Буллинг в школе: как защитить ребёнка от травли и издевательств

Школьный буллинг — что это такое? Это банальная школьная травля, корежащая души и деформирующая психику наших детей.

О распространенности этого явления говорят данные: около 45% детей подвергались школьной травле, а 20% регулярно сами участвуют в ней. Школьный буллинг начинается с начальных классов. Чем старше становятся дети, тем изощреннее становятся способы школьной и внешкольной травли.

Что такое буллинг в школе

Что такое буллинг

Буллинг (от англ. bullying) – это систематическое преследование одного из участников группы (в нашем случае – школьного класса) со стороны других членов коллектива. Преследование носит агрессивный характер, в нём участвует обычно несколько человек, в том числе именно поэтому жертва не может дать отпор обидчикам.

Исходя из этого определения, можно выделить 3 главных компонента буллинга.

  1. Насилие (любого плана – физическое, психологическое, эмоциональное).
  2. Групповой характер насилия (действует или весь класс, или отдельная группа).
  3. Систематический характер, то есть агрессия проявляется не единожды, а регулярно.

Нужно держать в уме эти три компоненты, что отличить буллинг в школе от других похожих, но не аналогичных ситуаций.

Не стоит путать школьную травлю и непопулярность. Да, непопулярный ребёнок одинок, его не принимают в коллектив, с ним не дружат, на переменах он не болтает с одноклассниками. Ему обидно, неприятно, он ощущает печаль и досаду. Но не страх, как в случае с буллингом. При систематической травле он не может быть в безопасности, а боязнь издевательств является его единственным спутником.

Также стоит отличать школьный буллинг от конфликтов. Сегодня дети могут поругаться или даже подраться, а завтра они уже вместе катаются с горки или гоняют мяч по полю. Такие ссоры неизбежны, и ребёнок учится в них постоять за себя, выплеснуть агрессию, отстоять свои права. Но главное – в конфликтах силы обоих участников равны (или примерно равны), а в роли агрессора может выступать та или иная сторона. В случае травли роли не меняются: буллер всегда нападает, а жертва страдает.

Виды буллинга

Школьный буллинг – явление разностороннее, поскольку издевательства над жертвой бывают самыми разными. Рассмотрим основные формы подобного поведения.

  • Физическое насилие. Буллер воздействует на свою жертву в физическом планет – это пинки, толчки, дёргание за волосы. В особо тяжёлых случаях – побои. Такие издевательства легче всего пресечь, потому что и родители, и учителя сразу замечают их последствия.
  • Психологическое насилие. Менее очевидная, хотя и более распространённая форма буллинга. Агрессия здесь выражается в унизительных комментариях, насмешках, угрозах. Эмоциональные «насильники» дают жертве обидную кличку, стигматизируют его: «жиробас», «бомж» и пр.
  • Экономическое насилие. Тут всё просто. У школьника постоянно вымогают карманные деньги, могут просто отбирать ценные вещи: смартфоны, одежду, другие предметы. Иногда буллеры специально портят одежду (рвут, выбрасывают, пачкают в краске и пр.), рюкзаки, тетрадки и т.д.
  • Кибербуллинг. Несколько лет назад возник и получил распространение особый вид школьной травли – кибербуллин. Он подразумевает давление на жертву с помощью средств коммуникации. Агрессоры распространяют порочащую информацию в соцсетях, угрожают в мессенджерах и по электронной почте, снимают и распространяют видеоролики с издевательствами.

Разновидности травли

Буллинг бывает прямым или косвенным; первый чаще происходит среди учеников младших классов, второй — старших и средних. Подавляющее большинство агрессоров — мальчики, они же в большинстве случаев становятся жертвами. Мальчики также активнее девочек участвуют в коллективных насильственных действиях против аутсайдера. Наиболее популярные приемы травли в школе:

  • побои
  • отъем денег
  • порча личных вещей
  • угрозы
  • принуждение к чему-либо
  • словесная агрессия, оскорбления
  • очерняющие сплетни
  • игнор (бойкот)
  • неприличные жесты.

Кибербуллинг

Для кибербуллинга, то есть преследования жертвы на просторах интернета, используется электронная почта и социальные сети; создаются фотожабы и мемы с изображением жертвы, публикуются фрагменты личной и открытой переписки. По последним данным, около 70% московских школьников участвовали в оскорблениях однокашников в соцсетях. Унижениям подвергались и учителя — число пострадавших от кибербуллинга педагогов в Москве достигает 17%.

Травля со стороны сиблингов

В борьбе за родительское внимание, материальные ресурсы, доминирование проявляется буллинг между родными или сводными братьями и сестрами (сиблингами). Ситуацию может спровоцировать возложение на старшего ребенка родительских функций, неравное распределение материальных ресурсов и ласки.

Как часто встречается буллинг

Согласно результатам опросов, проведённых специалистами из Европы, жертвами буллинга в той или иной степени становился каждый второй ребёнок школьного возраста. Только представьте эту цифру! Если экстраполировать эти результаты на отечественную учебную систему, то можно предположить, что сотни тысяч детей в этот момент страдает от нападок агрессивных одноклассников.

Эти маленькие жертвы невнимания взрослых каждую минуту испытывают страх, стыд, другие негативные эмоции. Некоторым так плохо, что иногда они даже задумываются о самоубийстве. Нормально ли это? Нет, конечно.

Чем опасна травля в школе

Фото: https://pixabay.com/photos/woman-desperate-sad-tears-cry-1006100/
Слово «травля» недаром родственно глаголу «отравлять». Ведь итоги подобного явления могут быть самыми серьёзными. И при этом, как ни странно, негативный опыт приобретают все участники издевательств: буллер, жертва и свидетели. Агрессивный ребёнок превращается в деструктивную личность, свидетели живут с чувством вины. Но больше всего страдает и наиболее тяжёлые травмы получает именно объект травли.

Среди самых распространённых последствий для жертвы буллинга можно выделить следующие проблемы.

  • Сложности в учёбе, плохие отметки.
  • Пропуски уроков, потому что нет желания идти в школу.
  • Психосоматика, то есть заболевания, обусловленные продолжительным стрессом.
  • Пониженная самооценка, невозможность поверить в собственные силы. Некоторые дети винят себя в том, что с ними происходит.
  • Тревожные и депрессивные расстройства психики, вплоть до самых тяжёлых форм.
  • Невротические состояния, проблемы с нахождением в обществе. Даже будучи взрослым человеком, жертва буллинга старается избегать компаний и коллективов.
  • Физические травмы и даже увечья.

В особо тяжёлых случаях эмоционально неустойчивые подростки могут попытаться покончить с собой. Согласно психологическим исследованиям, у жертв школьной травли суицидальные мысли и даже поведение наблюдается в 5 раз чаще, чем у их более благополучных ровесников. Это огромная цифра.

Особенности характера, располагающие стать объектом травли

Существуют определенные особенности характера у ребенка, либо условия его жизни, которые влияют на становление им жертвой для буллинга или, наоборот, на роль преследователя. Приведу такой пример: если в семье имеется агрессивный родитель, то это способствует тому, что ребенок старается в обществе быть менее заметным, избегать конфликтов и не привлекать к себе внимания. Если ребенку не хватает тепла и любви в семейном кругу, он начинает искать это тепло среди сверстников.

Причины буллинга

Фото: https://pixabay.com/photos/boy-teen-schoolboy-anger-angry-2736659/
Как мы уже отмечали, буллинг – явление коллективное, значит, и одна из предпосылок этого явления кроется в группе. Школьный класс формируется «сверху»: ученики не выбирают, с кем они будут рядом в течение длительного периода времени. К примеру, дворовая компания формируется совсем по другим принципам.

Как и в любом другом коллективе, в классе начинает формироваться иерархия: от «звёзд» до аутсайдеров. И в определённый момент кто-то хочет установить свою власть, объединив в свою команду друзей по интересам. И этим самым интересом вполне может стать травля. Обидчики получают положительные эмоции, осознают себя лучше и успешнее. И это чувство они желают испытывать снова и снова.

Следовательно, буллинг в школе – это своеобразное проявление коллективной динамики. Но тогда почему не во всех классах процветает подобная практика? Тут огромную роль играет личность педагога. Если он попустительствует травле или даже одобряет её, то проблема неизбежна. И напротив: когда учитель создаёт благоприятный психологический климат в группе, то буллинг невозможен.

Кто же может стать объектом травли? Любой ребёнок, который чем-то отличается от остальных детей, причём не важно – в какую сторону. Издеваться с одинаковой силой могут как над отличником, так и над двоечником; как над богатым, так и над бедным; как над толстым, так и над худым. Чаще всего страдают дети, отличающиеся замкнутостью, стеснительностью, неуверенностью в себе.

Материалы по теме

00:02 — 22 мая

«Мне желают сдохнуть, когда выйду из больницы»

Из-за коронавируса в России стало больше жертв травли в интернете. Как с этим бороться?
В начале июля вице-спикер Госдумы Ирина Яровая обратилась в Генпрокуратуру, Следственный комитет и Верховный суд РФ с просьбой проверить онлайн-площадки, на которых детей доводили до суицида. Результаты помогут понять, какие меры нужно принять, чтобы помочь детям избежать травли.

Самоконтроль социальных сетей, которые пока работают без единых для всех правил модерации, показал свою эффективность не в полную силу: травля, которая чаще всего начинается в стенах школы, до сих пор перетекает на онлайн-площадки. Необходимость контролировать размещаемый контент сегодня не закреплена законодательно, что создает различные сложности, к примеру, для удаления размещенных без ведома человека фотографий или информации о нем. Перевод модерации в правовые рамки многие эксперты считают еще одним важным шагом в борьбе с онлайн-травлей. Закон о саморегулировании в сфере борьбы с деструктивным контентом уже разрабатывается в Госдуме.

Как понять, что ребенка обижают в школе

Подростки часто предпочитают молчать о своих проблемах: они думают, что вмешательство родителей или учителей лишь усилит конфликт. Ещё одна причина молчания – боязнь того, что взрослые не поймут или осудят (мол, уже большой, сам разбирайся).

И всё же существует ряд признаков, которые могут свидетельствовать об издевательствах со стороны одноклассников.

Фото: https://pixabay.com/photos/trauma-injured-violent-tear-3485235/

  • Физические повреждения, причины появления которых подросток не в силах объяснить. Либо его объяснения кажутся надуманными.
  • Изменения в характере, поведении.
  • Проблемы со сном. Ребёнка мучают кошмары, он не может заснуть.
  • У него «теряются» вещи: телефоны, наушники, золотые серёжки, куртки. Либо эти вещи «вдруг» ломаются, рвутся, пачкаются.
  • Подросток придумывает всяческие отговорки, лишь бы не идти в школу. То у него живот заболел, то температура поднялась. Кстати, возможно, боли в животе действительно присутствуют, поскольку так может проявляться психосоматика.
  • Меняется пищевое поведение. Подростки, особенно девочки, перестают есть. Такое часто происходит, если ребёнка дразнят из-за лишнего веса.
  • Портится успеваемость, учителя жалуются на то, что ребёнок потерял интерес к учёбе. В дневнике появляются соответствующие записи.
  • Внезапные ссоры с приятелями, одноклассниками. Подросток не гуляет после уроков, не звонит друзьям.
  • Любое отклоняющееся от прежней нормы поведение: скандалы, аутоагрессия, побеги из дома, истерики.

Как не стать жертвой? О виктимном поведении — на примере фильма «Чучело»

В беседах с ними «на ура» пришелся знаменитый фильм «Чучело». Фрагменты из киноленты оказались очень показательными и доступными для детей.

Фрагмент номер один. Новенькая девочка приходит в класс. Не успевает переступить порог, как одноклассники ставят ей подножку и начинают потешаться. В чем причина насмешек? В том, что девочка неловкая, неуклюжая, с растерянной улыбкой? Или в том, что ее дедушка, знаменитый коллекционер картин, носит заплаты на пальто? Да нет: просто в этом классе насмешки и издевки — привычный стиль общения Вон у каждого второго клички, и не самые приятные. Ведет ли себя Лена как жертва? Вовсе нет. Не плачет, не обижается — открыто каждому улыбается и смеется вместе со всеми. Очень правильная модель поведения.,. Возможно, ее бы и не стали травить в классе. Ведь обижают только того, кто обижается. А почему на нее класс ополчился — это уже другая история.

Перематываем на другой кадр. Лена выходит из парикмахерской. Толпа одноклассников (озверевших от обиды на то, что «в Москву не взяли») окружает девочку и начинает обстреливать из трубочек. Что делает девочка? Почему не зайдет обратно в парикмахерскую? Не позовет на помощь взрослого человека? Не развернется резко, со словами «Отстаньте от меня!» не уйдет домой? Нет, она растерянно смотрит на толпу озверевших одноклассников, неловко уворачивается от выстрелов, хватается на ушибленные места. Ведет ли она себя, как жертва? Да!

Дальше — больше. Одноклассники забираются к Лене в сад, снимают с веревки ее платье. А потом этим самым платьем начинают игру в «собачки». Показали — подразнили — принялись перебрасывать друг другу. Лена бегает по кругу, тшетно пытаясь поймать свое платье. Зачем она это делает? И какое поведение было бы в этой ситуации самым логичным? Махнуть рукой, пойти домой. А дома рассказать взрослым, что какие-то маловменяемые дети залезли в сад и фактически совершили кражу. А взрослые пусть идут к родителям хулиганов с требованием купить новое платье. Или в милицию. Или к директору школы. И это уже станет проблемой хулиганов. А девочка, которая, как собачка, бегала по кругу и судорожно пыталась выхватить платье из рук озверевшей толпы, как раз вела себя как типичная жертва.

Возможно, пример героини «Чучела» был немного искаженным (там ведь еще и любовные переживания девочки были замешаны), но тем не менее. Я уверенно транслирую подросткам следующее: ты должен знать, что НИКТО, ни при каких обстоятельствах не имеет права ТАК с тобой обращаться. Когда насмешки и издевки воспринимаются не как должное (я заслужил, я виноват, я плохой), а как нечто абсолютно чужеродное — именно это позволяет не превратиться в жертву.

А алгоритм действий уже будет продиктован обстоятельствами, помноженными на темперамент: то ли лениво о, то ли маме пожаловаться, то ли распахнуть ногой дверь в кабинет директора школы и громко потребовать прекратить беспредел со стороны одноклассников. Любой вариант будет правильным — но только не глотать молча слезы с мыслями «так мне и надо».

Ребенка обижают в школе: что делать

Нет единственно верного ответа на вопрос, как бороться с буллингом. Но самое главное очевидно – необходимо заявить о проблеме, озвучить её, назвать издевательство издевательством. Тогда агрессоры и свидетели поймут, что это не прикольный междусобойчик, а постыдный поступок. Сделать это должен учитель или директор.

Психологи убеждены, что решать ситуацию в плоскости «жертва – буллер» бесполезно, поскольку так или иначе в этом процессе задействован весь класс. Поэтому главная задача педагога и школьного психолога – создать нормальную атмосферу в коллективе. Но всё это возможно, если учителя и дирекция идёт навстречу просьбам родителей.

Если буллинг – психологический либо физический – не прекращается, нужно действовать по-другому.

Борьба с психологическими (другими) издевательствами

Действуйте следующим образом.

  1. Обратитесь в дирекцию школы. Обязательно приложите к обращению письменное заявление. Перечислите все факты, свидетельствующие о буллинге, последствия подобных издевательств. Согласно законодательству, директор должен отреагировать на заявление в течение месяца.
  2. Выдвигайте свои предложения. Возможно, у вас есть мнение, как можно решить проблему. Выдвигайте его, обсуждайте с психологами, педагогами. Привлекайте людей со стороны – возможно, это будет специалист из частного учреждения.
  3. Обращайтесь в вышестоящие инстанции. Если школьная администрация не реагирует, напишите заявление в Гороно или Районо, Рособрнадзор, омбудсмену по правам ребёнка в вашем регионе. Чиновники должны реагировать на подобные обращения в течение месяца.
  4. Вспомните об общественности. Если и это не помогает, то бейте во все колокола. Пишите посты в социальных сетях, обращайтесь за помощью к популярным информационным сайтам, газетам и каналам. Как вариант – обратитесь в организации, занимающиеся подобной проблемой.

Борьба с физическими издевательствами

Это очень опасно. Нужно сделать следующее.

  1. Не пускайте ребёнка в школу, если он пришёл оттуда с серьёзными травмами.
  2. Обязательно обратитесь за медосвидетельствованием. Доктор снимет побои, даст справку. Это доказательства! В их качестве также могут выступить сообщения с угрозами, видеоролики с побоями.
  3. Обратитесь в полицию и прокуратуру.
  4. Напишите заявление на имя чиновника, отвечающего за образование в вашем городе или регионе.
  5. Обратитесь к общественности. Это могут быть некоммерческие организации, пресса, депутаты, омбудсмен.

Как помочь ребёнку

Но самое главное – помочь объекту травли. Как это сделать?

Фото: https://pixabay.com/photos/family-mom-daughter-baby-teen-3817046/

  • Продемонстрируйте, что вы на стороне подростка. Нельзя говорить ему, что это пройдёт, что он сам виноват, мол, не обращай внимания и пр. Ребёнок ищет у вас защиты и поддержки. Вы обязаны их предоставить.
  • Обратитесь психологу. У ребёнка из-за травли неизбежно страдает самооценка, нарушается понимание о том, как нужно общаться с ровесниками в социуме. Нужна квалифицированная помощь психолога.
  • Поднимите самооценку ребёнку. Конечно, это нелёгкий процесс, комплексный, продолжительный. Но без этого невозможно будет вернуть подростка к нормальной жизни. Что можно сделать? Предложите хобби, спортивные секции. То есть то занятие, где он сможет увидеть собственную значимость.

Не ждите, что ситуация наладится без вашего вмешательства. Конечно, в какой-то момент агрессорам может надоесть издеваться над вашим ребёнком и они переключатся на другую жертву (что тоже ужасно). Но к этому времени проблема зайдёт уже слишком далеко, а детская самооценка опустится ниже нижнего предела.

Психологические портреты участников травли

В ситуации буллинга участвуют жертва, преследователь и наблюдатели. Психологи пришли к выводу, что каждая из ролей — в какой-то степени отражение личностных качеств человека. Поэтому дети с определенными особенностями характера находятся в “группе риска”.

Типичная жертва школьных агрессоров

Чаще всего жертвой школьных издевательств становятся дети , обладающие такими чертами, как:

  • сентиментальность
  • чувствительность
  • повышенная тревожность
  • заниженная самооценка
  • склонность к одинокому досугу.

Дети с подобным характером мало играют со сверстниками, предпочитая общество взрослых, книгу, компьютерные игры. Они часто плачут, подвержены приступам грусти, не любят спорт и находятся в слабой физической форме. Типичная жертва преследований замкнута, не ладит с окружающими, низко оценивает свою привлекательность и ум.

Перечисленные качества появляются как последствия травли, но могут и спровоцировать её. Для агрессивно настроенных сверстников эти свойства личности — сигнал, что перед ними легкая добыча.

Детей со слабым здоровьем преследуют чаще, особенно, если хронические болезни повлияли на внешность ребенка. Среди заболеваний, которыми страдают жертвы буллинга, на первых местах следующие:

  • ожирение
  • диабет
  • СДВГ
  • аутистические расстройства
  • эпилепсия
  • гормональные патологии.

Нередко преследуются девочки и мальчики, чья внешность и манеры воспринимаются сверстниками как не соответствующие гендеру. “Феминные” юноши или девушки, предпочитающие гендерно-нейтральную одежду и аксессуары, сталкиваются с угрозами и агрессией чаще остальных.

Характерные черты ребенка-преследователя

Типичный зачинщик травли имульсивен, обладает взрывным темпераментом и издевается над другими, чтобы самоутвердиться. Ребенок может быть нарочито грубым, демонстрировать отсутствие эмоций и показную агрессию, создавать имидж отщепенца и маргинала.

На деле такое поведение — лишь маска. Преследователи обычно хорошо социализированы, пользуются авторитетом, окружены приятелями и, не в пример жертвам, редко испытывают одиночество. Дети-агрессоры гораздо меньше склонны к депрессиям и тревожным расстройствам, чем аутсайдеры.

У преследователей высокий эмоциональный интеллект, который они используют для манипулирования другими, используя их чувства и состояния. Они третируют слабых, чтобы получить материальные и психологические выгоды: авторитет, власть, деньги, ценные вещи. Обижая другого, агрессор получает моральное удовлетворение — подтверждение своей силы.

Провоцирующая жертва

Некоторые дети совмещают манеру поведения агрессора и жертвы; выступают в обеих ролях по отношению к разным людям. Например, получив оскорбление от главного хулигана школы, спешат отыграться на безобидном ребенке из своего класса. “Провоцирующая жертва”, как таких детей называют психологи, нередко ведет себя агрессивно. У нее слабый самоконтроль и уровень социальной адаптации, низкая популярность в классе. Ребенок тяжело усваивает информацию, часто испытывает тревогу, депрессию. Он редко пользуется любовью учителей, склонен к суицидам, членовредительству.

Свидетели буллинга

Поведение свидетелей определяет развитие конфликта. Получив поддержку, хулиган усиливает нападки, но видя осуждение и сострадание жертве, прекращает их.

Большинство детей в глубине души сочувствуют жертве, но из страха занять ее место не поддерживают преследуемого. В душе у свидетелей бушуют противоречивые чувства — вина за пассивность и желание напасть на жертву вместе с зачинщиком. Если дети постоянно наблюдают унижение слабого, то постепенно теряют способность сочувствовать.

Роль учителя в происходящем

Глядя на разворачивающуюся у них на глазах трагедию, дети дублируют отношение учителя к происходящему. Педагоги часто пускают травлю на самотек, считая, что она научит ребенка здоровому взаимодействию с членами коллектива. Учитель перекладывает ответственность с агрессора на жертву, руководствуясь стереотипами:

  • нужно уметь постоять за себя
  • нельзя избегать общества других
  • травля учит адаптироваться в социуме.

Учитель может и не озвучивать подобные убеждения. Дети перенимают эту политику неосознанно, руководствуясь примером педагога, особенно если тот пользуется авторитетом. Хотя классный руководитель понимает механизмы и возможные последствия происходящего, в ряде случаев он предпочитает сохранять нейтральную позицию и не вмешиваться. Из-за этого буллинг продолжается и может принимать угрожающие формы. Взрослый при желании способен остановить насилие; от его поведения зависит, насколько безопасно чувствует себя ребенок в школьном коллективе.

Переводить ли ребёнка в другую школу

Принято считать, что не стоит переводить пострадавшего от буллинга подростка в другое учебное заведение. Мол, если уж он здесь выступает в роли жертвы, то и на новом месте его ждёт то же самое. Это неверная точка зрения. Мы говорили выше, что объектом травли может стать абсолютно любой ребёнок, а ситуацию ухудшает невмешательство педагога.

Если же у ребёнка будет возможность выбора коллектива, учителя или школы, то подобный переход потенциально способен переломить ход истории. Тем более нужно менять учебное заведение, если педагоги закрывают глаза на проблему, а то и винят в сложившейся ситуации самого подростка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лечение души
Для любых предложений по сайту: [email protected]