклотимно-тяжелокровной (schwerblutig) мягкости и альтруистического добродушия. Они склонны, как и все шизотимные гиперэстетики, к расстройству передаточных нервных путей, в то время как их чрезмерно впечатлительная для жизненных раздражений восприимчивость находится в противоречии с недостаточной и несоразмерной способностью выражения. Поэтому у них часто дело доходит до заторможенности аффектов, которая в большинстве случаев принимает форму задержки, т. е. осознанных комплексных образований, так что тягостное переживание не забывается в течение долгого времени и не может быть высказано, а с мучительной ясностью снова и снова возвращается в центр сознания. Специфическая субъективная форма переживания этих комплексов обусловливается острым стеническо-астеническим противонапряжением. Примесь стенического восприятия, гордости и старательности не дает таким людям полностью впасть в депрессивную резиньяцию, но, несмотря на чувство недостаточности, всегда подталкивает их на борьбу с мучительным переживанием. Но острие аффекта переживания у таких нежных астенических людей всегда направлено против себя самих. Самомучительство, самообвинение, этические сомнения — все это типичный ответ сензитивной натуры на раздражение от переживания. Экспансивные же натуры всегда упрекают других, их переживание направлено вовне.
Ключевым переживанием для сензитивного типа реакции является чувство постыдной недостаточности, этического поражения. Если раздражение от переживания очень сильно и конституция нежна и лабильна, то дело не ограничивается простым внутренним самомучением, аффективная энергия задержанного комплекса проявляется во вторичных образованиях, которые часто намечаются уже в нормальной психологии, в психопатологии они наблюдаются в обоих формах сензитивного бреда отношения к самому себе и невроза, имеющего навязчивый характер.
Как только внутреннее душевное давление задержанного переживания достигает определенной высоты, оно закономерно приводит к проекции аффекта. Окружающий мир кажется сензитивному человеку окрашенным следами того же самого аффекта, которым в действительности мучается только он один. У него создается впечатление, что его позор должен обязательно стать гласным, что все знают о его тягостном переживании, что на него как-то странно смотрят, оборачиваются на улице, насмехаются, делают друг другу знаки, когда он проходит мимо. В невинных повседневных разговорах и даже в газете — всюду находит он замаскированные намеки на себя. Это чувство отношения всего к самому себе, основанное на внутренних комплексах недостаточности (в более слабой степени также и в слишком повышенном самосознании), как общая душевная установка является отчасти физиологичным. Как только это чувство усиливается, оно в форме параноического развития3 превращается в устойчивый бред отношения всего к самому себе, порой принимающий форму широко разветвленной остроумно скомбинированной системы бредовых представлений. Между обеими крайностями стоят легкие преходящие неврозы отношения, с которыми нередко встречается врач-практик.
Сензитивные реакции способны порождать переживания постыдной недостаточности, в первую очередь сексуальные комплексы. Прежде всего это тайно практикуемый онанизм, с которым тщетно борются с сильным этическим напряжением и вновь и вновь переживают постыдное моральное поражение. Отсюда возникает своеобразная комбинация ипохондрии, сензитивных идей отношения всего к самому себе, общей депрессии и нервозности. При этом ипохондрия также, как мы видели выше, часто является только скрытой формой угрызений совести. В таких случаях к нам приходят молодые люди, которые начинают жаловаться на общие нервные и органические заболевания, но с выражением лица, выдающим страх и тяжелую внутреннюю подавленность. При дальнейшем исследовании мы добиваемся признания в онанизме вместе с опасением заболевания спинного мозга, черных кругов под глазами, которые заметны каждому на улице. Начиная с этих легких, широко распространенных и не особенно специфичных ипохондрических чувств отношения всего к самому себе онанистов существуют все переходные ступени, вплоть до тяжелых параноических заболеваний с ярко выраженным бредом отношения к самому себе.
Холостой машинист, предававшийся онанизму, объяснился в любви жене своего брата и был резко отвергнут. С тех пор ему постоянно казалось, что товарищи ночью подглядывают за ним в окна. Он находил мнимые следы у замка своего чемодана, который те, наверное, перерыли в поисках следов спермы на белье и безнравственных книг. Ему мерещились постоянные намеки брата на объяснение в любви и цинические уколы коллег по поводу < >его онанизма. В результате он рассорился со всеми близкими ему людьми, почувствовал себя всеми преданным и отвергнутым и после многолетнего прогрессивного развития своего бреда сделал попытку самоубийства, которая наконец привела к разряжению аффекта и откровенному объяснению с врачом.
Другой типичной исходной точкой является запоздалая любовь старых дев (Johannistrieb), которая часто преисполняет незамужних женщин даже климактерического периода нежеланной чрезмерной эротической возбудимостью, формирует тяжелую влюбленность в значительно более молодых или женатых мужчин. При этом возникают такие возбуждения, которые нельзя ни подавить, ни изжить. С ними ведут внутреннюю борьбу со всей возможной моральной силой, но приходят к новым поражениям. В результате происходят совершенно аналогичные сензитивные развития характера, неврозы и параноические формы бреда отношения всего к самому себе.
Реже к образованию сензитивных переживаний приводят конфликты совести и чувства недостаточности несексуального типа: обойденность по службе, служебные обиды и т. п.
Более сложными и трудными для исследования, чем бред отношения всего к самому себе, являются психологические развития невроза, имеющего навязчивый характер. Это объясняется тем, что в последнем случае вместе с развитиями личности, происходящими под влиянием чувств, действуют еще и глубокие душевные механизмы. Часто это бывают совершенно такие же сензитивные типы личности, предрасположенные к неврозу навязчивого характера, и совершенно такие же задержки, комплексы постыдной этической недостаточности, разрешающиеся с помощью специальных механизмов.
Так же, как у невротиков в отношении всего к самому себе и еще явственнее, мы можем иногда наблюдать, как такое комплексное построение характера генетически развивается из известных элементарных биологических предрасположений. Некоторая склонность к альтруизму и утонченному этическому восприятию может быть уже сама по себе дана в шизотимно-гиперастетических и циклотимно-тяжелокровных (schwerblutig) компонентах конституции и, особенно, в их комбинации, так как известная доля собственной способности к страданию является предпосылкой для всякого углубленного альтруистического чувства сострадания, а также для более тонкого контроля собственных душевных движений.
У многих сензитивных невротиков к этому примешивается ярко выраженное комплексное предрасположение, разрушающая тенденцию этического развития целостного характера, остро с ней контрастирующая количественная или качественная аномалия сексуального побуждения. Удивительно, как часто лица, страдающие неврозами отношения всего к самому себе и неврозами навязчивого характера, испытывают очень сильное и очень рано пробудившееся сексуальное влечение, которое уже в раннем школьном возрасте вынуждает их к сильному онанированию, детским любовным похождениям, частым мыслям о сексуальных непристойностях и любопытному подглядыванию их. Или же мы находим у них явные перверзные побочные компоненты, особенно садистского, мазохистского и гомосексуального типа. Такие аморальные, имеющие характер влечений, побочные компоненты наследственного предрасположения часто действуют, как жало, гипертрофируя рост этических регуляторов влечений. В целостной личности образуются громадные этические сверхкомпенсации в противовес чрезмерно раздраженным или перверзным сексуальным побуждениям, что у сензитивных невротиков проявляется в своеобразной чрезмерной совестливости, скрупулезности и ложной стыдливости. В благоприятных случаях это приводит к настоящей этической гипертрофии, так что из таких людей часто развиваются особенно ценные, социально порядочные и альтруистические личности.
При многих неврозах навязчивого характера можно проследить следующее развитие. Какое-нибудь сильное побуждение, возникающее из ненормального сексуального предрасположения, например, к онанизму, непристойным мыслям и словам, сладострастным фантазиям, коренясь глубоко в конституции, вновь и вновь возвращается и энергично отклоняется целостной личностью. Нормальная амбивалентность сексуальных представлений при таком остром противонапряжении достигает громадных размеров. Из такой крайней амбивалентности возникают, как в мышлении примитивного человека, подобные табу образования — интенсивная боязнь телесного и душевного прикосновения, все более разветвляющаяся сеть заповедей, запрещений, церемоний, предписаний очищения и искупления. Непристойное слово или образ навязываются фантазии страдающего неврозом навязчивого характера. Чтобы отразить греховный импульс, применяются заменяющие слова, противодействия, символически отражающие движения, самобичевания, и из всего этого развиваются все новые, в конце концов имеющие связь с первоначальными, церемонии в том виде, как мы их наблюдаем при принудительном омовении, церемонии отхода ко сну и одевания невротиков, пока вожделенная, но в то же время и гонимая мысль наконец не окружается и не закрывается непроницаемым религиозным ритуалом, подобно тому как это делает почитаемый и внушающий страх предводитель дикарей. Постоянный антагонизм запрещенных импульсов и религиозных моральных заповедей создает весьма крепкие ассоциации между непристойными и священными представлениями, так что при виде самых священных церковных действий отчаявшемуся невротику приходят в голову самые гнусные кощунства. В навязчивых представлениях невротика возникает нечто вроде компромиссного образования, в котором запрещенный импульс отражается, а вместе с тем и изживается в смягченной форме. Мы не знаем, все ли неврозы навязчивого характера имеют такое происхождение, но в некоторых случаях сами пациенты именно так описывают всю совокупность этих явлений.
Наряду с примитивными церемониями табу невроз навязчивого характера весьма часто также запускает гипоноические механизмы вытеснения и образования символов, подобно тому как это происходит у шизофреников. Один пациент, к примеру, жалуется на принудительный импульс облизать обрез книги, импульс, связанный с тягостным чувством, что он может таким образом порезать себе язык; к вечеру появляется другой тягостный импульс: провести языком по грубому холсту. Из анализа явствует, что перед появлением принудительных побуждений его навестила приятельница и он почувствовал желание выполнить над нею Cunnilingus, желание, которое он, однако, сейчас же подавил. Таким способом здесь, хотя и в форме вытеснения, прокладывает себе путь импульс облизать, энергетически перенесенный из сексуальной области на другой незамкнутый душевный механизм побуждения. Точно так же весьма распространенное навязчивое стремление к умыванию может означать перенос сексуального чувства загрязненности (например, при онанизме) на другие невинные прикосновения. В любом таком случае внутреннее душевное давление прорывается в месте наименьшего сопротивления.
Благочестивая девушка тихо, но страстно любит молодого охотника. Тот ничего об этом не знает и переводится в другое место; объяснения между ними не произошло. Ее сексуальное возбуждение делается настолько сильным, что распространяется на отца и брата, и у нее в конце концов создается чувство, будто она может отдаться первому встречному. Безуспешно пытается она с помощью своей набожности подавить дурные мысли, хочет отказаться от мирских радостей и уйти в благочестивую духовную жизнь. Когда ее душевная борьба дошла до апогея, она побеседовала с одной своей благочестивой подругой, которая охотно бы стала сестрой милосердия, но опасалась невозможности для себя обойтись без сексуальной любви. При этом она говорила о грехопадении и об искушении змия в раю и добавила, что познание добра и зла в библейском рассказе является только замаскированным выражением того, что Адам и Ева вступили в сексуальное общение раньше, чем это им было дозволено Богом. Вскоре после этого утром, после бессонной ночи у пациентки начались судорожный кашель и рвота, и с тех пор у нее создалось мучительное навязчивое представление о том, что у нее в теле находится змея; с мучительной галлюцинаторной ясностью она ощущала ее сзади в шее и постоянно пыталась избавиться.
Это яркий пример навязчиво-невротического образования символов. Разговор с подругой становится решающим, хотя и случайным, поводом, благодаря которому внутренне возбуждающее сексуальное искушение перешло в древний символический образ. Сильный аффект, с которым она тщетно пытается извергнуть змею, возникает как результат ее безуспешной борьбы с собственной сексуальностью, а змея является не чем иным, как этой последней. Таким образом, чисто личное развитие переживания может при возрастающем давлении аффекта неожиданно, как во внезапном действии (Kurzschluss), перейти в гипоноический слой и привести в движение самостоятельные механизмы, не поддающиеся переработке со стороны целостной личности.
Ясно, что комплексы и воздействия переживаний объясняют не все в неврозе навязчивого характера. Мы не можем допустить здесь наличия прирожденного ненормального ассоциативного аппарата, который направляет действие переживаний именно в эти специальные формы мышления.
Причины повышенной и пониженной сензитивности
Частое применение шаблонов в оценке окружающей действительности является следствием пониженной сензитивности. Если воспринимать каждую новую ситуацию или человека в своей жизни через призму существующих установок, неизбежны ошибки и развитие неврозов. Только осмысление истинного положения вещей, понимание сущности другого индивида, позволяет преодолеть кризис.
Иное проявление пониженной индивидуальной сензитивности – это отсутствие восприятия себя самого. Способность замечать, считывать, воспринимать свои внутренние сигналы и реагировать на них определенным образом необходима для нормальной жизни. Иногда человек бывает дистанцирован от самого себя на уровне эмоций, тела и т. д. Такое состояние приводит к возникновению нервных заболеваний, депрессии, проблем в поведении. Человек способен развить чувствительность и осознать себя только после расстановки приоритетов и обозначения личных ценностей. По природе своей он может уделять внимание только тому, что является наиболее значимым в собственных глазах.
Итак, нормальная социальная сензитивность, позволяющая понять истинную суть вещей и стимулирующая развитие в детском возрасте, полезна и даже необходима. Как черта характера, повышенная чувствительность, выходящая за границы нормы, обычно искажает понимание себя и мира. Она формируется вследствие неправильного, авторитарного воспитания личности в детстве или является возрастной особенностью. Так, повышенной сензитивностью характера обладают подростки. Они обостренно воспринимают несправедливость, преувеличивают значение происходящего, не могут адекватно оценить себя и свои эмоции.
Сензитивность: понятие, виды, уровни
Эмоциональная сфера человека богата и разнообразна. Мы способны не только чувствовать, но и сочувствовать, не только переживать, но и сопереживать другим людям.
Все это доступно каждому человеку, но есть среди нас такие личности, эмоциональная сфера которых необычайно чувствительна. Психологи их называют сензитивами.
Впрочем, сензитивность в той или иной мере может присутствовать у многих, поэтому давайте разберемся, что это такое.
Сензитивность как качество личности
Это понятие происходит от латинского слова sensus – «чувство» и переводится как чувствительность. В психологии термин «сензитивность» имеет отношение к нескольким близким по сути явлениям. Их объединяет связь с повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям.
Чувствительность эмоциональной сферы
При определении и оценке сензитивности часто возникает недопонимание из-за двойственного смысла этого термина, точнее, из-за того, что понятие «чувства» в психологии имеет два значения.
Во-первых, чувства – это вид эмоциональных состояний, довольно устойчивые эмоциональные реакции человека на различные жизненные ситуации, объекты, других людей и самого себя.
В этом плане сензитивность понимается как повышенная чувственность или сильные и часто неадекватные эмоциональные переживания. Они связаны с целым комплексом личностных особенностей, таких как:
- частая смена настроения;
- склонность долго переживать даже незначительные неприятности и неудачи;
- повышенная тревожность, нередко перерастающая в фобии;
- заниженная самооценка;
- склонность к частой рефлексии и самокопанию;
- влюбчивость;
- обидчивость и т. д.
Эти качества в совокупности создают образ этакого классического меланхолика Пьеро — вечно страдающего и переживающего человека.
Но сензитив не только все время расстраивается из-за любой ерунды, он способен чутко реагировать и на смену настроения окружающих людей и сопереживать им. Такие люди из-за проблем своих близких нередко страдают больше, чем они сами.
Сензитивы, принимая груз переживаний окружающих, становятся для друзей незаменимой «жилеткой», в которую всегда можно поплакаться.
Подобные эмоциональные нагрузки и склонность винить себя во всех бедах не проходят для сензитивов бесследно. Они чаще других страдают от неврозов, фрустраций, депрессий, у них очень ярко проявляется эффект психического выгорания.
Чувствительность сенсорной сферы
Во-вторых, понятие «чувства» в психологии употребляется для обозначения каналов восприятия сенсорной (чувственной) информации. Таких каналов пять: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание или тактильные ощущения – те самые пять чувств.
В этом плане сензитивность рассматривается как повышенная чувствительность сенсоров – органов чувств.
Они включают в себя как периферический отдел, например, чувствительные нервные клетки в сетчатке глаза, так и центральный отдел – соответствующий участок головного мозга.
В психологии есть понятие «порог чувствительности». Это самая малая сила раздражителя, которая вызывает ощущение, например, едва слышный звук или почти неразличимый оттенок цвета. У всех людей порог чувствительности разный.
Низкий порог – это показатель сензитивности, чувствительности к данному раздражителю. Например, хороший музыкант может уловить отличие в высоте звука, незаметное людям с обычным слухом. Среднестатистический человек может видеть до 150 оттенков цвета, а сензитивы-художники 15 тысяч.
Такую сензитивность еще называют субсенсорной или подпороговой чувствительностью.
Но оба эти вида сензитивности (эмоциональная и сенсорная) очень близки, часто вызываются одними и теми же причинами и проявляются нередко вместе. Поэтому талантливые художники, музыканты, поэты часто так эмоционально чувствительны и склонны к глубоким и травмирующим переживаниям.
Сензитивность как свойство темперамента
Под темпераментом понимается комплекс устойчивых индивидуальных качеств личности, которые определены особенностями высшей нервной деятельности и накладывают отпечаток на все поведение человека.
К этим особенностям в первую очередь относится сила и скорость нервных процессов, а также соотношение возбуждения и торможения.
Сензитивность – одно из проявлений темперамента, связанное, с одной стороны, с чувствительностью нервной системы, а с другой – с неустойчивостью и слабостью нервных процессов. Поэтому достаточно незначительного раздражения, чтобы возникла реакция.
Четыре основных типа темперамента общеизвестны, хоть и редко встречаются в чистом виде. Так вот сензитивность, особенно высокого уровня, присуща в большей степени меланхоликам. Это самый чувствительный и одновременно самый ранимый тип.
Есть и противоположное сензитивности качество темперамента, которое называется резистентностью – это сопротивляемость, повышенная устойчивость к воздействиям, в том числе и эмоциональным.
Резистентные люди встречаются чаще всего среди флегматиков и сангвиников, они не только спокойны и уравновешены, но и отличаются пробивными способностями, упрямым характером, и готовностью идти к своей цели даже по головам своих друзей. Их переживаний они просто не замечают.
Поэтому те и другие находятся слегка за пределами нормы, те и другие нуждаются в коррекции, но тяжелее жить, несомненно, сензитивам.