Приказ Федеральной антимонопольной службы от 16 июня 2014 г. N 390/14 г. Москва «Об утверждении Порядка определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муницип

Мозг управляет процессами жизнедеятельности организма, крупной и мелкой моторикой, когнитивными функциями – ориентацией в пространстве, мыслительной деятельностью, способностью к обучению. Мозг координирует работу внутренних органов, мышц, желез внутренней секреции, систем: дыхания, кровообращения, пищеварения. Чтобы получить представление о влиянии конкретных мозговых центров на работу организма, важно разобраться, за что отвечают доли, отделы, участки мозга, в том числе левое полушарие.

Функции левого полушария

Мозг разделен бороздой на две части. Полушария покрыты слоем серого вещества – корой мозга. Они состоят от отделов, которые отвечают за выполнение узких задач. В левом полушарии находятся затылочная, теменная, височная, лобная доли, что полностью повторяет структурное деление головного мозга с правой стороны.

Два полушария наделены однотипными и кардинально отличающимися функциями. Левое полушарие у женщин и мужчин отвечает за мыслительные процессы, что определяет важную роль этого участка мозга в общей иерархии процессов психического регулирования.

От качества работы левого полушария зависит физическая деятельность правой половины туловища, навыки чтения, письма и речи, способность к логическому мышлению и решению задач математического типа. Когда человек поднимает правую руку, сигнал воспроизвести действие поступает из левой половины мозга. Основные функции левого полушария головного мозга:

  1. Логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Анализ происходящих событий и свершившихся фактов.
  2. Прагматизм, рационализм. Способность к планированию будущих ситуаций.
  3. Смысловое восприятие речевой информации. Понимание буквального смысла слов и выражений.
  4. Воспроизведение речи.
  5. Способность к письму, чтению, счету. Левое полушарие мозга у взрослых и детей отвечает за идентификацию математических чисел и буквенных символов.
  6. Самосознание.
  7. Положительные эмоции, чувство счастья.

Обработка данных выполняется поэтапно. Затылочная доля с левой стороны воспринимает, обрабатывает и хранит знаковые и кодовые системы – буквы, цифры, дорожные знаки. Височная доля в левой половине головы дифференцирует звуки родного и иностранного языков, сохраняет в памяти слова и фразы. Теменная доля несет ответственность за артикуляционные навыки.

Произнесение разных звуков сопровождается определенным положением языка, губ, щек. Подвижные элементы челюстно-лицевого аппарата перемещаются относительно неба, гортани, зубов. В результате образуются разные звуки, из которых складываются слова и речь. Теменная доля левого полушария – участок головного мозга, который выполняет математические операции.

Лобная доля в левой половине головы регулирует речевую функцию – подбирает слова и определяет порядок их сочетания в рамках предложения для передачи необходимой смысловой информации. Лобная доля прогнозирует результат какого-либо действия, координирует работу всех отделов мозга, которые участвуют в процессе восприятия, обработки и хранения информации, поступающей из окружающего пространства.

Чем лев лучше других?

Одним из возможных вариантов называют басню Эзопа, посвященную дележу добычи между зверями. В оригинале ведущая роль отводилась непосредственно льву, хитрой лисе и трудолюбивому ослу. Впоследствии сюжет неоднократно повторялся за авторством:

  • Тредьяковского;
  • Сумарокова;
  • Хемница;
  • Крылова;
  • Лафонтента;
  • Федра.

Сохранялись некие обстоятельства охоты, разделение некоего сокровища, земель, еды, а также основной персонаж – царь зверей. В первозданном виде нельзя было говорить, много это или мало – «львиная доля», поскольку фразеологизм максимально сближался с понятием «все» и равнялся 100%. В достатке оказывался один герой, в то время как прочим выпадал тяжкий труд и лишения.

Последствия сбоев в работе левой половины мозга

Если в левом полушарии происходят патологические изменения, мозговые центры работают некорректно. В результате человек частично или полностью теряет способности, которые регулируются левосторонними отделами мозга. Нарушения проявляются симптомами:

  • Утрата навыков речи.
  • Ухудшение мыслительной деятельности и когнитивных способностей.
  • Необъективная оценка внешней информации, неспособность к логическим выводам.
  • Искажение функции самосознания. Человек не ощущает двигательных и речевых нарушений, не стремится к выздоровлению.

При тяжелых поражениях мозговой ткани в левой части головы, развиваются правосторонние парезы, параличи и ухудшение сенсомоторных навыков – освоенных до состояния автоматизма комплексов движений.

Анатомия

Кпереди от центральной борозды (лат. sulcus centralis) параллельно проходит прецентральная борозда (лат. sulcus precentralis); извилины ограничивают вертикально расположенную прецентральную извилину (лат. gyrus precentralis). От прецентральной борозды продольно идут верхняя и нижняя лобные борозды, между которыми расположены верхняя, средняя и нижняя лобные извилины. Ниже расположенная латеральная борозда вдается в нижнюю лобную извилину, разделяя её на три части: крышечную (лат. pars opercularis), треугольную (лат. pars triangularis), глазную (лат. pars orbitalis)[1].

Как развивать левое полушарие мозга

Многие люди мечтают улучшить и развить способности, которые регулируются левым полушарием мозга, понимая, как подобное самосовершенствование отразится на качестве жизни и личных достижениях. Людям, у которых левосторонние отделы работают интенсивно, без сбоев, проще учить иностранные языки. Им легко даются исследования в области медицины и точных наук, аналитическая деятельность, составление обзоров, научное прогнозирование.

Для развития левого полушария в детском возрасте врачи рекомендуют тренировать мелкую моторику. Детям дают мелкие предметы, из которых нужно собрать конструкцию, головоломки для выкладывания цепочек, изображений, пазлов. Малышам предлагают рисовать, выводить карандашом знаки, лепить из пластилина, заниматься плетением.

Благодаря подобным упражнениям развиваются мозговые структуры в левой половине головы. Принцип и подход к задаче, как развивать мозг в области левого полушария у ребенка или взрослого – идентичен. Врачи советуют больше нагружать мозговые структуры, увеличивать объем работы, на который ориентированы мозговые центры, расположенные слева. Несколько упражнений для тренировки мозга:

  1. Зеркальное рисование. Берут лист бумаги и два карандаша, рисуют на листе одновременно обеими руками одинаковые цифры, буквы, символы, знаки.
  2. Кольца. Смыкают кончик большого пальца поочередно с кончиками всех других пальцев рук, чтобы получалось замкнутое кольцо. Упражнение делают быстро, сначала одной правой рукой, затем вместе обеими руками.
  3. Знаки пальцами. Правой рукой показывают знак «Виктория» («V»), поднимая вверх прямые указательный и средний пальцы, сжимая в кулак остальные. Левой рукой показывают знак «Ок», смыкая кончики указательного и большого пальцев, поднимая остальные пальцы прямо вверх. Выполнять быстро, менять руки.

Упражнения тренируют внимание, память, способность быстро переключаться на выполнение разноплановых задач. Оттачивается координация движений и мелкая моторика, развиваются соответствующие отделы мозга.

Математические задачи

Чтобы заставить левое полушарие интенсивно работать, врачи рекомендуют поступать, как с тренировкой мышц – повысить нагрузку на этот отдел мозга. Он отвечает за мыслительную деятельность, навыки вычисления, математические операции с числами. Математические и логические задачи помогут улучшить деятельность мозговых центров слева. Несколько заданий:

  1. Быстро сложить сумму всех целых числе от 1 до 100 без использования калькулятора. Ответ: В границах промежутка от 1 до 100 всего 49 пар чисел, которые в сумме дают 100 (1 и 99, 2 и 98, 3 и 97 и т.д.). Чтобы быстро высчитать искомую сумму нужно 49 умножить на 100 и прибавить два числа без пары – 50 и 100. Получится 5050.
  2. Отцу и двоим сыновьям нужно перебраться через реку. На плоту одновременно могут разместиться или два сына или один отец. Как перебраться всем троим? Ответ: Сначала на противоположный берег перебираются оба сына, затем один возвращается к отцу, другой – остается на причале. Отец пересекает реку и оказывается на противоположном берегу. Сын, который оставался на причале, возвращается за братом. Они оба преодолевают водную преграду.
  3. 5-литровая банка заполнена соком. Как отлить из 5-литровой банки ровно 1 литр, используя две пустые банки объемом 2 и 3 литра. Ответ: Отливают из 5-литровой банки 3 литра в трехлитровую, затем из 3-литровой доверху наливают 2-литровую банку. В 3-литровой банке остается 1 литр. Из 2-литровой банки выливают сок обратно в 5-литровую, где получилось ровно 4 литра.

Кроссворды

Чтобы активировать свои собственные умственные способности, эксперты советуют разгадывать кроссворды, сканворды, филворды, судоку и другие формы интеллектуальных игр с цифрами и словами.

Что изменилось за века?

Важно отметить, что смысловая нагрузка изменилась. Параллельно существует выражение Leonīna societas, оно же «Львиное содружество» по мотивам все того же произведения Эзопа. За ним скрывается такой тип отношений, когда один участник соглашения получает только прибыль, пока другой вынужден единолично оплачивать все убытки. Абсолютная несправедливость, отсутствие даже намека на равноправие. Но выйти из договора невозможно, поскольку «товарищ» выбил такие условия по праву сильного.

Со временем в исследуемом словосочетании акцент сместился с позиции «забрать все в ущерб другим» в положение «получить лучшую или большую часть». Если изначально был строго отрицательный подтекст, современную версию можно употреблять практически в любой ситуации. Сейчас львиная доля – это изрядное количество разных показателей:

  • сокровищ, дохода, акций — в классической интерпретации;
  • страданий, труда, любви — в обновленной версии.

Так, говорящий с помощью фразеологизма может заявить, что на воспитание детей уходит половина семейного бюджета. Или обозначить психологическое, душевное состояние матери, если с ребенком случается какая-то беда, ведь именно на родителей приходится основная эмоциональная нагрузка в кризисной ситуации.

Височные

Они отвечают за слух, превращая звуки в образы. Именно они обеспечивают восприятие речи и коммуникацию в целом. Доминантная височная доля головного мозга позволяет наполнить смыслом услышанные слова, подобрать нужные лексемы для того, чтобы выразить свою мысль. Недоминантная помогает распознать интонацию, определить выражение человеческого лица.

Передние и средние височные отделы отвечают за обоняние. Если в пожилом возрасте оно теряется, это может сигнализировать о зарождающейся болезни Альцгеймера.

Гиппокамп отвечает за долговременную память. Именно он хранит все наши воспоминания.

Если поражены обе височные доли, человек не может усвоить зрительные образы, становится безмятежным, а его сексуальность зашкаливает.

Показания к МРТ затылочной части головы

Описать стандартизированные показания к выполнению магнитно-резонансной томографии невозможно. Возможности обследования постоянно совершенствуются. Инновационные технологии аппаратов большой мощности (высокопольные) увеличивают пределы разрешающей способности метода до 0,3 мм. Чем сильнее магнитное поле, тем выше цена томографии.

Распространенные показания к МРТ сосудов головы и шеи:

  1. Боли при повороте головы;
  2. Периодическая утрата сознания;
  3. Онемение затылка;
  4. Боли лимфоузлов;
  5. Патология щитовидной железы;
  6. Быстрая утомляемость;
  7. Расстройства артериального давления;
  8. Заболевания пищевода, гортаноглотки;
  9. Исключение опухолей головы;
  10. Покалывания верхних конечностей.

МР-томография назначается при выявлении одного или нескольких признаков. Самостоятельное определение симптомов – повод обращения к врачу. Не всегда специалисты назначают магнитно-резонансную томографию. Иногда другие диагностические способы позволят рациональнее диагностировать патологию. Комплексное сканирование назначается для определения изменений сосудистого ствола, нервных волокон важных центров.

Визуализация мягкотканого компонента помогает выявить тромбы, атеросклеротические бляшки внутри артерий, патологию кровоснабжения. Многочисленные срезы определяют расположение жировых скоплений, сгустков крови, мягкотканых образований. Под наркозом лучше делать МРТ головы детям после исключении аллергии на контраст.

Многочисленные пороки развития артериальной сети головы, шеи лучше верифицируются контрастированием. Процедура предполагает внутривенное введение препаратов солей гадолиния. Соединение является парамагнетиком, усиливающим видимость стенки артерий и вен. Сканирование по ходу распределения контраста оценивает скорость движения крови, диагностирует патологические ходы, кровоизлияния.

Полученная информация необходима для определения тактики лечения, планирования оперативного вмешательства.

Что такое доля, и откуда она взялась?

«Такая доля», «выпало на долю», «тяжелая доля» – всё это привычные для слуха русского человека выражения. Что такое доля и как это понятие связано с культурой восточных славян – читайте в нашем новом материале.

Принять до конца

Слово «доля» служит для обозначения судьбы наряду с такими словами, как «участь» и «удел» (от глагола «делить»). Уже эти слова в связке говорят нам о том, что судьбу восточные славяне понимали как некую часть от общего блага, словно кусок от целого пирога, выделяемый свыше. Только эти ломти не всем достаются одинаковые. Кому-то с подгорелым бочком, кому-то с пересушенным краем, а кому-то самое вкусное из середины. В предыдущих статьях, посвященных русалкам и представлениям восточных славян о загробном мире, мы достаточно подробно разбирали тему «неправильной» смерти. Это связано с верой восточных славян в то, что независимо от того, какая доля достанется человеку, он не должен пытаться от нее уклониться и должен принять ее до конца.

Персонификация

Персонификация судьбы в виде мифологического образа Доли характерна в большей степени для украинцев и в меньшей для белорусов. Про Долю говорили, что она рождается вместе с человеком или ее дает Бог или мать, нарекая младенца именем («как кораблик назовешь…»). Доля, не оставляя человека, определяет его счастье, степень благосостояния и профессию (ремесло, род деятельности). Еще говорили, что Доля – это душа покойного предка, которая может приносить как добро, так и зло ныне живущим потомкам. Нередко встречалось понимание Доли как непременно счастливой судьбы, тогда как персонифицированная несчастливая судьба носила имя Злыдни, Беды, Недоли.

Внешний облик Доли (или Недоли) зависит от того, олицетворением чьей судьбы она является. У работника Доля имеет облик кобылы, вола, у купца – красивой девушки, у несчастного человека она одета в обноски, а у счастливого – в красивые добротные одежды. А еще говорили, что облик Доли зависит от перемен в жизни. Так, одной крестьянке Доля явилась медведем, хотя всегда являлась женщиной. Вскоре у той крестьянки умер отец.

Если Доля ленива, не любит работать и помогать своему человеку, то он будет бедствовать. Исправить положение такой человек может, найдя свою Долю-лентяйку и побив ее, чтобы неповадно было. Но куда интереснее другое представление о бедности: занятие человека не своим делом, незнание, где же его Доля. Тогда рецепт иной. Этому человеку необходимо отправиться на поиски своей Доли и, найдя, спросить о своем призвании. Если поступить по совету Доли, тогда наступит счастье. Однако некоторые поверья гласят, что Долю можно увидеть в жизни всего дважды: сразу после рождения и прямо перед смертью.

Другое поверье связывает несчастья человека с несчастной Долей, то есть Недолей. Причем в жизни человека тогда ничего не складывается: сколько бы он усилий ни прилагал, все равно дети будут постоянно болеть, скотина – дохнуть, урожай – родиться скудным. Украинские поверья гласят, что Недоля выглядит как голый человек, или дряхлый старик, или девушка с лицом старухи, или калека, или голая кошка, или дохлая собака и т. п. Недоля и в дом хозяйский без спроса войдет, и вести себя будет, всем видом показывая, какая она несчастная.

Избавиться от Недоли сложно, но можно. В народе говорили, что для этого нужно хитростью заманить ее в мешок, завязать его и бросить в болото.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]