4.3. Каузальная классификация стрессоров 4.3.1. Степень подконтрольности стрессора


Каузальная классификация стрессоров 4.3.1. Степень подконтрольности стрессора

Как показывает опыт многих психотерапевтов, к которым обращают­ся люди, страдающие от стрессов, ошибка последних состоит в том, что они порой неправомерно переносят ответственность за свои про­блемы на внешние факторы среды. Суть подобной позиции хорошо выразила британский психолог Ксандрия Вильяме, которая многие годы ведет антистрессорные семинары.

«В настоящее время мои дела идут не очень хорошо: накопились пробле­мы. У меня масса забот, очень мало денег, слишком много обязанностей и катастрофически не хватает времени. Меня не любят те, кого люблю я, друзья меня забыли, начальник невыносим, от детей одно беспокойство, новости всегда плохие, времена трудные. Если бы спад в экономике закон­чился, дети вели бы себя прилично, начальник уволился, мой брак вновь стал бы таким, как в самом начале, а люди предъявляли бы ко мне меньше требований, то я был бы счастлив» [1].

Комментируя подобные взгляды, К. Вильяме отмечает:

Из невозможности изменить факторы жизни делается ошибочный вы­вод о том, что вы не в состоянии улучшить ситуацию.

Альтернатива такому подходу — поверить, что вы в определенной сте­пени ответственны за свои ощущения. Конечно, вы не в состоянии повли­ять на экономический спад в стране, но вы способны управлять своими

4.3. Каузальная классификаиия стрессоров 123

Для того чтобы точно выбрать способ борьбы с тем или иным стрессором, важно вовремя выявить его сущность, а для этого требу­ется классификация стрессоров на несколько групп, каждая из кото­рых требует своего подхода (рис. 32).

Первый способ разделения стрессоров заключается в оценке на­шего контроля над ситуацией.

На какие-то события мы можем влиять непосредственно и в зна­чительной мере.

Например, если осенью человека беспокоит холод в квартире, а отопительный сезон еще не начался, то у него есть множе­ство способов уйти от этого стресса, от самых простых (потеплее одеться или включить электронагреватель) до более сложных и доро­гостоящих (уехать на юг до включения центрального отопления).

На другие события труднее воздействовать непосредственно, но на них можно воздействовать косвенным путем.

К таким стрессорам, например, можно отнести болезни или взаимоотношения с друзьями. С одной стороны, здоровье есть результат заботы о нем, так как зави­сит от характера питания, режима дня, физкультуры и т. д., но, с дру­гой стороны, оно также зависит от экологии и возбудителей болезней, которые не подвластны человеку. Так же обстоит дело и с межлич­ностными отношениями. С одной стороны, своими дружелюбными и конструктивными действиями можно создать хорошие отношения с окружающими людьми, но порой встречаются настолько конфликт­ные личности, которые вызывают стресс, несмотря на все усилия его избежать.

Гнев, раздражительность, злость и другие отрицательные эмоции только мешают достойно переносить удары судьбы, поэтому следует учиться управлять своими чувствами или переводить их в конструк­тивное русло. Тендерная принадлежность, паспортный возраст (не пу-

тать с биологическим возрастом, на который можно влиять!), погод­ные условия, правительство, уровень цен и пенсий — многое в России относится к третьей категории стрессоров. Сюда же можно отнести привычки и характеры других людей.

Так как между вышеописанными категориями стрессоров нельзя провести четкой разделительной линии, то их можно разместить на некоей шкале, начиная от тех, на которые мы, безусловно, можем по­влиять до тех, которые совершенно не подвластны нам (рис. 32).

Рис. 32.Степень контроля над стрессорами

Следует отметить, что человек, в принципе, может в определен­ных пределах изменять соотношение подконтрольной ему части мира и независимой от него. Возьмем, например, внешность. С одной сто­роны, она дана человеку от рождения, и ему остается только смириться с ней как неизменной данностью. Но, с другой стороны, успехи совре­менной пластической хирургии, эндокринологии и других отраслей медицины позволяют людям менять форму носа, пересаживать воло­сы, изменять размер и форму груди и т. д. Многочисленные случаи изменения пола за последние годы показывают, как далеко зашел че­ловек в своем стремлении видоизменять свою природу по собствен­ному желанию.

Локализация стрессора

Другой способ разделения стрессоров основан на локализации про­блемы:

она может носить действительно объективный характер или являться плодом сознания индивидуума. Так, зеленые чертики, кото-

рые мучают алкоголика во время белой горячки, представляют собой классический образец субъективной проблемы, а санитар наркологи­ческого диспансера, который отнял у данного алкоголика припрятан­ную бутылку водки, — это уже объективный фактор.

В привычной нам реальности все стрессорные факторы можно выстроить в соответствии с ранжированной шкалой, на одном конце которой будут находиться придуманные проблемы, а другом конце -проблемы реальные, независимые от сознания человека. Чаще всего реальные проблемы существуют в коротком отрезке настоящего вре­мени, а «виртуальные» — в прошлом или будущем (рис. 33).

Рис. 33.Локализаиия стрессора

Исходя из этих двух способов разделения стрессоров, можно со­ставить двухмерную сетку координат, при помощи которой легче по­нять, с каким стрессором столкнулся человек и что можно предпри­нять, чтобы снизить уровень стресса [4] (рис. 34).

Например. Погода:

«реальность» на 8 баллов (небольшой субъективный компонент остается: что для итальянца мороз, для якута — жара), «под­контрольность» — примерно 2 балла (мы можем только частично компен­сировать капризы погоды при помощи зонта или соответствующей одеж­ды). Следовательно, попадает в «Область мудрого принятия».

Плохие жилищные условия:

«реальность» на 7 баллов (хотя, в общем, понятно, о чем здесь речь, но все-таки, что для одного «приличная кварти­ра», для другого — «убогое пристанище»), а «подконтрольность» — на 8 баллов (можно заработать или занять денег для того, чтобы улучшить условия жизни). Соответственно данный стресс попадает в «Область кон­структивных действий».

Страх темноты:

«реальность» — 1,5 балла (в случае фобий страх вы­зывает сама темнота, а не то конкретное, что может таиться в ней); «под­контрольность» чаще всего низкая (3 балла), так как люди, как правило, не умеют управлять собственными эмоциями, хотя это вполне возможно де­лать с помощью квалифицированного психолога. Таким образом, это «об­ласть субъективных стрессов».

1 26 Глава 4. Причины возникновения психологического стресса

4.3. Каузальная классификация стрессоров 1 27

Стресс бизнесмена,

связанный с опасением по поводу судьбы заклю­ченного контракта. «Реальность» — 4 балла (стресс вызван беспокойст­вом по поводу возможных, но маловероятных событий), «подконтроль­ность» — 7 баллов (можно предпринять предохранительные меры, чтобы подстраховаться от неудачи). Эту ситуацию можно отнести к «области са­морегуляции».

Рис. 34.Локализация стрессов на двухмерной сетке координат шкалы «Реальность — Степень контроля»

В самом общем виде задача состоит в том, чтобы стараться пере­мещать стрессоры вправо и вверх, т. е. из «Области стресса» в «Об­ласть конструктивных решений».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Психологические

По мнению специалистов, наиболее разрушительными для человеческого организма являются психологические стрессоры. Они условно делятся на информационные и эмоциональные:

  • Угроза самооценке или ближайшему окружению.
  • Необходимость срочного принятия решения.
  • Чрезмерная ответственность за кого-то или за что-то.
  • Конфликтные ситуации (различных мотивов).
  • Сигнал опасности и т.п.
  • Известно, что эмоциональные стрессоры по своему воздействию являются самыми глубокими. Они формируют в человеке обиды и страхи, которые со временем без адекватной оценки ситуации, словно сорняк, будут только разрастаться. Тем самым стресс и здоровье станут единым целым, деструктивным механизмом.

    Психология стресса и методы коррекции

    Тема 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

    Проблема стресса в биологии и медицине. Классическая концеп­ция стресса Г. Селье и ее развитие. Биохимические и физиологиче­ские проявления стресса. Роль гормонов надпочечников в адаптации организма человека к стрессорному фактору.

    Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы к экзамену 237

    Введение понятия психологического стресса Р. Лазарусом. Осо­бенности психологического стресса. Дифференцировка стресса и дру­гих состояний.

    Тема 2. Оценка уровня стресса

    Формы проявления стресса: поведенческие, интеллектуальные, фи­зиологические и эмоциональные.

    Объективные методы оценки уровня стресса: показатели сердеч­но-сосудистой и дыхательной систем организма; анализ активности вегетативной нервной системы; оценка психомоторных реакций ор­ганизма человека при стрессе.

    Субъективные методы оценки уровня стресса: психологические тесты и интроспекция (самомониторинг внутреннего состояния при стрессе).

    Подходы к прогнозированию стресса. Проблема оценки стрессо-устойчивости человека.

    Тема 3. Динамика протекания стресса

    Общие закономерности развития стресса. Классическая динамика развития стресса.

    Влияние характеристик стрессора на уровень стресса (интенсив­ность стресса, его продолжительность и характеристики индивиду­альной чувствительности к стрессу).

    Факторы, влияющие на развитие стресса: врожденные особенности организма; родительские сценарии; личностные особенности, уровень тревожности; факторы социальной среды; когнитивные факторы.

    Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттрав­матический синдром.

    Тема 4. Причины возникновения стрессов

    Субъективные причины возникновения психологического стрес­са: несоответствие генетических программ современным условиям; стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами психо­логической защиты; стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности; стресс, вызванный невозможностью реали­зации актуальной потребности; стресс от неадекватной реализации условных рефлексов.

    Объективные причины возникновения психологического стресса: условия жизни и работы; взаимодействие с другими людьми; полити­ческие и экономические факторы; чрезвычайные обстоятельства.

    Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрес­соров различного типа.

    Тема 5. Профессиональные стрессы

    Общие закономерности профессиональных стрессов. Феномен про­фессионального выгорания. Синдром хронической усталости. Про­фессиональная деформация личности.

    lib100.com

    Понятие «Стресс»

    В переводе с английского языка «стресс» означает давление, напряжение или то внешнее воздействие, которое создает это состояние. Во времени это понятие претерпевало значительные изменения, поэтому по смыслу стало более широким.
    Определение 1

    Сегодня этот термин обозначает реакцию человека, как на вредные физические воздействия, так и на любые события, связанные с отрицательными эмоциями.

    Первым этот термин ввел в физиологию и психологию американский доктор медицинских наук, психофизиолог Уолтер Брэдфорд Кеннон. Заимствовано это понятие было из технической области, где тела и конструкции должны иметь способность противостоять нагрузке. Любой механизм имеет свой предел напряженности при превышении, которого может разрушиться.

    В научном обороте термин появился в 1936 г. благодаря канадскому физиологу Г. Селье. Более или менее регулярно термин «стресс» Селье начал использовать только в 1947 г.

    Ученый разработал общую концепцию стресса как приспособительную реакцию организма на экстремальные факторы. Он считал, что пока люди живут и к чему-то стремятся – они будут всегда испытывать стрессовое состояние, которым необходимо учиться управлять.

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Стрессы в социальной работе 480 руб.
    • Реферат Стрессы в социальной работе 230 руб.
    • Контрольная работа Стрессы в социальной работе 200 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    На сегодняшний день хорошо изучена биохимическая и физиологическая природа стрессов.

    В коре головного мозга под влиянием какого-либо стрессового фактора формируется очаг возбуждения, получивший название доминанты, далее начинается своеобразная цепная реакция – возбуждается гипоталамус, активизируется гипофиз.

    Надпочечники выбрасывают в кровь адреналин и гормоны стресса – налицо стрессовое состояние:

    • сильное сердцебиение;
    • учащенное дыхание;
    • повышенное кровяное давление.

    В отличие от своих далеких предков, человек далеко не всегда решает проблемы, используя физическую силу, гормоны, не нашедшие выхода, циркулируют по крови, будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе.

    Если эти гормоны потратить на какую-нибудь физическую активность, то стресс не был бы разрушительным для организма. Организм оказывается в стрессовой ловушке.

    Запас гормонов стресса в коре надпочечников истощается при аварийном их выбросе, и надпочечники начинают их усиленно восстанавливать. В результате, даже при повторном и слабом эмоциональном возбуждении организм снова рефлекторно выделяет повышенное количество гормонов. Этой биохимической природой стресса объясняется нервозность, неадекватность и конфликтность поведения человека.

    Лень читать?

    Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

    Задать вопрос

    В результате всех экстремальных воздействий из равновесия могут выйти психофизиологические и физиологические функции.

    В стрессовом состоянии происходит мобилизация всех резервов организма и на некотором отрезке времени человек способен совершить невероятные поступки.

    Замечание 1

    Непродолжительный по времени стресс, как считают специалисты, безвреден для человека и может быть полезным для выполнения какой-либо работы. Сильный и продолжительный стресс ведет к нежелательным последствиям.

    Стресс, по мнению Г. Селье, имеет следующие стадии:

    • стадия тревоги, когда организм человека начинает мобилизовать ресурсы, повышающие его устойчивость;
    • стадия устойчивого и избирательного реагирования – это сигнал больших проблем;
    • сопротивление – это та стадия, которая дает организму возможность успешно справиться с воздействиями, вызвавшими стресс;
    • стадия истощения наступает в результате длительного воздействия на человека стрессогенных факторов.

    Замечание 2

    Но, в общем, стресс является обычным явлением, а незначительные стрессы просто неизбежны и безвредны.

    4.3. Каузальная классификация стрессоров 4.3.1. Степень подконтрольности стрессора

    4.3. Каузальная классификация стрессоров 4.3.1. Степень подконтрольности стрессора

    Как показывает опыт многих психотерапевтов, к которым обращаются люди, страдающие от стрессов, ошибка последних состоит в том, что они порой неправомерно переносят ответственность за свои проблемы на внешние факторы среды. Суть подобной позиции хорошо выразила британский психолог Ксандрия Вильямс, описавшая переживание человеке в состоянии стресса.

    «В настоящее время мои дела идут не очень хорошо. Меня не любят те, кого люблю я, друзья меня забыли, начальник невыносим, от детей одно беспокойство, новости всегда плохие, времена трудные. Если бы спад в экономике закончился, дети вели бы себя прилично, начальник уволился, мой брак вновь стал бы таким, как в самом начале, а люди предъявляли бы ко мне меньше требований, то я был бы счастлив» @@@@@1#####.

    Комментируя подобные взгляды, К. Вильямс о @@@@@1; с. 6#####.

    Для того чтобы точно выбрать способ борьбы с тем или иным стрессором, важно вовремя выявить его сущность, а для этого требуется классификация стрессоров на несколько групп, каждая из которых требует своего подхода (рис. 32).

    Первый способ разделения стрессоров заключается в оценке нашего контроля над ситуацией.

    На какие-то события мы можем влиять непосредственно и в значительной мере. Например, если осенью человека беспокоит холод в квартире, а отопительный сезон еще не начался, то у него есть множество способов уйти от этого стресса, от самых простых (потеплее одеться или включить электронагреватель) до более сложных и дорогостоящих (уехать на юг).

    На другие события труднее воздействовать непосредственно, но на них можно воздействовать косвенным путем. К таким стрессорам, например, можно отнести болезни или взаимоотношения с друзьями. С одной стороны, здоровье есть результат заботы о нем, так как зависит от характера питания, режима дня, физкультуры и т. д., но, с другой стороны, оно также зависит от экологии и возбудителей болезней, которые не подвластны человеку. Так же обстоит дело и с межличностными отношениями. С одной стороны, своими дружелюбными и конструктивными действиями можно создать хорошие отношения с окружающими людьми, но порой встречаются настолько конфликтные личности, которые вызывают стресс, несмотря на все усилия его избежать.

    Наконец, еще одна группа стрессогенных факторов среды, которая практически неподвластна человеку. Последнему остается только принять ситуацию как данность и прекратить испытывать стресс по данному поводу. Пожары, наводнения, кражи, травмы, болезни или смерть близких людей – все эти факторы стресса часто неподконтрольны человеку, и все, что ему остается, – это с терпением и мужеством принять посланное испытание.

    Гнев, раздражительность, злость и другие отрицательные эмоции только мешают достойно переносить удары судьбы, поэтому следует учиться управлять своими чувствами или переводить их в конструктивное русло. Гендерная принадлежность, паспортный возраст (не путать с биологическим возрастом, на который можно влиять!), погодные условия, правительство, уровень цен и пенсий – многое в России относится к третьей категории стрессоров. Сюда же можно отнести привычки и характеры других людей.

    Так как между вышеописанными категориями стрессоров нельзя провести четкой разделительной линии, то их можно разместить на некоей шкале, начиная с тех, на которые мы, безусловно, можем повлиять и заканчивая теми, которые совершенно не подвластны нам (рис. 32).

    Рис. 32. Степень контроля над стрессорами.

    Следует отметить, что человек, в принципе, может в определенных пределах изменять соотношение подконтрольной ему части мира и независимой от него. Возьмем, например, внешность. С одной стороны, она дана человеку от рождения и ему остается только смириться с ней как неизменной данностью. Но с другой стороны, успехи современной пластической хирургии, эндокринологии и других отраслей медицины позволяют людям менять форму носа, пересаживать волосы, изменять размер и форму груди и т. д. Многочисленные случаи изменения пола за последние годы показывают, как далеко зашел человек в своем стремлении видоизменять свою природу по собственному желанию.

    Часто, оправдывая свою лень и спасая самооценку, люди снимают свою ответственность за возникающие проблемы, перенося ответственность на внешние факторы, что особенно характерно для личностей с внешним локусом контроля. Так, в «двойке» студента бывает виноват плохой преподаватель, в низких продажах у бизнесмена – «недалекие» клиенты, а в головной боли на следующий день после праздника – «левая» водка, которую продали бедному гражданину недобросовестные продавцы.

    psy.wikireading.ru

    Что мы знаем о стрессе?

    Стресс давно является неотъемлемой частью жизни, пожалуй, каждого человека. Психологи под этим словом подразумевают особое и нервно-психическое напряжение. В современных условиях его практически невозможно избежать. При этом разные люди имеют разные реакции на одни и те же нагрузки. Так, например, одна группа реагирует активно, то есть их рабочая производительность продолжает расти до максимально возможного предела (психологи называют этот тип «стрессом льва»). Другая группа людей проявляет пассивную реакцию, т.е. их рабочая производительность сразу падает (это «стресс кролика»).

    Кроме того, стресс может иметь острую форму. То есть происходит один раз и характеризуется тяжелым физическим и психическим потрясением. Примером такой формы могут быть несчастные случаи. Человек однажды попадает в затем наступает реабилитация. Однако есть длительная форма, когда стресс постепенно накапливается, подавляя человека. Это могут быть длительные конфликты в семье или типичная рабочая нагрузка.

    Стресс и здоровье — взаимосвязанные компоненты. Чтобы отыскать ключ к выздоровлению от недугов, необходимо разобраться в причинах, которые вызывают стресс.

    «Психология стресса и методы коррекции» (учебное пособие)

    Полное название проекта — Учебное пособие «Психология стресса и методы коррекции».

    Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

    Актуальность

    Первое в России полное и систематическое пособие по дисциплине «Психология стресса», которое может быть использовано как студентами психологами для изучения соответствующего курса, так и преподавателями (в учебнике дана удобная и исчерпывающая информация для проведения занятий).

    Социальная, научная и практическая значимость

    В книге представлен системный подход к понятию стресса, интегрирующий современные знания о природе стресса, полученные психологией, физиологией и медициной. В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы для самопроверки и тестовые задания, примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, психологические тесты, список рекомендуемой литературы и примерная программа курса. Учебник предназначен для студентов, преподавателей и аспирантов психологических факультетов высших учебных заведений, а также для психологов-практиков, организующих семинары и тренинги по стресс-менеджменту. Пособие позволяет преподавателю, с одной стороны, с минимальными усилиями организовать и провести данный учебный курс, а с другой – предоставляет возможность для гибкой модификации учебного процесса в соответствии с требованиями конкретного ВУЗа и индивидуальными предпочтениями преподавателя.

    Значение для развития психологии

    Проблема стресса изучалась в основном с биологической и медицинской точки зрения, причем механизмы развития психологического стресса были изучены недостаточно. Автор учебника использовал огромный фактический материал, собранный им в процессе работы над докторской диссертацией для демонстрации комплексного подхода к данному явлению. В результате студенты-психологи получили пример междисциплинарного исследования стресса, охватывающего его психологические, физиологические и медицинские аспекты.

    Цели проекта

    Создание компактного учебного пособия по соответствующему учебному курсу, который бы имел как теоретическую, так и практическую направленность.

    Аудитория, на которую рассчитан проект

    Студенты-психологи и медики, преподаватели и аспиранты.

    Основное содержание работы

    1. Стресс как биологическая и психологическая категория.

    1.1. Проблема стресса в биологии и медицине.

    1.1.1.Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие. 1.1.2 Физиологические проявления стресса

    1.2. Особенности психологического стресса.

    1.2.1. Введение понятия психологического стресса 1.2.2. Особенности психологического стресса 1.2.3. Дифференцировка стресса и других состояний

    2. Оценка уровня стресса.

    2.1 Формы проявления стресса

    2.1.1 Поведенческие 2.1.2.Интеллектуальные 2.1.3 Физиологические 2.1.4 Эмоциональные

    2.2 Оценка уровня стресса

    2.2.1 Объективные методы оценки уровня стресса 2.2.2 Субъективные методы оценки уровня стресса 2.2.3 Прогноз уровня стресса

    3. Динамика стресса

    3.1. Общие закономерности развития стресса

    3.1.1.Классическая динамика развития стресса 3.1.2 Влияние характеристик стрессора на уровень стресса 3.1.3 Развитие психологического стресса

    3.2. Факторы, влияющие на развитие стресса.

    3.2.1 Врожденные особенности организма 3.2.2 Родительские сценарии 3.2.3 Личностные особенности 3.2.4 Факторы социальной среды 3.2.5 Когнитивные факторы

    3.3. Последствия стресса

    3.3.1 Психосоматические заболевания 3.3.2 Посттравматический синдром

    4. Причины возникновения стрессов

    4.1 Субъективные причины возникновения психологического стресса

    4.1.1 Несоответствие генетических программ современным условиям 4.1.2 Стресс от реализации негативных родительских программ 4.1.3 Стресс, вызванный когнитивным диссонансом 4.1.4 Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности 4.1.5 Стресс, вызванный невозможностью реализации актуальной потребности 4.1.6 Стресс, связанный с неправильной коммуникацией 4.1.7 Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов 4.1.8 Неумение обращаться со временем (стресс и время)

    4.2. Объективные (внешние) причины возникновения психологического стресса

    4.2.1 Условия жизни и работы (постоянные компоненты существования) 4.2.2 Взаимодействие с другими людьми 4.2.3 Политические и экономические факторы 4.2.4 Чрезвычайные обстоятельства

    4.3 Каузальная классификация стрессоров

    4.3.1 Степень подконтрольности стрессора 4.3.2 Локализация стрессора 4.3.3 Пути преодоления стрессоров различного типа

    5. Виды стрессов

    5.1 Общие закономерности профессиональных стрессов

    5.1.1 Профессиональный стресс 5.1.2 Феномен профессионального выгорания 5.1.3 Профессиональная деформация личности

    5.2 Примеры профессиональных стрессов

    5.2.1 Учебный стресс 5.2.2 Спортивный стресс 5.2.3 Стресс медицинских работников 5.2.4 Стресс руководителя

    6. Методы оптимизации уровня стресса

    6.1 Общие подходы к нейтрализации стресса

    6.2 Способы саморегуляции психологического состояния

    6.2.1 Аутогенная тренировка 6.2.2 Метод биологической обратной связи 6.2.3 Дыхательные техники 6.2.4 Мышечная релаксация 6.2.5 Рациональная психотерапия 6.2.6 Диссоциация 6.2.7 Использование позитивных образов (визуализация) 6.2.8 Условно-рефлекторные техники (включая НЛП) 6.2.9 Физические упражнения 6.2.10 Религия как способ борьбы со стрессами 6.2.11 Медитация

    6.3 Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления

    6.4 Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков

    6.4.1 Коммуникативные навыки 6.4.2 Уверенное поведение 6.4.3 Эффективное целеполагание

    Приложение №1: Психологические тесты и ключи к ним. Приложение №2: Ответы на контрольные тестовые задания Приложение №3: Методический материал для преподавателей (Тематические планы, программа, вопросы к экзамену) Приложение №4: Упражнения и практические задания

    Результаты, выводы

    Книга «Психология стресса и методы коррекции» является, с одной стороны, учебным пособием для студентов-психологов, с другой – методическим инструментом для преподавателей, а с третьей – руководством для психотерапии стрессовых состояний, полезным для психологов-практиков.

    Щербатых Юрий Викторович — доктор биологических наук, окончил Ростовский государственный университет, биологический факультет. Заведующий кафедрой общей и социальной психологии Воронежского филиала Московского Гуманитарно-Экономического института. Сфера научных интересов: психофизиология, психология стресса.

    psy.su

    Физиологические

    К физиологическим факторам, вызывающим стресс, относятся:

    • Недопустимая физическая нагрузка
    • Болевые воздействия
    • Экстремальные температуры, шум и световое воздействие
    • Прием чрезмерного количества определенных лекарственных препаратов (например, кофеина либо амфетаминов) и др.

    В группу физиологических стрессоров можно отнести и голод, жажду, изоляцию. В зависимости от степени и длительности воздействия эти стрессоры могут нанести как существенный, так и незначительный вред здоровью.

    Типичной реакцией на физиологический стресс могут быть учащенное сердцебиение, напряжение мышц, дрожь (тремор) в конечностях, повышение артериального давления.

    4.2.3. Политические и экономические факторы

    Рис. 30.

    Политические и экономические факторы как источник стрессов

    Низкий источник доходов или непредвиденные либо непосильные расходы нередко служат источником стресса, при этом люди иногда

    Мы живем в эпоху глобализации, и изменения политической и эконо­мической обстановки не только в собственной стране, но и в других странах могут приводить к стрессам. Резкие изменения политического курса, такие как революции и реформы, являются психотравмирую-щим фактором для миллионов людей, но и более плавные эволюци­онные процессы изменения политического курса и экономического законодательства могут серьезно затрагивать интересы определенных групп населения, вызывая у людей психологические стрессы. Повы­шение налогов, изменение юридического статуса предприятий, при­ватизация и национализация, изменение избирательной системы и запрещение определенных партий — все это может служить источни­ком переживаний и стрессов (рис. 30).

    могут сами провоцировать негативные эмоциональные переживания, стараясь жить не по средствам или ориентируясь на образ жизни более обеспеченной группы населения. В качестве примера можно вспом­нить известный литературный персонаж из романа «Двенадцать стуль­ев» Эллочку-людоедочку, которая вступила в неравное состязание с дочерью американского миллиардера Вандербильда и очень пережи­вала, что не может сравняться с ней по уровню нарядов.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]