Когнитивно-Поведенческая Терапия (КПТ): Что Это Такое?


Что такое когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)?

В процессе обучения психологи и психотерапевты изучают разные подходы к проведению психоанализа и дальнейшему лечению пациентов. В число этих подходов входит и когнитивно-поведенческая психотерапия. Что это такое? Когнитивно-поведенческая терапия — это психотерапевтический метод лечения ряда психологических заболеваний, с помощью которого психотерапевт помогает пациентам избавиться не только от самих проблем, но и от причин их возникновения. Данная методика направлена на выявление заложенных в подсознание отрицательных паттернов, то есть привычек и образов, оказывающих негативное влияние на психику.

❗️КПТ — это в психологии один из основных инструментов, позволяющих помочь пациенту отстраниться от травмирующих воспоминаний. Принцип работы этой методики заключается в том, что терапевт помогает изменить негативное мышление человека, направить его мыслительные процессы в позитивное, конструктивное русло.

КПТ психотерапия отличается от классического психоанализа тем, что не только помогает выявить негативные паттерны, но и успешно преодолеть их. Для того чтобы достичь этой цели когнитивно-поведенческий терапевт может задействовать разные инструменты: дневники, упражнения, ролевые игры, медитации и т. д.

Таким образом, когнитивно-бихевиоральная психотерапия представляет собой методику, позволяющую выявить и преодолеть деструктивные привычки и мысли, заменив их на конструктивные. Благодаря этому человек получает возможность изменить свою жизнь, руководствуясь объективным пониманием окружающего мира и самого себя.

Основная концепция этой методики заключается в том, что преодоление негативного мышления – это единственный путь к нормальному образу жизни. Например, если человек фокусирует своё внимание на автокатастрофах, их последствиях, статистике смертности ДТП, то он, скорее всего, будет избегать использования автомобильного транспорта. Естественно, это негативно отразится на качестве его жизни и отношении окружающих к человеку. Поэтому преодоление негативных мыслей и фокусировка на реализации своих жизненных целей необходимо для того, чтобы начать вести активный образ жизни, социализироваться, реализовать собственный потенциал.

Методы поведенческой психотерапии

В отличие от других способов лечения в психиатрии и психологии, методы поведенческой психотерапии базируется на достаточно элементарных трансформациях поведенческих шаблонов. Речь идет об устранении нежелательных линий поведения, и научения индивида новому, более положительному шаблону. Как правило, такими шаблонами являются именно те социальные рамки, отсутствие которых – это причина нарушения в психике или даже поведении индивида.

Одной из таких методик является авверсивная терапия. В ее основе лежит применение на субъекте различных неприятных или даже травмирующих для него стимулов, которые сами по себе предотвращают опасное или нежелательное для него действие. В наше время авверсивная терапия признана весьма опасным способом лечения, поскольку в значительной степени затрагивает вопрос о сохранности психики пациента.

Исходя из этого, все чаще она применяется как «крайняя возможность» в том случае, когда другие методы бессильны при лечении, скажем, запущенных стадий зависимости от алкоголя или наркотика. Но даже в таких случаях метод редко применяется как отдельная техника психологического лечения, в обязательном порядке совмещаясь с другими методиками.

Это обусловлено тем, что авверсивная терапия несет больше «подавляющий характер», по сути блокируя определенный отрицательный шаблон поведения, но вместе с блокировкой всегда должно следовать замещение блокированного шаблона поведения на новый положительный.

Нередко можно услышать также о «жетонной» системе поведенческой терапии. Она в гораздо больше степени основывается на выработке пациентом определенной привычки, банальном его воспитании. Смысл жетонной системы в том, что индивид, совершая определенное положительное действие в рамках прививаемого ему требуемого шаблона, получает символическое «вознаграждение».

Как правило, вознаграждением могут быть жетоны, балы, другие образные единицы. Пациент может их накапливать, чтобы в дальнейшем выменять на какие-либо нужные ему или просто приятные вещи. Такая методика во многом напоминает выработку привычки или даже рефлекса, и весьма часто применяется в рамках перевоспитания в местах лишения свободы, тюрьмах.

Конечно, существует множество других методов, которые отличаются между собой своей эффективностью в определенных условиях, сложностью, требованиями к пациенту и даже уровнем опасности для него. К ним можно отнести обучение самоконтролю, методику самоподкрепления, система штрафования, воспитание самооценки и чувства собственной важности.

перейти наверх

Кто разработал метод когнитивной терапии?

Над тем, что управляет мыслями и действиями человека, размышляли ещё в далёкой древности. Великие мыслители и философы Римской империи (Эпиктет, Сенека, Цицерон) первыми пришли к мысли, что душевные тревоги и психологические заболевания возникают из-за неправильных психологических установок, субъективного понимания мира и заблуждений. Позже аналогичные высказывания озвучивали философы Френсис Бэкон и Бенедикт Спиноза.

Изучая работы этих мыслителей и проводя собственные исследования, американский психотерапевт Аарон Бек разработал когнитивное направление в психологии. Он стал создателем принципиально новой методики психотерапии, позволившей решить множество проблем, и начать лечить ряд психологических заболеваний.

❯❯❯ Американский психотерапевт Аарон Бек

В основе исследований Аарона Бека лежало наблюдение, что люди с определённым складом мышления больше других склонны к возникновению психоэмоциональных заболеваний. Это означало, что возникающие у людей с негативным мышлением мысли и чувства отрицательно влияли на их поведение, здоровье и жизнь в целом. Поэтому методика КПТ была направлена изменение мышления.

Согласно работам Аарона Бека, цель когнитивно-поведенческой терапии заключается в следующем:

  • Решить проблемы, провоцирующие возникновение психических расстройств;
  • Снизить либо полностью устранить симптоматику заболевания;
  • Снизить вероятность повторного возникновения болезни;
  • Повысить эффективность медикаментозного лечения.

При этом основной целью является устранение причин возникновения психических расстройств, а именно деструктивных мыслей, идей и образов, искажающих восприятие мира и поведенческие реакции человека. По сути, психотерапевт с помощью методики КПТ учит пациента не пытаться контролировать всё, что происходит вокруг него, а управлять только своими действиями и своим восприятием мира.

Для проведения бихевиоральной терапии и консультирования необходимы следующие умения˸ 1) разбивать поведение на фрагменты, то есть операционализировать его; 2) проводить функциональный анализ, чтобы уточнить предысторию проблемы, результирующее поведение и последствия; 3) определять совместно с клиентом цели, являющиеся общественно приемлемыми; 4) использовать специальные процедуры изменения поведения. Наиболее часто используются следующие техники˸

1.Релаксация.

Психологи бихевиорального направления считают более эффективным не поиск причин физической зажатости, которая может проявляться в форме бессонницы, скованности, высокого давления, а обучение клиента механизму релаксации. Программы релаксации обычно основаны на техниках˸ а) контраста напряжения – расслабления. На первой стадии клиент с закрытыми глазами делает несколько глубоких вдохов и выдохов. На второй клиенту предлагается попеременно напрягать или расслаблять разные группы мышц, пока он не ощутит различий в этих состояниях. На третьей клиенту предлагается запомнить разницу между напряженным и расслабленным состоянием с целью понимания того, что такое мышечное напряжение. Четвертый этап посвящен процедуре контрастного сжатия – расслабления групп мышц в определенном порядке для достижения релаксации. Пятый этап связан с завершением упражнения; б) прямой релаксации. При этом клиент просто расслабляет группы мышц одну за другой. При данной технике особенно важны отношения между психологом и клиентом.

2.Систематическая десенситизация (или уменьшение тревожности).

Данная техника, разработанная Дж. Вольпе, направлена на решение проблем, связанных с тревожностью и напряжением. Она включает в себя несколько этапов˸ а) обучение клиента технике глубокой мышечной релаксации по Джейкобсону; б) составление иерархии ситуаций, вызывающих страх. Для установления начальной и конечной точки самой страшной ситуации присваивается 100 баллов, состоянию абсолютного покоя – 0 баллов; в) прохождение шкалы страхов от нижней точки до верхней в состоянии глубокой мышечной релаксации. При этом клиент учится визуализировать все свои страхи в состоянии расслабления.

3.Имплозия (наводнение).

Техника сходна с систематической десенситизацией, однако проводится без мышечной релаксации. После составления иерархии страхов переходят к имплозии – представлению ситуаций страха. По поведению клиента (двигательной активности, напряжению мышц, мимике) психолог оценивает интенсивность испытываемого страха и степень включенности клиента. Задача психолога – поддерживать высокий уровень страха в течение примерно 40 – 45 минут.

4.Парадоксальная интенция (стремление).

Согласно этой методике, предложенной В.Франклом, клиенту предлагается прекратить борьбу с симптомом и, наоборот, пытаться умышленно вызвать ᴇᴦο и усилить. Метод заключается не только в перевертывании своего страха, но и в юмористическом к нему отношении.

5.Моделирование.

Использование данной техники предполагает демонстрацию желаемого поведения. Психолог может сам показать клиенту, как спокойно вести себя в пугающих ситуациях (например, как убивать пауков), либо использовать видеозапись.

Виды когнитивно-поведенческой терапии

Существует ряд специфических типов терапевтических подходов, которые включают КПТ:

✔️ Когнитивная терапия. Фокусируется на выявлении и изменении неточных или искажённых моделей мышления, эмоциональных реакций и поведения.

✔️ Диалектическая поведенческая терапия (ДБТ). Направлена на коррекцию поведенческих реакций и мышления. Реализуется с помощью разных стратегий, в число которых входит стратегия регулирования эмоционального фона.

✔️ Мультимодальная терапия. Основывается на утверждении, что лечение пациента должно основываться на управлении связанных между собой модальностей: аффекте, образах, межличностных факторах, поведенческих реакциях, ощущениях, когнитивных способностях и биологических факторах.

✔️ Рациональная эмоционально-поведенческая терапия. Осуществляется поэтапно. Сначала выявляются негативные психоэмоциональные установки. Потом они оспариваются, а человек учится их самостоятельно выявлять и трансформировать.

Рациональная терапия в психологии на данный момент является одной из наиболее эффективных методик лечения. Она основывается на том, что определённые чувства и мысли, возникающие у человека, укрепляют его субъективные суждения.

Это, в свою очередь, приводит к расстройству поведенческих реакций, негативно влияющими на все сферы жизни. Поэтому рациональная терапия проводится на протяжении многих сеансов. В процессе лечения пациент:

  • Выявляет чувства, мысли и ситуации, которые провоцируют его на дезадаптивное поведение;
  • Практикует новые навыки, с помощью которых он может справиться с теми чувствами, мыслями и ситуациями, провоцирующими его на дезадаптивное поведение;
  • Ставит перед собой цели и задачи, учится планировать свои действия и объективно оценивать свои возможности;
  • Решает проблемы путём их поэтапного выявления, поиска решений и выбора наиболее подходящего способа решения;
  • Учится самоконтролю и самодиагностике путём ведения дневника или применения других инструментов.

Независимо от того, какие виды КПТ применяет терапевт в лечении, пациент должен быть готов к тому, что эффект от терапии наступит не сразу. В процессе лечения человек постепенно идёт к выздоровлению, поэтапно преодолевая свои проблемы и меняясь как личность. По сути, основная цель, т.е. выздоровление, достигается путём реализации более мелких целей: поиска проблемы, её осознания, выявления причин и их искоренения, преображения мышления. Такая методика психотерапии хороша тем, что реализация мелких целей не так пугает, как попытки решения сложных проблем без предварительной подготовки.

Нужно также учитывать, что КТП подходит для лечения не всех пациентов. Некоторые люди не готовы к длительному и регулярному лечению, в ходе которого психотерапевт выполняет роль инструктора. Так, люди, не готовые признать, что некоторые их чувства, мысли и желания ненормальны, с трудом принимают происходящие во время терапии перемены.

Пояснительная записка

Когнитивное направление в психотерапии появилось в шестидесятые годы двадцатого века. Основателями это направления были Арон Бек и Альберт Эллис, работавшие независимо друг от друга, но пришедшие к близким результатам. Бихевиоральное направление появилось раньше и складывалось под влиянием теоретиков бихевиоризма. Отчёты об отдельных случаях успешного применения бихевиоральной психотерапии, были опубликованы ещё в середине двадцатых годов прошлого века, но основателем этого направления заслуженно считается Джозеф Вольпе, который первым начал систематически разрабатывать и применять этот подход. Вольпе считал себя последователем И. П. Павлова, и в начале сороковых годов воспроизвёл Павловские эксперименты, чтобы глубже разобраться в его идеях. В дальнейшем когнитивное и бихевиоральное направления стали сближаться как в теоретическом, так и в практическом плане. А. Бек стал использовать не только когнитивные, но и бихевиоральные методы, а Дж. Вольпе считал, что использует когнитивные. Выяснилось, что между их взглядами нет принципиальных противоречий, и бихевиоральные и когнитивные методы дополняют друг друга. Их общей теоретической основой являются представления о связи между мышлением, эмоциями и поведением и возможностями терапевтического воздействия, основанного на этих связях.

Постепенно сложилось единое когнитивно-бихевиоральное направление в психотерапии. Разные психотерапевты этого направления делают в своей работе акцент на бихевиоральных или на когнитивных методах, или на их сочетании. В отечественной литературе иногда встречается другой перевод того же названия — «Мыслительно-поведенческая терапия». Мы будем придерживаться термина «когнитивно-бихевиоральная терапия», указывающего на историческую связь с бихевиоризмом. Для краткости мы будем также использовать сокращение КБТ. Разные терапевты этого направления дают разработанным ими методам, по существу когнитивно-бихевиоральным, особые имена. Так Альберт Эллис называл свой метод «Рационально-эмоциональной поведенческой терапией». Арон Бек под термином «когнитивная терапия» подразумевал использование и когнитивных, и бихевиоральных методов. Собственные названия для своих систем предлагали Лазарус и Мейхенбаум, также крупные представители этого направления. Другими важными представителями когнитивно-бихевиоральной терапии являются Джудит Бек, Райан Мак Маллин и Роберт Лихи.

По числу практикующих терапевтов и по практическому значению когнитивно-бихевиоральная терапия сопоставима с психоанализом. Эти два направления долгое время были конкурентами и непримиримыми оппонентами. С середины восьмидесятых годов двадцатого века в мировой психотерапии проявилась сильная тенденция к объединению идей различных направлений – так называемый интегративный подход, стало возможным сочетать в работе психотерапевта психоаналитические, когнитивные, бихевиоральные и другие методы. Здесь следует отметить, что А. Бек и А. Эллис были сначала сертифицированными психоаналитиками, и психоанализ сыграл свою роль в формировании их взглядов.

Когнитивно –бихевиоральная терапия относится к числу ведущих направлений мировой психотерапии. Терапевтическая ценность этого направления, его широкие возможности подтверждены обширной практикой и являются общепризнанными. КБТ богата теоретическими идеями, имеет значительный интегративный потенциал, может применяться для помощи в широком спектре расстройств, в том числе при острых расстройствах. Всё это делает курс по КБТ необходимым для подготовки психотерапевта и психолога-консультанта.

Цели курса:

  • Теоретическая подготовка специалиста в области когнитивно – бихевиоральной терапии.
  • Отработка элементов практических навыков работы специалиста по когнитивной терапии.

Задачи курса:

  • Дать слушателю профессиональные знания о теоретических концепциях и идеях когнитивной и бихевиоральной терапии.
  • Дать профессиональные знания об основных видах практических методов терапевтического воздействия, используемых в когнитивной и бихевиоральной терапии.
  • Дать слушателю возможность освоить методы профессионального мышления, разработанные в КБТ.
  • Дать слушателю представление о терапевтическом процессе в КБТ: о его фазах, общей тактике, специфических задачах каждого этапа.
  • На практических занятиях дать слушателю возможность получить личный опыт применения и прохождения когнитивной терапии.

В настоящем курсе когнитивные методы излагаются с позиций А. Бека, а бихевиоральные берутся как у Дж. Вольпе, так и у других исследователей.

В курсе сделан акцент на когнитивные методы. Они образуют его теоретический стержень. Бихевиоральным техникам и методам работы с детским опытом также уделяется серьёзное внимание. Основная особенность авторской концепции курса – наличие большого числа примеров взятых из практики. Каждая теоретическая концепция иллюстрируется конкретным примером – случаем из терапевтической практики. Применение каждого приёма также иллюстрируется конкретным случаем его применения.

В заданиях для студентов также используются конкретные случаи – с методологической точки зрения задания состоят в применении полученных теоретических знаний для анализа конкретных случаев.

Показания к применению

КПТ используется для лечения широкого спектра заболеваний:

  • Расстройств личности (параноидного, шизоидного, истероидного и т. д.);
  • Биполярного расстройства (так называемые «эмоциональные качели»);
  • Алкогольной, наркотической, игровой и других зависимостей;
  • Чувства необоснованного беспокойства, стрессов и депрессий;
  • Расстройств пищевого поведения, т.е. анорексии и булимии;
  • Проблем с гневом;
  • Панических атак;
  • Фобий.

Нужно отметить, что когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств не является единственным и безотказным способом лечения. Обычно её совмещают с медикаментозной терапией и физиотерапевтическими процедурами. В данном случае цель терапии – помочь пациенту преодолеть психическое расстройство и связанные с этим проблемы, сфокусироваться на своём выздоровлении, мыслях, чувствах, восприятии мира.

КПТ – это методика лечения, в которой психотерапевт играет большую роль. В данном случае важность участия пациента и врача в лечении одинакова, так как они вместе устанавливают цели терапии и совместно прилагают усилия к их реализации. Причём в задачу терапевта входит объяснить человеку суть поставленной перед ним задачи.

В психотерапии методика КПТ популярна и среди врачей, и среди пациентов. Причин для этого немало.

▪️ Во-первых, осознание и принятие проблемы так или иначе необходимо для её решения и предупреждения рецидивов.

▪️ Во-вторых, КПТ даёт ощутимый эффект в относительно короткие сроки и может применяться в качестве методики лечения без применения медикаментозной терапии.

▪️ В-третьих, многочисленные исследования показали, что среди всех существующих методик психотерапии КТП является одной из наиболее эффективных, доступных и универсальных.

И, наконец, в процессе такой терапии люди приобретают навыки, которые в дальнейшем помогают им успешно социализироваться и решать большинство возникающих психоэмоциональных проблем самостоятельно. Единственный нюанс – человек должен активно участвовать в процессе лечения и быть готовым к переменам.

Каролина Кораблёва

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни. В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Содержание курса

Раздел первый. История возникновения и основные положения когнитивной терапии

Тема 1. Возникновение и основные теоретические положения КБТ.

Основатели когнитивной терапии. Связь между эмоциями, мышлением и поведением с точки зрения КБТ. Эксперимент Шехтера и Зингера.

Тема 2. Автоматические мысли и их роль в организации поведения и оценке ситуации.

Автоматические мысли, их свойства, их воздействие и феноменология. Их отличие от других видов клиентского материала. Их влияние на эмоции и поведение.

Раздел второй. Методы работы с автоматическими мыслями.

Тема 3. Методы выявления автоматических мыслей.

Затруднения при их выявлении и способы их преодолеть.

Тема 4. Критическая оценка и модификация автоматических мыслей.

Сократические вопросы. Когнитивные искажения. Адаптивный ответ на дисфункциональную автоматическую мысль.

Раздел четыре. Когнитивная концептуализация.

Тема 5. Когнитивная концептуализация как метод понимания клиентского случая в КБТ.

Диаграмма клиентского случая, её основные компоненты.

Тема 6. Базовые убеждения.

Связь между автоматическими мыслями и базовыми убеждениями. Основные группы базовых убеждений.

Тема 7. Промежуточные (компенсаторные) убеждения и компенсаторные стратегии поведения в теории А. Бека.

Тема8. Методы выявления базовых и промежуточных убеждений.

Тема 9. Терапевтическая работа с дисфункциональными убеждениями.

Методы работы с базовыми и промежуточными убеждениями.

Раздел пять. Процесс терапии в КБТ

Тема 10. Основные этапы работы с клиентом и связанные с ними проблемы.

Концептуализация затруднений клиента и терапевта.

Тема 11. Дидактический компонент КБТ.

Дневник автоматических мыслей. Домашние задания на разных этапах работы в КБТ.

Раздел шесть. Релевантный (формирующий) опыт.

Тема 12. Роль релевантного опыта в формировании дисфункциональных убеждений.

Терапевтическая работа с релевантным (формирующим) опытом в КБТ. Разновидности ресинтеза. Роль когнитивной концептуализации случая в работе с релевантным формирующим опытом.

Раздел семь. Бихевиоральная терапия

Тема 13. Бихевиоральные методы в КБТ.

Опыты И. П. Павлова и их историческая роль в формировании бихевиоральной (поведенческой) терапии. Основатели бихевиоризма и бихевиоральной терапии.

Метод систематической десенсибилизации в бихевиоральной терапии. Его разновидности. Моделирование и метод управления подкреплением в бихевиоральной терапии.

Раздел восемь. Работа с тревожными растройствами

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]