Семейная интегративная психотерапия в помощь Вам и Вашей семье


Системная семейная психотерапия

— одна из самых молодых психотерапевтических школ, развивающихся в последнее время. Этот подход возник после Второй мировой войны, он развивался в тесном сотрудничестве с кибернетикой, и в этом его существенное отличие от других психотерапевтических подходов. Человек при этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она — объект психотерапевтического воздействия.

Это психотерапевтическое направление, рассматривающее системные связи и межличностные отношения в группе как основания для постановки диагноза и терапии психических расстройств и межличностных конфликтов. Данная форма терапии и её эффективность научно признаны в Германии. В Австрии и Швейцарии признание произошло уже в 1990-е годы. На схожих с системной терапии теоретических положениях основываются следующие нетерапевтические направления – социальная работа, системный консалтинг, системный коучинг.

История

В отличие от классических психоаналитических школ, у каждой из которых был один центр и основатель (Фрейд, Адлер, Юнг, Франкл), системной терапии присущи несколько центров и основателей. Основой системного подхода считаются общая теория систем и конструктивизм (см. тж. Эрнст фон Глазерсфельд как основатель радикального конструктивизма). Биолог Людвиг фон Берталанфи, основатель общей теории систем, искал универсально применимую к различным системам модель и разработал для этого метатеорию. Его точка зрения базировалась на наблюдениях общих закономерностей и их принципиальных оснований. Система по Берталанфи – это единство, состоящее из элементов, представляющее собой нечто намного большее, чем просто их сумма. Элементы взаимодействуют как между собой, так и с другими системами. Семейно-терапевтическое мышление начало развиваться в 70-х гг. XX в., опираясь на новые научные отрасли: кибернетику и теорию систем. С течением времени отделились друг от друга методологический подход и основные предположения, что позволило разграничить несколько школ: структурную и стратегическую семейную терапию, а также межпоколенческая семейная терапия (Миланская модель, Гейдельбергская школа), нарративные (повествовательные) подходы (Майкл Уайт, Гарольд А. Гулишиан), семейную скульптуру (Вирджиния Сатир), интегрированную семейную терапию (Ханс-Вернер Гессманн — Психотерапевтический Институт Бергерхаузен – г. Дуйсбург) и подходы, ориентированные на решение (Милуокская школа). Основные гипотезы последних десятилетий XX в. (теория двойной связи Грегори Бейтсона и Пола Вацлавика; первоначальная идентификация семьи и системы) сохраняли своё влияние только на начальной стадии развития системной терапии. Сейчас системные терапевты признают их устаревшими. На настоящий момент теория находится под сильным влиянием биологической теории систем чилийских ученых Матурана и Варело, которая затем была расширена и усилена за счет социологической теории систем Николаса Лумана.[источник не указан 698 дней

]

США. Истоки

Группа исследователей под руководством Грегори Бейтсона (Джон Викланд, Джей Хейли, Уильям Фрай, Дон Джексон) изучала парадоксы общения. При этом они сосредоточились на трех основных аспектах: теории общения, методологии изменения, и подходящей терапевтической практике. В 1956 г. в исследовательской статье был упомянут исторически важный термин «Теория двойной связи» (англ. «double bind»). Важной предпосылкой этого стали наработки Норберта Винера в области кибернетики. На этой почве стал развиваться новый концепт семейной терапии. Ориентированный на решение подход в семейной терапии возник в 50-е годы в Институте психического исследования (MRI) в Пало-Альто, Калифорния Доном Джонсоном, Грегори Бейтсоном, Джоном Виклендом и Ричардом Фишем. В дальнейшем этим были вдохновлены многие видные семейные терапевты, например, Вирджиния Сатир, Джей Хейли, Пол Вацлавик, Стив де Шазер и Мара Сельвини Палаццони. Решающую роль в историческом развитии семейной терапии сыграл также Сальвадор Минухин. Являясь ведущим семейным терапевтом 1960-х, он повлиял на понимание значения структуры и границ семьи многими последующими поколениями терапевтов и педагогов. Совместно с Джеем Хейли, Браулио Монтальво и Бернис Росмэн он разработал программу-тренинг для семейных терапевтов, в которой методы видеонаблюдения и контроля уже тогда были стандартом. В 1988 году Совместно с Family Studies Inc. он основал Институт подготовки семейных терапевтов в Нью-Йорке.

Миланская модель

Примером важного теоретического и практического подхода к системной семейной терапии можно считать Миланскую модель, созданную Марой Сельвини Палаццоли, Луиджи Босколо, Джанфранко Чеккином и Джулианой Прата. Длительное время они пользовались поддержкой Пола Вацлавика, регулярно посещавшего Милан и обсуждавшего результаты работы данного центра семейной терапии с терапевтами. За короткое время Миланская группа достигла успехов в работе с членами семьи–шизофрениками и с клиентами с нарушениями пищевого поведения. В настоящее время главную роль играет следующий метод работы – метод двух комнат: терапевт и клиент находятся в одном помещении и отделены от коллег-терапевтов, которые наблюдают лечение через одностороннее зеркало или путём видеонаблюдения. Лечащий и наблюдающий терапевты обсуждают концепцию сеанса терапии (обсуждение гипотез). Разговором руководит лечащий терапевт. При необходимости терапевт и наблюдатели проводят консультации во время перерывов. По завершении разговора команда врачей принимает решение об оптимальном конечном вмешательстве (например, домашнее задание или разъяснение симптома), которое сразу сообщается клиенту. Цель этого вмешательства – во-первых, устранить образцы взаимодействия в системе (члены семьи и (или) другие значимые для пациента люди), и, во вторых, изменить симптомы, на которые жалуется клиент.

Вирджиния Сатир, Том Андерсен

Вирджиния Сатир считается матерью системной терапии. Она расширила репертуар и методику системной терапии, оказала решающее влияние на её развитие, введя, во-первых, понятие «семейная скульптура», во-вторых, «реконструкция семьи», и, в-третьих, «прием для гостей (Parts Party)». Благодаря этому можно обнаружить биографические образцы и трансгенерационные проблемы, например, в третьем случае, собственные части личности становятся видимыми и интегрируются. Американка Вирджиния Сатир провела множество семинаров в Европе и повлияла не только на сообщество семейной терапии, но и на введение нейролингвистического программирования и семейно-системной расстановки, правда, к этому она относилась скептически. Норвежский социальный психиатр Том Андерсен расширил терапевтическую установку на так называемую командную рефлексию. При ней терапевт и клиент, как правило, меняются местами с командой коллег-терапевтов в конце сеанса терапии. Терапевт и клиент(ы) наблюдают, как команда коллег-терапевтов отражает текущие события со своей точки зрения с целью помочь и поддержать клиента. Увеличение усилия (нескольких терапевтов) приносит более высокое разнообразие перспектив терапии, уменьшает количество терапевтических ошибок, устраняет субъективность и окупается высокой эффективностью (как правило, необходимо малое число сеансов).

Гейдельбергская школа

Немецкий психоаналитик и пионер семейной терапии[1] Хельм Штирлин был заведующим кафедрой психоаналитических фундаментальных исследований и семейной терапии Гейдельбергского университета с 1974 по 1991 г. Вокруг него собралась группа молодых заинтересованных терапевтов, так называемая Гейдельбергская школа, пропагандировавшая нарративный подход, межпоколенческую перспективу, генограмму и парную терапию. Коллегами Штирлина являются Арнольд Ретцер, Гюнтер Шмидт, Фриц Б. Симон и Гюнтхард Вебер. Находясь под влиянием Мишеля Фуко и опираясь на культурно-антропологический фон, австралийский социальный работник Майкл Уайт совместно со своим новозеландским коллегой Дэвидом Энстоном создал нарративный (повествовательный) подход. Он призывает своих клиентов к новым образцам повествования, часто ориентированным на решение, например, призывает их писать письма самим себе, а также развивает терапевтические упражнения для развития навыков устной речи в конструктивистском тоне.

Системно-семейные расстановки

Основная статья: Системно-семейные расстановки

Системно-семейные расстановки, или системные расстановки, широко распространены в современной системной терапии немецкоговорящего пространства и представляют собой дальнейшее развитие методики семейной скульптуры Вирджинии Сатир. Этот метод поддерживается Инзой Шпаррер, Матиасом Варга и Гюнтхардом Вебером. Весьма спорным, однако, является вариант семейной констелляции Берта Хеллингера, который сильно поляризировал системное сообщество Германии своей категоричной манерой и безапелляционными утверждениями. Метод системных расстановок применяется не только к группам людей (семьи, команды, фирмы и их отделы), но, также, некоторыми системными психотерапевтами, к группам субличностей.[источник не указан 2067 дней

]

Милуокская школа

Инсу Ким Берг и Стив де Шазер начали применять ориентированную, или сфокусированную, на решение терапию (ориентированный на решение подход). Сформированный под решающим влиянием австрийского философа Людвига Витгенштейна, данный подход предполагает, что проблема и решение совершенно различны. Постановка проблемы отходит на второй план, равно как и семья в качестве системы (с членами семьи как элементами). Все «терапевтическое событие» моделируется как процесс развития и решения проблемы. Важнейшие инструменты такого подхода – уважение, шкалирование и так называемый «чудо-вопрос».

Цели и задачи

Нездоровые отношения внутри семьи, отсутствие правильного понимания роли этого кластера и его членов, возрастающая статистика разводов – все это стало причинами возникновения семейной психотерапии. На основании этого можно выделить основные цели и задачи отрасли:

  • общее улучшение отношений между членами семьи;
  • выработка чувств взаимоуважения;
  • культивирования взаимной поддержки в трудных ситуациях и сопереживания;
  • устранение тирании, более рациональное распределение ролей между членами семьи и распределение их обязанностей;
  • преодоление конфликтов, поиск путей решения текущих проблем;
  • устранение комплекса «козла отпущения», отхождение от перекладывания вины за происходящие недоразумения на одного человека;
  • поиск истинных причин конфликтов и неполадок в отношениях;
  • приучение к самоанализу и рациональной самокритичности;
  • выработка чувства терпимости к чужим ошибкам и оплошностям;
  • осознание и принятие различия взглядов;
  • выработка чувства независимости;
  • культивирование умения прислушиваться к чужому мнению;
  • развитие умения высказывать свои чувства партнеру;
  • соблюдение здорового баланса между всем вышесказанным.

Если у вас имеются проблемы такого рода, стоит обратиться в центр семейной психотерапии. Многим людям трудно признать, что им необходима помощь, а уж тем более пойти на сам сеанс. Здесь свою роль сыграло отсутствие доверия к специалистам этой отрасли. Чтобы убедиться в эффективности таких занятий, стоит посмотреть отзывы о семейных психотерапевтах. Они помогли спасти тысячи семей от разрушения и позволили им наконец обрести счастье.


Взаимоуважение в семье и общее улучшение отношений между всеми ее членами — одна из главных задач психотерапии

Развитие теории

Основы системной терапии базируются на работах Грегори Бейтсона (модель двойной связи), философии радикального конструктивизма (Хайнц фон Ферстер, Эрнст фон Глазерфельд), работах Пола Вацлавика и подходах Стива де Шазера, как основателя ориентированного на решение подхода. Начиная с 90-х гг. XX в. можно также проследить влияние биологической теории систем Умберто Матурана (основной труд: «Древо познания»[2]) и социологически-коммуникативной системной теории Никласа Лумана (основной труд: «Социальные системы»[3]).

Детская психотерапия

Отдельного внимания заслуживают специальные техники, ориентированные на работу с детьми. Поводом для посещения детского психотерапевта являются такие ситуации:

  • чрезмерная активность, невнимательность;
  • неврозы, приступы и прочие симптомы нервных расстройств;
  • трудности в общении и нахождении в обществе;
  • внутрисемейные конфликты между родителями и детьми;
  • подозрение на отклонения в развитии;
  • странное поведение;
  • агрессивность;
  • непослушание;
  • поведенческие расстройства;
  • аутизм;
  • необоснованные страхи, тревожность;
  • эмоциональные потрясения, например, на фоне развода родителей и т. д.

При выявлении специфических движений, мимики, своеобразных обрядов проводится курс семейной психотерапии для коррекции тиков ребенку. Его суть заключается в выявлении причин появления такой реакции, выполнении специальных гимнастических упражнений. Важно приучить ребенка к сопротивлению, то есть блокировать желание осуществить то или иное действие, являющееся тиком.

Важно учитывать особенности детской психики. Дети отличаются эмоциональной неустойчивостью, они легко поддаются внушению. К тому же в раннем возрасте закладываются те поведенческие основы, которые оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека и формируют его личность.

Детская психотерапия подразумевает различные подходы и методы, направленные и воздействующие на ребенка и его окружение

Терапевтический подход

Представляющий собой дальнейшее развитие семейной терапии, данный подход рассматривает семейную систему или организационную систему в качестве ресурса, на основе которого могут развиваться как способности и сильные стороны, так и поведенческие расстройства отдельно взятого члена системы. Если член группы проявляет психические или поведенческие расстройства, то он рассматривается как носитель симптома всей системы. Это может проявляться, например, в типичных личностных конфликтах с партнером или в повторяющихся проблемах с клиентами или коллегами. Дальнейшее развитие системной терапии на настоящий момент знаменуется отсутствием четкого учения о расстройствах, например, диагностика «расстройств» или даже «психических заболеваний» вместе с традиционными психопатологическими концепциями в основном отклоняется как неадекватная. С одной стороны, это ведет к терапевтической близости к ориентированным на решение подходам, и одновременно может быть крупнейшим, с трудом преодолимым разногласием с основными направлениями психотерапии и самосознанием немецкой системы здравоохранения, которая работает, в значительной степени ориентируясь на заболевание, а в теоретическом плане ориентирована на бихевиористский или психоаналитический подход. Социальные или психические отклонения обозначаются не как «болезнь» или «патология», а как принципиально понятная реакция на проблемы или требования, которые сами могут быть проблемными.

Методы и приемы

Общество семейных консультантов и психотерапевтов ежегодно пополняет арсенал используемых для лечения методик и приемов. С их помощью удается гораздо более эффективно отыскать трудные положения и воздействовать на ключевые аспекты проблемы.

Психоаналитическая семейная психотерапия подразумевает тщательный анализ проблемной ситуации, эмоций и действий каждого члена семьи, а также их взаимодействия. На разных этапах используются следующие методы семейной психотерапии:

  • Недирективная методика – полная концентрация внимания на пациенте, его переживаниях, соотношении между истинными проявлениями поведения и внутренним «Я».
  • Супервизия – наблюдение, контроль и анализ. Супервизия в семейной психотерапии применяется в сочетании с аудио и видео технологиями.
  • Эмпатия – сопереживание, проникновенность чужими чувствами.

Важно сконцентрировать свое внимание на пациенте, его переживаниях, отношениях с другими членами семьи

В различных техниках семейной психотерапии используются такие приемы:

  • свободные ассоциации;
  • свободные дискуссии;
  • интерпретация;
  • моделирование и проработка ситуаций;
  • директива;
  • парадоксальная реакция;
  • анализ видеозаписей;
  • интервенция;
  • прояснение;
  • конфронтация;
  • отражение чувств;
  • информирование;
  • обратная связь;
  • вопрос;
  • толкование снов;
  • поощрение;
  • повторение;
  • использование молчания и т. д.

Другие подходы

В качестве отправной точки системной терапии рассматривается по возможности наиболее точное разъяснение договора между терапевтом и клиентом (слово «пациент» в большинстве случаев отклоняется). Когда цели лечения становятся конкретными и приемлемыми как для терапевта, так и для клиента, можно начинать собственно терапию. В случае, если терапия длится несколько сеансов, разрешается новое уточнение договора, так как цели терапии со временем могут меняться. В качестве предпочтительной формы рассматривается небольшое количество сеансов по возможности с максимальными промежутками между ними, во время которых клиент пытается опробовать новые знания, полученные во время сеансов, в жизни и (или) выполняет так называемые домашние задания. В этом отношении системно-терапевтический подход характеризуется экономичностью, которая делает акцент на личной инициативе клиентов. Используемые техники, виды терапевтических вмешательств, методы:

  • Круговые вопросы, цель которых — выяснить возможную позицию третьего лица (в том числе и присутствующего);
  • Шкальные вопросы для выяснения различий и прогресса в терапии;
  • Позитивная оценка и выработка позитивного аспекта проблемного порядка вещей;
  • Рефрейминг порядка вещей необходим для того, чтобы стимулировать изменения значения или интерпретации;
  • Парадоксальное вмешательство – как правило, описание проблемного поведения для того, чтобы изменить автоматизмы;
  • Домашнее задание различного, индивидуально-ориентированного характера, выполняются между сеансами;
  • Метафоры, параболы и истории как техника работы с возможным «сопротивлением»;
  • Опрос исключений из проблемного порядка вещей, чтобы уточнить изменяемость статистически рассматриваемого порядка вещей;
  • Применение сослагательного наклонения для фокусировки на вариантах и возможностях;
  • Скульптура – изображение семейных отношений с точки зрения клиента;
  • Социограмма – графическое изображение социальных отношений;
  • Групповая рефлексия – см. в статье о Томе Андерсене;
  • Приглашение членов семьи или друзей принять участие в отдельном сеансе или фазах терапии;

и многие другие.

Этапы терапии

Сегодня применяются самые разнообразные техники семейной психотерапии. Их подбор и комбинирование осуществляются в соответствии с этапами прохождения терапии. В качестве классической модели можно представить следующее распределение:

  • Диагностический этап. Производится знакомство с семьей, определяется проблема и точный диагноз.
  • Преодоление конфликта. С помощью выбранной техники семейной психотерапии выясняются причины спорных ситуаций и осуществляется трансляция истинных позиций от одного члена семьи другому через посредника – психотерапевта. Производится анализ поведения и эмоций пациентов в разрезе конкретной ситуации.
  • Реконструкция отношений. Необходимо научиться решать проблемы коллективно, без лишних эмоций, строить конструктивный диалог.
  • Поддерживающий этап. Психотерапевт закрепляет полученные пациентами навыки с целью их дальнейшего использования при решении конфликтных семейных ситуаций. Проводится моделирование ситуаций для оценки поведения членов семьи и дальнейшей его корректировки.

Стоит увидеть: Православная и христианская психотерапия

Исследование и международное признание

Системная (семейная) терапия признана в США и большинстве европейских стран (Финляндии, Италии, Польше, Швейцарии, Венгрии и Великобритании[4]) на государственном уровне как терапевтический метод. В Австрии признание состоялось после тщательного исследования, проведенного Федеральным министерством здравоохранения в 1993 г. 14 декабря 2008 г. Научно-консультативный совет психотерапии постановил считать системную терапию научно признанной в Германии[5]. Незадолго до этого две ведущие организации «Немецкое общество системной и семейной терапии» (DGSF) и «Системное общество» (SG) предоставили Научно-консультативному совету психотерапии результаты совместного исследования, целью которого была помощь в официальном признании данного терапевтического направления в Германии. Около 80 рандомизированных и контролируемых исследований смогли подтвердить, что системная и семейная терапия представляет собой эффективный и экономичный метод психотерапии, обладающий очень хорошим долгосрочным эффектом[6]. Год спустя, в декабре 2009 г., была разрешена подготовка специалистов в области системной психотерапии взрослых[7]. С ноября 2010 открылось первое направление подготовки по специальности «Детская и юношеская психотерапия» в области системной терапии[8].

Что это такое, ключевые особенности

Семейная психотерапия представляет собой отдельное направление. Объектом воздействия в данном случае является семья, как единое целое, а также отдельные ее представители.

Внутренние взаимоотношения не всегда выстраиваются должным образом. Как следствие рано или поздно начинают возникать конфликты, которые не удается решить привычным путем. Атмосфера отношений портится, что чревато постоянным ощущением эмоционального напряжения, потерей взаимного уважения и доверия, разводом. Для предотвращения таких ситуаций и созданы семейное консультирование и семейная психотерапия. Специалист способен оказать помощь в преодолении кризисной ситуации и вывести членов семьи на верное направление.

Отдельного внимания заслуживает детская психотерапия. Именно дети оказываются в «центре огня» при семейных скандалах. Их психика страдает при неполноценности семьи, когда один из родителей не принимает участия в процессе воспитания своего чада. Хуже всего переносится разрыв отношений между матерью и отцом, а также применение неправильных методов воспитания, отсутствие доверительного общения.

В семейных скандалах нередко страдают именно дети, которые оказываются в «центре огня»

Критика

В основном системную психотерапию критикуют за то, что она, в отличие, например, от психоанализа, не располагает ни широко признанной теорией о психике, ни широко признанной патологической концепцией, ни определенной теорией о расстройствах. Поэтому следует отметить, что методы системной терапии, несмотря на их эффективность, чаще всего обладают эклектическим характером. Кроме того, существует несколько ведущих организаций системной терапии, и взгляды учебных заведений по данному вопросу не всегда совпадают.

Примеры упражнений

Рассмотрим несколько простых упражнений семейной психотерапии, которые можно использовать даже в домашних условиях.

Упражнение 1. Умение слушать. В течение 5 минут один человек из пары должен слушать своего партнера и не перебивать. Можно лишь задавать уточняющие вопросы, чтобы лучше вникнуть в ситуацию. Затем происходит обмен ролями. Так можно вникнуть в суть конфликта и рассмотреть его с точки зрения обоих партнеров, научиться высказываться и слушать.

Упражнение 2. Распределение ролей. Сделайте два одинаковых списков с обязанностями, которые должны выполнять члены семьи и ролями, которые они играют в этой системе. По шкале от 1 до 3 распределите насколько часто вы и ваш партнер выполняете эти пункты (1 – редко, 2 – часто, 3 – постоянно). Выполнять задание нужно самостоятельно, ориентируясь на свое восприятие ситуации. Затем можно заполнить аналогичный список по отношению выполнения обязанностей вашим партнером. В конце сравните результаты.

Упражнение 3. Закончить предложение. Необходимо завершить начатое предложение и сравнить свою версию с реальной. Например:

  • я сержусь, когда…
  • мне нужна помощь мужа/жены в…
  • чаще всего мы ссоримся, потому что…

Подобные упражнения можно выполнять не только для выяснения отношений между мужем и женой, но также для детей и родителей.

Примечания

  1. Штумм, Приц.
    Психотерапия. Энциклопедия персоналий. — 2005. — С. 458.
  2. Матурана, Умберто и Варела, Франциско.
    Древо познания. Биологические корни человеческого познания. — 1987.
  3. Луман, Никлас.
    Социальные системы. Франкфурт-на Майне. — 1984.
  4. Йохен Швайцер, Стефан Беер, Кирстен фон Зюдов, Рюдигер Рецлафф.
    Системная / семейная терапия.
  5. Дитмар Шульте, Герд Рудольф, Берлин.
    Решение научно-консультационного совета психотерапии в отношении семейной терапии. — 2008.
  6. Бернард Шорн.
    Научное исследование доказывает эффективность и долгосрочные успехи.
  7. Министерство труда, социального развития здравоохранения, семьи и женщин федеральной земли Рейнланд-Пфальц.
    Признание специальности «Системная терапия взрослых». — 2009.
  8. Разрешение открытия специальности «Детская и подростковая системная психотерапия». Специальность «Детская и подростковая системная психотерапия» допущена в ноябре экзаменационным бюро федеральной земли Северный Рейн – Вестфалия..

Индивидуальные и групповые занятия

В центре семейной психотерапии можно получить помощь в решении самых разнообразных проблем. В связи с этим применяются как индивидуальные, так и групповые занятия. Оптимальным вариантом является сочетание обоих подходов.

Индивидуальные занятия отличаются более тесным взаимодействием врача и пациента. В семейной практике к индивидуальным практикам относятся сеансы для пар, то есть конкретно для каждой семьи. Удается более подробно разобрать проблему, существующую в данный момент, проследить развитие ситуации, особенности взаимоотношения между членами семьи.

В некоторых случаях более эффективной является групповая техника семейной психотерапии. Занятия проводятся одновременно для нескольких пар. Это позволяет сравнить реакцию разных людей на одну и ту же ситуацию, лучше раскрыть суть проблемы. При этом нужно учитывать особенности каждого пациента и подбирать семьи со схожими проблемами, равным социальным положением, уровнем образования и т. д.

Некоторые тренинги проводятся раздельно для мужчин и женщин. Это своеобразная подготовка перед основной терапией, помогающая избавиться от защитных реакций, провоцирующих конфликты.

Стоит увидеть: Виды психотерапии

Литература

  • Andrea Brandl-Nebehay et.al. (Hrsg.): Systemische Familientherapie. Grundlagen, Methoden und aktuelle Trends. Facultas, Wien 1998, ISBN 3-85076-439-7
  • Jürgen Hargens: Aller Anfang ist ein Anfang. Gestaltungsmöglichkeiten hilfreicher systemischer Gespräche. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2004
  • Jürgen Kriz: Systemtheorie für Psychotherapeuten, Psychologen und Mediziner. Eine Einführung. 3. Auflage, Facultas, Wien, Stuttgart 1999, ISBN 3-8252-2084-2
  • Rudolf Klein, Andreas Kannicht: Einführung in die Praxis der systemischen Therapie und Beratung. Erste Auflage, Carl-Auer Verlag, Heidelberg 2007, ISBN 978-3-89670-571-6
  • Kurt Ludewig: Systemische Therapie, Klett-Cotta, Stuttgart 1992, 1997 4. Auflage, ISBN 3-608-91648-2
  • Klaus Mücke: Probleme sind Lösungen. Systemische Beratung und Psychotherapie — ein pragmatischer Ansatz. 3. Auflage, Potsdam, 2003, ISBN 978-3-9806094-4-9
  • Arist von Schlippe, Jochen Schweitzer: Lehrbuch der systemischen Therapie und Beratung I.Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen 2012, ISBN 978-3-525-40185-9
  • Arist von Schlippe, Jochen Schweitzer: Lehrbuch der systemischen Therapie und Beratung II. Vandenhoeck & Ruprecht, 4. Auflage 2012. ISBN 978-3-525-46256-0
  • Kirstin von Sydow, Stefan Beher, Rüdiger Retzlaff: Die Wirksamkeit der Systemischen Therapie/Familientherapie. Hogrefe-Verlag, Göttingen 2006, ISBN 3-8017-2037-3
  • Christiane und Alexander Sautter: Alltagswege zur Liebe. Familienstellen als Erkenntnisprozess. Eine Einführung in die systemische Arbeit nach Virginia Satir. Schwerpunkt: Systemaufstellung mit Familiensystemen. (hat nichts mit Familienstellen nach Bert Hellinger zu tun), überarbeitete Auflage, Ibera Verlag, Wien 2006, ISBN 3-85052-026-9.
  • Günter Schiepek: Die Grundlagen der Systemischen Therapie, Vandenhoeck & Ruprecht, 1999
  • Insa Sparrer: Wunder, Lösung und System, Heidelberg: Carl Auer 2004 (3. Auflage)
  • Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. — Речь, 2001.
  • Гессманн Х.-В. Учебник по интегрированной системной семейной терапии / Российская переработка Елены Оладовой. — Дуйсбург: Изд-во Психотерапевтического Института Бергерхаузен, 2011. — ISBN 978-3-928524-67-4.
  • Системная семейная терапия: Классика и современность / Под ред. А. В. Черникова. — Класс, 2005. — ISBN 5-86375-130-4, ISBN 978-5-86375-130-6.
  • Людевиг К. Системная терапия. Основы клинической теории и практики. — Изд-во «Verte», 2004. — ISBN 5-94866-001-X, ISBN 978-5-94866-001-1.

Содержание курса

Раздел I. Основные положения и возникновение семейной системной терапии

Тема 1. Определение семейной системной терапии

Семья как система взаимодействующих элементов. Симптом в контексте функционирования семейной системы. Семейная система как объект воздействия терапевта.

Тема 2. Методологические предпосылки формирования семейной системной терапии

Функциональный метод в социологии и антропологии. Бронислав Малиновский и Маргарет Мид. Мужская и женская роль в семье в исследованиях Талкотта Парсонса. Системный подход — Людвиг фон Берталанффи. Кибернетика — Норберт Винер. Циркулярная причинность.

Тема3. Эмпирические предпосылки формирования семейной терапии

Исследования Джулиан Леф и Кристин Вон. Эффект «Симптом гуляет по семье» в наблюдениях психоаналитиков. Попытки психотерапевтов, психиатров, психоаналитиков работать с семьёй.

Тема 4. Историческая ситуация возникновения семейной системной терапии

Институциональные факторы. Концептуальные барьеры. Грегори Бейтсон и начало работы группы Пало Альто. Её основные участники. Различные направления семейной системной терапии.

Тема 5. Семейная системная психотерапия и психоанализ

Теоретические различия. История взаимоотношений. Современная ситуация. Интегративный подход. Случаи, в которых семейная системная терапия – средство выбора номер один.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лечение души
Для любых предложений по сайту: [email protected]