Что такое синдром Аспергера и почему его называют «самой легкой формой аутизма»


Что такое синдром Аспергера

Синдром Аспергера можно назвать «самой легкой формой аутизма». Это расстройство, которое сказывается на поведении человека, его восприятии мира и процессе формирования отношений с окружающими. Синдром Аспергера в основном является «скрытой дисфункцией». Это означает, что по внешнему виду нельзя определить наличие у кого-либо синдрома Аспергера. В то же время люди с данным расстройством испытывают трудности в трех основных областях, которые часто называют «триадой нарушений»:

  • социальная коммуникация
  • социальное взаимодействие
  • социальное воображение

Почему Грету начали беспокоить экологические проблемы?

Грета Тунберг родилась в 2003 году в Стокгольме (Швеция). Ее родители – известные люди. Мама – оперная певица Малена Эрнман (в 2009 году она участвовала в «Евровидении»), папа – актер Сванте Тунберг.

С самого детства девочка отличалась от своих сверстников. Когда Грете было 11 лет, ей и ее одноклассникам в рамках школьной программы показали документальный фильм о проблемах экологии. В фильме были показаны «мусорные острова», плавающие в Тихом океане. Одноклассники шведкой девочки посмотрели его, обсудили и забыли. А вот на психику Греты увиденное произвело сильнейшее впечатление. Она впала в настоящую депрессию и всерьез обеспокоилась дальнейшей судьбой планеты.

С тех пор она начала активно интересоваться вопросами экологии. Спустя некоторое время ребенок добровольно отказался от употребления мяса. Следуя его примеру, другие члены семьи тоже постепенно стали вегетарианцами. В настоящее время Грете 16 лет, и она по-прежнему увлечена идеей защитить мир от экологической катастрофы.

Синдром Аспергера: признаки у взрослых и детей

Людям с синдромом Аспергера трудно интерпретировать такие знаки, как интонация, мимика, жесты, которые большинство людей воспринимают как должное. Это означает, что им сложнее общаться и взаимодействовать с другими людьми. Что вызывает у обладателя синдрома Аспергера тревогу, беспокойство и сильную растерянность.

При этом, в отличие от «классического аутизма», у людей с синдромом Аспергера не так выражены проблемы с речью, и часто они имеют средний или выше среднего интеллект. Они способны к обучению, хотя могут в этом иметь некоторые затруднения. У них могут быть дислексия, апраксия (диспраксия), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), эпилепсия.

У разных людей симптомы могут быть выражены по-разному и проявляться в различной степени. При правильной поддержке и стимулировании люди с синдромом Аспергера могут вести полную и независимую жизнь.

Диагностика

Диагностика синдрома Аспергера представляет трудности. Обследованием пациентов занимаются специалисты по психиатрии, также требуется участие невролога, реже эндокринолога. Важно для начала отграничить сугубо психическое отклонение от симптома органического поражения головного мозга. Проводятся базовые мероприятия: МРТ для визуализации церебральных структур, электроэнцефалография, чтобы оценить электрическую активность головного мозга. Возможен рентген черепа, КТ головного мозга.

В отсутствии структурных изменений имеет смысл проводить диагностику собственно психических расстройств. На это понадобится не один месяц. С ходу диагноз не выставит никто, нужно наблюдение. В детские годы симптомы, хотя и есть, их нередко списывают на особенности характера, процессы взросления. Определить синдром Аспергера на этом этапе невозможно, можно только заподозрить. Потому большая часть случаев остается не выявленной.

Все становится явно в школьные годы, в подростковый период и тем более во взрослом возрасте. Однако мало кто после окончания детства обращается к психиатру с жалобами на проблемы с коммуникацией. Потому, скорее всего, пациентов много больше, чем предполагается и описывается в статистических данных.

Для обнаружения болезни проводится полное психопатологическое исследование:

  1. Устный опрос. По характеру речи, особенностям жестикуляции, невербальным моментам можно определить особенности уже на первичном приеме.
  2. Сбор анамнеза. Чем болел, когда. Важно также расспросить о типичных интересах, задать несложные вопросы, не предполагающие одного конкретного ответа. Это позволит оценить характер интеллектуальной активности, особенности интересов, их глубину, способности к аналитическому, абстрактному мышлению.
  3. Тест на определение синдрома Аспергера. Стандартный опросник. Не является информативным в достаточной мере, используется в рамках вспомогательных мероприятий.

Важно наблюдать за пациентом в естественных и привычных условиях. Это позволит сделать выводы о поведенческих реакциях. Потому госпитализация в стационар не рекомендуется. Важно динамическое наблюдение, исследование в разные моменты времени. Задача рутинная. Чтобы определить синдром Аспергера потребуется много времени.

Дифференциальная диагностика проводится с шизотипическим расстройством (при нем наблюдаются проблемы с мышлением), шизоидной акцентуацией (грань очень тонкая), социофобией.

Сильные стороны людей с синдромом Аспергера

  • Уровень интеллекта от среднего до высокого.
  • Хорошие вербальные навыки; богатый словарный запас.
  • Способность воспринимать и запоминать большие объёмы информации, особенно по теме специального интереса.
  • Способность мыслить визуальными образами.
  • Независимое, самостоятельное обучение.
  • Склонность мыслить нешаблонно и находить нестандартные подходы.
  • У некоторых есть выдающиеся способности и знания в конкретных областях.
  • Способность заниматься делами в одиночку.
  • Заинтересованность в малоисследованных или нестандартных областях знаний.
  • Способность к длительному сосредоточению во время чтения, письма, проведения опытов.
  • Способность замечать мелкие детали в идее, теории, числовом ряде, объекте, визуальном образе, книге, фильме.
  • Способность выполнять однотипные задачи, в которых важны точность, правильность и порядок.
  • Серьезный подход к работе; приверженность качеству и точности работы.
  • Способность и склонность говорить правду. Даже если это невежливо или не отвечает личным интересам.
  • Потребность в правилах и их соблюдении.
  • Склонность симпатизировать животным и защищать их.

Кроме того, люди с синдромом Аспергера часто прикладывают много усилий для получения социальных навыков, которые не приобретаются естественным путем. Они упорны и не принимают неудачи, принимают несовершенства других людей как данность.

Симптомы

Они начинают в начале жизни. Если вы мама или папа ребенка, у которого он есть, вы можете заметить, что он не может смотреть в глаза. Вы также можете обнаружить, что ваш ребенок кажется неловким в социальных ситуациях и не знает, что сказать или как ответить, когда кто-то говорит с ним.

Он может пропустить социальные сигналы, которые очевидны для других людей, такие как язык тела или выражения на лицах людей. Например, он может не осознавать, что когда кто-то скрещивает руки и хмурится, он злится.

Еще одним признаком является то, что ваш ребенок может показать мало эмоций. Он может не улыбаться, когда он счастлив, или смеяться над шуткой. Или он может говорить плоским, роботизированным способом.

Если у вашего ребенка есть состояние, он может говорить о себе большую часть времени и сосредоточиться на одной теме, такой как камни или футбольная статистика. И он мог бы повторяться много раз, особенно по интересующей его теме. Он мог бы также делать те же самые движения снова и снова.

Он также может не любить перемены. Например, он может есть одну и ту же еду на завтрак каждый день или испытывать затруднения при переходе из одного класса в другой в течение школьного дня.

Тревожность

Тревожность часто является нормальной частью жизни для людей с аутизмом. Ранее мы говорили о том, что женщины с аутизмом подвержены большему риску диагностики тревожного расстройства вместо РАС (а не вместе с РАС), так что мы можем сделать вывод, что симптомы тревожности встречаются у женщин чаще, чем у мужчин. Отдельно тревожность упоминали 50% женщин, с которыми я проводила интервью, и также о ней очень часто говорится в книгах, написанных женщинами с аутизмом.

«Тревожность для меня – это хроническая повседневная проблема, которая значительно ухудшается в стрессовых условиях, например, на работе и в напряженных социальных ситуациях. Поскольку у меня часто происходит регресс в стрессовых ситуациях (или начинается что-то вроде истерики), то еще у меня есть что-то вроде фобии того, что я не совладаю с той или иной ситуацией».

«Мне очень сложно что-то планировать, потому что когда я планирую что-то, мне кажется, что я могу это сделать, а потом наступает этот день, и я просто не могу с этим справиться. Из-за этого я часто подвожу других людей и что-то отменяю».

Женщины с аутизмом испытывают тревожность, потому что они живут в мире, который вызывает у них бесконечное замешательство, кажется нелогичным и выводящим из себя, полным непоследовательности и нарушений заведенного порядка. Это, вероятно, усиливается из-за гендерных ожиданий по отношению к ним, которым они не в состоянии соответствовать. Результатом становится избегание определенных ситуаций, а также общее ощущение беспокойства, которое может охватить в любой момент. Ниже приводятся примеры ситуаций, которые вызывают особенно сильный стресс у женщин с аутизмом.

«Мне приходится избегать ситуаций, которые часто способствуют моей тревожности. Я испытываю особенно сильную тревожность, когда нахожусь одна в толпе или там, где много людей, или, когда мне нужно о чем-то договариваться. Обычно мне нужно какое-то руководство, подготовка или обратная связь, чтобы помочь мне справиться и понять такие ситуации, так как из-за тревожности я теряю способность воспринимать информацию в режиме реального времени».

«Отношения, непонимание отношений или ошибочное понимание, и все беспокойство, которое с этим связано. Неудача – это настоящая катастрофа».

«Общение, встречи с новыми людьми, мероприятия вечером, вечеринки, разговоры с незнакомыми людьми без алкоголя, когда нужно идти по Лондону вечером, посещение новых мест, вечеринки в честь дня рождения».

«Когда внезапно встречаю знакомых, но не близких мне людей в автобусе, на автобусной остановке, в кафе и так далее. Для меня это очень большой стресс, и я не могу придумать, что сказать. Мне проще говорить с кем-то, кого я вообще не знаю».

Депрессия

Депрессию упоминали примерно 50% женщин, с которыми я проводила интервью, и мой опыт говорит о том, что в реальности эта цифра должна быть даже выше в данной группе. Ощущения, что ты «не такая как все», и что ты живешь в несправедливом мире, но у тебя нет никакой возможности все исправить, настолько часто встречаются среди людей с аутизмом, что многие из них даже не называют это «депрессией» — это просто «жизнь». Многие женщины с аутизмом, с которыми я работала, описывают себя как находящихся «в постоянной депрессии», когда их сниженное настроение – это просто последствие нехватки социального принятия и ежедневных проблем. Им сложно отделить свою депрессию от аутизма.

Проблемы с распознанием собственных эмоциональных реакций (алекситимия) и неспособность отличить их от физических ощущений приводят к тому, что женщины с аутизмом могут сами не знать, что чувствуют, или же они не могут выразить это словами. Я также гадаю (частично, благодаря личному опыту), может ли постоянная жизнь с пониженным настроением и высоким уровнем стресса привести к тому, что люди просто не знают, что такое «нормальное» эмоциональное состояние.

«Депрессия с середины подросткового возраста. Мне кажется, она ограничивает мои усилия по улучшению своей жизни. … Трудно отделить последствия депрессии от синдрома Аспергера – мне кажется, это комбинация того и другого, которая десятилетиями изолировала меня».

«Я считаю, что мою депрессию часто провоцирует рост тревожности, может быть, усилия, направленные на приглушение тревожности, приводят к тому, что я перестаю беспокоиться о своей жизни вообще. Я часто застреваю на каких-то вопросах, которые меня беспокоят, когда я пытаюсь понять и решить свои проблемы. Однако часто моя неспособность перестать думать об этих вопросах усиливает мою депрессию».

«Наверное, я никогда не теряла надежду, что все станет лучше, пусть даже это потребует много сил, и я знаю, что это отличается от классического описания депрессии. Я чувствую, что моя депрессия отличается от того, как ее описывают нейротипичные люди».

Некоторые женщины говорили, что антидепрессанты помогли им улучшить настроение, но другие освоили стратегии, которые позволяют им жить с депрессией как неотъемлемой частью жизни. Вера женщин в возможности профессиональной помощи была очень низкой – большинство считали, что специалистки в области психического здоровья, которые очень мало или вообще ничего не знают об аутизме, просто не смогут их понять. Женщины, которые обращались за профессиональной помощью, обычно страдали от самых серьезных случаев депрессии, и обращение за помощью было для них последним средством.

«Для меня было важным научиться понимать, когда у меня депрессия, поскольку она развивается постепенно и может оставаться незамеченной неделями и месяцами. Как только я понимаю, что у меня депрессия, мне помогает сказать «стоп» и «выхаживать» себя пару дней, когда я отдыхаю и ем сколько угодно, прекращаю все нормальные занятия, а потом составляю план действий по возвращению к здоровому образу жизни и здоровому питанию (но в очень щадящем режиме!)».

«Мне не нужно, чтобы меня донимали, надо находиться в тишине, без того, чтобы мне объясняли, что у меня нет причин для депрессии и нужно просто «взять себя в руки». Я склонна избегать в таком состоянии других людей, так как их реакции обычно не помогают. Я знаю, как пройти через это, и мне лучше сделать это самостоятельно».

Нанесение себе повреждений

Люди наносят сами себе повреждения разными способами и по разным причинам. Ранее в разделе про сенсорные особенности мы уже упоминали ковыряние и расцарапывание кожи, выдирание и перебирание волос. То, как люди описывают подобное поведение, является очень индивидуальным, но иногда грань между поиском сенсорного утешения и самоповреждением является очень зыбкой. Матери девочек с аутизмом сообщают о самоповреждениях как о своем самом большом беспокойстве. Насколько я могу судить, девочки и женщины с аутизмом наносят себе повреждения, чтобы почувствовать (физическую) боль, когда они переживают слишком сильные эмоции. Лиан Холлидей Уилли описывает, что она «раздирала» кожу, чтобы восстановить связь с собственным телом, но она предупреждает, что другие люди будут считать, что вы причиняете себе вред, а не пытаетесь (в какой-то степени) себя исцелить.

В подростковом возрасте я очень много резала себя. Моим излюбленным оружием была английская булавка. Я проводила острым концом по коже на руках до кровотечения, а потом продолжала это делать. Я также вырезала имена и инициалы мальчиков у себя на руках. Я до сих пор могу разглядеть у себя слабые шрамы. Я рассказывала об этом на конференции для женщин с аутизмом, и потом женщина подошла ко мне и попросила показать мои шрамы. Я показала их, а она показала мне свои – почти невидимые имена на ее руках, в тех же самых местах, что и мои. Мы обе рассмеялись. Даже в наших самых мрачных моментах мы смогли обрести связь и понимание без осуждения от той, которая прошла через то же самое.

В то время я понятия не имела, почему я это делаю. Я ничего не знала про аутизм. Я знала, что у меня есть невыносимые физические ощущения, которые накапливаются внутри моего тела как в вулкане без возможности выхода. Я не могла описать словами мои чувства, проще говоря, я понятия не имела, что с ними делать. Я не могла говорить о своих чувствах, у меня не было для них слов. Это называется «алекситимия». Раны на моей коже и направление чувств в физическую боль каким-то образом переключали мое внимание на что-то реальное и ощутимое, и это позволяло этим чувствам раствориться. Это приносило мне облегчение и спокойствие. Сейчас мне уже больше 40 лет, и когда я испытываю перегрузку, у меня все еще бывает потребность резать себя. Моя способность выражать словами и переносить сильные эмоции ничуть не лучше, чем когда мне было 15 лет, но теперь я лучше понимаю последствия такого поведения для меня и моих близких. Мой партнер и моя семья будут сильно беспокоиться, а если об этом узнают мои работодатели, они будут сомневаться, стоит ли меня нанимать. Это станет видимым свидетельством того, что я неспособна быть «нормальной», и это окружающим будет гораздо труднее игнорировать. Для кого-то способом блокировать слишком сильные чувства может стать злоупотребление психоактивными веществами, в первую очередь, алкоголем. К сожалению, исследований по химической зависимости среди людей с аутизмом практически не существует. Однако есть доказательства связи между алкоголизмом и социальной тревожностью – 65% пациенток центров по лечению алкоголизма имеют диагноз «расстройство социальной тревожности».

Медитации, знание себя и, разумеется, диагностика РАС могут помочь девочкам и женщинам лучше понять, почему они чувствуют то, что чувствуют, и как им справиться с этими чувствами, не причиняя себе вреда. Нельзя просто говорить женщине перестать причинять себе вред, не оказывая ей поддержки в связи с причинами такого поведения – такие попытки будут неуспешны и лишь вызовут у нее чувство вины, что ее «обнаружили», и что она не смогла справиться со стрессом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]