Сублимация: что означает этот термин по Фрейду, в современной психологии и повседневной жизни

  • KtoNaNovenkogo
  • ЧАстые ВОпросы
  • Вы здесь

17 ноября 2019

  1. Сублимация — это…
  2. Ее суть простыми словами
  3. Теории сублимации
  4. Почему сублимировать полезно
  5. Как это делать эффективно
  6. Заключение

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин сублимация очень разноплановый и применяется в различных областях жизнедеятельности человека начиная с химии и заканчивая психологией.

Именно в последней области это слово получило наибольшую популярность. Известные психологи пришили к выводу, что сублимировать человеку полезно и даже жизненно необходимо.

Сублимация

Сегодня мы рассмотрим это понятие со всех сторон и особо остановимся на психологическом аспекте, ибо умение правильно сублимировать необходимый шаг к счастью.

Сублимация — это…

Термин «сублимация» в переводе с латинского «sublimare» буквально означает «замещать», «подменять».

Простыми словами сублимация – это замена одного на другое.

Понятие используется в разных сферах жизнедеятельности:

  1. Сублимация в химии – это переход вещества из твердого состояния сразу в газообразное, минуя жидкое;
  2. В пищевой промышленности – это извлечение льда из продуктов, подвергшихся заморозке (а в армии еще бывает сублимированная картошка, т.е. обезвоженная);
  3. В полиграфия сублимация – это перемещение изображения с одного места на другое.

Однако, чаще всего, термин относят к психологии – ее психоаналитическому течению, так как впервые о нем заговорил небезызвестный З. Фрейд. В 1900 году он описал сублимацию, как трансформацию биологической энергии в социальную.

С его точки зрения, сублимация — это защитный механизм психики, заключающийся в избавлении организма от чрезмерного напряжения, осознать и реализовать которое индивид по разным причинам не в состоянии.

В то время речь шла о либидо (что это?): неразряженное сексуальное напряжение «находит себя» в творческой деятельности индивида. Проще говоря – испытывая сильное половое влечение, но не имея возможности его реализовать, человек садится рисовать, шить, танцевать и т.д.

То есть, сублимировать – это, по сути, подменять способ реализации своей потребности.

В современной интерпретации термин имеет более широкое определение.

Ученые пришли к выводу, что с помощью механизма сублимации психика удовлетворяет не только запретные сексуальные желания, но и любые другие.

Так происходит в том случае, когда личность подсознательно хочет чего-то неприемлемого, порицаемого обществом, стыдного, претящего морали, божьему и государственному законам.

Суть метода

Итак, что означает способ сублимации? В психологии, простыми словами, это действие можно объяснить следующим образом. Психоанализ трактует метод как трансформацию влечений человека. Сегодня такая трактовка несколько расширилась.

Объяснение метода зависит от ситуации. Но в то же время определение означает перенаправление импульсов, которые неприемлемы в обществе, в общественно-полезный труд. Анализируя произведения искусства, изучая ведущую деятельность человека, часто можно разглядеть скрытые эротические мотивы работы, которые тщательно скрываются личностью.

Сущность сублимации простыми словами

Чтобы лучше понимать, что такое сублимация, необходимо заглянуть внутрь ее механизма.

Психически здоровый человек не осознает свои «плохие» влечения, иначе, это могло бы грозить в лучшем случае конфронтацией (что это?) со своими бессознательными желаниями, противоречащими собственным ценностям и смыслам, что неминуемо привело бы к нарушению целостности личности. В худшем – необратимым психическим расстройствам, сумасшествию.

Наша психика «спасает» здоровье личности, подавляя «ненормальное» влечение и закрывая ему проход в область сознания. Но ведь потребность никуда не девается: ее сила растет и требует выхода.

Тогда в дело вступает сублимация – перенаправление скопленной энергии вовне, в занятия, которые одобряются социумом.

Таким образом, и аффект разряжен, и человек остается хорошим, не нарушая личных и общественных правил. Например:

  1. индивид, имеющий садистические наклонности, влечение причинять боль другим, становится хирургом, перенаправляя «некрасивое» желание в полезное русло;
  2. люди с высокой сексуальной энергетикой выражают себя через искусство, как правило, художество. Занятия танцами с эротическими элементами также позволяют выразить через тело энергию бушующего либидо (стриптиз, танец живота, танго, бочата и другие).

Сублимация имеет место в нашей повседневности: через спортивную активность можно избавиться от агрессивности, похоти. Часто женщины, внутри которых бушуют сильные негативные чувства, начинают отчаянно мыть свое жилище, готовить пищу, усердно орудуя ножом.

Таким образом, сублимировать – означает, давать выход своим подавленным эмоциям через различные занятия.

Вместо вывода

Любая сублимация может перерасти в способ заработка, ведь любая проблема дана для чего-то. Может быть, как раз для того, чтобы открыть в себе новые таланты. Нужно обязательно заставить себя сделать шаг навстречу жизни, делиться своими переживаниями, не носить их в себе.

Можно привести пример с тортом. Например, у вас есть торт. Огромный такой, с большим количеством жирного крема, трёхъярусный. Но вы не хотите с ним делиться, носите везде за собой. Вам кажется, что этот торт не понравится другим. И вам нужно есть его самостоятельно, приходится питаться только им, а он всё не кончается.

И вот от него уже тошнит, уже невозможно его самостоятельно есть, болят руки и спина оттого, что носишь за собой, хочется уже его кому-нибудь отдать. Очень важно поделиться этим тортом с друзьями, родственниками, просто прохожими людьми, чтобы стало легче.

Точно так же происходит и со своими негативными переживаниями и мыслями. Чтобы стало легче, нужно делиться ими с миром.

Что-то не понравилось в данной статье, есть что добавить или вы нашли ошибку? Обязательно напишите об этом в комментариях. Ни один комментарий не останется без внимания!

Психоаналитические теории сублимации

Наиболее яркими, интересными теориями сублимации считаются труды противоречащих друг другу психоаналитиков – Зигмунда Фрейда и Карла Юнга:

  1. З. Фрейд рассматривал сублимацию, как самый полезный из защитных механизмов психики: человек остается сохранным и уравновешенным даже при невозможности открыто удовлетворять свои сексуальные потребности, перенаправляя их в другое русло. Психолог считал, что сама цивилизация и продукты ее деятельности возникли благодаря этой защите.

    В виде примера он описывал персону Леонардо Да Винчи, внесшего огромный вклад в разные научные течения: гениально у него получалось абсолютно все, за что он брался. При этом Да Винчи вообще никак не интересовался сексом и всем, что с ним связано. Фрейд утверждал, что энергия полового либидо гения полностью трансформировалась.

  2. К. Юнг критиковал коллегу за научный подход и имел отличную точку зрения: данный феномен он наделял мистическим характером, связывая его с алхимией. По его мнению, сублимация – это тайна процесса изготовления золота с помощью огня и первоначальной материи.

О сублимации много и вроде бы подробно написано в различных книгах по психоанализу, но все это кажется тем более запутанным, чем более подробно излагается.

Вот что говорит Словарь по психоанализу:

«Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты. …На протяжении всего своего творчества Фрейд называл сублимацией — в экономическом и динамическом смысле — некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, явно не направленным к сексуальной цели: это, например, художественное творчество, интеллектуальное исследование и вообще ценные с точки зрения общества виды деятельности. Побудительную причину такого рода поведения Фрейд видел в преобразовании сексуальных влечений: …Сублимация — часто используемое в психоаналитической литературе понятие; оно настолько отвечает глубинным задачам фрейдовского учения, что трудно даже понять, как можно без него обойтись. Однако мы не располагаем связной теорией сублимации, что остается существенным пробелом в психоаналитической мысли». …Вообще Фрейда обвиняют в пансексуализме не только оттого, что он ВСЕ выводил из сексуального влечения (в конце концов, это один из наиболее ярких примеров работы человеческого бессознательного), но во многом еще и потому, что он как раз продвигал эту теорию сублимации: мол, любое творчество — есть реализация невостребованной сексуальной энергии (либидо). И возможно, подобный «энергетически-сексуальный» подход оттолкнул очень многих от РАЗУМНЫХ основ фрейдовского психоанализа… Поэтому рискну поговорить относительно сублимации несколько «в ином ключе»: не с точки зрения сексуальности (по крайней мере сразу), а для начала — с точки зрения биологии. И как ни странно, разговор о сублимации мы начнем с разговора об амебе.

  • Присмотримся внимательнее к движенью амебы (которое иначе называется таксис). В частности, к такой разновидности, как хемотаксис — направленное движение амебы, вызванное наличием в некоей точке окружающей среды того или иного химического раздражителя. Если создать подобную неравномерность концентрации — скажем, капнуть «на краешек» наблюдаемой емкости немного кислоты — амеба от этого места будет «убегать» (так называемый отрицательный хемотаксис). Если вместо кислоты капнуть некоей белковой субстанции (являющейся для амебы пищей) — мы получим приближение к этому месту (или положительный хемотаксис).Так вот, позволю себе предположить, что даже на уровне амебы между раздражителем внешней среды и действием (реакцией) есть некое «промежуточное звено», заставляющее живой организм на самом «примитивном уровне» избегать «неприятного» воздействия и «прибегать» к приятному. И по крайней мере есть некий «центр», который определяет это «приятное и неприятное» и заставляет добиваться первого и отдаляться от второго. Таким образом весьма вероятно, что все живое (и человек в том числе) наделено некими «центрами удовольствия и неудовольствия», которые как раз и определяют поведение особи — избегать неудовольствий и двигаться к удовольствиям (а точнее говоря — избегать ОЩУЩЕНИЙ неудовольствия и двигаться к ОЩУЩЕНИЯМ удовольствия).

Понятно, что когда биологическая организация становится сложнее, чем у амебы :), тогда эти «голод не тетка»: ему приятен сам процесс активного движения при добыче еды! По крайней мере — особь, для того, чтобы выжить, просто должна получать удовольствие от самого по себе процесса спонтанного бега по лесу, в том числе на голодный желудок… А неприятные действия — это любые действия, ведущие к ухудшению «личной безопасности», увеличивающие риск гибели особи (или вида) и страдания в той или иной форме. Подобные действия сами по себе вызывают «внутреннее неудовольствие» и «стимулируют» отдаляться от таких действий, избегать их. Причем это все на бессознательном, инстинктивном, «животно-биологическом» уровне, когда еще не задействованы печально известные «общественное бессознательное и социальная среда». В том числе и поэтому животные, как известно, не употребляют алкоголь и не курят :)

И можно сказать, что именно «на животном уровне» должны быть приятны все процессы (причем сами процессы как таковые, а не только их результаты), итоги которых ведут к выживанию и сохранению вида. Так, само по себе приятно спаривание, именно как «средство воспроизводства». И эта «приятность» просто необходима для выживания вида, — по той причине, что при размножении результат отделен от «процесса» на какое-то временнОе расстояние (у человека это девять месяцев), и биологически сложно было бы обустраивать схему реагирования «делай вот это только потому, что ПОТОМ от этого появится то, что тебе приятно». Но возникает иная схема: «Делай это, потому что тебе это приятно само по себе». Точно так же как волку приятно в принципе побегать за едой, хотя отдельно приятно когда-то в конце беготни получить саму еду… Да и кормить детенышей, как правило, приятно (не только грудью) — тоже пример, как приятен САМ ПРОЦЕСС, а не ожидание того, что из этого детеныша лет через 20 вырастет нечто — вот оно будет, мол, потом приятно!

И надо сказать, что подобная связка «процесс спаривания — удовольствие» формировалась в течение… не ошибиться бы… последних двух-трех МИЛЛИАРДОВ лет. То есть до человека разумного, скажем так, сексуальность «дошла» как стимул удовольствия. Но в то же время, причем на основе того же механизма, пошло движение в обратном направлении, своего рода эксплуатация «безусловно приятного ощущения», связанного с процессом человеческого спаривания, в нерепродуктивных целях. Особенно этому способствовало то, что человек, в отличие от животных, оказался готов к осуществлению процесса спаривания с пубертата и до глубокой старости, и причем все время. В итоге оплодотворение как результат, ради чего, собственно, три миллиарда лет назад был сделан приятным сам процесс совокупления, несколько потеряло актуальность (у людей овуляция в итоге не имеет внешних проявлений, как у животных), и половой акт стал как бы самостоятельным процессом «удовольствия ради удовольствия» и даже в какой-то степени неосознанным символом удовольствия!.. И в частности, уже вполне могла расцениваться как отдельное удовольствие совокупность ритмичных движений — фрикций. То есть в итоге — ритмичных движений как таковых.

  • Вот еще пример. Первобытный человек, для того, чтобы выточить каменный топор, должен произвести достаточно много ритмичных движений — ударов по камню. То, что в результате этих движений получится удобное орудие — это само по себе может оказаться приятно (буквально так — приятная неожиданность :) ). Но опять же: не очень-то надежно «заставлять совершать неприятный процесс ради приятного результата»: гораздо «надежнее биологически» сделать на уровне ассоциативных связей приятным САМ ПРОЦЕСС. А именно — ритмичные движения, воспринимаемые на глубинном уровне как часть априори приятного процесса совокупления. И если в результате этих приятных движений у первобытного человека не получится ничего — то и ладно, он эти движения, приятные ему сами по себе, повторит как-нибудь еще раз. А когда однажды у него в итоге получится полезный каменный топор — действие со временем закрепится как обучающее и развивающее не только интеллект, но и техническую оснащенность гомо сапиенса.

Точно так же монотонные ритмичные взмахи каменной мотыги были приятными не «ради будущего урожая» (о котором наши предки могли и вообще не знать, ибо так далеко пока не заглядывали), а опять же сами по себе. А «неожиданное появление урожая» постепенно закрепляло, что махать надо именно вот тут и именно тогда-то… И так далее, и тому подобное. Тут и удовольствие от ритмично раскачивающихся качелей (в том числе и кроватки, и колыбели), и народные танцы (которые в большинстве своем достаточно ритмичны), и даже некоторые трудовые процессы: взмахи, наклоны… А известный греческий «сиртаки» — тот откровенно символизирует процесс отжимания винограда на вино ногами. И вообще можно отметить, что человеку на «глубинном уровне» приятно все ритмическое: орнаменты, музыка, даже «красивые формулы». Можно вообще сказать, что «любовь к риудовольствие — спаривание». Понятно, что по мере развития интеллекта эксплуатация центра удовольствий становилась все более разнообразной. Но в любом случае этим , скажем так, «сексуально-подобные действия». От ритмичных движений и некоторой степени мышечной нагрузки («радость движения») до труда и творчества — именно как СОЦИАЛЬНО ПОЛЕЗНЫХ видов деятельности. То есть центр удовольствий начинает поощрять человека за действия, напрямую не связанные с размножением, не приводящие к непосредственной репродукции — но приводящие к развитию вида, к укреплению его устойчивости во всех отношениях! А в итоге подобной «эволюции несексуальной» деятельности — трудовой и\или творческой. Причем не столько от результата, сколько от процесса!

Да, известно, что «творческие люди» часто не застревают на результатах творчества — что называется, «пишут в стол». Ясно, что тут многое зависит еще и от личностных акцентуаций и мотиваций (оно и понятно — тут работает не один центр удовольствий, ведь опять же, человек не амеба); но все равно зачастую именно ПРОЦЕСС творчества становится приятным, причем в данном процессе у той или иной личности «добирать» с помощью того же творчества или иных «социально одобряемых» (то есть поощряемых его современным, высокоорганизованным центром удовольствий) процессов: домашнего хозяйства, зарабатывания денег, и т.п. И наоборот: если центр удовольствий человека подает сигнал «все хорошо и ничего больше не надо» (тот случай, о котором Пушкин ехидно говорил «всегда доволен сам собой, своим обедом и женой»), тогда и стимула к творчеству или тому же бизнесу может не быть. Да и либидо, кстати, тоже может быть не сильно выражено… …Однако мы забыли про «много хорошо тоже нехорошо», или говоря научными словами, и в этой области должен быть гомеостаз, или равновесие. Потому что если у человека «все ощущается как хорошо», он может либо деградировать интеллектуально (когда у него самого нет стимула поддерживать это свое «хорошо» , по крайней мере, думать о том, как это обеспечить), либо начать «искать на свою голову всяких приключений». В частности, по принципу «часто мы счастья не замечали, было как небо обычно оно».

Но тогда получается — для того, чтобы «не отупеть и не вляпаться в историю», нужно где-то брать неудовольствия? Как правило, специально их брать нигде не надо. Агрессивных факторов ВНЕШНЕЙ среды вполне достаточно для современной личности. Причем чем разностороннее контакт с этой окружающей средой — тем таких факторов больше. Соответственно, получается, что деградировать интеллектуально имеет все шансы тот человек, который по тем или иным причинам живет «под стеклянным колпаком», которого ограждают от ЛЮБЫХ контактов с внешней средой и знай рассказывают и показывают, «как у него в его ограниченной жизни все на самом деле хорошо». Точно так же человек, которого закармливают одними только пирожными, рискует получить диабет. Но тем людям, которые вынуждены лицом к лицу встречать «агрессивные факторы внешней среды» — от стихийных бедствий до всей проблематики мегаполисов с их стрессами, скученностью и тому подобными вещами — нужно таким образом что-то непременно «класть на чашу удовольствий» для достижения гомеостаза. И если брать для этой цели сексуальность как «безусловно приятный процесс» — можно было бы «уравновесить впечатления», кабы не возникшие трудности из-за «усложнения схем работы центра удовольствий современной личности»…

Прежде всего, для приятного процесса спаривания человеку нужен партнер, а в современном мире с его многослойными социальными взаимодействиями поиски партнера и процесс общения с ним могут вызвать вовсе не приятные ощущения, а наоборот, сложности. И станут дополнительными гирьками на чаше неудовольствий — плюс к тому, что там уже лежит. Даже купить партнера за деньги — многим само по себе неприятно и неприемлемо. Не забудем еще и то, что сама по себе человеческая сексуальность стала процессом очень сложным психологически, и начала выполнять много других «несексуальных» функций (в общем призванных принести все то же удовольствие). Но отдельная проблема может возникнуть, когда у двух партнеров не совпадут «назначения процесса»… И получится тоже скорее неудовольствие. При подобных ситуациях человек, у которого в данных сферах оказывается много «потенциальных неудовольствий», как раз и заменяет «парную сексуальную функцию» на одиночную — ту же трудовую или творческую, которая принесет ему в общем «такое же удовольствие, продуцируемое тем же самым горя от ума», то получается, что для гомеостаза требуется все больше «факторов удовольствия». И наряду с сексом (как процессом в общем-то продуктивным) человек начинает привлекать и другие, уже непродуктивные «факторы потенциального удовольствия или точнее ОЩУЩЕНИЯ удовольствия» — тот же алкоголь, никотин, наркотики. Да, как уже говорилось выше, «на животном уровне» употребление подобных веществ — опасно для здоровья и потому неприятно, но человек устроен сложнее, и ему становится ПРИЯТНО то «анестезирующее интеллект» воздействие (пусть временное), которое оказывает тот же алкоголь, или те социальные выгоды или ощущение «срабатывания сосательного рефлекса», которые (пусть тоже временно) дает курение. Здесь на биологическом уровне может возникнуть деструктивный процесс снижения чувствительности к опасным последствиям, и потому будет проявляться не столь выраженное биологическое неудовольствие..

Но если опять возвращаться к сублимации как к «альтернативному источнику получения удовольствия помимо секса как такового», то по сути в ней нет ничего страшного, ибо на самом деле, как говорится, «не сексом единым». И глупо было бы говорить об успешном творце или бизнесмене, что, мол, «это он потому так продуктивно работает, что у него в постели ничего не получается». Это достаточно «простое» и потому соблазнительное объяснение. Другое дело, когда «иные виды деятельности, приносящие удовольствие» ПОЛНОСТЬЮ замещают секс и при этом человек от этого СТРАДАЕТ. Вот тогда можно говорить о ПРОБЛЕМЕ. Но не ранее. Потому что многих людей, как говорится, «хватает» и на секс, и на творчество (бизнес, домашнее хозяйство и т.п.). Просто это разные источники «одного и того же удовольствия», которого человеку может требоваться много, и ему живется тем интереснее, чем из более разнообразных источников он эти удовольствия черпает. Потому что удовольствие «одного происхождения», даже самое приятное, может очень скоро надоесть и перестать выполнять свою функцию в деле обеспечения гомеостаза!

…В принципе, тема сублимации очень большая. Некоторые психоаналитики говорят о разновидностях сублимации (то бишь получении альтернативного удовольствия) «по мужскому и по женскому типу» — то есть от результата и от процесса. Вроде как мужчине в сексе нравится «сам процесс», а женщина «непременно настроена на результат, то есть на ребенка». Вот уж, извините, глупости: «сам процесс» вполне может любить и женщина (и при этом предохраняться, — то бишь не расценивать секс лишь как способ получить ребенка), а удовольствие от рождения малыша может получить и мужчина (более того — некоторые мужчины и на секс как таковой идут нередко только ради зачатия). А иные психоаналитики склонны, наоборот, полагать, что для мужчин чаще стимулом к творчеству становится как раз результат — якобы потому, что «женщина рожает ребенка, а у мужчины на этом месте комплекс, и он ради устранения ощущения такого дефекта «рожает» разные идеи, проекты, бизнес-планы и т.п.» Но опять же — сколько угодно мужчин, которые «складывают идеи в стол», и достаточно женщин (особенно там, где нет давления двойной морали), которые хотят не просто работать, а именно делать карьеру!

И еще к слову о процессе и результате: когда человек вынужден делать какую-то нелюбимую, противную работу исключительно ради необходимых ему больших денег — это не сублимация :) Или, если не брать крайности, а сказать мягче — можно вспомнить слова одного известного сатирика, у которого спросили, откуда он, столь «плодовитый» в своем творчестве, берет это «постоянное вдохновение»? На что он ответил: «Откуда, откуда… Денег нет — вот и вдохновение» :) Так что вот такая плодовитая работа — это уже не «сублимация в чистом виде», хотя такие «перегрузки ради денег» тоже могут негативно сказываться на либидо — но это уже больше от рабочего переутомления.

…Но вообще должен вам сказать, что отрыв сексуального удовольствия от процесса размножения действительно еще не закончен (почему у психоаналитиков и возникают подобные ассоциации с родами и детьми). Ведь процесс связывания удовольствия с самим процессом совокупления, а не только с оплодотворением и репродукцией как результатом, длился опять-таки 3 миллиарда лет, а обратный процесс — отрыв собственно сексуального удовольствия от факта размножения — длится всего-то примерно 300 тысяч лет (если уж быть совсем точными — он начался где-то от 500 до 300 тысяч лет назад, и похоже, максимум его развития — как раз сейчас, в эпоху НТР). Так что нам сейчас доводится наблюдать развитие этого процесса собственными глазами. Кстати, пути этого разобщения могут быть достаточно вариабельные (один из деструктивных примеров — получение «сублимированного удовольствия» от убийства, например). Таким образом, «эволюция сублимации» идет полным ходом и вовсе не закончена. Возможно, и потому психоаналитикам пока сложно сформулировать в отношении нее «связные теории»; собственно, и данная статья не претендует на теорию, скорее уж на гипотезу!

© Нарицын Николай Николаевич, врач-психотерапевт, психоаналитик www.naritsyn.ru

Эффект Т. Адорно — почему сублимировать полезно

Теодор Адорно – музыковед, философ, социолог в 50-х годах прошлого столетия сделал интересный вывод:

эффект сублимации способен уничтожить манипуляцию человеческим сознанием.

Например, что при выборе телепередачи для просмотра личность в основном руководствуется подсознательными влечениями, на которые стоит запрет. Если в реальности индивид является яростным противником жестокости и насилия, то по телевизору он чаще будет выбирать контент, имеющий подобное содержание.

Сексуально закомплексованный будет тайком смотреть «фильмы для взрослых». Человек с высоким уровнем тревожности, боящийся всего вокруг, предпочитает кино про зомби, вампиров и т.д. Это и есть сублимация.

Таким образом, при просмотре запретных сцен, психика освобождается от копящегося напряжения чувств и эмоций. Подавленные потребности удовлетворяются, благодаря чему человек чувствует себя довольным и счастливым.

Современные психоаналитики утверждают, что если бы люди, склонные к преступлениям, больше смотрели передач на криминальную тему, сублимируя свои «плохие» наклонности, то количество их правонарушений существенно снизилось.

Обратная сторона медали

Кто бы что ни говорил, но сублимировать получается далеко не у всех. Человек, у которого через край бьет сексуальная энергия, может не заниматься творческой деятельностью, не посвящать себя работе. Наоборот, при подавлении своих желаний такие люди становятся агрессивными и даже доходят до рукоприкладства и насилия.

Внимание! Яркий пример такого поведения демонстрируют серийные убийцы и насильники, совершая преступления на сексуальной почве.

Что такое сублимация, изучаем

Сублимация, как способ психологической защиты

Как сублимировать эффективно

Теперь вы знакомы с термином сублимация – что это и «с чем ее едят». Положение о том, что данный механизм является желательным и полезным для психической стабильности, рождает закономерный вывод:

нужно учиться сублимировать целенаправленно.

Как это сделать:

  1. Первым делом необходимо расслабиться: избавиться от умственной и телесной зажатости, «внутреннего кулака».

    Стараться плыть по течению жизни, позитивно воспринимать встречающихся на пути людей и события.

    Даже неприятный опыт – это, прежде всего, опыт. Плохую оценку ему ставишь именно ты. Для этого можно использовать медитации, техники релаксации, аутотренинги.

  2. Мечтай! Мечты помогают развивать воображение, расширять грани сознания. Благодаря этой способности, люди совершают невероятные открытия, а стереотипное мышление делает жизнь скучной, серой и однообразной.

    Удели 10 минут перед сном тому, чтобы подумать о чем-то нереальном и вскоре ты увидишь, какими вариативными станут твои мысли и действия.

  3. Доверяй своей интуиции – это голос из твоей бессознательной части личности, в которой ты знаешь абсолютно все.
  4. Практикуй упражнение «черная дыра». Закройся в комнате с занавешенными шторами и организуй тишину.

    Смысл в том, что сенсорная депривация (лишение себя слуха, зрения, вкуса, запаха, ощущений) избавляет мозг от информационной нагрузки, он отдыхает, а в это время бессознательное открывает нам свои двери.

    Ты можешь словить интересные образы и мысли, увидеть свою ситуацию с неожиданной стороны, получить ответы на мучащие вопросы.

  5. Почаще находись в состоянии эмоционального подъема. Его можно вызывать усилием воли, конечно, после серии тренировок.

    Закрой глаза и вспомни самый счастливый момент своей жизни: важно отчетливо увидеть обстановку, людей, которые рядом, вспомнить запахи, звуки, свои чувства, а главное – телесные ощущения.

    Понаблюдай во время этих воспоминаний за своим телом: наверняка грудная клетка раскроется, плечи распрямятся, спина вытянется, появится трепет в груди. Что еще?

    Проделывая такое упражнение хотя бы раз в день, человек запоминает соответствующее ему положение тела и присутствующие в этот момент ощущения. Далее, обращаться к прошлому опыту уже будет не нужно,
    достаточно принять «счастливую» позу и настроение изменится согласно ей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лечение души
Для любых предложений по сайту: [email protected]